Содержание
Пояснительная записка
3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5
1.1.
Общие требования к условиям реализации Программы
8
1.2.
Кадровое обеспечение
9
1.3.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
9
Глава 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
11
Глава 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
18
3.1. ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
18
3.1.1. Модуль «Классное руководство»
18
3.1.2. Модуль «Школьный урок»
21
3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
22
3.2 ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
26
3.2.1. Модуль «Самоуправление»
26
3.2.2. Модуль «Профориентация»
28
3.2.3. Модуль «Работа с родителями»
30
3.2.4. Модуль «Социальное партнерство»
32
3.2.5. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
33
3.2.6. Модуль «Детские общественные объединения»
35
3.2.7. Модуль «Профилактическая работа»
37
Глава 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
40
Приложение
43
Приложение 1. План воспитательной работы школы на 2023-2024
учебный год для обучающихся начального общего образования
Приложение 2. План воспитательной работы школы на 2023-2024
учебный год для обучающихся основного общего образования
Пояснительная записка
Программа
воспитания
общеобразовательного
государственного
учреждения
Свердловской
бюджетного
области
«Полевской
школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные
программы» (далее – Программа) разработана в соответствии с «Примерной
программой воспитания» одобренной решением заседания федерального
учебно-методического объединения по общему образованию от 02.06.2020
года № 2/20, а также с Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября
2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе, а также на решение проблем гармоничного
вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная
программа
является
обязательной
частью
адаптированных основных общеобразовательных программ ГБОУ СО
«Полевская школа» и призвана помочь всем участникам образовательного
процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и
тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Вместе
с
тем,
Программа
призвана
обеспечить
достижение
обучающимися личностных результатов, определенные ФГОС:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3)
сформированность
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
3
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)
развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов
работы с детьми и включает в себя четыре основных раздела:
1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
2. «Цель и задачи воспитания».
3. «Виды, формы и содержание деятельности».
4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
К Программе прилагается календарный план воспитательной работы.
4
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Государственное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
Свердловской области «Полевская школа, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы» была создана решением
Исполнительного комитета Полевского городского Совета народных депутатов
трудящихся от 22.12.1962 № 482 «о создании спецшколы-интерната для
умственно отсталых детей города Полевского».
С 2006 года находится в подчинении Министерства образования и
молодежной
политики
Свердловской
области
в
соответствии
с
Постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2006 № 528ПП.
Юридический адрес места расположения ГБОУ СО «Полевская школа»,
находился по ул. Карла Маркса, д.2, г. Полевской, Свердловской обл.
Школа работает в 1 смену, во второй половине дня организованы
внеурочные
занятия,
общешкольные
мероприятия,
индивидуальные
консультации, в том числе узких специалистов (педагога-психолога, учителялогопеда, социального педагога) для всех участников образовательного
процесса. Школа имеет столовую, оснащенный спортивный зал, библиотеку,
спортивную
площадку,
и
необходимый
инвентарь
для
проведения
практических и теоретических занятий по ПДД.
Среда воспитательной системы ГБОУ СО «Полевская школа» включает
в себя не только возможности школы, но и социокультурные ресурсы города.
Школа тесно сотрудничает с МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е. Бобровой» (Центр
развития творчества); МАУДО ЦРТ им. П. П. Бажова» (Центр развития
творчества); дворовыми клубами: «Звезда», «Юность», «Рекорд», «Азов»;
ГАУК
СО
«СОКМ»
Полевской
филиал
(музей);
МБУК
«ЦБС»
(Централизованная библиотечная система); МБУ ЦРТ «Феникс» (Центр по
работе с молодёжью).
В рамках профилактической работы школа сотрудничает ПДН ОМВД по г.
5
Полевскому; ОУР ОМВД по г. Полевскому; ТКДН и ЗП г. Полевского; ОГИБДД
ОМВД России по г. Полевскому; Отделом надзорной деятельности и
профилактической работы Полевского городского округа ГУ МЧС России;
ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» (Центр психолого-педагогической, медицинской
и социальной помощи); ГКУ СО «Полевской ЦЗ» (Центр занятости
населения).
Также
с
целью
духовно-нравственного,
патриотического
просвещения и воспитания обучающихся, школа тесно сотрудничает с
общественными
организациями,
такими
как
Местная
общественная
организация «Союз моряков» города Полевского Свердловской области (МОО
«Союз
моряков»);
Городская
общественная
организация
ветеранов
(пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.
(Городской Совет Ветеранов Войны и Труда); Автономная некоммерческая
организация Военно-патриотической клуб «Бригада» (ВПК «Бригада»);
Местная православная религиозная организация Приход во имя Святой
Троицы г. Полевского. Процесс воспитания в ГБОУ СО «Полевская школа»
основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и
школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье,
приоритет безопасности обучающегося при нахождении в образовательном
учреждении;
- ориентир на создание в образовательном учреждении психологически
комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических
работников;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых
общностей,
которые
бы
объединяли
обучающихся
и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогических
6
работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в ГБОУ СО «Полевская школа»
являются:
-
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется
интеграция воспитательных усилий педагогов;
-
коллективная
разработка,
коллективное
планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ результатов;
-
ступени
социального
роста
обучающихся
(от
пассивного
наблюдателя до участника, от участника до организатора, от организатора до
лидера того или иного дела);
-
конструктивное взаимодействие обучающихся (межличностное,
межклассное, межвозрастное) а также их социальная активность;
-
педагоги
учреждения
ориентированы
на
формирование
и
активизацию ученического самоуправления, направленного на установление
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений, как на уровне классов,
так и на уровне школы. В рамках реализации данной программы, созданы
детские общественные объединения такие как, отряд ЮИД, волонтерский
отряд;
-
ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную,
личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
7
1.1.
Общие требования к условиям реализации Программы
Программа воспитания реализуется посредством формирования
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий
создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного
процесса
руководствоваться
едиными
принципами
и
регулярно
воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды
совместной деятельности.
Уклад ГБОУ СО «Полевская школа» направлен на сохранение
преемственности принципов воспитания на уровнях начального общего
образования, основного общего образования:
− обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в
том числе современное материально-техническое обеспечение, методические
материалы и средства обучения;
− наличие профессиональных кадров и готовность педагогического
коллектива к достижению цели Программы воспитания;
− взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
воспитания;
− учет индивидуальных особенностей обучающихся, в интересах которых
реализуется
Программа
(возрастных,
национальных и пр.).
8
физических,
психологических,
1.2.
Кадровое обеспечение
Воспитательный процесс осуществляют все педагогические работники
организации: директор школы, заместитель директора по учебной части,
заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог,
педагог-психолог,
педагог-библиотекарь,
учителя,
учитель-логопед,
музыкальный руководитель, тьюторы (внешние совместители).
1.3.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Поощрение – система мер, направленных на побуждение, мотивацию,
стимулирование
обучающихся
к
активному
участию
в
учебной
и
общественной деятельности.
Поощрение обучающихся основывается на следующих принципах:
- стимулирования успехов и качества деятельности обучающихся;
- единства требований и равенства условий применения поощрений, для всех
обучающихся;
- открытости и публичности (наличие Положения о системе поощрения
социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся ГБОУ СО «Полевская школа»);
- определяет виды, основание и порядок поощрения обучающихся ГБОУ СО
«Полевская школа»;
- регламентирует меры поощрения обучающихся в зависимости от их
отношения к своим ученическим правам и обязанностям, соблюдения Правил
внутреннего распорядка, участия в школьных и внешкольных творческих
конкурсах, спортивных состязаниях, других формах общественной жизни
школы, а также порядок учета поощрений, обучающихся и их хранение.
Поощрение дает возможность выявления активных, творческих,
имеющих спортивные достижения обучающихся в каждом классе.
За счет системы поощрений можно обеспечить в школе благоприятную
творческую обстановку для плодотворного обучения в соответствии с Уставом
9
школы, Правилами поведения обучающихся; стимулировать и активизировать
обучающихся к поддержанию порядка (дисциплины) в школе; способствовать
развитию и социализации обучающихся; укреплять традиции школы;
способствовать выработке у обучающихся активной жизненной позиции;
создать условия для общественной презентации достижений обучающихся.
10
Глава 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской
общеобразовательной
творческий,
компетентный
школе,
гражданин
это
–
России,
высоконравственный,
принимающий
судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее
своей
страны,
укорененный
в
духовных
и
культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа,
мир, знания, культура, здоровье, человек) общей целью воспитания в ГБОУ СО
«Полевская
школа»
является:
личностное
развитие
школьников,
проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально
значимых знаний); в развитии их позитивных отношений к этим
общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых
отношений); в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов школы, в первую очередь, на
обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на
обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество,
партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога
по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию - являются
важным фактором успеха в достижении
поставленной цели.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет
способствовать решение следующих основных задач:
-
реализовывать
воспитательные
возможности
общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
11
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
обучающимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
- инициировать и поддерживать деятельность детских общественных
организаций («Совет старшеклассников»; «отряд ЮИД»; волонтерские
отряды);
- вовлекать обучающихся в кружки, секции и иные объединения,
работающие
по
дополнительного
школьным программам
образования,
внеурочной
реализовывать
их
деятельности
и
воспитательные
возможности;
- организовывать работу по профессиональному ориентированию
обучающихся;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
- организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней
обучающихся для освоения ими новых видов социально значимой
деятельности;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие двум уровням общего образования. Это то,
чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание:
12
1.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения обучающихся социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения
обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых
отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К
наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как
в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
13
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно,
без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего,
ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
14
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
15
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
обучающихся.
Кроме того, решение всех вышеперечисленных задач направлено на
достижение обучающимися 3 уровней воспитательных результатов:
1 уровень результатов - приобретение обучающимися с умственной
отсталостью социальных знаний о Родине, о ближайшем окружении и о себе,
об общественных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося со своими педагогами как
значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
2 уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного
отношения к ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для
достижения
данного
уровня
результатов
особое
значение
имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне социальной группы,
класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой
обучающиеся
получают
практическое
подтверждение
приобретенных
знаний и начинают их ценить.
3 уровень результатов – получение обучающимися с умственной
отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия,
формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения
данного
уровня
результатов
особое
значение
имеет взаимодействие
обучающихся с представителями различных социальных субъектов за
пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной
среде.
Достижения трёх уровней воспитательных результатов увеличивают
вероятность появления эффектов воспитания и социального обучения.
16
У
обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая,
социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
17
Глава 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы ГБОУ СО «Полевская
школа». Каждое из них представлено в соответствующем инвариантном или
вариативном модуле.
3.1. ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
3.1.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует:
- работу с коллективом класса;
- индивидуальную работу с учащимися;
- работу с учителями, преподающими в данном классе;
- работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, –
вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка
в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия
решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для
общения;
- сплочение коллектива класса через: игры на сплочение; походы и экскурсии,
18
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в
классе различных праздников;
- выработка совместно со школьниками правил класса, помогающих детям
освоить нормы общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по
тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с
преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со
школьным психологом;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая
проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника,
которую они совместно стараются решить;
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение
ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные,
творческие,
спортивные,
личностные
достижения,
но
и
в
ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи
и неудачи;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими учащимися класса; через
включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
-
регулярные
консультации
классного
19
руководителя
с
учителями
предметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение бесед, направленных на решение конкретных проблем класса;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их
в иной, отличной от учебной, обстановке;
- участие в психолого-педагогическом консилиуме ОУ;
- участие в школьной службе примирения ОУ;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями
предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
- организация на базе класса праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
20
3.1.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками,
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе, группе;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или
работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию
детей
межличностных
к
получению
отношений
в
знаний,
налаживанию
классе,
помогают
доброжелательной атмосферы во время урока.
21
позитивных
установлению
3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная
деятельность
является
составной
частью
учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного
времени обучающихся ГБОУ СО «Полевская школа».
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
- формирование в творческих объединениях детско-взрослых общностей,
которые могли бы сблизить обучающихся и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских коллективах традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Воспитание на занятиях школьных курсов
внеурочной
деятельности
реализуется преимущественно через следующие направления:
Социальное направление. Курсы внеурочной деятельности, которые
направлены на формирование общекультурных навыков поведения в школе и
общественных местах, закрепление умений позитивного взаимодействия в
детском коллективе.
Духовно-нравственное направление. Курсы внеурочной деятельности,
которые направлены на формирование понятий о добре и зле, социальных
ролей, воспитание гражданственности и патриотизма.
Общекультурное направление. Курсы внеурочной деятельности,
22
способствующие развитию у обучающихся навыков связной устной речи,
навыков коммуникации и общения, формирование навыков публичных
выступлений. Знакомство с культурой, народными традициями и народными
промыслами России.
Спортивно-оздоровительное
направление.
Курсы
внеурочной
деятельность, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие
их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
Общеинтеллектуальное направление. Развитие интеллектуальных
способностей, обучающихся с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, возрастных и психолого-педагогических особенностей, обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Реализация
воспитательного
потенциала
курсов
внеурочной
деятельности происходит в рамках, следующих выбранных обучающимися и
их родителями (законными представителями) видов деятельности:
Начальное общее образование (1-4 классы):
- курс «По дорогам сказок»;
- курс «Родные истоки»;
- Фитнес-аэробика «Здоровей-ка»;
- курс по интересам «Мы и мир вокруг нас».
Основное общее образование (5-9 классы):
- курс «Малахитовая провинция»;
- курс по интересам «Фантазеры»;
- курс «Логика в играх и задачах»;
- курс «Пластилинография»;
- клуб по интересам «Семицветик».
Также в образовательном учреждении организованы коррекционные
курсы:
23
- Логопедические занятия. Цель логопедических занятий состоит в
диагностике,
коррекции
и
развитии
всех
сторон
речи
(фонетико-
фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи;
формировании
навыков
вербальной
коммуникации.
Основными
направлениями логопедической работы является: диагностика и коррекция
звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков
речи); диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и
коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых
высказываний,
словоизменения
и
словообразования);
коррекция
диалогической и формирование монологической форм речи; развитие
коммуникативной функции речи; коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности; развитие
познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
-
Психокоррекционные
занятия.
Цель
психокорреционных
занятий
заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися,
направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и
личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений
учащихся;
формирование
навыков
адекватного
поведения.
Основные
направления работы: диагностика и развитие познавательной сферы
(формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной,
мнемической и мыслительной деятельности); диагностика и развитие
эмоционально-личностной
сферы
(гармонизация
пихоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение
уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля); диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная
интеграции
(развитие
способности
к
эмпатии,
сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование
и развитие навыков социального поведения).
24
- Ритмика. Целью занятий по ритмике является развитие двигательной
активности ребенка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой
осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой,
познавательной
сфер,
которая
достигается
средствами
музыкально-
ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой
моторики,
ориентировке
в
пространстве,
укреплению
здоровья,
формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основные направления
работы по ритмике: упражнения на ориентировку в пространстве; ритмикогимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на
координацию движений, упражнение на расслабление мышц); упражнения с
детскими музыкальными инструментами; игры под музыку; танцевальные
упражнения.
- ЛФК (лечебная физическая культура). Целью занятий по ЛФК является
развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических
возможностей и ограничений. Соотнесение самочувствия с настроением,
собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Коррекция
двигательных
навыков,
координации
движений,
физических
качеств.
Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности ходьба на
лыжах, лёгкая атлетика и другие.
25
3.2 ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
3.2.1 Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в ГБОУ СО «Полевская школа»
помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность,
ответственность,
трудолюбие,
чувство
собственного
достоинства,
а
обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Обучающимся ГБОУ СО «Полевская школа» не всегда удается
самостоятельно
организовать
свою
деятельность,
поэтому
детское
самоуправление местами может трансформироваться, посредством введения
функции педагога-куратора, в детско-взрослое самоуправление.
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого
для развития личности обучающегося, способного к духовному и физическому
саморазвитию в коллективе на основе демократизации отношений между
детьми и взрослыми, а также для облегчения распространения значимой для
обучающихся информации и получения обратной связи от классных
коллективов;
- через деятельность творческих групп, отвечающих за проведение тех
или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
- через вовлечение обучающихся к участию, организации, проведению
общешкольных дел.
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных
делах.
На индивидуальном уровне:
- через принятие самостоятельных решений обучающимися, с
последующей
отдачей
предпочтений
тому
или
иному
выбору
планировании, организации общешкольных, внутри классных дел;
26
при
- через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
27
3.2.2. Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагогов и
обучающихся
ГБОУ
СО
«Полевская школа» по направлению профориентация включает в себя:
- профессиональное просвещение обучающихся;
- диагностику и консультирование (обучающихся, родителей (законных
представителей)
по
проблемам
профориентации,
организацию
профессиональных проб обучающихся.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить
обучающихся к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное
самоопределение,
позитивный
взгляд
на
труд
в
постиндустриальном мире, эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку воспитанника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
- профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, оспособах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
ребятам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней
открытых дверей в средних профессиональных (специальных) учебных
заведениях;
-
проведение
диагностики
с
педагогом-психологом
целью
определения
склонностей обучающихся;
28
индивидуальной,
профессиональных
групповой
предпочтений,
- индивидуальные консультации педагога-психолога для обучающихся и
их родителей (законных представителей) по результатам диагностики, а также
индивидуальным особенностям развития личности детей, которые могут
иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- изучение детьми основ профессии в рамках дополнительного
образования - курсов по выбору.
29
3.2.3. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется для более эффективной реализации воспитательных задач на
основе согласования позиций семьи и школы, установления партнёрских
отношений с семьёй каждого ребёнка, проявления заинтересованности
родителей в образовательно-воспитательном процессе.
Данный модуль призван обеспечить формирование и развитие психологопедагогической компетентности родительской общественности посредством
различных форм и видов просвещения и консультирования.
На групповом уровне:
- Общешкольный родительский комитет, участвующий в решении
вопросов воспитания и социализации их детей;
- общешкольные и классные родительские собрания;
- участие родителей в организации и проведении общешкольных
ключевых дел и классных мероприятий;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе;
- родительские всеобучи, на которых родители могут получать ценные
рекомендации
педагога-психолога,
учителя-логопеда;
медицинского
работника, социального педагога по вопросам обучения и воспитания детей;
- проведение мониторинга с целью изучения степени удовлетворённости
родителей (законных представителей) учебно-воспитательным процессом в
школе;
- родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные
консультации
узких
специалистов
(педагога-психолога;
социального педагога; учителя-логопеда; медицинского работника);
30
- информирование (консультирование) родителей через родительские
группы интернет-мессенджеров: «Whats App», «Viber» и других интернетресурсов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов Школьной Службы медиации по запросу родителей
(законных представителей) для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей (законных представителей) в Совете по профилактике
правонарушений
несовершеннолетних,
Школьных
психолого-медико-
педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых
проблем, связанных с поведением, обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
- оказание помощи со стороны родителей (законных представителей) в
подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий
воспитательной направленности;
- индивидуальные консультации родителей (законных представителей)
обучающихся узкими специалистами, педагогами, администрацией школы c
целью координации совместных усилий педагогов и родителей (законных
представителей) для создания благоприятных условий в процессе обучения и
воспитания;
- индивидуальное информирование (консультирование) родителей через
интернет-мессенджеры.
31
3.2.4. Модуль «Социальное партнёрство»
Школа активно взаимодействует с социокультурными учреждениями
Полевского городского округа и г. Екатеринбурга, а также с субъектами
системы профилактики и общественными некоммерческими организациями
(социальные партнеры указаны в Главе 1. Особенности организуемого в школе
воспитательного процесса).
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
общеобразовательной организации предусматривает:
- участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии
с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в
рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной
работы с 1 по 4 класс и с 5 по 9 класс (государственные, региональные,
школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
- участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
- проведение на базе организаций-партнёров отдельных мероприятий, акций
воспитательной направленности с соблюдением требований законодательства
Российской Федерации;
- совместное планирование деятельности с организациями-партнёрами
благотворительной, патриотической, трудовой и т. д. направленности,
ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение (реализация
Программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитани
я обучающихся ГБОУ СО «Полевская школа» «Доброе сердце»).
32
3.2.5. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть обучающихся и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в
школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для
обучающихся, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей
и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе.
В ГБОУ СО «Полевская школа» используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные
на преобразование окружающего школу социума;
- дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в
рамках которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные,
проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны;
- проводимые для жителей города и организуемые совместно с семьями
обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления,
которые открывают возможности для творческой самореализации школьников
и включают их в деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы;
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими
33
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность
детей;
- церемонии награждения школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
в том числе за внесение значительного вклада в развитие школы. Это
способствует поощрению социальной активности детей, родителей (законных
представителей), педагогов, а также развитию позитивных межличностных
отношений между всеми участниками образовательного процесса.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы
дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;
- оказание индивидуальной помощи ребенку в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения
и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы
с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые
могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в
следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы.
34
3.2.6. Модуль «Детские общественные объединения»
На базе ГБОУ СО «Полевская школа» действует детское общественное
объединение «Отряд юных инспекторов движения» (далее отряд ЮИД),
созданное с целью совершенствования работы по профилактике дорожнотранспортных правонарушений среди детей и подростков, воспитания у них
высокой транспортной культуры, коллективизма, а также оказания содействия
в изучении детьми правил дорожного движения, безопасного поведения на
улицах и дорогах.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется
через следующие формы работы.
На уровне работы с обучающимся, входящими в состав отряда ЮИД:
- организация собраний отряда ЮИД, подготовка и реализация
тематических, информационных, обучающих мероприятий направленных на
соблюдение правил дорожного движения;
- организация встреч участков отряда ЮИД с субъектами профилактики,
сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по г. Полевскому в рамках обучающей,
информационной деятельности;
- информирование обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД,
повышение грамотности в вопросах соблюдения правил дорожного движения;
- сплочение и обучение детского коллектива навыкам совместной
деятельности, командной работы;
- вовлечение обучающихся ГБОУ СО «Полевская школа» в деятельность
отряда с целью пропаганды активной социальной позиции на предмет
соблюдения правил дорожного движения;
- организация участия обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД в
мероприятиях, акциях с целью пропаганды соблюдения правил дорожного
движения, в том числе при участи сотрудников ОГИБДД ОМВД России по г.
Полевскому.
На уровне работы с обучающимися школы:
-
участие
обучающихся
образовательного
35
учреждения
в
профилактических, информационных мероприятиях, ориентированных на
знание правил дорожного движения;
- вовлечение обучающихся ГБОУ СО «Полевская школа» в деятельность
отряда с целью пропаганды безопасного поведения детей на улицах и дорогах,
предупреждения детского дорожнотранспортного травматизма.
36
3.2.7 Модуль «Профилактическая работа»
Профилактическая работа в образовательном учреждении - это
совместная деятельность педагогического коллектива, направленная на
воспитание культурного поведения, развитие коммуникативных навыков
обучающихся, создание условий к формированию ответственного отношения
к своим правам и обязанностям, путем повышения правовой грамотности
несовершеннолетних, позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости,
развитию ценностного отношения к собственному здоровью и собственной
безопасности.
Целью профилактической работы школы является создание безопасной
образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития
обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление
физического здоровья, а также предупреждение случаев безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних.
На школьном уровне:
-
организация
и
проведение
межведомственных
комплексных
мероприятиях, акций, конкурсов Всероссийского, областного и городского
уровней: «За здоровье и безопасность наших детей», «Подросток», «Единый
День профилактики», «Безопасность детства», «Единый день правовой
помощи детям», «Сообщи, где торгуют смертью», День отказа от курения,
Международный день борьбы с наркотиками, Всероссийский День трезвости,
Всемирный день борьбы со СПИДом, Неделя безопасности и т.д.;
- привлечение к работе с обучающимися образовательного учреждения
представителей общественных, религиозных организаций, сотрудников
учреждений культуры и дополнительного образования;
- сотрудничество со специалистами различных служб и ведомств по
вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений, социального
сиротства, детского травматизма;
- информационно-просветительская деятельность, направленная на
повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
37
воспитания, образования и обеспечения безопасности несовершеннолетних
детей;
- информирование родителей (законных представителей) о деятельности
образовательной организации по профилактике и предупреждению социальнонегативных явлений, путем распространения памяток, информационных
листовок,
оформления
стендов,
размещения
информации
на
сайте
образовательного учреждения и т.д.
На уровне класса:
-
предупреждение детского травматизма, путем развития навыков
безопасного поведения в различных жизненных, чрезвычайных ситуациях (на
воде,
в
общественном
транспорте,
на
улице,
при
использовании
электроприборов и т.д.);
- профилактика противоправного поведения, самовольных уходов,
повышение
правовой
грамотности
обучающихся
образовательного
учреждения;
- профилактика зависимостей, употребления ПАВ;
- информационная безопасности, профилактика интернет груминга;
- антикоррупционное просвещение;
- профилактика буллинга в детском коллективе;
-
профилактика
аутодеструктивного,
суицидального
поведения
несовершеннолетних;
- профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде,
формирование у обучающихся образовательного учреждения толерантного
поведения;
-
организация мероприятий, содействующих развитию позитивных
интересов детей, их полезной деятельности вне учебного времени.
На индивидуальном уровне:
-
организация
работы
Совета
по
профилактике
правонарушений
несовершеннолетних обучающихся ГБОУ СО «Полевская школа»;
- выявление несовершеннолетних, не посещающих образовательное
38
учреждение, нарушающих правила поведения, находящихся в трудной
жизненной ситуации, социально опасном положении;
- организация индивидуальной профилактической работы с обучающимся
состоящим на внутришкольном учете, а также с его родителями (законными
представителями);
-
вовлечение
обучающегося
общественно-значимую
образовательного
деятельность,
в
систему
учреждения
в
объединений
дополнительного образования с целью организации занятости свободного
времени;
- профилактика семейного неблагополучия, предупреждение жестокого
обращения с детьми;
-
содействие родителям в решении индивидуальных проблем в
воспитании детей;
-
информационно-просветительская деятельность, направленная на
повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, образования и обеспечения безопасности несовершеннолетних
детей;
- организация индивидуальной профилактической работы с семьей,
родителями (законными представителями) состоящими на внутришкольном
учете.
39
Глава 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ
организуемой
в
ГБОУ
СО
«Полевская
школа»
воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой
направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного
воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самого образовательного
учреждения с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в образовательном учреждении, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между обучающимися и педагогами;
-
принцип
ориентирующий
развивающего
характера
экспертов
использование
на
осуществляемого
его
анализа,
результатов
для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с обучающимися деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие обучающихся - это результат как социального
воспитания (в котором образовательное учреждение участвует наряду с
другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и
саморазвития обучающихся.
40
Основными направлениями анализа, организуемого в ГБОУ СО
«Полевская школа» воспитательного процесса могут быть следующие:
- критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся каждого класса (в соответствии
с критериями оценки личностных результатов с учетом типологических и
индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью
(оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями) ФАООП);
- осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем
директора
по
воспитательной
работе
с
последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете образовательной
организации.
-
способом
получения
информации
о
результатах
воспитания,
социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое
наблюдение;
- внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся
удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы, решить не удалось
и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
Состояние организуемой в ГБОУ «Полевская школа» совместной
деятельности детей и взрослых:
- критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в образовательном учреждении интересной, событийно насыщенной
и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых;
- осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями, представителями родительского комитета,
хорошо знакомыми с деятельностью образовательного учреждения и класса;
- способами получения информации о состоянии организуемой в школе
41
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями
(законных представителей), педагогами - их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно-развивающего потенциала школьных
уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе образовательного учреждения
отряда ЮИД;
- качеством профориентационной работы образовательного учреждения;
- качеством взаимодейтсвия с социальными партнерами;
- качеством взаимодействия образовательного учреждения и семей
обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в образовательном учреждении
воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над
которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.
42
Приложение
43