Мы и мир вокруг для 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курса «Мы и мир вокруг нас» и тематическое планирование деятельности
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлено
на основе методического пособия под авторством Е.В. Фешиной «Лего-конструирование в
детском саду» - М.: Сфера, 2019.
Нормативно-правовое обеспечение данной программы соответствует действующему
закону РФ и локальным актам образовательной организации.
В современной парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего
поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования
социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурнообразовательном пространстве.
Этот непростой акцент, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения.
Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с
нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира и
способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную
деятельность. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной
формой работы во внеурочное время.
Цель программы: научить детей ставить задачи, выдвигать идеи, планировать ход
решения, конструировать модели и механизмы, испытывать их в работе.
Задачи: развивать у учащихся интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
—

обучать конструированию по образцу, заданной схеме, по замыслу;

—

формировать учебную деятельность: умение и желание трудиться, выполнять

задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца,
планировать будущую работу;
—

совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;

—

развивать мелкую моторику рук, общее речевое развитие и умственные способности.

Программа кружка «Мы и мир вокруг нас» реализуется в рамках социального
направления во внеурочной деятельности в 3 классе в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей
детей

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальной

недостаточностью).

В

процессе

воспитательной деятельности осуществляется дифференцированный подход. На индивидуальном

уровне для детей практикуется подбор дозированных заданий различного объёма сложности,
сокращение времени для выполнения заданий.
Структура занятий:
Первая часть занятия – это упражнение на развитие мышления (длительность – 5-8 минут).
Вторая часть – конструирование.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Для обучения детей LEGO-конструированию используются разнообразные методы и
приемы.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с
использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать
эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым
формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за
шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует
желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
На занятиях предусмотрены динамические паузы и смена видов деятельности,
упражнения для глаз, физминутки, применение здоровьесберегающих технологий.
Форма организации внеурочной деятельности: групповая.
Способы контроля знаний:
—

индивидуальны, фронтальный и комбинированный опрос;

—

тестирование;

—

представление моделей перед коллективом класса (самостоятельное описание

модели, способа её постройки, функционального назначения).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЫ И МИР ВОКРУГ НАС»
Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных
областей: ручного труда, мир природы и человека, речевой практики, изобразительного искусства.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что
похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину,
высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное
мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В
процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости),
творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного

запаса. Особое внимание уделяется развитию пространственного мышления. Ребята учатся
работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным
условиям, образцу.
Работа с обучающимися начинается с самых простых построек: учиться правильно
соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с
конкретным образцом постройки.
При создании конструкций учащиеся сначала анализируют образец либо схему постройки
находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части
предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ученик,
участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к
проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяется вместе с детьми
правильность соединения деталей, сравнивается с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут
быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует
приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в
коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

3

1

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «МЫ И МИР ВОКРУГ НАС»
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение
носило практический характер. Поэтому в курсе «Мы и мир вокруг нас» реализуется
формирование личностных умений и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти
действия носят характер жизненных компетенций. В данном курсе внеурочной деятельности
представлены многообразные задания, направленные на достижение следующих личностных
результатов:
—

осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

—

адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении;

—

способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения

учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и
правах в организации обучения;
—

способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при

взаимодействии в совместной деятельности;
—

владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной

—

владение

жизни;
навыками

коммуникации

и

принятыми

ритуалами

социального

взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
—

осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной

организации;
—

осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих

возрасту ценностей и социальных ролей;
—

овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Предметные результаты освоения курса «Мы и мир вокруг нас»
К концу 3 класса
Минимальный уровень
—

Достаточный уровень
выбирать

-самостоятельно

—

соблюдать

необходимые детали для конструирования в работы
соответствии со схемой;
—

на

правила

уроке,

безопасной

регулировать

свою

деятельность в соответствии с ними;

знать, называть и самостоятельно

—

знать и выполнять сложные виды

соблюдать правила техники безопасности соединений;
при

уметь

—

уметь планировать свои действия;

использовать безопасные приемы работы в

—

самостоятельно

практической деятельности;

модели по заданной теме;

—

работе

с

конструктором,

Уметь соединять детали несколькими

способами;
—

—

самостоятельно

закономерности

уметь

использовать

различные

приёмы

характеризовать работы с конструктором Лего;

самостоятельно

простую схему
—

оценивать

находить сильные и слабые стороны предметов;

различные соединения;
—

уметь

конструктивного строения изображаемых

конструкций.
—

—

конструировать

—

решать

практического

прочитать содержания;
—

моделировать

с опорой на схему выбирать нужные процессы;

детали для конструирования;

задачи
и

исследовать

—

конструировать простейшие модели

по замыслу;
—

—

распределять обязанности в своей

группе;

объединять детали по образцу, схеме.

—

проявлять

повышенное

внимание

культуре и этике общения;
—

проявлять

творческий

подход

к

решению поставленной задачи;
—

создавать модели реальных объектов

и процессов.
Состав базовых учебных действий
1. Личностные
базовые учебные
действия

—

осознанию ребенком таких социальных ролей, как ученик,

член семьи, одноклассник, друг;
—

умению

ориентироваться

в

ближайшем

к

соответствующих

социальном
—

окружении;

—

готовности

принятию

возрасту
—

ценностей и социальных ролей;

—

положительному

отношению к

окружающей

действительности и готовности взаимодействия с ней.
2. Регулятивные

—

соблюдать

ритуалы

школьного

поведения

базовые учебные
действия

адекватно

—

(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

—

слушать указания и инструкции учителя по выполнению

учебного задания, следовать им при организации
—

практической деятельности (с помощью учителя);

—

умение выполнять под руководством учителя учебные

действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по
выполнению математической операции;
—

проговаривать

вслух

последовательность

производимых

действий, опираясь на вопросы учителя;
—

умение с помощью учителя соотносить свои действия и их

результаты с заданными образцами выполнения учебного
—

задания;

—

прислушиваться

к

мнению

учителя,

сверстников

и

корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении
учебного задания (с помощью учителя);
—

принимать оказываемую помощь в выполнении учебного

задания; умение составить с помощью учителя и высказать фразу с
использованием математической терминологии.
3. Познавательные
базовые учебные
действия

—

выделять некоторые существенные, общие и отличительные

свойства хорошо знакомых предметов;
—

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

—

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать

на наглядном материале;
—

пользоваться знаками,

символами, предметами-

—

заместителями; наблюдать под руководством взрослого за

предметами и явлениями окружающей действительности;
—

работать

с

несложной

информацией

(понимать

элементарное

схематическое

по

устное

содержанию
высказывание,

изображение,

и

структуре

иллюстрацию,

предъявленных

на

бумажных и электронных носителях).
4.
Коммуникативные
базовые учебные
действия

—

соблюдать правила общения с учителем и сверстниками;

—

умение вслушиваться в слова учителя и сверстников,

повторять их;
—

воспринимать обращение учителя и реагировать на него;

—

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

—

отвечать на вопросы учителя (на доступном уровне);

—

начальные

навыки

сотрудничества

(конструктивного

взаимодействия) с учителем и сверстниками (с помощью учителя) на
уроках математики;
—

доброжелательно относиться к учителю и сверстникам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 класс
Программа предусматривает 34 часа (одно занятие в неделю). С каждым годом работа
усложняется, и ребята работают над проектами «Подводный город», «Мост-город будущего»,
«Броши и украшения из ЛЕГО.».
Примерное распределение программного материала
1.Строительное моделирование -7часов.

2. Техническое моделирование -14часов.
3.Исследовательская практика -13часов.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18

Дата

Календарно-тематическое планирование 3 класс
Тема занятия
Кол-во
Характеристика деятельности учащихся
часов
Соединения деталей в разных пространственных
1
Определять последовательность действий.
плоскостях
Небоскрёбы.
1
Доводить начатую работу до конца.
Механизмы и конструкции мельниц.
1
Определять расположения предмета в пространстве.
Интерьер деревянного жилища.
1
Определять виды деталей их назначение и применение
в конструкции.
Моделирования из ЛЕГО деревянных крепостных стен
1
Осуществлять подбор деталей в зависимости от
и башен.
назначения изделия.
Мост-город будущего.
1
Анализировать форму и цвет реальных объектов,
соблюдать их при изготовлении конструкций.
Мебель из ЛЕГО.
1
Находить и различать детали.
Кабины и механика летательных аппаратов.
1
Устанавливать связи между видом работы и
используемыми материалами, и инструментами.
Моделирование воздушных змеев.
1
Соблюдать технику безопасности при работе с
мелкими деталями.
Вертолёты и винтокрылые машины.
1
Осваивать приёмы работы.
Конструирование простых моделей кораблей.
1
Классифицировать правила соединения деталей.
Модели морских организмов и рыб.
1
Классифицировать правила соединения деталей.
Коварный пиратский остров. Морское сражение.
1
Моделировать конструкции.
Конструкции паровозов.
1
Определять расположения предмета в пространстве.
Космический старт и космопорт.
1
Определять виды деталей их назначение и применение
в конструкции.
Корабли и Инопланетяне.
1
Осуществлять подбор деталей в зависимости от
назначения изделия.
Конструкции шасси автомобилей и вездеходов.
Доспехи и оружие из ЛЕГО.

1
1

Работать в коллективе
Проявлять творческую задумку.

19
20
21
22

Профессии машин.
Модели танков.
Подводный город.
Скульптура сказочных персонажей и человечков.

1
1
1
1

23

1

24

Приёмы декорирования и одевания фигурок в костюмыплатьица из разных материалов.
Сборки из деталей ЛЕГО фигурок птиц, рыб и зверей.

25
26
27
28

Деревья из ЛЕГО.
Венки и букеты из легоцветов.
Идеи и конструкции подсвечников, легофонарики.
Броши и украшения из ЛЕГО.

1
1
1
1

29
30

1
1

31

Декорации для кукольного спектакля.
Снаряжение "шпионов" и "спецагентов". Компас-часы,
телефон спутниковой связи.
Идеи мира трансформеров.

32
33

Вселенная Боевых Роботов.
Типы оград.

1
1

34

Выставка понравившихся моделей.

1
34

Итого:

1

1

Классифицировать правила соединения деталей.
Видеть предметы в необычном ракурсе.
Моделировать конструкции.
Классифицировать материал, умение планировать
свою работу при решении задач.
Видеть предметы в необычном ракурсе.
Анализировать форму и цвет реальных объектов,
соблюдать их при изготовлении конструкций.
Моделировать по образцу.
Освоить доступные способы контроля.
Моделировать конструкции.
Анализировать форму и цвет реальных объектов,
соблюдать их при изготовлении конструкций.
Анализировать общие итоги работы.
Освоить доступные способы контроля.
Определять виды деталей их назначение и применение
в конструкции.
Видеть предметы в необычном ракурсе.
Анализировать форму и цвет реальных объектов,
соблюдать их при изготовлении конструкций.
Анализировать общие итоги работы.

Материально-техническое обеспечение:
Наименование конструктора

№
п/п
1

Наи-е

Конструктор Ферма «Фермерский домик»

шт

Колво
1

2

Конструктор из кирпичиков «Домик»

шт

1

3

Конструктор Ферма «Домик в деревне»

шт

2

4

Конструктор «Фиксики» «Горка Нолика

шт

1

5

Конструктор «Школьный класс» с фигурками

шт

1

6

Конструктор «Остановка с автобусом»

шт

1

7

Конструктор «Кафе на улице» с фигуркой

шт

1

8

Конструктор «Наш дом»

шт

1

9

Конструктор «Школа» с фигуркой

шт

2

10

Конструктор «Городской транспорт» 4 вида

шт

6

11

Конструктор «Железная дорога» 120 дет.

шт

1

12

Конструктор Ферма «Рынок»

шт

1

13

Конструктор «Девчонка»

шт

20

14

Конструктор «Чемоданчик для творчества и конструирования»

шт

1

15

Конструктор «Кубики и механизмы»

шт

1

16

Конструктор Bauermini в ассортименте

шт

4

17

Конструктор «Детская площадка» 120 дет.

шт

1

18

Конструктор «Оранжевый набор для творчества»

шт

3

19

Конструктор «Пляжный набор»

шт

2

20

Конструктор «Механик»

шт

1

21

Конструктор «Глубоководный скутер»

шт

1

22

Конструктор «Замок Принцессы»

шт

1

23

Конструктор «Пожарная техника»

шт

4

24

Конструктор «Полицейская техника»

шт

4

25

Конструктор Армия «Военный транспорт»

шт

10

26

Конструктор «Качель» (на батарейках)

шт

2

27

Конструктор Город «Мусороуборочная служба»

шт

1

28

Конструктор Космическая битва «Боевые корабли»

шт

10

29

Конструктор Городская серия «Автосервис»

шт

1

30

Конструктор Розовая мечта «Концертная сцена»

шт

2

31

Конструктор Розовая мечта «Собачка»

шт

3

32

Конструктор Розовая мечта «Мини автозаправочная станция»

шт

2

33

Конструктор «Весёлые выходные: Девочка с компьютером»

шт

3

34

Конструктор «Городская больница»

шт

1

35

Конструктор «Зоопарк»

шт

1

36

Конструктор «Цирковое представление»

шт

1

37

Конструктор «Магазин»

шт

1

38

Конструктор «Прогулка Кота Леопольда»

шт

1

39

Конструктор «Дупло» строительная пластина

шт

2

40

Конструктор «Мой первый гоночный автомобиль»

шт

1

41

Конструктор «Синяя базовая пластина» -2шт;

шт

2

42

Мягкий конструктор «Сортер»

шт

2

43

Набор «Фаворит» и конструктор «Строитель»

шт

1

Список литературы
1. Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с
помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
2.А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего – конструирования в школе».
Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011.
3.«Использование Лего – технологий в образовательной деятельности». Методическое
пособие Министерства образования и науки Челябинской области. Региональный
координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.
4.«Сборник лучших творческих Лего – проектов»». Министерство образования и науки
Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ),
Челябинск, 2011.
5.«Современные технологии в образовательном процессе». Сборник статей. Министерство
образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр
Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.
6.С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2010. 10. Г.А. Селезнева
7.Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников»Просвещение, 2010

М.,

8. Фешина Е.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012
9.В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Педагогическое сопровождение сюжетноролевых
игр детей 4-5 лет» - М., Центр педагогического образования, 2012
10.В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и коммуникационные игры для
детей старшего дошкольного возраста» - М., Центр педагогического образования,
2012
11.В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» - М., Центр педагогического
образования, 2012
12.Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные группы) - М.,
Просвещение, 2012
13.Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М., Просвещение, 2012


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».