ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курса «Мы и мир вокруг нас» и тематическое планирование деятельности
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлено
на основе методического пособия под авторством Е.В. Фешиной «Лего-конструирование в
детском саду» - М.: Сфера, 2019.
Нормативно-правовое обеспечение данной программы соответствует действующему
закону РФ и локальным актам образовательной организации.
В современной парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего
поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования
социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурнообразовательном пространстве.
Этот непростой акцент, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения.
Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с
нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира и
способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную
деятельность. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной
формой работы во внеурочное время.
Цель программы: научить детей ставить задачи, выдвигать идеи, планировать ход
решения, конструировать модели и механизмы, испытывать их в работе.
Задачи: развивать у учащихся интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
—
обучать конструированию по образцу, заданной схеме, по замыслу;
—
формировать учебную деятельность: умение и желание трудиться, выполнять
задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца,
планировать будущую работу;
—
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
—
развивать мелкую моторику рук, общее речевое развитие и умственные способности.
Программа кружка «Мы и мир вокруг нас» реализуется в рамках социального
направления во внеурочной деятельности в 3 классе в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальной
недостаточностью).
В
процессе
воспитательной деятельности осуществляется дифференцированный подход. На индивидуальном
уровне для детей практикуется подбор дозированных заданий различного объёма сложности,
сокращение времени для выполнения заданий.
Структура занятий:
Первая часть занятия – это упражнение на развитие мышления (длительность – 5-8 минут).
Вторая часть – конструирование.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Для обучения детей LEGO-конструированию используются разнообразные методы и
приемы.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с
использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать
эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым
формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за
шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует
желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
На занятиях предусмотрены динамические паузы и смена видов деятельности,
упражнения для глаз, физминутки, применение здоровьесберегающих технологий.
Форма организации внеурочной деятельности: групповая.
Способы контроля знаний:
—
индивидуальны, фронтальный и комбинированный опрос;
—
тестирование;
—
представление моделей перед коллективом класса (самостоятельное описание
модели, способа её постройки, функционального назначения).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЫ И МИР ВОКРУГ НАС»
Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных
областей: ручного труда, мир природы и человека, речевой практики, изобразительного искусства.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что
похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину,
высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное
мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В
процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости),
творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного
запаса. Особое внимание уделяется развитию пространственного мышления. Ребята учатся
работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным
условиям, образцу.
Работа с обучающимися начинается с самых простых построек: учиться правильно
соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с
конкретным образцом постройки.
При создании конструкций учащиеся сначала анализируют образец либо схему постройки
находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части
предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ученик,
участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к
проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяется вместе с детьми
правильность соединения деталей, сравнивается с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут
быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует
приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в
коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год
3
1
34
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «МЫ И МИР ВОКРУГ НАС»
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение
носило практический характер. Поэтому в курсе «Мы и мир вокруг нас» реализуется
формирование личностных умений и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти
действия носят характер жизненных компетенций. В данном курсе внеурочной деятельности
представлены многообразные задания, направленные на достижение следующих личностных
результатов:
—
осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
—
адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
—
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения
учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и
правах в организации обучения;
—
способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
взаимодействии в совместной деятельности;
—
владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной
—
владение
жизни;
навыками
коммуникации
и
принятыми
ритуалами
социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
—
осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации;
—
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
—
овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Предметные результаты освоения курса «Мы и мир вокруг нас»
К концу 3 класса
Минимальный уровень
—
Достаточный уровень
выбирать
-самостоятельно
—
соблюдать
необходимые детали для конструирования в работы
соответствии со схемой;
—
на
правила
уроке,
безопасной
регулировать
свою
деятельность в соответствии с ними;
знать, называть и самостоятельно
—
знать и выполнять сложные виды
соблюдать правила техники безопасности соединений;
при
уметь
—
уметь планировать свои действия;
использовать безопасные приемы работы в
—
самостоятельно
практической деятельности;
модели по заданной теме;
—
работе
с
конструктором,
Уметь соединять детали несколькими
способами;
—
—
самостоятельно
закономерности
уметь
использовать
различные
приёмы
характеризовать работы с конструктором Лего;
самостоятельно
простую схему
—
оценивать
находить сильные и слабые стороны предметов;
различные соединения;
—
уметь
конструктивного строения изображаемых
конструкций.
—
—
конструировать
—
решать
практического
прочитать содержания;
—
моделировать
с опорой на схему выбирать нужные процессы;
детали для конструирования;
задачи
и
исследовать
—
конструировать простейшие модели
по замыслу;
—
—
распределять обязанности в своей
группе;
объединять детали по образцу, схеме.
—
проявлять
повышенное
внимание
культуре и этике общения;
—
проявлять
творческий
подход
к
решению поставленной задачи;
—
создавать модели реальных объектов
и процессов.
Состав базовых учебных действий
1. Личностные
базовые учебные
действия
—
осознанию ребенком таких социальных ролей, как ученик,
член семьи, одноклассник, друг;
—
умению
ориентироваться
в
ближайшем
к
соответствующих
социальном
—
окружении;
—
готовности
принятию
возрасту
—
ценностей и социальных ролей;
—
положительному
отношению к
окружающей
действительности и готовности взаимодействия с ней.
2. Регулятивные
—
соблюдать
ритуалы
школьного
поведения
базовые учебные
действия
адекватно
—
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
—
слушать указания и инструкции учителя по выполнению
учебного задания, следовать им при организации
—
практической деятельности (с помощью учителя);
—
умение выполнять под руководством учителя учебные
действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по
выполнению математической операции;
—
проговаривать
вслух
последовательность
производимых
действий, опираясь на вопросы учителя;
—
умение с помощью учителя соотносить свои действия и их
результаты с заданными образцами выполнения учебного
—
задания;
—
прислушиваться
к
мнению
учителя,
сверстников
и
корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении
учебного задания (с помощью учителя);
—
принимать оказываемую помощь в выполнении учебного
задания; умение составить с помощью учителя и высказать фразу с
использованием математической терминологии.
3. Познавательные
базовые учебные
действия
—
выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства хорошо знакомых предметов;
—
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
—
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать
на наглядном материале;
—
пользоваться знаками,
символами, предметами-
—
заместителями; наблюдать под руководством взрослого за
предметами и явлениями окружающей действительности;
—
работать
с
несложной
информацией
(понимать
элементарное
схематическое
по
устное
содержанию
высказывание,
изображение,
и
структуре
иллюстрацию,
предъявленных
на
бумажных и электронных носителях).
4.
Коммуникативные
базовые учебные
действия
—
соблюдать правила общения с учителем и сверстниками;
—
умение вслушиваться в слова учителя и сверстников,
повторять их;
—
воспринимать обращение учителя и реагировать на него;
—
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
—
отвечать на вопросы учителя (на доступном уровне);
—
начальные
навыки
сотрудничества
(конструктивного
взаимодействия) с учителем и сверстниками (с помощью учителя) на
уроках математики;
—
доброжелательно относиться к учителю и сверстникам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 класс
Программа предусматривает 34 часа (одно занятие в неделю). С каждым годом работа
усложняется, и ребята работают над проектами «Подводный город», «Мост-город будущего»,
«Броши и украшения из ЛЕГО.».
Примерное распределение программного материала
1.Строительное моделирование -7часов.
2. Техническое моделирование -14часов.
3.Исследовательская практика -13часов.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Дата
Календарно-тематическое планирование 3 класс
Тема занятия
Кол-во
Характеристика деятельности учащихся
часов
Соединения деталей в разных пространственных
1
Определять последовательность действий.
плоскостях
Небоскрёбы.
1
Доводить начатую работу до конца.
Механизмы и конструкции мельниц.
1
Определять расположения предмета в пространстве.
Интерьер деревянного жилища.
1
Определять виды деталей их назначение и применение
в конструкции.
Моделирования из ЛЕГО деревянных крепостных стен
1
Осуществлять подбор деталей в зависимости от
и башен.
назначения изделия.
Мост-город будущего.
1
Анализировать форму и цвет реальных объектов,
соблюдать их при изготовлении конструкций.
Мебель из ЛЕГО.
1
Находить и различать детали.
Кабины и механика летательных аппаратов.
1
Устанавливать связи между видом работы и
используемыми материалами, и инструментами.
Моделирование воздушных змеев.
1
Соблюдать технику безопасности при работе с
мелкими деталями.
Вертолёты и винтокрылые машины.
1
Осваивать приёмы работы.
Конструирование простых моделей кораблей.
1
Классифицировать правила соединения деталей.
Модели морских организмов и рыб.
1
Классифицировать правила соединения деталей.
Коварный пиратский остров. Морское сражение.
1
Моделировать конструкции.
Конструкции паровозов.
1
Определять расположения предмета в пространстве.
Космический старт и космопорт.
1
Определять виды деталей их назначение и применение
в конструкции.
Корабли и Инопланетяне.
1
Осуществлять подбор деталей в зависимости от
назначения изделия.
Конструкции шасси автомобилей и вездеходов.
Доспехи и оружие из ЛЕГО.
1
1
Работать в коллективе
Проявлять творческую задумку.
19
20
21
22
Профессии машин.
Модели танков.
Подводный город.
Скульптура сказочных персонажей и человечков.
1
1
1
1
23
1
24
Приёмы декорирования и одевания фигурок в костюмыплатьица из разных материалов.
Сборки из деталей ЛЕГО фигурок птиц, рыб и зверей.
25
26
27
28
Деревья из ЛЕГО.
Венки и букеты из легоцветов.
Идеи и конструкции подсвечников, легофонарики.
Броши и украшения из ЛЕГО.
1
1
1
1
29
30
1
1
31
Декорации для кукольного спектакля.
Снаряжение "шпионов" и "спецагентов". Компас-часы,
телефон спутниковой связи.
Идеи мира трансформеров.
32
33
Вселенная Боевых Роботов.
Типы оград.
1
1
34
Выставка понравившихся моделей.
1
34
Итого:
1
1
Классифицировать правила соединения деталей.
Видеть предметы в необычном ракурсе.
Моделировать конструкции.
Классифицировать материал, умение планировать
свою работу при решении задач.
Видеть предметы в необычном ракурсе.
Анализировать форму и цвет реальных объектов,
соблюдать их при изготовлении конструкций.
Моделировать по образцу.
Освоить доступные способы контроля.
Моделировать конструкции.
Анализировать форму и цвет реальных объектов,
соблюдать их при изготовлении конструкций.
Анализировать общие итоги работы.
Освоить доступные способы контроля.
Определять виды деталей их назначение и применение
в конструкции.
Видеть предметы в необычном ракурсе.
Анализировать форму и цвет реальных объектов,
соблюдать их при изготовлении конструкций.
Анализировать общие итоги работы.
Материально-техническое обеспечение:
Наименование конструктора
№
п/п
1
Наи-е
Конструктор Ферма «Фермерский домик»
шт
Колво
1
2
Конструктор из кирпичиков «Домик»
шт
1
3
Конструктор Ферма «Домик в деревне»
шт
2
4
Конструктор «Фиксики» «Горка Нолика
шт
1
5
Конструктор «Школьный класс» с фигурками
шт
1
6
Конструктор «Остановка с автобусом»
шт
1
7
Конструктор «Кафе на улице» с фигуркой
шт
1
8
Конструктор «Наш дом»
шт
1
9
Конструктор «Школа» с фигуркой
шт
2
10
Конструктор «Городской транспорт» 4 вида
шт
6
11
Конструктор «Железная дорога» 120 дет.
шт
1
12
Конструктор Ферма «Рынок»
шт
1
13
Конструктор «Девчонка»
шт
20
14
Конструктор «Чемоданчик для творчества и конструирования»
шт
1
15
Конструктор «Кубики и механизмы»
шт
1
16
Конструктор Bauermini в ассортименте
шт
4
17
Конструктор «Детская площадка» 120 дет.
шт
1
18
Конструктор «Оранжевый набор для творчества»
шт
3
19
Конструктор «Пляжный набор»
шт
2
20
Конструктор «Механик»
шт
1
21
Конструктор «Глубоководный скутер»
шт
1
22
Конструктор «Замок Принцессы»
шт
1
23
Конструктор «Пожарная техника»
шт
4
24
Конструктор «Полицейская техника»
шт
4
25
Конструктор Армия «Военный транспорт»
шт
10
26
Конструктор «Качель» (на батарейках)
шт
2
27
Конструктор Город «Мусороуборочная служба»
шт
1
28
Конструктор Космическая битва «Боевые корабли»
шт
10
29
Конструктор Городская серия «Автосервис»
шт
1
30
Конструктор Розовая мечта «Концертная сцена»
шт
2
31
Конструктор Розовая мечта «Собачка»
шт
3
32
Конструктор Розовая мечта «Мини автозаправочная станция»
шт
2
33
Конструктор «Весёлые выходные: Девочка с компьютером»
шт
3
34
Конструктор «Городская больница»
шт
1
35
Конструктор «Зоопарк»
шт
1
36
Конструктор «Цирковое представление»
шт
1
37
Конструктор «Магазин»
шт
1
38
Конструктор «Прогулка Кота Леопольда»
шт
1
39
Конструктор «Дупло» строительная пластина
шт
2
40
Конструктор «Мой первый гоночный автомобиль»
шт
1
41
Конструктор «Синяя базовая пластина» -2шт;
шт
2
42
Мягкий конструктор «Сортер»
шт
2
43
Набор «Фаворит» и конструктор «Строитель»
шт
1
Список литературы
1. Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с
помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
2.А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего – конструирования в школе».
Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011.
3.«Использование Лего – технологий в образовательной деятельности». Методическое
пособие Министерства образования и науки Челябинской области. Региональный
координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.
4.«Сборник лучших творческих Лего – проектов»». Министерство образования и науки
Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ),
Челябинск, 2011.
5.«Современные технологии в образовательном процессе». Сборник статей. Министерство
образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр
Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.
6.С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2010. 10. Г.А. Селезнева
7.Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников»Просвещение, 2010
М.,
8. Фешина Е.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012
9.В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Педагогическое сопровождение сюжетноролевых
игр детей 4-5 лет» - М., Центр педагогического образования, 2012
10.В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и коммуникационные игры для
детей старшего дошкольного возраста» - М., Центр педагогического образования,
2012
11.В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» - М., Центр педагогического
образования, 2012
12.Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные группы) - М.,
Просвещение, 2012
13.Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М., Просвещение, 2012