Р.П. кружок Семицветик для 7а,7б,9а кл.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Семицветик» разработана на основании
программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений 8 вида для
обучающихся 7а, 7б, 9 классов под редакцией профессора В.В.Воронковой. Гуманитарный
издательский центр «Владос» Москва, 2017 год. (курс «Цветоводство и декоративное
цветоводство» Е.А.Ковалёва.)
Нормативно-правовое обеспечение данной программы соответствует действующему закону
РФ и локальным актам образовательной организации.
Программа кружка реализуется в рамках общекультурного направления во внеурочной
деятельности в 7,9 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения
обучающимися, необходимого для жизни в обществе, социального опыта иформирования,
принимаемом обществом системы, ценностей, всестороннего развития и социализации каждого
обучающегося; создание воспитательной среды, обеспечивающей развитие социальных,
интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное время.
Цель программы «Семицветик»: приобщение обучающихся к национальным ценностям
российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них
нравственных чувств, нравственного сознания и поведения, любви к природе, во всестороннем
развитии личности обучающегося в процессе формирования их экологической и трудовой
культуры.
Задачи:
- развитие возможных избирательных способностей интересов ребёнка в разных видах
деятельности;
- формирование основ
нравственного
самосознания личности, умения
правильно оценивать окружающих и самих себя;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способностей к преодолению трудностей, целеустремлённости и
настойчивости в достижении результата;
- расширение круга общения, выход обучающихся за пределы семьи и общественные
организации;
- привитие интереса и любви к природе;
- воспитание положительной мотивации к творческой и трудовой деятельности;
- формирование коммуникативных умений, навыков, взаимодействия и общения в процессе
творческой деятельности;
- формирование у детей таких волевых качеств, как терпение, усидчивость, умение довести
дело до конца;
- развитие мелкой моторики и ручной умелости.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Место проведения занятий: учебный класс
В ходе обучения используются различные педагогические технологии: традиционные
(объяснительно-иллюстративные) и современные (технологии проблемного обучения, ИКТ и
др.).
Основные методы, используемые при реализации программы: рассказ, объяснение, беседа,
экскурсии, лекция, работа с книгой, практические методы (упражнения, творческие задания).
Приемы работы: чтение вслух, ответы на вопросы учителя, составление плана работы,
заполнение таблиц по изученному материалу, конспектирование, рисование, составление
коллажей).
Программой «Семицветик» предусматривается разнообразная практическая деятельность,
которая предоставляет детям с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
разнообразные возможности для реализации в свободное время. Предполагается тесная связь
содержательного компонента занятий курса в неурочной деятельности со школьными

предметами (чтение, история, рисование, ручной труд, ОСЖ, трудовое обучение).
Данная программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей детей с
умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью). В процессе воспитательной
деятельности осуществляется дифференцированный подход.
На индивидуальном уровне для детей практикуется подбор дозированных заданий
различного объёма сложности, сокращение времени для выполнения заданий. На занятиях
предусмотрены динамические паузы и смена видов деятельности, упражнения для глаз,
физминутки.
Наша жизнь неразрывно связана с сезонными изменениями в природе, со сменой времён года.
По этому принципу был разработан комплекс занятий, состоящих из периодов: осень, зима,
весна, лето.
Осенний период посвящён уборке, сбору семян растений. Зимой уходу за комнатными
растениями, весной- выращиванию рассады однолетников, летом сбору лекарственных трав.
Содержание курса 7 класса (7а,7б) и 9а класса
В 7 классе на реализацию программы отведено 34 часа
1. Взаимодействие человека с природой 17 часов
2. Профессии людей, работающих с растениями 8 часов
3. Выращивание рассады однолетних культур 9 часов
В 9 классе на реализацию программы отведено 34 часа
1. Знакомство с производственной классификацией цветковых растений и стилями садово –
паркового строительства
2. Ознакомление обучающихся с устройством теплиц и парников и их назначением.
3. Обучение обустройству газона
4. Обучение высаживанию декоративных кустарников.
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться
достижение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью):
-воспитательных результатов
-духовно-нравственных приобретений, которые обучающиеся получают вследствие участия в
творческой деятельности (например, опыт самостоятельного действия, любви к близким и
уважения к окружающим);
- эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие
обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства
патриотизма).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по 3
уровням:
1уровень результатов - приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных
знаний о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие обучающегося со своими педагогами, как значимыми для него носителями
социального знания и повседневного опыта.
2 уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, группы,
т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой обучающиеся получают социальные знания
и начинают их ценить.

3 уровень результатов – получение обучающимися с умственной отсталостью начального
опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых
моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся с представителями различных социальных субъектов за
пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижения трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивают вероятность
появления эффектов воспитания и социального обучения. У обучающихся могут быть
сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и
социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от
индивидуальных возможностей и особенностей, обучающихся с умственной отсталостью.
Основные личностные результаты воспитательных уровней:
- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, к своему
городу, народу, России;
- ценностное отношение к труду, творчеству, человеку труда, трудолюбие;
- осознание себя как члена общества, гражданина РФ, жителя конкретного региона:
- элементарное представление об эстетических и художественных ценностях отечества;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
- понимание красоты в искусстве и в окружающей действительности;
- расширение круга общения, навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве.
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) могут быть достигнуты определённые
результаты.
Базовые учебные действия (БУД):
Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при
выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников,
делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за
счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои
выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным
решениям.
Формирование этих БУД в школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и
подготовиться к жизни в современном обществе.
Личностные и предметные результаты.
Возможные предметные результаты освоения учебного материала программы курса
внеурочной деятельности включают следующие умения:
• выполнять отдельные трудовые операции, понимать смысл выполняемых действий;
• узнавать материалы по названию, внешнему виду, на ощупь;
• использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности;
• соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами, материалами;
• действовать по подражанию, образцу, инструкции;
• ориентироваться в трудовой деятельности, планировать свою работу;

самостоятельно выполнить изделие;
экономно и рационально расходовать материалы;
правильно подбирать цветовую гамму;
осуществлять совместную деятельность;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности;
• умение сопереживать, проявлять внимание.
Возможные личностные результаты освоения учебного материала программы
курса внеурочной деятельности включают:
- интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
- получение удовольствия, радости от выполненной работы;
- стремление к собственной творческой деятельности;
- интерес к взаимодействию с другими детьми и взрослыми в трудовой деятельности;
- получение удовольствия от неформального общения с детьми, педагогом,
увлеченных общим делом;
- самореализация и самовыражение;
- развитие памяти, внимания, эстетического вкуса через выполнение трудовых заданий;
- всестороннее развитие.
Способы контроля знаний: опрос (письменный, устный, индивидуальный, фронтальный),
тестовый контроль, решение проблемных задач, связанных с жизнью), выполнение практических
трудовых заданий по уходу за растениями.
Показателями результативности программы служат:
- результаты мониторинга и анкетирования детей;
- участие обучающихся в практической деятельности;
- количество и качество детских работ;
- включённость детей в творческую деятельность.
•
•
•
•
•

Учебно-тематический план работы кружка «Семицветик», 7а, 7б классы
№
п/п

1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17

18

19

Дата

Кол-во
часов

Тема занятия

Характеристика
деятельности уч-ся

Взаимодействие человека с природой 17 час.
Вводное занятие. Техника
Отвечают на вопросы учителя, делают
безопасности. Осень в
выводы
природе. Поделки, рисунки
1
Возникновение
Находят основание для
натуралистического
классификации, анализируя и
движения
сравнивая информацию,
1
Природа окрестностей
представленную иллюстративным
школы
материалом
1
Правила поведения в
природе
1
Сезонные явления в
Планируют последовательность
природе осенью
1
Природа в жизни человека. действий в речевой форме при
выполнении
1
Природа, которая лечит,
кормит и одевает человека
1
Взаимодействие человека с
Знакомятся с Красной книгой.
природой
Делают выводы и умозаключения по
1
Красная книга
причинам вымирания растений
Свердловской области
1
Экологический КВН
1
Экологическая газета
Оформляют экологическую газету для
1
Плоды и семена
школы
1
Растения зимой
1
Комнатное цветоводство
1
Выращивание комнатных
Изучают правила выращивания
растений и правила ухода за
комнатных растений и ухода за ними.
ними. Правила
опрыскивания, подкормки,
Слушают ответы одноклассников и
рыхление почвы.
принимает участие в их обсуждении,
1
Комнатные растения в
корректируют неверные ответы
интерьере жилища
1
Размещение комнатных
растений в зависимости от
их отношения к свету,
теплу
Профессии людей, работа которых связана с природой 8 час
1
Все профессии важны, все
Используют логические выражения,
профессии нужны. Кем
по которым изменяется каждый
быть? Знакомство с
следующий объект,
профессиями «Человеквыявляют закономерность (обобщают)
природа»
1
Использование цветочнодекоративных растений в
современном ландшафтном
дизайне
1

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

25

1

26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

31

1

32

1

33

1

34

1

-что такое ландшафтный
дизайн;
-его назначение;
Используют логические выражения,
Как называют человека,
по которым изменяется каждый
который занимается
следующий объект,
ландшафтным дизайном;
выявляют закономерность (обобщают)
-как используется данное
направление в нашей
Работают в тетради, делают записи и
местности.
зарисовки
Свойства снега, льда.
Характеристика снежного
Отвечают на вопросы, высказывают
покрова. Значение
свою точку зрения
снежного покрова для
Выполняют практические работы по
растений.
выращиванию черенков.
Живая и неживая природа.
Взаимосвязь объектов
живой и неживой природы.
Явления природы.
Весна в природе. Признаки
весны. Изменения в жизни
растений весной.
Заготовка черенков
(традесканция, бегония,
фуксия, герань). Посадка.
Пересадка в цветочные
горшки.
Выращивание рассады однолетних культур 9 час
Подготовка семян
однолетников к посеву
Выполняют практические работы по
(проверка на всхожесть)
выращиванию рассады.
Рассматривают готовый субстрат.
Подготовка ящиков и
Рассматривают составные части
почвы для посева семян.
земляной смеси. Выделяют признаки,
Посев семян петунии в
сходства и различия
ящики
Делают записи в тетрадь.
Посев семян бархатцев в
ящики
Пикировка сеянцев петунии Выполняют практические работы по
пикировке сеянцев
в отдельные стаканчики
Выполняют практические работы по
Пикировка сеянцев
уходу за комнатными растениями
бархатцев в отдельные
стаканчики
Подготовка комнатных
растений к лету. Высадка
Выполняют практические работы по
некоторых растений на
уходу за растениями на цветнике
пришкольный участок.
Практическая работа с
растениями на
пришкольном участке
Заключительное занятие.
Подведение итогов работы
за год. Задания на лето.

Учебно-тематический план работы кружка «Семицветик», 9а класс
№
п/п
1

8

Кол-во
Тема занятия
часов
1
Вводное занятие. Техника
безопасности при работе
садовым инвентарём Осень
в природе.
1
Виды работ осенью по
озеленению улиц и парков
города
1
Осенний уход за
цветником.
1
Стили садово-паркового
строительства
1
Садово- парковая
архитектура
1
Садов - парковое
строительство
1
Ландшафтный дизайнер.
Кто это? Кто занимается
проектированием парков?
1
Экскурсия в городской парк

2 четверть
9

1

Теплицы и парники,
назначение и конструкции

10
11
12

1
1
1

13

1

14

1

Виды парников
Виды теплиц
Материал для изготовления
теплиц и парников
Уход за растениями в
теплицах
Сорные растения
(одуванчик, мокрица,
повилика и др.) в теплицах

15

1

16

1

3 четверть
17

1

Обустройство газона

Делают записи в тетрадь

18

1

19

1

Коллекция газонов,
назначение
Способы устройства
газонов

Отвечают на вопросы, рассматривают
картинки,
Заполняют листы с заданиями

Дата

2

3
4
5
6
7

Борьба с сорняками,
прополка
Борьба с сорняками
химическим способом
(препарат ликвидатор,
торнадо), правила
пользования, т.б. при
работе

Характеристика
деятельности уч-ся
Отвечают на вопросы учителя, делают
выводы
Делают записи и зарисовки в рабочих
тетрадях.
Рассматривают иллюстрации
Наблюдают за работой на улицах
города
Смотрят видео ролики по садово
парковому строительству, обсуждают,
делают выводы, высказывают свое
отношение к увиденному

Работают в тетради: делают записи и
зарисовки
Рассматривают иллюстрации

Просматривают на ПК презентацию с
сайта «инфоурок» на тему
«Защищённый грунт в цветоводстве»

Обсуждают тему, делают выводы

20
21

1
1

Подготовка почвы
Газонные травы, типы
газонных трав

22

1

23

1

24

1

4 четверть
25

Уход за газоном. Правила
стрижки высокой травы.
Особенности ухода.
Механизация работ при
уходе за газоном
(газонокосилки, триммеры)
Итоговое занятие: просмотр
видеоролика на тему
«Газоны, виды газонов»

1

26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

31

1

32

1

33

1

34

1

Декоративные кустарники
(отличие кустарников от
деревьев и трав)
Классификация
кустарников: цветущие,
декоративно лиственные,
полукустарники. Сходство
и различие
Использование кустарников
в озеленении улиц и парков
города
Условия, необходимые для
выращивания кустарников
Почва для кустарников,
способы повышения
плодородия почвы
Способы размножения:
семенами, черенками,
корневищами
Способы укоренения
черенков
Размножение делением
корневища
Размножение делением
куста
Правила посадки делёнок.

Просматривают на ПК презентацию с
сайта «инфоурок» на тему
Обустройство газонов», обсуждают
просмотренный материал, делают
выводы

Работают в тетради: делают записи и
зарисовки
Рассматривают иллюстративный
материал
Находят сходство и различие

Подготавливают земляную смесь для
черенков
Выбирают емкости для посадки
черенков.
Изучают способы укоренения
черенков (с применением препаратов
корневин, корней)
Учатся делить корневища растений на
делёнки и составлять земляную смесь
для посадки делёнок.

Список литературы
1. «Энциклопедия комнатного цветоводства» - книга для любителей. Составитель
Б.Н.Головкин. М.: издательство «Народное творчество», 2001г.
2. «Декоративные растения» Перевод Френкель С, издательство «Внешсигма», 2000г.
3. Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир» - М
«Просвещение»2001г
4. Т.А.Шорыгина «Беседы о русском лесе» Творческий центр «сфера» М.2008г.
5. И.А.Губанов, К.В. Киселёва, В.С.Новиков «Дикорастущие полезные растения»
издательство Московского университета, 1987г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».