Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Семицветик» разработана на основании
программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений 8 вида для
обучающихся 7а, 7б, 9 классов под редакцией профессора В.В.Воронковой. Гуманитарный
издательский центр «Владос» Москва, 2017 год. (курс «Цветоводство и декоративное
цветоводство» Е.А.Ковалёва.)
Нормативно-правовое обеспечение данной программы соответствует действующему закону
РФ и локальным актам образовательной организации.
Программа кружка реализуется в рамках общекультурного направления во внеурочной
деятельности в 7,9 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения
обучающимися, необходимого для жизни в обществе, социального опыта иформирования,
принимаемом обществом системы, ценностей, всестороннего развития и социализации каждого
обучающегося; создание воспитательной среды, обеспечивающей развитие социальных,
интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное время.
Цель программы «Семицветик»: приобщение обучающихся к национальным ценностям
российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них
нравственных чувств, нравственного сознания и поведения, любви к природе, во всестороннем
развитии личности обучающегося в процессе формирования их экологической и трудовой
культуры.
Задачи:
- развитие возможных избирательных способностей интересов ребёнка в разных видах
деятельности;
- формирование основ
нравственного
самосознания личности, умения
правильно оценивать окружающих и самих себя;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способностей к преодолению трудностей, целеустремлённости и
настойчивости в достижении результата;
- расширение круга общения, выход обучающихся за пределы семьи и общественные
организации;
- привитие интереса и любви к природе;
- воспитание положительной мотивации к творческой и трудовой деятельности;
- формирование коммуникативных умений, навыков, взаимодействия и общения в процессе
творческой деятельности;
- формирование у детей таких волевых качеств, как терпение, усидчивость, умение довести
дело до конца;
- развитие мелкой моторики и ручной умелости.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Место проведения занятий: учебный класс
В ходе обучения используются различные педагогические технологии: традиционные
(объяснительно-иллюстративные) и современные (технологии проблемного обучения, ИКТ и
др.).
Основные методы, используемые при реализации программы: рассказ, объяснение, беседа,
экскурсии, лекция, работа с книгой, практические методы (упражнения, творческие задания).
Приемы работы: чтение вслух, ответы на вопросы учителя, составление плана работы,
заполнение таблиц по изученному материалу, конспектирование, рисование, составление
коллажей).
Программой «Семицветик» предусматривается разнообразная практическая деятельность,
которая предоставляет детям с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
разнообразные возможности для реализации в свободное время. Предполагается тесная связь
содержательного компонента занятий курса в неурочной деятельности со школьными
предметами (чтение, история, рисование, ручной труд, ОСЖ, трудовое обучение).
Данная программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей детей с
умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью). В процессе воспитательной
деятельности осуществляется дифференцированный подход.
На индивидуальном уровне для детей практикуется подбор дозированных заданий
различного объёма сложности, сокращение времени для выполнения заданий. На занятиях
предусмотрены динамические паузы и смена видов деятельности, упражнения для глаз,
физминутки.
Наша жизнь неразрывно связана с сезонными изменениями в природе, со сменой времён года.
По этому принципу был разработан комплекс занятий, состоящих из периодов: осень, зима,
весна, лето.
Осенний период посвящён уборке, сбору семян растений. Зимой уходу за комнатными
растениями, весной- выращиванию рассады однолетников, летом сбору лекарственных трав.
Содержание курса 7 класса (7а,7б) и 9а класса
В 7 классе на реализацию программы отведено 34 часа
1. Взаимодействие человека с природой 17 часов
2. Профессии людей, работающих с растениями 8 часов
3. Выращивание рассады однолетних культур 9 часов
В 9 классе на реализацию программы отведено 34 часа
1. Знакомство с производственной классификацией цветковых растений и стилями садово –
паркового строительства
2. Ознакомление обучающихся с устройством теплиц и парников и их назначением.
3. Обучение обустройству газона
4. Обучение высаживанию декоративных кустарников.
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться
достижение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью):
-воспитательных результатов
-духовно-нравственных приобретений, которые обучающиеся получают вследствие участия в
творческой деятельности (например, опыт самостоятельного действия, любви к близким и
уважения к окружающим);
- эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие
обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства
патриотизма).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по 3
уровням:
1уровень результатов - приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных
знаний о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие обучающегося со своими педагогами, как значимыми для него носителями
социального знания и повседневного опыта.
2 уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, группы,
т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой обучающиеся получают социальные знания
и начинают их ценить.
3 уровень результатов – получение обучающимися с умственной отсталостью начального
опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых
моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся с представителями различных социальных субъектов за
пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижения трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивают вероятность
появления эффектов воспитания и социального обучения. У обучающихся могут быть
сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и
социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от
индивидуальных возможностей и особенностей, обучающихся с умственной отсталостью.
Основные личностные результаты воспитательных уровней:
- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, к своему
городу, народу, России;
- ценностное отношение к труду, творчеству, человеку труда, трудолюбие;
- осознание себя как члена общества, гражданина РФ, жителя конкретного региона:
- элементарное представление об эстетических и художественных ценностях отечества;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
- понимание красоты в искусстве и в окружающей действительности;
- расширение круга общения, навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве.
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) могут быть достигнуты определённые
результаты.
Базовые учебные действия (БУД):
Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при
выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников,
делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за
счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои
выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным
решениям.
Формирование этих БУД в школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и
подготовиться к жизни в современном обществе.
Личностные и предметные результаты.
Возможные предметные результаты освоения учебного материала программы курса
внеурочной деятельности включают следующие умения:
• выполнять отдельные трудовые операции, понимать смысл выполняемых действий;
• узнавать материалы по названию, внешнему виду, на ощупь;
• использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности;
• соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами, материалами;
• действовать по подражанию, образцу, инструкции;
• ориентироваться в трудовой деятельности, планировать свою работу;
самостоятельно выполнить изделие;
экономно и рационально расходовать материалы;
правильно подбирать цветовую гамму;
осуществлять совместную деятельность;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности;
• умение сопереживать, проявлять внимание.
Возможные личностные результаты освоения учебного материала программы
курса внеурочной деятельности включают:
- интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
- получение удовольствия, радости от выполненной работы;
- стремление к собственной творческой деятельности;
- интерес к взаимодействию с другими детьми и взрослыми в трудовой деятельности;
- получение удовольствия от неформального общения с детьми, педагогом,
увлеченных общим делом;
- самореализация и самовыражение;
- развитие памяти, внимания, эстетического вкуса через выполнение трудовых заданий;
- всестороннее развитие.
Способы контроля знаний: опрос (письменный, устный, индивидуальный, фронтальный),
тестовый контроль, решение проблемных задач, связанных с жизнью), выполнение практических
трудовых заданий по уходу за растениями.
Показателями результативности программы служат:
- результаты мониторинга и анкетирования детей;
- участие обучающихся в практической деятельности;
- количество и качество детских работ;
- включённость детей в творческую деятельность.
•
•
•
•
•
Учебно-тематический план работы кружка «Семицветик», 7а, 7б классы
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Дата
Кол-во
часов
Тема занятия
Характеристика
деятельности уч-ся
Взаимодействие человека с природой 17 час.
Вводное занятие. Техника
Отвечают на вопросы учителя, делают
безопасности. Осень в
выводы
природе. Поделки, рисунки
1
Возникновение
Находят основание для
натуралистического
классификации, анализируя и
движения
сравнивая информацию,
1
Природа окрестностей
представленную иллюстративным
школы
материалом
1
Правила поведения в
природе
1
Сезонные явления в
Планируют последовательность
природе осенью
1
Природа в жизни человека. действий в речевой форме при
выполнении
1
Природа, которая лечит,
кормит и одевает человека
1
Взаимодействие человека с
Знакомятся с Красной книгой.
природой
Делают выводы и умозаключения по
1
Красная книга
причинам вымирания растений
Свердловской области
1
Экологический КВН
1
Экологическая газета
Оформляют экологическую газету для
1
Плоды и семена
школы
1
Растения зимой
1
Комнатное цветоводство
1
Выращивание комнатных
Изучают правила выращивания
растений и правила ухода за
комнатных растений и ухода за ними.
ними. Правила
опрыскивания, подкормки,
Слушают ответы одноклассников и
рыхление почвы.
принимает участие в их обсуждении,
1
Комнатные растения в
корректируют неверные ответы
интерьере жилища
1
Размещение комнатных
растений в зависимости от
их отношения к свету,
теплу
Профессии людей, работа которых связана с природой 8 час
1
Все профессии важны, все
Используют логические выражения,
профессии нужны. Кем
по которым изменяется каждый
быть? Знакомство с
следующий объект,
профессиями «Человеквыявляют закономерность (обобщают)
природа»
1
Использование цветочнодекоративных растений в
современном ландшафтном
дизайне
1
20
1
21
1
22
1
23
1
24
1
25
1
26
1
27
1
28
1
29
1
30
1
31
1
32
1
33
1
34
1
-что такое ландшафтный
дизайн;
-его назначение;
Используют логические выражения,
Как называют человека,
по которым изменяется каждый
который занимается
следующий объект,
ландшафтным дизайном;
выявляют закономерность (обобщают)
-как используется данное
направление в нашей
Работают в тетради, делают записи и
местности.
зарисовки
Свойства снега, льда.
Характеристика снежного
Отвечают на вопросы, высказывают
покрова. Значение
свою точку зрения
снежного покрова для
Выполняют практические работы по
растений.
выращиванию черенков.
Живая и неживая природа.
Взаимосвязь объектов
живой и неживой природы.
Явления природы.
Весна в природе. Признаки
весны. Изменения в жизни
растений весной.
Заготовка черенков
(традесканция, бегония,
фуксия, герань). Посадка.
Пересадка в цветочные
горшки.
Выращивание рассады однолетних культур 9 час
Подготовка семян
однолетников к посеву
Выполняют практические работы по
(проверка на всхожесть)
выращиванию рассады.
Рассматривают готовый субстрат.
Подготовка ящиков и
Рассматривают составные части
почвы для посева семян.
земляной смеси. Выделяют признаки,
Посев семян петунии в
сходства и различия
ящики
Делают записи в тетрадь.
Посев семян бархатцев в
ящики
Пикировка сеянцев петунии Выполняют практические работы по
пикировке сеянцев
в отдельные стаканчики
Выполняют практические работы по
Пикировка сеянцев
уходу за комнатными растениями
бархатцев в отдельные
стаканчики
Подготовка комнатных
растений к лету. Высадка
Выполняют практические работы по
некоторых растений на
уходу за растениями на цветнике
пришкольный участок.
Практическая работа с
растениями на
пришкольном участке
Заключительное занятие.
Подведение итогов работы
за год. Задания на лето.
Учебно-тематический план работы кружка «Семицветик», 9а класс
№
п/п
1
8
Кол-во
Тема занятия
часов
1
Вводное занятие. Техника
безопасности при работе
садовым инвентарём Осень
в природе.
1
Виды работ осенью по
озеленению улиц и парков
города
1
Осенний уход за
цветником.
1
Стили садово-паркового
строительства
1
Садово- парковая
архитектура
1
Садов - парковое
строительство
1
Ландшафтный дизайнер.
Кто это? Кто занимается
проектированием парков?
1
Экскурсия в городской парк
2 четверть
9
1
Теплицы и парники,
назначение и конструкции
10
11
12
1
1
1
13
1
14
1
Виды парников
Виды теплиц
Материал для изготовления
теплиц и парников
Уход за растениями в
теплицах
Сорные растения
(одуванчик, мокрица,
повилика и др.) в теплицах
15
1
16
1
3 четверть
17
1
Обустройство газона
Делают записи в тетрадь
18
1
19
1
Коллекция газонов,
назначение
Способы устройства
газонов
Отвечают на вопросы, рассматривают
картинки,
Заполняют листы с заданиями
Дата
2
3
4
5
6
7
Борьба с сорняками,
прополка
Борьба с сорняками
химическим способом
(препарат ликвидатор,
торнадо), правила
пользования, т.б. при
работе
Характеристика
деятельности уч-ся
Отвечают на вопросы учителя, делают
выводы
Делают записи и зарисовки в рабочих
тетрадях.
Рассматривают иллюстрации
Наблюдают за работой на улицах
города
Смотрят видео ролики по садово
парковому строительству, обсуждают,
делают выводы, высказывают свое
отношение к увиденному
Работают в тетради: делают записи и
зарисовки
Рассматривают иллюстрации
Просматривают на ПК презентацию с
сайта «инфоурок» на тему
«Защищённый грунт в цветоводстве»
Обсуждают тему, делают выводы
20
21
1
1
Подготовка почвы
Газонные травы, типы
газонных трав
22
1
23
1
24
1
4 четверть
25
Уход за газоном. Правила
стрижки высокой травы.
Особенности ухода.
Механизация работ при
уходе за газоном
(газонокосилки, триммеры)
Итоговое занятие: просмотр
видеоролика на тему
«Газоны, виды газонов»
1
26
1
27
1
28
1
29
1
30
1
31
1
32
1
33
1
34
1
Декоративные кустарники
(отличие кустарников от
деревьев и трав)
Классификация
кустарников: цветущие,
декоративно лиственные,
полукустарники. Сходство
и различие
Использование кустарников
в озеленении улиц и парков
города
Условия, необходимые для
выращивания кустарников
Почва для кустарников,
способы повышения
плодородия почвы
Способы размножения:
семенами, черенками,
корневищами
Способы укоренения
черенков
Размножение делением
корневища
Размножение делением
куста
Правила посадки делёнок.
Просматривают на ПК презентацию с
сайта «инфоурок» на тему
Обустройство газонов», обсуждают
просмотренный материал, делают
выводы
Работают в тетради: делают записи и
зарисовки
Рассматривают иллюстративный
материал
Находят сходство и различие
Подготавливают земляную смесь для
черенков
Выбирают емкости для посадки
черенков.
Изучают способы укоренения
черенков (с применением препаратов
корневин, корней)
Учатся делить корневища растений на
делёнки и составлять земляную смесь
для посадки делёнок.
Список литературы
1. «Энциклопедия комнатного цветоводства» - книга для любителей. Составитель
Б.Н.Головкин. М.: издательство «Народное творчество», 2001г.
2. «Декоративные растения» Перевод Френкель С, издательство «Внешсигма», 2000г.
3. Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир» - М
«Просвещение»2001г
4. Т.А.Шорыгина «Беседы о русском лесе» Творческий центр «сфера» М.2008г.
5. И.А.Губанов, К.В. Киселёва, В.С.Новиков «Дикорастущие полезные растения»
издательство Московского университета, 1987г.