Колибри (1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Колибри» является адаптированной
для обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
Программа курса внеурочной деятельности «Колибри» составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями);

Федеральной

адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); программы Просняковой
Т.Н. «Художественное творчество», Москва, издательство «Учебная литература», 2004 г.,
в соответствии с действующим законодательством и локальными актами образовательной
организации.
Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического
вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости,
терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
•

развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения,

технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в инфо
рмации разного вида;
•

освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании

окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
•
навыками,

овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и
опытом

практической

деятельности

по

созданию

личностно

и

общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой
деятельности,

объективной

оценки

своей

работы;

умениями

использовать

компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной
жизни;
•

воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их

труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
•

практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельно

сти.
Программа «Колибри» составлена с учётом возрастных и психофизических
особенностей,

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями).

В

процессе

реализации

проектной

деятельности

осуществляется

дифференцированный подход. На индивидуальном уровне для детей практикуется подбор
дозированных заданий различного объёма и сложности, сокращение времени для
выполнения заданий.
Основной формой работы по освоению курса внеурочной деятельности «Колибри»
является урок.
Формы организации внеурочной деятельности обучающихся: индивидуальные,
групповые, коллективные (фронтальные).
Технологии

обучения:

коррекционно-развивающие,

здоровьесберегающие,

информационно-коммуникационные, игровые, личностно-ориентированные; технологии
разноуровневого и дифференцированного обучения, проблемного обучения.
Основные методы, используемые при реализации программы: словеснопрактические, проектные, наглядные, репродуктивные, эвристические, исследовательские.
Приемы работы: рассказ, инструктаж, объяснение, упражнение, работа в группе
рефлексия и др.
Виды деятельности: дидактические игры, загадки, тренинги, практические
упражнения, беседа, составление рассказа, составление описания изучаемого объекта,
наблюдение, раскрашивание.
Способы контроля: индивидуальные задания.
Текущий и итоговый контроль успеваемости безотметочный, то есть используется
только качественная оценка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебный

курс

внеурочной

деятельности

«Колибри»»

реализуется

по

общекультурному направлению развития личности школьника, благодаря художественноэстетической творческой деятельности. В современной концепции обучения детей заложен
принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы
затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирования богатого
внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов
духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к
прикладному народному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и
ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических
культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка. Освоение
традиционного культурного наследия является неотъемлемым составным элементом

воспитания гармонической всесторонне развитой личности, что становится актуальным в
настоящее время.
Занятия позволяют развивать творческие задатки детей, мелкую моторику пальцев
рук, что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта
воспитанников. В этом заключается педагогическая целесообразность данной программы.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость,
последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в
исполнении

работы,

позволяют

воспитанникам

самовыражаться,

проявляя

индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей
формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного
обучения. Происходит ориентация младших школьников на ценность труда в
эмоционально-поведенческом аспекте.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на 4 года обучения: 1, 2, 3
и 4 классы.
Класс

Количество часов в

Количество часов в год

неделю
1

1

33

2

1

34

3

1

34

4

1

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому в курсе
«Колибри» реализуется формирование личностных умений и навыков. Для детей с
интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В
данном

курсе

внеурочной

деятельности

представлены

многообразные

задания,

направленные на достижение следующих личностных результатов:
•

осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

•

адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении;
•

способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам

сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в
школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

•

способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам

помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
•

владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и

повседневной жизни;
•

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
•

осмысление

и

дифференциация

картины

мира,

ее

временно-

пространственной организации;
•

осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•

овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Предметные результаты делятся на два уровня: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень
• использовать приемы
безопасной работы с разными
инструментами;
• правильно

Достаточный уровень
• использовать приёмы рациональной и
безопасной работы с разными инструментами;
• правильно (рационально, технологично)
выполнять геометрические построения деталей

(рационально, технологично)

простой формы и операции разметки с использованием

выполнять геометрические

соответствующих инструментов и приспособлений:

построения деталей

линейки, угольника, шаблона, трафарета и

простой формы;

др., осуществлять целесообразный

• изготавливать плоскост
ные и объёмные изделия по об
разцам;

выбор инструментов;
• изготавливать плоскостные и объѐмные изделия
по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам,

• уметь обращаться за
помощью и принимать её.

рисункам, по заданным условиям;
• совершенствовать навыки трудовой деятельнос
ти в коллективе: умение общаться со сверстниками и
со старшими, умение оказывать помощь другим,
принимать различные роли, оценивать деятельность
окружающих и свою собственную

СОСТАВ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают,
с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к

обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных
действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые

• осознание

учебные действия

посещением школы;

себя

как

ученика,

заинтересованного

• способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
• самостоятельность в выполнении учебных заданий;
• самостоятельность в выполнении поручений;
• понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
• стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
Регулятивные
базовые учебные
действия

• входить и выходить из школьного здания, учебного
помещения по условному сигналу (школьный звонок,
разрешение учителя);
• самостоятельно ориентироваться в пространстве
школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения,
столовой);
• организовывать свою деятельность вне учебного
занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время,
в ожидании выполнения задания другими обучающимися);
• использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в
учебное время;
• самостоятельно работать с учебными
принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
• корректировать свои действия по выполнению задания
в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

• принимать

цели и

включаться в

инструкции, произвольно

деятельность,следовать

предложенному

плану и работать в общем темпе.
Познавательные

• выделять существенные, общие и отличительные

базовые учебные

свойства предметов, явлений окружающей действительности,

действия

• характеризовать предметы и явления по их основным
свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
• находить задания, предложения, тексты в учебнике или
другом предлагаемом материале; использовать условные
знаки, символические средства с помощью учителя;
• работать с несложной по содержанию и структуре
информацией

(понимать

изображение,

текст,

устное

высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях);
• называть и характеризовать предметы, сравнивать два
предмета, делать элементарные обобщения;
• знать и употреблять названия и свойства изученных
предметов и явлений, их частей; знать и применять
обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Коммуникативные
базовые учебные
действия

• умение вступать в контакт и работать в группах;
• умение использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия

с

одноклассниками,

сверстниками,

учителями;
• умение обращаться за помощью и принимать помощь;
• умение слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать
с взрослыми и

сверстниками

социальных ситуациях;

в

доброжелательно

разных
относиться,

сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
• договариваться
соответствии

с

конфликтных

или

окружающими.

и

изменять

объективным
иных

свое

поведение

в

большинства

в

взаимодействия

с

мнением

ситуациях

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы
учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ
конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве,
назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых
материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному
исследованию.
При

обсуждении

технологии

изготовления

изделия

первоклассники

под

руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и
инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Раздел 1. Аппликация и моделирование (12 часа)
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях.
Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника
безопасности при работе с природными материалами. Аппликация из листьев, семян, трав.
Поделки из орехов, шишек, семян, травы «Лесная скульптура». Работа с природными
материалами. Аппликация из листьев «Волшебная птица». Работа с разными материалами.
Изготовление цветов. Работа с бумагой. Композиция «Цветочная поляна». Работа с
бумагой. Изготовление заготовок для аппликации из симметричных форм. Работа с
бумагой. Изготовление аппликации из симметричных форм. Работа с бумагой. Композиция
«Фруктовая корзина». Плоскостные аппликации из бумаги. Мозаика из бумаги.
Раздел 2. Работа с пластическими материалами. (6 часов)
Беседа. Декоративно-прикладное искусство. Предметы быта. Гончарный круг.
Лепка посуды. Лепка овощей и фруктов. Плоскостная лепка. Композиция из фруктов и ягод.
Лепка животных. Составление композиции к сказке «Колобок»
Раздел 3. Секреты бумажного творчества (8 часов)
Беседа «Секреты оригами». Изготовление корзинки. Оригами. Изготовление
домашних животных. Оригами. Изготовление диких животных. Составление композиции
«Веселый зоопарк». Составление композиции «Пруд». Оригами. Изготовление цветов.
Раздел 4. Работа с бросовым материалом(7часов)
Беседа «Волшебный клубок». Плетение из ниток, шнурков, лент. Плоская
аппликация «Солнышко». Народная кукла. Изготовление кукол «Мартиничек» из ниток.
Панно из карандашных стружек. Аппликация из фантиков. Аппликация из ватных дисков
«Мышонок». Игрушка из спичечных коробков «Телевизор»

2 класс.
Раздел 1. Аппликация и моделирование(12часов)
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях.
Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника
безопасности при работе с природными материалами. Беседа «Флористика». Создание
икебаны. Картины из листьев, семян, трав. Аппликация из крупы. Работа с бумагой.
Осенний наряд деревьев. Работа с бумагой. Аппликация из ладошек. Цветочная поляна.
Работа с разными материалами. Композиция «Весёлые человечки». Работа с бумагой.
Композиция «Полёт бабочек». Работа с бумагой. Композиция «Учитель и его ученики».
Работа с разными материалами. Человечек из воздушного шарика. Плоскостные
аппликации из бумаги. Бабочка. Плоскостные композиции из салфеток. Зайчата.
Раздел 2. Работа с пластичными материалами. (5 часов)
Беседа. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремёсла. Лепка. «Корзина
с фруктами». Плоскостная лепка. «Новогодние игрушки». Знакомство с народными
ремеслами, традициями, праздниками. Дымковская игрушка. Роспись.
Раздел 3. Секреты бумажного творчества (9 часов)
Контурная мозаика. Оригами. Объёмная композиция «Лиса и заяц». Оригами.
«Совиное семейство». Геометрическая мозаика. «Мягкая» игрушка из бумаги. «Птичка».
Игрушки из скрученных полосок гофрированной бумаги. Цветы из гофрированной бумаги.
Коллективное панно «Корзина с цветами».
Раздел 4. Работа с бросовым материалом (8 часов)
Аппликация из фантиков. «Веселый автомобиль». Весёлые клоуны из конфетных
фантиков. Паучок из конфетной фольги. Фигурки животных из спичечных коробков.
Технические модели из спичечных коробков. Ваза из пластиковой бутылки. Творческая
выставка работ.
3 класс
Раздел 1. Работа с природными материалами (4 часа)
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях.
Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника
безопасности при работе с природными материалами. Картины из листьев, семян, трав.
Лесная миниатюра (поделки из орехов, шишек).
Раздел 2. Секреты бумажного творчества. Модульное оригами. (16 часов)
Работа с бумагой. Выпуклая аппликация. «Лотос». Работа с бумагой. Игрушка
«Ёжик». Работа с разными материалами. Цветок – булавочница. Работа с бумагой.
Композиция «Цветочная поляна». Работа с бумагой. Композиция «Аквариум». Техника

складывания бумаги – «оригами». Изделие «Лебедь». Поделки в технике «оригами».
Изделие: «Тюльпан», «Лилия». Плоскостные композиции из салфеток. Оригинальные
новогодние игрушки. Жар-птица. Оригинальные новогодние игрушки. Разборная ёлочка.
Новогодние украшения. Игрушка «Весельчак». Мозаика из кусочков цветной бумаги.
Изделие «Матрёшка». Модульное оригами. Порядок складывания китайского модуля.
Рыбка Скалярия из модулей. Клубника из модулей. Выставка «Бумажная страна».
Раздел 3. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремёсла. (9 часов)
Беседа. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремёсла. Предметы быта.
Гончарное мастерство. Лепка посуды. Украшение предметов быта. Орнаменты в полосе,
круге, квадрате. Лепка. «Лесная поляна». Плоскостная лепка. «Зимняя забава детей».
Знакомство с народными ремёслами, традициями, праздниками. Хохломская роспись.
Роспись предметов быта. Гжель. Цвета, мотивы, традиции. Роспись посудных форм
(шаблоны). Городецкая роспись. «Петушок». Дымковская игрушка. Роспись.
Раздел 4. Рукоделие из ниток (5 часов)
Плетение из ниток, шнурков, лент. Цыплёнок из ажурного кокона. Плетение из
ниток, шнурков, лент. «Колобок». Творческая выставка работ.
4 класс
Раздел 1. Работа с природными и пластичными материалами. (8 часов)
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях.
Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника
безопасности при работе с природными материалами. Аппликация из листьев, семян, трав.
Поделки из орехов, шишек, семян, травы «Лесная скульптура». Поделки из, семян, сухие
травы, камешки, ракушки «Сухие цветы на спилах». Работа с природными материалами.
Рамочки из палочек. Работа с природными материалами. Фоторамка «Дары леса».
Фоторамка «Дары леса». Оформление.
Раздел 2. Секреты бумажного творчества. Модульного оригами (8 часов)
Работа с бумагой. Квилинг. Композиция «Львёнок». Коллективное панно.
«Львиная семейка». Квилинг. Композиция «Цветы». Коллективное панно. «Цветочная
поляна». Модульное оригами «Звёздочка». Модульное оригами «Звёздочка» Оформление.
Модульное оригами «Елочка». Модульное оригами «Елочка» Оформление.
Раздел 3. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремесла. (11 часов)
Беседа. Декоративно- прикладное искусство. Росписи и ремёсла. Знакомство с
принципами работы. Панно из пластилина. «Мир в твоих руках». Панно из пластилина
Оформление. Коллективная работа. Панно из пластилина. Объемная работа. «Зимушказима.». Панно из пластилина. Объемная работа. Оформление. Коллективная работа.

Знакомство с принципами работы. Лепка из теста. Изделие «Овечка». Изделие «Овечка».
Оформление. Лепка из теста. Изделие «Подкова». Знакомство с народными ремёслами
праздниками. Хохломская роспись. Дымковская игрушка. Роспись.
Раздел 4. Текстильные материалы (7 часов)
Изделие. Панно «Ангел». Изделие. Подвеска «Сердечки». Изделие. Цветок
«Ромашка». Коллективная работа «Ромашковый букет». Изделие. Прихватка. «Котёнок».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
Кол-во
Дата
Тема урока
Характеристика видов деятельности обучающихся
урока часов проведения
Раздел 1. Аппликация и моделирование.
1
1
Вводное занятие. Материалы и инструменты. исследуют, наблюдают, сравнивают,
Техника безопасности на занятиях. Сбор сопоставляют природные материалы их виды и свойства
природного материала.
(цвет, фактура, форма и др.).
осваивают правила сбора и хранения природных
материалов.
2

1

3
4

1
1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

Создание поделок из веток, шишек, листьев,
травы.
Техника безопасности при работе с природными
материалами.

-исследуют, наблюдают, сравнивают,
-сопоставляют природные материалы их виды и
свойства (цвет, фактура, форма и др.).
-выполняют практическую работу из природных
материалов,
-создают аппликацию из сухих листьев по заданному
Аппликация из листьев, семян, трав.
Поделки из орехов, шишек, семян, травы образцу.
- заменяют листья похожими по форме и размеру на
«Лесная скульптура»
Поделки из орехов, шишек, семян, травы образец,
-сравнивают свойства различных природных
«Лесная скульптура»
Работа с природными материалами. Аппликация материалов: листьев, шишек, веточек, кленовых
крылаток, желудей, каштанов.
из листьев «Волшебная птица»
Работа с бумагой. Изготовление заготовок для
аппликации из симметричных форм.
Работа с бумагой. Изготовление заготовок для
аппликации из симметричных форм.
Работа с разными материалами. Изготовление
цветов.
Работа с бумагой. Композиция «Цветочная
поляна»
Работа с бумагой. Композиция «Фруктовая
корзина»

Плоскостные аппликации из бумаги. Мозаика из
бумаги.
Раздел 2. Работа с пластическими материалами.
13
1
Беседа. Декоративно- прикладное искусство.
-знакомятся с народными промыслами.
-знакомятся с различными народными росписями, их
элементами.
12

1

14
15
16

1
1
1

17
18

1

Предметы быта. Гончарный круг. Лепка посуды.
Лепка овощей и фруктов.
Плоскостная лепка. Композиция из фруктов и
ягод.
Лепка животных.

-овладевают практическими умениями по работе с
глиной (пластилином),
-работают с различными изобразительными
материалами (акварелью, гуашью),
- учатся видеть красивое вокруг себя,

1

Составление композиции к сказке «Колобок»

-усваивают понятия «орнамент».

Раздел 3. Секреты бумажного творчества
19
1
Беседа «Секреты оригами». Изготовление
корзинки.
20
1
Оригами. Изготовление домашних животных.
21
1
Оригами. Изготовление диких животных.
22
1
Составление композиции «Веселый зоопарк».
23
1
Оригами. Изготовление жителей водоѐмов.
24
1
Составление композиции «Пруд».
25
1
Оригами. Изготовление цветов.

-знакомятся с условными знаками, принятыми в оригами,
«читают» под руководством учителя инструкционные
карты, демонстрирующие процессы складывания,
-знакомятся с историей возникновения техник:
«оригами», «мозаика»,
-выбирают необходимые инструменты, материалы и
приемы работы;
создают композиции из цветной бумаги.

26
1
Составление букета.
Выставка работ. Учатся видеть красивое вокруг.
Раздел 4. Работа с бросовым материалом
27
1
Беседа «Волшебный клубок»
-исследуют, наблюдают, сравнивают,
28
1
Плетение из ниток, шнурков, лент. Плоская сопоставляют и сравнивают различные материалы,
определяют инструменты и приспособления
аппликация «Солнышко».
29
1
Народная
кукла.
Изготовление
кукол необходимые для работы,
осваивают правила безопасной работы с различными
«Мартиничек» из ниток.
материалами при выполнении изделий,
30
1
Панно из карандашных стружек
- планируют и осуществляют работу,
31
1
Аппликация из фантиков.

32
33

1
1

Аппликация из ватных дисков «Мышонок».
Игрушка из спичечных коробков «Телевизор»

-осваивают правила экономного расходования
материалов при выполнении изделия.

2 класс
№
урок
а

КолДата
Тема урока
во проведени
часо
я
в
Раздел 1. Аппликация и моделирование
1
1
Вводное занятие. Материалы и инструменты.
Техника безопасности на занятиях. Сбор природного
материала.

2

1

Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы.
Техника безопасности при работе с природными
материалами.

3

1

4
5
6

1
1
1

7

1

8
9
10

1
1
1

11
12

1
1

Беседа «Флористика». Создание икебаны. Картины
из листьев, семян, трав.
Аппликация из крупы.
Работа с бумагой. Осенний наряд деревьев.
Работа с бумагой. Аппликация из ладошек. Цветочная поля
на.
Работа с разными материалами. Композиция «Весѐлые
человечки».
Работа с бумагой. Композиция «Полѐт бабочек»
Работа с бумагой. Композиция «Учитель и его ученики».
Работа с разными материалами. Человечек из воздушного ш
арика.
Плоскостные аппликации из бумаги. Бабочка.
Плоскостные композиции из салфеток. Зайчата.

Характеристика видов деятельности
обучающихся

исследуют, наблюдают, сравнивают,
сопоставляют природные материалы их виды и
свойства (цвет, фактура, форма и др.).
осваивают правила сбора и
хранения природных материалов.

-исследуют, наблюдают, сравнивают,
-сопоставляют природные материалы их виды и
свойства (цвет, фактура, форма и др.).
-выполняют практическую работу
из природных материалов,
-создают аппликацию из сухих листьев по
заданному образцу.
- заменяют листья похожими по форме
и размеру на образец,
-сравнивают свойства различных природных
материалов: листьев, шишек, веточек, кленовых
крылаток, желудей, каштанов.

Раздел 2. Работа с пластичными материалами
13
1
Беседа. Декоративно – прикладное искусство. Росписи
и ремѐсла.
14
1
Лепка. «Корзина с фруктами»
15
1
Плоскостная лепка. «Новогодние игрушки»
16
1
Знакомство
с
народными
ремеслами,
традициями, праздниками. Дымковская игрушка. Роспись.
17
1
Знакомство
с
народными
ремеслами,
традициями, праздниками. Дымковская игрушка. Роспись.

-знакомятся с народными промыслами.
-знакомятся с различными
народными росписями, их элементами,
овладевают практическими умениями по работе с
глиной (пластилином),
-работают с различными
изобразительными материалами (акварелью, гуа
шью),
-узнают об истории и культуре нашего народа,
- учатся видеть красивое вокруг себя,
-усваивают понятия «орнамент»,
-составляют орнаменты в полосе, круге,

Раздел 3. Секреты бумажного творчества
18
1
Контурная мозаика.
19
1
Оригами. Объѐмная композиция «Лиса и заяц»
20
1
Оригами. «Совиное семейство»
21
1
Оригами. «Совиное семейство»
22
1
Геометрическая мозаика.
23
1
«Мягкая» игрушка из бумаги. «Птичка»
24
1
Игрушки из скрученных полосок гофрированной бумаги.
25
1
Цветы из гофрированной бумаги.
26
1
Коллективное панно «Корзина с цветами».

-знакомятся с условными знаками,
принятыми в контурной мозаике, оригами,
- читают под руководством учителя
инструкционные карты,
демонстрирующие процессы складывания,
-знакомятся с историей возникновения
техник: «оригами», «контурная мозаика»,
-выбирают необходимые
инструменты, материалы и приемы работы.

Раздел 4. Работа с бросовым материалом
27
1
Аппликация из фантиков. «Веселый автомобиль».
28
1
Весѐлые клоуны из конфетных фантиков.
29
1
Паучок из конфетной фольги.
30
1
Фигурки животных из спичечных коробков.
31
1
Технические модели из спичечных коробков.
32
1
Ваза из пластиковой бутылки.
33
1
Ваза из пластиковой бутылки.
34
1
Творческая выставка работ.

-исследуют, наблюдают, сравнивают,
сопоставляют и сравнивают
различные материалы,
определяют инструменты и
приспособления необходимые для работы,
осваивают правила безопасной работы с
различными материалами при выполнении
изделий,

- планируют и осуществляют работу,
-осваивают правила
экономного расходования материалов при выпол
нении изделия.

3 класс
№
урок
а

КолДата
Тема урока
Характеристика видов деятельности обучающихся
во
проведен
часо
ия
в
Раздел 1. Работа с природными материалами
1
1
Вводное
занятие.
Материалы
и
инструменты.
Техника безопасности на занятиях. Сбор природного матер исследуют, наблюдают, сравнивают,
иала.
сопоставляют природные материалы их виды и
свойства (цвет, фактура, форма и др.).
осваивают
правила
сбора
и
хранения природных материалов.
2
1
Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы.
-исследуют, наблюдают, сравнивают,
Техника безопасности при работе с
-сопоставляют природные материалы их виды и
природными материалами.
свойства (цвет, фактура, форма и др.).
-выполняют практическую работу
из природных материалов,
-создают аппликацию из сухих листьев
по заданному образцу.
3
1
Картины из листьев, семян, трав.
4
1
Лесная миниатюра (поделки из орехов, шишек)

5

1

Лесная миниатюра (поделки из орехов, шишек)

Раздел 2. Секреты бумажного творчества. Модульное оригами.
6
1
Работа с бумагой. Выпуклая аппликация. «Лотос»
7
1
Работа с бумагой. Игрушка «Ёжик»
8
1
Работа с разными материалами. Цветок – булавочница.
9
1
Работа с бумагой. Композиция «Цветочная поляна»
10
1
Работа с бумагой. Композиция «Аквариум»
11
1
Техника складывания бумаги – «оригами». Изделие
«Лебедь»
12
1
Поделки в технике «оригами». Изделие: «Тюльпан»,
«Лилия».
13
1
Плоскостные композиции из салфеток.
14
1
Оригинальные новогодние игрушки:
«Жар-птица».
15
1
Оригинальные новогодние игрушки. Разборная ѐлочка.
16
1
Новогодние украшения. Игрушка «Весельчак»
17
1
Мозаика из кусочков цветной бумаги. Изделие
18
1
Модульное
оригами.
Порядок
складывания
китайского модуля.
19
1
Рыбка-скалярия из модулей.
20
1
Клубника из модулей. Выставка «Бумажная страна».
Раздел 3. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремёсла.
21
1
Беседа. Декоративно – прикладное искусство. Росписи
и ремѐсла.

- заменяют листья похожими по форме
и размеру на образец,
-сравнивают свойства различных природных
материалов: листьев,
шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей,
каштанов.

-знакомятся с условными знаками,
принятыми в оригами,
читают инструкционные карты,
демонстрирующие процессы складывания,
-знакомятся с историей
возникновения техник: «оригами», «модульное ор
игами»,
-выбирают необходимые
инструменты, материалы и приемы работы,
-знакомятся с историей
возникновения праздников,
узнают порядок складывания китайского модуля.

-знакомятся с народными промыслами,
-учатся различать изделия разных народных

промыслов.
22
23

1
1

24
25
26

1
1
1

27

1

28

1

29

1

Предметы быта. Гончарное мастерство. Лепка посуды.
Украшение предметов быта. Орнаменты в полосе,
круге, квадрате.
Лепка. «Лесная поляна».
Плоскостная лепка. «Зимняя забава детей».
Знакомство
с
народными
ремѐслами,
традициями, праздниками. Хохломская роспись. Роспись п
редметов быта.
Гжель.
Цвета,
мотивы,
традиции.
Роспись
посудных форм.(шаблоны)
Гжель.
Цвета,
мотивы,
традиции.
Роспись
посудных форм.(шаблоны)
Дымковская игрушка. Роспись

Раздел 4. Рукоделие из ниток
30
1
Плетение из ниток, шнурков,
из ажурного кокона.
31
1
Плетение из ниток, шнурков,
из ажурного кокона.
32
1
Плетение из ниток, шнурков, лент.
33
1
Плетение из ниток, шнурков, лент.
34
1
Творческая выставка работ.

лент.
лент.

-овладевают практическими умениями по работе с
глиной (пластилином),
-работают с различными изобразительными
материалами (акварелью, гуашью),
-узнают об истории и культуре нашего народа,
-развивают свой художественный вкус,
- учатся видеть красивое вокруг себя,
-выражают свои впечатления, эмоциональное
отношение через свое творчество,
-усваивают понятия «орнамент»,
-составляют орнаменты в полосе, круге, квадрате,
-знакомятся с различными
народными росписями, их элементами,
-выполняют элементы народных росписей в своих
работах,
-осваивают трудовые навыки и
умения, стремясь овладеть традиционным
мастерством.
-знакомятся с народными промыслами.

Цыплѐнок - сопоставляют текстильные и
волокнистые материалы,
Цыплѐнок - под руководством
учителя определяют виды нитей, их состав,
свойства, назначение,
- определяют инструменты и
приспособления необходимые для работы,
- осваивают правила безопасной работы с
ножницами при выполнении изделий,
-осуществляют подбор ниток зависимости
от изделий.

4 класс
№
урок
а

КолДата
Тема урока
во
проведени
часо
я
в
Раздел 1. Работа с природными и пластичными материалами.
1
1
ТБ.Вводное занятие. Материалы и инструменты.
Техника безопасности на занятиях. Сбор природного матер
иала.
2

1

3
4

1
1

5

1

6
7

1
1

8

1

Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы.
Техника безопасности при работе с
природными материалами.
Аппликация из листьев, семян, трав.
Поделки из орехов, шишек, семян, травы «Лесная
скульптура»
Поделки из, семян, сухие травы, камешки, ракушки
«Сухие цветы на спилах»
Работа с природными материалами. Рамочки из палочек.
Работа с природными материалами. Фоторамка «Дары
леса»
Фоторамка «Дары леса». Оформление

Раздел 2. Секреты бумажного творчества. Модульного оригами
9
1
Работа с бумагой. Квилинг. Композиция «Львѐнок»
10
1
Коллективное панно «Львиная семейка»
11
1
Повторный
инструктаж
ТБ.Квилинг. Композиция «Цветы»
12
1
Коллективное панно. «Цветочная поляна»
13
1
Модульное оригами «Звѐздочка»
14
1
Модульное оригами «Звѐздочка» Оформление
15
1
Модульное оригами «Елочка»

Характеристика видов деятельности
обучающихся

исследуют, наблюдают, сравнивают,
сопоставляют природные материалы их виды и
свойства (цвет, фактура, форма и др.).
осваивают правила сбора и хранения
природных материалов.
-исследуют, наблюдают, сравнивают,
-сопоставляют природные материалы их виды и
свойства (цвет, фактура, форма и др.).
-выполняют практическую работу
из природных материалов,
-создают аппликацию из сухих листьев
по заданному образцу.
- заменяют листья похожими по форме
и размеру на образец,
-сравнивают свойства различных
природных материалов: листьев, шишек,
веточек, кленовых крылаток, желудей.

-знакомятся с условными
знаками, принятыми в оригами,
по - читают инструкционные карты,
демонстрирующие процессы складывания,

16
1
Модульное оригами «Елочка» Оформление
Раздел 3. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремѐсла.
17
1
Беседа. Декоративно – прикладное искусство. Росписи -знакомятся с народными промыслами,
и ремѐсла
-учатся различать изделия разных народных
промыслов
18

1

19
20
21

1
1
1

22

1

23
24
25
26

1
1
1
1

27

1

Знакомство с принципами работы. Панно из пластилина
« Мир в твоих руках»
Панно из пластилина Оформление. Коллективная работа
Панно из пластилина. Объемная работа. «Зимушка- зима».
Панно из пластилина. Объемная работа. Оформление.
Коллективная работа.
Повторный инструктаж по ТБ,Знакомство с принципами
работы. Лепка из теста. Изделие «Овечка»
Изделие «Овечка». Оформление
Изделие «Овечка». Оформление
Лепка из теста. Оформление. Изделие «Подкова».
Знакомство с народными ремѐслами праздниками.
Хохломская роспись
Дымковская игрушка. Роспись

Раздел 4.Текстильные материалы
28
1
Изделие. Панно «Ангел»
29
1
Изделие. Панно «Ангел»
30
1
Изделие. Подвеска «Сердечки»
31
1
Изделие. Цветок «Ромашка»
32
1
Коллективная работа «Ромашковый букет»

овладевают практическими умениями по работе с
глиной (пластилином),
-работают с различными
изобразительными материалами (акварелью, гуаш
ью),
-узнают об истории и культуре нашего народа,
-развивают свой художественный вкус,
- учатся видеть красивое вокруг себя,
-выражают свои впечатления, эмоциональное
отношение через свое творчество,
-усваивают понятия «орнамент»,
составляют орнаменты в полосе, круге, квадрате,
-знакомятся с различными народными росписями,
их элементами,
-выполняют элементы народных росписей в
своих работах,
-осваивают трудовые навыки и умения, стремясь
овладеть традиционным мастерством.
-знакомятся с народными промыслами,
-учатся различать изделия разных народных
промыслов.
-исследуют, наблюдают, сравнивают,
- сопоставляют текстильные и волокнистые
материалы,
- под руководством
учителя определяют виды нитей, их состав,

33
34

1
1

Изделие. Прихватка «Котѐнок»
Изделие. Прихватка «Котѐнок» Выставка

свойства, назначение, применение в быту
и на производстве,
- определяют инструменты и
приспособления необходимые для работы,
-осваивают правила безопасной работы с иглой
при выполнении изделий,
-осуществляют подбор тканей и ниток
зависимости от выполняемых
изделий, - планируют и осуществляют работу,
-осмысливают способы изготовления изделия,
-осваивают правила
экономного расходования нитей при выполнении
изделия

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список учебно-методической литературы
1.

Афонькин С.Ю.., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.:

«Аким», 1996.
2.

Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами./Сост. А.М.

Гукасова. – М.: Просвещение, 1981.
3.

Гильман Р.А.. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993.

4.

Оригами. Сборник.(13 подборок). Издательство: Дом МСП,2004

5.

Проснякова Т.Н.. Творческая мастерская.// Изд. Учебная литература. 2004.

6.

Проснякова Т.Н... Программа «Художественное творчество»

7.

Проснякова Т.Н.. Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС

КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
8.

Лыкова И.А.. Морская лепилка. Издательство: Карапуз.,2001
Необходимые материалы:

•

шишки, жёлуди, орехи;

•

засушенные листья, травы, цветы;

•

бумага: цветная, гофрированная, альбомная, газетная;

•

пластилин, солёное тесто;

•

фольга;

•

гуашевые краски, акварельные краски;

•

клей;

•

лоскуты ткани;

•

нитки, шнур.
Технические средства:

•

ноутбук.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».