ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» является
адаптированной для обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),
составлена
с
учетом
особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. №1026.
Учебными
пособиями
для
обучения
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) данный курс не обеспечен. Для реализации программы
используются материалы учебников, рабочих тетрадей, учебных пособий (в электронном
формате) авторов Е.Л. Рутковской, А.В. Половниковой, А.А. Козловой «Введение в
финансовую грамотность» под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «ИнтеллектЦентр», 2020.
Целью данного курса внеурочной деятельности является формирование у учащихся
основных знаний, умений и навыков в области экономических отношений в социуме и
финансового опыта для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи курса:
1.
Привитие начальных базовых учебных действий в области финансов.
2.
Формирование научно-обоснованной системы понятий финансовой грамотности.
3.
Формирование опыта применения полученных умений и навыков для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
4.
Формирование основы культуры экономического поведения, ценностей деловой
5.
Воспитание ответственности за экономические решения.
этики.
Программа
«Финансовая
грамотность»
составлена
с
учётом
возрастных
и
психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
В
процессе
реализации
проектной
деятельности
осуществляется
дифференцированный подход. На индивидуальном уровне для детей практикуется подбор
дозированных заданий различного объёма и сложности, сокращение времени для выполнения
заданий.
Основной формой работы по освоению курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность» является урок.
Формы организации внеурочной деятельности обучающихся: индивидуальные,
групповые, коллективные, моделирование ситуаций, используются средства ИКТ.
Технологии
обучения:
коррекционно-развивающие,
информационно-коммуникационные,
игровые,
здоровьесберегающие,
личностно-ориентированные,
проблемно-
поисковые, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
Основные методы, используемые при реализации программы: словесно-практические,
проектные, наглядные, репродуктивные, эвристические, исследовательские.
Приемы работы: рассказ, инструктаж, объяснение, упражнение, работа в группе
рефлексия и др.
Виды
деятельности:
дидактические
игры,
загадки,
тренинги,
практические
упражнения, беседа, составление рассказа, составление описания изучаемого объекта,
наблюдение, раскрашивание.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и
умениями с помощью рабочей тетради, где дети выполняют различные задания.
Способы контроля: устный опрос, индивидуальные задания, групповая работа.
Текущий и итоговый контроль успеваемости безотметочный, то есть используется
только качественная оценка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность
курса
внеурочной
деятельности
«Финансовая
грамотность»
продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных
финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед детьми с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) задачи, к решению которых они не всегда готовы.
В
настоящий
момент
времени,
особенно
умственно
отсталым
детям
(с
интеллектуальными нарушениями), явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми они
располагают. Сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового
рынка. Поэтому данная программа способствует развитию финансово грамотных личностей,
которые будут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками,
грамотными вкладчиками; ориентирует на формирование ответственности у подростков за
финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
«Финансовая грамотность» является учебным предметом, реализующим интересы
обучающихся 6 класса с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в сфере
экономики семьи.
В процессе изучения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» у
обучающихся формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также
необходимые умения, личные характеристики и установки.
Программа составлена таким образом, чтобы формирование знаний и умений
осуществлялось на доступном для обучающихся уровне.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год
6
1
34
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому в курсе «Финансовая
грамотность» реализуется формирование личностных умений и навыков. Для детей с
интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В
данном курсе внеурочной деятельности представлены многообразные задания, направленные
на достижение следующих личностных результатов:
•
Осознание себя как члена семьи, общества и государства.
•
Понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении.
•
Понимание финансовых связей семьи и государства.
•
Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
•
Проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки.
•
Планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка.
Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
•
игровых и реальных экономических ситуациях.
•
Участие в принятии решений о семейном бюджете.
•
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным ценностям.
Проявление готовности к самостоятельной жизни.
•
Предметные результаты делятся на два уровня: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень
•
Знание видов денег.
Достаточный уровень
•
Знание видов денег.
•
Умение оплачивать покупки и считать
•
сдачу.
•
расчётами.
Счет наличных денег (купюры и
•
монеты).
Знание структуру семейного бюджета.
•
Знание видов страхования.
•
Знание и различение основных налогов
•
•
•
Понимание вариантов использования
в РФ.
кредитов на разных стадиях
Расчет суммы налога (например,
жизненного цикла семьи.
•
Составление простейшего бюджета
Составление простейшего бюджета
семьи, расчет дефицита семейного
семьи.
бюджета.
Знание условий получения различных
•
Оценивание своего уровня жизни и
Знание условий получения различных
видов социальных пособий в РФ.
видов социальных пособий в РФ.
•
Счет наличных денег (купюры и
монеты).
подоходного).
•
Различение товарных и символических
денег.
•
•
Решение задач с денежными
•
Оценивание своего уровня жизни и
планирование финансовых доходов и
планирование финансовых доходов и
расходов.
расходов в соответствии с
• Произведение безналичных платежей,
прожиточным уровнем.
• Произведение безналичных платежей,
внесение денежных купюр в
внесение денежных купюр в
платежный терминал.
платежный терминал
Состав базовых учебных действий обучающихся
Коммуникативные учебные действия:
−
вступать
и
поддерживать
коммуникацию
в
разных
ситуациях
социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
−
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
−
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
−
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
−
использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные;
−
умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач;
−
умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной
поддержкой),
владеть
диалогической
формой
коммуникации,
используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
−
умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
−
умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию; умение
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
−
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
−
умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые
для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Регулятивные учебные действия:
−
принимать и сохранять цели и задачи, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
−
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач;
−
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на
внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность;
−
умение принимать и сохранять учебную задачу; умение в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
−
умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
−
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, в том числе во внутреннем плане;
−
умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
форме;
−
умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные учебные действия:
−
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно - пространственную
организацию;
−
использовать
логические
действия
(сравнение,
анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
−
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения
познавательных и практических задач;
−
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;
−
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета; умение осуществлять запись (фиксацию)
выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
−
умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
−
умение строить сообщения в устной и письменной форме;
−
умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; умение
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
−
умение обобщать, т, е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; умение
устанавливать аналогии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Что такое деньги и откуда они взялись. (4 ч)
Введение. Что такое деньги? Как появились деньги. Появление обмена товарами. История
монет. Первые монеты разных государств
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. (4 ч)
Современные монеты. Изобретение бумажных денег. Способы защиты от подделок бумажных
денег. Обобщающий урок.
Какие деньги были раньше в России. (5 ч)
Древнерусские товарные деньги. Какие деньги были раньше в России. Клады. «Меховые
деньги». Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Деньга
и копейка. Рубль, гривенник и полтинник.
Современные деньги России и других стран. (7 ч)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.
Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. Наличные, безналичные и
электронные деньги. Обобщение изученного материала.
Откуда в семье деньги. (4 ч)
Заработная плата. Пенсии, пособия, стипендии. Кредиты. Клады, лотереи, наследство.
На что тратятся деньги. (3 ч)
На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое. Откладывание денег и
непредвиденные расходы. Обобщение изученного материала.
Как умно управлять своими деньгами. (3 ч)
Как умно управлять своими деньгами. Покупка товара в продуктовом магазине. Покупка
товара в магазине промышленных товаров. Как умно управлять своими деньгами. Экономия.
Как делать сбережения. (3 ч)
Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги? Банковский вклад. Повторение.
Обобщение изученного материала за год. (1 ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Дата
проведения
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Характеристика видов деятельности учащихся
Что такое деньги и откуда они взялись. (4 ч)
1.
Введение. Что
такое деньги?
1
2.
Как появились
деньги.
Появление
обмена
товарами.
История монет.
1
Первые монеты
разных
государств
1
3.
4.
1
Слушание объяснений учителя о значении, классификации денег. Разгадывание
кроссворда.
Прослушивание "Сказки о мужике-бедняке" с последующим объяснением понятия
«купля-продажа».
Практические занятия: игровые тренинги, ролевая игра «Рынок»
Словарь: деньги, купля-продажа, денежные единицы, цена.
Слушание объяснений учителя о значении, классификации денег. Разгадывание загадок.
Прослушивание "Сказки о петушке и бобовом зернышке" с последующим объяснением
значения слова «бартер».
Практические занятия: игровые тренинги, ролевая игра «Обмен»
Словарь: деньги, купля-продажа, денежные единицы, цена, бартер.
Слушание объяснений учителя о значении, классификации монет, об истории появления
монет на Руси. Просмотр учебной презентации с последующим ответом на вопросы
учителя.
Практические занятия: игровые тренинги,
Словарь: деньги, монета, металлический знак, проба
Слушание объяснений учителя о появлении первых монет разных государств, о валюте
Просмотр учебной презентации с последующим ответом на вопросы учителя.
Практические занятия: игровые тренинги, игра «Разбери купюры»
Словарь: деньги, монета, доллар, юань, тенге, евро, лира, рубль.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. (4 ч)
5.
Современные
монеты.
1
Слушание объяснений учителя об устройстве монеты; о номинале; о защите монет от
подделок.
Составление пословиц о деньгах и объяснение их смысла.
6.
Изобретение
бумажных денег
1
7.
Способы
защиты от
подделок
бумажных
денег.
1
8.
Обобщающий
урок.
1
Практические занятия: игровые тренинги, описание устройства монет, рисование
старинных русских денег.
Словарь: на монетах лицевая (аверс-орёл) и оборотная (реверс-решка) сторона, ребро
(гурт), номинал, легенда.
Слушание объяснений учителя о истории появления бумажных денег: первых - в Китае,
в императорской России, в советское время, в настоящее время в России. Просмотр
ученического проекта «История бумажных денег» с последующими ответами на
вопросы учителя.
Практические занятия: игровые тренинги, работа в парах по карточкам.
Словарь: бумажная купюра, бумажные денежные знаки, марки-деньги, Китай, банкнота.
Слушание объяснений учителя. Просмотр тематической презентации «Отличие
настоящих денежных купюр от фальшивых». Ответы на вопросы.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, определение настоящих денег по
внешним отличительным признакам.
Основные понятия: деньги, водяной знак, защитная нить, фальшивомонетчик, закон,
уголовная ответственность.
Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, проходят тестирование в
рамках изученных тем раздела «Что такое деньги и откуда они взялись»,
«Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.»
Какие деньги были раньше в России. (5 ч)
9.
Древнерусские
товарные
деньги.
1
10.
Какие деньги
были раньше в
России. Клады.
«Меховые
деньги».
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр тематической презентации «Денежная
система в Древней Руси». Ответы на вопросы.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Ярмарка», создание
дизайна древнерусской купюры.
Основные понятия: товарные деньги, Русь.
Слушание объяснений учителя о кладах и
«меховых деньгах» в России. Составление пословиц и поговорок про деньги и
объяснение их смысла.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, работа в парах по заполнению
таблицы «Меховой клад»
11.
Происхождение
слов «деньги»,
«рубль»,
«копейка».
1
12.
Первые русские
монеты. Деньга
и копейка.
1
13.
Рубль,
гривенник и
полтинник.
1
Основные понятия: «Меховые деньги», куны, гривны, рубль, деньга, копейка, грош,
алтын, гривенник, полтинник, ассигнация.
Слушание объяснений учителя о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка».
Просмотр тематической презентации «Копейка рубль бережет» с последующим ответом
на вопросы учителя.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, игра «Меняла»
Основные понятия: рубль, деньги, копейка.
Слушание объяснений учителя о первых русских монетах. Работа с иллюстрациями.
Составление пословиц и поговорок про деньги и объяснение их смысла.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, участие в лего-игре «Что это?»
Основные понятия: рубль, деньга, копейка.
Слушание объяснений учителя о происхождении рубля, гривенника и полтинника.
Просмотр тематической презентации «История денег» с последующим ответом на
вопросы учителя.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, участие в игре «Угадай и
раскрась!»
Основные понятия: рубль, гривенник и полтинник.
Современные деньги России и других стран. (7 ч)
14.
Современные
деньги России.
1
15.
Современные
деньги мира.
1
Слушание объяснений учителя о современных деньгах России; о сторонах монеты.
Просмотр тематической презентации «Памятники деньгам в России» с последующими
ответами на вопросы учителя.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, отгадывание кроссворда,
упражнение в определении и назывании сторон монеты.
Основные понятия: рубль, копейка, деньги, аверс (лицевая сторона), реверс (оборотная
сторона), гурт (ребро монеты)
Слушание объяснений учителя о современных деньгах мира; об иностранной валюте.
Просмотр тематической презентации «Современные деньги мира» с последующими
ответами на вопросы учителя. Рассматривание некоторых денежных купюр других стран
и сравнение с рублем.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Финансовый глобус»
Основные понятия: рубль, валюта, доллар, евро, тенге, лира, крона, фунт.
16.
Появление
безналичных
денег.
1
17.
Проведение
безналичных
расчётов.
1
18.
Функции
банкоматов.
1
19.
Наличные,
безналичные и
электронные
деньги.
Обобщение
изученного
материала
1
20.
1
Слушание объяснений учителя о появлении безналичных денег. Просмотр тематической
презентации «Пластиковые карты» с последующими ответами на вопросы учителя.
Рассматривание пластиковых карт.
Практическая работа: участие в игровых тренингах.
Основные понятия: безналичные деньги, пластиковые карты: дебетовая карта,
кредитная.
Экскурсия в магазин. Оплата покупки с помощью пластиковой карты.
Практическая работа: участие в игровых тренингах.
Основные понятия: безналичные деньги, пластиковые карты: дебетовая карта,
кредитная.
Экскурсия в сбербанк для снятия наличных с помощью карты и оплаты услуг через
банкомат.
Практическая работа: участие в игре «Банкомат»: упражнение в снятии наличных.
Основные понятия: безналичные деньги, пластиковая карта.
Повторение классификации денег, отличительных особенностей.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, участие в игре «Банкомат»:
упражнение в снятии наличных.
Основные понятия: наличные, безналичные и электронные деньги, пластиковые карты.
Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, проходят тестирование в
рамках изученных тем разделов: «Какие деньги были раньше в России», «Современные
деньги России и других стран»
Откуда в семье деньги. (4 ч)
21.
Откуда в семье
деньги.
Заработная
плата.
1
22.
Откуда в семье
деньги. Пенсии,
1
Слушание объяснений учителя о семейном бюджете, о заработной плате. Просмотр
учебного видеоролика «Откуда в семье деньги»» с последующими ответами на вопросы
учителя.
Практическая работа: участие в мини-исследовании «Основные доходы в семье»; в
игре «Копилка»
Основные понятия: деньги, зарплата, семья, доход и расход.
Отгадывание кроссворда по теме «Откуда в семье деньги. Заработная плата». Просмотр
тематической презентации «Пенсии, пособия, стипендии» с последующими ответами на
вопросы учителя.
пособия,
стипендии.
23.
Откуда в семье
деньги.
Кредиты.
1
24.
Откуда в семье
деньги. Клады,
лотереи,
наследство.
1
25.
На что тратятся
деньги. Расходы
на самое
необходимое.
Откладывание
денег и
непредвиденные
расходы.
Обобщение
изученного
материала
1
Как умно
управлять
своими
деньгами.
Покупка товара
1
26.
27.
28.
1
1
Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Семейные деньги»
Основные понятия: деньги, зарплата, семья, доход и расход, пенсия, пособия,
стипендия.
Отгадывание кроссворда по теме «Откуда в семье деньги. Заработная плата, пенсии,
пособия, стипендия». Просмотр тематической презентации «Кредиты» с последующими
ответами на вопросы учителя.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Банк»
Основные понятия: деньги, банк, кредит.
Отгадывание кроссворда по теме «Откуда в семье деньги. Заработная плата, пенсии,
пособия, стипендия». Просмотр тематической презентации «надежные и ненадежные
способы добывания денег»» с последующими ответами на вопросы учителя.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Семейный бюджет»
Основные понятия: клад, лотерея, наследство, завещание.
На что тратятся деньги (3 ч)
Повторение определений «Доходы» и «Расходы». Определение необходимых семейных
расходов, объяснение выбора.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Магазин»
Основные понятия: семейный бюджет, расходы и доходы.
Слушание объяснений учителя о необходимости откладывать деньги и непредвиденных
расходах. Просмотр учебной презентации по теме с последующим обсуждением.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Копилка»
Основные понятия: семейный бюджет, непредвиденные расходы.
Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, проходят тестирование в
рамках изученных тем разделов: «Откуда в семье деньги», «На что тратятся деньги»
Как умно управлять своими деньгами. (3 ч).
Слушание объяснений учителя о правилах покупки товара в магазине.
Практическая работа: экскурсия в продуктовый магазин, приобретение товара с
последующим обсуждением.
Основные понятия: семейный бюджет, товар, продукты, магазин, деньги, пластиковая
карта.
29.
30.
в продуктовом
магазине.
Покупка товара
в магазине
промышленных
товаров.
Как умно
управлять
своими
деньгами.
Экономия.
1
1
Слушание объяснений учителя о правилах покупки товара в магазине.
Практическая работа: экскурсия в магазин промтоваров, приобретение товара с
последующим обсуждением.
Основные понятия: семейный бюджет, товар, магазин, деньги, пластиковая карта.
Слушание объяснений учителя о семейной экономии финансов. Просмотр учебной
презентации по теме «Экономим правильно»
Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Семейный бюджет»
Основные понятия: семейный бюджет, экономия.
Как делать сбережения. (3 ч)
Как делать
сбережения.
Куда и как
откладывать
деньги?
Банковский
вклад.
1
Слушание объяснений учителя о семейных сбережениях. Просмотр учебной
презентации по теме с последующим обсуждением.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Копилка»
Основные понятия: семейный бюджет, экономия.
1
33.
Повторение
1
34.
1
Обобщение
изученного
материала за
год
ИТОГО 34
Слушание объяснений учителя о банковских вкладах. Просмотр учебной презентации по
теме «Банковские сбережения»
Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Финансист»
Основные понятия: банк, вклад, сбережения, финансист.
Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Банкомат»
Чтение «Сказки про кошелек» с последующим обсуждением. Проходят тестирование в
рамках изученных тем разделов: «Как умно управлять своими деньгами» и «Как
делать сбережения».
Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, проходят тестирование в
рамках изученных тем за год.
31.
32.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Средства обучения:
•
компьютер
•
мультимедийный проектор
•
прочее
оборудование:
доска,
раздаточный
материал,
материалы
на
электронных носителях.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
1.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
4.
Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие, 2018.
5.
Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методические
рекомендации, 2018
6.
Программа «Финансовая грамотность»: Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсиц, Ю.Н.Корлюгова,
учебная программа. 2-4 классы общеобраз. орг. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
7.
Учебное пособие для начальной школы «Введение в финансовую грамотность»: /
[Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова и д.р.]; под общ. ред. Е.Л.Рутковской. Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. - 96 с.
8.
Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому
комплексу «Введение в финансовую грамотность» / [Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова,
Е.С.Королькова, А.А.Козлова и др.]; под общ. ред. Е.Л.Рутковской. - Москва:
Издательство «Интеллект-Центр», 2020. - 56 с.
9.
Рабочих тетрадей для 1-4 классов «Введение в финансовую грамотность»: /
[Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова; стихи М.А.Лангер]; под общ. ред.
Е.Л.Рутковской. - Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. - 20 с.
Дополнительная литература:
1.
«Волшебный банкомат» Попова Т., Булавкина А.
2.
«Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные
деньги» Д.Бейли
3.
«Финансовая грамотность» С. Федин
4.
«Математика и деньги: покупаем, продаем, меняем» А Воронина, Т.Воронина, Т.Попова.
5.
«Пёс по имени Мани» Б.Шефер
6.
«Твои деньги» Д.Бейли, Ф.Ло
7.
«Как рассказать детям о деньгах» Сергей Биденко и Ирина Золотаревич
8.
«Приключения Нодди в игрушечном городе» Энид Блайтон
9.
«Дети и деньги» Тимур Мазаев и Елизавета Филоненко
10.
«Дети и деньги» Евгения Блискавка
11.
«Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей» Елена Ульева
12.
«Как научить ребёнка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри
Перечень интернет-ресурсов по финансовой грамотности
1.
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
2.
http://www.uchportal.ru/load/81 - учительский портал
3.
http://fincult.info/ - Финансовая культура, Банк России 3. http://вашифинансы.рф/ - сайт «Дружи с
финансами»
4.
http://urok.1sept.ru/ - Фестиваль пед.идей «Открытый урок»
5.
http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к
урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
6.
http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2 Обучение через Интернет
7.
http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
8.
http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
9.
http://www.gorodfinansov.ru Сайт Центра повышения финансовой грамотности.
10.
www.azbukafinansov.ru Азбука финансов
11.
http://www.it-n.ru/ «Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе»
12.
http://michurin.com/index.htm%20%D0%9A%D0%BB%D1%83%D0%B1%20%D1%84%D0%B8%D0%
BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B3%D1%80%D0%B
0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%3C/li%3E%20%3C
/ol%3E%3C/body%3E%3C/html%3E"