ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Я
-
исследователь»
является
адаптированной для обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),
составлена
с
учетом
особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. №1026; методического пособия
«Учусь создавать проект. Методическое пособие», Сизова Р. И., Селимова Р. Ф., «РОСТкнига»,
Москва, 2018г., в соответствии с действующим законодательством и локальными актами
образовательной организации.
Целью данного курса внеурочной деятельности является создание условий освоения
обучающимся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
основ
исследовательской деятельности.
Задачи курса:
1.
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
•
Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
•
Способности доброжелательно и чутко относится к людям, сопереживать;
•
Формирование социально приемлемых способов поведения.
3.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
•
Воспитание целеустремленности и настойчивости;
•
Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
•
Формирование умения совместно и самостоятельно планировать деятельность и
сотрудничество;
•
Формирование умения совместно и самостоятельно принимать решения.
4.
Формирование умения решать творческие задачи.
5.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
6.
Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем
способе учебной деятельности.
7.
Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
8.
Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, развивать
работ.
познавательные потребности и способности, креативность.
Программа «Я - исследователь» составлена с учётом возрастных и психофизических
особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В
процессе реализации проектной деятельности осуществляется дифференцированный подход.
На индивидуальном уровне для детей практикуется подбор дозированных заданий различного
объёма и сложности, сокращение времени для выполнения заданий.
Основной формой работы по освоению курса внеурочной деятельности «Я исследователь» является урок.
Формы организации внеурочной деятельности обучающихся: индивидуальные,
групповые, коллективные (фронтальные).
Технологии
обучения:
информационно-коммуникационные,
коррекционно-развивающие,
игровые,
здоровьесберегающие,
личностно-ориентированные;
технологии
разноуровневого и дифференцированного обучения, проблемного обучения.
Основные методы, используемые при реализации программы: словесно-практические,
проектные, наглядные, репродуктивные, эвристические, исследовательские.
Приемы работы: рассказ, инструктаж, объяснение, упражнение, работа в группе
рефлексия и др.
Виды
деятельности:
дидактические
игры,
загадки,
тренинги,
практические
упражнения, беседа, составление рассказа, составление описания изучаемого объекта,
наблюдение, раскрашивание.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и
умениями с помощью рабочей тетради, где дети выполняют различные задания: учатся
работать с анкетой, таблицей, диаграммой. Знакомятся с алгоритмами создания проекта и
создают свои мини-проекты.
Главным результатом своего труда для ученика является собственный проект по
выбранной им теме. Проект оценивается по критериям, данным в тетради или
составленным, при групповой работе с участием учителя.
Способы контроля: устный опрос, индивидуальные задания, презентация готового
проекта.
Текущий и итоговый контроль успеваемости безотметочный, то есть используется
только качественная оценка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Я – исследователь» - это дополнительное образование,
связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов,
потребностей и склонностей каждого обучающегося. Для развития интеллектуального и
творческого
потенциала
школьника
нужно
использовать
новые
образовательные
педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в
активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе
которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления. Данная учебная программа, которая последовательно
применяет этот метод, стоится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или
иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями
других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью
проделывать конкретную работу.
Проектная деятельность – это не просто набор приемов и действий, подобранных
педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая
побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов
коммуникативной деятельности с целью её разрешения. Именно проблемная ситуация является
универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она
создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется
практическая деятельность обучающегося. Ситуация необходимости решения обозначенной
учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности,
формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных
способностей.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год
6
1
34
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому в курсе «Я исследователь» реализуется формирование личностных умений и навыков. Для детей с
интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В
данном курсе внеурочной деятельности представлены многообразные задания, направленные
на достижение следующих личностных результатов:
•
осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
•
адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
способность
•
вступать
в
коммуникацию
со
взрослыми
по
вопросам
сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе,
своих нуждах и правах в организации обучения;
способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи,
•
при взаимодействии в совместной деятельности;
владение
•
социально-бытовыми
умениями
в
учебной
деятельности
и
повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
•
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
•
организации;
•
осмысление
социального
окружения,
своего
места
в
нем,
принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•
овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Предметные результаты делятся на два уровня: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень
•
Достаточный уровень
сравнивать предметы по различным
•
признакам (цвет, размер, форма), на
проблему; анализировать сделанное
основе
– почему получилось, почему не
этого
делать
вывод
о
сходстве и различии;
•
с помощью учителя видеть
организовывать
получилось, видеть трудности,
ошибки;
собственную
деятельность с опорой на образец;
•
по наводящим вопросам ставить и
удерживать цели;
•
использовать метод проб в своей
составлять план своей деятельности
•
деятельности;
•
называть
свои
с опорой на визуальные схемы;
действия
при
проявлять инициативу при поиске
•
выполнении задания.
способа (способов) решения задачи;
взаимодействовать при решении
•
задачи.
Состав базовых учебных действий обучающихся
Коммуникативные учебные действия:
−
вступать
и
поддерживать
коммуникацию
в
разных
ситуациях
социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
−
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
−
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
−
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
−
использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные;
−
умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач;
−
умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной
поддержкой),
владеть
диалогической
формой
коммуникации,
используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
−
умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
−
умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию; умение
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
−
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
−
умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые
для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Регулятивные учебные действия:
−
принимать и сохранять цели и задачи, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
−
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач;
−
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на
внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность;
−
умение принимать и сохранять учебную задачу; умение в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
−
умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
−
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, в том числе во внутреннем плане;
−
умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
форме;
−
умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные учебные действия:
−
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно - пространственную
организацию;
−
использовать
логические
действия
(сравнение,
анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
−
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения
познавательных и практических задач;
−
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;
−
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета; умение осуществлять запись (фиксацию)
выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
−
умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
−
умение строить сообщения в устной и письменной форме;
−
умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; умение
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
−
умение обобщать, т, е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; умение
устанавливать аналогии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация курса «Я – исследователь» осуществляется по принципу «концентрических
кругов». Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта,
познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и научит правильно
представлять результат своего исследования. Основное содержание работы – проведение
обучающимися исследований. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках
этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектноисследовательской деятельности постепенно возрастает.
Тематическое планирование:
Введение. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант.
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.
Выбор помощников в работе над текстом.
Этапы работы над проектом.
Актуальность Темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность».
Проблема. Решение проблемы.
Выработка гипотезы-предположения
Цель проекта
Задачи проекта
Сбор информации для проекта
Знакомство интересными с людьми. Интервью.
Обработка информации. Отбор значимой информации.
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка»
Играем в ученых. Это интересно
Тест «Чему ты научился?»
Отбор информации для семиминутного выступления. (Минисообщение)
Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация
Знаком ли ты с компьютером? Программа Microsoft Power Point
Совмещение текста выступления с показом презентации
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта
Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки
Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ»
Играем в ученых. Это интересно
Различные конкурсы проектно- исследовательской деятельности
Памятка жюри конкурсов
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией
Играем в ученых. Это интересно
Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта.
Пожелание будущим проектантам Советы на лето от Мудрого Дельфина.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема
урока проведения
урока
урока
1
Введение
Круг твоих интересов.
Хобби. Увлечения.
2
3
4
5
6
7
Колво
часов
1
Выбор темы твоего
проекта. Ты – проектант.
Знакомство с понятиями
«формулировка». Работа
со словарями.
Выбор помощников в
работе над текстом.
Этапы работы
над проектом.
1
Актуальность
Темы проекта.
Твое знакомство с понятием
«актуальность».
Проблема.
1
1
1
1
1
Характеристика видов
деятельности
обучающихся
Знакомятся с новым уроком.
Инструктаж по ТБ на уроке.
Оформление краткой записи о
своих увлечениях
Поиск информации
в словарях и справочниках
Поиск информации в словарях
и справочниках
Учимся работать в
команде.
Определение этапов
выращивания нарцисса маме к
8 Марта
Поиск существенных
признаков в любом начинании
Учимся видеть проблему и
Решение проблемы.
8
Выработка
гипотезы-предположения
1
9
Цель проекта
1
10
Задачи проекта
1
11
Сбор информации для
проекта
1
12
Знакомство
интересными с людьми.
Интервью.
1
13
Обработка информации.
Отбор значимой
информации.
1
14
Создание продукта
проекта. Твоё
знакомство с понятиями
«Макет», «поделка»
Играем в ученых. Это
интересно
1
16
Тест
«Чему ты научился?»
1
17
Отбор информации для
семиминутного
выступления.
(Минисообщение)
Творческая работа.
Презентация.
Твое знакомство с понятием
«презентация»
Значимость компьютера
в создании проектов.
Презентация.
Знаком ли ты с
компьютером?
Программа
Microsoft Power Point (далее
MPP)
1
15
18
19
20
1
1
1
1
добывать недостающий способ
действия
Учимся предполагать о
неизвестном, предлагать свои
способы проверки гипотез,
инсценировать поиск и пробу
способов действий.
Целеполагание в конкретной
сюжетной ситуации.
Поиск способов решения
проблемы проекта.
Формулировка задач.
ИКТ: презентация -выбор
информации
Интерпретация и обобщение
информации
Игра «Интересное интервью»
Учимся брать интервью, вести
беседу, участвовать в
дискуссии.
Анализ и обобщение
собранных сведений. Отбор
необходимой информации,
отсев лишнего.
ИКТ: презентация- продукты
проекта
Выбор средства воплощения
собственного замысла
Применяем знания на практике:
опыт по превращению белого
мела в цветной.
ИКТ: презентация-тест
Проверка своего багажа знаний
по использованию проектных
понятий.
Учимся превращать результат
своей работы в продукт,
предназначенный для других.
ИКТ: презентация- эталон
Учимся составлять
презентацию на бумаге – 6
слайдов.
Знакомимся с компьютерной
презентацией
ИКТ: компьютер
Первые шаги составления
презентации на компьютере
Знаком ли ты
компьютером?
Программа МРР
Совмещение текста
выступления с показом
презентации
1
Подготовка ответов на
предполагаемые
вопросы «зала» по теме
проекта
Тест. «Добрые советы
проектанту от Мудрого
Дельфина»
1
Изготовление визитки.
Правильное составление
титульного
листа визитки
Самоанализ. Работа над
понятием «Самоанализ»
1
27
Играем в ученых. Это
интересно
1
28
Различные конкурсы
проектноисследовательской
деятельности
Памятка жюри конкурсов
1
30
Пробное выступление перед
незнакомой аудиторией
1
31
Самоанализ – рефлексия
после твоего
выступления
перед незнакомой
аудиторией
Играем в ученых. Это
интересно
1
Благодарственные
рисунки-открытки
помощникам
твоего проекта.
Пожелание 1будущим
проектантам
1
21
22
23
24
25
26
29
32
33
1
1
1
1
1
ИКТ: Ноутбук
Знакомимся с кнопками
Клавиатуры компьютера
ИКТ: компьютеры
демонстрация
презентации
Учимся держать аудиторию в
поле зрения. Пробные
выступления.
Учимся отстаивать свою точку
зрения, работа в парах.
Проверка сохранности своих
знаний, накопленных во время
проектной деятельности.
Самооценка по эталону.
Создание собственных
творческих замыслов и
доведение их до воплощения в
собственном продукте.
Контроль и оценка своей
деятельности, продвижение её
в
разных видах
Проведение опыта: увеличение
изображения с помощью банки
с водой вместо линзы
ИКТ: презентация
Знакомимся с видами
конкурсов, готовимся к
публичному выступлению.
Учимся оценивать свою работу
по выработанным критериям
Отбор правил, которые
помогут выступить перед
аудиторией
Оценка своей работы, учимся
видеть ошибкоопасные места
Наблюдение за биением сердца
при помощи спички и
пластилина
Творческая работа по
оформлению
листов- благодарностей
Советы на лето от
Мудрого Дельфина
34
1
Проекты на лето
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Средства обучения:
•
компьютер
•
мультимедийный проектор
•
прочее оборудование: доска, раздаточный материал для проектов,
материалы на электронных носителях.
Список литературы
1. Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем,
проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса
(Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014г.).
2. А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
3. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
4. М.Ю. Демидова. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе
система заданий. – М.: Просвещение, 2010.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное
образование». - 2000, №5
Дополнительная литература для учителя и обучающихся
•
Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем,
проектируем,
создаем.
Рабочие
тетради,
авторы
Р.И.Сизова,
Р.Ф.Селимова,
«РОСТкнига», 2014г.
•
Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью,
созданные авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»
2014 год.