Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Фантазеры» разработана для
учащихся 7 б класса на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» и приказа Минобрнауки
России от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
Программа разработана на основе программно – методических материалов: Примерные
программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский,
А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.];под редакцией В.А. Горского. – М. : Просвещение,
2013 (Стандарты второго поколения).
На занятиях прикладного творчества у детей развиваются эмоционально-эстетические
чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и
конструктивного творчества.
Декоративно – прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой
работы школьников, позволяет детям удовлетворить свои познавательные влечения,
расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки
общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения
программы, развить трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую
подготовку к труду, к выбору профессии. Способствует развитию мелкой моторики рук,
что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Актуальность данной программы заключается в предоставлении возможности самим
обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ
декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности.
Цель: социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам
декоративно - прикладного искусства; развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
•
Формирование знаний, умений, навыков в видах декоративно – прикладного
творчества;
•
приобретение общих представлений о материалах;
•
усвоение элементарных знаний в области материаловедения;
•
изготовление поделок, сувениров из различных материалов;
•
правильное использование цветовой гаммы;
•
формирование умения к планированию.
Воспитательные:
•
воспитание качеств: аккуратности, трудолюбия, терпения, усидчивости, умение
довести начатое дело до конца; силы воли, уверенности в себе и своих возможностях;
бережливости (экономичного подхода к материалу, рациональному его использованию);
•
воспитание творческого отношение к труду, стремление к красоте и желания её
создавать, социально – психологического чувства удовлетворения от изделия, сделанного
своими руками;
•
приобщение к общечеловеческим ценностям;
•
воспитание уважения к людям труда;
•
бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным
материалом.
Развивающие:
•
развитие моторных навыков, глазомера, точности движений;
•
совершенствование интеллектуального потенциала личности;
Личностны и предметные результаты.
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета «Прикладное
творчество» включают следующие умения:
• выполнять отдельные трудовые операции, понимать смысл выполняемых действий;
• узнавать материалы по названию, внешнему виду, на ощупь;
• использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности;
• соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами, материалами;
• действовать по подражанию, образцу, инструкции;
• ориентироваться в трудовой деятельности, планировать свою работу;
• самостоятельно выполнить изделие;
• экономно и рационально расходовать материалы;
• правильно подбирать цветовую гамму;
• осуществлять совместную деятельность;
• умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности;
• умение сопереживать, проявлять внимание.
Возможные личностные результаты освоения учебного предмета «Прикладное
творчество» включают:
• интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
• получение удовольствия, радости от выполненной работы;
• стремление к собственной творческой деятельности;
• интерес к взаимодействию с другими детьми и взрослыми в трудовой деятельности;
• получение удовольствия от неформального общения с детьми, педагогом, увлеченных
общим делом;
• самореализация и самовыражение;
• развитие памяти, внимания, эстетического вкуса через выполнение трудовых заданий;
•
всестороннее развитие.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Занятия проводятся после уроков основного расписания. Занятия проводятся в специально
оборудованном учебном кабинете технологии.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются
следующие формы организации учебной деятельности:
-индивидуальная,
-фронтальная,
-коллективное творчество.
Для реализации программы рекомендуемы образовательные технологии:
-информационно-коммуникационные технологии;
-исследовательские методы обучения;
-здоровьесберегающие технологии;
-игровые технологии;
-технология уровневой дифференциации.
Средства и формы оценивания
В конце каждого занятия организуется выставка работ. Это дает возможность
удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в
свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая
работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с
работами других, задуматься над тем, что у него получилось и что не получилось. Таким
образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки обучающегося.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Вводное занятие (1 час). Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.
Инструктаж по технике безопасности
при работе
на
занятиях.
Организация рабочего места. Рациональное расположение инструментов и материалов на
рабочем месте. Правильное положение рук и туловища во время работы.
Раздел 1. РАБОТА С БУМАГОЙ (13 часов)
Тема 2. Папье-маше. Тыква. Овощи (5 часов). Понятие «папье-маше». Способы
использования папье-маше, технология выполнения изделий в технике «Папье-маше»,
разнообразие изделий, выполненных в данной технике.
Тема 3. Плетение из газетных трубочек. Корзиночки (5 часов). Скручивание трубочек.
Вырезание дна корзинки из картона, приклеивание к нему необходимое количество
трубочек. Плетение корзинки с ручкой. Покраска изделия.
Тема 4. Изготовление объемных цветов для оформления интерьера (3 часов). Тематика и
разнообразие цветов. Демонстрация разных видов оформления. Подготовка заготовок по
размерам. Собирание цветов. Оформление.
Раздел 2. РАБОТА С ФЕТРОМ (9 часов)
Тема 5. Косметичка и ее декор (6 часов). Косметичка, ее назначение, разнообразие
косметичек, виды тканей из которых изготавливают косметички. Способы изготовление
косметичек. Изготовление косметички по выбранному образцу, подбор цвета, выкраивание
основных деталей и подкладки с припуском на швы. Пошив косметички с втачиванием
молнии. Окончательная отделка косметички.
Тема 6. Игольница «Кактус» (3 часа). Подбор нитей и цвета материала для выполнения
игольницы. Собирание игольницы на основе схемы. Набивка игольница и окончательная
отделка игольницы.
Раздел 3. «ИЗОНИТЬ» (3часа)
Тема 7. Открытка. Материалы и инструменты при выполнении изделий в технике
«изонить». Правила техники безопасности при работе с шилом, иглами, ножницами.
Знакомство с безопасными приемами работы. Разметка угла, круга. Составление эскиза.
Подбор ниток по цвету. Выполнение работы.
Раздел 4. РАБОТА С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (8 часов)
Тема 8. Рамочки для фотографий (2 часа). Виды рамочек для фотографий. Технология
изготовления разнообразных рамочек для фотографий. Демонстрация разнообразия
рамочек, выполненных своими руками.
Тема 9. Цветы из ниток (6 часов). Материалы и инструменты. Правила техники
безопасности при работе со спицами, ножницами. Составление плана работы. Подбор
пряжи по цветам. Приемы обмотки спиц пряжей, закрепление проволокой. Отделка
изделия.
Планируемые результаты внеурочной деятельности.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление,
творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным
деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного
общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых
немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Достижения трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивают
вероятность появления эффектов воспитания и социального обучения. У обучающихся
могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская
компетентности и социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от
индивидуальных возможностей и особенностей, обучающихся с умственной отсталостью.
По общекультурному направлению внеурочной деятельности обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) могут быть достигнуты определённые
результаты.
Базовые учебные действия (БУД):
Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при
выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников,
делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за
счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать
свои выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным
решениям.
Формирование этих БУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику
адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Основные личностные результаты воспитательных уровней:
-ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, к своему
городу, народу, России;
-ценностное отношение к труду, творчеству, человеку труда, трудолюбие;
-осознание себя как члена общества, гражданина РФ, жителя конкретного региона:
-элементарное представление об эстетических и художественных ценностях отечества;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям;
-готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
-понимание красоты в искусстве и в окружающей действительности;
-потребность и начальные умения выражать себя в художественно - эстетической
деятельности;
-расширение круга общения, навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных
социальных ситуациях;
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты;
-мотивация к самореализации в социальном творчестве.
Количество учебных недель – 34.
Количество учебных часов по учебному плану – 34 - 1ч. в неделю.
Количество учебных часов в год 34ч.
Календарно-тематический план работы
7 «б» класс
№
Техника и тема КолПрограммное Оборудование
п/п
во
содержание
часов
1. Вводное занятие
1
Цель и задачи
объединения.
Режим работы.
План занятий.
Инструктаж по
технике
безопасности
при работе на
занятиях.
2.
РАБОТА С БУМАГОЙ 13 ч.
Папье-маше.
5
Понятие «папьеТыква. Овощи
маше». Способы
«Папье-маше»,
использования
разнообразие
папье-маше,
изделий,
технология
выполненных в
выполнения
данной технике.
изделий
в
технике
Бумага, клей
Характеристика
деятельности
учащихся
Знают материалы и
инструменты,
технику
безопасности,
санитарногигиенические
требования
при
работе
на
занятии.
Умеют различать и
называть материалы
и инструменты по
внешнему виду.
Знакомятся
с
техникой
изготовления
поделок. Техника
безопасности при
работе. Выполняют
изделия в данной
технике.
Осуществляют
текущий
самоконтроль
выполняемых
практических
действий
корректируют
практической
работы.
3.
Плетение из
газетных трубочек.
Корзиночки.
5
4.
Изготовление
объемных цветов
для оформления
интерьера.
3
Разнообразие
изделий,
выполненных в
технике
«плетение
из
газетных
трубочек».
Способы
нарезки газет и
журналов
для
скручивания
трубочек.
Способы
скручивания и
окрашивания
газетных
трубочек.
Способы
плетений,
выполненные из
газетных
трубочек.
Выполнение
изделия.
Тематика
и
разнообразие
цветов.
Демонстрация
разных
видов
оформления.
Подготовка
заготовок
по
размерам.
Собирание
цветов.
Оформление.
Газеты,
журналы, клей,
ножницы,
картон.
и
ход
Знакомятся
с
техникой
изготовления
поделок. Техника
безопасности при
работе. Выполняют
изделия в данной
технике.
Осуществляют
текущий
самоконтроль
выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход
практической
работы.
Цветная
Знакомятся
с
бумага, клей, техникой
ножницы.
изготовления
поделок. Техника
безопасности при
работе. Выполняют
изделия в данной
технике.
Осуществляют
текущий
самоконтроль
выполняемых
практических
действий
корректируют
практической
работы.
5.
РАБОТА С ФЕТРОМ 9 часов
Косметичка и ее
6
Косметичка, ее Фетр,
декор
назначение,
ножницы,
разнообразие
иголки, нитки.
косметичек,
виды тканей из
которых
изготавливают
косметички.
Способы
изготовление
косметичек.
Изготовление
косметички по
выбранному
образцу, подбор
цвета,
выкраивание
основных
деталей
и
подкладки
с
припуском на
швы.
Пошив
косметички
с
втачиванием
молнии.
Окончательная
отделка
косметички.
и
ход
Знакомятся
с
техникой
изготовления
поделок. Техника
безопасности при
работе. Выполняют
изделия в данной
технике.
Осуществляют
текущий
самоконтроль
выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход
практической
работы.
6.
7.
Игольница
«Кактус».
«ИЗОНИТЬ» 3 часа
Открытка в
технике «изонить».
3
Подбор нитей и Фетр,
цвета материала ножницы,
для выполнения иголки, нитки.
игольницы.
Собирание
игольницы на
основе схемы.
Набивка
игольница
и
окончательная
отделка
игольницы.
Техника
безопасности при
работе. Выполняют
изделия в данной
технике.
Осуществляют
текущий
самоконтроль
выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход
практической
работы
3
Правила
техники
безопасности
при работе с
шилом, иглами,
ножницами.
Знакомство
с
безопасными
приемами
работы.
Разметка угла,
круга.
Составление
эскиза.
Подбор ниток
по цвету.
Выполнение
работы.
Знакомятся
с
техникой
изготовления
поделок. Техника
безопасности при
работе. Выполняют
изделия в данной
технике.
Осуществляют
текущий
самоконтроль
выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход
практической
работы.
Линейка,
картон,
карандаш,
нитки, иглы,
циркуль, шило.
РАБОТА С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ 8 часов.
8.
Рамочки для
фотографий.
2
Виды рамочек
для фотографий.
Технология
изготовления
разнообразных
рамочек
для
фотографий.
Картон,
ножницы,
клей,
карандаш,
декоративные
элементы для
оформления.
Знакомятся
с
техникой
изготовления
поделок. Техника
безопасности при
работе. Выполняют
изделия в данной
технике.
Осуществляют
текущий
«Цветы из ниток»
6
Итого
34
самоконтроль
выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход
практической
работы.
Материалы
и Пряжа разных Знакомятся
с
инструменты.
цветов,
техникой
Правила
проволока,
изготовления
техники
ножницы,
поделок. Техника
безопасности
спицы.
безопасности при
при работе со
работе. Выполняют
спицами,
изделия в данной
ножницами.
технике.
Составление
Осуществляют
плана работы.
текущий
Подбор пряжи
самоконтроль
по
цветам.
выполняемых
практических
Приемы
действий
и
обмотки спиц
корректируют ход
пряжей,
практической
закрепление
проволокой.
работы.
Отделка
изделия.
Материально-техническое обеспечение
1.
Набор муляжей «Овощи»
коробка
1
2.
Набор муляжей «Фрукты»
коробка
1
3
Набор муляжей «Грибы»
коробка
4
Набор геометрических тел
коробка
1
5
Шаблоны геометрических фигур
папка
1
6
Пальчиковые краски
набор
1
7
Акварельные краски
шт
12
8
Непроливайки
шт
12
9
Кисти
шт
50
10
Гуашь
коробка
3
11
Восковые мелки
упаковка
6
12
Цветные карандаши
упаковка
12
2.
Демонстрационные материалы:
2.1
Времена года
папка
1
Каб.
27
2.2
«Клетка, точки и штрихи».
папка
1
2.3
«Анализ форм и создание образа».
папка
1
2.4
«Графические орнаменты».
папка
1
2.5
«Дымковская игрушка»
папка
1
2.6
«Городецкая роспись»
папка
1
2.7
«Жостовская роспись»
папка
1
2.8
«Гжель»
папка
1
2.9.
«Матрешки»
папка
1
3
Трафареты:
3.1
«Домашние животные»
шт
1
3.2
«Животные Африки»
шт
1
3.3
«Овощи»
шт
1
3.4
«Рыбы»
шт
1
3.5
«Гардероб»
шт
1
4.Материал для изготовления поделок
4.1
Пластилин
упаковка
12
4.2
Доска для лепки
шт
12
4.3
Ножницы
шт
12
4.4
Клей ПВА
шт
12
4.5
Клей-карандаш
шт
12
4.6
Цветная бумага
упаковка
12
4.7
Цветной картон
упаковка
12
4.8
Белый картон
упаковка
12
4.9
Линейка
шт
12
4.10
Шишки
коробка
1
4.11
Опил
упаковка
1
4.12
Конструктор «Строитель»
шт
1
4.13
Природный материал
коробка
1
4.14
Демонстрационный материал:
4.15
«Грибы», «Овощи», «Фрукты»
папка
3
4.16
«Оригамми»
папка
25
4.17
Скорлупа грецкого ореха
коробка
1
4.18
Игольницы
шт
6
4.19
Иголки
шт
12
4.20
Ткань
4.21
Пуговицы
4.22
Комплект дорожных знаков
4.23
Каб.2
7
коробка
1
набор
1
коплект
1
Металлоконструктор
набор
5
4.24
Набор образцов видов проволоки
набор
1
4.25
Пирамидка
шт
2
Каб.2
6
Список литературы
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В.
А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.:
Просвещение, 2013.-111с. – (Стандарты второго поколения).
2.Баширова Т.В.,Соколова С.М. Программа «Обучение детей с умеренной и выраженной
умственной отсталостью 1- 9 классов» в 2-х частях (часть 2). Иркутский
институт
повышения квалификации работников образования. Иркутск, 2011 г.
3. Браницкий Г. А. Картины из цветных ниток и гвоздей.- Минск, 1992.
4. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
5. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпром-бытиздат, 1993.
6. Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2000.
7. Леонова О.В. Рисуем нитью. Ажурные картинки.- СПб.: Литера, 2005.
8. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: Академия развития, 1997.
9. Сапрыкина Г.А. Современный электронный учебник//Школьные технологии, 2004, №6.
10. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд С.-Петербург «Просвещение», 2011г.
11. Электронная версия учебника Технология в схемах, таблицах, рисунках.
Обслуживающий труд 5-9 классы С.Э.Маркуцкая. Издательство Экзамен 2009г. -96с.
12. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
13. Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru
https://infourok.ru
http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library
https://docviewer.yandex.ru
http://ru.wikipedia.org
http://stranamasterov.ru
http://allforchildren.ru
http://www.formula-rukodeliya