Пояснительная записка
Краеведческо-туристкая деятельность является источником обогащения учащихся
знаниями об истории родного края, воспитания любви к нему и формирования
гражданственных понятий и навыков. Позволяет обучающимся, совершая тематические
прогулки и экскурсии, знакомиться со своим краем, изучать свою страну начиная с «малой
Родины», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции своих
земляков. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств
школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого
потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом,
школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные
предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Данная программа
нацелена на использование потенциальных возможностей краеведческо-туристкой
деятельности для интеллектуального и эстетического развития обучающихся, их
патриотического воспитания.
За основу данной программы взято эколого-нравственное направление, которое изложено
в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
краеведческих направлений в структуре АООП нашей ОО. Нормативно-правовое обеспечение
данной программы соответствует действующему закону РФ и локальным актам
образовательной организации. Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Малахитовая провинция» для обучающихся 8 класса составлена на основании следующей
литературы:
1. «Полевской край»: вып.1 и 2.- Екатеринбург.ИПП «Уральский рабочий» 1998-2001гг.
2. А.Горюн «Полевской» - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, -1989г.
3. А.Кожевников «О Полевском и полевчанах»: Записки краеведа/ предисл. А.Азовского.Свердловск: РИО Упринформпечати,- 1991г.
4. Л.М. Слобожанинова «Малахитовая Шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30-40-х годов/
пособие для учителя.- Екатеринбург: «Сократ».1998.
5. «Родина моя»- коллективный сборник стихов авторв-школьников из города Полевского.Екатеринбург.-1999 г.
6. «Малахитовая провинция»: Культурно-исторические очерки.- Екатеринбург: ИД
«Сократ»- 2001 г.
7. П. Бажов «Малахитовая шкатулка» - любое издание.
8. Б.Куликов «Азбука камней-самоцветов»: Поверья о самоцветах.- М.:Тера,1996.
9. Г.А.Кулагина «История родного края» - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во,1983.
10. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристкой
деятельности: пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ под ред.
Г.Н.Абросимовой.М.Е.Трубачевой.- М.:АРКТИ,2004.
11. С. О. Карпов «Destination: Полевской» -«Изд-во Карпова», 2013г.-306 с.
12. И. С. Огановская «Полевской и его окрестности XVIII-XXI века» Екатеринбург: печатный
дом «Формат» 2020 г.
Значимость данного направления краеведения состоит в том, что оно, расширяя и
обогащая знания обучающихся о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории и
культуре родного края, помогает ощутить и осознать связь истории своего города с историей
Родины, воспитывает чувство гордости за прошлое своего края.
Цель программы:
- Показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить ребенка в
активное познание своей «малой Родины».
-Приблизить учащихся к миру искусства, воспитывать способность к творчеству.
- Развивать и корректировать личности обучающихся.
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить детей с историей заселения и развития нашего города и окрестностей;
- Повысить интерес к экологическим знаниям;
- Формировать у обучающихся эколого-краеведческие умения и навыки;
- Вовлечь обучающихся в природоохранную деятельность.
2. Развивающие:
- Корригировать нарушения психофизических функций у обучающихся;
-Развивать творческие возможности учащихся.
3. Воспитательные:
-Воспитывать уважительное и бережное отношение и к природе, и к творениям рук и
таланта наших земляков;
- Формировать личностные качества воспитанников;
- Формировать трудолюбие, ответственность коммуникабельность;
- Воспитывать чувства любви к Родине, родному краю и бережное отношение к ним.
Содержание программы 4-го года обучения (8 класс)
На реализацию программы отведено 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Введение «Наш город – наша гордость.» 1 час
1. «Культурные традиции Урала» 4 часа
2. «Малахитовая провинция Урала» 4 часа
3. «Северский завод: начало истории» 5 часов
4. «Наш город в годы ВОВ» 3 часа
5. «П.П.Бажов – певец «Малахитового» края» 6 часов
6. «Сокровища малахитовой шкатулки» 5 часов
7. «Легенды и сказы Урала» 3 часа
8. «Полевской вчера, сегодня, завтра» 3 часа
Основные принципы, положенные в основу программы:
·принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
· принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
·научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных
практикой;
·систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной
системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее
культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, интерактивных коллекций, иллюстраций,
онлайн-презентаций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, лэпбука, проектные и исследовательские
работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса
краеведческого кружка «Малахитовая провинция» необходимо использовать такие формы
проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, виртуальные
путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки,
походы с осмотром краеведческих объектов, сбор информации, защита проектов, и т.д. Такие
формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию
своих земляков.
В разделах четвертого года обучения:
1. «Культурные традиции». У учащихся формируется представление об Урале как части
России, о деятельности человека и природы, о природе Свердловской области. Развивается
чувство любви к своему, краю, уважение к его традициям и обычаям.
2. «Малахитовая провинция Урала». Больше узнают о национальностях малых народов
Урала. Изучают природные условия и ресурсы города Полевского и его окрестностей. Читают
научно-популярную литературу по теме.
3. «Северский завод: начало истории». Дети узнают краткую историю возникновения
заводского поселка. Архитектурное решение строительства города. Старые улицы города и их
современные названия. Исторические и памятные места, связанные с историей завода, его
продукцией. Памятники, посвященные событиям гражданской войны. Участвуют в создании
лэпбука, овладевают приёмами исследовательской деятельности.
4. «Наш город в годы ВОВ». Продолжают знакомятся с мемориалами, увековечившими
память наших земляков. Формируется чувства патриотизма и уважения к памяти защитников
отечества, расширяются знания учащихся о Великой Отечественной войне. Всё это
содействует развитию творческих способностей у обучающихся.
5. «П.П.Бажов – певец «Малахитового» края». Продолжают знакомиться с интересными
фактами из жизни и творчества П.П.Бажова, его пребывании в Полевском, истории создания
сказов. Выполняют творческие работы: иллюстрации к сказам, поделки из различных
материалов.
6. «Сокровища малахитовой шкатулки». Читают сказы П.П.Бажова, действие которых
происходит в Полевском. С произведениями П. П. Бажова учащиеся продолжают знакомиться
как на занятиях, так и дома. Изготавливают поделку на свое усмотрение по сказам на выставки
(школьные, городские).
7. «Легенды и сказы Урала». Развивают гражданские качества личности на основе
приобщения к духовно - нравственным ценностям, культурным традициям уральского края.
Выполняют творческие работы – рисунки, поделки, пробуют сами сочинить сказ о своей
малой родине.
8. «Полевской – вчера, сегодня, завтра». Учатся владеть системой ценностей и идеалов,
реализовывать себя в обществе и быть полезным своей стране. Читают научно-популярную и
художественную литературу по теме.
Программа предусматривает изучение теоретического и практического материала,
который раскрывается в ходе занятий. Основные задачи теоретических знаний – дать
необходимые знания по истории родного края, города. На практических занятиях учащиеся
приобретут умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о деятельности
людей, учреждений. Составлять рассказ, проводить исследовательские и поисковые работы,
применять полученные знания на практике.
Учащиеся должны знать и уметь:
- Правила техники безопасности на практических занятиях;
- Правила поведения в общественных местах;
- Уметь доносить информацию;
- Находить и использовать дополнительную информацию о родном крае.
Результативность деятельности курса внеурочной деятельности по краеведению
«Малахитовая провинция»
В ходе реализации программы, учащиеся приобретают ряд умений и навыков, которые
служат показателем результативности внеурочной деятельности. Наглядным результатом
является устойчивый интерес учащихся школы к деятельности краеведческого кружка. Это
могут стать итоги участия обучающихся в конкурсах, конференциях. Повышается уровень
воспитанности учащихся и уровень социальной активности, происходит утверждение
нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека. На занятиях кружка
учащиеся приобретают нравственные качества, дисциплинированность, инициативность,
любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность. Программа
разработана для того, чтобы воспитанники почувствовали себя частью народа огромной и
богатой страны, что они – граждане России, россияне.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные
- способность к организации своей жизни в соответствии с
представлениями о здоровом образе жизни, правах и
обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
- способность ориентироваться в окружающем мире,
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках, принимать элементарные решения;
- способность организовывать свою деятельность,
определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации
цели применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в
природе и обществе;
- активно включатся в общеполезную социальную
деятельность;
- бережно относится к культурно-историческому наследию
родного края и страны;
- соблюдать правила безопасного и бережного поведения в
природе и обществе;
- основы экологической культуры: принятие ценности
природного мира, готовность следовать в своей деятельности
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье
сберегающего поведения;
- ценностное отношение и любовь к близким, к городу, к
народу, России;
- эмоционально- ценностное отношение к окружающей
среде, необходимости ее охраны;
- уважение к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов;
- развитие представлений об окружающем мире в
совокупности его природных и социальных компонентов.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учительКоммуникативные
ученик, ученик-ученик, ученик - класс, учитель-класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
- уметь задавать вопросы, строить для партнера
высказывания, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером.
Регулятивные
- работать с учебными принадлежностями, организовывать
свое рабочее место;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и
Познавательные
оценивать свои действия и действия одноклассников;
- принимать и сохранять цели и задачи, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления;
- уметь планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе
во внутреннем плане.
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных,
культурных, социальных и др.) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета и для решения познавательных
и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие доступные существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по
трем уровням:
Первый уровень - приобретение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о родине, о ближайшем окружении и
о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не
неодобряемых формах поведения и т.п.), первичного понимания социальной реальности
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном
образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне
класса, общеобразовательной организации, т.е. в защищенной дружественной просоциальной
среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергают).
Третий уровень –
получение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного
действия, формирования социально-приемлемых моделей поведения.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами
общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Способы контроля знаний, обучающихся происходит с помощью следующих методов:
- наблюдение – оценка и текущий анализ работ учащихся;
- защита проектов;
- тестовые задания;
- викторины.
Данная программа имеет оценочно-результативный блок, который включает в себя
авторскую разработку тестовых заданий и позволяет определить уровень освоения знаний,
умений, навыков обучающегося, его творческую активность. Подведение итогов по теме
предусмотрено в виде опроса (в тестовой форме) с последующим проведением игрывикторины; творческих занятий; разбор и объяснение ошибок, допущенных при выполнении
задания.
1. Первый уровень - обучающийся может приобрести опыт исследовательской
деятельности; опыт публичного выступления при защите проекта; опыт охраны памятников
истории и культуры; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими школьниками; опыт общения с людьми разного возраста,
заботы о них.
2. Второй уровень - приобретение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) знаний о принятых в обществе нормах отношения к
памятникам природы, истории и культуры; о нормах отношения к людям других поколений;
о действенных способах изучения своего края, об источниках информации; способах сбора и
обработки собранной информации; об истории и культуре родного края; об основах
организации коллективной творческой деятельности.
3. Третий уровень - приобретение обучающимися (элементарных) знаний об истории и
географии своего края, через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и
школы, в которой они учатся; развитие элементарных краеведческих понятий, помогающих
сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное
рассматривается в неразрывном единстве.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Малахитовая провинция»
№ п/п Тема
1
Ведение «Наш город- наша
гордость»
2
3
4
5
6
7
8
9
Дата
Характеристика деятельности учащихся
Слушают педагога, участвуют в беседе.
обсуждают изученное проявляют желание
рассказать о предмете изучения,
заинтересовавшем объекте. Работают с
географической картой. Вспоминают
символику города. Зарисовывают герб города.
1. «Культурные традиции Урала» 4 часа
Уральские ремесленники
Слушают педагога, вступают в диалог,
интегрируются в своей группе сверстников.
Родной край в названиях
В работе с проектом самостоятельно находят
Встреча с научным
нужную информацию в различных источниках.
сотрудником городского
Вспоминают значение новых слов, осознанно и
музея
произвольно строят речевые высказывания в
Проектно-исследовательская
устной форме; устанавливают причинно работа «Моя малая родина»
следственные связи. Рассказывают о культуре о
обычаях в своей семье.
2. «Малахитовая провинция Урала» 4 часа
Каменный пояс Урала
Слушают педагога, делают простейшие
обобщения, сравнивают, классифицируют на
наглядном материале. Участвуют в викторине
Народы и народности Урала
«Богатства уральских лесов».
Природные богатства родного
Вспоминают значение новых слов, осознанно и
края
произвольно строят речевые высказывания в
Викторина «Богатства
устной форме; устанавливают причинно уральских лесов»
следственные связи. Узнают о национальностях
малых народов Урала. Учатся определять виды
растений, животных.
Изучают природные условия и ресурсы города
Полевского и его окрестностей.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
3. «Северский завод: начало истории» 5 часов
Первые рудники
Слушают педагога об истории возникновения
города Полевского. Вступают в контакт,
«Из глубины веков». История
работают в коллективе (учитель-ученик,
возникновения Полевского
ученик-ученик, ученик - класс, учитель-класс).
Исследовательский проект
Излагают свое мнение и аргументируют свою
«История города в названиях
точку зрения и оценку событий
улиц». Оформление лэпбука.
Устно отвечают на вопросы по ходу экскурсии.
Встреча с сотрудником
Учатся работать по предложенному учителем
городской библиотеки «Форт
плану; отвечают на вопросы педагога;
«Урал»
осознанно
и произвольно строят речевые
Виртуальная экскурсия по
высказывания в устной форме. Учатся находить
городу "Достопримечательности
изменения в сегодняшнем городе. Смотрят
Полевского". Использование
фильм, с последующим обсуждением.
презентационного материала и
фрагментов видеофильма
«Первый город на Чусовой»
4. «Наш город в годы ВОВ» 3 часа
Женское лицо войны:
Слушают рассказ педагога о Полевском в
полевчанки-фронтовички
военные годы, о героях – земляках и
памятниках
героям ВОВ. При просмотре
Полевчане - герои Советского
презентаций отвечают на вопросы, осознанно и
Союза
произвольно строят речевые высказывания в
Трудовой подвиг полевчан
устной форме.
5. «П.П.Бажов – певец «Малахитового» края» 6 часов
Путешествие в сказы П.П.
Слушают рассказ педагога о жизни и творчестве
Бажова
П.П.Бажова, пребывании в Полевском, истории
создания сказов. Отвечают на вопросы.
Уральский мастер
Вспоминают названия сказов.
Рисование иллюстраций по
Слушают чтение сказов П.П.Бажова, действие
сказам
которых происходит в Полевском крае
Сочинение и оформление своих
Рисуют
иллюстрации к одному из сказов
сказов
П.П.Бажова.
Путешествие по Уралу с
Пробуют
сочинить свой сказ.
книгами П.П. Бажова
Отвечают на вопросы, зарабатывают баллы,
Игровая программа по мотивам
получают
призы в конце игровой программы.
сказов П.П. Бажова.
6. «Сокровища малахитовой шкатулки» 5 часов
Беседа «Сокровища
Слушают педагога о полезных ископаемых,
малахитовой шкатулки»
разрабатываемых на территории Полевского
района, истории их открытия и разработки.
Литературная гостиная
Изучают коллекцию образцов минералов и
Квест - игра
изделий из них. Закрепляют и систематизируют
Оформление выставки «Как
полученные знания.
Участвуют в
Данила-мастер»
конкурсно-игровой программе «В гостях у
Викторина «В мастерской у
Данилы-мастера».
Отвечают на вопросы по
Данилы»
ходу викторины.
7. «Легенды и сказы Урала» 3 часа
Подземные тайны города
Слушают педагога, смотрят презентации,
высказывают свое мнение. Знакомятся в селом
Мраморский карьер (с.
Мраморское, узнают о добыче мрамора
Мраморское)
Рисуют персонажей из легенд на свое
Таинственные жители уральских
усмотрение.
пещер
8. «Полевской – вчера, сегодня, завтра»3 часа
32
33
34
Экскурсия в музей
«Малахитовая гостиная»
Выставка рисунков «Полевской
в рисунках детей»
Краеведческая викторина
«Знаешь ли ты родной край?» с
награждением победителей
Ресурсное обеспечение:
Географическая карта Свердловской области
Наглядные пособия:
Коллекция полезных ископаемых
Коллекция минералов и горных пород
Слушают педагога, вспоминают. Вспоминают
значение новых слов, осознанно и произвольно
строят речевые высказывания в устной форме;
устанавливают причинно - следственные связи.
Рисуют по своему воображению на тему
«Полевской в рисунках».
Участвуют в викторине, закрепляют и
систематизируют знания о своем крае
Список литературы
1. «Полевской край»: вып.1 и 2.- Екатеринбург.ИПП «Уральский рабочий»
1998-2001гг.
2. А.Горюн «Полевской» - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, -1989г.
3. А.Кожевников «О Полевском и полевчанах»: Записки краеведа/ предисл. А.Азовского.Свердловск: РИО Упринформпечати,- 1991г.
4. Л.М. Слобожанинова «Малахитовая Шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30-40-х годов/
пособие для учителя.- Екатеринбург: «Сократ».1998.
5. «Родина моя»- коллективный сборник стихов авторв-школьников из города Полевского.Екатеринбург.-1999 г.
6. «Малахитовая провинция»: Культурно-исторические очерки.- Екатеринбург: ИД «Сократ»2001 г.
7. П. Бажов «Малахитовая шкатулка» - любое издание.
8. Б.Куликов «Азбука камней-самоцветов»: Поверья о самоцветах.- М.:Тера,1996.
9. Г.А.Кулагина «История родного края» - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во,1983.
10.
Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристкой
деятельности: пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ под ред.
Г.Н.Абросимовой.М.Е.Трубачевой.- М.:АРКТИ,2004.
11.
С. О. Карпов «Destination: Полевской» -«Изд-во Карпова», 2013г.-306 с.
12. И. С. Огановская «Полевской и его окрестности XVIII-XXI века» Екатеринбург: печатный
дом «Формат» 2020 г.