Пластилинография 7А, 7Б, 8 кл 24 г

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пластилиновая живопись»
разработана на основе следующих источников литературы: Давыдова Г.Н.
Пластилинография. Анималистическая живопись. Часть 1.- М.:Изд. «Скрипторий 2003»,
2008г.; Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. Часть 2.- М.:Изд. «Скрипторий
2003», 2013г.; Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.:Просвещение,1985г.;
Лаптева Т.Е. «Пластилиновые чудеса. Забавные человечки». –М. Просвещение, 2011г.;
Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ;СПб:Сова, 2006г.; Проснякова Т.Н.
«Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества».-Самара:Изд. «Учебная
литература», Изд.дом «Федоров»,2006.-48с.; Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. «Лепим из
пластилина». – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс»,2003г.; Узорова О., Нефёдова Е.
Физкультурные минутки.-М.:ООО «Издательство Астрель – АСТ-Ермак», 2004.; Фрейдман
О. «Пластилиновые фигурки животных». – М.:Эксмо:Донецк:СКИФ, 2011г.; «Соленое
тесто». М.Издательство «ЭКСМО»,2003 г.; Лебедева Е.Г. «Простые поделки из бумаги и
пластилина».-М.Айрис-пресс, 2006 г.
Нормативно-правовое обеспечение данной программы соответствует действующему
закону РФ и локальным актам образовательной организации.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого –
изобразительная деятельность ребенка.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития
эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует
формированию эстетического отношения к действительности. При этом особое значение
имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение
придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у
него самостоятельность и познавательный интерес.
Сегодня задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости
поиска инновационных способов художественного выражения. Одним из таких способов
является техника рисования пластилином - пластилиновая живопись.
Каждое новое творческое начинание для ребенка – это не просто умение, навыки, опыт:
это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг».
Пластилиновая живопись - это своеобразный синтез рисования и лепки. Техника
предусматривает предварительный набросок рисунка карандашом и дальнейшую работу с
пластилином (нанесение пальчиками или стекой, тонкого слоя пластилина в соответствии с
задуманным рисунком). Учитываются принципы последовательности и системности в
формировании знаний, умений и навыков; краеведческого принципа, принципа связи всех
видов искусств, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, традиций.
Цель программы: формирование практических умений работы в технике пластилинография и
развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи программы: - развивать художественный вкус, чувство композиции, творческие
способности;
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать любовь к прекрасному, понимание красоты окружающего мира;
- развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.

Общая характеристика курса
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с
педагогом, а также, их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в
деятельности по обучению детей работе с пластилином меняется по мере развития овладения
детьми навыками техники «пластилинография».
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию
инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
При проведении занятий следует учитывать уровень их знаний, умений и изобразительных
навыков. Принцип построения занятий «от простого к сложному. Техника
«пластилинография» способствует всестороннему развитию и познавательному интересу
обучающегося, раскрывает творческий потенциал, самостоятельность.
Занятия помогают детям знакомиться с выразительными возможностями цвета, развить
ассоциативно-образное мышление, способность различать большее количество цветовых
оттенков, а также очень хорошо развивает мелкую моторику, координирует движения рук.
Пластилинография – это огромная возможность для детей думать, искать, пробовать,
самовыражаться. Проведение выставок работ, участие в конкурсах является результатом
работы кружка.
В процессе обучения школьников пластилиновой живописи используются следующие методы
и приемы:
- объяснительно-иллюстративный;
- метод проблемного изложения;
- частично-поисковый
•
создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских
работ;
•
сравнение нескольких вариантов композиционных решений;
•
использование заранее подготовленного наброска;
•
использование для набросков шаблонов и трафаретов;
•
показ последовательности работы, приемов нанесения пластилина;
•
дополнение работ природным, бросовым материалом, бисером, бусинками и.т.д;
•
использование художественных, литературных и музыкальных произведений.
Формы работы:
•
беседы по ознакомлению с искусством;
•
занятия по рисованию и лепке;
•
интегрированные занятия;
•
организация выставок;
•
индивидуальная работа.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного
характера, общие сведения о предмете изготовления.
Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о
проделанной работе, который позволяет научить учащегося последовательности в работе,
развить навыки самоконтроля. В ходе занятия проводится физкультминутка в игровой
форме; подготовка к занятию (установка на работу, инструменты, материалы и т.д.);
инструктаж по технике безопасности; введение в новую тему: -загадки, стихи,
раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о
животных, растениях и т.д.); показ образца; рассматривание и анализ образца.
Практическая часть: показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, в
зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков); самостоятельное
изготовление детьми изделия по образцу.

Материал для работы:
•
пластилин
•
картон, оргстекло, фанера
•
трафареты, шаблоны
•
стеки, деревянные зубочистки, расческа, металлическое ситечко
•
бусинки, бисер, блестки, различные крупы (для художественного оформления работ)
Пластилин обычный – 8-14 цветов. При работе с пластилином необходимо учитывать
его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием
тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.
Цветовая гамма достигается путем смешивания пластилина (цвет неба – белый с синим;
морской волны - белый, зеленый, синий; лепестки подсолнуха – желтый и немножко красного
и т.д.). Для основы картин используется плотный картон, но можно использовать и оргстекло,
фанеру, клеенку. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным
покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина. Дополнительные
природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия, и т.д. используются для создания
определенных эффектов. Для резанья пластилина, его нанесения на основу применяется стека.
Для придания рельефности пластилиновым деталям можно использовать зубочистки,
расчески, металлическое ситечко.
Основные приемы и способы изготовления пластилиновых картин
1. Подбор эскиза.
2. Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов.
3. Выполнение фона, выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор
приемов нанесения пластилиновых мазков. Создание картин начинаем с дальнего плана и
постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы могут быть выполнены,
как в технике мазка, так и в технике барельефа. (Барельеф это один из видов рельефа, когда
изображение выступает не менее чем на половину объема).
Разновидности пластилиновых картин
Плоскостное изображение картин
Плоскостное изображение пластилином подобно живописи маслеными красками, но
наноситься пластичный материал не кистями, а стекой или размазывается по основе пальцами
рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами
материал ровно под давлением соединяется с основой.
Барельефное изображение
Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых
барельефных деталей, создающих зрительную реальность выполняемых художественных
работ. Техника барельефа используется для создания архитектурных сооружений,
транспортных средств, людей, животных. Эскиз образцов выполняется детьми на бумаге,
затем вырезается. Далее подбирается пластилин нужного цвета. С помощью стеки вырезаем
по контуру шаблона целое изображение. Готовые фигуры прикрепляем на основу, начиная с
дальнего плана. Дополняем художественные образцы узорами в технике барельефа.
Аппликация
Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах
покрыта вся поверхность, а в других заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка.
Последний вид называется аппликацией.
Формат картин может быть различным. Для предметного рисования берется картон размером
½ листа формат А4, для сюжетного – в начале года ½ листа формат А4, к концу года целый
лист формата А4.
Для расположения элементов используются композиционные приемы: выделение центра,
равновесие частей, симметрии и асимметрии.

Основные приемы и техника нанесения мазков
Плоскостное изображение картин. От куска пластилина отрываем маленький, с горошину
кусочек и, прижав его к основе, размазываем в нужном направлении.
Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли.
Круговое направление выбираем при передаче образа кучевых облаков, волн.
Наклонное направление выбираем для изображения солнечных лучей.
Приемы лепки.
Использование элементов «конус».
Создание образов лиственных деревьев.
От кусочка пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса.
Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего
контура к стволу растений.
Использование элемента «шар».
Создание образов лиственных деревьев.
Кусочек пластилина в форме шара прикладываем к основе и размазываем по направлению
вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар из
пластилина, немного отступив вниз, от верхнего края и делаем мазок.
Прикладываем шар к основе и размазываем сначала влево, затем вправо.
Выполнение образа хвойного дерева – ели (выполняется в одном или двух цветах): начинаем с
нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При двухцветной ели сначала наносим
нижний мазок темного цвета, затем отступив от нижнего края, накладываем на него мазок
светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру, а затем хаотично внутри контура.
Использование элемента «валик».
Создание образов лиственных деревьев.
Кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по
внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем
его пальцем, отступив от внешнего контура, размазываем по направлению к стволу по всей
длине валика. После первого ряда делаем второй, отступив необходимое расстояние. Такими
мазками покрываем всю крону дерева.
Способы лепки при создании объемных изображений
При создании объемных изображений применяются два способа лепки.
- Конструктивный (деталь собирается из отдельных частей).
- Пластичный (форма вытягивается из пластичной массы).
- Использование эффекта пушистости (эффект пушистости и рыхлости элементов картин
достигается путем трения или продавливания пластилина через металлическое ситечко. Таким
способом изображают мех животных, кораллы, растительность).
- Рельефность (рельефности на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких
бороздок кончиком зубочистки, стекой, расческой.
Использование эффекта «мраморности» (чтобы добиться эффекта «мраморности»), т.е.
изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов
скручиваются жгутом, слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок.
Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться
разноцветными разводами.
Описание места кружка в учебном плане
Класс
7а
7б
8

Часов в неделю
2 часа в неделю
1 час в неделю
1 час в неделю

Всего часов
68 часа в год
34 часа в год
34 часа в год

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Пластилиновая живопись»
Личностные результаты:
а) формирование у обучающегося ценностных ориентиров в области изобразительного
искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками пластилинографии;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные:
• проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться работать по предложенному плану;
•учиться совместно с преподавателем и другими учащимися давать эмоциональную оценку
своей деятельности на занятии;
Познавательные:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
преподавателя;
• делать предварительный отбор необходимой информации из различных источников
(рисунок, таблица, видеофрагмент, репродукция);
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего коллектива;
• сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным
средствам, жанрам и т.д.);
Коммуникативные:
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения.
Предполагаемые результаты:
1. Получение обучающимися необходимых знаний и практических навыков для создания
оригинальных изделий из пластилина.
2. Участие в выставках детского творчества.
3. Изготовление подарков своими руками.
4. Распространение технологии за пределами школы.
5. Приобщение детей к искусству.
Учащиеся научатся:
1. Свободно владеть лепным материалом.
2. Применять исходные формы (приемы) и умение выполнять их любых размеров и
пропорций.
3. Правильно использовать приемы доработки исходных форм.
4. Использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм.
5. Пользоваться схемами с условными обозначениями, технологической картой в своей
работе.
6. Получат возможность укрепить мелкую моторику пальцев рук.

7. Видеть пропорции и объем.
8. Фантазировать и развивать объемное мышление.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Место проведения занятий: учебный класс
Оценка деятельности учащихся осуществляется (контроль знаний) в конце каждого
занятия. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на занятии приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный,
продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Оценка носит только качественный характер деятельности каждого ученика на занятии: его
творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации (исключая
балльное оценивание).
Содержание программы на 7 А класс (68 часов)
Введение. История возникновения пластилина. Материал для занятий. Вспомогательные
инструменты и приспособления для занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Выполнение элементов пластилинографии: «шар», «конус», «жгут», «валик». Знакомство с
техникой «мазки» и эффектами «рельефность», «мраморность», «пушистость». Создание
несложных картин на темы: цветы, ягоды и листья, птицы, деревья, насекомые, животные,
овощи и фрукты, посуда, бытовая техника. Аппликаций из пластилина. Дополнительный
материал для украшения. Оформление картин в рамки. Создание более сложных картин с
использованием всех изученных приемов, элементов, эффектов. Выставка детских работ.
Содержание программы на 7 Б класс (34 часа)
Материал для занятий. Вспомогательные инструменты и приспособления для занятий.
Инструктаж по технике безопасности.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей и разделов:
«Художественная
литература»,
где
используются
произведения
познавательной
направленности; «Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, детей об
окружающем; «Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов;
«Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не
живой природе.
Создание картин на темы: цветы, ягоды и листья, птицы, деревья, насекомые, животные,
овощи и фрукты. Выполнение работ по замыслу обучающегося. Выполнение коллективных
работ. Организация выставки работ в классе.
Содержание программы на 8 класс (34 часа)
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки
работы с пластилином в технике пластилинографии. В процессе занятий, накапливая
практический опыт в изготовлении изделий, обучающиеся постепенно переходят от простых
изделий к освоению сложных, от изменения каких-то деталей изделия до моделирования, новых
более сложных изделий, тематических композиций. Материал для занятий. Вспомогательные
инструменты и приспособления для занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей и разделов:
«Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности;
«Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, детей об окружающем;
«Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов; «Познавательные» занятия,
где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
Создание пластилиновых картин с использованием яркого, в меру мягкого материала,
способного принимать заданную форму.

Изготовление панно, плоскостных картин. Пластилиновая картина может состоять из
шарообразных или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии
выглядит как мозаика. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются
различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или
фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными
вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно
использовать пластмассовые шприцы без игл; бросовый материал: колпачки, стержни от
шариковых ручек, фломастеров, зубочистки, пуговицы и др.

Календарно-тематическое планирование занятий «Пластилиновая живопись»
7А класс (68 часа 2 часа в неделю)
№ Дата Кол –во
часов
п/п

1

1

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Вводное занятие. Вводное занятие.
ТБ на занятиях. Материалы и
инструменты

Слушают объяснения учителя; знакомятся с инструктажем по технике безопасности при
работе с пластилином, стекой, дополнительным материалом. Развивают навыки
самоконтроля, работают с пластилином, приводят в порядок рабочее место
Экспериментируют с материалом, работают по схеме, знакомятся с объемной формой
предмета, применяют прием «мазки». Развивают аккуратность в работе с пластилином.
Приводят в порядок рабочее место
Слушают и запоминают объяснение нового материала, дополняют начатую ранее работу
(бисером, семенами, кофе), фантазируют. Формируют умение планировать работу.
Приводят в порядок рабочее место

2

1

Правила работы с пластилином.
Подготовка основного фона

3

1

Осенний букет

4

1

Одуванчики.

5

1

Незабудки

6

1

Ветка рябины

7

1

Дерево рябины

8

1

Живые яблочки на ветках

9

1

Оформление картины в рамку
«Живые яблочки на ветках».

10

1

11

1

Мир птиц.
картины
Сорока

12

1

Знакомятся с травянистым растением, рассматривают картинку. Самостоятельно
изготавливают по текстовому плану, учатся видеть пропорции, выполняют изделие
последовательно. Приводят в порядок рабочее место
Вспоминают дерево рябины. Опираясь на натуральный образец самостоятельно лепят,
учатся видеть пропорции, объем; выполняют последовательно элемент «жгут», пробуют
делать новые элементы. Приводят в порядок рабочее место

Изготовление

Оформление картины в рамку.
«Сорока».

фона

Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, учатся видеть пропорции,
выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля.
Вспоминают приемы деления. Применяют прием скатывания, расплющивания, эффект
«рельефности». Приводят в порядок рабочее место
Слушают объяснения учителя, самостоятельно лепят, мешают разные цвета, приводят в
порядок рабочее место
Слушают и запоминают объяснение нового материала, учатся видеть пропорции, объем;
выполняют последовательно, дополняют работу (бисером, семенами, кофе), фантазируют.
Учатся планировать работу. Приводят в порядок рабочее место

13

1

Морж.

14

1

15

1

Оформление картины в рамку.
«Морж».
Стриж

16

1

Голубь

17

1

Лебедь

18

1

Грачи

19

1

Три поросенка.

20

1

Оформление картины в рамку
«Три поросенка».

21

1

«Панда»

22

1

Оформление
«Панда».

23

1

Жираф

24

1

Зебра

25

1

Лягушка на болоте

26

1

Разные коты.

27

1

28

1

Оформление картины
«Разные коты».
Волк

картины

Слушают педагога, рассматривают картинки нелетающих морских птиц – пингвинов. Учатс
видеть пропорции, фантазируют, развивают навыки самоконтроля, развивают мелкую
моторику рук, глазомер, пространственное мышление. Приводят в порядок рабочее место
Развивают мелкую моторику, общую умелость рук, укрепляют их силу. Развивают
координацию и согласованность руки и глаза.
Слушают педагога, вспоминают животных, участвуют в беседе. Рассматривают и
анализируют образец, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, аккуратно
изделие. Приводят в порядок рабочее место

в

рамку

в

рамку

Вспоминают персонажей сказки, их имена, образы. Самостоятельно изготавливают по
образцу, учатся видеть пропорции, развивают общую ручную умелость, выполняют
последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля. Приводят в порядок
рабочее место
Слушают педагога, рассматривают картинку с изображением животного, участвуют в
беседе, отвечают на вопросы. Самостоятельно изготавливают по образцу, учатся видеть
пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля.
Приводят в порядок рабочее место
Слушают педагога, участвуют в беседе, осознанно и произвольно строят речевые
высказывания в устной форме, устанавливают причинно- следственные связи.
Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, рассматривают и анализируют
образец, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно. Приводят в порядок
рабочее место
Слушают и запоминают объяснение нового материала, учатся видеть пропорции, объем.
Учатся выполнять новые приемы и эффекты из пластилина. Приводят в порядок рабочее
место
Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, учатся видеть пропорции, выполняют
последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля. Используют
дополнительный материал для оформления изделия. Приводят в порядок рабочее место
Слушают и запоминают объяснение нового материала, узнают о павлине дополнительную

29

1

Лиса

30

1

31

1

32

1

Коллективная творческая работа.
«Мишка косолапый»
Бытовая техникателевизор
Холодильник

33

1

Стиральная машина

34

1

Утюг

35

1

36

1

37

1

Творческая работа
ученика
Инструменты труда
Лопата
Топор

38

1

Пила

39

1

Метла

40

1

Молоток

41

1

42

1

Посуда
Чашка с блюдцем
Тарелка с узором

43

1

Чайник

44

1

Ваза

45

1

Натюрморт из чайной посуды

по

замыслу

информацию. Участвуют в беседе, выполняют работу последовательно, используют
дополнительный материал (бисер, семена, зерна кофе), учатся видеть пропорции
фантазируют. Учатся передавать движение. Приводят в порядок рабочее место
Слушают педагога, выполняют последовательно, учатся видеть пропорции, фантазируют,
развивают навыки самоконтроля, приводят в порядок рабочее место
Применяют разные приемы работы с пластилином: раскатывание, скатывание, вытягивание,
размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности и др.
Слушают и запоминают объяснение нового материала, узнают о бытовой технике
дополнительную информацию. Участвуют в беседе, выполняют работу последовательно,
используют дополнительный материал (пуговицы, бисер, семена, зерна кофе), учатся видеть
пропорции фантазируют. Учатся передавать движение. Приводят в порядок рабочее место
Выполняют работу по замыслу. Развивают мелкую моторику рук
Участвуют в беседе, вспоминают, где используются инструменты.
Упражняются в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения —
пластилинографии.
Развивают умения растягивать пластилин по поверхности, создавая рельефность. Развивают
мелкую моторику рук
Передают строение инструмента. Выбирают цвет.
Развивают навыки самоконтроля. Развивают мелкую моторику, общую умелость рук,
укрепляют их силу. Развивают координацию и согласованность руки и глаза. Приводят в
порядок рабочее место.
Упражняются в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми
движениями ладоней. Продолжают формировать умение прикреплять готовую форму на
поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Закрепляют
представления о натюрморте. Развивают чувство композиции, цвета. Учатся располагать
элементы узора на поверхности предмета. Закреплять умение соединять части изделия,
заглаживая места скрепления.
Развивают мелкую моторику, общую умелость рук, укрепляют их силу. Развивают
координацию и согласованность руки и глаза.
Учатся самостоятельно с помощью приема размазывания завершать рисунок. Размазывают
линии в разных направлениях. Развивают мелкую моторику пальцев.

46

1

Мостик

47

1

Кошечка

48

1

Собачка

49

1

Бабочки

50

1

51

1

52

1

Творческая
ученика
Творческая
ученика
Мир моря

53

1

54

1

Оформление картины в рамку
«Мир моря»
Кит

55

1

Оформление картины в рамку «Кит»

56

1

Морское царство

57

1

Краб

58

1

Осьминог

59

1

Акула

60

1

Дельфин

61

1

Медуза

62

1

Черепаха

работа

по

замыслу

работа

по

замыслу

Добиваются реализации выразительного, яркого образа, с опорой на картинку; развивают
образное мышление, чувство формы, пропорций и цвета.
Передают строение фигуры домашнего животного, разное положение туловища, закрепляют
приемы изображения предмета из отдельных частей. Закрепляют умение использовать в
работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание,
сглаживание границ соединения). Выбирают цвет. Развивают мелкую моторику рук.
Учатся создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и
навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Развивают
мелкую моторику рук.
Закрепляют приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления
пластилина на части при помощи стеки.
Дополняют изображение характерными деталями, используя знакомые приемы работы:
раскатывание, сплющивание.
Слушают пояснения педагога.
Вспоминают и называют морских обитателей.
Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, рассматривают и анализируют
образец, учатся видеть пропорции, объём, формируют навыки работы двумя руками,
выполняют все последовательно.
Смешивают цвета пластилина, фантазируют.
Вносят коррективы в свой первоначальный замысел.
Используют несколько цветов пластилина.
Продолжают знакомиться с одним из видов изобразительной техники – прямой
многослойной фактурной пластилинографией, развивают чувство цветовосприятия.
Для выразительности работ, используют вспомогательные предметы и специальную стекупечатку.
Учится доводить дело до конца.
Приводят в порядок рабочее место.

63

1

Коллективная творческая работа
«В зоопарке»

64

1

65

1

Картинная галерея. Выставка работ
учащихся.
Веселый клоун

66

1

Матрешка

67

1

Удивительная дымка

68

1

Чудо-хохлома

Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, учатся видеть пропорции, выполняют
последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля. Создают сюжетную
композицию, дополняют образы разным материалом. Приводят в порядок рабочее место
Видят результат своего труда.
Сравнивают, получают положительные эмоции от выставки.
Выполняют работу по образцу. Выбирают цветовую гамму, развивают пространственное
представление и цветовое восприятие, художественный вкус, фантазию, изобретательность.
Развивают мелкую моторику пальцев рук. Лепят отдельные детали — придавливают,
примазывают, разглаживают границы соединения частей. Учатся использовать для работы
разно фактурный материал. Приводят в порядок рабочее место.

Календарно-тематическое планирование занятий «Пластилинография»
7 Б класс (всего 34 часа, 1 час в неделю)
№
п/п

Дата

Кол –
во
часов

Тема занятия

1

1

Вводное занятие. Правила работы с
пластилином.

2

1

Осенние деревья

3

1

Подарки осени

4

1

Подсолнух

5

1

Осенний букет

Характеристика деятельности учащихся

Слушают объяснения учителя, повторяют инструктаж по технике
безопасности, работают с пластилином, развивают навыки
самоконтроля. Приводят в порядок рабочее место.
Экспериментируют с материалом, лепят отдельные детали —
придавливают, примазывают, разглаживают границы соединения
частей. Используют для работы разно фактурный материал.
Слушают и запоминают объяснение нового материала,
используют в работе дополнительный материал (бисер, семена,
зерна кофе). Самостоятельно изготавливают по текстовому плану,
учатся видеть пропорции, выполняют последовательно. Приводят
в порядок рабочее место
Учатся видеть пропорции и объём изделия, создают расписной

6

1

Бабочки на лугу

7

1

Стрекоза

8

1

Стрекоза с элементами пейзажа.

9

1

Коллективное панно «У воды».

10

1

Пчела на цветке. Нанесение фона.

11

1

Пчела на цветке.
Пластилиновые фигурки животных.

12

1

Муравейник.

13

1

14

1

Трудолюбивые муравьи.
Объемные фигурки муравьёв.
Паук плетет паутину. Паутина.

15

1

Паук плетет паутину.
Объёмные фигурки пауков.

16

1

17

1

18

1

Ёрш.
Нанесение фона – изображение воды.
Ёрш. Водная растительность. Изображение
рыбы.
Щука. Объемное изображение рыбы. Водоросли.

19

1

20

1

Щука. Вырезание по шаблону плавников, полос
на спинку щуки.
Рак.
Объёмное изображение туловища.

пластилин. Соблюдают ТБ. Самостоятельно лепят по образцу,
учатся видеть пропорции, объем; выполняют последовательно,
пробуют новые элементы, приводят в порядок рабочее место
Слушают рассказ педагога о насекомом, обитающем в наших
краях, отвечают на вопросы педагога. Выбирают цвета для
изготовления изделия. Самостоятельно изготавливают по
текстовому плану, учатся видеть пропорции, выполняют
последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля
Работают все вместе, предлагают новые элементы в панно.
Развивают общую ручную умелость. Формируют умение
планировать работу
Слушают объяснения учителя, самостоятельно лепят, смешивают
разные цвета, учатся видеть пропорции, объем; выполняют
последовательно, дополняют работу (бисером, семенами),
фантазируют, приводят в порядок рабочее место
Слушают педагога, выполняют последовательно, учатся видеть
пропорции, фантазируют, развивают навыки самоконтроля,
используют природный материал.
Самостоятельно изготавливают по текстовому плану,
рассматривают и анализируют образец, учатся видеть пропорции,
выполняют последовательно. Стараются видеть взаимосвязь
объемных форм
Самостоятельно изготавливают по образцу, учатся видеть
пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают
навыки самоконтроля, приводят в порядок рабочее место
Самостоятельно изготавливают по текстовому плану,
рассматривают и анализируют образец, учатся видеть пропорции,
выполняют последовательно, приводят в порядок рабочее место
Самостоятельно изготавливают по образцу, учатся видеть
пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают

Рак.
Объемное изображение клешней.
Осьминог.
Объёмное изображение осьминога.

21

1

22

1

23

1

Коллективное панно «Подводный мир»

24

1

В гнезде. Нанесение фона.

25

1

В гнезде. Объёмное изображение птицы.

26

1

27

1

28

1

29

1

Цапля на болоте. Нанесение фона.
Прибрежная растительность.
Цапля на болоте.
Объёмное изображение птицы.
Снегири на заснеженной ветке.
Иней на ветке.
Снегири на заснеженной ветке.
Вырезание птицы по шаблону.

30

1

Синичкина семья. Нанесение фона.

31

1

Синичкина семья. Объемное изображение
птицы. Смешивание цветов.

32

1

Дятел на сосне. Нанесение фона

33

1

Дятел на сосне. Объемное изображение птицы.

34

1

Картинная галерея. Выставка работ учащихся

навыки самоконтроля. Развивают глазомер, пространственное
мышление.
Рассматривают и анализируют образец, самостоятельно
изготавливают по образцу, учатся видеть пропорции, выполняют
последовательно, приводят в порядок рабочее место
Самостоятельно изготавливают по текстовому плану,
рассматривают и анализируют образец, учатся видеть пропорции,
выполняют последовательно. Развивают мелкие мышцы пальцев
рук.
Слушают и запоминают объяснение нового материала,
рассматривают картинки и иллюстрации. Участвуют в беседе.
Учатся видеть пропорции и объем; дополняют работу (бисером,
семенами, природным материалом).
Слушают педагога, участвуют в беседе. Самостоятельно
изготавливают по текстовому плану, учатся видеть пропорции,
выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки
самоконтроля, приводят в порядок рабочее место
Слушают педагога, выполняют последовательно, учатся видеть
пропорции, фантазируют, развивают навыки самоконтроля.
Самостоятельно изготавливают по образцу, учатся видеть
пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают
навыки самоконтроля. Приводят в порядок рабочее место
Слушают и запоминают объяснение нового материала, учатся
видеть пропорции, выполняют последовательно, дополняют
работу (бисером, семенами). Вносят коррективы в
первоначальный замысел. Учатся выполнять переход цвета от
темного к светлому.
Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, учатся
видеть пропорции, выполняют последовательно, фантазируют,
развивают навыки самоконтроля. Приводят в порядок рабочее
место
Видят результат своего труда, своей фантазии. Сравнивают,
получают положительные эмоции от выставки

Календарно-тематическое планирование занятий «Пластилинография»
8 класс (всего 34 часа, 1 час в неделю)

1

Кол –
во
часов
1

2

1

Вводное занятие. ТБ на занятиях. Материалы и
инструменты.
Плоскостная лепка. Работа по замыслу

3

1

Панно «Золотая осень»

4

1

Панно «Золотая осень»

5

1

6

1

7

1

Плоскостная лепка и использованием природного
материала Гроздь винограда.
Плоскостная лепка и использованием природного
материала Ветка рябины.
Ваза с фруктами

8

1

Пластилиновая картина по замыслу обучающегося

9

1

Весёлая азбука

10

1

Деревенский пейзаж

11

1

Деревенский пейзаж

12

1

Разные деревья

13

1

Живые часы

14

1

Дед мороз

№ п/п

Дата

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся
Повтор Повторение правил ТБ при работе с пластилином.
Узнают картины с изображением осени. Расширяют знания о
деревьях (строение, величина, вид). Повторение правил ТБ при
работе с пластилином. Закрепляют умение скатывать очень тонкие
«колбаски» для нанесения характерности строения ствола; лепят
отдельные детали – придавливают, примазывают, разглаживают
границы соединения частей. Учатся смешивать различные цвета.
Передают в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.
Закрепляют умение лепить предметы круглой формы, скатывая
комочки пластилина круговыми движениями ладоней;
расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости,
произвольно располагая их по поверхности. Закрепляют знания о
цвете. Развивают мелкую моторику.
Повторяют правила ТБ при работе с пластилином. Определяют
последовательность выполнения работ. Выполняют работу
методом процарапывания
Закрепляют приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания,
оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.
Дополняют изображение характерными деталями, используя
знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.
Используют литературный ряд (стихи, загадки, поговорки, и т.д.);

Расширяют представления об истории новогоднего праздника.

15

1

Новогодние фантазии.

16

1

Снеговик.

17

1

Объёмная лепка по замыслу учащегося

18

1

Знакомый портрет

19

1

20

1

Создание картин по предложенному сюжету.
Зимние забавы.
Открытка с Днём защитника Отечества.

21

1

Плоскостная лепка. Дом, в котором я живу.

22

1

Плоскостная лепка. Дом, в котором я живу.

23

1

Плоскостная лепка с использованием природного
материала. Открытка маме. Композиция из цветов и
листьев.

24

1

Верба пушистая.

Путём пластилинографии передают строение ёлки, направление
веток, украшают разноцветными шариками, пользуются стекой,
передавая игольчатую пушистость ёлки. Учатся применять
различные вспомогательные средства для выразительности и
красочности образа (колпачки от фломастеров, зубочистки).
Украшают своими игрушками коллективную ёлку.
Выполняют работу по своему замыслу. Соблюдают правила ТБ
Создают портрет на основе интеграции рисования и
пластилинографии. Размазывают по всей основе пластилин, не
выходя за контур.
Выполняют практическую работу по показу учителя. Закрепляют
приём смешивания цветов пластилина
Беседа о приближающемся празднике Дне Защитника Отечества.
Повторение правил работы с пластилином. Слушают объяснение
этапов выполнения работы. Создают на плоскости предмет,
состоящий из нескольких частей, добиваются точной передачи
формы предмета, его строения, частей, дополняют изображение
характерными деталями (окошками).
Рассматривают дома, название их частей, анализ частей.
Определяют последовательность выполнения работы.
Отщипывают маленькие кусочки пластилина и скатывают их в
колбаски ладонями, выкладывают стены колбасками; аккуратно
размазывают пластилин подушечкой пальца по контуру крыши.
Беседа о празднике 8 марта и о подарках для мам, их любимых
цветах. Анализируют образец (ваза, стебельки, листья, цветы),
подбирают цветовую гамму и обсуждают приёмы работы.
Осваивают приёмы: скатывание, примазывание.
Совершенствуют приемы рисование пластилином – размазывание,
катание, вдавливание. Разогревают и разминают пальцы рук.
Выполняют практическую работу с частичной помощью учителя.

Полуобъёмное изображение предметов на плоскости Повторяют правила работы с пластилином. Рассматривают
Праздничное яйцо.
образец. Отражают характерные особенности пасхальных
угощений в технике мозаичной пластилинографии.
Солнечная система
Рассматривают сюжетные картины. Повторяют правила ТБ при
работе с пластилином. Отщипывают маленькие кусочки
пластилина и скатывают их в шарик двумя пальцами, аккуратно
надавливают указательным пальцем на пластилиновый шарик,
прикрепляя его к основе.
Создание картин по предложенному сюжету.
Беседа о времени года - лето, его признаках, летних цветах.
Мир похож на цветной луг (коллективная работа)
Определяют последовательность выполнения работы. Создают
сюжет из предложенных деталей. Выполняют практическую
работу.
Животные нашего леса
Беседа о диких животных. Рассматривают картинки животных.
Участвуют в технологическом разборе элементов (голова,
Животные нашего леса.
туловище, хвост, конечности).

25

1

26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

Космическое путешествие

31

1

9 мая – День Победы.

32

1

33

1

Создание картин по предложенному сюжету.
Весенние цветы.
Плоскостная лепка «Здравствуй, лето красное!»

34

1

Выставка творческих работ

Развивают мелкую моторику пальцев рук при размазывании
пластилина по поверхности деталей. Стараются дополнить свою
работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по своему выбору.
Беседа о приближающемся празднике 9 мая. Рассматривают
сюжетные картины.
Беседа о времени года - весне, ее признаках, первых весенних
цветах. Учатся создавать выразительный образ посредством
передачи объема и цвета; закрепляют умения и навыки в работе с
пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание
используемого материала
Видят результат своего труда, своей фантазии. Сравнивают,
получают положительные эмоции от выставки

Методика определения результата: наблюдение за учащимися во время выполнения заданий и
определение наличие навыка/отсутствие навыка. Сумма оценок является показателем уровня
результативности освоения учащимся программы.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
- высокий уровень освоения программы (свыше 65%) – обучающийся в основном овладел умениями и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период; выполняет задания самостоятельно,
не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень (от 50% до 65%) – обучающийся частично овладел умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период; выполняет задания с помощью педагога, в
основном, на основе образца;
- низкий уровень (от 35% до 50%) - обучающийся овладел лишь отдельными умениями,
предусмотренными программой; помощь учителя не принимает, испытывает серьёзные затруднения
при выполнении заданий.
Содержание аттестации:
Параметры оценки навыков
Критерии оценки

Высокий уровень
свыше 65%.

Средний уровень
от 51% до 65%

Низкий уровень
от 35% до 50%

Творческая
активность

Повышенный
интерес к
выполнению
задания, творческая
активность
доминирует.
Мотивация
сохраняется до
окончания
выполнения задания

Выполняет задание при
наличии интереса к данному
виду деятельности и
направляющей помощи
педагога

Активность выполнения
низкая. Выполняет задания
без особого желания.

Сенсорные
способности

Форма передана
точно. Присутствует
разнообразие
цветовой гаммы.
Передан реальный
цвет, изображение
выразительное.

Есть незначительные
искажения в изображении.
Выбирает краски, не
свойственные образцу.

Форма не удалась.
Безразличие к цвету.
Одноцветность
изображения.

Композиция

По всей плоскости Размещается на одной полосе Композиция не продумана,
листа соблюдается
листа. Выполняет
носит случайный характер.
пропорциональность
незначительные элементы

Общая моторика
рук

Хорошо развита
моторика рук,
аккуратность

Работает умело, требуется Слабо развита моторика рук,
незначительная направляющая требуется помощь педагога
помощь
«рука в руке»

выполнения работы
Самостоятельност Выполняет задание
Операция выполняет
самостоятельно, без
самостоятельно, но
посторонней
допускаются незначительные
помощи, умеет
ошибки.
планировать свои
действия, доводит
начатое дело до
конца
Показатели
Раскатывает
технических
пластилин на доске
навыков
самостоятельно,
(раскатывание, умеет сплющивать,
сплющивание,
размазывает
размазывание и
пластилин по
т.д.)
инструкции педагог

При раскатывании и
сплющивании пластилина
требуется незначительная
помощь. размазывает
пластилин самостоятельно с
незначительными
неточностями

Выполняет задание с
помощью педагога,
необходима поддержка и
стимуляция.

Навыки раскатывания,
сплющивания и
размазывания слабо
развиты. При выполнении
действия требуется помощь
педагога.

Методика определения результата: наблюдение за учащимися во время практического занятия.

Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Средства обучения:
1. Доска для лепки.
2. Стеки.
3. Салфетки.
4. Пластилин.
5. Картон для основы.
6. Схемы-опоры.
7. Таблицы-памятки.
8. Технологические карты.
9. Образцы работ.
10. Трафареты, шаблоны.

Список литературы
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.Часть 1.- М.:Изд.
«Скрипторий 2003», 2008г.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. Часть 2.- М.:Изд. «Скрипторий 2003», 2013г.
3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.:Просвещение,1985г.
4. Лаптева Т.Е. Пластилиновые чудеса.Забавные человечки . –М. Просвещение,2011г
5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ;СПб:Сова,2006г.
6. Проснякова Т.Н. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества.-Самара:
Изд. «Учебная литература», Изд.дом «Федоров», 2006.-48с.
7. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. – Ростов-на-Дону: Изд.
«Феникс»,2003г.
8. Узорова О., Нефёдова Е. Физкультурные минутки.-М.:ООО «Издательство Астрель –
АСТ-Ермак», 2004.
9.Фрейдман О. Пластилиновые фигурки животных. – М.:Эксмо:Донецк:СКИФ, 2011г.
10. Выготский Л. С. «Психология искусства» - М. : Педагогика, 1987 - 345 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».