Пояснительная записка
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет очень маленький опыт в
освоении образного языка искусств. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать,
пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через
изображение и т.д. овладеть и развить творческие способности маленького художника
поможет кружок нетрадиционного рисования.
Кружок нетрадиционного рисования — это мастерская фантазии, чувств и эмоций. На
занятиях ребёнок активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие,
образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов
и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их
использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и
ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как
они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и
самовыражению в целом.
В рамках кружковых занятий дети не ограничены в возможностях выразить в рисунках
свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приёмов
способствует выработке умении видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линии и
оформлять их до узнаваемых изображений, Занятия кружка не носят форму «изучения и
обучения». Дети осваивают художественные приёмы и интересные средства познания
окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятия
превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи
разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и
творческий процесс художника. В силу индивидуальных особенностей, развитие
творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях
даётся возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать
радость творческого созидания.
Программа "Нетрадиционные техники рисования" составлена на основании
примерной адаптивной основой общеобразовательной программы образования,
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями и представляет
собой реальную возможность расширить жизненный опыт учащихся в области
безопасности жизнедеятельности личности, сохранение и укрепление своего здоровья).
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Нормативно-правовое обеспечение данной программы соответствуют действующему
законодательству РФ и локальным актам образовательной организации.
Цель:
Создание условий для формирования художественного мышления и развития
познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе
нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Один формирование у учащихся эстетических чувств, понимание красоты в
искусстве и окружающие действительности, развитие эстетического вкуса.
2. Овладение основами нетрадиционного рисования, практически навыками в разных
видах изобразительного искусства, развитие художественной изобразительных
способностей.
3. Коррекция и компенсация недостатков познавательной сферы, зрительнодвигательного взаимодействия в процессе практической работы, развитие мелкой
моторики, самоконтроля, умение планировать свою работу.
4. Побуждать детей изображать доступным им средствами выразительности то, что для
них интересно или эмоционально значимо.
5. Подготовка к полноценной жизни в обществе, развитие желания украшать свой быт.
6. Программа нацелена на взаимосвязь и единство различных видов изобразительной
деятельности (рисование, аппликация, лепка) друг с другом.
Учёт психолога педагогических особенностей учащихся данного класса. При
организации учебного процесса учитываются психолога-педагогические особенности
учащихся.
1 группа учащихся (Ринат М, Соня Щ, Миша С, Черенков А.) в целом правильно
выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении
программного материала. Поэтому при индивидуальной работе им оказывается
минимальная помощь.
2 группа учащихся (Анна З, Сабина Д, Семён Г.)-характеризуется более замедленным
темпом продвижения. Даётся меньше объём задания, оказывается помощь при выполнении,
при планировании работы применяются приёмы стимулирования и повышения мотивации.
3 группа учащихся (Есения П, Никита Ч, Никита П.) отличается пассивностью
психологических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, в зрительные
восприятия, а также нарушение мелкой моторики. Поэтому данным учащимся требуется
дополнительная помощь при выполнении изделия, предварительно проговаривание
предстоящей работы, совместное планирование и анализ работы и т.п.
Место учебного предмета в учебном плане.
Класс
Количество часов
Год
3
1 в неделю
34 часа
Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения, обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
чувство гордости за культуру искусство Родины, своего народа;
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде Одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
В результате реализации программы внеурочную деятельности должно обеспечиваться
достижение обучающимися умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• воспитательных – результатов духовно-нравственных приобретений, которые
обучающийся получил вследствие участия той или иной деятельности (например,
приобрёл, некое знание о себе и окружающих, самостоятельного действия, любви к близким
и уважения окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата
(развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности,
чувство патриотизма и т, д.).
Программа данного курса внеурочной деятельности направлена на достижение 1
и 2 уровня воспитательных результатов внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися собственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о
ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально
одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т, п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим учителем (в
основном и дополнительном образовании) как значимым для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура,) ценность отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т.е. в
защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или
не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает),
Достижения двух уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает
вероятность появления эффектов. Воспитания и социализации обучающихся. У
обучающихся могут быть сформированы коммуникативные, этическая, социальная,
гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от
особенностей, обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению,
с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
- осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы;
- способность к осмыслению социального
окружения и социальной роли ученика;
- самостоятельность в выполнении учебных
занятий;
- самостоятельность в выполнении поручений;
-понимание личной ответственности за свои
поступки на основе правил поведения в классе, детском
коллективе, образовательном учреждении;
- стремление к безопасному поведению в природе и
обществе;
- входить и выходить из учебного помещения со
2.
Регулятивные базовые
звонком;
учебные действия
- ориентироваться в пространстве класса, (зала,
учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного
поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями
(инструментами, спортивным инвентарем);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс,
другие необходимые помещения;
1.
Личностные
учебные действия
базовые
3.
Познавательные
базовые учебные действия
4.
Коммуникативные
базовые учебные действия
-принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
активно
участвовать
в
деятельности,
контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и результаты с
заданными
образцами,
принимать
оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
- выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов;
устанавливать
видо-родовые
отношения
предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами –
заместителями;
- читать;
- писать;
- наблюдать; работать с информацией ( понимать
изображение,
текст,
устное
высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу,
предьявленные на бумажных, электронных и других
носителях) под руководством с помощью учителя.
- вступать в контакт и работать в коллективе
(учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс,
учитель – класс);
- использовать принятые ритуалы взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с
учетом поведения других участников спорной
ситуации.
Содержание программы
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жёсткой полусухой кистью (4 ч.)
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный
силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по
бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,
заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой
или колючей поверхности.
Рисование пальчиками (3ч.)
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет,
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,
салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчики наносит точки,
пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы
пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой (4ч.)
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт, Материалы:
широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого
формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку всю кисть или
окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой
и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются
салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги (3ч.)
Средства выразительности: фактура, объём.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в
блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет
мягкой. Затем, скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького
(ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек
опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном (2ч.)
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушке
с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и
поролон.
Восковые мелки + акварель (3ч.)
Средство выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге.
Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся
ненакрашенным,
Монотипия предметная(3ч.)
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ
получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине
рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После
рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается
пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая
лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография с трубочкой (3ч.)
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая
ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на
лист, делая небольшое пятно капельку. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её
конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.
Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг (2ч.)
Средства выразительности: точка, фактура.
Материал: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 х
5 см).
Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о
картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или
несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Отпечатки листьев один час.
Отпечатки листьев(1ч.)
Средство выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев желательно опавшие, кисти,
Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных
цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.
Каждый раз берётся новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Картинки-отпечатки (2ч.)
Материалы: Пенопластовая форма, карандаш, краска, кисть, бумага для воды, баночка.
Способ получения: можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на
которых удобно создавать рисунок заостренным предметом оставляя углубление в этой
форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы
прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо
аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.
Рисование мыльными пузырями (3ч.)
Материалы: 1. Стакан с водой. 2. Краска. 3. Мыльный раствор.. 4Трубочка. 5. Бумага.
Способ получения: рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой
надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки на булькать много
пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно
поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
№
п/п
Учебно-тематический план работы кружка
«Золотая кисточка»
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Техника: «Рисование пальчиками», (3ч)
Рассматривают, называют цвета, рисуют, работают по инструкции учителя.
Кол-во
часов
1
2
3
Рисование «Черепашка»
Рисование осеннего дерева.
Рисование цветов.
4
5
6
Рисование «Лягушки».
Рисование «Цветы в вазе».
Рисование « Рыбки ».
7
Рисование «Слонёнок».
1
8
Рисование
зимой».
Рисование
планеты».
1
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Техника: «Рисование ладошкой».(4ч)
Делают простейшие обобщения, сравнивают, ориентируются на листе бумаги,
работают с учебными принадлежностями, организуют место
Техника: «Рисование набрызгом»
«Животные Описывают, распознают, объясняют, подтверждают.
«Космос
1
1
1
1
1
1
1
Техника: «Тычок жесткой полусухой кистью», (4ч)
«Праздничный Работают с информацией, следуют предложенному плану и работают
Рисование
салют».
Рисование «Кошки».
Рисование «Букет в вазе».
Рисование «Снеговик».
1
Скатывание
из
«Кленовый лист».
Скатывание
из
«Яблоко».
Скатывание
из
«Мухомор».
1
Техника: «Скатывание бумаги», (3ч)
бумаги Овладевают техникой и способами аппликации, Умеют пользоваться шаблоном,
принимают цели и включаются в деятельность
бумаги
бумаги
Рисование медведя.
Рисование «Чебурашка».
1
1
1
1
1
Техника: «Оттиск поролоном», (2ч)
Слушают инструкцию учителя, различают предметы по форме и цвету, обращаются
за помощью и принимают помощь
Техника: «Восковые мелки + акварель», (3ч)
1
1
Дата
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Рисование
«Овощи
на Контролируют и оценивают свои действия и действия одноклассников
грядке».
Рисование «Зима».
Рисование
«Ёлочная
игрушка на ветке»
Техника: «Монотипия предметная»
Рисование «Бабочка»
Обосновывают свой выбор в речевых и наглядных формах, Перечисляют этапы
работы
Рисование «Яблоко»
Рисование
«Осенний
пейзаж»
Техника: «Кляксография с трубочкой», (3ч)
Рисование «Цветы».
Составляют рассказы по картинкам, Слушают ответы одноклассников.
Рисование
«Сказочное
животное».
Рисование
«Необычное
растение».
Техника: «Рисование на пене для бритья», (2ч)
Рисование «Растительный
Описывают в речевой форме местоположение предмета, Выделяют признаки
узор»
сходство и различие двух объектов.
Рисование «Птицы павлина»
Техника: «Картинки – отпечатки», (2ч)
Отпечатки яблоком.
Сравнивают предметы, ориентируясь на заданные признаки.
Отпечатки листочком.
Техника: «Рисование мыльными пузырями», (2ч)
Рисование «Мороженое».
Наблюдают, рассматривают, делают простейшее обобщение.
Рисование
«Цветы.
Одуванчик».
Рисование
«Воздушный
шар».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Формы подведения итогов
Выставка детских рисунков.
Материально – техническое обеспечение
1. Технические средства обучения: ноутбук.
2. Наглядный материал: образцы работ (в электронном виде), способы выполнения
работ (в электронном виде), гуаш – 11шт.; жесткая кисть – 11шт.; одноразовые миски –
11шт.; листы бумаги формата А4; кисточки мягкие – 11шт; восковые мелки – 11шт.;
акварельные краски – 11шт; засушенные листья деревьев; баночки для воды
(непроливайки); жидкое мыло; трубочки коктейльные; зубные щетки – 11шт; полотенца
бумажные; влажные салфетки; поролоновая губка – 11 шт.
Список литературы
1. «Рисунки, спрятанные в пальчиках», Н.В, Дубровская «детство-пресс» 2003.
2. «Яркие ладошки» Н.В, Дубровская «детство-пресс» 2004
3. А.В Предит «Мы красим целый свет…» (программа внеурочной деятельности).
4. Иванова О.Л, Васильева И.И, Как понять детский рисунок и развить творческие
способности ребенка, – СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
5. Калинина Т.В, Первые успехи в рисовании, Большой лес, – СПб.: Речь,
Образовательные проекты; М.: Сфера,2009.
6. Рузанова Ю.В, Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной
деятельности, – М.: Сфера,2010.
7. Фатеева А.А., рисуем без кисточки, – Ярославль: Академия развития, 2006, – 96с.