Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Природоведение» для учащихся 6 класса разработана на
основе примерной Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8
вида. В основу курса положена Программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений 8 вида: 5-9кл. («Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014г. Составители:
В.В.Воронкова, Л.В.Клытюк, Т.В.Шевырева.)
Ссоставлена с учётом требований ФГОС образования детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
на
основании
Федеральной
адаптированной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об
утверждении
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы»
18.01.2023.), АООП ОО.
Нормативно-правовое
обеспечение
данной
программы
соответствует
действующему
законодательству РФ и локальным актам образовательной организации.
Природоведение – интегрированный естественно – научный курс, который сочетает в себе
элементы биологии, географии и других естественных наук.
Курс
«Природоведения»
ставит
своей
целью:
подготовить
учащихся
к
усвоению
систематических биологических и географических знаний, развить интерес к изучению природы,
и применить практические сведения в своей повседневной жизни.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
•
Сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
•
Демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
•
Формирование специальных и обще учебных умений и навыков;
• Воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранной работы;
•
Воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и коррегируются
наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать,
сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи и
зависимости).
Для минимального уровня развития учебный материал преподносится в более упрощённом
варианте, предполагается неоднократное повторение, использование индивидуальных карточек,
наглядного материала, индивидуальная помощь учителя. На основе результатов мониторинга,
определяются пути дальнейшей работы, направленные на положительную динамику усвоения
знаний и умений.
Задачи, поставленные на предстоящий учебный год, реализуется на уроках с помощью
увлекательного материала, применения разнообразных форм, методов и технологий
в
проведении урока. В основном, используются традиционные методы: словесные - рассказ,
объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; наглядные - наблюдение, демонстрация;
практические – работа с географической картой, картинами, схемами. Занятия проводятся в
классно-урочной форме.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные
связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир,
ИЗО, чтение, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным
курсом (чтение, русский язык).
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению
предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии,
наблюдения, дидактические игры, информационные и здоровье сберегающие технологии,
игровые технологии. Опираясь на личный опыт учащихся, позволяет использовать в реальной
жизни знания, полученные на уроках. Большое количество экскурсий, наблюдений за
изучаемыми предметами и явлениями в естественных условиях, способствуют более прочному
формированию природоведческих представлений и понятий у учащихся.
Учет психолого-педагогических особенностей учащихся.
Значительная неоднородность состава обучающихся школы для обучающихся с ОВЗ является
её специфической особенностью. По возможностям обучения умственно отсталые обучающиеся
делятся на группы.
I группу (достаточный
уровень
усвоения) составляют
ученики, наиболее успешно
овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими,
как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при
выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт,
выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о
сознательном усвоении этими обучающимися программного материала. Им доступен некоторый
уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют
на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная
активизирующая помощь взрослого.
Обучающиеся II группы (минимальный уровень усвоения) также достаточно успешно
обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем
ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо
запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в
состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они
нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в
новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы,
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения
своих действий у обучающихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с
меньшей степенью обобщенности.
Программный материал построен с учетом индивидуальных психолого- педагогических
особенностей учащихся и предусматривает разную степень усвоения программного материала:
минимальный и достаточный. В связи с некоторыми особенностями усвоения учебного материала
у обучающихся, объем предлагаемых заданий на уроке, при выполнении снижен у Даши Б., Насти
В., Влада М. Несмотря на трудности усвоения материала, эти обучающиеся в основном не теряют
приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания,
однако
каждое
несколько
измененное
задание
воспринимается
ими
как
новое.
Это
свидетельствует о низкой способности обучающихся данной группы обобщать, из суммы
полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Проверка знаний учащихся проводится в форме тестирования, проверочных работ.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание». Для
изучения предмета отводится:
Класс
6
Часов в
неделю
2 часа в
неделю
Год
68 часов
Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования —
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным
опытом:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социальноговзаимодействия;
6)
спосо
бность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
8)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
9)
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Состав базовых учебных действий
Коммуникативные -вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
учебные действия: взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач;
-использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные.
-умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
-средства для решения различных коммуникативных задач;
-умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
-умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания,
необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром.
Регулятивные
-принимать и сохранять цели и задачи, осуществлять коллективный поиск
учебные действия: средств их осуществления;
-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
-осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность;
-умение принимать и сохранять учебную задачу; умение в сотрудничестве с
учителем ставить новые учебные задачи;
-умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и
умственной форме;
умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные
-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временноучебные действия: пространственную организацию;
-использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями;
-применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета и для решения познавательных и практических задач;
-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
-умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета; умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации
об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
-умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
-умение строить сообщения в устной и письменной форме;
-умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах и связях;
умение обобщать, т, е. осуществлять генерализацию и выведение общности
для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения
сущностной связи; умение устанавливать аналогии.
Содержание учебного предмета
Краткая характеристика содержания учебного предмета.
Программа по природоведению в 6 классе состоит из трех разделов:
"Растительный мир", "Животный мир", "Человек". При изучении растительного и
животного мира Земли углубляются систематизируются знания, полученные в 5 классе.
Приводятся простейшие классификации растений и животных. Здесь необходимо обратить
внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных,
показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого,
необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны
представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени
должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При
знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует
обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру,
бережное отношение к объектам природы, умение видеть ее красоту.
Раздел "Человек" включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни,
предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарногигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой
природе, полученные в курсе "Природоведение".
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира,
показать единство материального мира, познать свою родину как часть планеты Земля.
Тематическое планирование 6 класс (68 ч)
№
Тема
Дата
Колво
часов
1
Живая
природа:
растения,
животные,
человек
1
2
Разнообразие
растительног
о мира
1
3
Среда
обитания
растений
1
Тип урока
Целевая установка
Основные
понятия
Планируемые предметные результаты
(в соответствии с ФГОС)
Минимальные
Достаточные
Введение (1 ч)
Вводный урок Формирование
Живая
Узнавание объектов
представлений о
природа.
живой природы на
предметах и
Признаки.
иллюстрациях и
явлениях живой
Единство
фотографиях, отнесение
природы, умения
живой и
объектов живой или
дифференцировать
неживой
неживой природе.
живую и неживую
природы.
Называние изученных
природу
Природа и
объектов.
человек
Растительный мир Земли (17 ч)
Урок
Формирование
Растения.
Узнавание растений на
изучения
представлений о
Разнообразие иллюстрациях и
новых знаний многообразии
растений.
фотографиях, называние
растительного мира
Дикорастущи изученных объектов;
еи
представление о значении
культурные
растений
растения.
Значение
растений
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
среде обитания
растений и
многообразии
растительного мира
Многообразие
растений.
Растения леса
(деревья,
травянистые
растения).
Растения луга
(травы:
клевер,
васильки,
лютики).
Растения
водоемов
Узнавание растений леса,
водоемов, садов, огородов
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
отнесение растений к
разным группам (растения
леса, водоемов, садов,
огородов)
Выделение существенных
признаков объектов живой
природы, отнесение объектов
к живой или к неживой
природе, установление
взаимосвязей между живой и
неживой природой
Называние представителей
растительного мира,
выделение признаков
дикорастущих и культурных
растений, отнесение
растений к разным группам
на основании этих
признаков; представление о
значении растений их роли в
окружающем мире
Знать места произрастания
растений,
узнавать
и
называть 2–3 представителя
растений
леса,
луга,
водоемов,
полей,
садов,
огородов
4
Строение
растений
1
Комб. урок
Формирование
представлений о
частях растений и их
функциях
5
Деревья,
кустарники,
травы
1
Комбинированный
урок
Закрепление,
уточнение и
расширение
представлений о
деревьях,
кустарниках, травах
6
Лиственные
деревья
1
Комбинированный
урок
Закрепление,
уточнение и
расширение
представлений о
лиственных
деревьях,
формирование
представления о
видах лиственных
деревьев
(камыш,
рогоз,
кувшинки).
Растения
полей, садов,
огородов
(пшеница,
рожь, овощи,
фрукты)
Растение.
Части
растения:
цветок,
стебель, лист,
корень.
Внешний вид.
Значение
Деревья,
кустарники,
травы.
Внешний вид.
Признаки
Деревья.
Признаки
лиственных
деревьев.
Листопад.
Лиственные
деревья
(береза, липа,
осина, клен,
яблоня,
Узнавание частей
растений на иллюстрациях
и фотографиях, называние
изученных объектов,
иметь представление о
назначении органов
растений
Узнавать и называть части
растений и показывать их на
натуральных объектах,
картинах, схемах, знать
функции частей растений и
их значений для растения
Узнавание
деревьев,
кустарников, трав
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
отнесение растений к
разным
группам
–
деревьям,
кустарникам,
травам,
называние
представителей
разных
групп растений
Узнавание лиственных
растений на иллюстрациях
и фотогрфиях, называние
изученных объектов,
отнесение растений к
изучаемой группе,
называние лиственных
дикорастущих и
культурных деревьев (по 2
представителя)
Знать классификацию
растений и признаки разных
групп, отнесение растений к
разным группам на
основании основных
признаков
Знать классификацию
растений, знать признаки
лиственных растений,
отнесение растений к
лиственным на основании
основных признаков.
Называть представителей
лиственных дикорастущих и
культурных растений (по 3–4
представителя). Отнесение
груша).
Дикорастущи
еи
культурные
лиственные
деревья
Закрепление,
Признаки
уточнение и
хвойных
расширение
деревьев.
представлений о
Хвойные
лиственных деревьях деревья (ель,
сосна,
лиственница).
Использовани
е человеком.
Хвойный лес.
Тайга
7
Хвойные
деревья
1
Комбинирова
нный урок
8
Дикорастущ
ие
кустарники
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
дикорастущих
кустарниках
9
Культурные
кустарники
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
культурных
кустарниках
Кустарники.
Признаки.
Дикорастущи
еи
культурные
кустарники.
Орешник.
Дикорастуща
я малина.
Боярышник.
Внешний вид.
Использовани
е человеком
Кустарники.
Признаки.
Культурные
кустарники.
Сирень.
Смородина.
Внешний вид.
лиственных растений к
разным группам с учетом
различных оснований для
классификации (лиственное,
дикорастущее, культурное)
Узнавание хвойных
растений на иллюстрациях
и фотографиях, называние
изученных объектов,
отнесение растений к
изучаемой группе,
называние хвойных
деревьев (по 2
представителя)
Знать классификацию
растений, признаки
кустарников. Узнавание
дикорастущих
кустарников на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
отнесение растений к
изучаемой группе,
называние дикорастущих
кустарников
(2 представителя)
Знать
классификацию
растений,
признаки
кустарников. Узнавание
культурных кустарников
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
Знать признаки хвойных
растений, отнесение
растений к хвойным на
основании основных
признаков. Называть
представителей хвойных
растений (3 представителя).
Отнесение хвойных растений
к разным группам с учетом
различных оснований для
классификации (хвойное,
дикорастущее)
Узнавать и называть
дикорастущие кустарники
(не менее 3), выделять
существенные признаки
дикорастущих кустарников,
относить изученные
растения к различным
группам
(кустарники, дикорастущие
кустарники) с учетом
оснований для
классификации
Узнавать и называть
культурные кустарники
(не менее 3) , выделять
существенные признаки
культурных кустарников,
относить изученные
растения к различным
Использовани
е человеком
10
Травы
1
Комбинирова
нный урок
Закрепление,
уточнение и
расширение
представлений о
травах.
Формирование
представлений о
дикорастущих и
культурных травах
11
Декоративн
ые растения
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
декоративных
растениях
отнесение растений к
изучаемой
группе,
называние
культурных
кустарников
(2–3
представителя),
представление о значении
культурных кустарников
Травы.
Узнавать и называть
Признаки.
дикорастущие и
Однолетние и культурные травы (не
многолетние
менее 5), относить
растения.
изученные растения к
Дикорастущи различным группам
е
и (травы дикорастущие и
культурные
культурные) с учетом
травы.
оснований для
Одуванчик.
классификации
Подорожник.
Ромашка.
Укроп.
Петрушка.
Внешний вид.
Использовани
е человеком
культурных
растений
Декоративные Узнавание декоративных
растения.
растений на
Признаки
иллюстрациях и
декоративных фотографиях, называние
растений
изученных объектов (2–3),
сада.
отнесение растений к
Цветоводство. изучаемой группе,
Цветы: астры, называние декоративных
анютины
растений,
глазки,
представление о значении
пионы,
лекарственных растений
флоксы,
группам
(кустарники, культурные
кустарники) с учетом
оснований для
классификации
Знать классификацию
растений, признаки трав.
Узнавание дикорастущих и
культурных трав на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
отнесение трав к изучаемой
группе, называние
дикорастущих и культурных
трав
(подорожник, ромашка,
укроп, петрушка)
Узнавать и называть
декоративные растения
(не менее 5), выделять
существенные признаки
декоративных растений.
12
Лекарственные
растения
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
лекарственных
растениях и
правилах их
использования
13
Комнатные
растения.
Уход за
комнатным
и
растениями
1
Комбинированный
урок
Закрепление,
уточнение и
расширение
представлений о
комнатных
растениях,
формирование
умения ухаживать за
комнатными
растениями
гвоздики,
розы.
Внешний вид.
Декоративные
деревья и
кустарники:
клен, сирень,
жасмин.
Внешний вид.
Значение
Дикорастущи
е
и
культурные
растения.
Травы.
Кустарники.
Деревья.
Лекарственны
е
растения.
Подорожник,
крапива,
шиповник,
алоэ.
Лечебные
свойства.
Правила
использовани
я
Комнатные
растения.
Признаки.
Значения для
человека.
Общие
правила
ухода.
Разнообразие
комнатных
Узнавание лекарственных
растений
(ромашка,
шиповник, календула) на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
отнесение растений к
изучаемой
группе,
называние лекарственных
растений, представление о
значении лекарственных
растений
Узнавать и называть
лекарственные растения (не
менее 4), относить
изученные растения к
различным группам
(дикорастущие и
культурные) с учетом
оснований для
классификации
Узнавание комнатных
растений на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
представление о значении
комнатных
растений,
отнесение
отдельных
растений
к
группе
комнатных
растений,
Узнавать и называть
комнатные растения,
относить изученные
растения к комнатным на
основании сходных
признаков, осуществлять
деятельность по уходу за
комнатными растениями
растений
выполнение действий по
уходу за растениями под
контролем учителя
Формирование
Разнообразие Узнавание герани,
представлений о
комнатных
бегонии, фиалки,
многообразии
растений.
традесканции на
комнатных растений, Герань.
иллюстрациях и
формирование
Бегония.
фотографиях, называние
умение ухаживать за Фиалка.
изученных объектов,
комнатными
Традесканция выполнение действий по
растениями
.
Внешний уходу за растениями под
вид
контролем учителя
14
Комнатные
растения:
герань,
бегония,
фиалка,
традесканци
я
1
Комбинирова
нный урок
15
Растительн
ый мир
разных
районов
Земли
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
разнообразии
растительного мира
Земли, о
зависимости
внешнего вида
растений от среды
обитания
16
Растения
нашей
страны
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
многообразии
растительного мира
России
Разнообразие
растительного
мира.
Зависимость
растительного
мира
от
солнечного
тепла. Районы
с холодным
климатом,
умеренным
климатом,
жарким
климатом.
Типичные
растения
Разнообразие
растений.
Типичные
представител
и
растительного
мира. Тундра
(мхи,
Узнавать и называть
изученные комнатные
растения, выделять
существенные признаки
комнатных растений,
называть сходные по
внешним признакам
объекты, известные из
других источников,
объяснять свое решение
Узнавать и называть
изученные растения (по 1–
2 растения), выделять
существенные признаки
растений холодного и
жаркого районов Земли,
называть сходные по
внешним признакам
объекты, известные из
других источников,
объяснять свое решение,
иметь представления о
взаимосвязях внешнего
вида растения и места
обитания
Узнавание растений разных
районов Земли –(холодных
районов, с умеренным
климатом, жарких районов)
на иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
отнесение изученных
растений к разным группам
по месту произрастания,
называние растений,
произрастающих в районах с
умеренным климатом
Узнавание и называние
различных
районов
нашей страны (тундра,
леса, степь, пустыня) на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
называние
растений,
Узнавать и называть
изученные растения (по 2–3
растения), выделять
существенные признаки
растений разных районов
России, называть растения,
произрастающие в России,
известные из других
17
Растения
своей
местности:
дикорастущ
ие и
культурные.
Красная
книга
России и
своей
области
(края).
1
Комбинированный
урок
Закрепить знания о
растительном мире
России. Обобщить
знания о растениях
своей местности,
формировать
представления о
растительном мире
своего края.
Формирование
представлений о
необходимости
охраны природы
(растительного
мира), знакомство с
Красной книгой
лишайники).
Леса (ель,
сосна, береза,
дуб). Степь
(ковыль,
тюльпан).
Полупустыни,
пустыни
(полынь,
песчаная
акация,
саксаул).
Зависимость
растительного
мира от
солнечного
тепла и
количества
осадков.
Охрана
природы
Типичные
растения
своей
местности.
Культурные
растения.
Дикорастущи
е растения.
Значение
растений для
жизни
человека.
Правила
поведения в
природе.
Охрана
растений.
произрастающих в нашей источников, иметь
стране
представления о
взаимосвязях внешнего вида
растения и места обитания
Узнавание растения своей
местности
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
отнесение
изученных
растений
к
разным
группам,
называние
растений своей местности.
Узнавание
растений
Красной книги (ландыш,
колокольчик, кувшинка)
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
называние растений из
Красной книги своей
Называть растения,
произрастающих в своей
местности, отнесение
растений своей местности к
различным классификациям
(деревья, кустарники, травы;
дикорастущие, культурные;
декоративные. Называние
растений, включенные в
Красную книгу России,
известные из других
источников, знать и
соблюдать правила
безопасного поведения в
природе, выполнять
доступные возрасту
природоохранительные
Красная
книга.
Растения,
занесенные в
Красную
книгу (лесной
ландыш,
купальница,
колокольчик,
кувшинка).
Заповедники
18
Контрольна
я работа за
1 четверть
1
19
Разнообрази
е животного
мира
1
Урок
изучения
новых знаний
20
Среда
обитания
животных
1
Комбинированный
урок
Проверка уровня
усвоения
программного
материала
Животный мир (34 ч)
Формирование
Животные.
представлений о
Разнообразие
многообразии
животных.
животного мира
Различие
животных по
внешнему
виду, местам
обитания,
размерам,
образу жизни,
строению
тела
Формирование
Животные
представлений о
суши
(леса,
среде обитания
луга,
поля,
животных и
горы). Птицы.
многообразии
Животные
животного мира
водоемов
местности, представление действия
о
значении Красной книги
Узнавание животных на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
животных
Называние представителей
животного мира, выделение
признаков животных.
Отнесение животных к
разным группам в
зависимости от
классификации
(размер, способ
передвижения, питание,
места обитания, выведение
потомства)
Узнавание
животных
суши, водоемов и птиц на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
отнесение животных к
разным
группам
(животные
суши,
водоемы, птицы)
Узнавание и называние
представителей животного
мира, обитающих на суше, в
воздухе, почве, водоемах;
называние животных,
известных из других
источников, объяснение
своего решения
21
Животные:
насекомые,
рыбы,
земноводны
е,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитаю
-щие
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
многообразии
животного мира на
основе имеющихся у
школьников знаний
Разнообразие
животного
мира. Группы
животных:
насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающ
иеся, птицы,
млекопитающ
ие. Признаки.
Среда
обитания
Насекомые.
Признаки.
Внешний вид.
Места
обитания.
Значение.
Узнавание насекомых,
рыб, земноводных,
пресмыкающихся, птиц,
млекопитающих на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
отнесение животных к
разным группам
Узнавание и называние
представителей животного
мира, отнесение животных к
разным группам с учетом
основных признаков,
выделение существенных
признаков разных групп
животных
22
Насекомые
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
многообразии
насекомых
Узнавание насекомых на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
представление о значении
насекомых в природе
Узнавание и называние
насекомых, выделение
существенных признаков
насекомых
23
Бабочки,
стрекозы,
жуки
1
Комбинированный
урок
Уточнение и
расширение
представлений о
бабочках, стрекозах,
жуках
Жуки.
Бабочки.
Стрекозы.
Внешний вид.
Образ жизни.
Значение
Узнавание
жуков,
бабочек,
стрекоз
на
иллюстрациях
и
фотографиях, отнесение
жуков, бабочек, стрекоз к
изученной
группе
животных,
называние
изученных
объектов,
представление о значении
жуков, бабочек, стрекоз в
природе
Уточнение и
расширение
представлений о
кузнечиках,
муравьях, пчелах
Кузнечики.
Пчелы.
Муравьи.
Внешний вид.
Образ жизни.
Значение
Узнавание
кузнечиков,
пчел,
муравьев
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
отнесение к изученной
Узнавание и называние
представителей насекомых
(жуки, бабочки, стрекозы) в
натуральном виде,
естественных условиях,
картинах; выделение
существенных признаков
насекомых, наличие
представлений о
взаимосвязях между
изученными объектами и их
местом в окружающем мире
Узнавание и называние
насекомых (кузнечики,
пчелы, муравьи) в
натуральном виде,
естественных условиях,
картинах; выделение
24
Кузнечики,
муравьи,
пчелы
1
Комбинированный
урок
группе
животных,
представление о значении
кузнечиков,
пчел,
муравьев в природе
существенных признаков
насекомых, знание и
соблюдение правил
безопасного поведения в
природе
Узнавание и называние рыб,
выделение существенных
признаков рыб, наличие
представлений о
взаимосвязях между
изученными объектами
(рыбами) и их местом в
окружающем мире
Узнавание и называние рыб
морских и речных (не менее
6) в натуральном виде,
естественных условиях,
картинах; выделение
существенных признаков
морских и речных рыб,
наличие представлений о
взаимосвязях между
изученными объектами и их
местом в окружающем мире;
отнесение рыб к различным
группам с учетом различных
оснований для
классификации
(пресноводные, морские,
хищные)
Узнавание и называние
земноводных, выделение
существенных признаков
земноводных – жаб и
лягушек; наличие
представлений о
взаимосвязях между
25
Рыбы
1
Комбинированный
урок
Уточнение и
расширение
представлений о
рыбах
Рыбы.
Строение.
Признаки.
Места
обитания.
Значение рыб
Узнавание рыб на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
представление о значении
рыб в природе
26
Морские и
речные
рыбы
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
морских и речных
рыбах
Пресноводны
е и морские
рыбы.
Морские
рыбы: сельдь,
треска,
камбала,
лосось.
Пресноводны
е
рыбы:
карась, окунь,
сом,
щука.
Охрана рыб
Узнавание морских и
пресноводных рыб
(сельдь, камбала, лосось,
сом, щука) на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
отнесение сельди, трески,
камбалы, лосося, карася,
окуня, сома, щуки к
изученной группе
животных, представление.
Отнесение изученных рыб
к морским и
пресноводным
27
Земноводны
е. Лягушки.
Жабы
1
Комбинирова
нный урок
Формирование
представлений о
земноводных
животных на
примере жабы и
лягушки
Земноводные.
Признаки.
Лягушки.
Жабы.
Внешний вид.
Образ жизни.
Питание.
Узнавание земноводных –
лягушек и жаб – на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
отнесение лягушек и жаб
к изученной группе
Размножение
28
Пресмыкаю
-щиеся.
Змеи,
ящерицы,
крокодилы
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
пресмыкающих-ся
животных на
примере змей,
ящериц, крокодилов
Пресмыкающ
иеся.
Признаки.
Змеи,
ящерицы,
крокодилы.
Внешний вид.
Образ жизни.
Питание.
Размножение
29
Птицы
1
Комбинированный
урок
Уточнение и
расширение
представлений о
птицах
Птицы.
Внешний вид.
Признаки.
Перелетные
птицы.
Зимующие
птицы. Места
обитания.
Значение
птиц
30
Ласточки,
скворцы,
снегири,
орлы
1
Комбинирова
нный урок
Формирование
представлений о
многообразии птиц.
Формирование
представлений о
ласточках, скворцах,
Ласточки,
скворцы,
снегири,
орлы.
Внешний вид.
Образ жизни.
животных, представление
о значении жаб и лягушек
в природе
Узнавание
пресмыкающихся – змей,
ящериц, крокодилов на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
отнесение змей, ящериц,
крокодилов к изученной
группе
животных,
представление о значении
пресмыкающихся
в
природе
Узнавание птиц на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
называние птиц,
представление о значении
птиц в природе
Узнавание птиц: ласточек,
скворцов, снегирей, орлов
на иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
отнесение ласточек,
изученными животными и их
местом в окружающем мире
Выделение существенных
признаков пресмыкающихся,
выделение существенных
признаков змей, ящериц,
крокодилов; наличие
представлений о
взаимосвязях между
изученными объектами и их
местом в окружающем мире
Узнавание и называние птиц
(ворона, синица, воробей,
голубь, утка), выделение
существенных признаков
птиц, наличие представлений
о взаимосвязях между
птицами и их местом в
окружающем мире,
называние птиц из тех,
которые были изучены на
уроках, или известных из
других источников,
отнесение птиц к различным
группам с учетом различных
оснований для
классификации (перелетные
и зимующие)
Узнавание и называние птиц
(ласточки, скворцы, снегири,
орлы), выделение
существенных признаков
птиц, наличие представлений
о взаимосвязях между
снегирях, орлах
Питание
скворцов, снегирей, орлов
к изученной группе
животных, представление.
Отнесение изученных
птиц к перелетным или
зимующим
31
Лебеди,
журавли,
чайки
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
многообразии птиц.
Формирование
представлений о
лебедях, журавлях,
чайках
Лебеди,
журавли,
чайки.
Внешний вид.
Образ жизни.
Питание
Узнавание птиц (лебеди,
журавли,
чайки)
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
отнесение
лебедей,
журавлей,
чаек
к
изученной
группе
животных, представление.
Отнесение
изученных
птиц к перелетным или
зимующим
32
Птицы
своего края.
Охрана
птиц
1
Комбинированный
урок
Расширение и
уточнение знаний о
птицах своей
местности
Типичные
птицы своего
края. Охрана
птиц
Узнавание птиц на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
называние птиц,
обитающих в своей
местности
птицами и их местом в
окружающем мире,
отнесение птиц к различным
группам с учетом различных
оснований для
классификации (перелетные
– зимующие, хищные)
Узнавание и называние птиц
(лебеди, журавли, чайки),
выделение существенных
признаков птиц, наличие
представлений о
взаимосвязях между
внешним видом и образом
жизни птиц и их средой
обитания, отнесение птиц к
различным группам с учетом
различных оснований для
классификаций (перелетные
– зимующие,
водоплавающие), называние
морских, речных птиц, птиц,
живущих около водоемов,
известных из других
источников
Называние птиц, обитающих
в своей местности,
выделение существенных
признаков птиц, наличие
представлений о
взаимосвязях между птицами
и их местом в окружающем
мире, отнесение птиц,
обитающих в своей
местности, к различным
группам с учетом различных
оснований для
классификации (перелетные
33
Контрольна
я работа за
2 четверть
1
34
Млекопитающие суши
1
Урок
изучения
новых знаний
35
Млекопита
ющие морей
и океанов
1
Комбинирова
нный урок
Проверка уровня
усвоения
программного
материала
Формирование
понятия
«млекопитающие» на основе
уточнения и
расширения
имеющихся
представлений.
Формирование
представлений о
млекопитающих
суши на основе
имеющихся знаний
Формирование
представлений о
млекопитающих
морей и океанов
–зимующие,
водоплавающие), знание и
соблюдение правил
безопасного поведения в
природе, выполнение
доступных возрасту
природоохранительных
действий
Млекопитаю
щие.
Признаки.
Внешний вид.
Детеныши.
Травоядные,
всеядные,
хищники.
Среда
обитания
(суша и вода)
Млекопитаю
щие.
Животные
лесов, степей,
пустынь
Морские
животные.
Признаки.
Внешний вид.
Киты.
Тюлени.
Дельфины
Узнавание
млекопитающих на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
называние
млекопитающих,
отнесение
млекопитающих к разным
группам, представление о
значении млекопитающих
в природе
Узнавание и называние
млекопитающих в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделение
существенных признаков
млекопитающих, наличие
представлений о
взаимосвязях между
млекопитающими и их
местом в окружающем мире
(обитающие в воде и на
суше, хищные, травоядные,
всеядные)
Узнавание
млекопитающих морей и
океанов
(китов,
дельфинов)
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
называние
млекопитающих морей и
океанов
Узнавание и называние
млекопитающих морей и
океанов (киты, тюлени,
дельфины) в натуральном
виде в естественных
условиях и на картинах,
наличие представлений о
взаимосвязях между
млекопитающими морей и
океанов (внешний вид, образ
36
Домашние
животные в
городе и
деревне
1
Комбинированный
урок
Расширение и
уточнение
представлений о
домашних животных
Домашние
животные
(звери
птицы).
Признаки
домашних
животных.
Узнавание домашних
животных на
и иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
называние домашних
животных, отнесение
домашних животных к
разным группам (птицы,
млекопитающие) ,
представление о значении
домашних животных
37
Сельскохоз
яйственные
животные:
лошади
1
Комбинированный
урок
Расширение и
уточнение
представлений о
лошадях.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственных животных
Животноводс
тво
Лошади.
Жеребята.
Внешний вид.
Питание.
Использовани
е человеком
38
Сельскохозяйственны
е животные:
1
Комбинированный
урок
Расширение и
уточнение
представлений о
Животноводс Узнавание коров на
тво. Коровы. иллюстрациях и
Внешний вид. фотографиях, называние
Узнавание лошадей на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
отнесение лошадей к
домашним животным,
представление о значении
лошадей
жизни) и их местом в
окружающем мире,
называние млекопитающих
морей и океанов из тех,
которые были изучены на
уроках, или известных из
других источников,
объяснение своего выбора
Узнавание и называние
домашних животных в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделение
существенных признаков
домашних животных,
называние домашних
животных из тех, которые
были изучены на уроках или
известных из других
источников, объяснение
своего выбора
Узнавание и называние
лошадей в натуральном виде
в естественных условиях и
на картинах, выделение
существенных признаков
лошадей, отнесение лошадей
к разным группам с учетом
различных оснований для
классификации (перевозка
грузов, спортивные
соревнования, цирк,
полиция).
Формирование готовности к
самостоятельной жизни
Узнавание и называние
коров в натуральном виде в
естественных условиях и на
коровы
39
Сельскохозяйственны
е животные:
козы, овцы,
свиньи
1
Комбинированный
урок
40
Домашние
птицы:
куры, утки,
индюки
1
Комбинированный
урок
41
Уход за
животными
в живом
уголке или
дома
1
Комбинированный
урок
коровах.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственных животных
Питание.
Использовани
е человеком.
Уход
и
содержание
изученных объектов,
отнесение коров к
домашним животным,
представление о значении
коров
Расширение и
уточнение
представлений о
козах, овцах,
свиньях.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственн
ых животных
Расширение и
уточнение
представлений о
курах, утках,
индюках.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственн
ых птицах
Животноводс
тво. Свиньи,
козы, овцы,
бараны.
Внешний вид.
Использовани
е человеком.
Уход
и
содержание.
Птицеводство
.
Птицы.
Куры, утки,
индюки.
Внешний вид.
Использовани
е человеком.
Уход
и
содержание
Узнавание и называние
коз, овец, баранов на
иллюстрациях и
фотографиях, отнесение
коз, овец, баранов к
домашним животным,
представление о значении
коз, овец, баранов
Формирование
представлений о
«живом уголке»,
правилах ухода за
животными в
«живом уголке»
«Живой
уголок».
Общие
правила ухода
за животными
в
«живом
Узнавание
животных
«живого
уголка»
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
знакомство с правилами
Узнавание
кур,
уток,
индюков на иллюстрациях
и фотографиях, называние
изученных
объектов,
отнесение
кур,
уток,
индюков
к домашним
птицам, представление о
значении
кур,
уток,
индюков
картинах, выделение
существенных признаков
коров, отнесение коров к
определенным группам
животных с учетом
различных оснований для
классификации
(млекопитающие, домашние,
сельскохозяйственные
животные)
Узнавание и называние коз,
овец, свиней в натуральном
виде в естественных
условиях и на картинах,
выделение существенных
признаков изученных
животных
Узнавание и называние
домашних птиц (кур, уток,
индюков) в натуральном
виде в естественных
условиях и на картинах,
выделение существенных
признаков изученных
животных, отнесение
домашних птиц к
определенным группам с
учетом различных оснований
для классификаций (птицы,
домашние, водоплавающие)
Узнавание и называние
животных «живого уголка» в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, отнесение
животных «живого уголка» к
уголке»
дома
42
Аквариумн
ые рыбки
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений об
аквариумных рыбах
на основе
имеющихся знаний
43
Канарейки.
попугаи
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
декоративных и
певчих птицах на
основе имеющихся
знаний
44
Морские
1
Комбини-
Формирование
или выполнения несложных
действий по уходу за
«живым уголком» под
руководством
учителя,
представление о значении
«живого уголка»
Рыбы.
Аквариум.
Разнообразие
аквариумных
рыбок. Гуппи.
Золотые
рыбки.
Внешний вид.
Правила
содержания и
ухода
за
аквариумным
и рыбками.
Птицы.
Разнообразие
певчих
и
декоративных
птиц.
Канарейки.
Волнистые
попугайчики.
Внешний вид.
Правила
содержания и
ухода
дома
или в «живом
уголке»
Узнавание аквариумных
рыбки на иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
знакомство с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
аквариумными рыбками
под руководством учителя
Морские
Узнавание
Узнавание
певчих
и
декоративных птиц на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
называние
известных
учащимся
певчих
и
декоративных
птиц,
знакомство с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
певчими и декоративными
птицами
под
руководством учителя
определенным группам
(птицы, рыбы,
млекопитающие,
пресмыкающиеся), знание о
правилах по уходу за
«живым уголком»,
выполнение доступных
возрасту действий по уходу
Узнавание и называние
аквариумных рыбок (гуппи,
золотые рыбки) в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделение
существенных признаков
аквариумных рыбок, знание
правил ухода и содержания
за авариумным рыбами.
Узнавание и называние
певчих и декоративных птиц
(канарейки, попугаи) в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделение
существенных признаков
певчих и декоративных птиц
называние певчих и
декоративных птиц, которые
были изучены на уроке и
известны школьникам из
других источников, знание,
правил ухода и их
содержания за певчими и
декоративными птицами
морских Узнавание и называние
свинки,
хомяки,
черепахи
45
Домашние
кошки.
Собаки
1
46
Контрольна
я работа за
3 четверть
1
47
Животные
холодных
районов
Земли
1
рованный
урок
представлений о
морских свинках,
хомяках и черепахах
Комбинированный
урок
Расширение и
уточнение
представлений о
домашних кошках,
собаках.
Комбинированный
урок
Проверка уровня
усвоения
программного
материала
Расширение
представлений о
многообразии
животного мира.
Формирование
представлений о
животных холодных
районов,
зависимости
внешнего вида и
образа жизни
животных от среды
обитания
свинки,
хомячки,
черепахи.
Внешний вид.
Правила
ухода
свинок, хомячков, черепах
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
знакомство с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
морскими
свинками,
хомячками,
черепахами
под руководством учителя
Кошки.
Выделение существенных
Собаки.
признаков кошек, собак
Разнообразие, отнесение к
внешний вид. определенным группам
Правила
(млекопитающие,
ухода
и домашние животные,
длинношерстные,
содержания
животных в короткошерстные)
доме
знание правил ухода и их
содержания
животных в натуральном
виде в естественных
условиях и на картинах,
выделение существенных
признаков морских свинок,
хомячков, черепах, знание
правил ухода за морскими
свинками, черепахами,
хомяками и их содержания
Холодные
районы.
Животные
холодных
районов.
Внешний вид.
Образ жизни.
Животные
суши.
Морские
животные.
Птицы. Белые
медведи,
тюлени,
Узнавание и называние
животных холодных районов
Земли (белые медведи,
тюлени, моржи, северные
олени, песцы, пингвины) в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделение
существенных признаков
животных холодных районов
Земли, наличие
представлений о
взаимосвязях между
внешним видом животных,
Узнавание
животных
холодных районов Земли
(белые медведи, тюлени,
моржи, северные олени,
песцы,
пингвины)
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
отнесение
животных
холодных районов Земли
к
разным
группам
животных:
млекопитающие, птицы
Узнавание кошек и собак на
иллюстрациях и
фотографиях, отнесение их к
группе домашних животных,
знакомство с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за под
руководством учителя,
представление о значении
этих животных в доме
моржи,
северные
олени, песцы.
Морские
птицы.
Пингвины
48
Животные
умеренного
пояса
1
Комбинированный
урок
Расширение
представлений о
многообразии
животного мира.
Формирование
представлений о
животных
умеренного пояса,
зависимости
внешнего вида и
образа жизни
Умеренный
пояс.
Животные
лесов.
Животные
степей.
Травоядные.
Хищники.
Пресмыкающ
иеся
Узнавание
животных
умеренного пояса Земли
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
отнесение
животных
умеренных районов Земли
к
разным
группам
животных:
млекопитающие, птицы
49
Животные
жарких
районов
Земли
1
Комбинирова
нный урок
Расширение
представлений о
многообразии
животного мира.
Формирование
представлений о
животных жаркого
пояса, зависимости
внешнего вида и
образа жизни
Жаркие
районы.
Животные
жарких
районов.
Львы, слоны,
кенгуру,
жирафы
Узнавание животных
жаркого пояса Земли на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
отнесение животных
жарких районов Земли к
разным группам
животных:
млекопитающие, птицы
их образом жизни и средой
обитания, отнесение
изученных животных к
определенным группам
животных – млекопитающие,
птицы, млекопитающие
суши, млекопитающие морей
и океанов
Узнавание и называние
животных умеренных
районов Земли (не менее 5) в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделение
существенных признаков
животных умеренного пояса
Земли, наличие
представлений о
взаимосвязях между
внешним видом животных,
их образом жизни и средой
обитания, отнесение
изученных животных к
определенным группам
животных – млекопитающие,
пресмыкающиеся, птицы.
Травоядные. Хищники.
Узнавание и называние
животных жарких районов
Земли (лев, слон, кенгуру,
жираф) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделение
существенных признаков
животных жарких районов
Земли, наличие
представлений о
взаимосвязях между
50
Животный
мир нашей
страны
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
многообразии
животного мира
России
51
Охрана
животных.
Заповедник
и. Красная
книга
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
необходимости
охраны природы (
животного мира),
Разнообразие
животного
мира.
Арктика
(белый
медведь,
тюлень).
Тундра
(северный
олень, песец).
Леса
(медведь,
волк, лиса).
Степи,
пустыни,
полупустыни
(змеи,
верблюд).
Горы (серна,
орел).
Взаимосвязь
образа жизни
и природных
условий.
Охрана
природы
Значение
животных в
природе.
Охрана
животных.
Узнавание
животных
различных районов нашей
страны (тундры, лесов,
степей, пустынь, гор) на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
называние
животных,
обитающих
в
нашей
стране,
отнесение
животных
России
к
разным группам (птицы,
млекопитающие)
Узнавание животных
Красной книги (тигр,
соболь, зубр, пеликан) на
иллюстрациях и
внешним видом животных,
их образом жизни и средой
обитания, отнесение
изученных животных к
определенным группам
животных – травоядные,
хищники
Узнавать и называть
животных разных районов
нашей страны (по 2–3
животных), выделять
существенные признаки
животных разных районов
России, называть животных,
обитающих в России,
известных из других
источников, иметь
представления о
взаимосвязях внешнего вида
животного и места обитания,
отнесение животных к
разным группам на
основании различных
признаков ( ресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие;
хищные, травоядные)
Узнавать и называть
животных, включенных в
Красную книгу России, знать
и соблюдать правила
безопасного поведения в
России
52
Животные
вашей
местности.
Красная
книга
области
(края)
знакомство с
Красной книгой
1
Комбинированный
урок или
экскурсия в
зависимости от
местных
условий
Закрепить знания о
растительном мире
России. Обобщить
знания о животных
своей местности,
формировать
представления о
животном мире
своего края
Красная
книга.
Заповедники.
Заказники.
Зоопарки
Типичные
животные
своей
местности.
Млекопитаю
щие. Птицы.
Охрана
животных.
Животные
Красной
книги
фотографиях, называние
изученных объектов,
представление о
значении Красной книги
природе
Узнавание
животных
своей
местности
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называние
изученных
объектов,
отнесение
животных
своей местности к разным
группам
животных
(птицы, млекопитающие)
Называть животных,
обитающих в своей
местности, отнесение
животных своей местности к
различным классификациям
(млекопитающие, птицы,
рыбы; хищные, травоядные)
Узнавание частей тела на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
узнавание и называние
органов человека (сердце,
легкие, желудок,
кишечник, печень, почки,
органы чувств) на
иллюстрациях и схемах
тела человека
Представление
об
организме,
системах
органов и их значении в
организме
Называние частей тела и
органов человека (сердце,
легкие, желудок, кишечник,
печень, почки, органы
чувств)
Человек (13 ч)
53
Как устроен
наш
организм
1
Урок получения новых
знаний
Расширение и
уточнение
представлений о
строении тела
человека.
Формирование
представлений об
организме человека
54
Как
работает
наш
организм
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
внутренних органах
и их взаимодействии
Строение тела
человека.
Туловище.
Верхние и
нижние
конечности.
Голова.
Внутренние
органы.
Органы
чувств
Организм.
Органы.
Системы
органов:
пищеваритель
ная система,
дыхательная
система,
Наличие представлений о
взаимосвязях между
органами организма
человека, знание названий
систем органов
55
Здоровый
образ жизни
человека
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
здоровом образе
жизни
56
Осанка
1
Комбинированный
урок
Уточнение и
расширение
представлений о
правильной осанке
кровеносная
система,
выделительна
я система,
нервная
система.
Согласованна
я работа
организма.
Здоровый
образ жизни.
Правила
здорового
образа жизни:
соблюдение
чистоты,
правильное
питание,
чередование
работы и
отдыха,
закаливание,
занятие
спортом,
отсутствие
вредных
привычек.
Осанка.
Отрицательно
е
влияние
плохой
осанки
на
здоровье
человека.
Профилактик
а нарушения
осанки:
зарядка,
Знание и соблюдение
правил здорового образа
жизни, понимание его
значения
в
жизни
человека,
выполнение
несложных заданий (под
контролем взрослого)
Знание и соблюдение правил
здорового образа жизни,
совершение действий по
соблюдению санитарногигиенических норм
Узнавание правильной
осанки на иллюстрациях и
фотографиях.
Знание и соблюдение
правил здорового жизни,
понимание его значения в
жизни
человека,
выполнение
несложных
заданий (под контролем
взрослого)
Представление о влиянии
осанки на здоровье человека,
Знание и соблюдение правил
здорового образа жизни,
совершение действий по
соблюдению санитарногигиенических норм
57
Органы
чувств
1
Комбинированный
урок
Расширение и
уточнение
представлений об
органах чувств
58
Правила
гигиены и
охрана
органов
чувств
1
Комбинированный
урок
Формирование
знаний о правилах
гигиены органов
чувств
59
Здоровое
питание
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
здоровом питании.
расширение и
уточнение знаний о
продуктах питания
правильная
посадка,
равномерное
распределени
е тяжестей
при их
переносе.
Зрение. Слух.
Обоняние.
Осязание.
Вкус. Органы
чувств. Глаза.
Уши. Нос.
Кожа.
Значение
Правила
гигиены
органов
зрения.
Правила
гигиены
органов
слуха.
Правила
гигиены
органов
вкуса,
осязания
Пища.
Продукты
животного и
растительного
происхожден
ия. Белки,
Узнавание органов чувств
(глаз, ушей, носа, языка)
на
иллюстрациях
и
схемах,
называние
изученных
органов,
представление о значении
органов чувств
Узнавать и называть
изученные органы (глаза,
уши, нос, кожа, язык),
показывать их на рисунках,
схемах, макетах.
Отнесение зрения, слуха,
осязания, вкуса к органам
чувств, представление о
взаимосвязи органов чувств
в организме и их значении
Соблюдение режима дня,
правил личной гигиены и
здорового образа жизни,
понимание их значения в
жизни человека. Знание и
соблюдение
правил
здорового образа жизни,
понимание его значения в
жизни
человека,
выполнение
несложных
заданий (под контролем
взрослого)
Знание и соблюдение правил
здорового образа жизни,
совершение действий по
соблюдению санитарногигиенических норм
Соблюдение режима дня,
правил личной гигиены и
здорового образа жизни,
понимание их значения в
жизни человека
Узнавать и называть
продукты животного и
растительного
происхождения, выделять их
признаки, относить
продукты к
жиры,
углеводы.
Витамины.
Значение.
Режим
питания
Органы
дыхания. Нос.
Легкие.
Воздух.
Кислород.
Гигиена
дыхания.
Вред курения
60
Дыхание.
Органы
дыхания.
Правила
гигиены
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений об
органах дыхания и
правилах гигиены
органов дыхания
61
Оказание
первой
медицинско
й помощи
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
первой помощи и
правилах ее оказания
Первая
помощь.
Оказание
помощи при
порезах,
царапинах,
ушибах,
обморожении,
ожогах
62
Профилакти
ка
простудных
заболеваний
Обращение
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
простудных
заболеваниях и
мерах, принимаемых
Простуда.
Правила
гигиены.
Доврачебная
помощь.
Узнавание и называние
органов дыхания (нос,
легкие) на иллюстрациях
и схемах, представление о
значении органов чувств.
Знание и соблюдение
правил здорового образа
жизни, понимание его
значения
в
жизни
человека,
соблюдение
правил личной гигиены.
Знание и соблюдение
правил здорового образа
жизни, понимание его
значения в жизни
человека, соблюдение
правил безопасного
поведения в природе и
обществе (под контролем
взрослого), выполнение
несложных заданий по
первой доврачебной
помощи (под контролем
взрослого)
Знание и соблюдение
правил здорового образа
жизни, правил личной
гигиены, понимание их
значения в жизни
соответствующим группам.
Знание и соблюдение правил
здорового образа питания,
совершение действий по
соблюдению санитарногигиенических норм
Узнавать и называть
изученные органы (нос,
легкие), показывать их на
рисунках, схемах, макетах.
Отнесение носа, легких к
органам дыхания,
представление о взаимосвязи
органов в организме и их
значении. Знание и
соблюдение правил
здорового образа жизни,
совершение действий по
соблюдению санитарногигиенических норм
Знание и соблюдение правил
безопасного поведения.
Выполнение доступных
возрасту мер первой
доврачебной помощи
Знание и соблюдение правил
поведения при простудных
заболеваниях, знание и
соблюдение правил
профилактики простудных
за
медицинско
й помощью
63
Специализа
ция врачей
1
Комбинирова
нный урок
64
Медицинск
ие
учреждения
нашего
города
1
Комбинированный
урок и/или
экскурсии в
медици-нский
кабинет
школы, в
аптеку, в
поликлинику
65
Подготовка
к годовой
контрольно
й работе
Контрольная
работа за год
1
Урок повторение
66
67
Неживая
природа
Обращение к
врачу.
Профилактик
а простудных
заболеваний
человека, выполнение
несложных заданий по
оказанию первой
доврачебной помощи (под
контролем взрослого)
заболеваний, совершение
действий по соблюдению
санитарно-гигиенических
норм
Выполнение доступных
возрасту мер первой
доврачебной помощи
Называть специализацию
врачей (педиатр, терапевт,
Лор, окулист), соотносить
заболевания внутренних
органов и специализацию
врача
Формирование
представлений о
специализации
врачей и
необходимости при
заболевании
обращаться к врачу
Уточнение и
расширение
представлений о
медицинских
учреждениях своего
города и их
специализации
Поликлиника.
Врачи.
Педиатр.
Терапевт.
Лор. Окулист.
Медсестра.
Пациенты
Медицинские
учреждения.
Поликлиника.
Детская
поликлиника.
Взрослая
поликлиника.
Правила
поведения в
поликлинике.
Бюллетень.
Диспансер.
Аптека
Узнавание врачей на
иллюстрациях,
фотографиях, называние
специализации врачей
Знать
медицинские
учреждения
своего
города, знать правила
поведения в медицинских
учреждениях
Знать медицинские
учреждения своего города,
знать правила поведения в
медицинских учреждениях
Природа.
Неживая
природа.
Узнавание и называние
изученных предметов на
иллюстрациях,
Узнавание и называние
изученных предметов
неживой природы на
Проверка уровня
усвоения программного материала
1
1
для профилактики и
лечения
Обобщающий урок
Обобщение и
закрепление
представлений о
68
Живая
природа
1
Обобщающий урок
предметах и
явлениях неживой
природы
Признаки
неживой
природы.
Планета
Земля.
Солнечная
система.
Вода. Воздух.
Полезные
ископаемые.
Почва. Связь
живой и
неживой
природы
Обобщение и
закрепление
представлений о
живой природе,
умения
дифференциро-вать
живую и неживую
природу
Природа.
Живая
природа.
Признаки.
Растения.
Животные.
Организм
человека.
Правила
гигиены.
Связь живой
и неживой
природы
фотографиях, отнесение
изученных предметов к
определенным группам
(вода, воздух, полезные
ископаемые, почва),
называние предметов,
относящихся к почве,
полезным ископаемым,
свойства воды или
воздуха, знание
элементарных правил
безопасного поведения в
природе, представление о
значении неживой
природы в жизни человека
Узнавание и называние
изученных объектов на
иллюстрациях,
фотографиях, отнесение
изученных объектов к
определенным группам
растения, животные,
организм человека),
называние объектов,
относящихся к растениям,
животным, организму
человека, знание
элементарных правил
безопасного поведения в
природе, знание правил
соблюдения режима дня,
личной гигиены, здорового
образа жизни;
представление о значении
живой природы
картинах, схемах и в
натуральном виде, отнесение
предметов неживой природы
к разным группам вода,
воздух, полезные
ископаемые, почва),
выделение существенных
признаков каждой группы.
Наличие представлений о
взаимосвязях между
неживой и живой природой.
Знание и соблюдение правил
безопасного поведения в
природе
Узнавание и называние
изученных объектов живой
природы на картинах, схемах
и в натуральном виде,
отнесение объектов живой
природы к разным группам
(растения (деревья,
кустарники, травы; хвойные,
лиственные; декоративные);
животные (насекомые, рыбы,
пресмыкающиеся,
земноводные,
млекопитающие); организм
человека), выделение
существенных признаков
разных групп растений и
животных. Представление о
взаимосвязях между
неживой и живой природой.
Знание и соблюдение правил
безопасного поведения в
природе и действий по
соблюдению санитарно-
гигиенических норм
Материально – техническое обеспечение:
- Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы «Природоведение» 6 класс М.
«Просвещение» 2021 г. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.
- Рабочая тетрадь «Неживая природа». А.И. Никишов. Москва «Просвещение» 2009 г.
-Методические рекомендации к учебнику «Природоведение» 5 - 6 классы для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М. Просвещение. 2017 г. Т.М.Лифанова,
Е.Н.Соломина.
- Пособие для учащихся 5-7 классов «Тайны природы»
- Дидактический материал «Окружающий мир. Птицы»
- И.Д. Зверев. «Человек. Организм и его здоровье»
- В.М. Пакулова, Н.В. Иванова «Природа. Неживая и живая»
- А.Ф. Ковалева, Н.С. Филатова. «Методика зоологии»
-В.Н. Федорова, В.Н. Беляева «Методика ботаники»
-В.М. Константинов, В.Г. Бабенко «Биология. Животные»
Ресурсное обеспечение:
Слайды: «Человек и его здоровье»
Географическая карта России
Таблицы (плакаты):
Черемуха
Береза
Липа
Осторожно, ядовитые грибы
Осиново-березовые леса
Осторожно, ядовитые растения
Смешанный лес
Перелетные плицы
Птицы на кормушке
Зимующие птицы
Лето
Весна
Наглядные пособия:
Коллекция образцов древесины
Муляжи оврага
Муляжи холма
Коллекция полезных ископаемых
Коллекция минералов и горных пород
Основные виды промышленного сырья
Таблицы
Классификация удобрений (5,6 кл.)
Комнатные растения (5,6, кл.)
Ядовитые растения (5,6,кл.)
Декоративные растения (5,6 кл.)
Размножение растений (5,6 кл.)
Сорные растения (5,6 кл.)
Растения теневыносливые (5,6 кл.)
Грибы (5,6 кл.)
Грибы съедобные (5,6 кл.)
Полевые культуры (5,6 кл.)
Части растения (5,6, кл.)
Деревья, кустарники, травы (5,6 кл.)
Зерновые культуры (5,6 кл.)