Рабочая программа по предмету математика для 1 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа является адаптированной для обучения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым
обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа по предмету «Математика» составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями); Примерной программы «Математика 1 класс»
комплекта примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 класса по отдельным
учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) издательства «Просвещение», Москва, в соответствии
с действующим законодательством и локальными актами образовательной организации.
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой
категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессиональнотрудовыми навыками.
Исходя из основной цели обучения математике обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФАООП (вариант 1) определяет
следующие задачи:
•

формирование

доступных

обучающимся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для
решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных
задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту
задач;
•

коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств,

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами
математики с учетом их индивидуальных возможностей;
•

формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,

настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений
планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и
самоконтроль.
При организации учебного процесса учитываются психолого-педагогические
особенности учащихся.

1 группа обучающихся (Коля Б., Матвей К., Аня И.) в целом правильно выполняют
предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении
программного материала. Поэтому при индивидуальной работе им оказывается
минимальная помощь.
2 группа обучающихся (Максим Н., Ярослав П.) – характеризуется более
замедленным темпом продвижения. Даётся меньший объём задания, оказывается помощь
при выполнении задания, применяются приёмы стимулирования и повышения мотивации.
Основные формы работы с обучающимися
Основной формой работы по предмету «Математика» является урок.
Формы

организации

познавательной

деятельности

обучающихся:

индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Методы и приемы: дидактические игры, тренировочные упражнения, беседа,
опрос, выполнение практических, индивидуальных заданий, устный счет.
Аттестация обучающихся проводится в течение учебного год как результат
освоения образовательной программы.
Формы текущей и итоговой аттестации: устный опрос, письменные задания.
Текущий и итоговый контроль успеваемости безотметочный, используется
только качественная оценка. На этом этапе обучения центральным результатом является
появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является
способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и
контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с
учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью результатов
базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Технологии

обучения:

коррекционно-развивающие,

здоровьесберегающие,

информационно-коммуникационные, игровые, личностно-ориентированные; технологии
разноуровневого и дифференцированного обучения.
Межпредметные связи
Программа «Математика» неразрывно связана со следующими учебными
предметами: «Мир природы и человека», «Рисование», «Ручной труд».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Математика» является одним из важнейшего предмета, так как от его
усвоения зависит успешность обучения учащихся с легкой степенью умственной
отсталости (интеллектуальными нарушениями) на протяжении всех школьных лет, а в

дальнейшем позволяет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной
жизни, занять адекватное социальное положение в современном обществе. Первый этап
обучения даёт учащимся возможность овладения первоначальными математическими
навыками, предусмотренными программой, знакомит обучающихся данной категории с
универсальными математическими способами познания мира, формирует элементарные
математические знания, раскрывает связь математики с окружающей действительностью и
другими школьными предметами, позволяет расширить личностную заинтересованность в
получении математических знаний.
Математика, как и другие предметы, предусмотренные программой, способствует
подготовке к самостоятельной жизни в современном обществе, т.е. является стартовой
площадкой всей школьной премудрости формирования представления, о себе как
гражданине России.
Содержание курса математики в первом дополнительном (I') классе представлено
разделами

«Нумерация»,

«Единицы

измерения»,

«Арифметические

действия»,

«Арифметические задачи», «Геометрический материал».
При изучении учебного материала применяется множество различных методов и
приёмов, например, практические действия с предметами, демонстрация, наблюдение,
беседа, работа с учебником, самостоятельная работа, сравнение, и др. Для того, чтобы
пробудить интерес к математике, к количественным изменениям множеств и чисел,
измерению величин на уроках предусмотрено использование дидактических игр, игровых
приёмов, занимательных упражнений, создание увлекательных ситуаций. Одной из задач
обучения математике является формирование и развитие математической речи учащихся.
Поэтому на уроках используются словесные методы обучения: хоровое, индивидуальное
комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. Особое
внимание уделяется обогащению речи учащихся специальными математическими
терминами, выражениями.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс

1

Год

Количество часов

3 часа в неделю

99 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ФАООП в предметной области «Математика» предполагает достижение
ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты:
•

умение соблюдать правила поведения на уроке математики при организации

отдельных видов образовательной деятельности;
•

положительное отношение к изучению математики, желание выполнить

учебное задание хорошо (правильно);
•

умение отвечать на вопросы учителя, поддержать диалог с учителем и

сверстниками на уроке математики;
•

доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся, желание

оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
•

умение выполнять под руководством учителя учебные действия в

практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической
операции;
•

умение проговаривать вслух последовательность производимых действий,

опираясь на вопросы учителя;
•

начальные навыки работы с учебником математики: нахождение на странице

учебника задания, указанного учителем; использование иллюстраций, содержащихся в
учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с предметами
или выполнения задания в тетради;
•

понимание

записей

с

использованием

математической

символики,

содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать и
использовать для выполнения практических упражнений (с помощью учителя);
•

умение с помощью учителя отразить в собственной речи предметные

отношения с использованием математической терминологии (на основе анализа реальных
предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций);
•

умение отразить в записи с использованием математической символики

предметные отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их
иллюстраций);
•

умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в

соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;
•

умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;

•

умение с помощью учителя рассказать о пошаговом выполнении учебного

действия с использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном
действии);
•

оценка результатов своих действий по выполнению учебного задания

(правильно – неправильно) и действий одноклассников, производимая совместно с
учителем;
начальные умения использования математических знаний при ориентировке

•

в ближайшем социальном и предметном окружении;
начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании

•

и доступных видах хозяйственно-бытового труда;
отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном

•

отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным
для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на
конец обучения в 1 классе:

•

Минимальный уровень
знание (понимание в речи

•

Достаточный уровень
знание и использование в

учителя) слов, определяющих величину,

собственной речи слов, определяющих

размер,

величину, размер, форму предметов, их

форму предметов,

их

массу,

количественные

отношения

количественные отношения предметных

массу,

совокупностей, положение предметов в

предметных совокупностей, положение

пространстве, на плоскости; умение с

предметов в пространстве, на плоскости;

помощью учителя сравнивать предметы по

умение сравнивать предметы по величине,

величине, форме, количеству, определять с

форме, количеству; определять положение

помощью учителя положение предметов в

предметов в пространстве и на плоскости;

пространстве, на плоскости и перемещать

перемещать

их в указанное положение; знание частей

положение (с помощью учителя); умение с

суток,

помощью

учителя

элементарной временной терминологии

уменьшать

количество

(сегодня, завтра, вчера, рано, поздно);

совокупности,

•

понимание

в

знание

речи

учителя

количественных

сыпучего

предметы

в

указанное

увеличивать

объемах

вещества;

предметов

и
в

жидкостей,

установление

и

числительных в пределах 10, умение

называние с помощью учителя порядка

записать

следования

числа

с

помощью

цифр,

предметов;

порядка

их

знание

частей

откладывание чисел в пределах 10 с

суток,

следования,

использованием счетного материала (с

использование элементарной временной

помощью учителя);

терминологии (сегодня, завтра, вчера,
в

рано, поздно) в собственной речи при

пределах 10 в прямом порядке; месте

описании событий окружающей жизни (с

каждого числа в числовом ряду в пределах

помощью учителя);

знание

•

числового

ряда

10 (с помощью учителя);

•

знание

количественных,

помощью

порядковых числительных в пределах 10;

учителя счета предметов в пределах 10,

умение записать числа с помощью цифр;

обозначение числом количества предметов

откладывание чисел в пределах 10 с

в совокупности;

использованием счетного материала;

осуществление

•

с

•

выполнение сравнения чисел в

•

знание

числового

ряда

в

пределах 10 с опорой на установление

пределах 10 в прямом и обратном порядке;

взаимно

месте каждого числа в числовом ряду в

однозначного

соответствия

предметных совокупностей или их частей

пределах 10 (с помощью учителя);

(с помощью учителя);

•

умение с помощью учителя

•

разложить числа 2-10 на две части (два
числа)

с

опорой

на

пределах

осуществление
10;

счета

обозначение

в

числом

количества предметов в совокупности;

предметно-

•

выполнение сравнения чисел

практические действия с предметными

в пределах 10, в том числе с опорой на

совокупностями;

установление

•

умение с помощью учителя

назвать, записать и прочитать единицы

•

однозначного

соответствия предметных совокупностей
или их частей;

измерения (меры) стоимости (1 р., 1 к.),
длины (1 см);

взаимно

•

знание состава чисел 2-10 из

двух частей (чисел) (с помощью учителя);

узнавание монет (1 р., 2 р., 5 р.,

•

умение назвать, записать и

10 р., 10 к.), называние их достоинства;

прочитать единицы измерения (меры)

осуществление с помощью учителя замены

стоимости (1 р., 1 к.), длины (1 см), массы

и размена монет в пределах 10 р.;

(1 кг), емкости (1 л), времени (1 сут., 1

•

знание количества и названий

суток в неделе; умение с помощью учителя
воспроизвести порядок дней недели;
•

знание

названий

арифметических действий сложения и
вычитания, знаков действий («+» и «-»);
составление числового выражения (2 + 1 =

нед.);
•

узнавание монет, называние

их достоинства; осуществление замены и
размена монет в пределах 10 р.;
•

знание

названий,

порядка

дней недели, количества суток в неделе.
•

знание

названий

3, 3 – 1 = 2) на основе соотнесения с

арифметических действий сложения и

предметно-практической

вычитания, знаков действий («+» и «-»);

деятельностью

(ситуацией);

составление числового выражения (2 + 1 =

выполнение

•

сложения

и

3, 3 – 1 = 2) на основе соотнесения с

вычитания чисел в пределах 5; выполнение

предметно-практической

сложения и вычитания чисел в пределах 10

(ситуацией);

с

опорой

на

предметно-практические

деятельностью

выполнение

•

сложения

и

действия с предметными совокупностями с

вычитания чисел в пределах 10 с опорой на

помощью учителя;

предметно-практические

выделение с помощью учителя

•
в

арифметической

требования
помощью

задаче

(вопроса);

с

учителя решения задач на

с

предметными совокупностями;

условия,

выполнение

действия

выделение

•

с

помощью

учителя в арифметической задаче условия,
требования

(вопроса);

условии

практическом плане на основе действий с

выполнение решения задач на нахождение

предметными совокупностями;

суммы, разности (остатка) в практическом

различение

учителя

плоскостных

с

помощью

(круг,

квадрат,

числовых

в

нахождение суммы, разности (остатка) в

•

задачи

выделение

данных;

плане на основе действий с предметными
совокупностями

и

с

помощью

и

иллюстрирования; составление с помощью

объемных (шар, куб, брус) геометрических

учителя задач на нахождение суммы,

фигур;

разности (остатка) по предложенному

треугольник,

прямоугольник,

определение

предметов

формы

путем

плоскостными

овал)

знакомых

соотнесения
и

с

объемными

знание

•
(круг,

геометрическими фигурами;
•

сюжету с использованием иллюстраций;

названий

линий

различение

плоскостных

квадрат,

треугольник,

прямоугольник, овал) и объемных (шар,

(прямая, кривая, отрезок), умение их

куб,

различать с помощью учителя; построение

определение формы предметов путем

с

соотнесения с плоскостными и объемными

помощью

(произвольной),

учителя
отрезка

прямой
с

линии

помощью

линейки; измерение с помощью учителя

брус)

геометрических

фигур;

геометрическими фигурами;
•

знание

линий

(прямая,

длины отрезка в сантиметрах, с записью

кривая, отрезок), умение их различать;

числа, полученного при измерении (с

построение прямой линии (произвольной;

помощью учителя);

проходящей

•
построение
треугольника,
квадрата, прямоугольника по заданным

отрезка с помощью линейки; измерение с

через

одну,

две

точки),

точкам (вершинам) с помощью учителя.

помощью

учителя

сантиметрах,

с

длины

отрезка

записью

в

числа,

полученного при измерении; построение
отрезка заданной длины (с помощью
учителя);
построение

•

треугольника,

квадрата, прямоугольника по заданным
точкам (вершинам).

СОСТАВ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают,
с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных
действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые
учебные действия

• осознанию ребенком таких социальных ролей, как
ученик, член семьи, одноклассник, друг;
• умению ориентироваться в ближайшем социальном
окружении;
• готовности к принятию соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
• положительному

отношению

к

окружающей

действительности и готовности взаимодействия с ней.
Регулятивные
базовые учебные
действия

• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
• слушать

указания

и

инструкции

учителя

по

выполнению учебного задания, следовать им при организации
практической деятельности (с помощью учителя);
• умение выполнять под руководством учителя учебные
действия в практическом плане, на основе пошаговой
инструкции по выполнению математической операции;

• проговаривать

вслух

последовательность

производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
• умение с помощью учителя соотносить свои действия и
их результаты с заданными образцами выполнения учебного
задания;
• прислушиваться к мнению учителя, сверстников и
корригировать в соответствии с этим свои действия при
выполнении учебного задания (с помощью учителя);
• принимать

оказываемую

помощь

в

выполнении

учебного задания; умение составить с помощью учителя и
высказать

фразу

с

использованием

математической

терминологии.
Познавательные
базовые учебные
действия

• выделять

некоторые

существенные,

общие

и

отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
• устанавливать видо-родовые отношения предметов;
• делать

простейшие

обобщения,

сравнивать,

классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться

знаками,

символами,

предметами-

заместителями; наблюдать под руководством взрослого за
предметами и явлениями окружающей действительности;
• работать с несложной по содержанию и структуре
информацией (понимать устное высказывание, иллюстрацию,
элементарное схематическое изображение, предъявленных на
бумажных и электронных носителях).
Коммуникативные
базовые учебные
действия

• соблюдать

правила

общения

с

учителем

и

сверстниками;
• умение вслушиваться в слова учителя и сверстников,
повторять их;
• воспринимать обращение учителя и реагировать на
него;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
• отвечать на вопросы учителя (на доступном уровне);
• начальные навыки сотрудничества (конструктивного
взаимодействия) с учителем и сверстниками (с помощью

учителя) на уроках математики;
• доброжелательно относиться к учителю и сверстникам.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Нумерация
Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел 6, 7, 8, 9. Число и цифра
0. Образование, название, запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток.
Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми
группами по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества,
числительного, цифры. Счет в заданных пределах.
Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение
следующего числа путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем
отсчитывания 1 от числа.
Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно
однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление
отношения: равно, больше, меньше.
Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух
частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде
двух составных частей.
Нумерация чисел в пределах 20: образование, название, запись чисел 11-20;
десятичный состав чисел 11-20; числовой ряд в пределах 20; получение следующего числа
в пределах 20 путем присчитывания 1 к числу; получение предыдущего числа в пределах
20 путем отсчитывания 1 от числа; счет предметов в пределах 20; однозначные, двузначные
числа.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 10 р.,
10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах
10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства.
Единица измерения (мера) длины – сантиметр (1 см). Измерение длины предметов
с помощью модели сантиметра. Прибор для измерения длины – линейка. Измерение длины
предметов с помощью линейки.
Единица измерения (мера) массы – килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы
– весы.
Единица измерения (мера) емкости – литр (1 л). Определение емкости предметов в
литрах.

Единицы измерения (меры) времени – сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение:
неделя – семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели.
Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой.
Арифметические действия
Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 10
на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания.
Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат
вычитания (5 – 5 = 0).
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий
сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка) в пределах 10.
Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету,
готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.
Геометрический материал
Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в
различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через
одну точку, две точки.
Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в сантиметрах).
Построение отрезка заданной длины. Овал: распознавание, называние.
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам
(вершинам).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 ч в неделю, 99 ч в год
№

Кол-во
часов

Дата

Название раздела

Название темы

Характеристика деятельности учащихся

Первый десяток (48 ч)

1.

1

Нумерация.
Единицы измерения и
их соотношения.

Числовой ряд в пределах
5.

Сравнивают числа в пределах 5.

2.

1

Единицы измерения и
их соотношения.

Счет предметов в
пределах 5.

Изучают состав чисел в пределах 5.

3.

1

Единицы измерения и
их соотношения.

Монеты достоинством 1
р., 2 р., 5

Получают 2 р., 3 р., 4 р., 5 р. путем набора из монет.

4.

1

Арифметические
действия.

Сложение чисел в
пределах 5.

Составляют и решают арифметические задачи на нахождение
суммы в пределах 5 по предложенному сюжету.

5.

1

Арифметические
действия.

Вычитание чисел в
пределах 5.

Составляют и решают арифметические задачи на нахождение
разности (остатка) в пределах 5 по предложенному сюжету.

6.

1

7.

1

Арифметические
задачи.
Геометрический
материал.

Решение задач в пределах Составляют задачи по готовому решению.
5.
Точка, линии.
Распознают и называют: точка, линия.
Распознают и называют: линии прямые и кривые.
Моделируют прямые, кривые линии на основе практических
действий с предметами (веревка, проволока, нить и пр.)
Находят линии в иллюстрациях, определяют их вид.
Изображают кривые линии на листке бумаги.

Геометрический
материал.

Овал.

8.

1

9.

1

Нумерация.

Число и цифра 0.

10.

1

Арифметические
действия.
Нумерация.

Число и цифра 6.

11.

1

Нумерация.

Место числа 6 в числовом
ряду.

12.

1

Нумерация.

Введение понятий
«следующее число»,
«предыдущее число».

Распознают и называют: овал.
Определяют форму предметов путем соотнесения с овалом
(похожа на овал, овальная; не похожа на овал).
Дифференцируют круг и овал; дифференцируют предметы
окружающей среды по форме (похожи на круг, похожи на овал).
Находят в ближайшем окружении предметы одинаковой формы
(зеркало, поднос – похожи на овал, одинаковые по форме;
тарелка, часы – похожи на круг, одинаковые по форме и т.п.),
разной формы.
Получают нуль на основе практических действий с предметами,
в результате которых не остается ни одного предмета,
использованных для счета.
Называют, обозначают цифрой числа 0.
Обозначают ситуации отсутствия предметов, подлежащих
счету как число 0.
Сравнивают числа с числом 0.
Определяют нуль как результат вычитания (2 – 2 = 0).
Проводят практические действия с монетами, в результате
которых остается 0 рублей
Составляют примеры на основе выполненных практических
действий (4 – 4 = 0).
Знакомятся с числом и цифрой 6.
Соотносят предметные множества с цифрой 6.
Учатся начертанию цифры 6, определяют место числа в
числовом ряду.
Образовывают, называют, обозначают цифрой (запись) числа 6.
Изучают числовой ряд в пределах 6 в прямом и обратном
порядке.
Изучают счет предметов в пределах 6.
Изучают соотношение количества, числительного и цифры.
Определяют следующе числа, предыдущего числа по
отношению к данному числу с опорой на числовой ряд и без
опоры на числовой ряд.

13.

1

Арифметические
действия.

Решение примеров на
сложение с опорой на
иллюстративное
изображение состава
числа 6.

14.

1

Арифметические
действия.

15.

1

16.

1

Единицы
измерения и их
соотношения.
Арифметические
задачи.

Решение примеров на
вычитание с опорой на
иллюстративное
изображение состава
числа 6.
Монеты достоинством 1
р., 2 р., 5

17.

1

Арифметические
задачи.

18.

1

Геометрический
материал.

Решение задач в
пределах 6.

Составление и решение
арифметических задач по
краткой записи с
использованием
иллюстраций.
Построение прямой
линии через одну, две
точки.

Сравнивают числа в пределах 6.
Знакомятся с составом числа 6.
Изучают счет в заданных пределах. Счет по 2.
Изучают сложение чисел в пределах 6.
Составляют и решают примеры на сложение с опорой на
иллюстративное изображение состава числа 6.
Решают примеры на прибавление числа 3 с помощью
последовательного присчитывания по 1 (3 + 3 = 6, 3 +1 + 1 + 1 =
6)
Изучают вычитание чисел в пределах 6.
Составляют и решают примеры на вычитание с опорой на
иллюстративное изображение состава числа 6.
Решают примеры на вычитание числа 3 с помощью
последовательного отсчитывания по 1 (6 – 3 = 3, 6 – 1 – 1 – 1= 3).
Получают 6 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р.
Решают текстовые арифметические задачи на нахождение
суммы, разности (остатка) в пределах 6.
Составляют и решают арифметические задачи по
предложенному сюжету, готовому решению.
.
Составляют и решают арифметические задачи по краткой
записи с использованием иллюстраций

Знакомятся с линейкой.
Используют линейку как чертежный инструмент.
Чертят прямую линию с помощью линейки в различном
положении по отношению к краю листа бумаги.
Чертят прямую линию через одну точку, две точки.

19.

1

Нумерация.

Число и цифра 7.

20.

1

Нумерация.

Место числа 7 в числовом
ряду.

21.

1

Нумерация.

Соотношение количества,
числительного и цифры.

22.

1

Арифметические
действия.

Сложение и вычитание
чисел в пределах 7.

23.

1

Арифметические
действия.

24.

1

Единицы измерения и
их соотношения.

Решение примеров на
прибавление (вычитание)
числа 3 с помощью
последовательного
присчитывания
(отсчитывания) по 1.
Монеты достоинством 1
р., 2 р., 5

25.

1

Арифметические
задачи.

Решение задач в
пределах 7.

Решают текстовые арифметические задачи на нахождение
суммы, разности (остатка) в пределах 7.

26.

1

Арифметические
задачи.

Составление и решение
арифметических задач по
краткой записи с
использованием

Составляют и решают арифметические задачи по
предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с
использованием иллюстраций.

Знакомятся с числом и цифрой 7.
Соотносят предметные множества с цифрой 7.
Учатся начертанию цифры 7, определяют место числа в
числовом ряду.
Образовывают, называют, обозначают цифрой (запись) числа
7.
Изучают числовой ряд в пределах 7 в прямом и обратном
порядке.
Изучают счет предметов в пределах 7.
Изучают соотношение количества, числительного и цифры.
Получают следующее число путем присчитывания
(прибавления) 1 к числу.
Получают предыдущее число путем отсчитывания (вычитания) 1
от числа.
Сравнивают числа в пределах 7.
Изучают состав числа 7.
Составляют и решают примеры на сложение и вычитание с
опорой
на иллюстративное изображение состава числа 7.
Решают примеры на прибавление (вычитание) числа 3 с
помощью
последовательного присчитывания (отсчитывания) по 1 (3 + 3 = 6,
3 +1 + 1 + 1 = 6; 6 – 3 = 3, 6 – 1 – 1 – 1= 3).
Получают 7 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р.

иллюстраций.
27.

1

Единицы измерения и
их соотношения.

Сутки.

Изучают понятие о сутках как о мере времени. Краткое
обозначение суток (сут.).

28.

1

Единицы измерения и
их соотношения.

Неделя.

Изучают понятие неделя. Соотношение: неделя – семь суток.
Изучают название дней недели.
Изучают порядок дней недели.

29.

1

Геометрический
материал.

Отрезок.

30.

1

Нумерация.

Число и цифра 8.

31.

1

Нумерация.

Место числа 8 в числовом
ряду.

32.

1

Нумерация.

Соотношение
количества,
числительного и цифры

Получают отрезок на основе практических действий с
предметами (отрезание куска веревки, нити).
Получают отрезок как части прямой линии.
Распознают и называют отрезок.
Выполняют построение отрезка произвольной длины с
помощью линейки.
Сравнивают отрезки по длине «на глаз» (самый длинный, самый
короткий, длиннее, короче, одинаковой длины).
Измеряют длину отрезка с помощью мерки (длина мерки –
произвольная).
Знакомятся с числом и цифрой 8.
Соотносят предметные множества с цифрой 8.
Учатся начертанию цифры 8, определяют место числа в
числовом ряду.
Образовывают, называют, обозначают цифрой (запись) числа
8.
Изучают числовой ряд в пределах 8 в прямом и обратном
порядке.
Изучают счет предметов в пределах 8.
Изучают соотношение количества, числительного и
цифры.
Сравнивают числа в пределах 8.
Изучают состав числа 8.
Изучают счет по 2.

Арифметические
действия.
Арифметические
действия.

Сложение чисел в
пределах 8.
Вычитание чисел в
пределах 8.

Составляют и решают примеры на сложение с опорой на
иллюстративное изображение состава числа 8.
Составляют и решают примеры на вычитание с опорой на
иллюстративное изображение состава числа 8.

1

Арифметические
действия.

Знакомятся с переместительным свойством сложения, его
использование при решении примеров.

36.

1

Арифметические
задачи.

Практическое знакомство
с переместительным
свойством сложения
Решение задач в
пределах 8.

37.

1

Арифметические
задачи.

Составляют и решают арифметических задач по
предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с
использованием иллюстраций.

38.

1

39.

1

Единицы
измерения и их
соотношения.
Геометрический
материал.

Составление и решение
арифметических задач по
краткой записи с
использованием
иллюстраций.
Монеты достоинством 1
р., 2 р., 5
Построение
треугольника,
квадрата,
прямоугольника.

Выполняют
построение
треугольника,
квадрата,
прямоугольника по точкам (вершинам) с помощью линейки.

40.

1

Число и цифра 9.

Знакомятся с числом и цифрой 9.
Соотносят предметные множества с цифрой 9.
Учатся начертанию цифры 9, определяют место числа в
числовом ряду.
Образовывают, называют, обозначают цифрой (запись) числа
9.

33.

1

34.

1

35.

Нумерация.

Решают текстовых арифметических задач на нахождение суммы,
разности (остатка) в пределах 8.

Получают 8 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р., 5
р.

41.

1

Нумерация.

Место числа 9 в числовом
ряду.

Изучают числовой ряд в пределах 9 в прямом и обратном
порядке.
Изучают счет предметов в пределах 9.

42.

1

Нумерация.

Соотношение
количества,
числительного и цифры

43. 11

1

Арифметические
действия.

Сложение чисел в
пределах 9.

Изучают соотношение количества, числительного и
цифры.
Сравнивают числа в пределах 9.
Изучают состав числа 9.
Изучают счет по 2, по 3.
Составляют и решают примеры на сложение с опорой на
иллюстративное изображение состава числа 9.

44.

1

Арифметические
действия.

Вычитание чисел в
пределах 9.

Составляют и решают примеры на вычитание с опорой на
иллюстративное изображение состава числа 9.

45.

1

Арифметические
действия.

Рассматривают в практическом плане ситуации, когда
невозможно из меньшего количества предметов отнять большее
количество предметов.
Составляют примеры на вычитание на основе понимания
невозможности вычитания из меньшего числа большего числа.

46.

1

Арифметические
задачи.

Рассмотрение в
практическом плане
ситуации, когда
невозможно из меньшего
количества предметов
отнять большее
количество предметов.
Решение задач в
пределах 9.

47.

1

Арифметические
задачи.

Составление и решение
арифметических задач по
краткой записи с
использованием
иллюстраций.

Составляют и решают арифметические задачи по
предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с
использованием иллюстраций.

Решают текстовые арифметические задачи на нахождение
суммы, разности (остатка) в пределах 9.

48.

1

Единицы
измерения и их
соотношения.

Монеты достоинством 1
р., 2 р., 5

Получают 9 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р., 5
р.

49.

1

Нумерация.

Числа 1-9.

50.

1

Арифметические
действия.

Сложение и вычитание
чисел в пределах 9.

Повторяют числовой ряд в пределах 9, состав чисел в пределах
9, сравнение чисел.
Составляют и решают примеры на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изображение состава числа 9.

51.

1

Арифметические
задачи.

Решение задач в
пределах 9.

Решают текстовые арифметические задачи на нахождение
суммы, разности (остатка) в пределах 9.

52.

1

Единицы измерения и
их соотношения.

Мера длины – сантиметр.

53.

1

Геометрический
материал.

Прибор для измерения
длины – линейка.

54.

1

Нумерация.

Число 10.

Знакомятся с мерой длины – сантиметром и кратким
обозначением сантиметра (см).
Изготавливают модель сантиметра.
Измеряют длину предметов и отрезков с помощью модели
сантиметра в качестве мерки.
Измеряют длину предметов и отрезков с помощью линейки.
Записывают и читают числа, полученные при измерении
длины в сантиметрах (6 см).
Выполняют построение отрезка заданной длины.
Знакомятся с числом и цифрой 10.
Соотносят предметные множества с цифрой 10.
Учатся начертанию цифры 10, определяют место числа в
числовом ряду.
Образовывают, называют, обозначают цифрой (запись) числа
9.

55.

1

56.

Нумерация.

Место числа 10 в
числовом ряду.

Нумерация.

Сравнение чисел в
пределах 10.

Изучают числовой ряд в пределах 10 в прямом и обратном
порядке.
Изучают счет предметов в пределах 10.
Изучают состав числа 10.
Получают 1 десяток из 10 единиц на основе практических
действий с предметными совокупностями.
Сравнивают числа в пределах 10.
Изучают счет по 2, по 3.
Изготавливают модель линейки длиной 10 см с нанесением
штрихов на основе использования мерки длиной 1 см (модели
сантиметра) и записью чисел 1-10.

57.

1

Единицы измерения и
их соотношения.

Изготовление модели
линейки длиной 10 см.

58.

1

Арифметические
действия.

Сложение чисел в
пределах 10.

Составляют и решают примеры на сложение с опорой на
иллюстративное изображение состава числа 10.
Решают примеры на последовательное присчитывание по 2
единицы (4 + 2 + 2 = 8).

59.

1

Арифметические
действия.

Вычитание чисел в
пределах 10.

60.

1

Арифметические
задачи.

Решение задач в
пределах 10.

Составляют и решают примеры на вычитание с опорой на
иллюстративное изображение состава числа 10.
Решают примеры на последовательное отсчитывание по 2
единицы (8 – 2 – 2 = 4).
Составляют и решают арифметические задачи по
предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с
использованием иллюстраций.

61.

1

62.

1

Арифметические
задачи.
Геометрический
материал

Решение текстовых
арифметических задач.
Построение отрезков
заданной длины.

63.

1

Единицы измерения и
их соотношения.

Меры стоимости. Рубль
как мера стоимости.

Решают текстовые арифметические задачи на нахождение
суммы, разности (остатка) в пределах 10.
Измеряют длину отрезка с помощью линейки (модели линейки
длиной 10 см)
Выполняют построение отрезка такой же длины.
Знакомятся с кратким обозначением рубля (р.).
Знакомятся с монетой достоинством 10 р.
Читают и записывают меры стоимости: 1 р.
Читают и записывают числа, полученные при измерении

стоимости конкретных знакомых предметов одной мерой (3 р.,
10 р.).
Заменяют монеты мелкого достоинства монетой более
крупного достоинства в пределах 10 р.
Разменивают монеты крупного достоинства монетами более
мелкого достоинства (на основе оперирования монетами
рублевого достоинства).
Знакомятся с мерой стоимости – копейкой. Краткое
обозначение копейки (к.). Знакомство с монетой достоинством
10 к.
Читают и записывают меры стоимости: 1 к.
Читают и записывают числа: 10 к.
Разменивают монеты крупного достоинства монетами более
мелкого достоинства (на основе оперирования монетами
рублевого достоинства).
Знакомятся с мерой массы – килограммом, с кратким
обозначением килограмма (кг).
Читают и записывают меры массы: 1 кг.
Знакомятся с прибором для измерения массы предметов – весы.
Выполняют практические упражнения по определению массы
предметов с помощью весов и гирь.
Читают и записывают числа, полученные при измерении
массы предметов (2 кг, 5 кг).
Повторяют числовой ряд в пределах 10, состав чисел в пределах
10, сравнение чисел.

64.

1

Единицы измерения и
их соотношения.

Знакомство с мерой
стоимости – копейкой.

65.

1

Единицы измерения и
их соотношения.

Мера массы– килограмм.

66.

1

Нумерация.

Числа 1-10.

67.

1

Арифметические
действия.

Сложение чисел в
пределах 10.

Составляют и решают примеры на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изображение состава числа 10.

68.

1

Арифметические
действия.

Вычитание чисел в
пределах 10.

Решают примеры на последовательное присчитывание по 2
единицы (4 + 2 + 2 = 8).
Решают примеры на последовательное отсчитывание по 2
единицы (8 – 2 – 2 = 4).

69.

1

Арифметические
задачи.

70.

1

Нумерация.

71.

1

Нумерация.

72.

1

Арифметические
действия.

73.

1

Нумерация.

74.

1

Нумерация.

75.

1

Арифметические
действия.

Составляют и решают арифметические задачи по
предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с
использованием иллюстраций.
Решают текстовые арифметические задачи на нахождение
суммы, разности (остатка) в пределах 10.
Второй десяток (24 ч)
Число 11.
Изучают образование, название, запись числа 11.
Изучают десятичный состав числа 11.
Выполняют практические упражнения по откладыванию числа
11 с использованием счетного материала.
Место числа 11 в
Изучают числовой ряд в пределах 11 в прямом порядке.
числовом ряду.
Изучают счет предметов в пределах 11.
Сложение и вычитание на Складывают и вычитают на основе десятичного состава числа
основе десятичного
11 (10 + 1 = 11, 11 – 1 = 10), с опорой на предметно состава числа 11
практические операции.
Число 12.
Изучают образование, название, запись числа 12.
Изучают десятичный состав числа 12.
Выполняют практические упражнения по откладыванию числа
12 с использованием счетного материала.
Получают число 12 путем присчитывания 1 к предыдущему
числу. Получают предыдущее число путем отсчитывания 1 от
числа 12.
Место числа 12 в
Изучают числовой ряд в пределах 12 в прямом порядке.
числовом ряду.
Изучают счет предметов в пределах 12.
Решение задач в
пределах 10.

Сложение и вычитание на
основе десятичного
состава числа 12

Складывают в пределах 12 на основе десятичного состава чисел,
с использованием переместительного свойства сложения (10 + 2
= 12, 2 + 10 = 12);
Складывают и вычитают на основе присчитывания и
отсчитывания единицы (11 + 1 = 12, 12 – 1 = 11).

76.

1

Нумерация.

Число 13.

77.

1

Арифметические
действия.

Сложение и вычитание на
основе десятичного
состава числа 13

78.

1

Нумерация.

Число 14.

79.

1

Арифметические
действия.

Сложение и вычитание на
основе десятичного
состава числа 14

80.

1

Нумерация.

Число 15.

Изучают образование, название, запись числа 13.
Изучают десятичный состав числа 13.
Выполняют практические упражнения по откладыванию числа
13 с использованием счетного материала.
Получают число 13 путем присчитывания 1 к предыдущему
числу.
Получают предыдущее число путем отсчитывания 1 от числа
13.
Изучают числовой ряд в пределах 13 в прямом порядке.
Изучают счет предметов в пределах 13.
Складывают в пределах 13 на основе десятичного состава чисел,
с использованием переместительного свойства сложения (10 + 3
= 13, 3 + 10 = 13);
Складывают и вычитают на основе присчитывания и
отсчитывания единицы (12 + 1 = 13, 13 – 1 = 12).
Изучают образование, название, запись числа 14.
Изучают десятичный состав числа 14.
Выполняют практические упражнения по откладыванию числа
14 с использованием счетного материала.
Получают число 14 путем присчитывания 1 к предыдущему
числу.
Получают предыдущее число путем отсчитывания 1 от числа
14.
Изучают числовой ряд в пределах 14 в прямом порядке.
Изучают счет предметов в пределах 14.
Складывают в пределах 14 на основе десятичного состава чисел,
с использованием переместительного свойства сложения (10 + 4
= 14, 4 + 10 = 14);
Складывают и вычитают на основе присчитывания и
отсчитывания единицы (13 + 1 = 14, 14 – 1 = 13).
Изучают образование, название, запись числа 15.
Изучают десятичный состав числа 15.
Выполняют практические упражнения по откладыванию числа
15 с использованием счетного материала.

81.

1

Арифметические
действия.

Сложение и вычитание на
основе десятичного
состава числа 15

82.

1

Нумерация.

Число 16.

83.

1

Арифметические
действия.

Сложение и вычитание на
основе десятичного
состава числа 16

84.

1

Нумерация.

Число 17.

Получают число 15 путем присчитывания 1 к предыдущему
числу.
Получают предыдущее число путем отсчитывания 1 от числа
15.
Изучают числовой ряд в пределах 15 в прямом порядке.
Изучают счет предметов в пределах 15.
Складывают в пределах 15 на основе десятичного состава чисел,
с использованием переместительного свойства сложения (10 + 5
= 15, 5 + 10 = 15);
Складывают и вычитают на основе присчитывания и
отсчитывания единицы (14 + 1 = 15, 15 – 1 = 14).
Изучают образование, название, запись числа 16.
Изучают десятичный состав числа 16.
Выполняют практические упражнения по откладыванию числа
16 с использованием счетного материала.
Получают число 16 путем присчитывания 1 к предыдущему
числу.
Получают предыдущее число путем отсчитывания 1 от числа
16.
Изучают числовой ряд в пределах 16 в прямом порядке.
Изучают счет предметов в пределах 16.
Складывают в пределах 16 на основе десятичного состава чисел,
с использованием переместительного свойства сложения (10 + 6
= 16, 6 + 10 = 16);
Складывают и вычитают на основе присчитывания и
отсчитывания единицы (15 + 1 = 16, 16 – 1 = 15).
Изучают образование, название, запись числа 17.
Изучают десятичный состав числа 17.
Выполняют практические упражнения по откладыванию числа
17 с использованием счетного материала.
Получают число 17 путем присчитывания 1 к предыдущему
числу.
Получают предыдущее число путем отсчитывания 1 от числа
17.

Изучают числовой ряд в пределах 17 в прямом порядке.
Изучают счет предметов в пределах 17.

85.

1

Арифметические
действия.

Сложение и вычитание на
основе десятичного
состава числа 17

86.

1

Нумерация.

Число 18.

87.

1

Арифметические
действия.

Сложение и вычитание на
основе десятичного
состава числа 18

88.

1

Нумерация.

Число 19.

Складывают в пределах 17 на основе десятичного состава чисел,
с использованием переместительного свойства сложения (10 + 7
= 17, 7 + 10 = 17);
Складывают и вычитают на основе присчитывания и
отсчитывания единицы (16 + 1 = 17, 17 – 1 = 16).
Изучают образование, название, запись числа 18.
Изучают десятичный состав числа 18.
Выполняют практические упражнения по откладыванию числа
18 с использованием счетного материала.
Получают число 18 путем присчитывания 1 к предыдущему
числу.
Получают предыдущее число путем отсчитывания 1 от числа
18.
Изучают числовой ряд в пределах 18 в прямом порядке.
Изучают счет предметов в пределах 18.
Складывают в пределах 18 на основе десятичного состава чисел,
с использованием переместительного свойства сложения (10 + 8
= 18, 8 + 10 = 18);
Складывают и вычитают на основе присчитывания и
отсчитывания единицы (17 + 1 = 18, 18 – 1 = 17).
Изучают образование, название, запись числа 19.
Изучают десятичный состав числа 19.
Выполняют практические упражнения по откладыванию числа
19 с использованием счетного материала.
Получают число 19 путем присчитывания 1 к предыдущему
числу.
Получают предыдущее число путем отсчитывания 1 от числа
19.
Изучают числовой ряд в пределах 19 в прямом порядке.
Изучают счет предметов в пределах 19.

Арифметические
действия.

89.

1

90.

1

Нумерация.

91.

1

Нумерация.

92.

1

Нумерация.

93.

1

Арифметические
действия.

94.

1

Повторение

95.

1

Повторение

96.

1

Обобщение

Складывают в пределах 19 на основе десятичного состава чисел,
с использованием переместительного свойства сложения (10 + 9
= 19, 9 + 10 = 19);
Складывают и вычитают на основе присчитывания и
отсчитывания единицы (18 + 1 = 19, 19 – 1 = 18).
Число 20.
Изучают образование, название, запись числа 20.
Выполняют практические упражнения по откладыванию числа
20 с использованием счетного материала.
Место числа 20 в
Получают число 20 путем присчитывания 1 к предыдущему
числовом ряду.
числу.
Получают предыдущее число путем отсчитывания 1 от числа
20. Изучают числовой ряд в пределах 20 в прямом порядке.
Изучают счет предметов в пределах 20.
Знакомство с понятиями
Знакомятся с понятиями «однозначные числа», «двузначные
«однозначные числа»,
числа».
«двузначные числа».
Выполняют дифференциацию однозначных и двузначных
чисел.
Сложение и вычитание на Складывают и вычитают в пределах 20 на основе десятичного
состава чисел, с использованием переместительного свойства
основе десятичного
сложения (10 + 10 = 20, 10 + 10 = 20);
состава числа 20.
Складывают и вычитают на основе присчитывания и
отсчитывания единицы (19 + 1 = 19, 20 – 1 = 19).
Итоговое повторение (6 ч)
Повторять изученный
Повторяют знания о числах от 1 до 10, знания геометрического
материал.
материала.
Числа 1-10
Сложение и вычитание на
основе десятичного
состава числа 19

Повторять изученный
материал.
Числа 11-20
Обобщать изученный
материал.

Повторяют знания о числах от 11 до 20, знания геометрического
материала.
Закрепляют знания о числах от 1 до 20, знания геометрического
материала.

97.

1

Повторение

98.

1

Повторение

99.

1

Повторение

Повторение понятия
«однозначные числа»,
«двузначные числа».
Сложение и вычитание на
основе десятичного
состава числа 11 - 20.
Решение задач в
пределах 10.

Повторяют понятия «однозначные числа», «двузначные числа».
Выполняют дифференциацию однозначных и двузначных
чисел.
Складывают и вычитают в пределах 20 на основе десятичного
состава чисел, с использованием переместительного свойства
сложения.
Составляют и решают арифметические задачи по
предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с
использованием иллюстраций.
Решают текстовые арифметические задачи на нахождение
суммы, разности (остатка) в пределах 10.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение:
•

Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Примерная рабочая программа для

общеобразовательных

организаций,

реализующих

адаптированную

основную

общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
•

Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для

общеобразовательных

организаций,

реализующих

адаптированную

основную

общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
•

Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных

организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 1.
•

Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных

организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 2.
•

Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. Дополнительный первый класс.

Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную
основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч.1.
•

Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. Дополнительный первый класс.

Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную
основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч.2.
•

Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для

общеобразовательных

организаций,

реализующих

адаптированную

основную

общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.- Ч. 1.
•

Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для

общеобразовательных

организаций,

реализующих

адаптированную

основную

общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.- Ч. 2.

Технические средства:
•

классная доска;

•

персональный компьютер (ноутбук, планшет);
Учебно-практическое оборудование:

•

наборы счетных палочек;

•

раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки,

природный
•

материал (шишки, желуди и пр.);

•

геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,

•

куб, брус); трафареты и шаблоны геометрических фигур;

•

набор предметных картинок;

•

карточки с числами 1-10; 11-20.

•

наборное полотно;

•

дидактические игры (настольно-печатные и пр.);

•

индивидуальные оцифрованные ученические линейки.

шар,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».