Рабочая программа по предмету математика для 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа является адаптированной для обучения обучающихся с
умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
1), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является
обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа
по учебному предмету «Математика» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения – подготовка обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе и овладение
доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения:
– формирование
доступных
обучающимся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, не
обходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских
и профессиональных задач; развитие способности их использования при решении
соответствующих возрасту задач;
– коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств,
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
– формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности,
умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца,
осуществлять контроль и самоконтроль.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 4 классе определяет
следующие задачи:
– формирование знаний о нумерации чисел первой сотни;
– формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с
числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать
в соответствии с алгоритмом;
– формирование знаний о геометрических фигурах, формирование умения называть
их части, строить фигуры с помощью инструментов;
– формирование умения применять первоначальные математические знания для

решения учебно-познавательных и практических задач.
Межпредметные связи
Программа «Математика» неразрывно связана со следующими учебными
предметами: «Мир природы и человека», «Рисование», «Ручной труд».
Основные формы работы с обучающимися
Основной формой работы по предмету «Математика» является урок. Формы
организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые,
коллективные (фронтальные).
Виды деятельности: дидактические игры, тренировочные упражнения, беседа,
опрос, выполнение практических, индивидуальных заданий, устный счет.
Аттестация обучающихся проводится в течение учебного год как результат освоения
образовательной программы.
Формы текущей и итоговой аттестации: устный опрос, письменные задания.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения образовательной программы
по учебному предмету «Математика» в 4 классе
При оценке результатов освоения образовательной программы учитываются
индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их
эмоционально-волевой сферы. Обучающемся с низким уровнем потенциальных
возможностей (Дима О., Диана Л., Кирилл М., Полина В., София М., Максим Г.)
предлагаются более лёгкие варианты заданий. К ученикам с нарушением эмоциональноволевой сферы Анастасия Щ., Михаил Б.,) применяются дополнительные стимулирующие
приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения
работы и т.п.).
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения,
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:

0 баллов - нет фиксируемой динамики;

1 балл - минимальная динамика;

2 балла - удовлетворительная динамика

3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 2-4-х классов образовательной организации по всем
учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по
трёхбалльной системе по каждому предмету:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений, обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
при
освоении
образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебным предметам
образовательного цикла принимается во внимание:
– 
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об
осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа;
– 
умение практически применять свои знания;
– 
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного
материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать
ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает
незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые
исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении
учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и
определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому
применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни.
Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и
последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется
самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя;
нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием
учебного материала.
Достижения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) по учебному предмету «математика» оцениваются по результатам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных
работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных
контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика,
особенности его развития.
При оценке письменных работ, обучающихся по математике грубыми ошибками
следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения
алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и
построение геометрических фигур по образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение
формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей,
небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение
составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на
уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок. Оценка «4» ставится,
если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть
других заданий.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно. Оценка «4» ставится,
если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Оценка «2» не ставится.
Технологии
обучения:
коррекционно-развивающие,
здоровьесберегающие,
информационно-коммуникационные, игровые, личностно-ориентированные; технологии
разноуровневого и дифференцированного обучения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Предмет «Математика» является одним из важнейшего предмета, так как от его
усвоения зависит успешность обучения учащихся с легкой степенью умственной
отсталости (интеллектуальными нарушениями) на протяжении всех школьных лет, а в
дальнейшем позволяет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной
жизни, занять адекватное социальное положение в современном обществе. Первый этап
обучения даёт учащимся возможность овладения первоначальными математическими
навыками, предусмотренными программой, знакомит обучающихся данной категории с
универсальными математическими способами познания мира, формирует элементарные
математические знания, раскрывает связь математики с окружающей действительностью и
другими школьными предметами, позволяет расширить личностную заинтересованность в
получении математических знаний.
Математика, как и другие предметы, предусмотренные программой, способствует
подготовке к самостоятельной жизни в современном обществе, т.е. является стартовой
площадкой всей школьной премудрости формирования представления, о себе как
гражданине России.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс
Количество часов

4
4 часа в неделю

Год
136 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ФАООП в предметной области «Математика» предполагает достижение
ими двух видов результатов: личностных и предметных.
У обучающегося будет сформировано:
– самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
– проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке
математики и при выполнении домашнего задания;
– начальные умения производить самооценку выполненной практической
деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности
вычислений, измерений, построений, и при необходимости осуществлять
необходимые исправления неверно выполненного задания;
– элементарное понимание связи математических знаний с некоторыми жизненными
ситуациями, умение применять математические знания для решения отдельных
жизненных задач.
–

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец обучения в 4 классе:

Минимальный уровень:
–  знать числовой ряд 1—100 в прямом
порядке и откладывать, используя счетный
материал, любые числа в пределах 100;
–  знать названия компонентов сложения,
вычитания, умножения, деления;
–  понимать
смысл
арифметических
действий сложения и вычитания, умножения и
деления (на равные части);
–  знать таблицу умножения однозначных
чисел до 6; понимать связь таблиц умножения
и
деления,
пользоваться
таблицами
умножения на печатной основе, как для
нахождения произведения, так и частного;
–  знать порядок действий в примерах в два
арифметических действия; знать и применять
переместительное свойство сложения и
умножения; выполнять устные и письменные
действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
–  знать
единицы
(меры)
измерения
стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
–  различать числа, полученные при счете и
измерении, записывать числа, полученные при
измерении двумя мерами;
–  пользоваться
календарем
для
установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
–  определять время по часам хотя бы одним
способом;
решать,
составлять,
иллюстрировать
изученные
простые
арифметические задачи;
–  решать составные арифметические задачи
в два действия (с помощью учителя);
–  различать
замкнутые,
незамкнутые
кривые, ломаные линии, вычислять длину
ломаной;
–  узнавать,
называть,
моделировать
взаимное положение двух прямых, кривых
линий, фигур, находить точки пересечения без
вычерчивания;
–  знать
названия
элементов
четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат)
с
помощью
чертежного

Достаточный уровень:
– знать числовой ряд 1—100 в прямом и
обратном порядке, считать, присчитывая,
отсчитывая по единице и равными
числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах
100; откладывать, используя счетный
материал, любые числа в пределах 100;
– знать названия компонентов сложения,
вычитания, умножения, деления;
– понимать смысл арифметических действий
сложения и вычитания, умножения и
деления (на равные части и по
содержанию), различать два вида деления
на уровне практических действий, знать
способы чтения и записи каждого вида
деления;
– знать
таблицы
умножения
всех
однозначных чисел и числа 10, правило
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0
и деления на 1, на 10;
– понимать связь таблиц умножения и
деления,
пользоваться
таблицами
умножения на печатной основе, как для
нахождения произведения, так и частного;
– знать порядок действий в примерах в 2-3
арифметических действия; знать и
применять переместительное свойство
сложения и умножения;
– выполнять устные и письменные действия
сложения и вычитания чисел в пределах
100;
– знать
единицы
(меры)
измерения
стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
– различать числа, полученные при счете и
измерении, записывать числа, полученные
при измерении двумя мерами, с полным
набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см,
3 м 03 см;
– знать порядок месяцев в году, номера
месяцев
от
начала
года,
уметь
пользоваться
календарем
для
установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
– определять время по часам тремя

треугольника на нелинованной бумаге (с
помощью учителя);
–  различать окружность и круг, чертить
окружности разных радиусов.

–
–
–
–
–

способами с точностью до 1 мин; решать,
составлять, иллюстрировать все изученные
простые арифметические задачи;
кратко
записывать,
моделировать
содержание,
решать
составные
арифметические задачи в два действия;
различать
замкнутые,
незамкнутые
кривые, ломаные линии, вычислять длину
ломаной;
узнавать, называть, чертить, моделировать
взаимное положение двух прямых, кривых
линий, многоугольников, окружностей,
находить точки пересечения;
знать
названия
элементов
четырехугольников,
чертить
прямоугольник (квадрат) с помощью
чертежного треугольника на нелинованной
бумаге;
чертить окружности разных радиусов,
различать окружность и круг.

СОСТАВ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных
действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1.

2.

Личностные
базовые учебные
действия

− осознанию ребенком таких социальных ролей, как ученик,
член семьи, одноклассник, друг;
− умению ориентироваться в ближайшем социальном
окружении;
− готовности к принятию соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
− положительному
отношению
к
окружающей
действительности и готовности взаимодействия с ней.

Регулятивные
базовые учебные
действия

− адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
− слушать указания и инструкции учителя по выполнению
учебного задания, следовать им при организации
практической деятельности (с помощью учителя);
− умение выполнять под руководством учителя учебные
действия в практическом плане, на основе пошаговой
инструкции по выполнению математической операции;
− проговаривать вслух последовательность производимых
действий, опираясь на вопросы учителя;

− умение с помощью учителя соотносить свои действия и их
результаты с заданными образцами выполнения учебного
задания;
− прислушиваться к мнению учителя, сверстников и
корригировать в соответствии с этим свои действия при
выполнении учебного задания (с помощью учителя);
− принимать оказываемую помощь в выполнении учебного
задания; умение составить с помощью учителя и высказать
фразу с использованием математической терминологии.
3.

Познавательные
базовые учебные
действия

4. Коммуникативные
базовые
учебные
действия

− выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства хорошо знакомых предметов;
− устанавливать видо-родовые отношения предметов;
− делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
− пользоваться
знаками,
символами,
предметамизаместителями; наблюдать под руководством взрослого за
предметами и явлениями окружающей действительности;
− работать с несложной по содержанию и структуре
информацией
(понимать
устное
высказывание,
иллюстрацию, элементарное схематическое изображение,
предъявленных на бумажных и электронных носителях).
− соблюдать правила общения с учителем и сверстниками;
− умение вслушиваться в слова учителя и сверстников,
повторять их;
− воспринимать обращение учителя и реагировать на него;
− слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
− отвечать на вопросы учителя (на доступном уровне);
− начальные навыки сотрудничества (конструктивного
взаимодействия) с учителем и сверстниками (с помощью
учителя) на уроках математики;
− доброжелательно относиться к учителю и сверстникам.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению
профессионально-трудовыми
знаниями
и
навыками,
учит
использованию
математических знаний в различных ситуациях.
Программа обучения в 4 классе направлена на изучение нумерации чисел в
пределах 100: раскрывается понятие разряда, обучающиеся знакомятся со сложением и
вычитанием двузначных чисел, приемами устных и письменных вычислений.
Завершается изучение табличного умножения и деления, ознакомление с вне табличным
умножением и делением. Продолжается изучение величин и единиц их измерения.
Обучающиеся продолжают изучать единицы измерения длины, стоимости, массы,
времени, соотношение единиц измерения.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и
обучающихся выделяются следующие методы обучения: изложение знаний, беседа,

самостоятельная работа. В зависимости от источника знаний используются словесные
методы (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным
материалам), наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов или их
изображений), практические методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур,
лепка, аппликация, моделирование, нахождение значений числовых выражений и т. д).
Содержание разделов
№
п/п

Название раздела

1. Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание чисел без
перехода через разряд. Умножение числа 2, деление на 2

Кол- Контрольные
во
работы
часов
26

2

2. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

15

1

3. Умножение и деление чисел в пределах 100

63

2

4. Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления)

21

1

5. Умножение и деление с числами 0, 10

7

6. Повторение

4
Итого

136

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 ч в неделю, 136 ч в год
№

Кол-во
часов

Дата

Название раздела, темы

Характеристика деятельности учащихся
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. Умножение числа 2, деление на 2 – 26 часов
1.

1

Устная и письменная нумерация в
пределах 100 Таблица разрядов
(сотни, десятки, единицы)

Знают числовой ряд 1—100 в
прямом порядке; умеют
откладывать, используя счетный
материал, любые числа в
пределах 100
Знают состав двузначных чисел
из десятков и единиц и умеют
представлять числа в виде
суммы разрядных слагаемых

Знают числовой ряд 1—100 в
прямом и обратном порядке, умеют
считать, присчитывая, отсчитывая
по единице и равными числовыми
группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
умеют откладывать, используя
счетный материал, любые числа в
пределах 100
Знают состав двузначных чисел из
десятков и единиц и умеют
представлять числа в виде суммы
разрядных слагаемых
Выполняют сложение и вычитание
чисел в пределах 100 (полученных
при счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов
устных
вычислений,
с
использованием перемести тельного
свойства сложения

2.

1

Сложение и вычитание в пределах
100 без перехода через разряд на
основе присчитывания, отсчитывания
по 10 (40 + 10; 40 – 10), по 1
(42 + 1; 1 + 42; 43 – 1)

3.

1

Сложение и вычитание в пределах
100 без перехода через разряд

Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
(полученных при счете и при
измерении величин одной мерой)
без перехода
через разряд на основе приемов
устных
вычислений,
с
использованием
переместительного
свойства
сложения
Выполняют
сложение
и Выполняют сложение и вычитание
вычитание чисел в пределах 100 чисел в пределах 100 (полученных

разрядного состава чисел (40 + 3; 3 +
40; 43 – 3; 43– 40), с использованием
перемести- тельного свойства
сложения.

4.

1

Сложение и вычитание в пределах 20
с переходом через разряд

5.

1

Нахождение значения числового
выражения со скобками и без скобок
в 2 арифметических действия
(сложение, вычитание)

6.

1

Проверочная работа

7.

1

Меры стоимости:рубль, копейка.
Соотношение 1р. = 100к.

(полученных при счете и при
измерении величин одной мерой)
без перехода
через разряд на основе приемов
устных
вычислений,
с
использованием
переместительного
свойства
сложения
Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух
однозначных чисел с переходом
через десяток, пользуются ею
при выполнении вычитания
однозначного числа из
двузначного (с помощью
учителя)
Используют таблицу сложения на
основе состава двузначных чисел
из двух однозначных чисел с
переходом
через
десяток,
пользуются ею при выполнении
вычитания однозначного числа
из двузначного (с помощью
учителя)
Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
без перехода через разряд, в
пределах 20 с переходом через
разряд, с помощью счётного
материала
Знают соотношение: 1 р. =100
к.

при счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов
устных
вычислений,
с
использованием перемести тельного
свойства сложения
Знают таблицу сложения на основе
состава двузначных чисел (11-18) из
двух однозначных чисел с
переходом через десяток
Используют её при выполнении
вычитания однозначного числа из
двузначного
Знают таблицу сложения на основе
состава двузначных чисел из двух
однозначных чисел с переходом
через десяток
Используют её при выполнении
вычитания однозначного числа из
двузначного
Выполняют сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без перехода
через разряд, в пределах 20 с
переходом
через
разряд
самостоятельно.
Знают соотношение: 1 р. =100 к.
Присчитывают, отсчитывают по

8.

1

Мера длины – миллиметр
Меры длины: м, дм, см Построение
отрезков

9.

1

Сложение и вычитание в пределах
100 без перехода через разряд типа
30+40, 80-60

10.

1

Сложение и вычитание чисел в
пределах 100 без перехода через
разряд

Присчитывают, отсчитывают по
10 р. (10 к.) в пределах 100 р.
(100 к.) Разменивают монеты
достоинством 50 к., 1 р.
монетами по 10 к., разменивать
монеты
более
мелкого
достоинства (10 к.) монетой
более крупного достоинства (с
помощью учителя)
Различают меры длины: метр,
дециметр, сантиметр, миллиметр
Знают соотношение единиц
измерения: 1 см = 10 мм
Сравнивают числа, полученные
при измерении величин двумя
мерами (с по- мощью учителя)
Строят отрезок заданной длины
в сантиметрах
Выполняют сложение и
вычитание чисел в пределах 100
(полученных при счете и при
измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных
вычислений, с использованием
переместительного свойства
сложения (с помощью счетного
материала)
Выполняют сложение и
вычитание чисел в пределах 100
(полученных при счете и при
измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на

10 р. (10 к.) в пределах 100 р. (100
к.)
Разменивают
монеты
достоинством 50 к., 1 р. монетами
по 10 к., разменивать монеты
более мелкого достоинства (10 к.)
монетой
более
крупного
достоинства.
Различают меры длины: метр,
дециметр, сантиметр, миллиметр
Знают соотношение единиц
измерения: 1 см = 10 мм
Сравнивают числа, полученные при
измерении величин двумя мерами
Строят отрезок заданной длины (в
миллиметрах, в сантиметрах и
миллиметрах)
Выполняют сложение и вычитание
чисел в пределах 100 (полученных
при счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через
разряд на основе приемов устных
вычислений, с использованием
переместительного свойства
сложения
Выполняют сложение и вычитание
чисел в пределах 100 (полученных
при счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через
разряд на основе приемов устных

11.

1

Сложение и вычитание чисел в
пределах 100 без перехода через
разряд

12.

1

Увеличение,
уменьшение
на
несколько единиц чисел в пределах
100, с записью выполненных
операций
в
виде
числового
выражения (примера)

13.

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
приемами устных вычислений, с
записью примеров в строчку:
получение в сумме круглых десятков
и числа 100.

основе приемов устных
вычислений, с использованием
переместительного свойства
сложения (с помощью счетного
материала)
Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
(полученных при счете и при
измерении
величин
одной
мерой) без перехода через
разряд на основе приемов
устных
вычислений,
с
использованием
переместительного
свойства
сложения (с помощью счетного
материала)
Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
(полученных при счете и при
измерении
величин
одной
мерой) без перехода через
разряд на основе приемов
устных
вычислений,
с
использованием
переместительного
свойства
сложения (с помощью счетного
материала)
Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
(полученных при счете и при
измерении
величин
одной
мерой) без перехода через
разряд на основе приемов

вычислений, с использованием
переместительного свойства
сложения
Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
(полученных при счете и при
измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе
приемов
устных
вычислений, с использованием
переместительного
свойства
сложения
Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
(полученных при счете и при
измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе
приемов
устных
вычислений, с использованием
переместительного
свойства
сложения
Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
(полученных при счете и при
измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе
приемов
устных

14.

1

15.

1

16.

1

устных
вычислений,
с
использованием
переместительного
свойства
сложения (с помощью счетного
материала)
Решение примеров в пределах 100 без Выполняют
сложение
и
перехода через разряд типа 38+2,
вычитание чисел в пределах 100
98+2, 37+23
(полученных при счете и при
измерении
величин
одной
мерой) без перехода через
разряд на основе приемов
устных
вычислений,
с
использованием
переместительного
свойства
сложения (с помощью счетного
материала)
Сложение и вычитание чисел в преВыполняют
сложение
и
делах 100 без перехода через разряд
вычитание чисел в пределах 100
приемами устных вычислений, с
(полученных при счете и при
записью примеров в строчку:
измерении
величин
одной
вычитание однозначных, двузначных мерой) без перехода через
чисел из круглых десятков и числа
разряд на основе приемов
100
устных
вычислений,
с
использованием
переместительного
свойства
сложения (с помощью счетного
материала)
Решение примеров в пределах 100 без Выполняют
сложение
и
перехода через разряд типа 40-23,
вычитание чисел в пределах 100
100-2, 100-23
(полученных при счете и при
измерении
величин
одной
мерой) без перехода через
разряд на основе приемов

вычислений, с использованием
переместительного
свойства
сложения
Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
(полученных при счете и при
измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе
приемов
устных
вычислений, с использованием
переместительного
свойства
сложения
Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
(полученных при счете и при
измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе
приемов
устных
вычислений, с использованием
переместительного
свойства
сложения
Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
(полученных при счете и при
измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе
приемов
устных

17.

1

Контрольная работа

18.

1

Работа над ошибками

19.

1

Меры времени

20.

1

Замкнутые, незамкнутые кривые
линии

устных
вычислений,
с
использованием
переместительного
свойства
сложения (с помощью счетного
материала)
Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
без перехода через раз- ряд с
помощью счётного материала, с
использованием
переместительного
свойства
сложения
Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
(полученных при счете и при
измерении
величин
одной
мерой) без перехода через
разряд на основе приемов
устных
вычислений,
с
использованием
переместительного
свойства
сложения (с помощью счетного
материала)
Различают единицы измерения
времени, их соотношение
Называют месяцы, определяют
их
последовательность
и
количество суток в каждом
месяце с помощью календаря (с
помощью учителя)
Различают замкнутые,
незамкнутые кривые

вычислений, с использованием
переместительного
свойства
сложения
Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
без перехода через раз- ряд на
основе
приемов
устных
вычислений, с использованием
переместительного
свойства
сложения
Выполняют
сложение
и
вычитание чисел в пределах 100
(полученных при счете и при
измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе
приемов
устных
вычислений, с использованием
переместительного
свойства
сложения
Различают единицы измерения
времени, их соотношение
Называют месяцы, определяют
их
последовательность
и
количество суток в каждом
месяце с помощью календаря
Различают, используют в речи
понятия: замкнутые,
незамкнутые кривые линии

21.

1

Окружность, дуга

Различают понятия:
окружность, дуга
Строят окружность с данным
радиусом
Строят дугу с помощью
циркуля

22.

1

Умножение чисел

Заменяют

23.

Таблица умножения числа 2

24.

Деление чисел

сложение
умножением;
заменяют
умножение
сложением
(в
пределах 20)
Решают
простые
арифметические задачи на
нахождение
произведения,
составные
задачи
в
2
арифметических
действия
(сложение,
вычитание,
умножение) с помощью учителя
Знают таблицы умножения
числа 2 и выполняют табличные
случаи умножения числа 2 с
проверкой
правильности
вычислений
по
таблице
умножения числа 2
Выполняют
действия
в
числовых
выражениях
без
скобок в два арифметических
действия (с помощью учителя)
Делят
предметные
совокупности на равные части
Решают
простые
арифметические
задачи
на

Различают, используют в речи
понятия: окружность,дуга
Строят окружность с данным
радиусом, с радиусами,
равными по длине, разными по
длине
Строят дугу с помощью
циркуля
Заменяют сложение умножением;
заменяют умножение сложением
(пределах 20)
Решают простые арифметические
задачи
на
нахождение
произведения, составные задачи в
2 арифметиче ских действия
(сложение,
вычитание,
умножение)
Знают таблицы умножения числа 2
и выполняют табличные случаи
умножения числа 2 с проверкой
правильности
вычислений
по
таблице умножения числа 2
Выполняют действия в числовых
выражениях без скобок в два
арифметических действия
Делят предметные совокупности
на равные части Решают простые
арифметические
задачи
на
нахождение частного

25.

Деление на 2

26.

Простые арифметические задачи на
нахождение частного

нахождение
частного
(с
помощью учителя)
Выполняют табличные случаи
деления числа 2 с проверкой
правильности вычислений по
таблице деления на 2

Решают
простые
арифметические задачи на
нахождение
частного,
составные
задачи
в
два
арифметических
действия
(сложение, вычитание, деление)
с помощьюучителя
Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд – 15 часов

27.

1

Сложение двузначного числа с
однозначным

28.

1

Выполнение вычислений на основе
переместительного свойства
сложения

29.

1

Решение примеров типа 18+5, 3+28
Решение составных задач в 2
арифметических действия (сложение,
вычитание, умножение, деление)

Выполняют
сложение
двузначного
числа
с
однозначным
числом
с
переходом через разряд на основе
приемов устных вычислений (с
помощью учителя)
Выполняют
сложение
двузначного
числа
с
однозначным
числом
с
переходом через разряд на основе
приемов устных вычислений (с
помощью учителя)
Выполняют
сложение
двузначного
числа
с
однозначным
числом
с
переходом через разряд на основе

Выполняют табличные случаи
деления числа 2 с проверкой
правильности вычислений по
таблице деления на 2
Решают простые арифметические
задачи на нахождение частного,
составные
задачи
в
два
арифметических
действия
(сложение, вычитание, деление)

Выполняют сложение двузначного
числа с однозначным числом с
переходом через разряд на основе
приемов устных вычислений
Выполняют сложение двузначного
числа с однозначным числом с
переходом через разряд на основе
приемов устных вычислений
Выполняют сложение двузначного
числа с однозначным числом с
переходом через разряд на основе
приемов устных вычислений

приемов устных вычислений (с
помощью учителя)
Выполняют
сложение Выполняют сложение двузначных
двузначных чисел с переходом чисел с переходом через разряд
через разряд (с помощью
учителя)

30.

1

Сложение двузначных чисел

31.

1

Сложение двузначных чисел с
переходом через разряд приемами
устных вычислений (запись примера
в строчку) типа 26+15

Выполняют
сложение
двузначных чисел с переходом
через разряд (26+15) на основе
приемов устных вычислений (с
помощью учителя)

Выполняют сложение двузначных
чисел с переходом через разряд
(26+15) на основе приемов устных
вычислений

32.

1

Нахождение значения числового
выражения (решение примера) с
подробной записью решения путем
разложения второго слагаемого на
два числа

Выполняют
сложение
двузначных чисел с переходом
через разряд (45 + 16) на основе
приемов устных вычислений (с
помощью учителя)

Выполняют сложение двузначных
чисел с переходом через разряд (45 +
16) на основе приемов устных
вычислений

33.

1

Порядок действий в числовых
выражениях без скобок в два
арифметических действия (сложение,
вычитание, умножение, деление)

Знают порядок действий в
числовых выражениях (примерах)
без скобок в два арифметических
действия (сложение, вычитание,
умножение, деление)

34.

1

Сложение двузначных чисел: все
случаи

Знают порядок действий в
числовых выражениях
(примерах) без скобок в два
арифметических действия
(сложение, вычитание,
умножение, деление) с помощью
учителя
Выполняют сложение
двузначного числа с
однозначным числом, сложение
двузначных чисел с переходом
через разряд на основе приемов
устных вычислений (с
помощью учителя)

Выполняют сложение
двузначного числа с
однозначным числом, сложение
двузначных чисел с переходом
через разряд на основе приемов
устных вычислений

35.

1

Ломаная линия
Угол
Вершина
Отрезок

36.

1

Вычитание однозначного числа из
двузначного числа

Различают
линии:
ломаная
линия, отрезки, вершины, углы
ломаной линии Строят ломаную
линию с помощь линейки (с
помощью учителя)
Выполняют
вычитание
однозначного
числа
из
двузначного числа с переходом
через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью
учителя)
Выполняют
вычитание
двузначного
числа
из
двузначного числа с переходом
через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью
учителя)

Различают и используют в речи
слова: ломаная линия, отрезки,
вершины, углы ломаной линии
Строят ломаную линию с помощь
линейки
Выполняют
вычитание
однозначного числа из двузначного
числа с переходом через разряд на
основе приемов устных вычислений

Строят ломаную линию из
отрезков
заданной
длины
самостоятельно
Выполняют сложение двузначного
числа с однозначным числом с
переходом через разряд на основе
приемов устных вычислений

37.

Вычитание двузначных чисел

38.

Ломаная линия

Строят ломаную линию

39.

Контрольная работа

40.

Работа над ошибками

Выполняют
сложение
двузначного
числа
с
однозначным
числом
с
переходом через разряд на основе
приемов устных вычислений (с
помощью учителя)
Выполняют
сложение
двузначного
числа
с
однозначным
числом
с
переходом через разряд на основе
приемов устных вычислений (с
помощью учителя)

Выполняют
вычитание
двузначного числа из двузначного
числа с переходом через разряд на
основе
приемов
устных
вычислений

Выполняют сложение двузначного
числа с однозначным числом с
переходом через разряд на основе
приемов устных вычислений

41.

Многоугольник

Моделируют, строят замкнутые,
незамкнутые ломаные линии

Умножение и деление чисел в пределах 100 – 63 часа
42.

Таблица умножения числа 3

Пользуются
таблицей
умножения числа 3 Применяют
переместительное
свойство
умножения
(с
помощью
учителя)

43.

Табличные случаи умножения числа
3 в пределах 100 (на основе
взаимосвязи сложения и умножения)

Пользуются
таблицей
умножения числа 3 Применяют
переместительное
свойство
умножения
(с
помощью
учителя)

44.

Выполнение табличных случаев
умножения числа 3 с проверкой
правильности вычислений по таблице
умножения числа 3

Пользуются
таблицей
умножения числа 3 Применяют
переместительное
свойство
умножения
(с
помощью
учителя)

45.

Деление на 3

46.

Деление на 3 равные части

Делят предметные
совокупности на 3 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 3.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Делят предметные
совокупности на 3 равные части

Моделируют, строят замкнутые,
незамкнутые ломаные линии
самостоятельно
Знают таблицу умножениячисла 3
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 3
Применяют переместительное
свойство умножения
Знают таблицу умножениячисла 3
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 3
Применяют переместительное
свойство умножения
Знают таблицу умножениячисла 3
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 3
Применяют переместительное
свойство умножения
Делят предметные совокупности
на 3 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 3
Различают деление на равные
части и по содержанию
Делят предметные совокупности
на 3 равные части и составляют

47.

48.

и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 3.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Выполнение табличных случаев
Делят предметные
деления на 3 с проверкой
совокупности на 3 равные части
правильности вычислений по таблице и составляют пример.
деления на 3
Пользуются таблицей
умножения числа 3.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Таблица умножения числа 4
Пользуются
таблицей
умножения числа 4
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

49.

Табличные случаи умножения числа
4 в пределах 100 (на основе
взаимосвязи сложения и умножения)

Пользуются
таблицей
умножения числа 4
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

50.

Выполнение табличных случаев
умножения числа 4 с проверкой
правильности вычислений по таблице
умножения числа 4

Пользуются
таблицей
умножения числа 4
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 3
Различают деление на равные
части и по содержанию
Делят предметные совокупности
на 3 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 3
Различают деление на равные
части и по содержанию
Знают таблицу умножениячисла 4
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 4.
Применяют переместительное
свойство умножения
Знают таблицу умножениячисла 4
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 4.
Применяют переместительное
свойство умножения
Знают таблицу умножениячисла 4
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 4.
Применяют переместительное
свойство умножения

51.

52.

53.

54.

55.

Деление на 4

Делят предметные
совокупности на 4 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 4.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Деление на 4 равные части
Делят предметные
совокупности на 4 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 4.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Выполнение табличных случаев
Делят предметные
деления на 4 с проверкой
совокупности на 4 равные части
правильности вычислений по таблице и составляют пример.
деления на 4.
Пользуются таблицей
умножения числа 4.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Длина ломаной линии
Строят отрезок, равный длине
ломаной с помощью
циркуля
Таблица умножения числа 5

Пользуются
таблицей
умножения числа 5.
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

Делят предметные совокупности
на 4 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 4
Различают деление на равные
части и по содержанию
Делят предметные совокупности
на 4 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 4
Различают деление на равные
части и по содержанию
Делят предметные совокупности
на 4 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 4
Различают деление на равные
части и по содержанию
Различают ломаные линии
Моделируют, строят отрезок,
равный длине ломаной
с помощью циркуля
Знают таблицу умножения числа
5.
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 5.

56.

Табличные случаи умножения числа
5 в пределах 100 (на основе
взаимосвязи сложения и умножения)

Пользуются
таблицей
умножения числа 5.
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

57.

Выполнение табличных случаев
умножения числа 5 с проверкой
правильности вычислений по таблице
умножения числа 5

Пользуются
таблицей
умножения числа 5.
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

58.

Деление на 5

59.

Деление на 5 равные части

Делят предметные
совокупности на 5 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 5.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Делят предметные
совокупности на 5 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 5.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)

Применяют переместительное
свойство умножения
Знают таблицу умножения числа
5.
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 5.
Применяют переместительное
свойство умножения
Знают таблицу умножения числа
5.
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 5.
Применяют переместительное
свойство умножения
Делят предметные совокупности
на 5 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 5.
Различают деление на равные
части и по содержанию
Делят предметные совокупности
на 5 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 5.
Различают деление на равные
части и по содержанию

60.

Выполнение табличных случаев
деления на 5 с проверкой
правильности вычислений по таблице
деления на 5.

61.

Контрольная работа

62.

Работа над ошибками

63.

Таблица умножения числа 6

Делят предметные
совокупности на 5 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 5.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Выполняют решение примеров
на знание табличных случаев
умножения чисел 2, 3, 4, 5 с
проверкой
правильности
вычислений
по
таблице
умножения чисел 2, 3,
4, 5
Делят предметные совокупности
на 2, 3, 4, 5 равных частей и
составляют пример, с помощью
учителя
Пользуются таблицей умножения
и деления чисел 2, 3, 4, 5
Различают деление на равные
части и по содержанию (с
помощью учителя) Определяют
время по часам с точностью до 1
минуты, называть время одним
способом.
Пользуются
таблицей
умножения числа 6.
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

Делят предметные совокупности
на 5 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 5.
Различают деление на равные
части и по содержанию
Выполняют решение примеров на
знание
табличных
случаев
умножения чисел 2, 3, 4, 5

Делят предметные совокупности на
2, 3, 4, 5 равных частей и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления чисел 2, 3, 4, 5 Различают
деление на равные части и по
содержанию Определяют время по
часам с точностью до 1 минуты,
называть время тремя способами

Знают таблицу умножения числа
6.
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 6.
Применяют переместительное

свойство умножения
64.

Табличные случаи умножения числа
6 в пределах 100 (на основе
взаимосвязи сложения и умножения)

Пользуются
таблицей
умножения числа 6.
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

65.

Выполнение табличных случаев
умножения числа 6 с проверкой
правильности вычислений по таблице
умножения числа 6.

Пользуются
таблицей
умножения числа 6.
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

66.

Решение задач на нахождение
стоимости

67.

Деление на 6.

Выполняют решение простых
арифметических
задач
на
нахождение стоимости на основе
знания
зависимости
между
ценой, количеством, стоимостью;
составление задач на нахождение
цены, количества (с помощью
учителя)
Делят предметные
совокупности на 6 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 6.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)

Знают таблицу умножения числа
6.
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 6.
Применяют переместительное
свойство умножения
Знают таблицу умножения числа
6.
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 6.
Применяют переместительное
свойство умножения
Выполняют
решение
простых
арифметических
задач
на
нахождение стоимости на основе
знания зависимости между ценой,
количеством,
стоимостью;
составление задач на нахождение
цены, количества
Делят предметные совокупности
на 6 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 6.
Различают деление на равные
части и по содержанию

68.

69.

70.

71.

72.

Деление на 6 равные части

Делят предметные
совокупности на 6 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 6.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Выполнение табличных случаев
Делят предметные
деления на 6 с проверкой
совокупности на 6 равные части
правильности вычислений по таблице и составляют пример.
деления на 6.
Пользуются таблицей
умножения числа 6.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Решение задач на нахождение цены
Выполняют решение простых
арифметических
задач
на
нахождение стоимости на основе
знания
зависимости
между
ценой, количеством, стоимостью
(с помощью учителя)
Прямоугольник
Различают и называют среди
прямоугольников квадраты и
прямоугольники
Строят прямоугольник с
помощью чертежного угольника
на нелинованной бумаге (с
помощью учителя)
Таблица умножения числа 7
Пользуются
таблицей
умножения числа 7.
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с

Делят предметные совокупности
на 6 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 6.
Различают деление на равные
части и по содержанию
Делят предметные совокупности
на 6 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 6.
Различают деление на равные
части и по содержанию
Выполняют
решение
простых
арифметических
задач
на
нахождение стоимости на основе
знания зависимости между ценой,
количеством, стоимостью.
Различают и называют среди
прямоугольников квадраты и
прямоугольники
Строят прямоугольник с помощью
чертежного угольника на
нелинованной бумаге
Знают таблицу умножения числа
7.
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице

помощью учителя)
73.

Табличные случаи умножения числа
7 в пределах 100 (на основе
взаимосвязи сложения и умножения)

Пользуются
таблицей
умножения числа 7.
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

74.

Решение задач на нахождение
количества

75.

Увеличение числа в несколько раз

76.

Знакомство с простой
арифметической задачей на
увеличение числа в несколько раз

Выполняют решение простых
арифметических
задач
на
нахождение стоимости на основе
знания
зависимости
между
ценой, количеством, стоимостью
(с помощью учителя)
Выполняют решение простых
арифметических
задач
на
увеличение числа в несколько раз
(с отношением «больше в …») в
практическом плане на основе
действий
с
предметными
совокупностями,
иллюстрирования
содержания
задачи (с помощью учителя)
Выполняют решение простых
арифметических
задач
на
увеличение числа в несколько раз
(с отношением «больше в …») в
практическом плане на основе
действий
с
предметными
совокупностями,

умножения числа 7.
Применяют переместительное
свойство умножения
Знают таблицу умножения числа
7.
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 7.
Применяют переместительное
свойство умножения
Выполняют
решение
простых
арифметических
задач
на
нахождение стоимости на основе
знания зависимости между ценой,
количеством, стоимостью.
Выполняют
решение
простых
арифметических
задач
на
увеличение числа в несколько раз (с
отношением «больше в …») в
практическом плане на основе
действий
с
предметными
совокупностями, иллюстрирования
содержания задачи
Выполняют
решение
простых
арифметических
задач
на
увеличение числа в несколько раз (с
отношением «больше в …») в
практическом плане на основе
действий
с
предметными
совокупностями, иллюстрирования
содержания задачи

77.

78.

79.

80.

иллюстрирования
содержания
задачи (с помощью учителя)
Решение задач на увеличение числа в Выполняют решение простых
несколько раз
арифметических
задач
на
увеличение числа в несколько раз
(с отношением «больше в …») в
практическом плане на основе
действий
с
предметными
совокупностями,
иллюстрирования
содержания
задачи (с помощью учителя)
Деление на 7
Делят предметные
совокупности на 7 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 7.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Выполнение табличных случаев
Делят предметные
деления на 7 с проверкой
совокупности на 7 равные части
правильности вычислений по таблице и составляют пример.
деления на 7.
Пользуются таблицей
умножения числа 7.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Деление на 7 равных частей
Делят предметные
совокупности на 7 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 7.
Различают деление на равные

Выполняют
решение
простых
арифметических
задач
на
увеличение числа в несколько раз (с
отношением «больше в …») в
практическом плане на основе
действий
с
предметными
совокупностями, иллюстрирования
содержания задачи
Делят предметные совокупности
на 7 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 7.
Различают деление на равные
части и по содержанию
Делят предметные совокупности
на 7 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 7.
Различают деление на равные
части и по содержанию
Делят предметные совокупности
на 7 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 7.
Различают деление на равные

81.

Уменьшение числа в несколько раз

82.

Знакомство с простой
арифметической задачей на
уменьшение числа в несколько раз

83.

Решение задач на уменьшение числа
в несколько раз

84.

Решение задач на нахождение цены,
количества, стоимости

части и по содержанию(с
помощью учителя)
Выполняют решение простых
арифметических
задач
на
уменьшение числа в несколько
раз (с отношением «меньше в
…») в практическом плане на
основе действий с предметными
совокупностями,
иллюстрирования
содержания
задачи (с помощью учителя)
Выполняют решение простых
арифметических
задач
на
уменьшение числа в несколько
раз (с отношением «меньше в
…») в практическом плане на
основе действий с предметными
совокупностями,
иллюстрирования
содержания
задачи (с помощью учителя)
Выполняют решение простых
арифметических
задач
на
уменьшение числа в несколько
раз (с отношением «меньше в
…») в практическом плане на
основе действий с предметными
совокупностями,
иллюстрирования
содержания
задачи (с помощью учителя)
Выполняют решение простых
арифметических
задач
на
нахождение стоимости на основе
знания
зависимости
между

части и по содержанию
Выполняют
решение
простых
арифметических
задач
на
уменьшение числа в несколько раз (с
отношением «меньше в …») в
практическом плане на основе
действий
с
предметными
совокупностями, иллюстрирования
содержания задачи
Выполняют
решение
простых
арифметических
задач
на
уменьшение числа в несколько раз (с
отношением «меньше в …») в
практическом плане на основе
действий
с
предметными
совокупностями, иллюстрирования
содержания задачи
Выполняют
решение
простых
арифметических
задач
на
уменьшение числа в несколько раз (с
отношением «меньше в …») в
практическом плане на основе
действий
с
предметными
совокупностями, иллюстрирования
содержания задачи
Выполняют
решение
простых
арифметических
задач
на
нахождение стоимости на основе

ценой, количеством, стоимостью
(с помощью учителя)
Выполняют решение простых
арифметических задач на
увеличение, уменьшение числа в
несколько раз на основе
действий с предметными
совокупностями,
иллюстрирования содержания
задачи (с помощью учителя)
Различают и называют смежные,
противоположные
стороны
квадрата.
Строят квадрат с помощью
чертежного
угольника
(на
нелинованной бумаге)

85.

Решение задач на уменьшение числа
в несколько раз, на уменьшение
числа на несколько единиц

86.

Квадрат

87.

Таблица умножения числа 8

Пользуются
таблицей
умножения числа 8.
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

88.

Табличные случаи умножения числа
8 в пределах 100 (на основе
взаимосвязи сложения и умножения)

Пользуются
таблицей
умножения числа 8.
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

89.

Выполнение табличных случаев
умножения числа 8 с проверкой

Пользуются
умножения числа 8.

таблицей

знания зависимости между ценой,
количеством, стоимостью.
Выполняют решение простых
арифметических задач на
увеличение, уменьшение числа в
несколько раз на основе действий с
предметными совокупностями,
иллюстрирования содержания
задачи
Различают и называют смежные,
противоположные
стороны
квадрата.
Строят квадрат с помощью
чертежного
угольника
(на
нелинованной
бумаге)
самостоятельно
Знают таблицу умножения числа
8.
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 8.
Применяют переместительное
свойство умножения
Знают таблицу умножения числа
8.
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 8.
Применяют переместительное
свойство умножения
Знают таблицу умножения числа
8.

правильности вычислений по таблице Применяют переместительное
умножения числа 8.
свойство
умножения
(с
помощью учителя)
90.

Решение задач на нахождение
стоимости

91.

Деление на 8.

92.

Деление на 8 равные части

93.

Меры времени

Делят предметные
совокупности на 8 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 8.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Делят предметные
совокупности на 8 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 8.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Делят предметные
совокупности на 8 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 8.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Умеют определять время по
часам с точностью до 1 минуты,
называть время одним способом

Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 8.
Применяют переместительное
свойство умножения
Делят предметные совокупности
на 8 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 8.
Различают деление на равные
части и по содержанию
Делят предметные совокупности
на 8 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 8.
Различают деление на равные
части и по содержанию
Делят предметные совокупности
на 8 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 8.
Различают деление на равные
части и по содержанию
Умеют определять время почасам
с точностью до 1 минуты,
называть время тремяспособами

94.

Таблица умножения числа 9

Пользуются
таблицей
умножения числа 9.
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

95.

Табличные случаи умножения числа
9 в пределах 100 (на основе
взаимосвязи сложения и умножения)

Пользуются
таблицей
умножения числа 9.
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

96.

Выполнение табличных случаев
умножения числа 9 с проверкой
правильности вычислений по таблице
умножения числа 9.

Пользуются
таблицей
умножения числа 9.
Применяют переместительное
свойство
умножения
(с
помощью учителя)

97.

Деление на 9.

98.

Деление на 9 равные части

Делят предметные
совокупности на 9 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 9.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Делят предметные
совокупности на 9 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей

Знают таблицу умножения числа
9.
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 9.
Применяют переместительное
свойство умножения
Знают таблицу умножения числа
9.
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 9.
Применяют переместительное
свойство умножения
Знают таблицу умножения числа
9.
Проверять
правильность
вычислений
по
таблице
умножения числа 9.
Применяют переместительное
свойство умножения
Делят предметные совокупности
на 9 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 9.
Различают деление на равные
части и по содержанию
Делят предметные совокупности
на 9 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и

99.

Таблица умножения числа 9

100.

Контрольная работа

101.

Работа над ошибками

102.

Пересечение фигур

103.

Умножение 1 и на 1

умножения числа 9.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Делят предметные
совокупности на 9 равные части
и составляют пример.
Пользуются таблицей
умножения числа 9.
Различают деление на равные
части и по содержанию(с
помощью учителя)
Выполняют задания на знание
табличных случаев умножения
чисел
2-9
с
проверкой
правильности вычислений по
таблице умножения чисел 2-9
Пользуются таблицей умножения
и деления чисел 2-9
Выполняют решение простых
арифметических
задач
на
увеличение, уменьшение числа в
несколько раз на основе действий
с предметными совокупностями,
иллюстрирования
содержания
задачи (с помощью учителя)
Различают,
строят
пересекающиеся,
непересекающиеся
геометрические
фигуры
(с
помощью учителя)
Применяют правило
умножения единицы на число,

деления числа 9.
Различают деление на равные
части и по содержанию
Делят предметные совокупности
на 9 равные части и составляют
пример
Знают таблицу умножения и
деления числа 9.
Различают деление на равные
части и по содержанию
Выполняют
табличных
чисел 2-9

задания
случаев

на знание
умножения

Знают таблицу умножения и
деления чисел 2-9
Выполняют
решение
простых
арифметических
задач
на
увеличение, уменьшение числа в
несколько раз на основе действий с
предметными
совокупностями,
иллюстрирования
содержания
задачи
Различают, строят пересекающиеся,
непересекающиеся геометрические
фигуры
Применяют правило умножения
единицы на число, числа на

числа на единицу

единицу

Применяют правило деления
Применяют правило деления
числа на единицу
числа на единицу
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) – 21 час

104.

Деление на 1

105.

Сложение и вычитание чисел без
перехода через разряд

106.

Письменные вычисления без
перехода через разряд

107.

Запись примеров на сложение и
вычитание без перехода через разряд
в столбик

108.

Выполнение письменного сложения,
вычитания чисел в пределах 100 с помощью алгоритма

109.

Сложение с переходом через разряд

Выполняют сложение и
вычитание чисел в пределах 100
без перехода через разряд на
основе приемов письменных
вычислений (с помощью
учителя)
Выполняют сложение и
вычитание чисел в пределах 100
без перехода через разряд на
основе приемов письменных
вычислений (с помощью
учителя)
Выполняют сложение и
вычитание чисел в пределах 100
без перехода через разряд на
основе приемов письменных
вычислений (с помощью
учителя)
Выполняют сложение и
вычитание чисел в пределах 100
без перехода через разряд на
основе приемов письменных
вычислений (с помощью
учителя)
Выполняют сложение чиселв
пределах 100 с переходомчерез
разряд на основе приемов

Выполняют сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без перехода
через разряд на основе приемов
письменных вычислений
Выполняют сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без перехода
через разряд на основе приемов
письменных вычислений
Выполняют сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без перехода
через разряд на основе приемов
письменных вычислений
Выполняют сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без перехода
через разряд на основе приемов
письменных вычислений
Выполняют сложение чиселв
пределах 100 с переходомчерез
разряд на основе приемов

110.

Выполнение проверки правильности
выполнения письменного сложения
перестановкой слагаемых

111.

Сложение с переходом через разряд

112.

Умение выполнять приёмы
письменных вычислений (с записью
примера в столбик) следующих
случаев: сложение двузначных чисел
(35 + 17)
Умение выполнять приёмы
письменных вычислений (с записью
примера в столбик) следующих
случаев: сложение двузначных чисел,
получение 0 в разряде единиц (35 +
25)
Умение выполнять приёмы
письменных вычислений (с записью
примера в столбик) следующих
случаев: сложение двузначных чисел
типа 74+26, получение в сумме числа
100
Выполнение приёмов письменных
вычислений (с записью примера в
столбик) следующих случаев:

113.

114.

115.

письменных вычислений (с
помощью учителя)
Выполняют сложение чиселв
пределах 100 с переходомчерез
разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)
Выполняют сложение чиселв
пределах 100 с переходомчерез
разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)
Выполняют сложение чиселв
пределах 100 с переходомчерез
разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)
Выполняют сложение чиселв
пределах 100 с переходомчерез
разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)

письменных вычислений

Выполняют сложение чиселв
пределах 100 с переходомчерез
разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)

Выполняют сложение чиселв
пределах 100 с переходомчерез
разряд на основе приемов
письменных вычислений

Выполняют сложение чиселв
пределах 100 с переходомчерез
разряд на основе приемов
письменных вычислений (с

Выполняют сложение чиселв
пределах 100 с переходомчерез
разряд на основе приемов
письменных вычислений

Выполняют сложение чиселв
пределах 100 с переходомчерез
разряд на основе приемов
письменных вычислений
Выполняют сложение чиселв
пределах 100 с переходомчерез
разряд на основе приемов
письменных вычислений
Выполняют сложение чиселв
пределах 100 с переходомчерез
разряд на основе приемов
письменных вычислений
Выполняют сложение чиселв
пределах 100 с переходомчерез
разряд на основе приемов
письменных вычислений

116.

сложение двузначного и
однозначного чисел типа 25+7
Решение задач на увеличение,
уменьшение числа в несколько раз,
на несколько единиц

117.

Вычитание с переходом через разряд

118.

Выполнение приёмов письменных
вычислений (с записью примера в
столбик) следующих случаев:
вычитание двузначного числа из
круглых десятков типа 60-23
Проверка правильности выполнения
письменного вычитания обратным
действием – сложением

119.

120.

121.

Выполнение приёмов письменных
вычислений (с записью примера в
столбик) следующих случаев:
вычитание двузначных чисел типа
62-24
Проверка правильности выполнения
письменного вычитания обратным
действием – сложением

помощью учителя)
Выполняют решение простых
арифметических задач на
увеличение, уменьшение числа в
несколько раз на несколько
единиц (с помощью учителя)
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)

Выполняют решение простых
арифметических задач на
увеличение, уменьшение числа в
несколько раз на несколько единиц
Выполняют и вычитание чисел в
пределах 100 и с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений
Выполняют и вычитание чисел в
пределах 100 и с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений
Выполняют и вычитание чисел в
пределах 100 и с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений
Выполняют и вычитание чисел в
пределах 100 и с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений
Выполняют и вычитание чисел в
пределах 100 и с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений

122.

123.

124.

125.

126.

Умение выполнять приёмы
письменных вычислений (с записью
примера в столбик) следующих
случаев: вычитание однозначного
числа из двузначного числа типа 34-9
Выполнение приёмов письменных
вычислений (с записью примера в
столбик) следующих случаев:
вычитание двузначных чисел,
получение в разности однозначного
числа (62 – 54)
Итоговая контрольная работа

Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)

Выполняют и вычитание чисел в
пределах 100 и с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений
Выполняют и вычитание чисел в
пределах 100 и с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений

Выполняют задания на знание
табличных случаев умножения
чисел 2-9 с проверкой
правильности вычислений по
таблице умножения чисел 2-9
Выполняют сложение и
вычитание чисел в пределах 100
без перехода через разряд, с
переходом через разряд на
основе приемов письменных
вычислений
Работа над ошибками
Выполняют сложение и
вычитание чисел в пределах 100
с переходом через разряд на
основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)
Умножение и деление с числами 0, 10 – 7 часов

Выполняют задания на знание
табличных случаев умножения
чисел 2-9
Выполняют сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без перехода
через разряд, с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений

Умножение 0 и на 0

Применяют правила умножения
числа 0.

Применяют правила умножения
числа 0.

Выполняют сложение вычитание
чисел в пределах 100 и с переходом
через разряд на основе приемов
письменных вычислений

127.

Деление 0 на число

128.

Умножение и деление числа 0
Взаимное положение геометрических
фигур

129.

Умножение 10 и на 10

130.

Деление на 10

Понимают связь таблиц
умножения и деления,
пользуются таблицами
умножения на печатной основе
для нахождения произведения и частного (с помощью учителя)
Применяют правило деления 0
на число
Понимают связь таблиц
умножения и деления,
пользуются таблицами
умножения на печатной основе
для нахождения произведения и
частного (с помощью учителя)
Узнают, называют, моделируют
взаимное положение двух
геометрических фигур;
нахождение точки пересечения
без построения
Применяют правила умножения
числа 10.
Понимают связь таблиц
умножения и деления,
пользуются таблицами
Применяют правило деления 10
на число
Понимают связь таблиц
умножения и деления,
пользуются таблицами
умножения на печатной основе
для нахождения произведения и
частного (с помощью учителя)

Понимают связь таблиц умножения
и деления, пользуются таблицами
умножения на печатной основе для
нахождения про- изведения и
частного
Применяют правило деления 0 на
число
Понимают связь таблиц умножения
и деления, пользуются таблицами
умножения на печатной основе для
нахождения произведения и
частного
Узнают, называют, моделируют,
строят взаимное положение двух
геометрических фигур; нахождение
точки пересечения
Применяют правила умножения
числа 10.
Понимают связь таблиц умножения
и деления, пользуются таблицами
Применяют правило деления 10 на
число
Понимают связь таблиц умножения
и деления, пользуются таблицами
умножения на печатной основе для
нахождения произведения и
частного

132.

Решают примеры с неизвестным
слагаемым, обозначенным
буквой «х» (с помощью учителя)
Простые арифметические задачи на
Решают примеры с неизвестным
нахождение неизвестного слагаемого: слагаемым, обозначенным
краткая запись задачи, решение
буквой «х» (с помощью учителя)
задачи с проверкой
Повторение – 4 часа

Решают примеры с неизвестным
слагаемым, обозначенным буквой
«х»
Решают примеры с неизвестным
слагаемым, обозначенным буквой
«х»

133.

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

Выполняют сложение вычитание
чисел в пределах 100 и с переходом
через разряд на основе приемов
письменных вычислений

134.

Сложение и вычитание чисел в
пределах 100 без перехода через
разряд

135.

Умножение и деление чисел в
пределах 100

131.

Нахождение неизвестного слагаемого

Выполняют сложение и
вычитание чисел в пределах 100
с переходом через разряд на
основе приемов письменных
вычислений (с помощью
учителя)
Выполняют сложение и
вычитание чисел в пределах 100
с переходом через разряд на
основе приемов письменных
вычислений (с помощью
учителя)
Пользуются таблицей
умножения и деления чисел 2-9
Выполняют решение простых
арифметических задач на
увеличение, уменьшение числа в
несколько раз на основе
действий с предметными
совокупностями,
иллюстрирования содержания
задачи (с помощью учителя)

Выполняют сложение вычитание
чисел в пределах 100 и с переходом
через разряд на основе приемов
письменных вычислений
Знают таблицу умножения и
деления чисел 2-9 Выполняют
решение простых арифметических
задач на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз на основе
действий с предметными
совокупностями, иллюстрирования
содержания задачи

136.

Знание табличных случаев
умножения чисел 2-9 с проверкой
правильности вычислений по таблице
умножения чисел 2-9

Пользуются таблицей
умножения и деления чисел 2-9
Выполняют решение простых
арифметических задач на
увеличение, уменьшение числа в
несколько раз на основе
действий с предметными
совокупностями,
иллюстрирования содержания
задачи (с помощью учителя)

Знают таблицу умножения и
деления чисел 2-9 Выполняют
решение простых арифметических
задач на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз на основе
действий с предметными
совокупностями, иллюстрирования
содержания задачи

Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Учебно-методическое обеспечение:
Алышева Т.В. Математика. 4 класс. Примерная рабочая программа для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Алышева Т.В. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную
программу
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 1.
Алышева Т.В. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную
программу
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 2.
Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч.1.
Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч.2.
Технические средства:

классная доска;
персональный компьютер (ноутбук, планшет);
Учебно-практическое оборудование:
• наборы счетных палочек;
• раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный
материал (шишки, желуди и пр.);
• геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар,
куб, брус); трафареты и шаблоны геометрических фигур;
• набор предметных картинок;
• карточки с числами 1-10; 11-20.
• наборное полотно;
• дидактические игры (настольно-печатные и пр.);
• индивидуальные оцифрованные ученические линейки.
•
•


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».