ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия» и являются обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» во 2 классе рассчитана на 102 часа (34 учебные недели) и составляет 3 часа в неделю в форме групповых занятий.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» во 2 классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой
практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
− повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
3
− закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
− вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
4
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного
усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в
развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и
расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его
в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического
строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений
и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, –
предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых
письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком
уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода,
жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
− практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
− наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
5
− словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при
восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний,
различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
− упражнения для развития артикуляционной моторики;
− упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
− дыхательная гимнастика;
− коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
− формирование фонематических процессов;
− работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
− работа над предложением, текстом;
− обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является уточнение артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
6
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
п/п
часов
1
Обследование устной и письменной речи
10
2.
Звуки и буквы
10
3.
Звуко-буквенный анализ
8
4.
Ударение
6
5.
Слоговой состав слова
8
6.
Согласные звуки
10
7.
Работа над словом
12
8.
Работа над предложением
28
9.
Предлоги
10
Итого:
102
7
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− принятие и освоение социальной роли обучающегося,
− формирование представления о смысле учения в школе, положительного отношения к логопедическим занятиям;
− умение входить и выходить из учебного помещения со звонком, используя в распространенной фразе свои намерения;
− ориентировка в пространстве класса, употребляя словарь наречий
пространственного значения;
− развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности;
− развитие умения слушать указания и инструкции учителя-логопеда,
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
− развитие умения слушать собеседника и понимать речь других;
− умение производить элементарную самооценку результатов выполненной практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения.
Предметные:
Минимальный уровень:
− четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке;
− называть отличия гласных и согласных звуков; правильно обозначать
звуки буквами;
− производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
− дифференцировать
звуки,
имеющие
тонкие
акустико-
артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
8
− анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные
и согласные, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
− списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
− писать под диктовку слова;
− составлять предложение по образцу;
− участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей отвечать на
вопросы и задавать их.
Достаточный уровень:
− знать название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков.
Роль звуков в различении слов. Правильно произносить слова различной
звуко-слоговой структуры, знать правила орфоэпии (на материале изученных слов);
− делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по
слогам;
− различать твердые и мягкие согласные. Обозначать на письме мягкость согласных гласными второго ряда и мягким знаком;
− распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их
буквами в сильных
− позициях, знать правило проверки звонких согласных на конце слова;
− правильно употреблять разделительный мягкий знак в словах;
− определять количество слов в предложении на слух, место слова;
− составлять предложения с заданным количеством слов; выделять
предложения из речи и текста;
− правильно употреблять предлоги;
− списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
9
− писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
− связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4
пункта).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учительлогопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые
способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования (с конца 2го триместра 2 класса). Итоговые работы могут состоять из списывания,
диктанта.
10
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит
дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых
ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи:
первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга
устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является
учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
− высокий – 100 - 80%;
− выше среднего – 79,9 -65%;
− средний – 64,9 - 45%;
− низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и
наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий
отследить динамику его речевого развития.
11
IV.
№
Тема
Дата Колво
часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Обследование устной и письменной речи – 6 часов
1.
Обследование звукопроизносительной
стороны речи
1
Выявление умения ребенка
произносить тот иной звук изолированно, в слове, в предложении.
Придумывание короткой фразы
с заданным словом
Произносят звуки, слова (где
звук находится в разных позициях). Подбирает картинки
на заданный звук с помощью
учителя – логопеда
2.
Обследование экспрессивной и импрессивной стороны
речи
1
Понимание обращенной речи.
Выполнение предъявляемых на
слух словесных инструкций
различной сложности
Отвечают на вопросы учителя-логопеда.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно.
Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда
3.
Обследование связной речи, словарного запаса
1
Выявление степени сформированности развернутого самостоятельного высказывания
Восстанавливают последовательность сюжета с опорой
на инструкцию. Составляют
фразы по сюжетным картинкам с помощью учителя-
Произносят звуки, слова (где
звук находится в разных позициях), предложения. Придумывает короткие фразы с заданным словом.
Подбирает картинки на заданный звук
Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Произносят звуки, слоги, слова
и фразы.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления.
Составляют фразы по сюжетным картинкам
Восстанавливают последовательность сюжета.
Составляют фразы по сюжетным картинкам
логопеда
4.
Обследование грамматического строя
речи, слоговой
структуры слова
1
5.
Обследование навыка чтения
1
6.
Обследование навыка письма
1
Выявление правильности построения грамматической
структуры предложения; использования падежных форм
существительных; правильное
употребление рода различных
частей речи; форм ед. и мн.
числа.
Произнесение звуков в слове,
определения их количества и
последовательность
Чтение слов, предложений,
простых текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного (прослушанного) текста
Написание диктанта
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления
Читают слоги и слова.
Отвечают на вопросы с опорой на картинку
Читают доступный текст правильно, по слогам, сознательно,
соблюдая паузы на знаках препинания
Списывают с печатного
шрифта доступный текст
Умеют писать под диктовку
текст
Звуки и буквы - 10 часов
7-8
Звук.
Звуковой состав
слова
2
Уточнение представлений о
существенных признаках звуков.
Развитие фонематического восприятия
Умеют называть органы артикуляции, которые участвуют в образовании звуков с
опорой на профили артикуляции
9-10
Звуки и буквы.
Гласные и согласные
2
Различение гласных и согласных звуков и букв.
Умеют на слух различать
гласные и согласные звуки в
Знают способы образования
различных звуков.
Умеют называть органы артикуляции, которые участвуют в
образовании звуков.
Умеют определять количество и
порядок звуков в слове
Знают и различают, что такое
гласные и согласные звуки.
13
Знакомство с артикуляцией
звуков и способами их образования
Различение гласных и согласных звуков и букв.
Дифференциация условных
обозначений звуков
односложных и двусложных
словах.
Обозначают звуки цветовыми сигнальными карточками.
Составляют звуковую схему
слов с помощью учителялогопеда
11-12
Гласные и согласные.
Звуки и буквы.
Тренировочные
упражнения
2
13-14
Выделение гласных
1 ряда из слогов и
слов
2
Выделение гласных звуков первого ряда на слух.
Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков.
Определение наличия/отсутствия звука в слове на
слух.
Запись буквы, соответствующей гласному звуку
Умеют выделять начальную
гласную в ударной позиции
из слов и записывать соответствующую букву.
Определяют наличие/отсутствие звука в слове
на слух с помощью учителялогопеда
15-16
Гласные 2 ряда
2
Образование гласных звуков
второго ряда.
Выделение гласных звуков и
соответствующих букв в слогах
и словах и их запись
Знают и называют гласные
звуки второго ряда.
Выделяют начальный гласный звук из слов
17-18
Звуковой анализ односложных слов
2
Звуко - буквенный анализ слов -8 часов
Определение количества и поУмеют анализировать звукорядка звуков и букв в одновой состав слов.
сложных словах.
Умеют называть и записыРазвитие фонематического слу- вать недостающую букву в
Умеют выявлять особенности
звуков при произношении.
Умеют изображать с помощью
условных символов гласные и
согласные звуки.
Умеют находить заданную
гласную и согласную букву из
ряда букв.
Умеют подбирать слова на
гласные и согласные звуки
Умеют по артикуляции учителя-логопеда произносить соответствующие гласные звуки.
Умеют выделять начальную
гласную из слов и записывать
соответствующую букву.
Определяют наличие/отсутствие звука в слове на
слух.
Умеют называть гласный звук в
односложных словах
Знают и называют гласные звуки второго ряда.
Выделяют гласные звуки второго ряда из слов, показывают и
записывают соответствующую
букву
Умеют анализировать звуковой
состав слов.
Умеют называть и записывать
недостающую букву в слове.
14
ха и восприятия
19-20
Звуковой анализ
двусложных слов с
прямыми слогами
2
21-22
Звуковой анализ
двусложных слов с
обратными слогами
2
23-24
Звуковой анализ
двусложных слов в
слогах со стечением
согласных
2
25-26
Ударение
2
27-28
Выделение ударного
слога
2
29-30
Выделение ударной
гласной
2
слове с помощью учителялогопеда.
Умеют составлять слова из
букв разрезной азбуки
Определение количества и порядка звуков и букв в двусложных словах с прямыми слогами.
Развитие фонематического слуха и восприятия
Определение количества и порядка звуков и букв в двухсложных словах слов с обратными слогами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Определение количества и порядка звуков и букв в двухсложных словах в слогах со
стечением согласных.
Развитие фонематического слуха и восприятия
Ударение – 6 часов
Знакомство со значением удаУмеют отхлопывать ритмирения в речи.
ческий рисунок слова.
Развитие умения правильно
Умеют воспроизводить ритм
ставить ударение в словах.
слова с выделением ударного
Чтение слов парами
гласного путём отстукивания, отхлопывания с помощью учителя-логопеда
Определение ударного слога.
Использование ритмического
рисунка для определения ударного слога
Выделение ударной гласной в
слове.
Умеют образовывать слова из
предложенных звуков и букв.
Умеют составлять слова из букв
разрезной азбуки.
Умеют сравнивать по смыслу и
звучанию слова, отличающиеся
одним звуком.
Умеют подбирать слова к заданным схемам и записывать их
Умеют отхлопывать ритмический рисунок слова.
Умеют воспроизводить ритм
слова с выделением ударного
гласного путём отстукивания,
отхлопывания.
Умеют слышать ударный гласный звук в слове.
Умеют понимать значение слова, когда ударение перемещается
15
31-32
33-34
Слоговой состав
слова:
деление на слоги
двухсложных слов
Слоговой состав
слова:
деление на слоги
трехсложных слов
2
2
Наблюдение за перемещением
ударения в группах однокоренных слов
Слоговой состав слова – 8 часов
Закрепление представлений о
Умеют делить слова на слоги
слоге как части слова.
с помощью ритмической
Деление двусложных слов на
опоры.
слоги
Умеют составлять слова из
слогов с помощью учителя Закрепление представлений о
логопеда
слоге как части слова.
Деление трехсложных слов на
слоги
Умеют делить слова на слоги.
Умеют составлять из слогов
слова.
Умеют определять количество
слогов в слове.
Умеют выделять первый, второй, третий слог из слова
16
3536
Слогообразующая
роль гласных
2
Закрепление понятия о слоге.
Выделение гласных в словах
3738
Слоговой состав
слова.
Составление слов из
слогов.
Определение порядка слогов в слове
2
Составление слов из слогов.
Деление слов на слоги.
Определение количества слогов
в слове.
Расширение словарного запаса
3940
Твердые и мягкие
согласные звуки
2
4142
Мягкий согласный
звук в конце слов (с
помощью Ь знака)
2
4344
Мягкий согласный
звук в середине слова (с помощь Ь зна-
2
Умеют выделять голосом
гласные звуки из слогов и
слов
Умеют составлять слова из
слогов с помощью учителя логопеда.
Умеют подбирать слова по
заданному первому слогу
Согласные звуки – 10 часов
Различение звучания твердых и Умеют различать твердое и
мягких согласных звуков. Обо- мягкое звучание согласных
значение твердых и мягких созвуков.
Умеют называть согласный
гласных с помощью сигнальных карточек (синего, зеленого звук, который звучит мягко
цвета)
или твердо с помощью учителя-логопеда
Обобщение знаний об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквой «мягкий
знак» в конце слова.
Упражнения в различении
твердых и мягких согласных
звуков в словах
Обобщение знаний об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквой «мягкий
Умеют дифференцировать
твердые и мягкие согласные
звуки.
Используют знания на практике произношения и правописания (в том числе нормы
правописания мягкого знака
в конце и в середине слова с
помощью учителя-логопеда
Умеют выделять гласные звуки
из слогов и соотносить с их количеством
Умеют составлять слова из слогов.
Умеют подбирать слова с заданным количеством слогов.
Умеют подбирать слова по заданному слогу
Умеют различать твердое и
мягкое звучание согласных звуков.
Умеют называть согласный
звук, который звучит мягко или
твердо.
Умеют использовать сигнальные карточки для условного
обозначения твердых и мягких
согласных звуков (синий, зеленый цвет)
Умеют дифференцировать
твердые и мягкие согласные
звуки.
Умеют обозначать мягкость согласного звука на письме (в
конце и середине слова с помощью буквы «ь» мягкий знак);
правильно писать слова с мягким знаком в конце и в середине слова
17
ка)
знак» в середине слова.
Упражнения в различении
твердых и мягких согласных
звуков
18
45-46
Обозначение мягкости согласных звуков при помощи
гласных 2 ряда
2
47-48
Буквы Ё, Е, Ю, Я.
Звуко-буквенный
анализ слов
2
49-50
Слово, как часть
предложения, его
лексическое значение
2
Обобщение знаний об обозначении мягкости согласных звуков на письме гласными буквами второго ряда
Умеют выделять мягкие согласные звуки перед гласным
второго ряда.
Умеют называть согласный
звук, который звучит мягко
при помощи учителялогопеда
Умеют выделять мягкие согласные звуки перед гласным
второго ряда.
Умеют называть согласный, который звучит мягко.
Умеют обозначать на письме
мягкость согласного звука с
помощью гласных звуков второго ряда
Выделение йотированных букв Умеют выделять и правильно Умеют выделять и правильно
в словах.
писать йотированные гласписать йотированные гласные в
Развитие фонематического слу- ные в начале слова
словах.
ха и восприятия
Умеют называть йотированный
гласный, который смягчает согласный звук
Работа над словом – 12 часов
Знакомство со словом, как
Умеют называть слова, опре- Имеют представление о «слове»
структурной единицей предло- делять их лексическое значе- как части предложения, его
жения.
ние с помощью учителялексическом значении.
Развитие речи и кругозора обу- логопеда.
Знают и понимают слова, обочающихся.
Различают слова, обозначазначающие живые и неживые
Практическое усвоение слов,
ющие живые и неживые
предметы.
обозначающих живые и нежипредметы, используя помощь Умеют изображать слова гравые предметы.
фически. Усваивают слова, обоучителя-логопеда
Усвоение понятия «слово» как
значающие «живые» и «нежичасти предложения, его лексивые» предметы.
ческого значения.
Умеют изображать слова граРазвитие умения графически
фически
изображать слова, обозначающие предметы.
Развитие зрительного внимания
и памяти
19
51-52
Слова, обозначающие предмет
2
53-54
Слова, обозначающие предмет.
Распознавание слов,
отвечающих на вопросы кто? что?
2
Слова, обозначающие действие предмета.
Слова, отвечающие
на вопросы: что делает? Что делать?
2
55-56
Формирование умения различать предмет и слово, как
название этого предмета.
Соотнесение вопросов кто?
что? и слов, обозначающих
название предмета.
Развитие зрительного внимания
и памяти
Формирование умения отличать
слова, отвечающие на вопрос
«кто?» от слов, отвечающих на
вопрос «что?» с опорой на их
значение.
Развитие слухового внимания и
памяти
Умеют классифицировать и
называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие предметы, ставить к
словам правильный вопрос
Имеют представление о словах,
обозначающих предметы.
Умеют ставить правильный вопрос к словам, обозначающим
«живые» и «неживые» предметы.
Умеют выделять слова, обозначающие предметы, среди других слов и изображать графически
Знакомство со словами, отвечающими на вопрос «что делает?» и обозначающими действие предмета.
Сопоставление вопроса, на который отвечает слово, с его
значениемРазвитие правильного представления
о связи между вопросом, на который отвечает слово, и его
значением.
Подбор слов, отвечающих на
вопросы: «что делает?», «что
делать?».
Развитие слухового внимания и
памяти
Называют с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие действие предмета и
ставят к ним правильный вопрос.
Составляют предложение с
опорой на картинку, используя слова-предметы и словадействия
Выделяют слова, обозначающие действие предмета и ставят
к ним вопрос. Умеют изображать слова графически.
Умеют подбирать слова, отвечающие на вопросы: «что делает?», «что делать?».
Составляют предложение, используя слова-предметы и слова-действия
20
Простое двусоставное нераспространенное предложение
– тренировочные
упражнения в различении слов, обозначающих предметы и
действия предметов
Слова, обозначающие признаки предметов
2
Составление предложения, состоящего из слов, обозначающих предметы и действия
предметов.
Наблюдение за связью слов в
предложении
2
61-62
Уточнение и закрепление понятия
"предложение"
2
Формирование представления о Называют с помощью учитероли в нашем языке слов, оболя-логопеда слова, обозназначающих признаки предмечающие признак предмета, и
тов.
ставят к ним правильный воФормирование умения ставить прос
к слову вопрос.
Развитие слухового внимания и
памяти
Работа над предложением – 28 часов
Знакомство с предложением,
С помощью учителякак основной единицей речи,
логопеда составляют проотражающей законченную
стое нераспространенное
мысль.
предложение с опорой на
Развитие кругозора и речи
картинку
63-64
Интонационное
оформление предложений
2
65-66
Предложение. Первичное понимание о
видах предложения
по цели высказыва-
2
57-58
59-60
Слушание, чувствование и понимание интонационной законченности предложения.
Развитие слухового восприятия
Понимание видов предложения
по цели высказывания.
Знакомство с функцией предложения.
Усваивают понятие о словах,
обозначающих признаки предмета, умеют правильно изменять слова по родам; изображают слова графически
Умеют определять синтаксическую основу предложения.
Составляют простое нераспространенное предложение, следят
за правильностью произнесения
фразы
Умеют произносить простые Умеют слышать, чувствовать,
предложения, делая останов- понимать интонационную заку в конце предложения.
конченность предложения по
По образцу учителя-логопеда цели высказывания,
правильно произносят пред- правильно передавать темброложения по цели высказыва- вую окраску предложения в сония
ответствии с заданием учителялогопеда, опираясь на слуховое
21
67-68
ния
Развитие умения составлять предложения из 3 слов, знакомство с главными
членами предложения
2
69-70
Развитие умения составлять предложения из слов, данных
в начальной форме
2
71-72
Развитие умения составлять предложения по картинке с
использованием
опорных слов
Грамматическое
оформление предложения и его распространение
2
Согласование глагола с именем существительным в роде
и числе
2
73-74
75-76
2
Развитие слухового восприятия
Составление предложений.
Знакомство с главными членами предложения.
Установление связи слов в
предложении по наводящим
вопросам
Составление предложений из
слов, данных в начальной форме.
Произношение предложений с
различной интонацией.
Развитие слухового восприятия
Составление предложений по
сюжетной картинке.
Упражнения в грамматическом
оформлении предложений
Согласование различных частей
речи (имени существительного
с глаголом в роде и числе; имени существительного с именем
прилагательным в роде, числе и
падеже)
Согласование слов в предложении с данными словами в различных формах.
Составление предложений со
словами, данными в начальной
форме.
Укрепление речевого внимания
Составляют с помощью учителя-логопеда предложения
из 3-х слов:
- из слов, данных в начальной форме;
-по картинке с использованием опорных слов.
Умеют ставить к каждому
слову в предложении вопрос,
используя помощь педагога
Согласовывают с помощью
наглядности слова-предметы
со словами действиями.
Умеют
закончить предложения по
образцу учителя-логопеда.
Составляют предложение из
2-х слов с опорой на картинку
восприятие
Умеют самостоятельно составлять предложения из 3-х слов:
- из слов, данных в начальной
форме;
-по картинке с использованием
опорных слов; ставят к каждому слову в предложении вопрос.
Умеют составлять графические
схемы простого предложения
Умеют правильно согласовывать различные части речи,
вставлять подходящее по смыслу слово.
Распространяют предложения в
следующей последовательности: кто? что? что делает?
Составляют самостоятельно
предложения с опорой (без
опоры) на картинку из 2-х слов
и распространяют его
22
77-78
Управление.
Винительный падеж
Тренировочные
упражнения
2
79-80
Управление.
Родительный падеж
Тренировочные
упражнения
2
Развитие умения дополнять
предложения по вопросам учителя-логопеда.
Развитие умения отвечать на
вопросы полным предложением
с соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций.
Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Упражнения в составлении
предложений из данных слов.
Дополнение словосочетаний и
предложений по вопросам и
картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Развитие умения отвечать полным предложением на вопросы
учителя-логопеда с соблюдением правильного использования
предложно-падежных конструкций.
Осуществлять дополнение словосочетаний по вопросам и картинкам с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций.
Развитие умения заканчивать
предложения, вставляя пропу-
Умеют заканчивать словосочетание, отвечая на вопрос
учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложениях с опорой на
картинку
Умеют заканчивать предложения по вопросам учителялогопеда.
Умеют дополнять предложения
подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Составляют
предложения из данных слов.
Находят в тексте ошибки и исправляют их
Умеют заканчивать словосочетание, отвечая на вопрос
учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку
Умеют заканчивать предложения по вопросам учителялогопеда.
Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в
нужном падеже. Составляют
предложения из данных слов.
Находят в тексте ошибки и исправляют их
23
81-82
Управление.
Дательный падеж
Тренировочные
упражнения
2
83-84
Управление.
Творительный падеж
Тренировочные
упражнения
2
85-86
Управление.
Предложный падеж
Тренировочные
2
щенные слова по смыслу.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Развитие умения дополнять
предложения по вопросам учителя-логопеда.
Развитие умения отвечать на
вопросы полным предложением
с соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций.
Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами и
изменяя слова, данные в скобках по смыслу.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Развитие умения отвечать полным предложением на вопросы
учителя-логопеда с соблюдением правильного использования
предложно-падежных конструкций.
Развитие умения заканчивать
предложения, вставляя пропущенные слова по смыслу.
Развитие умения подбирать
подходящие по смыслу слова к
данным предложениям
Развитие умения отвечать полным предложением на вопросы
учителя-логопеда с соблюдени-
Умеют заканчивать словосочетание, отвечая на вопрос
учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку
Умеют заканчивать предложения по вопросам учителялогопеда.
Умеют дополнять предложения
подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Составляют предложения из данных
слов. Находят в тексте ошибки
и исправляют их
Умеют заканчивать словосочетание, отвечая на вопрос
учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку
Умеют заканчивать предложения по вопросам учителялогопеда.
Умеют дополнять предложения
подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Составляют предложения из данных
слов. Находят в тексте ошибки
и исправляют их
Умеют составлять словосочетания и предложения, отвечая на вопрос учителя-
Умеют записывать предложения по вопросам учителялогопеда.
24
упражнения
87-88
Распространение
предложения.
Тренировочные
упражнения
2
89-90
Предлог, как самостоятельное слово
2
91-92
Работа с предлогами: в, из, до, к, от
2
93-94
Работа с предлога-
2
ем правильного использования
предложно-падежных конструкций.
Развитие умения заканчивать
предложения, вставляя пропущенные слова по смыслу.
Развитие умения подбирать
подходящие по смыслу слова к
данным предложениям
Составление предложений из
данных слов по вопросам, картинкам.
Выделение главных слов в
предложении.
Составление графической схемы распространенного предложения.
Определение последовательности слов в предложении.
логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку.
Умеют дополнять предложения
подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Составляют предложения из данных
слов. Находят в тексте ошибки
и исправляют их
Составляют предложения по
картинкам из 2,3 слов.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда
Составляют предложения из
данных слов в определенной
последовательности по вопросам.
Составляют предложения по
картинкам из 2,3,4,5 и более
слов.
Умеют распространять предложения по вопросам
Предлоги – 10 часов
Формирование представлений о Знакомятся с предлогами и
предлоге, как слове и его роли в учатся выделять их в словосоречи.
четании и предложении с поОтработка пространственного
мощью учителя-логопеда
значения предлогов.
Правильное использование
предлогов в речи
Усвоение правила о раздельном Умеют различать пространнаписании предлогов с другими ственное
словами.
значение предлогов.
Правильное использование
Используют предлоги с по-
Знакомятся с предлогами, их
значением и ролью в
словосочетаниях и предложениях.
Учатся употреблять
предлоги в устной речи
Усваивают правило раздельного правописания предлогов
со словами.
Умеют выделять предлоги в
25
ми: для, без
Работа с предлогами: над, под, из-под
из, за, из-за
2
Работа с предлогами: через, сквозь,
между, у, около,
возле
2
99.
Обследование импрессивной и экспрессивной стороны
речи
1
100.
Обследование импрессивной и экспрессивной стороны
речи
1
95-96
97-98
предлогов в падежных конструкциях.
Развитие слухового восприятия
мощью учителя-логопеда при
составлении предложения
Обследование устной и письменной речи – 4 часа
Понимание обращенной речи.
Умеют отвечать на вопросы
Выполнение предъявленных на учителя-логопеда.
Умеют воспроизводить слогослух словесных инструкций
вые цепочки, слова, словосоразличной сложности.
четания, предложения сопряженно и отраженно.
Составляют фразы по предметным картинкам с помощью
учителя-логопеда.
Понимание обращенной речи.
Выполнение предъявленных на
слух словесных инструкций
различной сложности.
Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно.
Составляют фразы по пред-
предложении.
Различают предлоги, используя схему.
Правильно употребляют предлоги в речи
Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда.
Произносят и воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических конструкций, грамматических
связей согласования, управления.
Составляют фразы по сюжетным картинкам
Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда.
Произносят и воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения.
26
метным картинкам с помощью
учителя-логопеда.
101.
Обследование устной речи
1
Чтение слов, предложений,
простых текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного (прослушанного) текста
Читают слоги и слова.
Отвечают на вопросы с опорой на картинку
102.
Обследование письменной речи
1
Написание диктанта.
Работа над ошибками
Умеют списывать предложенный текст с печатного варианта.
Умеют написать слова или
простую фразу с помощью
учителя-логопеда.
Понимают смысл различных
логико-грамматических конструкций, грамматических
связей согласования, управления.
Составляют фразы по сюжетным картинкам
Читают доступный текст правильно, по слогам, осознано,
соблюдая паузы на знаках
препинания.
Пересказывают прочитанный
материал
Умеют писать под диктовку
текст.
Умеют находить допущенные
ошибки и исправлять их после
предварительного анализа и
разбора учителем-логопедом
27
Учебно-методическое обеспечение программы:
-Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы Э. В.
Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский язык. 2 класс.– М.: «Просвещение»,
2022 г.
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.18.
1.19.
1.20
1.23.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.6.
3.7.
3.8.
4.
5.
Материально-техническое обеспечение программы
Демонстрационные таблицы:
Гласные звуки и буквы
Согласные звуки и буквы
Правописание безударных гласных в корне
Правописание согласных в корне
Гласные после шипящих
Члены предложения
Однородные члены предложения
Состав слова
Ь после шипящих
Приставки пиши слитно
Правописание предлогов
Суффиксы
Окончания имен существительных
Три склонения имен существительных
Падежи
Изменение глаголов по числам
«НЕ» с глаголами
Изменение глаголов по временам
Части речи
Раздаточный дидактический материал по разделам:
«Слово»
«Состав слова»
«Предложение»
«Части речи: глаголы в предложении»
Ребусы
Кроссворды
Раздаточный материал по темам:
«Словарные слова»
«Предложение»
«Гласные и согласные в корне слова»
«Приставка и предлог»
«Падежи»
Диктанты (5-9 классы)
Орфографический словарик. П.А.Грушников.
Демонстрационный материал «Звери»
Магнитные цифры
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
папка
папка
папка
папка
папка
папка
1
1
1
1
1
1
набор
набор
набор
набор
набор
набор
шт
А4
набор
1
1
1
1
2
1
10
1
1
29