ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия» и являются обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 3 классе рассчитана на 102
часа (34 учебные недели) и составляет 3 часа в неделю в форме групповых занятий.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 3 классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой
практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
− повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
3
− закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
− вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
4
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного
усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в
развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и
расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его
в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического
строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений
и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, –
предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых
письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком
уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода,
жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
− практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
− наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
5
− словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной
способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных
для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
− упражнения для развития артикуляционной моторики;
− упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
− дыхательная гимнастика;
− коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
− формирование фонематических процессов;
− работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
− работа над предложением, текстом;
− обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является уточнение артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
6
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
п/п
часов
1.
Обследование устной и письменной речи
10
2.
Предложение. Развитие анализа структуры
20
предложения
3.
Грамматическое оформление предложения и его
10
распространение
4.
Слоговой состав слова
8
5.
Ударение
6
6.
Звуки и буквы
2
7.
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда
12
8.
Дифференциация согласных звуков и букв
34
Итого:
102
7
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением;
− расширение представлений о многообразии окружающего мира;
− ориентировка в пространстве класса;
− умение слушать указания и инструкции учителя-логопеда, понимать
заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
− развитие умения оформлять свои мысли в устной форме на уровне
предложения (нескольких предложений), принимать участие в диалоге;
− умение корригировать собственную деятельность в соответствии с
высказанным замечанием, оказанной помощью, элементарной самооценкой результатов выполнения учебного задания;
− формирование умения оценивать совместно с учителем-логопедом
результат своих действий и действий одноклассников.
Предметные:
Минимальный уровень:
− четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке;
− производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
− дифференцировать звуки;
− находить основные грамматические термины: предложение, словосочетание, слово, слог, определять и обозначать на письме гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой;
− находить и правильно писать предлоги;
− составлять и распространять предложения по картинке;
8
− подбирать по вопросам названия предметов и действий;
− списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и
рукописного текста;
− связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3
пункта).
Достаточный уровень:
− иметь обобщенные представления о звуковой стороне речи;
− проводить звуко-буквенный и слоговый анализ слов;
− обозначать мягкость согласных на письме;
− дифференцировать согласные по звонкости-глухости;
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику, использовать программную терминологию;
− объяснять лексическое значение слов;
− владеть способами словообразования с помощью суффиксов и приставок;
− различать приставки и предлоги;
− распознавать имена существительные и прилагательные; согласовывать существительные с прилагательными, изменять по родам и числам,
знать грамматические признаки глагола; уметь изменять глаголы по числам и временам; согласовывать существительные с глаголами в числе;
− интонационно правильно произносить предложения;
− выделять конец предложения соответствующими знаками препинания;
− составляют предложение из слов и по картине;
− восстанавливать деформированный текст;
− устанавливать связь между словами в предложении;
− списывать текст целыми словами, писать под диктовку (15-20 слов);
9
− связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4
пункта).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учительлогопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые
способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в
форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
10
В основу организации процедуры логопедического мониторинга
устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является
учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
− высокий – 100 - 80%;
− выше среднего – 79,9 -65%;
− средний – 64,9 - 45%;
− низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и
наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий
отследить динамику его речевого развития.
11
Тема курса
Дата
№
Кол-во
часов
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Обследование устной и письменной речи – 6 часов
1.
Обследование звукопроизносительной
стороны речи
1
2.
Обследование экспрессивной стороны
речи и импрессивной
стороны речи
1
Выявление умения произносить тот иной звук
изолированно, в слове, в
предложении.
Придумывание короткой
фразы с заданным словом
Понимание обращенной
речи.
Выполнение предъявляемых на слух словесных
инструкций различной
сложности
Произносят звуки, слова (звук
находится в разных позициях).
Подбирают картинки на заданный звук с помощью учителя – логопеда
Произносят звуки, слова (где
звук находится в разных позициях), предложения. Придумывают
короткие фразы с заданным словом.
Подбирают картинки на заданный звук
Отвечают на вопросы учителя- Отвечают на вопросы учителялогопеда.
логопеда.
Умеют воспроизводить слого- Произносят, воспроизводят звувые цепочки, слова, словосоки, слоги, слова и фразы.
четания, предложения сопряУмеют воспроизводить слоговые
женно и отраженно.
цепочки, слова, словосочетания,
Составляют фразы по предпредложения.
метным картинкам с помощью Понимают смысл различных лоучителя-логопеда
гико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления.
Составляют фразы по сюжетным
картинкам
3.
Обследование связной речи, словарного
запаса
1
4.
Обследование грамматического строя
речи, слоговой
структуры слова
1
5.
Обследование навыка чтения
1
6.
Обследование
навыка письма
1
Выявление степени
уровня сформированности развернутого самостоятельного высказывания
Выявление правильности
построения грамматической структуры предложения; использования
падежных форм существительных; правильное
употребление рода различных частей речи;
форм единственного и
множественного числа.
Произнесение звуков в
слове, определение их
количества и последовательность
Чтение слов, предложений, простых текстов.
Ответы на вопросы учителя-логопеда.
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста
Написание диктанта
Восстанавливают последовательность сюжета с опорой на
инструкцию. Составляют фразы по сюжетным картинкам с
помощью учителя-логопеда
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно
Восстанавливают последовательность сюжета.
Составляют фразы по сюжетным
картинкам
Читают слоги и слова.
Отвечают на вопросы с опорой на картинку
Читают правильно доступный
текст, по слогам, осознанно, соблюдая паузы на знаках препинания
Списывают с печатного
шрифта доступный текст.
Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора
Умеют писать под диктовку
текст
Умеют воспроизводить слоговые
цепочки, слова, словосочетания,
предложения.
Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления
13
7-8
Понятие «Предложение»
9-10
Определение границы предложения
в тексте
11-12
Деление текста на
предложения
Предложение. Развитие анализа структуры предложения – 20 часов
2 Определение понятия «Предложе- Составляют и записывают
ние» Составление и запись предло- предложения по картинжений по картинкам.
кам.
Составление графической схемы
Составляют графические
предложения.
схемы предложений.
Определение количества слов в
Определяют количество
предложении.
слов в предложении с поЗакрепление правила записи предмощью учителя-логопеда
ложения.
Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа
2 Дифференциация понятия «ПредРазличают понятия
ложение, Текст».
«Предложение», «Текст».
Закрепление правила записи предУмеют правильно оформложения.
лять предложение.
Формирование умения анализироДелят текст на предложевать интонацию предложений.
ния с помощью учителяФормирование умения находить
логопеда
границы предложений по интонации и смысловой законченности
2 Выделение признаков связного текста.
Развитие умение отграничивать речевые единицы.
Деление связного текста на предложения по интонационной законченности.
Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа
Различают понятия «слово»,
«словосочетание», «предложение».
Осознают предложение как
минимальную единицу речи.
Составляют и записывают
предложения по картинкам.
Составляют графические
схемы предложений.
Определяют количество слов
в предложении
Различают понятия «Предложение», «Текст».
Умеют правильно оформлять
предложение.
Умеют делить текст на предложения.
Анализируют интонацию
предложения, соотносят с
правилом обозначения границ предложения на письме
14
Составление предложений по сюжетной картинке и
определение количества слов
2
Составление и запись предложений
по картинкам.
Составление схемы предложений.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа
Составляют предложения
по сюжетной картинке.
Определяют количество
слов в составленном
предложении с помощью
учителя-логопеда.
Распространяют предложение, постепенно наращивая количество слов с
помощью наводящих вопросов учителя-логопеда
Составляют
предложения по сюжетной
картинке.
Определяют количество слов
в составленном предложении.
Составляют графические
схемы предложений.
Распространяют предложение, постепенно наращивая
количество слов
15-16 Составление предложений из слов,
данных в беспорядке
2
Работа с деформированным предложением
Составляют предложения
из слов, данных в правильной грамматической
форме с помощью учителя-логопеда.
2
Установление смыслового и грамматически правильного порядка
слов в предложении.
Закрепление правил записи предложения.
Составление из разрозненных слов
предложений.
Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной и
неправильной грамматической форме.
Составляют предложения из
данных слов так, чтобы выделенные слова были первыми в предложении.
Составляют предложения,
поставив слова в нужном порядке и падеже.
13-14
17-18
15
19-20
Составление предложений по нескольким картинкам с
изображением предмета в различных
ситуациях
2
Составление предложений по картинкам.
Определение места заданного слова в
предложении.
Ответы на вопросы учителя-логопеда.
Формирование навыков зрительного и
слухового вербального анализа
21-22
Составление предложений с определенным словом
2
Ответы на вопросы учителя-логопеда.
Составление и запись предложения.
Выделение главных членов предложения.
Формирование навыков зрительного и
слухового вербального анализа
23-24
Графический анализ
предложения. Графические схемы.
Составление предложений по графической схеме
2
Составление предложений по заданию.
Изображение предложений графически.
Формирование навыков зрительного и
слухового вербального анализа.
Различение предложений по схемам.
Составление и запись предложения.
Определение количества слов в предложении
Составляют предложения по нескольким картинкам, на которых
изображен один и тот же
предмет в различных ситуациях с помощью учителя-логопеда.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда односложно
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда с опорой на ключевое слово.
Составляют и записывают предложения с определенным словом с помощью учителя-логопеда
Составляют предложение по графической схеме.
Составляют графические
схемы предложений.
Определяют количество
слов в предложении
с помощью учителялогопеда.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда односложно
Составляют предложения по
нескольким картинкам, на
которых изображен один и
тот же предмет в различных
ситуациях.
Определяют место заданного
слова в предложении.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным предложением
Отвечают на вопросы учителя-логопеда с опорой на
ключевое слово.
Составляют и записывают
предложения с определенным словом.
Выделяют главные члены
предложения.
Правильно грамматически
оформляют предложение
Составляют предложение из
слов с использованием опорной схемы.
Составляют графические
схемы предложений.
Определяют количество слов
в предложении.
Выделяют заданное слово из
предложения и определяют
его место.
Грамматически правильно
оформляют предложение.
16
25-26
27-28
29-30
31-32
Определение места
слова в предложении, количества слов
и их последовательность
2
Определение количество слов в предложении и их порядка.
Ответы на вопросы учителя-логопеда
Умеют распространять предложение по заданному количеству слов.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным предложением
Грамматическое оформление предложения и его распространение – 10 часов
Грамматическое
2 Составление предложений по картин- Умеют грамматически
Умеют грамматически праоформление предкам, вопросам и самостоятельно.
правильно оформлять
вильно оформлять предлоложения и его расРаспространение предложений, испредложение, распростра- жение, распространять его
пространение
пользуя правила согласования слов.
нять его с помощью учисамостоятельно.
Ответы на вопросы учителя-логопеда теля-логопеда.
Согласовывают различные
Согласовывают с помочасти речи, вставляют подСогласование глаго2 Развитие умения отвечать на вопрощью наглядности словаходящее по смыслу слово.
ла с именем сущесы учителя-логопеда полным предствительным в роде
ложением с соблюдением правильно- предметы со словами дей- Распространяют предложения в следующей последоваствиями,
го согласования глагола с именем
Умеют закончить предло- тельности: Кто? Что? Что
существительным в роде.
жение по образцу учитеделает?
Упражнения в дополнении предлоля-логопеда.
Составляют самостоятельно
жений по образцу.
Составляют предложение предложения с опорой (без
Развитие умения вставлять пропуиз 2-х слов с опорой на
опоры) на картинку из 2-х и
щенные слова в словосочетаниях и
картинку.
3-х слов и распространяют
предложениях.
его.
Отвечают на вопросы
Укрепление речевого внимания
учителя-логопеда одноОтвечают на вопросы учитеСогласование глаго2 Развитие умения отвечать на вопросложно
ля-логопеда полным предла с именем сущесы учителя-логопеда полным предложением
ствительным в числе
ложением с соблюдением правильного согласования глагола с именем
17
33-34
Согласование имени
прилагательного с
именем существительным в роде
2
35-36
Согласование имени
прилагательного с
именем существительным в числе
2
37-38
Деление слов на слоги
2
существительным в числе.
Развитие умения использовать подходящее слово по смыслу, картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Ответы на вопросы учителя-логопеда
по сюжетной картинке.
Развитие навыка грамматического
оформления предложения.
Описание предмета с опорой на вопрос, картинку.
Расширение активного словаря
Называние слов-признаков предмета.
Дополнение предложений с помощью
недостающих по смыслу слов
Умеют описать основные признаки предметов.
Подбирают к именам
прилагательным слова,
обозначающие предметы-имена существительные в роде и числе с помощью учителялогопеда.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда односложно
Слоговой состав слова - 8 часов
Определение
Умеют делить слова на
количества слогов в словах.
слоги с помощью ритмиСоставление из данных слогов слов с
ческой опоры.
опорой на картинку.
Повторяют заданное
Развитие слухового внимания и памя- слово по слогам
ти
Умеют описать основные
признаки предметов.
Подбирают к именам прилагательным слова, обозначающие предметы-имена существительные в роде и числе.
Умеют ставить вопрос к
имени прилагательному от
имени существительного.
Согласовывают имена прилагательные с именами существительными в роде и
числе.
Подбирают имена прилагательные к именам существительным по вопросам, картинкам.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным предложением
Умеют делить слова на слоги.
Повторяют заданное слово
по слогам и записывают его.
Составляют из слогов слова.
Определяют количество сло18
39-40
Слогообразующая
роль гласного звука
2
Выделение гласных звуков в словах.
Изображение слова графически.
Расширение и активизация словарного
запаса
Называют гласный звук
слога и все гласные звуки в слове.
Записывают только
гласные буквы названных слогов
41-42
Выделение гласных
звуков из слов.
Определение количества слогов в слове
2
Определяют количество
слогов в слове.
Выделяют гласные звуки
и буквы в словах
43-44
Выделение гласных
звуков из слов.
Определение порядка слогов в слове
2
45-46
Ударение. Выделение ударного слога
2
Выделение гласных звуков в словах.
Определение количества слогов в слове.
Составление из слогов слов и запись
по слогам. Расширение и активизация
словарного запаса
Определение количества слогов в словах.
Дополнение слов недостающим по
смыслу слогом.
Развитие слухового внимания и памяти.
Расширение и активизация словарного
запаса
Ударение – 6 часов
Выделение голосом ударного слога.
Определение сильной позиции гласного звука в слове.
Умеют отхлопывать
ритмический рисунок
слова.
гов в слове.
Называют первый, второй,
третий слог.
Подбирают и называют слово с заданным слогом
Называют гласный звук слога и все гласные звуки в слове.
Записывают только гласные
буквы названных слогов и
слов.
Подбирают и называют слог
с соответствующим гласным
звуком, записывают его
Определяют количество слогов в слове.
Называют первый, второй,
третий слог.
Придумывают и
называть слово с заданным
слогом.
Выделяют гласные звуки и
буквы в словах.
Наращивают слово с помощью слогов
Умеют отхлопывать ритмический рисунок слова.
Воспроизводят ритм слова с
19
Постановка ударения в словах.
Развитие фонематического слуха и
восприятия
47-48
Выделение ударной
гласной
2
49-50
Смыслоразличительная роль ударения
2
51-52
Согласные и гласные
2
Выделение голосом ударного слога.
Умение находить ударный гласный
звук.
Развитие фонематического слуха и
восприятия.
Развитие чувства языка
Подбор к слову соответствующей
картинки.
Выбор слова с одинаковым написанием, но разным значением.
Расширение и активизация словарного запаса
Воспроизводят ритм
слова с выделением
ударного гласного звука
путём отстукивания, отхлопывания с помощью
учителя-логопеда
Подбирают к слову соответствующую картинку.
Сравнивают звучание пар
слов.
Определяют место ударения в слове с помощью
учителя-логопеда.
Заканчивают предложения, выбирая подходящую
по смыслу картинку
Звуки и буквы - 2 часа
Знакомство с артикуляцией звуков
Умеют на слух различать
выделением ударного гласного звука путём отстукивания, отхлопывания.
Умеют слышать ударный
гласный звук в слове.
Умеют понимать значение
слова, когда ударение перемещается
Выбирают из предложений
слова с одинаковым написанием, но разным значением.
Подбирают к слову соответствующую картинку.
Сравнивают звучание пар
слов.
Определяют место ударения
в слове.
Умеют делать вывод о изменении смысла слова при перенесении ударения. Заканчивают предложения, выбирая подходящее по смыслу
слово
Знают и различают, что та20
звуки
Их различение
53-54
Гласные звуки и
буквы, вычленение
первого и последнего звука и буквы в
слове
и способами их образования.
Различение понятий «гласный
звук», «согласный звук».
Называние гласных и согласных
звуков.
Подбор слов на гласные и согласные звуки.
Обозначение гласных и согласных
звуков с помощью условных обозначений в словах (звуковая схема
слов)
2
гласные и согласные звуки в односложных и двусложных словах.
Обозначают звуки цветовыми сигнальными карточками.
Составляют звуковую
схему слов с помощью
учителя-логопеда
Дифференциация гласных звуков– 12 часов
Выделение первого и последнего
звука в слове с опорой на предметную картинку и без нее.
Формирование навыков анализ и
синтез слов.
Развитие слухового восприятия
кое гласные и согласные звуки.
Умеют выявлять особенности звуков при произношении.
Умеют изображать с помощью условных символов
гласные и согласные звуки.
Умеют находить заданную
букву, обозначающие гласный или согласный звук из
ряда букв.
Составляют звуковую схему
слов с помощью учителялогопеда.
Умеют подбирать слова на
гласные и согласные звуки
21
55-56
Различение гласных по парам - а-о
2
Различение гласных по их акустическим и артикуляционным признакам.
Произнесение гласных звуков с
разной силой голоса.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных строчных
букв, обозначающих гласные звуки
в словах.
Развитие зрительного и слухового
восприятия.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза
Правильно произносят
гласные звуки и соотносят
их с соответствующей
буквой.
Повторяют слоговую цепочку за учителемлогопедом.
Вставляют в словах нужную букву с опорой на
картинный материал
Знают характеристику и
нормы произношения гласных звуков.
Умеют записывать серию
соответствующих букв по
беззвучной артикуляции
учителя- логопеда.
Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом.
Вставляют в словах нужную
букву
57-58
Различение гласных звуков по парам - у-и
Различение гласных звуков по парам - ы-и
Различение гласных звуков по парам - а-я
Различение гласных звуков по парам - ё-ю
2
Соотнесение звука с символом и
буквой.
Различение звуков изолированно, в
слогах и словах.
Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных гласных
букв в словах.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза.
Развитие зрительного и слухового
восприятия и внимания
Правильно произносят
гласные звуки и соотносят
их с соответствующей
буквой.
Повторяют слоговую цепочку за учителемлогопедом.
Списывают слова, выделяя дифференцируемую
букву.
Вставляют в словах нужную букву с опорой на
картинный материал
Знают характеристику и
нормы произношения гласных звуков.
Умеют записать серию гласных букв по беззвучной артикуляции учителя- логопеда.
Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом.
Вставляют в слова нужную
букву.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую
букву
59-60
61-62
63-64
2
2
2
22
65-66
Звук и буква Д.
Артикуляция, звучание, выделение
звука в слове,
определение места
звука в слове
2
67-68
Слоги, слова, предложения со звуком
и буквой Д
2
Дифференциация согласных звуков и букв – 34 часа
Упражнения в правильном произне- Правильно произносят
сении звука.
звук.
Соотнесение звука с буквой и симНазывают слова, в котоволами для его обозначения.
рых есть изучаемый звук.
Определение наличие /отсутствие
Выбирают (называют)
звука в словах.
предметные картинки, в
Определение места звука в слове.
которых есть изучаемый
Формирование навыков звукового
звук и буква.
анализа и синтеза
Вставляют в словах нужную букву с опорой на
картинный материал
Выделение звука из слогов, слов.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение
рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук.
Изменение и словообразование
слов по образцу.
Составление и чтение слов из слогов.
Составлений предложений по опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Выделяют звук из слогов
и слов, записывают соответствующую букву с
опорой на картинный материал.
Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда односложно
Знают характеристику и
норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и
словах.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую букву.
Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится
изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
23
69-70
Звук и буква Б.
Артикуляция, звучание, выделение
звука в слове,
определение места
звука в слове
2
Упражнения в правильном произнесении звука.
Соотнесение звука с буквой и символами для их обозначения.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза
Правильно произносят
звук.
Называют слова, в которых есть изучаемый звук.
Выбирают (называют)
предметные картинки, в
которых есть изучаемый
звук и буква.
Вставляют в словах нужную букву с опорой на
картинный материал
71-72
Слоги, слова, предложения со звуком
и буквой Б
2
Выделение звука из слогов, слов.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение
рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук.
Изменение и словообразование
слов по образцу.
Составление и чтение слов из слогов.
Составлений предложений по опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Выделяют звук из слогов
и слов, записывают соответствующую букву с
опорой на картинный материал.
Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда односложно
Знают характеристику и
норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определять место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую букву.
Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится
изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
24
73-74
Дифференциация
звуков и букв Д-Б.
Сравнение звуков
по артикуляции,
звучанию, букв по
написании.
2
Сравнение кинетически сходных
букв «б» и «д» путем выработки
четкой зрительно-моторной координации.
Сравнение звуков по артикуляции и
звучанию.
Развитие умения соотносить звук с
графемой.
Поэлементная запись букв с проговариванием.
Выделение начальных звуков в слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно
Прописывают буквы в
воздухе, по трафарету.
Умеют поэлементно записать буквы с проговариванием.
Выделяют начальный звук
в слогах и словах.
Читают слоги хором
Знают характеристику и
норму произношения различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по артикуляции.
Умеют соотносить звук с
графемой.
Умеют поэлементно записать
буквы с проговариванием.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
75-76
Звук и буква Т.
Артикуляция, звучание, выделение
звука в слове,
определение места
звука в слове
2
Упражнения в правильном произнесении звука.
Соотнесение звука с буквой и символами для их обозначения.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза
Правильно произносят
звук.
Называют слова, в которых есть изучаемый звук.
Выбирают (называют)
предметные картинки, в
которых есть изучаемый
звук и буква.
Вставляют в слова нужную букву с опорой на
картинный материал
77-78
Слоги, слова, предложения со звуком
и буквой Т
2
Выделение звука из слогов, слов.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение
Выделяют звук из слогов
и слов, записывают соответствующую букву с
Знают характеристику и
норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую букву.
25
рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук.
Изменение и словообразование
слов по образцу.
Составление и чтение слов из слогов.
Составлений предложений по опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
опорой на картинный материал.
Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда односложно
Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится
изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Знают характеристику и
норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую букву.
Произносят слова отражен-
79-80
Звук и буква П.
Артикуляция, звучание, выделение
звука в слове,
определение места
звука в слове
2
Автоматизация звука в слогах, словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и символами для их обозначения.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза
Правильно произносят
звук.
Называют слова, в которых есть изучаемый звук.
Выбирают (называют)
предметные картинки, в
которых есть изучаемый
звук и буква.
Вставляют в словах нужную букву с опорой на
картинный материал
81-82
Слоги, слова, предложения со звуком
и буквой П
2
Выделение звука из слогов, слов.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение
рядов слогов и слов.
Выделяют звук из слогов
и слов, записывают соответствующую букву с
опорой на картинный ма-
26
83-84
85-86
Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук.
Изменение и словообразование
слов по образцу.
Составление и чтение слов из слогов.
Составлений предложений по опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
териал.
Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда односложно
но, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится
изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Дифференциация
звуков и букв П-Т.
Сравнение звуков
по артикуляции,
звучанию, букв –
по написании
2
Сравнение оптически сходных букв
«п» и «т» путем выработки четкой
зрительно-моторной координации.
Сравнение звуков по артикуляции и
звучанию.
Развитие умения соотносить звук с
графемой.
Поэлементная запись букв с проговариванием.
Выделение начальных звуков в слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно
Прописывают буквы в
воздухе, по трафарету.
Умеют поэлементно записать буквы с проговариванием.
Выделяют начальный звук
в слогах и словах.
Читают слоги хором
Знают характеристику и
норму произношения различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по артикуляции.
Умеют соотносить звук с
графемой.
Умеют поэлементно записать
буквы с проговариванием.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Звук и буква С.
Артикуляция, звучание, выделение
звука в слове,
2
Автоматизация звука в слогах, словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и символами для их обозначения.
Правильно произносят
звук.
Называют слова, в которых есть изучаемый звук.
Знают характеристику и
норму произношения звука.
Определяют наличие/отсутствие звука в слове.
27
определение места
звука в слове
Развитие звукового анализа и синтеза
87-88
Слоги, слова, предложения со звуком
и буквой С
2
Выделение звука из слогов, слов.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение
рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук.
Изменение и словообразование
слов по образцу.
Составление и чтение слов из слогов.
Составлений предложений по опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
89-90
Звук и буква Ш.
Артикуляция, звучание, выделение
звука в слове,
определение места
звука в слове
2
Автоматизация звука в слогах, словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и символами для их обозначения.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза
Выбирают (называют)
предметные картинки, в
которых есть изучаемый
звук и буква.
Вставляют в словах нужную букву с опорой на
картинный материал
Выделяют звук из слогов
и слов, записывают соответствующую букву с
опорой на картинный материал.
Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда односложно
Правильно произносят
звук.
Называют слова, в которых есть изучаемый звук.
Выбирают (называют)
предметные картинки, в
которых есть изучаемый
звук и буква.
Вставляют в словах нуж-
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую букву.
Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится
изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Знают характеристику и
норму произношения звука.
Определяют наличие/отсутствие звука в слове.
Умеют определять место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
28
91-92
Дифференциация
С-Ш.
Сравнение звуков
по артикуляции,
звучанию, букв - по
написанию
2
Сравнение звуков по месту и способу образования путем выработки
четкой артикуляторно-моторной
координации.
Развитие умения соотносить звук с
графемой.
Выделение начальных звуков в слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно
93-94
Звук и буква Ч.
Артикуляция, звучание, выделение
звука в слове,
определение места
звука в слове
2
Автоматизация звука в слогах, словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и символами для их обозначения.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза
95-96
Звук и буква Щ.
Артикуляция, звучание, выделение
звука в слове,
определение места
звука в слове
2
Автоматизация звука в слогах, словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и символами для их обозначения.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза
ную букву с опорой на
картинный материал
Произносят звуки изолированно, в слогах и словах.
Выделяют начальный звук
в слогах и словах.
Читают слоги хором
Правильно произносят
звук.
Называют слова, в которых есть изучаемый звук.
Выбирают (называют)
предметные картинки, в
которых есть изучаемый
звук и буква.
Вставляют в словах нужную букву с опорой на
картинный материал
Правильно произносят
звук.
Называют слова, в которых есть изучаемый звук.
Выбирают (называют)
предметные картинки, в
которых есть изучаемый
выделяя букву
Знают характеристику и
норму произношения различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту и способу образования.
Умеют соотносить звук с
графемой.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Знают характеристику и
норму произношения звука.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определять место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву
Знают характеристику и
норму произношения звука.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
29
97-98
Дифференциация
звуков и букв Ч-Щ.
Сравнение звуков
по артикуляции,
звучанию, букв –
по написании
2
99.
Обследование импрессивной стороны речи
1
100.
Обследование экспрессивной сторо-
1
Сравнение звуков по артикуляции.
Развитие умения соотносить звук с
графемой.
Выделение начальных звуков в слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно
звук и буква.
Вставляют в словах нужную букву с опорой на
картинный материал
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву
Произносят звуки изолированно, в слогах и словах.
Выделяют начальный звук
в слогах и словах.
Читают слоги хором
Знают характеристику и
норму произношения различаемых звуков.
Умеют соотносить звук с
графемой.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Обследование устной и письменной речи – 4 часа
Понимание обращенной речи.
Умеют отвечать на вопроВыполнение предъявляемых на
сы учителя-логопеда.
слух словесных инструкций разУмеют воспроизводить
личной сложности
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения сопряженно и отраженно.
Составляют фразы по
предметным картинкам с
помощью учителялогопеда
Понимание обращенной речи.
Выполнение предъявляемых на
Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда.
Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда.
Произносят, воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических конструкций, грамматических
связей согласования, управления.
Составляют фразы по сюжетным картинкам
Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда.
30
ны речи
слух словесных инструкций различной сложности
101.
Обследование устной речи
1
102.
Обследование
письменной речи
1
Чтение слов, предложений, простых
текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного (прослушанного) текста
Написание диктанта.
Работа над ошибками
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения сопряженно и отраженно.
Составляют фразы по
предметным картинкам с
помощью учителялогопеда
Произносят, воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических конструкций, грамматических
связей согласования, управления.
Составляют фразы по сюжетным картинкам
Читают слоги и слова.
Читают доступный текст
Отвечают на вопросы с
правильно, по слогам, осоопорой на картинку
знанно, соблюдая паузы на
знаках препинания.
Пересказывают прочитанный
материал
Умеют списывать предУмеют писать под диктовку
ложенный текст с печаттекст.
ного варианта.
Умеют находить допущенУмеют писать слова или
ные ошибки и исправлять их
простую фразу с помощью после предварительного анаучителя-логопеда
лиза и разбора учителемлогопедом
31
Учебно-методическое обеспечение программы:
-Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы: Э.
В. Якубовская, Я. В. Коршунов. Русский язык. 3 класс.– М.: «Просвещение», 2022 г.
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.18.
1.19.
1.20
1.23.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.6.
3.7.
3.8.
4.
5.
Материально-техническое обеспечение программы
Демонстрационные таблицы:
Гласные звуки и буквы
Согласные звуки и буквы
Правописание безударных гласных в корне
Правописание согласных в корне
Гласные после шипящих
Члены предложения
Однородные члены предложения
Состав слова
Ь после шипящих
Приставки пиши слитно
Правописание предлогов
Суффиксы
Окончания имен существительных
Три склонения имен существительных
Падежи
Изменение глаголов по числам
«НЕ» с глаголами
Изменение глаголов по временам
Части речи
Раздаточный дидактический материал по разделам:
«Слово»
«Состав слова»
«Предложение»
«Части речи: глаголы в предложении»
Ребусы
Кроссворды
Раздаточный материал по темам:
«Словарные слова»
«Предложение»
«Гласные и согласные в корне слова»
«Приставка и предлог»
«Падежи»
Диктанты (5-9 классы)
Орфографический словарик. П.А.Грушников.
Демонстрационный материал «Звери»
Магнитные цифры
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
папка
папка
папка
папка
папка
папка
1
1
1
1
1
1
набор
набор
набор
набор
набор
набор
шт
А4
набор
1
1
1
1
2
1
10
1
1
33