Логопедические занятия 6 24-25

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия»

(далее

Федеральной

Коррекционный
адаптированной

курс)
основной

составлена

на

основе

общеобразовательной

образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022
г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия» и являются обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 6 классе рассчитана на 68 часов
(34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме групповых
занятий.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 6 классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой
практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
− повышать уровень речевого и общего психического развития
обучающихся;

3

− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих
(графических, орфографических) ошибок;
− закреплять

практические

навыки

правильного

использования

языковых средств в речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в
ближнем и дальнем окружении;
− вырабатывать

навыки

правильного,

сознательного

чтения

и

аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи,
профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.

4

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного
усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в
развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и
расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его
в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического
строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений
и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, –
предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых
письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком
уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы.
Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
− практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;

5

− наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
− словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при
восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
− упражнения для развития артикуляционной моторики;
− упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
− дыхательная гимнастика;
− коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
− формирование фонематических процессов;
− работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
− работа над предложением, текстом;
− обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения.

6

Содержание разделов
№

Название раздела

Количество

п/п

часов

1.

Обследование устной и письменной речи

8

2.

Звуки и буквы

2

3.

Согласные звуки и буквы

4

4.

Предложение. Текст

2

5.

Состав слова

12

6.

Приставка и предлог

4

7.

Слово

30

8.

Связная устная речь

2

9.

Работа над выразительностью чтения

4
Итого:

68

7

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
− развитие общего представления о роли устной речи как одного из
основных
− способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых
− контактов, обмене информацией;
− умение вступать в контакт и общаться со сверстниками по теме занятий в урочное и внеурочное время;
− умение произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
− умение обращаться за помощью и принимать помощь;
− умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации;
− развитие мотивации к овладению устной речью.
Предметные:
Минимальный уровень:
− выделять имя прилагательное, определять падежные окончания;
− грамматически правильно связывать слова в предложении;
− производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
− быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
− пользоваться

различными

способами словообразования

и словоизменения;
− писать под диктовку простой текст;

8

− осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
− составлять рассказ на определенную тему.
Достаточный уровень:
− уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем;
− дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные
звуки;
− проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения
формы слова или подбора родственных слов;
− находить однокоренные слова;
− делать морфемный анализ слов;
− образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
− дифференцировать приставки и предлоги;
− объяснять лексическое значение слов;
− грамматически правильно оформлять предложения, интонационно
правильно произносить их;
− строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
− читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»;
− работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и
главную мысль.
− владеть отдельными видами пересказов;
− уметь составлять рассказы на заданную тему, по серии картин;
− писать под диктовку тексты (50-55 слов);
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику.

9

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учительлогопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые
способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в
форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).

10

В основу организации процедуры логопедического мониторинга
устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является
учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
− высокий – 100 - 80%;
− выше среднего – 79,9 -65%;
− средний – 64,9 - 45%;
− низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и
наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий
отследить динамику его речевого развития.

11

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметное содержание
Кол-во
часов

Тема курса
Дата

№

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обследование устной и письменной речи – 4 часа
1.

Обследование экспрессивной стороны речи

2.

Обследование импрессивной стороны речи

3.

Обследование навыка чтения

1

Понимание обращенной речи.
Выполнение предъявленных
на слух словесных инструкций различной сложности

Отвечают на вопросы учителя-логопеда.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения
сопряженно и отраженно.
1
Понимание обращенной речи. Составляют предложения по
Выполнение предъявляемых на предметным картинкам с
слух словесных инструкций
помощью учителя-логопеда.
различной сложности
Составляют простой рассказ
по серии картинок

1

Чтение текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного (прослушанного) текста

Отвечают на вопросы учителя-логопеда.
Произносят звуки, слоги,
слова и фразы.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических конструкций, грамматических
связей согласования, управления.
Составляют фразы по сюжетным картинкам.
Составляют рассказ по серии
сюжетных картинок
Читают простой текст цеЧитают текст правильно, целыми словами.
лыми словами, осознанно,
Отвечают на вопросы с опо- соблюдая паузы на знаках
рой на картинку
препинания.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением.

4.

Обследование навыка
письма

1

5-6

Гласные и согласные звуки и буквы.
Их различение

2

7-8

Парные звонкие и глухие
согласные звуки на конце
и в середине слова

2

Написание диктанта

Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора

Звуки и буквы – 2 часа
Сравнение и различение
Различают на слух гласные
гласных и согласных звуков
и согласные буквы с опорой
на слух и в собственном про- на схемы.
изношении.
Подбирают слова на
Развитие умения слышать за- гласные и согласные звуки с
данный звук в ряду других
помощью учителя-логопеда.
звуков.
Определяют
Выделение звука на фоне
наличие/отсутствие
полного слова.
гласного/согласного в слове
Обозначение звука условным с опорой на наглядность.
значком.
Определяют
Подбор слов, начинающихся последовательность звуков в
с заданного звука (гласнословах с помощью учителяго/согласного).
логопеда
Определение последовательности звуков в словах.
Развитие слухового восприятия
Согласные звуки и буквы – 4 часа
Сравнение звонких и глухих Изменяют слова по образцу
согласных звуков по артику- с помощью учителяляции.
логопеда.
Развитие умения объяснять
Вставляют пропущенные
правописание слов со звонбуквы с опорой на
кими глухими согласными
наглядность.

Пересказывают прочитанный
текст
Умеют писать под
диктовку текст

Сравнивают и различают
гласные и согласные звуки.
Выявляют особенности звуков
при произношении.
Различают на слух гласные и
согласные буквы.
Умеют находить заданную
гласную и согласную букву из
ряда букв.
Подбирают слова на гласные и
согласные звуки.
Определяют
наличие/отсутствие
гласного/согласного в слове.
Определяют
последовательность звуков в
словах

Сравнивают произношение и
написание согласных на конце
и в середине слова.
Изменяют слова по образцу,
подбирая проверочные слова.
Вставляют пропущенные
13

9-10

Слова с непроизносимыми
согласными звуками в
словах

2

11-12

Составление предложений
из слов, данных в правильной грамматической
форме.
Грамматическое оформление предложений

2

звуками на конце и в сереУмеют закончить
дине слов.
предложение по картинке
Отработка способов проверки
написания слов с помощью
словоизменения и словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Развитие умения подбирать
Находят слова с
проверочные слова для пронепроизносимыми и
верки непроизносимых сосомнительными согласными
гласных.
с помощью учителяРазвитие навыка словоизме- логопеда.
Образуют слова с
нения и словообразования.
Обогащение словарного запа- непроизносимыми
согласными от данных слов
са.
Развитие фонематического
по образцу.
слуха и восприятия.
Вставляют пропущенную
Развитие орфографической
согласную, опираясь на
зоркости
проверочное слово
Предложение. Текст – 2 часа
Составление предложений из Составляют предложение из
слов, данных в начальной
разрозненных слов,
форме.
соблюдая нормы
Упражнения в грамматичесогласования с помощью
ском оформлении предложе- учителя-логопеда.
ний.
Отвечают на вопрос
Произнесение предложений с учителя-логопеда,
различной интонацией.
используя данные слова и
Развитие умения составлять
соблюдая правильный

буквы, подбирая проверочные
слова.
Умеют закончить
предложение, выбрав
подходящее слово по смыслу

Находят слова с
непроизносимыми и
сомнительными согласными.
Вставляют пропущенные
буквы, подбирая проверочные
слова.
Объясняют правописание слов.
Составляют словосочетания.
Пишут слова с
непроизносимыми согласными
под диктовку
Составляют предложение из
разрозненных слов, соблюдая
нормы согласования.
Отвечают на вопрос учителялогопеда, используя данные
слова и соблюдая правильный
порядок слов.
Выделяют голосом слова,
важные по смыслу

14

предложения по опорному
слову с заданным количеством слов.
Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа

13-14

Корень как показатель
лексического значения
слова

2

15-16

Часть слова – приставка.
Образование слов с помо-

2

порядок слов.
Передают интонацию
голосом с опорой на знаки в
конце
предложения

Состав слова – 12 часов
Роль корня как значимой ча- Выделяют корень в словах с
сти слова.
помощью учителя-логопеда.
Общее лексическое значение Подбирают однокоренные
родственных слов.
слова из слов для справок.
Подбор однокоренных слов к Называют однокоренные
данным словам.
слова с опорой на сюжетНазывание слов с общим
ную картинку.
корнем.
Исключают “лишние” слоВыделение корня в словах.
ва, не подходящего по
Дифференциация слов с оди- смыслу к группе родственнаковым корнем, но разным
ных слов с помощью учитесмысловым значением.
ля-логопеда
Развитие навыка словообразования и подбора однокоренных слов.
Расширение словарного запаса за счет уточнения значения
слов

Определение смыслового
значения приставок.

Находят часть слова, стоящую перед корнем.

предложения.
Называют слова, которые
нужно писать с заглавной
буквы.
Выделяют подлежащее и
сказуемое.
Умеют передать различную
интонацию конца предложения
Выделяют в каждом «гнезде»
родственных слов главное, несущее основной смысл, от которого образованы все слова
данной группы.
Находят и выделяют корень в
словах.
Умеют подобрать однокоренные слова по корню слова.
Выделяют на слух однокоренные слова.
Умеют различать слова с одинаковым корнем, но разным
смысловым значением.
Образовывают однокоренные
слова.
Исключают “лишние” слова
(слов), не подходящего по
смыслу к группе родственных
слов
Умеют дать определение приставки.

15

щью приставки

17-18

Часть слова – суффикс.
Образование слов с помощью суффиксов

2

Закрепление знаний о правописании приставок.
Развитие умения образовывать слова приставочным
способом.
Изменение лексического значения слова с помощью приставок.
Выделение приставки в словах.
Развитие умения составлять
словосочетания и предложения со словами.
Обогащение словарного запаса.
Развитие слухового внимания
и логического мышления
Закрепление понятия «суффикс» и навыка образования
слов при помощи различных
суффиксов.
Выделение общей части образованных слов.
Закрепление знаний о правописании суффиксов.
Определение смыслового
значения суффиксов.
Изменение лексического значения с помощью
суффиксов.
Развитие умения составлять
словосочетания и предложе-

Выделяют приставку в словах с помощью учителялогопеда.
Образовывают слова приставочным способом, с опорой на наглядный материал.
Составляют словосочетания

Выделяют приставку в словах,
обозначают ее графически.
Образовывают слова приставочным способом.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами.
Подбирают к именам существительным подходящие по
смыслу глаголы со значением
движения

Образовывают слова приставочно-суффиксальным
способом с опорой на картинный материал.
Выделяют приставки и суффиксы с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания
с образованными
словами

Умеют дать определение суффикса.
Образовывают слова с при помощи суффиксов.
Выделяют суффикс в словах,
обозначают его графически.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами

16

19-20

Образование слов с помощью суффиксов и приставок

2

21-22

Сложные слова

2

ния со словами.
Обогащение словарного запаса.
Развитие слухового внимания
и логического мышления
Закрепление знаний и практических способов словообразования.
Формирование умения определять способ словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Развитие слухового внимания
и логического мышления.
Образовывают сложные слова, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Составляют словосочетания с
образованными
словами.
Находят сложные слова в
словосочетаниях и выделяют
корни с помощью учителялогопеда

Образовывают слова приставочно-суффиксальным
способом с опорой на картинный материал.
Выделяют приставки и суффиксы с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания
образованными
словами

Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом.
Находят и обозначают графически приставки и суффиксы.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами

Знают понятие сложного
слова.
Образовывают сложные
слова.
Образовывают слова из
двух основ.
Составляют словосочетания и предложения с образованными
словами.
Находят сложные слова в
словосочетаниях и предложениях, объясняют свой
выбор.
Выделяют корни в сложных словах.
Пишут сложные слова под

Образовывают сложные слова, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Составляют словосочетания с
образованными
словами.
Находят сложные слова в
словосочетаниях и выделяют
корни с помощью учителялогопеда

17

23-24

Безударные гласные в словах. Способы проверки
безударных гласных в
корне слова

2

25-26 Предлог, как самостоятельное слово.
Составление словосочетаний с предлогами

2

27-28 Различение предлогов и
приставок в словосочетаниях и предложениях

2

диктовку
Закрепление правописания
Выделяют безударную гласбезударных гласных звуков в ную в словах.
корне слова, проверяемых
С помощью учителя –
ударением.
логопеда
Подбор проверочных слов.
подбирают проверочные
Запись слов с пропущенными слова и называют нужную
буквами.
гласную букву
Запись слов с безударными
гласными под диктовку.
Расширение и активизация
словарного запаса.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Приставка и предлог – 4 часа
Различают пространственЗакрепление представленое значение предлогов.
ния о предлоге, как самоВыполняют инструкции
стоятельной единицы реучителя-логопеда.
чи.
Правильно используют
Развитие навыка распопредлоги с помощью учизнавания и написания
теля-логопеда при составпредлогов.
лении словосочетаний
Составление словосочетаний с предлогами.
Развитие и уточнение
пространственных представлений
Закрепление знаний о
предлогах и приставках.
Дифференциация предлогов и приставок.

Выделяют приставки и
предлоги.
Составляют словосочетания с предлогами и при-

Выделяют в слове безударную
гласную.
Умеют подобрать проверочные
слова к слову с безударной
гласной.
Расширяют словарный запас
через накопление «гнезд» родственных слов.
Записывают под диктовку слова разной степени сложности и
подбирают к ним проверочные
слова
Правильно пишут предлоги
со словами, объясняя раздельное написание.
Умеют найти и исправить
ошибки в употреблении
предлогов.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда.
Соединяют пары слов с помощью предлогов, образуя
словосочетания
Вставляют пропущенные
предлоги в словосочетания
Выделяют приставки и предлоги.
Составляют словосочетания с
предлогами и приставками.

18

29-30

Грамматические признаки
слов, обозначающих
предмет – имя существительное

2

31-32

Слова, обозначающие предметы – имена существительные.
Антонимы

2

ставками с опорой на карРазвитие умения выдетинный материал.
лять приставку и предлог.
Вставляют подходящие по
Развитие умения прасмыслу приставки и предвильно употреблять прилоги в предложения с поставки и предлоги в речи.
мощью учителя-логопеда
Формирование навыка
слитного написания приставки и раздельного
написания предлога.
Развитие орфографической зоркости
Слово - 30 часов
Закрепление понятия о слоКлассифицируют и называх, обозначающих предмет. вают с помощью учителяСовершенствование навыка
логопеда имена существидифференциации одушевлен- тельные и ставят к ним
ного и неодушевленного
правильный вопрос.
предмета.
Называют предмет по его
Развитие умения ставить во- признаку и действию с
прос к имени существитель- помощью учителяному.
логопеда.
Обогащение и расширение
Дифференцируют одусловарного запаса.
шевленные и неодушевРазвитие зрительного внималенные предметы с опония и памяти
рой на картинный материал.
Изменяют слова по образцу
Закрепление и расширение
Читают по карточке опрепонятия «антонимы».
деление понятия «антоПодбор слов-антонимов к
нимы».
именам существительным.
Подбирают слова-

Вставляют подходящие по
смыслу приставки и предлоги
в предложения.
Исправляют допущенные
ошибки, подбирая подходящую по значению приставку.
Составляют предложения из
слов

Имеют представление об именах существительных, ставят к
ним правильный вопрос.
Называют предмет по его признаку и действию.
Выделяют имена существительные среди других слов.
Дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы.
Изменяют слова по числам

Знают определение понятия
«антонимы».
Подбирают слова-антонимы к
словам, обозначающим пред-

19

33-34 Слова, обозначающие предметы – имена существительные.
Синонимы

2

35-36 Слова, обозначающие предметы – имена существительные.
Многозначность – слова.
Омонимы

2

Выбор слов - антонимов
из предложенных слов
Игра «Подбери пару».
Составление предложений с
антонимами.
Расширение пассивного и активного словарного запаса

антонимы к именам существительным с опорой на
наглядный материал.
Подбирают к словам, обозначающим предмет слова-антонимы из слов для
справок

Закрепление понятия «синонимы».
Развитие умения подбирать слова синонимы к
именам существительным.
Игра «Подбери словечко».
Составление предложений
с синонимами.
Расширение пассивного и
активного словарного запаса
Формирование представлений о словах омонимах.
Работа над семантикой слова (соотнесение слова и
предмета).
Чтение стихотворений с
многозначными словами.
Развитие умения слышать в
речи и выделять многозначные слова.
Развитие чувства языка.
Расширение пассивного и активного словарного запаса

Дают определение понятия «синонимы».
Подбирают словасинонимы к именам существительным с помощью учителя-логопеда.
Подбирают к словам, обозначающим предмет, слова синонимы из слов для
справок
Читают по карточке определение понятия «омонимы».
Находят многозначные
слова по картинкам, объясняют значение слов.
Составляют словосочетания из слов омонимов

меты.
Находят в ряду слов слова антонимы.
Выписывают выделенные слова, обозначающие предметы и
подбирают к ним антонимы.
Составляют предложения со
словами антонимами
Объясняют лексическое значение понятия «синонимы».
Подбирают слова-синонимы
к словам, обозначающим
предметы.
Выбирают в ряду слов словасинонимы.
Составляют предложения со
словами синонимами
Знают определение понятия
«омонимы».
Читают стихотворение, находят слова омонимы, объясняют
значение каждого слова.
Составляют словосочетания и
предложения из слов омонимов.
Находят в тексте многозначные слова, заменяют их словами синонимами

20

37-38 Грамматические признаки слов, обозначающих
признак предмета – имя
прилагательное

2

Определение синтаксической роли имени прилагательного в речи.
Закрепление умения ставить
к имени прилагательному
вопрос.
Развитие практического
навыка в подборе имен прилагательных
Развитие слухового внимания
и памяти

Умеют классифицировать
и называть с помощью
учителя-логопеда слова,
обозначающие признак
предмета и ставить к ним
правильный вопрос.
Выделяют имена прилагательные из ряда слов с помощью учителя-логопеда

Подбирают к именам существительным подходящие по
смыслу слова, обозначающие
признаки.
Ставят вопрос к именам прилагательным.
Выделяют имена прилагательные из ряда слов.
Умеют закончить предложения, подбирая по смыслу
подходящие слова признаки

39-40 Согласование имен прилагательных с именем
существительным в роде,
числе (в именительном
падеже)

2

Определение рода имен
прилагательных с помощью
вопросов.
Закрепление согласования
имени прилагательного с
именем существительным в
роде и числе.
Образование новых слов,
обозначающие признак
предмета от имен существительных.
Развитие орфографической
зоркости и чувства языка

Соотносят имена существительные с соответствующими именами прилагательными с опорой на
картинный материал, записывают словосочетания.
Согласуют имена прилагательные с именами существительными в роде и
числе.
Заканчивают предложения,
используя имена прилагательные, выделяя голосом
их окончания

2

Закрепление синтаксической
функции падежей при согласовании имен существительных с именами прилагательными.

Согласовывают имена
существительные с именами прилагательными в
падеже с помощью наво-

Подбирают к именам существительным подходящие по
смыслу имена прилагательные нужного рода и числа,
составляют словосочетания.
Образуют однокоренные
имена прилагательные от
имен существительных.
Заканчивают предложения,
используя имена прилагательные, выделяя голосом их
окончания.
Записывают текст, вставив в
предложения подходящие по
смыслу прилагательные
Согласовывают имена существительные с именами прилагательными в падеже.
Умеют выделить из предло-

41-42

Согласование
имен прилагательных с
именем существительным в родительном и
винительном падежах

21

43-44

45-46

Согласование
имен прилагательных с
именем существительным в дательном, в творительном падеже
Согласование
имен прилагательных с
именем существительным в предложном падеже

2

2

Развитие умения находить в
предложении сочетания имени существительного с именем прилагательным.
Правильное употребление
предлогов при составлении
словосочетаний имен прилагательных с именем существительным в предложении
и тексте.
Развитие орфографической
зоркости и чувства языка

дящих вопросов.
Умеют выделить из предложения сочетания существительного с прилагательным и поставить правильный вопрос от имени
существительного с помощью учителя-логопеда

47-48 Притяжательные
прилагательные

2

Развитие навыка словообразования притяжательных
прилагательных.
Упражнения в постановке
вопросов с вопросительными местоимениями.
Согласование притяжательных прилагательных с именами существительными в
роде, числе и падеже.
Расширение пассивного и
активного словарного запаса

Образуют притяжательные
прилагательные с помощью суффиксов по образцу.
Составляют словосочетания с притяжательными
прилагательными по картинкам.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда

49-50 Сравнительная степень
прилагательных

2

Употребление в речи прилагательных в сравнительной

Образовывают различные
формы степеней сравнения

жения сочетания существительного с прилагательным и
поставить правильный вопрос
от имени существительного.
Выделяют окончания имен
прилагательных.
Вставляют пропущенные
окончания прилагательных в
предложении и тексте.
Вставляют пропущенные
имена прилагательные в
предложение и текст, соблюдая предложно-падежные
конструкции
Образуют притяжательные
прилагательные с помощью
суффиксов.
Составляют словосочетания с
притяжательными прилагательными.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с соблюдением орфографических
норм
Умеют исправить ошибку,
правильно согласовывая в
словосочетании прилагательное с именем существительным
Образовывают различные
формы степеней сравнения

22

степени.
Развитие навыка образования сравнительной степени
прилагательных.
Обогащение и активизация
словарного запаса

прилагательных с помощью опорной таблицы или
по образцу.
Составляют словосочетания с прилагательными в
сравнительной степени

51-52 Слова, обозначающие
признаки предметов,
имена прилагательные.
Антонимы

2

Закрепление и расширение
понятия «антонимы».
Подбор слов-антонимов к
именам прилагательным.
Выбор слов - антонимов
из предложенных слов
Игра «Подбери пару».
Составление предложений с
антонимами.
Расширение пассивного и активного словарного запаса

Читают по карточке определение понятия «антонимы».
Подбирают словаантонимы к именам прилагательным с опорой на
наглядный материал.
Подбирают к словам, обозначающим признак
предмета слова-антонимы
из слов для справок

53-54 Слова, обозначающие
признаки предметов,
имена прилагательные.
Синонимы

2

Закрепление понятия «синонимы».
Развитие умения подбирать слова синонимы к
именам прилагательным.
Игра «Подбери словечко».
Составление предложений
с синонимами.
Расширение пассивного и
активного словарного за-

Дают определение понятия «синонимы».
Подбирают словасинонимы к именам прилагательным с помощью
учителя-логопеда.
Подбирают к словам, обозначающим признак
предмета, слова синонимы
из слов для справок

прилагательных.
Находят в предложении прилагательные в сравнительной
степени.
Составляют словосочетания с
прилагательными в сравнительной степени.
Умеют закончить предложение по смыслу, используя
прилагательные в сравнительной степени
Знают определение понятия
«антонимы».
Подбирают слова-антонимы к
словам, обозначающим признак предмета.
Находят в ряду слов слова антонимы.
Выписывают выделенные слова, обозначающие признак
предмета и подбирают к ним
антонимы.
Составляют предложения со
словами антонимами
Объясняют лексическое значение понятия «синонимы».
Подбирают слова-синонимы
к словам, обозначающим
признак предмета.
Выбирают в ряду слов словасинонимы.
Составляют предложения со
словами синонимами

23

55-56

Слова, обозначающие
признаки предметов,
имена прилагательные.
Многозначность имен
прилагательных

2

57-58

Слова, обозначающие
признаки предметов,
имена прилагательные.
Образные слова
и выражения

2

59-60

Устное сочинение.
Составление описательного рассказа по опорным
словам и картинкам

2

паса
Закрепление представлений
Читают по карточке опрео словах омонимах.
деление понятия «омониФормирование умения
мы».
определять лексическое
Находят многозначные
значение слов-омонимов
слова по картинкам, объЧтение стихотворений с
ясняют значение слов.
многозначными словами.
Составляют словосочетаРазвитие умения слышать в
ния из слов омонимов
речи и выделять многозначные слова.
Правильное построение высказывания в соответствии с
его значением.
Расширение пассивного и
активного словарного запаса.
Развитие чувства языка
Формирование умения
Подбирают подходящее по
определять прямое и пересмыслу имя прилагательносное значение слов.
ное, используя слова для
Развитие правильного упосправок
требления образных слов и
выражений
Расширение пассивного и
активного словарного запаса.
Развитие чувства языка
Связная устная речь – 2 часа
Читают опорные слова и
Развитие умения составсловосочетания.
лять описательный рассказ, по опорным словам,
Подбирают родственные,
и картинкам.
однокоренные слова.

Знают определение понятия
«омонимы».
Читают стихотворение, находят слова омонимы, объясняют
лексическое значение каждого
слова.
Дифференцируют имена прилагательные (прямое и переносное значение слова).
Составляют словосочетания и
предложения из слов омонимов.
Находят в тексте многозначные слова, заменяют их словами синонимами
Умеют подбирать прилагательные к именам существительным, основанные на сходстве и сравнении.
Подбирают подходящее по
смыслу имя прилагательное.
Находят в связном тексте образные сравнения имен прилагательных
Читают опорные слова и словосочетания.
Подбирают родственные, однокоренные слова.

24

61-62

Диалог.
Чтение по ролям

Предлагают название расСоставление связного
сказа.
высказывания, по опорным словам, и словосочеРассматривают картинку и
таниям.
составляют по ней предОбогащение и развитие
ложения, опираясь на
словарного запаса на маопорные слотериале группы родва/словосочетания
ственных слов.
Обогащение и развитие
словарного запаса.
Развитие умения обращать внимание на смысловую связь между предложениями.
Развитие навыков устной
связной речи
Работа над выразительностью чтения – 4 часа
Знакомство с понятием «диа- Читают по карточке опре2
лог».
деление понятия «диаРазвитие умения построения лог».
диалога с целью сообщения
Читают диалог.
информации.
Отвечают на вопросы к
Ответы на вопросы к диало- диалогу.
гу.
Проигрывают диалог
Развитие интонационной выразительности речи.
Проигрывание (инсценировка) диалога.
Развитие умения выражать
эмоциональное состояние героев.
Развитие чувства языка

Предлагают название рассказа.
Рассматривают картинку и
составляют по ней предложения, опираясь на опорные
слова/словосочетания.
Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ.
Пересказывают рассказ

Умеют дать определение
понятию «диалог»
Читают диалог.
Отвечают на вопросы полным
предложением к диалогу.
Разыгрывают сценку (инсценируют), используя диалог.
Пересказывают диалог по ролям

25

63-64

Логическое ударение.
Интонационное ударение

65.

Обследование импрессивной стороны речи

66.

Обследование экспрессивной стороны речи

2

Развитие навыков выразительного чтения.
Выделение логического и интонационного ударения.
Работа над интонационной
выразительностью речи.
Развитие навыков связной
устной речи

Читают текст выразительно
после предварительного
разбора.
Слушают и выделяют слово, на котором сделано логическое ударение.
Читают предложения с правильной интонацией.

Читают текст выразительно.
Умеют выделять логическим
ударением главное во фразе в
зависимости от ее смысла.
Соблюдают паузу, интонацию
в вопросах, ответах, при чтении и
пересказе связных текстов

Обследование устной и письменной речи – 4 часа
1 Понимание обращенной речи. Умеют отвечать на вопросы
Выполнение предъявляемых учителя-логопеда.
на слух словесных инструкВоспроизводят слоговые
ций различной сложности
цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно.
Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда

1

Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда. Произносят
и воспроизводят звуки, слоги,
слова и фразы.
Произносят,
воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления.
Составляют фразы по предметным, сюжетным картинкам.
Составляют рассказ по серии
сюжетных картинок
Понимание обращенной речи. Умеют отвечать на вопросы Умеют отвечать на вопросы
Выполнение предъявляемых учителя-логопеда.
учителя-логопеда. Произносят
на слух словесных инструкВоспроизводят слоговые
и воспроизводят звуки, слоги,
ций различной сложности
26

цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно.
Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда

67.

Обследование устной речи

1

Чтение слов, предложений,
простых текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного текста

68.

Обследование письменной
речи

1

Написание диктанта.
Работа над ошибками

слова и фразы.
Произносят,
воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления.
Составляют фразы по предметным, сюжетным картинкам.
Составляют рассказ по серии
сюжетных картинок
Читают доступный текст.
Читают текст правильно, праОтвечают на вопросы с по- вильно, целыми словами, осомощью наводящих вопросов знано, соблюдая паузы на знаучителя-логопеда
ках препинания.
Пересказывают прочитанный
материал
Пишут под диктовку проУмеют писать под диктовку
стой текст после предвари- текст.
тельного разбора совместно Умеют находить допущенные
с учителем-логопедом
ошибки и исправлять их после
предварительного анализа и
разбора учителем-логопедом

27

Учебно-методическое обеспечение программы:
Учебная литература:
-Учебник «Русский язык», 6 класс: для образовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
под ред. Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской, 2018г.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 1. «Состав слова» 5-9 классы. Учебное пособие
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные
общеобразовательные
программы,
7-е
издание,
Москва:
«Просвещение», 2018 г. 2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 2. «Имя существительное» 5-9 классы. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные
общеобразовательные
программы,
7-е
издание,
Москва:
«Просвещение», 2018 г. 2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 3. «Имя прилагательное» 5-9 классы. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные
общеобразовательные
программы,
7-е
издание,
Москва:
«Просвещение», 2018 г. 2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 1. «Глагол» 5-9 классы. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы, 7-е издание, Москва: «Просвещение», 2018 г.
2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
Методическая литература:
- Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое
пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений. Москва, «Владос», 2003 год. Составитель:
А.Г.Зикеев.
-Диктанты по русскому языку для специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Москва, «Владос» 2003 год. Составитель: E .Я. Кудрявцева.
-Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение. Издательство
«Учитель». Составитель: Т.П. Шабалкова.
- обучающие изложения: 5-9 классы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1993г.
Составитель: П.Ф. Ивченков.

Материально-техническое обеспечение программы
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.18.
1.19.
1.20
1.23.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.6.
3.7.
3.8.
4.
5.

Демонстрационные таблицы:
Гласные звуки и буквы
Согласные звуки и буквы
Правописание безударных гласных в корне
Правописание согласных в корне
Гласные после шипящих
Члены предложения
Однородные члены предложения
Состав слова
Ь после шипящих
Приставки пиши слитно
Правописание предлогов
Суффиксы
Окончания имен существительных
Три склонения имен существительных
Падежи
Изменение глаголов по числам
«НЕ» с глаголами
Изменение глаголов по временам
Части речи
Раздаточный дидактический материал по разделам:
«Слово»
«Состав слова»
«Предложение»
«Части речи: глаголы в предложении»
Ребусы
Кроссворды
Раздаточный материал по темам:
«Словарные слова»
«Предложение»
«Гласные и согласные в корне слова»
«Приставка и предлог»
«Падежи»
Диктанты (5-9 классы)
Орфографический словарик. П.А.Грушников.
Демонстрационный материал «Звери»
Магнитные цифры

А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

папка
папка
папка
папка
папка
папка

1
1
1
1
1
1

набор
набор
набор
набор
набор
набор
шт
А4
набор

1
1
1
1
2
1
10
1
1

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».