ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия»
(далее
Коррекционный
Федеральной
адаптированной
программы
обучающихся
курс)
составлена
основной
с
на
основе
общеобразовательной
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022
г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционный
курс
относится
к
коррекционно-развивающей
области «коррекционные занятия» и являются обязательной частью
учебного плана.
В
соответствии
с
учебным
планом
рабочая
программа
по
коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 7 классе рассчитана
на 68 часов (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме
групповых занятий.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» в 7 классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика,
коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение
речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский
язык».
Задачи коррекционного курса:
− повышать уровень речевого и общего психического развития
обучающихся;
3
− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих
(графических, орфографических) ошибок;
− закреплять
практические
навыки
правильного
использования
языковых средств в речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в
ближнем и дальнем окружении;
− вырабатывать
навыки
правильного,
сознательного
чтения
и
аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи,
профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
4
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
II.
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению
речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая
программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного
усвоения и правильного применения обучающимися грамматических
правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в
развитии психологических предпосылок к полноценному овладению
чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее
совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и
расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его
в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического
строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений
и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, –
предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых
письменных текстов. Данная программа построена по цикличному
принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более
высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа
и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного
подхода,
жизненными
компетенциями,
поэтапного
формирования
умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании
различных методов:
− практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
− наглядные
–
наблюдения,
работа
с
картинками,
аудио-
и
видеоматериалами;
5
− словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной
способности
обучающихся,
формирования
навыков
четкого
произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте
интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные
методы
используются
при
построении
высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения
творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может
варьироваться в зависимости от речевого дефекта и
темпа усвоения
программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
− упражнения для развития артикуляционной моторики;
− упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
− дыхательная гимнастика;
− коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
− формирование фонематических процессов;
− работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
− работа над предложением, текстом;
− обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим
и
очень
важным
структурным
компонентом
логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения.
6
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
п/п
часов
1.
Обследование устной и письменной речи
6
2.
Предложение. Текст.
8
3.
Состав слова
12
4.
Слово
22
5.
Связная устная речь
10
6.
Связная письменная речь
4
7.
Работа над выразительностью чтения
2
Итого:
68
7
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
− развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
− развитие
желания
вступать
в
устную
коммуникацию
для
межличностного
− взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах
− деятельности;
− умение выражать собственные мысли и чувства в простых по форме
устных
высказываниях
в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими нормами русского языка;
− формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
− наличие мотивации к овладению устной речью.
Предметные:
Минимальный уровень:
− производить звуко-буквенный анализ и синтез слов;
− дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме;
− различать гласные и согласные в слове на слух;
− образовывать новые слова разными способами;
8
− правильно изменять существительные, прилагательные в роде, числе
и падеже, глаголы в роде и числе;
− употреблять личные местоимения в нужной форме;
− грамматически правильно связывать слова в предложении;
− грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в
письменной и устной речи;
− интонационно оформлять высказывание;
− читать правильно, осознанно, целыми словами;
− писать под диктовку простой текст;
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Достаточный уровень:
− быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
− подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их
лексическую сочетаемость;
− знать способы проверки написания согласных и безударных гласных
в корне слова;
− пользоваться
различными
способами
словообразования
и
словоизменения;
− осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
− различать и уметь употреблять различные части речи (имя
существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения);
− пользоваться
различными
частями
речи
при
составлении
предложения;
− анализировать речь (на уровне текста, предложения);
− конструировать предложения разных видов и использовать в речи
предложения сложных синтаксических конструкций;
− работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и
главную мысль;
9
− писать изложения и сочинения;
− читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами,
используя логические ударения, читать «про себя»;
− владеть различными видами пересказа;
− писать под диктовку тексты (60-65 слов);
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
оцениваться
только
нарушениями)
строго
результативность
индивидуально
с
обучения
учетом
может
особенностей
психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учительлогопед
постоянно
отслеживает
и
контролирует
достижения
обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации
оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения
для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в
форме устного опроса
(индивидуального, фронтального), письменных
10
работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания,
диктанта.
Учитель-логопед
анализирует
специфические
ошибки
и
строит
дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых
ошибок.
Заполняется
речевая
карта
обучающегося,
карта
результатов
мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи:
первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной
речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет
степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти
градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть
допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает
возможность получения более дифференцированного результата. Процентное
выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из
уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
− высокий – 100 - 80%;
− выше среднего – 79,9 -65%;
− средний – 64,9 - 45%;
− низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой
профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее
сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить
динамику его речевого развития.
11
Тема курса
Кол-во
часов
№
Дата
IV.
1.
Обследование
грамматического
строя речи
1
2.
Обследование
словарного запаса
и связной речи
1
3.
Обследование
навыка чтения
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Обследование устной и письменной речи – 4 часа
Выявление понимания и
Умеют воспроизводить слова,
правильности построения
словосочетания, предложения
грамматической структуры
сопряженно и отраженно с
предложения; использования
опорой на наглядный материал
падежных форм
существительных; правильное
употребление рода различных
частей речи; форм единственного
и множественного числа
Выявление уровня
Восстанавливают
сформированности развернутого
последовательность сюжета с
самостоятельного высказывания
опорой на инструкцию.
и объема словарного запаса
Составляют предложения по
серии сюжетных картинок
(сюжетной картинке) с
помощью учителя-логопеда
Чтение текстов.
Читают простой текст целыми
Ответы на вопросы учителясловами.
логопеда.
Пересказывают текст с
Пересказ прочитанного текста
помощью наводящих вопросов
Понимают смысл различных
логико-грамматических
конструкций, грамматических
связей согласования,
управления
Восстанавливают
последовательность сюжета.
Составляют развернутый
рассказ по серии сюжетных
картинок (сюжетной картинке)
Читают текст правильно,
целыми словами, осознанно,
соблюдая интонационное и
логическое ударение.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
или сложным предложением.
Пересказывают прочитанный
текст
4.
Обследование
навыка письма
1
5-6
Акустические и
артикуляционные
свойства гласных
и согласных
звуков
2
7-8
Правописание
разделительных
мягкого и
твердого знаков в
словах
2
Написание диктанта
Пишут под диктовку доступный
текст после предварительного
разбора
Звуки и буквы – 4 часа
Сопоставление и сравнение
Различают на слух гласные и
группы гласных звуков.
согласные буквы с опорой на
Признаки и роль в речи гласных
схемы.
и согласных.
Подбирают слова на гласные и
Различение на слух и правильное согласные звуки с помощью
воспроизведение в речи
учителя-логопеда
смыслоразличительных звуковых Определяют
единиц (гласные: ударные наличие/отсутствие
безударные, согласные: твердые - гласного/согласного в слове с
мягкие, звонкие – глухие,
опорой на наглядность.
шипящие, свистящие, соноры)
Определяют
Выделение звука на фоне
последовательности звуков в
полного слова.
словах с помощью учителяОпределение
логопеда
последовательности звуков в
словах.
Элементарный фонетический
разбор.
Развитие слухового восприятия
Уточнение и расширение знаний Слушают сказку
о мягком и твердом
(стихотворение) про
разделительных знаках.
разделительный мягкий и
Различение слитного и
твердый знаки.
раздельного произношения,
Называют различия
звучания слогов, слов с
разделительного мягкого и
разделительным твердым и
твердого знака с опорой на
мягким знаками.
таблицу.
Закрепление представлений о
Вставляют пропущенные знаки
Умеют писать под
диктовку текст
Сравнивают и различают
гласные и согласные звуки по
их артикуляторным свойствам.
Выявляют особенности звуков
при произношении.
Различают на слух гласные и
согласные буквы.
наличие/отсутствие
гласного/согласного в слове.
Определяют
последовательности звуков в
словах.
Выполняют элементарный
фонетический разбор простых
слов
Слушают сказку
(стихотворение) про
разделительный мягкий и
твердый знаки.
Умеют выделить их отличия и
объясняют их значение при
правописании слов.
Вставляют пропущенные знаки
в слова, словосочетания и
13
том, в каких случаях пишем ъ, а в в слова и словосочетания
каких ь разделительный знак.
Развитие навыка
фонематического анализа слов
9-10
11-12
Выделение
признаков
связного текста.
Тема текста.
Основная мысль
текста
2
Деление
сплошного текста
на отдельные
предложения.
Обозначение
границ
предложения на
письме
2
Предложение. Текст – 8 часов
Формирование умения отличать Читают по карточке
текст от группы предложений.
определение «связного текста».
Выделение признаков связного
Различают текст и отдельные
текста.
предложения с помощью
Определение темы текста.
учителя-логопеда.
Развитие умения выделять
Определяют основную мысль
средства связи предложений в
текста с помощью наводящих
тексте.
вопросов учителя-логопеда.
Развитие чувства языка
Озаглавливают текст.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной
грамматической форме.
Читают предложения
Развитие умения находить
границы предложения в не
пунктируемом тексте по
интонации.
Выделение предложений из
текста.
Установление смысловой связи
слов в предложении.
Обозначение границ
предложения.
Правильное употребление
Прослушивают текст.
Находят границы предложения
после прочтения текста
учителем-логопедом.
Ставят в конце каждого
предложения знак препинания.
Озаглавливают текст с
помощью наводящих вопросов
предложения.
Правильно переносят слова.
Выполняют элементарный
фонетический разбор простых
слов
Дают определение связного
текста.
Различают текст и отдельные
предложения.
Умеют определить основную
мысль текста.
Озаглавливают текст.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной
грамматической форме.
Выразительно читают
предложения.
Делают вывод о расположении
предложений в тексте в
определенном порядке
Читают текст.
Определяют главную мысль
текста.
Определяют количество
предложений в тексте.
Делят текст на предложения.
Умеют делать паузы, выделяя
главное слово и интонируя
конец каждого предложения.
Ставят в конце каждого
предложения знак препинания.
14
13-14
15-16
17-18
Работа с
деформированны
ми
предложениями
текста.
Грамматическое
оформление
предложений с
пропущенными
словами
Работа с
деформированны
ми
предложениями
текста.
Грамматическое
оформление
предложений с
нарушенным
порядком слов
2
Состав слова.
Анализ слова по
морфемам.
2
2
знаков препинания (.,?,!) в конце
предложения.
Развитие слухового вербального
анализа
Развитие умения
восстанавливать неполное
предложение, употребляя
правильные словоформы и
вставляя пропущенные предлоги
Озаглавливают текст
Читают текст с пропущенными
словами.
Вставляют в предложения
подходящее по смыслу слово,
используя слова для справок
Читают текст с пропущенными
словами.
Определяют, какие слова
пропущены.
Вставляют в предложения
подходящее по смыслу слово.
Определяют главную мысль
текста
Закрепление умения находить и
исправлять речевые ошибки в
предложениях.
Развитие умения грамотно
выражать свои мысли.
Развитие чувства языка.
Развитие вербально-логического
мышления
Восстанавливают правильный
Восстанавливают правильный
порядок слов в предложении с
порядок слов в предложении.
помощью наводящих вопросов Уточняют и объясняют
учителя-логопеда.
лексическое значение слов.
Уточняют лексическое
Редактируют
сложноподчиненные
значение слов.
Составляют графические схемы предложения.
предложения с обозначением
Составляют графические схемы
предлогов и интонации конца
предложения с обозначением
предложения.
предлогов и интонации конца
Списывают предложения,
предложения.
соблюдая знаки препинания с
Записывают предложения,
карточки
соблюдая знаки препинания
Состав слова – 12 часов
Составляют родственные слова с Составляют родственные слова Составляют родственные слова
опорой на схему
с опорой на схему
с опорой на схему
(приставка, корень, суффикс,
(приставка, корень, суффикс,
(приставка, корень, суффикс,
15
19-20
Правописание
слов с
удвоенными
согласными
2
окончание).
Образуют от основ
существительных однокоренные
слова с удвоенными согласными
с помощью учителя-логопеда.
Упражняются в написании слов с
двойными согласными
21-22
Словообразовани
е слов с помощью
приставок и
суффиксов
2
23-24
Сложные слова.
Правописание
сложных слов с
помощью
соединительных
гласных звуков
2
Закрепление знаний и
практических способов
словообразования слов
различных частей речи.
Формирование умения
определять способ
словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Развитие слухового внимания и
логического мышления
Закрепление умения
образовывать сложные слова
путем слияния двух основ.
Определение корней в сложных
словах.
Правильное написание
соединительной гласной в
сложных словах.
Развитие умения составлять
словосочетания и предложения
окончание).
Выполняют морфемный анализ
слов.
Образуют от основ
существительных
однокоренные слова с
удвоенными согласными.
Находят слова с удвоенными
согласными.
Записывают слова с
удвоенными согласными под
диктовку
Образовывают слова
приставочно-суффиксальным
способом с опорой на
картинный материал.
Выделяют приставки и
суффиксы с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания с
образованными
словами
Образовывают сложные слова,
отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Составляют словосочетания с
образованными
словами
Находят сложные слова в
словосочетаниях и выделяют
корни с помощью учителялогопеда, выделяют
окончание). Образуют от основ
существительных
однокоренные слова с
удвоенными согласными с
помощью учителя-логопеда.
Находят слова с удвоенными
согласными.
Упражняются в написании слов
с двойными согласными
Образовывают слова
приставочно-суффиксальным
способом.
Находят и обозначают
графически приставки и
суффиксы.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами
Знают понятие сложного слова.
Образовывают сложные слова
из двух основ, выделяют
соединительные гласные.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами.
Находят сложные слова в
словосочетаниях и
предложениях, объясняют свой
16
со словами.
Обогащение словарного запаса.
Развитие слухового внимания и
логического мышления
соединительные гласные
25-26
Безударные
гласные звуки.
Правописание и
способы проверки
одной и двух
безударных
звуков в словах
2
Закрепление правописания одной
или двух безударных гласных в
корне слова, проверяемых
ударением.
Подбор проверочных слов.
Постановка ударения в
проверочных словах.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Запись слов с безударными
гласными под диктовку.
Расширение и активизация
словарного запаса.
Развитие фонематического слуха
и восприятия
Выделяют безударные гласные
звуки в словах (одну или
несколько).
Подбирают проверочные слова
к слову с одной безударной
гласной.
С помощью учителя –логопеда
подбирают проверочные слова
к словам с двумя безударными
гласными, называют нужные
гласные буквы. Расширяют
словарный запас через
накопление «гнезд»
родственных слов
27-28
Парные звонкие и
глухие согласные.
Правописание и
способы проверки
в словах
2
Закрепление умения объяснять
правописание слов со звонкими
глухими согласными звуками на
конце и в середине слов.
Отработка способов проверки
написания слов с помощью
словоизменения и
словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда.
Вставляют пропущенные буквы
с опорой на наглядность.
Умеют закончить предложение
по картинке
выбор.
Выделяют корни в сложных
словах, объясняют
правописание соединительных
гласных.
Пишут сложные слова под
диктовку
Выделяют в слове безударные
гласные (одну или несколько).
Умеют подобрать проверочные
слова к слову с одной или
двумя безударными гласными.
Расширяют словарный запас
через накопление «гнезд»
родственных слов.
Записывают под диктовку слова
разной степени сложности и
подбирают к ним проверочные
слова
Сравнивают произношение и
написание согласных на конце
и в середине слова.
Изменяют слова по образцу,
подбирая проверочные слова.
Вставляют пропущенные
буквы, подбирая проверочные
слова.
Умеют закончить предложение,
17
29-30
Грамматические
признаки имени
существительного
.
Значение имени
существительного
в речи
2
Развитие фонематического слуха
и восприятия
Слово - 22 часа
Закрепление понятия о словах,
Классифицируют и называют
обозначающих предмет.
с помощью учителя-логопеда
Совершенствование навыка
имена существительные и
дифференциации одушевленного ставят к ним правильный
и неодушевленного предмета.
вопрос.
Развитие умения ставить вопрос
Дифференцируют
к имени существительному.
одушевленные и
Употребление в речи в
неодушевленные предметы с
различных формах в зависимости опорой на картинный
от связи с другими словами.
материал, собственные и
Обогащение и расширение
нарицательные с помощью
словарного запаса.
наводящих вопросов.
Развитие зрительного внимания
Изменяют слова по образцу.
и памяти
Находят в предложении
имена существительные с
помощью учителя-логопеда
выбрав подходящее слово по
смыслу
Имеют представление об
именах существительных,
ставят к ним правильный
вопрос.
Выделяют имена
существительные среди других
слов.
Дифференцируют
одушевленные и
неодушевленные предметы,
собственные и нарицательные.
Знают правописанием имен
собственных.
Изменяют слова по числам.
Находят в предложении имена
существительные
18
31-32
Согласование
имен
существительных
с местоимениями
2
Развитие умения находить в
предложениях и тексте личные
местоимения.
Закрепление умения
согласовывать имена
существительные единственного
и множественного числа с
местоимениями.
Упражнения в правильном
употреблении местоимений в
предложении.
Развитие чувства языка
Находят в предложении и
тексте личные местоимения и
называют, на кого они
указывают.
Заменяют имя существительное
на местоимение в
предложениях и тексте во
избежание повтора слов с
помощью учителя-логопеда
33-34
Правописание
имен
существительных
мужского и
женского рода с
шипящей на
конце в
единственном
числе и Р.П.
множественного
числа
2
Закрепление правописания имен
существительных мужского и
женского рода с шипящей на
конце.
Развитие орфографической
зоркости и чувства языка
Определяют род имен
существительных, используя
опорные карточки
Составляют словосочетания,
правильно записывая имена
существительные с шипящей на
конце.
Изменяют слова, образуя
множественное число
существительных Р.п. по
образцу
35-36
Слова,
обозначающие
признаки
предметов – имя
прилагательное.
2
Определение синтаксической
роли имени прилагательного в
речи.
Умение находить словапризнаки в предложении и
Умеют классифицировать и
называть с помощью учителялогопеда слова,
обозначающие признак
предмета и ставить к ним
Находят в предложении и
тексте личные местоимения и
называют, на кого они
указывают.
Заменяют имя существительное
на местоимение в
предложениях и тексте во
избежание повтора слов.
Исправляют ошибки в
словосочетаниях и
предложениях, заменяя
местоимение и правильно
согласовывая его с
существительным
Определяют род имен
существительных.
Знают правописание имен
существительных с шипящей на
конце.
Составляют словосочетания и
предложения, правильно
записывая имена
существительные с шипящей на
конце.
Изменяют слова, образуя
множественное число
существительных Р.п
Подбирают к именам
существительным подходящие
по смыслу слова,
обозначающие признаки.
Ставят вопрос к именам
19
Значение имени
прилагательного.
37-38
Слова,
обозначающие
признаки
предметов – имя
прилагательное.
Согласование
имени
прилагательного с
именем
существительным
в роде, числе и
падеже
2
тексте по вопросам.
Закрепление умения
образовывать прилагательные
от существительных,
сравнительной степени
прилагательных.
Развитие практического навыка
в подборе имен
прилагательных
Развитие слухового внимания и
памяти
правильный вопрос.
Выделяют имена
прилагательные из
предложения с помощью
учителя-логопеда.
Умеют закончить
предложения, подбирая по
смыслу подходящие слова
признаки
Определение рода имен
прилагательных с помощью
вопросов.
Закрепление синтаксической
функции падежей при
согласовании имен
существительных с именами
прилагательными.
Развитие умения находить в
предложении сочетания имени
существительного с именем
прилагательным.
Правильное употребление
предлогов при составлении
словосочетаний имен
прилагательных с именем
существительным в
предложении и тексте.
Развитие орфографической
зоркости и чувства
Соотносят имена
существительные с
соответствующими именами
прилагательными с опорой на
картинный материал,
записывают словосочетания и
предложения
Согласовывают имена
существительные с именами
прилагательными в роде,
числе и падеже с помощью
наводящих вопросов.
Умеют выделить из
предложения сочетания
существительного с
прилагательным и поставить
правильный вопрос от имени
существительного с помощью
учителя-логопеда
прилагательным.
Выделяют имена
прилагательные из
предложения и текста,
обозначают его графически.
Умеют закончить предложения,
подбирая по смыслу
подходящие слова признаки,
образуя прилагательные от
существительных и, используя
сравнительную степень
прилагательных
Согласовывают имена
существительные с именами
прилагательными в роде, числе
и падеже.
Умеют выделить из
предложения сочетания
существительного с
прилагательным и поставить
правильный вопрос от имени
существительного.
Выделяют окончания имен
прилагательных.
Вставляют пропущенные
окончания прилагательных в
предложении и тексте.
Вставляют пропущенные имена
прилагательные в предложение
и текст, соблюдая предложнопадежные конструкции
20
39-40
Слова,
обозначающие
действие
предметов –
глагол.
Значение глагола.
2
Определение синтаксической
роли глагола в речи.
Закрепление умения ставить к
глаголу вопрос.
Развитие практического
навыка в подборе глаголов к
именам существительным
Развитие слухового внимания и
памяти
Умеют классифицировать и
называть с помощью учителялогопеда слова,
обозначающие действие
предмета и ставить к ним
правильный вопрос.
Выделяют глаголы из ряда
слов с помощью учителялогопеда.
Находят в предложении
глаголы
41-42
Слова,
обозначающие
действие
предметов –
глагол.
Словообразовани
е глаголов –
образование слов,
обозначающих
действие
предмета, при
помощи
приставок
2
Закрепление умения
образовывать глаголы
префиксальным способом.
Выделение приставки в глаголах.
Развитие умения подбирать
подходящую по смыслу
предложения приставку в слова,
обозначающие действие
предмета.
Развитие и обогащение
словарного запаса.
Развитие чувства языка
Образовывают слова,
обозначающие действия с
помощью приставки.
Обозначают приставку
графически.
Вставляют подходящую по
смыслу приставку с помощью
учителя-логопеда или
картинного материала
43-44
Правописание
разделительного
твердого знака в
2
Закрепление знаний о
правописании разделительного
твердого знака в приставках.
Дополняют правило написания
приставок на согласную.
Вставляют в слова
Подбирают к именам
существительным глаголы,
подходящие по смыслу.
Ставят вопрос к глаголу от
имени существительного.
Выделяют глаголы из ряда
слов.
Умеют закончить
предложения, подбирая по
смыслу подходящие слова,
обозначающие действие
предмета.
Находят в предложении
глаголы, обозначают его
графически
Образовывают слова,
обозначающие действия с
помощью приставки.
Обозначают приставку
графически.
Вставляют подходящую по
смыслу приставку.
Подбирают в словосочетание и
предложение нужный по
смыслу приставочный глагол
Знают и умеют правильно
применять правило написания
приставок на согласную.
21
приставках в
именах
существительных
и глаголов,
оканчивающихся
на согласный звук
45-46
47-48
Слова,
обозначающие
действие
предметов –
глагол.
Согласование
слов,
обозначающих
действие
предмета, со
словами,
обозначающими
предмет, в роде и
числе
Слова,
обозначающие
действие
предметов –
глагол.
Согласование
слов,
обозначающих
действие
предмета, с
личными
2
2
Различение раздельного и
слитного произношения и
звучания глаголов с приставкой
на согласный.
Формирование навыка
фонематического анализа слов и
орфографической зоркости
Закрепление умения
согласовывать глаголы
прошедшего времени с именами
существительными в роде и
числе.
Уточнение и обогащение
словарного запаса.
Совершенствование навыков
грамматического оформления
речи
разделительный твердый знак с
помощью учителя-логопеда
Выделяют приставку
Вставляют в слова
разделительный твердый знак.
Выделяют приставку в словах.
Составляют предложения из
слов, данных в «беспорядке»
Составляют словосочетания с
данными глаголами, подбирая
нужные по смыслу имена
существительные. Выделяют
окончания глаголов с помощью
учителя-логопеда
Составляют словосочетания и
предложения с данными
глаголами, подбирая нужные по
смыслу имена
существительные. Выделяют
окончания глаголов.
Согласовывают глаголы
данные в начальной форме с
именами существительными в
предложении
Практическое усвоение навыка
согласования глагола с личными
местоимениями.
Изменение словосочетаний
глаголов с местоимениями.
Развитие чувства языка и
укрепление речевого внимания
Образуют словосочетания
глаголов с местоимениями по
образцу, акцентируя
произнесение окончания
вопроса и ответа.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда простым
предложением
Образуют словосочетания
глаголов с местоимениями.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда распространенным
предложением.
Составляют сложные
предложения, согласуя глагол с
местоимением с опорой на
сюжетную картинку
22
49-50
51-52
местоимениями в
числе и лице
Фразеологизмы.
Фразеологически
е обороты
Составление
рассказа из
данных
предложений.
Определение
темы, главной
мысли рассказа
2
2
Формирование понятия
«фразеологизм»,
«фразеологический оборот»,
«крылатые слова и выражения».
Усвоение признака
фразеологического оборота –
устойчивость.
Уточнение лексического и
грамматического значения
фразеологических оборотов.
Обогащение пассивного и
активного словаря
фразеологизмами
Заканчивают предложения из
сказок.
Читают определение
«фразеологические обороты».
Дополняют в стихотворных
формах фразеологизмы
необходимыми словами,
используя слова для справок
Связная устная речь – 10 часов
Закрепление умения составлять
Составляют рассказ из данных
связный рассказ из предложений. предложений, располагая их в
Развитие умения определять
правильной
тему и главную мысль рассказа.
последовательности с помощью
Беседа по рассказу.
учителя-логопеда.
Развитие навыка связной устной Выделяют главную мысль
речи
текста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
предложением
Заканчивают предложения из
сказок.
С помощью учителя-логопеда
формулируют определение
«фразеологические обороты».
Понимают значение
фразеологизмов, могут его
объяснить или найти в словаре.
Дополняют в стихотворных
формах фразеологизмы
необходимыми словами.
Составляют сложные
предложения, используя и
правильно согласовывая слова
фразеологического оборота
Составляют рассказ из данных
предложений, располагая их в
правильной
последовательности.
Изменяют окончания
отдельных слов.
Выделяют главную мысль
текста.
Определяют тему рассказа.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным и
сложным предложением с
соблюдением правил
оформления
23
53-54
Составление
плана рассказа.
Определение типа
текста
2
Развитие умения делить текст на
части.
Определение типа текста.
Выделение основной мысли
рассказа.
Озаглавливание рассказа.
Составление плана рассказа.
Читают текст рассказа.
Вставляют в текст подходящие
по смыслу слова с помощью
слов для справок.
Предлагают название рассказа.
Делят рассказ на части с
помощью учителя-логопеда.
55-56
Устное
сочинение.
Составление
рассказа по
данному плану
2
Закрепление умения
составлять описательный
рассказ по плану.
Беседа по рассказу.
Развитие умения
использовать в тексте
распространённые или
сложные предложения.
Развитие навыков устной
связной речи.
Обогащение и развитие
словарного запаса
Читают предложенный
учителем-логопедом план
описательного рассказа.
Выделяют основную тему
рассказа.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда простым
предложением.
Предлагают название рассказа
57-58
Устное
сочинение.
Составление
рассказа по
опорным словам
2
Закрепление умения
составлять описательный
рассказ по опорным словам.
Составление связного
высказывания по опорным
Читают опорные слова и
словосочетания.
Подбирают родственные,
однокоренные слова.
Предлагают название
Читают текст рассказа.
Вставляют в текст подходящие
по смыслу слова.
Определяют тип текста.
Озаглавливают рассказ.
Делят рассказ на части.
Соблюдают логику данной
формы рассказа, опираясь на
строгую последовательность
информации составляют план
рассказа.
Читают предложенный
учителем-логопедом план
описательного рассказа.
Выделяют основную тему
рассказа.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
распространенным или
сложным предложением.
Предлагают название рассказа.
Грамотно, четко и
последовательно составляют
рассказ.
Пересказывают рассказ,
учитывая связь предложений
в тексте
Читают опорные слова и
словосочетания.
Подбирают родственные,
однокоренные слова.
Предлагают название
24
59-60
Работа над
полным
пересказом с
заменой в тексте
лица рассказчика
2
61-62
Изложениеповествование на
основе
зрительного
восприятия текста
по вопросам к
2
словам, и словосочетаниям.
Обогащение и развитие
словарного запаса на
материале группы
родственных слов.
Обогащение и развитие
словарного запаса.
Развитие умения обращать
внимание на смысловую
связь между предложениями.
Развитие навыков устной
связной речи
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Нахождение главной мысли
рассказа.
Деление текста на части,
озаглавливание частей.
Составление плана рассказа.
Полный пересказ
рассказа.
Составляют предложения,
опираясь на опорные
слова/словосочетания
Читают рассказ и находят
главную мысль с помощью
учителя-логопеда.
Отвечают на вопросы учителялогопеда простыми
предложениями.
Озаглавливают части рассказа и
составляют план с помощью
учителя-логопеда.
Пересказывают содержание
рассказа в полном объеме с
помощью наводящих вопросов,
заменяя первое лицо третьим
Связная письменная речь – 4 часа
Формирование умения писать
Прослушивают выразительное
изложение по вопросам.
чтение текста учителемЗакрепление умения
логопедом.
устанавливать связь заголовка с
Читают текст вслух.
темой.
Озаглавливают текст.
Составление предложений по
Отвечают на вопросы учителя-
рассказа.
Составляют предложения,
опираясь на опорные
слова/словосочетания.
Грамотно, четко и
последовательно составляют
описательный рассказ.
Пересказывают рассказ
Читают рассказ и находят
главную мысль рассказа.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенными
предложениями.
Делят текст на части.
Озаглавливают части рассказа.
Составляют план.
Пересказывают содержание
рассказа в полном объеме,
заменяя первое лицо третьим
Прослушивают выразительное
чтение текста учителемлогопедом.
Читают текст вслух.
Выделяют основные признаки и
мысль текста.
25
каждому
предложению
63-64
Изложениеповествование на
основе
зрительного
восприятия текста
по готовому
плану, опорным
словам
2
65.
Работа над
техникой чтениявыразительность
1
вопросам.
Определение типа текста.
Развитие письменной связной
речи
логопеда полным
распространенным
предложением.
Записывают текст
Формирование умения писать
изложение по готовому плану и
опорным словам.
Развитие умения устанавливать
последовательность частей в
тексте.
Определение типа текста.
Развитие письменной связной
речи
Прослушивают выразительное
чтение текста учителемлогопедом.
Читают текст вслух. Умеют
объяснить название текста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
распространенным
предложением, опираясь на
план и опорные слова.
Записывают текст
Работа над выразительностью чтения – 2 часа
Развитие навыков
Читают текст выразительно
выразительного чтения.
после предварительного
Развитие умения правильной
разбора.
Определяют тип текста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
распространенным
предложением.
Пересказывают текст,
используя вопросы.
Записывают текст и выполняют
самопроверку
Прослушивают выразительное
чтение текста учителемлогопедом.
Читают текст вслух.
Выделяют основные признаки и
мысль текста.
Определяют тип текста.
Умеют объяснить название
текста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
распространенным
предложением, опираясь на
план и опорные слова.
Пересказывают текст,
используя план текста и
опорные слова.
Записывают текст и выполняют
самопроверку
Читают текст выразительно.
Умеют выделять
логическим ударением главное
26
66.
ю прочитанного
Работа над
техникой чтения.
Ударение –
компонент
интонации
1
67.
Обследование
устной речи
1
68.
Обследование
письменной
речи
1
постановки логического и
Слушают и выделяют слово, на
интонационного ударения.
котором сделано логическое
Работа над интонационной
ударение.
выразительностью речи.
Читают предложения с
Развитие навыков связной
правильной интонацией
устной речи
Обследование устной и письменной речи – 2 часа
Чтение слов, предложений,
Читают доступный текст.
простых текстов.
Отвечают на вопросы с
Ответы на вопросы учителяпомощью наводящих вопросов
логопеда.
учителя-логопеда
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста
во фразе в зависимости от ее
смысла.
Соблюдают паузу, интонацию в
вопросах, ответах, при чтении и
пересказе связных текстов
Написание диктанта.
Работа над ошибками
Умеют писать под диктовку
текст.
Умеют находить допущенные
ошибки и исправлять их после
предварительного анализа и
разбора учителем-логопедом
Пишут под диктовку текст
после предварительного
разбора
Читают текст правильно,
правильно, целыми словами,
осознано, соблюдая паузы на
знаках препинания.
Пересказывают прочитанный
материал
27
Учебно-методическое обеспечение программы:
Учебная литература:
-Учебник «Русский язык», 7 класс: для образовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
под ред. Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской, 2018г.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 1. «Состав слова» 5-9 классы. Учебное пособие
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные
общеобразовательные
программы,
7-е
издание,
Москва:
«Просвещение», 2018 г. 2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 2. «Имя существительное» 5-9 классы. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные
общеобразовательные
программы,
7-е
издание,
Москва:
«Просвещение», 2018 г. 2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 3. «Имя прилагательное» 5-9 классы. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные
общеобразовательные
программы,
7-е
издание,
Москва:
«Просвещение», 2018 г. 2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 1. «Глагол» 5-9 классы. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы, 7-е издание, Москва: «Просвещение», 2018 г.
2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
Методическая литература:
-Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое
пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений. Москва, «Владос», 2003 год. Составитель:
А.Г.Зикеев.
-Диктанты по русскому языку для специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Москва, «Владос» 2003 год. Составитель: E .Я. Кудрявцева.
-Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение.
Издательство «Учитель». Составитель: Т.П. Шабалкова.
- Обучающие изложения: 5-9 классы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,
1993г. Составитель: П.Ф. Ивченков.
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.18.
1.19.
1.20
1.23.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.6.
3.7.
3.8.
4.
5.
Материально-техническое обеспечение программы
Демонстрационные таблицы:
Гласные звуки и буквы
Согласные звуки и буквы
Правописание безударных гласных в корне
Правописание согласных в корне
Гласные после шипящих
Члены предложения
Однородные члены предложения
Состав слова
Ь после шипящих
Приставки пиши слитно
Правописание предлогов
Суффиксы
Окончания имен существительных
Три склонения имен существительных
Падежи
Изменение глаголов по числам
«НЕ» с глаголами
Изменение глаголов по временам
Части речи
Раздаточный дидактический материал по разделам:
«Слово»
«Состав слова»
«Предложение»
«Части речи: глаголы в предложении»
Ребусы
Кроссворды
Раздаточный материал по темам:
«Словарные слова»
«Предложение»
«Гласные и согласные в корне слова»
«Приставка и предлог»
«Падежи»
Диктанты (5-9 классы)
Орфографический словарик. П.А.Грушников.
Демонстрационный материал «Звери»
Магнитные цифры
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
папка
папка
папка
папка
папка
папка
1
1
1
1
1
1
набор
набор
набор
набор
набор
набор
шт
А4
набор
1
1
1
1
2
1
10
1
1
29