Логопедические занятия 8 24-25

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия»

(далее

Коррекционный

Федеральной

адаптированной

программы

обучающихся

курс)

составлена

основной
с

на

основе

общеобразовательной

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022
г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционный

курс

относится

к

коррекционно-развивающей

области «коррекционные занятия» и являются обязательной частью
учебного плана.
В

соответствии

с

учебным

планом

рабочая

программа

по

коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 8 классе рассчитана
на 68 часов (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме
групповых занятий.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» в 8 классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика,
коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение
речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский
язык».
Задачи коррекционного курса:
− повышать уровень речевого и общего психического развития
обучающихся;

3

− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих
(графических, орфографических) ошибок;
− закреплять

практические

навыки

правильного

использования

языковых средств в речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в
ближнем и дальнем окружении;
− вырабатывать

навыки

правильного,

сознательного

чтения

и

аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи,
профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных
организаций,

реализующих

адаптированные

общеобразовательные программы, авторы:

основные

Э.В. Якубовская, Н.Г.

Галунчикова. Русский язык. 8 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г.

4

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

II.

Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению
речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая
программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного
усвоения и правильного применения обучающимися грамматических
правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в
развитии психологических предпосылок к полноценному овладению
чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее
совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и
расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его
в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического
строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений
и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, –
предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых
письменных текстов. Данная программа построена по цикличному
принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более
высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа
и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного
подхода,

жизненными

компетенциями,

поэтапного

формирования

умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании
различных методов:
− практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
− наглядные

–

наблюдения,

работа

с

картинками,

аудио-

и

видеоматериалами;

5

− словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной
способности

обучающихся,

формирования

навыков

четкого

произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте
интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные

методы

используются

при

построении

высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения
творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может
варьироваться в зависимости от речевого дефекта и

темпа усвоения

программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
− упражнения для развития артикуляционной моторики;
− упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
− дыхательная гимнастика;
− коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
− формирование фонематических процессов;
− работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
− работа над предложением, текстом;
− обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим

и

очень

важным

структурным

компонентом

логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения.

6

Содержание разделов
№

Название раздела

Количество

п/п

часов

1.

Обследование устной и письменной речи

6

2.

Предложение. Текст.

6

3.

Состав слова

16

4.

Части речи

24

5.

Связная устная речь

6

6.

Связная письменная речь

8

7.

Работа над выразительностью чтения

2
Итого:

68

7

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
− принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
− развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
− развитие

желания

вступать

в

устную

коммуникацию

для

межличностного
− взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах
− деятельности;
− умение выражать собственные мысли и чувства в простых по форме
устных

высказываниях

в

соответствии

с

грамматическими

и

синтаксическими нормами русского языка;
− формирование

установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
− наличие мотивации к овладению устной речью.
Предметные:
Минимальный уровень:
− производить звуко-буквенный анализ и синтез слов;
− дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме;
− различать гласные и согласные в слове на слух;
− образовывать новые слова разными способами;

8

− правильно изменять существительные, прилагательные в роде, числе
и падеже, глаголы в роде и числе;
− употреблять личные местоимения в нужной форме;
− грамматически правильно связывать слова в предложении;
− грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в
письменной и устной речи;
− интонационно оформлять высказывание;
− читать правильно, осознанно, целыми словами;
− писать под диктовку простой текст;
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Достаточный уровень:
− быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
− подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их
лексическую сочетаемость;
− знать способы проверки написания согласных и безударных гласных
в корне слова;
− пользоваться

различными

способами

словообразования

и

словоизменения;
− осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
− различать и уметь употреблять различные части речи (имя
существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения);
− пользоваться

различными

частями

речи

при

составлении

предложения;
− анализировать речь (на уровне текста, предложения);
− конструировать предложения разных видов и использовать в речи
предложения сложных синтаксических конструкций;
− работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и
главную мысль;

9

− писать изложения и сочинения;

− читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами,
используя логические ударения, читать «про себя»;
− владеть различными видами пересказа;
− писать под диктовку тексты (60-65 слов);
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
оцениваться

только

нарушениями)
строго

результативность

индивидуально

с

обучения

учетом

может

особенностей

психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учительлогопед

постоянно

отслеживает

и

контролирует

достижения

обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации
оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения
для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в
форме устного опроса

(индивидуального, фронтального), письменных

10

работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания,
диктанта.
Учитель-логопед

анализирует

специфические

ошибки

и

строит

дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых
ошибок.

Заполняется

речевая

карта

обучающегося,

карта

результатов

мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи:
первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной
речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет
степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти
градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть
допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает
возможность получения более дифференцированного результата. Процентное
выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из
уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
− высокий – 100 - 80%;
− выше среднего – 79,9 -65%;
− средний – 64,9 - 45%;
− низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой
профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее
сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить
динамику его речевого развития.

11

Тема курса

Кол-во
часов

№

Дата

IV.

1.

Обследование
грамматического
строя речи

1

2.

Обследование
словарного запаса
и связной речи

1

3.

Обследование
навыка чтения

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Обследование устной и письменной речи – 4 часа
Выявление понимания и
Умеют воспроизводить слова,
правильности построения
словосочетания, предложения
грамматической структуры
сопряженно и отраженно с
предложения; использования
опорой на наглядный материал
падежных форм
существительных; правильное
употребление рода различных
частей речи; форм единственного
и множественного числа
Выявление уровня
Восстанавливают
сформированности развернутого последовательность сюжета с
самостоятельного высказывания опорой на инструкцию.
и объема словарного запаса
Составляют предложения по
серии сюжетных картинок
(сюжетной картинке) с
помощью учителя-логопеда
Чтение текстов.
Читают простой текст целыми
Ответы на вопросы учителясловами.
логопеда.
Пересказывают текст с
Пересказ прочитанного текста
помощью наводящих вопросов

Понимают смысл различных
логико-грамматических
конструкций, грамматических
связей согласования,
управления

Восстанавливают
последовательность сюжета.
Составляют развернутый
рассказ по серии сюжетных
картинок (сюжетной картинке)
Читают текст правильно,
целыми словами, осознанно,
соблюдая интонационное и
логическое ударение.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
или сложным предложением.
Пересказывают прочитанный
текст

4.

Обследование
навыка письма

1

5-6

Простые и
сложные
предложения

2

7-8

Правописание
сложных
предложений с
союзами и, а, но и
без них

2

9-10

Работа с
деформированны
ми

2

Написание диктанта

Пишут под диктовку доступный
текст после предварительного
разбора
Предложение. Текст – 6 часов
Формирование умения отличать Читают по карточке
простые и сложные предложения определение «простые с
в тексте.
сложные предложения».
Выделение признаков простого и Различают предложения с
сложного предложения.
помощью учителя-логопеда.
Развитие умения выделять
Определяют основную мысль
средства связи слов в
предложений помощью
предложении.
наводящих вопросов учителяРазвитие чувства языка
логопеда.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной
грамматической форме.
Читают предложения
Составление отдельных
С помощью учителя-логопеда и
предложений.
наводящих вопросов
Закрепление умения составлять
устанавливают причиннопредложения, соблюдая
следственные связи.
правильный порядок слов.
Отвечают на вопрос учителяРазвитие ориентировки в
логопеда простым
предложением.
языковом материале
Составляют предложения из
данных слов с помощью
опорных схем

Умеют писать под
диктовку текст

Формирование умения находить
и исправлять речевые и
неречевые (логические) ошибки

Находят допущенные в тексте
орфографические,
синтаксические ошибки.

Умеют находить допущенные в
тексте речевые ошибки с
помощью учителя-логопеда.

Дают определение простых и
сложных предложений.
Различают простые и сложные
предложения.
Умеют определить основную
мысль текста.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной
грамматической форме.
Выразительно читают
предложения.
Делают вывод о связи слов в
предложениях.
Умеют устанавливать
причинно-следственные связи
между явлениями и событиями.
Выделяют признаки сложных
предложений.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
грамматически правильно
оформленным предложением.
Составляют предложения из
данных слов.

13

предложениями
текста.
Грамматическое
оформление
предложений с
однородными
членами

11-12

Состав слова.
Анализ слова по
морфемам.

в предложениях.
Развитие умения составлять
сложноподчиненные
предложения из простых.
Развитие умения грамотно
выражать свои мысли.
Развитие чувства языка.

2

Находят повторяющиеся
однокоренные слова в
предложении.
Подбирают и заменяют
повторяющиеся слова, словами
близкими по значению,
используя слова для справок.
Составляют по образцу из двух
предложений одно.
Списывают предложения,
соблюдая знаки препинания с
карточки

Состав слова – 16 часов
Составляют родственные слова с Составляют родственные слова
опорой на схему
с опорой на схему
(приставка, корень, суффикс,
(приставка, корень, суффикс,
окончание).
окончание).
Образуют от основ
Выполняют морфемный анализ
существительных однокоренные слов.
слова с удвоенными согласными Образуют от основ
с помощью учителя-логопеда.
существительных
Упражняются в написании слов с однокоренные слова с
двойными согласными
удвоенными согласными.
Находят слова с удвоенными
согласными.
Записывают слова с
удвоенными согласными под
диктовку

Находят повторяющиеся
однокоренные слова в
предложении.
Подбирают и заменяют
повторяющиеся слова словами
близкими по значению.
Составляют из двух
предложений одно (по
образцу).
Конструируют
сложноподчиненные
предложения, используя
данные союзные слова и
помощь учителя-логопеда.
Записывают предложения,
соблюдая знаки препинания
Составляют родственные слова
с опорой на схему
(приставка, корень, суффикс,
окончание). Образуют от основ
существительных
однокоренные слова с
удвоенными согласными с
помощью учителя-логопеда.
Находят слова с удвоенными
согласными.
Упражняются в написании слов
с двойными согласными

14

13-14

Словообразовани
е слов с помощью
приставок и
суффиксов

2

15-16

Сложные слова.
Правописание
сложных слов с
помощью
соединительных
гласных звуков

2

17-18

Безударные
гласные звуки.
Правописание и
способы проверки
одной и двух

2

Закрепление знаний и
практических способов
словообразования слов
различных частей речи.
Формирование умения
определять способ
словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Развитие слухового внимания и
логического мышления
Закрепление умения
образовывать сложные слова
путем слияния двух основ.
Определение корней в сложных
словах.
Правильное написание
соединительной гласной в
сложных словах.
Развитие умения составлять
словосочетания и предложения
со словами.
Обогащение словарного запаса.
Развитие слухового внимания и
логического мышления

Образовывают слова
приставочно-суффиксальным
способом с опорой на
картинный материал.
Выделяют приставки и
суффиксы с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания с
образованными
словами
Образовывают сложные слова,
отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Составляют словосочетания с
образованными
словами
Находят сложные слова в
словосочетаниях и выделяют
корни с помощью учителялогопеда, выделяют
соединительные гласные

Закрепление правописания одной
или двух безударных гласных в
корне слова, проверяемых
ударением.
Подбор проверочных слов.

Выделяют безударные гласные
звуки в словах (одну или
несколько).
Подбирают проверочные слова
к слову с одной безударной

Образовывают слова
приставочно-суффиксальным
способом.
Находят и обозначают
графически приставки и
суффиксы.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами
Знают понятие сложного слова.
Образовывают сложные слова
из двух основ, выделяют
соединительные гласные.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами.
Находят сложные слова в
словосочетаниях и
предложениях, объясняют свой
выбор.
Выделяют корни в сложных
словах, объясняют
правописание соединительных
гласных.
Пишут сложные слова под
диктовку
Выделяют в слове безударные
гласные (одну или несколько).
Умеют подобрать проверочные
слова к слову с одной или
двумя безударными гласными.
15

безударных
звуков в словах

19-20

Парные звонкие и
глухие согласные.
Правописание и
способы проверки
в словах

2

21-22

Правописание
непроизносимых
согласных в
корне

2

Постановка ударения в
проверочных словах.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Запись слов с безударными
гласными под диктовку.
Расширение и активизация
словарного запаса.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

гласной.
С помощью учителя –логопеда
подбирают проверочные слова
к словам с двумя безударными
гласными, называют нужные
гласные буквы. Расширяют
словарный запас через
накопление «гнезд»
родственных слов

Расширяют словарный запас
через накопление «гнезд»
родственных слов.
Записывают под диктовку слова
разной степени сложности и
подбирают к ним проверочные
слова

Закрепление умения объяснять
правописание слов со звонкими
глухими согласными звуками на
конце и в середине слов.
Отработка способов проверки
написания слов с помощью
словоизменения и
словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Развитие фонематического слуха
и восприятия
Закрепление умения объяснять
правописание непроизносимых
согласных в корне.
Отработка способов проверки
написания слов с помощью
словоизменения и
словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда.
Вставляют пропущенные буквы
с опорой на наглядность.
Умеют закончить предложение
по картинке

Сравнивают произношение и
написание согласных на конце
и в середине слова.
Изменяют слова по образцу,
подбирая проверочные слова.
Вставляют пропущенные
буквы, подбирая проверочные
слова.
Умеют закончить предложение,
выбрав подходящее слово по
смыслу
Сравнивают произношение и
написание слов.
Изменяют слова по образцу,
подбирая проверочные слова.
Вставляют пропущенные
буквы, подбирая проверочные
слова.
Умеют закончить предложение,
выбрав подходящее слово по
смыслу

Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда.
Вставляют пропущенные буквы
с опорой на наглядность.
Умеют закончить предложение
по картинке

16

23-24

Правописание
гласных и
согласных в
приставках

2

25-26

Дифференциация
орфограмм в
корне и
приставках

2

Закрепление правописания одной Выделяют безударные гласные
или двух безударных гласных в
звуки в словах (одну или
корне слова, проверяемых
несколько).
ударением.
Подбирают проверочные слова
Подбор проверочных слов.
к слову с одной безударной
Постановка ударения в
гласной.
проверочных словах.
С помощью учителя –логопеда
Запись слов с пропущенными
подбирают проверочные слова
буквами.
к словам с двумя безударными
Запись слов с безударными
гласными, называют нужные
гласные буквы. Расширяют
гласными под диктовку.
Закрепление умения объяснять
словарный запас через
правописание непроизносимых
накопление «гнезд»
согласных в корне.
родственных слов.
Отработка способов проверки
Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда.
написания слов с помощью
словоизменения и
Вставляют пропущенные буквы
словообразования.
с опорой на наглядность.
Обогащение словарного запаса.
Развитие фонематического слуха
и восприятия
Закрепление умения объяснять
Изменяют слова по образцу с
орфограммы в корне и
помощью учителя-логопеда.
приставках.
Вставляют пропущенные буквы
Отработка способов проверки
с опорой на наглядность.
написания слов с помощью
Умеют закончить предложение
словоизменения и
по картинке
словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Развитие фонематического слуха
и восприятия
Части речи - 24 часов

Выделяют в слове безударные
гласные (одну или несколько).
Умеют подобрать проверочные
слова к слову с одной или
двумя безударными гласными.
Расширяют словарный запас
через накопление «гнезд»
родственных слов.
Записывают под диктовку
слова разной степени
сложности и подбирают к ним
проверочные слова
Сравнивают произношение и
написание слов.
Изменяют слова по образцу,
подбирая проверочные слова.
Вставляют пропущенные
буквы, подбирая проверочные
слова.
Сравнивают произношение и
написание слов.
Изменяют слова по образцу,
подбирая проверочные слова.
Вставляют пропущенные
буквы, подбирая проверочные
слова.
Умеют закончить предложение,
выбрав подходящее слово по
смыслу

17

27-28

Имя
существительное
как часть речи

2

Закрепление понятия о словах,
обозначающих предмет.
Совершенствование навыка
дифференциации одушевленного
и неодушевленного предмета.
Развитие умения ставить вопрос
к имени существительному.
Употребление в речи в
различных формах в зависимости
от связи с другими словами.
Обогащение и расширение
словарного запаса.
Развитие зрительного внимания
и памяти

29-30

Несклоняемые
имена
существительные

2

Развитие умения находить в
предложениях и тексте
несклоняемые имена
существительные.
Упражнения в правильном
употреблении несклоняемых
существительных в
предложении.
Развитие чувства языка

31-32

Правописание
имен
существительных
мужского и
женского рода с
шипящей на

2

Закрепление правописания имен
существительных мужского и
женского рода с шипящей на
конце.
Развитие орфографической
зоркости и чувства языка

Классифицируют и называют
с помощью учителя-логопеда
имена существительные и
ставят к ним правильный
вопрос.
Дифференцируют
одушевленные и
неодушевленные предметы с
опорой на картинный
материал, собственные и
нарицательные с помощью
наводящих вопросов.
Изменяют слова по образцу.
Находят в предложении
имена существительные с
помощью учителя-логопеда
Находят в предложении и
тексте несклоняемые имена
существительные.
Подбирают несклоняемые
существительные в
предложениях и тексте с
помощью учителя-логопеда

Определяют род имен
существительных, используя
опорные карточки
Составляют словосочетания,
правильно записывая имена
существительные с шипящей на

Имеют представление об
именах существительных,
ставят к ним правильный
вопрос.
Выделяют имена
существительные среди других
слов.
Дифференцируют
одушевленные и
неодушевленные предметы,
собственные и нарицательные.
Знают правописанием имен
собственных.
Изменяют слова по числам.
Находят в предложении имена
существительные
Находят в предложении и
тексте несклоняемые имена
существительные.
Исправляют ошибки в
словосочетаниях и
предложениях, подбирая
несклоняемые имена
существительные, правильно
согласовывая его с другими
словами
Определяют род имен
существительных.
Знают правописание имен
существительных с шипящей на
конце.
Составляют словосочетания и
18

конце в
единственном
числе и Р.П.
множественного
числа

конце.
Изменяют слова, образуя
множественное число
существительных Р.п. по
образцу

33-34

Имя
прилагательное
как часть речи

2

Определение синтаксической
роли имени прилагательного в
речи.
Умение находить словапризнаки в предложении и
тексте по вопросам.
Закрепление умения
образовывать прилагательные
от существительных,
сравнительной степени
прилагательных.
Развитие практического навыка
в подборе имен
прилагательных
Развитие слухового внимания и
памяти

Умеют классифицировать и
называть с помощью учителялогопеда слова,
обозначающие признак
предмета и ставить к ним
правильный вопрос.
Выделяют имена
прилагательные из
предложения с помощью
учителя-логопеда.
Умеют закончить
предложения, подбирая по
смыслу подходящие слова
признаки

35-36

Согласование
имени
прилагательного с
именем
существительным
в роде, числе и
падеже

2

Определение рода имен
прилагательных с помощью
вопросов.
Закрепление синтаксической
функции падежей при
согласовании имен
существительных с именами
прилагательными.
Развитие умения находить в

Соотносят имена
существительные с
соответствующими именами
прилагательными с опорой на
картинный материал,
записывают словосочетания и
предложения
Согласовывают имена

предложения, правильно
записывая имена
существительные с шипящей на
конце.
Изменяют слова, образуя
множественное число
существительных Р.п
Подбирают к именам
существительным подходящие
по смыслу слова,
обозначающие признаки.
Ставят вопрос к именам
прилагательным.
Выделяют имена
прилагательные из
предложения и текста,
обозначают его графически.
Умеют закончить предложения,
подбирая по смыслу
подходящие слова признаки,
образуя прилагательные от
существительных и, используя
сравнительную степень
прилагательных
Согласовывают имена
существительные с именами
прилагательными в роде, числе
и падеже.
Умеют выделить из
предложения сочетания
существительного с
прилагательным и поставить
19

предложении сочетания имени
существительного с именем
прилагательным.
Правильное употребление
предлогов при составлении
словосочетаний имен
прилагательных с именем
существительным в
предложении и тексте.
Развитие орфографической
зоркости и чувства

существительные с именами
прилагательными в роде,
числе и падеже с помощью
наводящих вопросов.
Умеют выделить из
предложения сочетания
существительного с
прилагательным и поставить
правильный вопрос от имени
существительного с помощью
учителя-логопеда

правильный вопрос от имени
существительного.
Выделяют окончания имен
прилагательных.
Вставляют пропущенные
окончания прилагательных в
предложении и тексте.
Вставляют пропущенные имена
прилагательные в предложение
и текст, соблюдая предложнопадежные конструкции
Находят в предложении и
тексте личные местоимения и
называют, на кого они
указывают.
Заменяют имя существительное
на местоимение в
предложениях и тексте во
избежание повтора слов.
Исправляют ошибки в
словосочетаниях и
предложениях, заменяя
местоимение и правильно
согласовывая его с
существительным
Находят в предложении и
тексте личные местоимения и
называют, на кого они
указывают.
Заменяют имя существительное
на местоимение в
предложениях и тексте во

37-38

Понятие о
местоимении.
Роль
местоимения в
предложении.

2

Определение синтаксической
роли местоимения в речи.
Закрепление умения заменять
существительные на
прилагательные.
Развитие практического навыка
в подборе местоимений.
Развитие слухового внимания и
памяти

Находят в предложении и
тексте личные местоимения и
называют, на кого они
указывают.
Заменяют имя
существительное на
местоимение в предложениях
и тексте во избежание
повтора слов с помощью
учителя-логопеда

39-40

Личные
местоимения 1,2,3
лица

2

Развитие умения находить в
предложениях и тексте личные
местоимения.
Закрепление умения
согласовывать имена
существительные единственного
и множественного числа с

Находят в предложении и
тексте личные местоимения и
называют, на кого они
указывают.
Заменяют имя
существительное на
местоимение в предложениях

20

местоимениями.
Упражнения в правильном
употреблении местоимений в
предложении.
Развитие чувства языка

и тексте во избежание повтора
слов с помощью учителялогопеда

41-42

Глагол как часть
речи. Роль
глагола в
предложении.

2

Определение синтаксической
роли глагола в речи.
Закрепление умения ставить к
глаголу вопрос.
Развитие практического
навыка в подборе глаголов к
именам существительным
Развитие слухового внимания и
памяти

Умеют классифицировать и
называть с помощью учителялогопеда слова,
обозначающие действие
предмета и ставить к ним
правильный вопрос.
Выделяют глаголы из ряда
слов с помощью учителялогопеда.
Находят в предложении
глаголы

43-44

Согласование
глаголов с
личными
местоимениями в
числе и лице

2

Практическое усвоение навыка
согласования глагола с личными
местоимениями.
Изменение словосочетаний
глаголов с местоимениями.
Развитие чувства языка и
укрепление речевого внимания

Образуют словосочетания
глаголов с местоимениями по
образцу, акцентируя
произнесение окончания
вопроса и ответа.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда простым
предложением

45-46

Изменение

2

Практическое усвоение навыка

Образуют словосочетания

избежание повтора слов.
Исправляют ошибки в
словосочетаниях и
предложениях, заменяя
местоимение и правильно
согласовывая его с
существительным
Подбирают к именам
существительным глаголы,
подходящие по смыслу.
Ставят вопрос к глаголу от
имени существительного.
Выделяют глаголы из ряда
слов.
Умеют закончить
предложения, подбирая по
смыслу подходящие слова,
обозначающие действие
предмета.
Находят в предложении
глаголы, обозначают его
графически
Образуют словосочетания
глаголов с местоимениями.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда распространенным
предложением.
Составляют сложные
предложения, согласуя глагол с
местоимением с опорой на
сюжетную картинку
Образуют словосочетания
21

глаголов по
временам и
числам

изменения глаголов по временам
и числам.
Изменение словосочетаний с
глаголами.
Развитие чувства языка и
укрепление речевого внимания

глаголов с существительными
по образцу, акцентируя
произнесение окончания в
соответствии с временем и
числом глагола.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда простым
предложением

глаголов с существительными.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда распространенным
предложением.
Составляют сложные
предложения, согласуя глагол с
существительным во времени и
числе
Образуют словосочетания
глаголов с существительными.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда распространенным
предложением.
Составляют сложные
предложения, согласуя глагол с
существительным во времени и
числе
Образуют словосочетания
глаголов с существительными.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда распространенным
предложением.
Составляют сложные
предложения, согласуя глагол с
существительным во времени и
числе

47-48

Неопределенная
форма глагола

2

Знакомство с понятием
«неопределенная форма
глагола».
Образование неопределенной
формы глагола.
Развитие чувства языка и
укрепление речевого внимания

Образуют словосочетания
глаголов с существительными
по образцу, акцентируя на
вопросе глагола.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда простым
предложением

49-50

Спряжение
глаголов

2

Практическое усвоение навыка
определения спряжения
глаголов.
Развитие чувства языка и
укрепление речевого внимания

Образуют словосочетания
глаголов с существительными
по образцу, акцентируя
произнесение окончания в
соответствии со спряжением
глагола.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда простым
предложением

51-52

Устное
сочинение.
Составление

2

Связная устная речь – 6 часов
Закрепление умения
Отвечают на вопросы
составлять описательный
учителя-логопеда простым
предложением.
рассказ по вопросам

Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
предложением.
22

рассказаописания

53-54

Устное
сочинение.
Составление
рассказа по
вопросам

2

учителя-логопеда.
Беседа по рассказу.
Развитие умения составлять
полный ответ на вопрос
учителя-логопеда, учитывая
связь слов в тексте.
Развитие умения
устанавливать связь
заголовка с темой текста.
Развитие умения
использовать в тексте
распространённые и
сложные предложения.
Развитие навыков устной
связной речи
Закрепление умения
составлять описательный
рассказ по вопросам
учителя-логопеда.
Беседа по рассказу.
Развитие умения составлять
полный ответ на вопрос
учителя-логопеда, учитывая
связь слов в тексте.
Развитие умения
устанавливать связь
заголовка с темой текста.
Развитие умения
использовать в тексте
распространённые и
сложные предложения.
Развитие навыков устной

Читают составленные
предложения.
Предлагают название рассказа

Умеют объяснять лексическое
значение слов.
Грамотно, четко и
последовательно составляют
описательный рассказ.
Предлагают название
рассказа.
Пересказывают рассказ

Отвечают на вопросы
учителя-логопеда простым
предложением.
Читают составленные
предложения.
Предлагают название рассказа

Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
предложением.
Умеют объяснять лексическое
значение слов.
Грамотно, четко и
последовательно составляют
описательный рассказ.
Предлагают название
рассказа.
Пересказывают рассказ

23

55-56

Устное
сочинение.
Составление
рассказа по его
названию и
началу

2

57-58

Изложениеповествование на
основе
зрительного
восприятия текста
по вопросам к
каждому
предложению

2

59-60

Изложениеповествование на

2

связной речи
Развитие умения продолжать
Прослушивают (прочитывают)
рассказ, опираясь на его начало.
начало рассказа.
Беседа по рассказу.
Определяют, какая это часть
Установление причиннорассказа (начало, середина,
следственных связей в
конец) с помощью наводящих
вопросов.
содержании рассказа.
Соблюдение последовательности Составляют план рассказа с
действий при составлении
помощью учителя-логопеда
рассказа.
Развитие образного мышления и
воображения.
Развитие навыков устной связной
речи
Связная письменная речь – 8 часов
Формирование умения писать
Прослушивают выразительное
изложение по вопросам.
чтение текста учителемЗакрепление умения
логопедом.
устанавливать связь заголовка с
Читают текст вслух.
темой.
Озаглавливают текст.
Составление предложений по
Отвечают на вопросы учителявопросам.
логопеда полным
Определение типа текста.
распространенным
Развитие письменной связной
предложением.
речи
Записывают текст

Формирование умения писать
изложение по готовому плану и

Прослушивают выразительное
чтение текста учителем-

Прослушивают (прочитывают)
начало рассказа.
Определяют, какая это часть
рассказа (начало, середина,
конец).
Составляют план рассказа.
Составляют рассказ, используя
творческое начало, и опираясь
на составленный план.
Пересказывают рассказ

Прослушивают выразительное
чтение текста учителемлогопедом.
Читают текст вслух.
Выделяют основные признаки и
мысль текста.
Определяют тип текста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
распространенным
предложением.
Пересказывают текст,
используя вопросы.
Записывают текст и выполняют
самопроверку
Прослушивают выразительное
чтение текста учителем24

основе
зрительного
восприятия текста
по готовому
плану, опорным
словам

61-62

Сочинениеповествование по
серии картинок и
вопросам

2

опорным словам.
Развитие умения устанавливать
последовательность частей в
тексте.
Определение типа текста.
Развитие письменной
связной речи

логопедом.
Читают текст вслух. Умеют
объяснить название текста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
распространенным
предложением, опираясь на
план и опорные слова.
Записывают текст

Знакомство с понятием
«сочинение»
Формирование умения
письменно излагать рассказ по
серии картинок и вопросам.
Закрепление умения составлять
полный ответ на вопрос учителялогопеда, учитывая связь слов в
предложении.
Развитие умения
использовать в тексте
распространённые или
сложные предложения.
Обогащение и развитие
словарного запаса.

Рассматривают серию
сюжетных картинок.
Располагают сюжетные
картинки в правильной
последовательности.
Определяют тему сочинения.
Рассматривают каждую
картинку и составляют по ней
простые предложения.
Предлагают название
сочинения.
Записывают составленное
сочинение по образцу

логопедом.
Читают текст вслух.
Выделяют основные признаки и
мысль текста.
Определяют тип текста.
Умеют объяснить название
текста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
распространенным
предложением, опираясь на
план и опорные слова.
Пересказывают текст,
используя план текста и
опорные слова.
Записывают текст и выполняют
самопроверку
Рассматривают серию
сюжетных картинок.
Располагают сюжетные
картинки в правильной
последовательности.
Определяют главную мысль и
тему сочинения.
Определяют тип текста.
Рассматривают каждую
картинку и составляют по ней
распространенные
предложения.
Предлагают название
сочинения.
Грамотно, четко и
25

Развитие навыков
письменной связной речи

63-64

65.

Сочинение –
описание
предмета

2

Работа над
техникой чтениявыразительность

1

Закрепление умения писать
сочинение по плану.
Повторение признаков и
строения текста-описания.
Формирование умения строить
собственное описание по
аналогии с образцом.
Обогащение и развитие
словарного запаса.
Развитие навыков
письменной связной речи

Прослушивают план рассказаописания.
Определяют основную мысль.
Предлагают заголовок.
Определяют количество частей
в рассказе.
Отвечают на вопросы учителялогопеда, опираясь на опорную
таблицу.
Составляют устный рассказописание. с помощью учителялогопеда.
Записывают план сочинения в
тетрадь.
Записывают составленное
сочинение по образцу

Работа над выразительностью чтения – 2 часа
Развитие навыков
Читают текст выразительно
выразительного чтения.
после предварительного
Развитие умения правильной
разбора.

последовательно составляют
рассказ.
Составляют устное сочинение,
учитывая связь предложений
в тексте.
Записывают коллективно
составленное сочинение
Прослушивают музыкальное
произведение П.И.Чайковского
из цикла произведений
«Времена года».
Описывают картину, которую
они представили в процессе
прослушивания.
Указывают приметы ранней
весны.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
распространенным
предложением.
Определяют основную мысль и
тему сочинения.
Составляют план сочинения,
называют опорные слова.
Пишут сочинение, опираясь на
наблюдения, план и опорные
слова.
Записывают сочинение
Читают текст выразительно.
Умеют выделять
логическим ударением главное
26

66.

ю прочитанного
Работа над
техникой чтения.
Ударение –
компонент
интонации

1

67.

Обследование
устной речи

1

68.

Обследование
письменной
речи

1

постановки логического и
Слушают и выделяют слово, на
интонационного ударения.
котором сделано логическое
Работа над интонационной
ударение.
выразительностью речи.
Читают предложения с
Развитие навыков связной
правильной интонацией
устной речи
Обследование устной и письменной речи – 2 часа
Чтение слов, предложений,
Читают доступный текст.
простых текстов.
Отвечают на вопросы с
Ответы на вопросы учителяпомощью наводящих вопросов
логопеда.
учителя-логопеда
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста

во фразе в зависимости от ее
смысла.
Соблюдают паузу, интонацию в
вопросах, ответах, при чтении и
пересказе связных текстов

Написание диктанта.
Работа над ошибками

Умеют писать под диктовку
текст.
Умеют находить допущенные
ошибки и исправлять их после
предварительного анализа и
разбора учителем-логопедом

Пишут под диктовку текст
после предварительного
разбора

Читают текст правильно,
правильно, целыми словами,
осознано, соблюдая паузы на
знаках препинания.
Пересказывают прочитанный
материал

27

Учебно-методическое обеспечение программы:
Учебная литература:
-Учебник «Русский язык», 8 класс: для образовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
под ред. Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской, 2018г.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 1. «Состав слова» 5-9 классы. Учебное пособие
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные
общеобразовательные
программы,
7-е
издание,
Москва:
«Просвещение», 2018 г. 2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 2. «Имя существительное» 5-9 классы. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные
общеобразовательные
программы,
7-е
издание,
Москва:
«Просвещение», 2018 г. 2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 3. «Имя прилагательное» 5-9 классы. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные
общеобразовательные
программы,
7-е
издание,
Москва:
«Просвещение», 2018 г. 2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 1. «Глагол» 5-9 классы. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы, 7-е издание, Москва: «Просвещение», 2018 г.
2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
Методическая литература:

- Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое

пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений. Москва, «Владос», 2003
год. Составитель: А.Г.Зикеев.
-Диктанты по русскому языку для специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Москва, «Владос» 2003 год. Составитель: E .Я. Кудрявцева.

-Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение. Издательство
«Учитель». Составитель: Т.П. Шабалкова.
- обучающие изложения: 5-9 классы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1993г.
Составитель: П.Ф. Ивченков.

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.18.
1.19.
1.20
1.23.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.6.
3.7.
3.8.
4.
5.

Материально-техническое обеспечение программы
Демонстрационные таблицы:
Гласные звуки и буквы
Согласные звуки и буквы
Правописание безударных гласных в корне
Правописание согласных в корне
Гласные после шипящих
Члены предложения
Однородные члены предложения
Состав слова
Ь после шипящих
Приставки пиши слитно
Правописание предлогов
Суффиксы
Окончания имен существительных
Три склонения имен существительных
Падежи
Изменение глаголов по числам
«НЕ» с глаголами
Изменение глаголов по временам
Части речи
Раздаточный дидактический материал по разделам:
«Слово»
«Состав слова»
«Предложение»
«Части речи: глаголы в предложении»
Ребусы
Кроссворды
Раздаточный материал по темам:
«Словарные слова»
«Предложение»
«Гласные и согласные в корне слова»
«Приставка и предлог»
«Падежи»
Диктанты (5-9 классы)
Орфографический словарик. П.А.Грушников.
Демонстрационный материал «Звери»
Магнитные цифры

А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

папка
папка
папка
папка
папка
папка

1
1
1
1
1
1

набор
набор
набор
набор
набор
набор
шт
А4
набор

1
1
1
1
2
1
10
1
1

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».