Я - исследователь (1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» является
адаптированной

для

(интеллектуальными

обучения
нарушениями),

обучающихся

с

составлена

с

умственной
учетом

отсталостью

особенностей

их

психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» составлена на
основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); методического пособия
«Учусь создавать проект. Методическое пособие», Сизова Р. И., Селимова Р. Ф.,
«РОСТкнига», Москва, 2018г., в соответствии с действующим законодательством и
локальными актами образовательной организации.
Целью данного курса внеурочной деятельности является обеспечение освоения
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новых
способов учебной деятельности, формирования опыта самоорганизации собственных
возможностей и способностей.
Задачи курса:
1.

Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

•

Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров

по совместной деятельности;
•

Способности доброжелательно и чутко относится к людям, сопереживать;

•

Формирование социально приемлемых способов поведения.

3.

Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

•

Воспитание целеустремленности и настойчивости;

•

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального

использования рабочего времени;
•

Формирование

умения

совместно

и

самостоятельно

планировать

деятельность и сотрудничество;
•

Формирование умения совместно и самостоятельно принимать решения.

4.

Формирование умения решать творческие задачи.

5.

Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,

хранение, использование).
Программа
психофизических

«Я

-

исследователь»

особенностей,

составлена

обучающихся

с

с

возрастных

учётом
умственной

и

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). В процессе реализации проектной деятельности
осуществляется дифференцированный подход. На индивидуальном уровне для детей
практикуется подбор дозированных заданий различного объёма и сложности, сокращение
времени для выполнения заданий.
Основной формой работы по освоению курса внеурочной деятельности «Я исследователь» является урок.
Формы организации внеурочной деятельности обучающихся: индивидуальные,
групповые, коллективные (фронтальные).
Технологии

обучения:

коррекционно-развивающие,

здоровьесберегающие,

информационно-коммуникационные, игровые, личностно-ориентированные; технологии
разноуровневого и дифференцированного обучения, проблемного обучения.
Основные методы, используемые при реализации программы: словеснопрактические, проектные, наглядные, репродуктивные, эвристические, исследовательские.
Приемы работы: рассказ, инструктаж, объяснение, упражнение, работа в группе
рефлексия и др.
Виды деятельности: дидактические игры, загадки, тренинги, практические
упражнения, беседа, составление рассказа, составление описания изучаемого объекта,
наблюдение, раскрашивание.
Способы контроля: устный опрос, индивидуальные задания, презентация готового
проекта.
Текущий и итоговый контроль успеваемости безотметочный, то есть используется
только качественная оценка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Я – исследователь» - это дополнительное
образование,

связанное,

прежде

всего,

с

удовлетворением

индивидуальных

образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося. Для
развития интеллектуального и творческого потенциала школьника нужно использовать
новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым
вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям
относится проектная технология.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе
которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического

и

творческого

мышления.

Данная

учебная

программа,

которая

последовательно применяет этот метод, стоится как серия взаимосвязанных проектов,
вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение
координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Проектная деятельность – это не просто набор приемов и действий, подобранных
педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая
побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов
коммуникативной деятельности с целью её разрешения. Именно проблемная ситуация
является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач
потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в
которой

стимулируется

практическая

деятельность

обучающегося.

Ситуация

необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение
учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации
собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2

1

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому в курсе «Я исследователь» реализуется формирование личностных умений и навыков. Для детей с
интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В
данном

курсе

внеурочной

деятельности

представлены

многообразные

задания,

направленные на достижение следующих личностных результатов:
•

осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

•

адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении;

•

способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам

сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в
школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
•

способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам

помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
•

владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и

повседневной жизни;
•

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
•

осмысление

и

дифференциация

картины

мира,

ее

временно-

пространственной организации;
•

осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•

овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Предметные результаты делятся на два уровня: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень
•

Достаточный уровень

сравнивать предметы по различным

•

признакам (цвет, размер, форма), на

проблему; анализировать сделанное

основе

– почему получилось, почему не

этого

делать

вывод

о

сходстве и различии;
•

организовывать

получилось, видеть трудности,
•

называть

свои

•
действия

выполнении задания.

по наводящим вопросам ставить и
удерживать цели;

использовать метод проб в своей
деятельности;

•

ошибки;

собственную

деятельность с опорой на образец;
•

с помощью учителя видеть

составлять план своей деятельности
с опорой на визуальные схемы;

при
•

проявлять инициативу при поиске
способа (способов) решения задачи;

•

взаимодействовать при решении
задачи.

СОСТАВ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают,
с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных

действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые

• осознание

учебные действия

посещением школы;

себя

как

ученика,

заинтересованного

• способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
• самостоятельность в выполнении учебных заданий;
• самостоятельность в выполнении поручений;
• понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
• стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
Регулятивные
базовые учебные
действия

• входить и выходить из школьного здания, учебного
помещения по условному сигналу (школьный звонок,
разрешение учителя);
• самостоятельно ориентироваться в пространстве
школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения,
столовой);
• организовывать свою деятельность вне учебного
занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время,
в ожидании выполнения задания другими обучающимися);
• использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в
учебное время;
• самостоятельно работать с учебными
принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
• корректировать свои действия по выполнению задания
в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
• принимать
включаться в

цели и

инструкции, произвольно

деятельность,следовать

плану и работать в общем темпе.

предложенному

Познавательные
базовые учебные
действия

• выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов, явлений окружающей действительности,
• характеризовать предметы и явления по их основным
свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
• находить задания, предложения, тексты в учебнике или
другом предлагаемом материале; использовать условные
знаки, символические средства с помощью учителя;
• работать с несложной по содержанию и структуре
информацией

(понимать

изображение,

текст,

устное

высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях);
• называть и характеризовать предметы, сравнивать два
предмета, делать элементарные обобщения;
• знать и употреблять названия и свойства изученных
предметов и явлений, их частей; знать и применять
обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Коммуникативные
базовые учебные
действия

• умение вступать в контакт и работать в группах;
• умение использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия

с

одноклассниками,

сверстниками,

учителями;
• умение обращаться за помощью и принимать помощь;
• умение слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать
с взрослыми и

сверстниками

социальных ситуациях;

в

доброжелательно

разных
относиться,

сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
• договариваться
соответствии

с

конфликтных

или

и

изменять

объективным
иных

свое

поведение

в

большинства

в

взаимодействия

с

мнением

ситуациях

окружающими.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реализация

курса

«Я

–

исследователь»

осуществляется

по

принципу

«концентрических кругов». Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания
собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения
проекта и научит правильно представлять результат своего исследования. Основное
содержание работы – проведение обучающимися исследований. Этот этап выступает в
качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень
самостоятельности

ребенка

в

процессе

проектно-исследовательской

деятельности

постепенно возрастает.
Введение (1 час). Слушание, восприятие и усвоение учебного материала.
Учимся делать проекты (16 часов). Слушание, восприятие и усвоение учебного
материала. Постановка проблемы, обсуждение коллективное. Поиск информации, её
выбор. Практическое выполнение продукта проекта. Знакомство с понятием «проблема».
Наблюдение и поиск предметов по их описанию, назначению и др. знакомство со
способами

познания

окружающего

мира,

с

наблюдениями

и

экспериментами.

Тренировочные упражнения в постановке вопросов по теме исследования. Упражнения в
прогнозировании результата. Знакомство с источниками получения информации:
библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернет и др.
Мы – исследователи (15 часов). Постановка проблемы, выдвижение собственных
предположений. Объяснение и доказательство. Определение понятий, классификация
изучаемых объектов, наблюдение. Эксперименты. описание хода работы, выявленных
особенностей и закономерностей. Практическое выполнение продукта проекта. Мотивация
своего выбора.
Анализ исследовательской деятельности (2 часа). Слушание, восприятие и
усвоение учебного материала. Обсуждение в группах, поиск решения проблем.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Дата

Кол-во

Тема урока

Характеристика видов деятельности обучающихся

Введение.

Знакомятся с новым уроком. Инструктаж по ТБ на уроке. Игра

урока проведения часов
1

1

«Отгадай по описанию» (из предложенных предметов).
Учимся делать проекты
2

1

Работа над проектом «Моя семья». Для Высказывают предположения, что такое «семья». Знакомятся с
чего нужна семья.

названиями членов семьи. Просмотр видеоролика и роли каждого
члена семьи. Рисуют члена своей семьи по выбору.

3

1

Работа над проектом «Моя семья». Моя Приносят на урок фото семьи, самостоятельно/с помощью учителя
семья.

называют имена членов своей семьи. Игра «Перепутаница».
Отгадывание загадок по теме урока.

4

1

Работа над проектом «Моя семья». Коллективная работа «Я и моя семья». Выполнение стенгазеты.
Итоговое занятие.

Закрепление знания названий членов семьи, их имен, роли для
ребенка.

5

1

Работа над проектом «Труд людей». Чтение рассказа Е. Пермяка «Для чего нужны руки». Экскурсия на
Зачем нам трудиться?

улицу. Наблюдения за работой взрослых. Обсуждение цели
выполнения трудовых операций.

6

1

Работа над проектом «Труд людей». Рассматривание карточек «Профессии». Чтение произведения К.
Профессии.

Чуковского «Федорино горе». Беседа «Для чего нужно трудиться?».
Дидактическая игра «Кто скорее уберет?», «Что лишнее?»

7

1

Работа над проектом «Труд людей». Беседа «Предметы, которые нас окружают». Презентация «Орудия
Предметный мир и труд.

8

1

труда человека». Игра «Кому пригодится?», «Я могу…».

Работа над проектом «Труд людей». Обсуждение процесса выполнения несложных трудовых операций по
Итоговое занятие.

9

1

уборке класса. Уборка класса. Оценка проделанной работы.

Работа над проектом «Мы здоровье Беседа «Что такое здоровье и как его приумножить?». Дидактическая
сбережем».

Основные

правила игра «Что полезно кушать, а что вредно?». Чтение А. Барто «Девочка

сохранения здоровья.
10

1

чумазая».

Работа над проектом «Мы здоровье Просмотр мультфильма про гигиену рта. Обсуждение правил ухода за
сбережем». Здоровые зубки.

11

1

зубами. Аппликация «Зубная щетка для бегемота».

Работа над проектом «Мы здоровье Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр». Микробы на наших
сбережем». Чистота – залог здоровья!

12

1

руках. Опыт «Что поможет справиться с грязью?».

Работа над проектом «Мы здоровье Просмотр презентации о различных видах спорта. Игра малой
сбережем». Я со спортом дружен!

подвижности «Отгадай, что показываю» на тему видов спорта.
Раскрашивание рисунков о видах спорта, составление альбома.

13

1

Работа над проектом «Мы здоровье Коллективное

панно

сбережем». Итоговое занятие.

подбор

осуществляют

«Для

здоровья

атрибутов

нужно!

здорового

Обучающиеся
образа

жизни,

аргументируют свой выбор.
14

1

Работа

над

проектом

«Ёлочная Рассматривают иллюстрации с новогодней ёлкой. Знакомятся с

игрушка». Чем украсить ёлочку?
15

1

Работа

над

проектом

различными ёлочными игрушками, сравнивают их материалы.

«Ёлочная Изготовление ёлочной игрушки из бумаги. Презентация своего

игрушка». Мастерская Деда Мороза

продукта. Рассказ, как была выполнена игрушка.

16

1

Работа

над

проектом

«Ёлочная Создание гирлянды из бумаги для украшения класса. Совместно с

игрушка». Мастерская Деда Мороза

учителем

учатся

планировать

свою

трудовую

деятельность.

Рассказывают правила ТБ при работе с ножницами.
17

1

Работа

над

проектом

«Ёлочная Украшение Новогодней ёлки, класса. Оценивание результата своей

игрушка». Итоговое занятие.

деятельности.

Я ученый. Тонет-не тонет.

Определение свойств материалов при взаимодействии с водой.

Мы - исследователи
18

1

Зарисовка результатов опыта. Формулирование вывода.
19

1

Работа

над

зимующим

проектом
птицам».

«Помощь Просмотр

1

Работа

1

Работа

над

проектом

1

Работа

нашего

края».

«Помощь Знакомство с особенностями рациона птиц зимой. Игра «Что можно,

над

проектом

над

проектом

а что нельзя». Аппликация «Я в кормушку положу»

«Помощь Изготовление кормушек, ремонт имеющихся. Просмотр видеоролика

зимующим птицам». Кормушка.
22

птицы

Игра «Чего не хватает»

зимующим птицам». Что едят птицы.
21

«Зимующие

Зимующие Рассматривание картинок. Составление альбома «Зимующие птицы».

птицы.
20

презентации

«Покормите птиц зимой».

«Помощь Экскурсия на школьный двор. Развешивание кормушек. Обсуждение

зимующим птицам». Итоговое занятие. результата деятельности, ее пользы.
23

1

Я ученый. Дождь из тучки.

Проведение инструктажа по ТБ. Наблюдают, с помощью учителя
делают выводы.

24

1

Работа над проектом «Огород на Беседа «Что нужно растению для жизни?». Проведение инструктажа
окошке». Посадка лука.

при работе с посадочными материалами. Посадка лука. Обсуждение
правил ухода за посадками (одну луковицу убрать в темное место).

25

1

Работа над проектом «Огород на Беседа на тему «Зачем растениям вода?». Проведение эксперимента
окошке». Живая вода.

по распусканию веточки. Высказывание предположений о результате
эксперимента.

26

1

Работа над проектом «Огород на Продолжать наблюдение за ростом луковицы. Моделирование
окошке». Зачем растениям свет.

ситуации «А без света вырастет?». Сравнение луковиц. Зарисовка
результатов наблюдения за распусканием веточки.

27

1

Работа над проектом «Огород на Беседа о пользе употребления лука в пищу. Срезка перьев лука,
окошке». Итоговое занятие.

употребление его во время обеда. Составление схемы этапов роста
луковых перьев. Посадка семян цветов.

28

1

Я ученый. Волшебные краски.

Смешивают краски, получают новые цвета. Рисование «Цветиксемицветик». Формулирование вывода и способах получения цветов.

29

1

Работа над проектом «Вторая жизнь Знакомятся с проблемой экологии. Что такое упаковка. Игра
упаковки». Чем вредит природе мусор? «Сортируй правильно». Формулируют проблему: чем помочь
природе, чтобы мусора было меньше.

30

1

Работа над проектом «Вторая жизнь Рассматривают
упаковки». Виды упаковок.

примеры

различных

упаковок

(бутылочки

от

шампуня, коробки из-под обуви, банки от сметаны и т.д.). С помощью
учителя придумывают способы повторного использования упаковки.
Создание карандашницы из банки.

31

1

Работа над проектом «Вторая жизнь Создание игрушки из бросового материала. Оценка проделанной
упаковки». Итоговое занятие.

работы. Делают выводы.

32

1

Работа над проектом «Вторая жизнь Рассмотрение примеров работ из бросовых материалов. «Подбирают»
упаковки». Итоговое занятие.

необходимые бросовые материалы для создания игрушки, обсуждают
необходимые инструменты

Анализ исследовательской деятельности
33

1

Что мы узнали и чему научились за год. Рассматривают работы. Рассказывают об этапах создания той или
Выставка творческих работ.

34

1

Коллективно-творческая
«Наблюдай, исследуй, решай»

иной работы. Проводят опыт «Бумажная радуга».
игра Отгадывают загадки о лете. Наблюдают за «расцветанием» бумажных
цветов в воде. Описывают увиденное.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список учебно-методической литературы
1.

Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной

действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. – М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009.
2.

Познавательно-исследовательская

деятельность

в ДОУ.

Тематические

дни/авт.-сост. Л. А. Королёва. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
3.

Сизова Р. И., Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект. Юным умникам и

умницам. Методические рекомендации. – М.: Издательство РОСТкнига, 2012.
Технические средства:
•

Ноутбук.
Учебно-лабораторное оборудование:

•

Лопатки;

•

Мерные ложки;

•

Пипетка;

•

Цветная бумага;

•

Цветной и белый картон;

•

Грунт для растений;

•

Краски гуашевые;

•

Семена подсолнечника;

•

Кисти, карандаши, клей;

•

Линейки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».