2024г. программа по сказкам

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «По дорогам сказок» ориентирована на
всестороннее развитие личности ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт
детей, обогатить их чувственный мир.
Нормативно – правовое обеспечение данной программы соответствует действующему
законодательству в РФ.
Программа
реализуется в рамках социального направления во внеурочной
деятельности 1, 2, 3, 4 в классах в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Внеурочной деятельности «По дорогам сказок», конспекты комплексных занятий
построены на материале сказок, рекомендованных «Программой воспитания и обучения в
детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой., Москва
мозаика-Синтез. 2005
Данный курс соответствует законодательству Российской Федерации
и локальным
нормативным актам образовательной организации.
Программа курса внеурочной деятельности «По дорогам сказок» предназначена и
рассчитана на один год занятий. Она ориентирует всех участников творческого процесса на
создание условий для активизации творческих способностей. Активная творческая
деятельность учащихся направлена, прежде всего, на развитие мышления, воображения и речи.
Использование этой программы позволяет стимулировать способность детей к образному и
свободному восприятию окружающего мира, которое расширяет и обогащает ихкругозор, учит
общению с окружающими средствами театрального искусства.
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре
и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении
труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами
героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.
Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда
несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его
общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально чувственное «наполнение» отдельных духовно - нравственных понятий и помогает
воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу,
сделать правильный моральный выбор.
Целью занятий внеурочной деятельности «По дорогам сказок» является создание условий
для саморазвития и развития личности ребенка, выявление его творческого потенциала
средствами театральной педагогики.
Эта цель решается через ряд задач:
1. Формировать духовные качества личности на основе развития творческой активности.
2. Развивать эстетические способности.
3. Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
4. Развивать чувства коммуникативной сообразности, навыки общения.
5. Воспитывать эмоциональную культуру общения.
Актуальность программы.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно - нравственного воздействия.
Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра - исполнителя, может пройти все этапы художественно
- творческого осмысления мира, а это значит - задуматься о том, что и зачем человек говорит и
делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь
сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Новизна программы.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности,

обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе
театрального воплощения.
Содержание курса
1 класс
Программа предусматривает 33 часа. В первом классе знакомство с театральным кружком,
видом деятельности на кружке. Дети учатся классифицировать предметы, описывать и рисуют
персонажей сказок, мультфильмов. Проигрывают проблемные ситуации. Обыгрывают
сценки. Предварительно читают, смотрят мультфильм, выбирают себе роль, учат слова. У
учащихся развиваются творческие способности, они учатся пересказывать эпизод из сказки.
2 класс
Программа предусматривает 34 часа. Во втором классе дети знакомятся с понятие
«Театр». Учащиеся описывают и рисуют персонажей сказок, мультфильмов. Придумывают
костюм для выступления. Проигрывают проблемные ситуации. Обыгрывают сценки.
Предварительно читают, смотрят мультфильм, выбирают себе роль, учат слова. У учащихся
развиваются творческие способности, они учатся пересказывать эпизод из сказки, рисуют
декорации. Вся работа направлена на развитие устной речи, навыка общения.
3 класс
Программа предусматривает 34 часа. В третьем классе дети знакомятся с понятие
«Театр», «Актер». Самостоятельно рисуют, раскрашивают героев разных сказок.
Придумывают костюмы и декорации к спектаклю. Обыгрывают небольшие отрывки из сказок.
Предварительно читают и обсуждают поступки литературных героев, описывают их. У
учащихся развиваются творческие способности, воображение, навык общения, умение
выступать перед публикой.
4 класс
Программа предусматривает 34 часа. В четвертом классе дети знакомятся с понятие
«Театр», «Актер», «Костюмер», «Режиссёр». Самостоятельно придумывают костюмы и
декорации к спектаклю. Обыгрывают небольшие отрывки из сказок. Показывают спектакли
по сказкам. Предварительно читают и обсуждают поступки литературных героев, описывают
их. Учат слова к спектаклю. У учащихся развиваются творческие способности, воображение,
навык общения и работы в группе, умение выступать на публике
Основные методы и приёмы:
• Игра;
• Метод игровой импровизации;
• Упражнение на расслабление и напряжение мышц;
• Инсценированные;
• Драматизация;
• Рассказ;
• Чтение руководителя;
• Рассказ детей;
• Беседы;
• Разучивание произведений;
• Работа над спектаклем.
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга.
Основные формы работы:
1. Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода
театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:
- культуры речи;
- сценического движения;
- работы над художественным образом.

2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским
планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.
3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным
исполнением или танцевальным номером.
4. Театральная деятельность традиционно основана на трёх формах: индивидуальная,
групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.).
Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение
занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной,
литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
5.
Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники.
6. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на
выступления.
Место проведения занятий:
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, в
спорт зале, в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида
деятельности на занятии).
Способы контроля знаний:
Итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные представления,
инсценирование сказок, выступление на школьных праздниках, участие в мероприятиях
младших классов.
Программа театрального кружка направлена на достижение результатов освоения основ:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм
и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• эмоционально воспринимать сказки;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.
Ожидаемые результаты освоения программы
Базовые учебные действия (БУД):
Регулятивные – обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения,
при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
Познавательные – при необходимости извлекать информацию из различныхисточников,
делать логические выводы;
Коммуникативные – при использовании диалога, совместной творческой деятельности,
презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения. Логически
обосновывать свои выводы;
Личностные – при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным
решениям.
Формирование этих БУД поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни
в современном обществе.
Требования к уровню подготовки воспитанников:
Отслеживается уровень подготовленности обучающихся, проводится в форме собеседования и
выполнения практических заданий, викторин, опрос учащихся, выставка лучших иллюстраций
к сказкам, инсценировка, участие в конкурсах, выставках.

Обучающиеся должен уметь:
- заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельностью;
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя
невербальные средства общения (интонацию, мимику, жест);
-демонстрировать роль сказочных героев для театрализованного представления.
Воспитательные результаты работы по данной программе «По дорогам сказок» можно
оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) социальных знаний):
Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний оситуации
межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной
реальности):
Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).
Результаты третьего уровня (получение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного
действия, формирование социально приемлемых моделей поведения):
Обучающийся может приобрести опыт общения с представителями других социальных
групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с
другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со
сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами.
Достижение трёх уровней результатов у обучающихся могут быть сформированы
коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная
идентичность.
Личностные результаты у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) будут сформированы:
• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
• осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Предметные результаты у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) будут сформированы:
• участвуют в коллективной работе, по оценке поступков героев и событий;
• читают диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
• определяют основную мысль текста после предварительного его анализа;
• рассматривают картинки сказочных героев. Применяют приёмы с целью передачи
фактуры предмета;
• пересказывают текст по частям с опорой на вопросы педагога, картинный план или
иллюстрации.

Календарно тематическое планирование 1класс
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

Дата

Тема урока

Содержание учебного материала

Вводное занятие.
Знакомство с деятельностью кружка.
«В мире много разных Что за чудо сундучок, что за тайну он хранит?
сказок» В. А. Стекловой. Беседа «Сказочные животные» (какие животные
являются сказочными персонажами).
Игровые упражнения.
«Игрушки А. Барто» Упражнения и игры на отработку интонационной
выразительности.
Выразительное чтение стихов А. Барто «Лошадка».
Чтение сопровождается игровыми действиями:
причесывается шерстка «гладко», хвостик
приглаживается гребешком.
Игра «Доскажи словечко», «Чего не хватает?».
Дорисуй лошадке (гриву, хвостик).
«Игрушки» А. Барто. Беседа «Почему у Мишки забинтована лапа».
«Мишка».
Упражнения и игры на отработку интонационной
выразительности.
Выразительное чтение стихов А. Барто.
Книги с иллюстрациями А. Барто Игрушки.
Знакомство с понятием «Интонация».
Игра «Подскажи словечко».
Заучивание стихотворения.
«Учимся говорить
Беседа виды «Интонация».
поразному».
Тренинг «Скороговорки»
Упражнение по карточкам на отработку интонации.
Игры «Сыграю роль».
Игровое занятие
Беседа «Что нам осень подарила».
«Волшебная корзина». Игра «Собери урожай».
Имитационные этюды «Овощи на грядке».
Отгадывание загадок «Узнай и назови овощи».
Аппликация: «Овощи на тарелочке».
Обыгрывание
Игра, упражнение «Угадай на вкус», этюд.
«Мешок с сюрпризом». Игра-пантомима «Был у зайца огород» В.Степанов.
Совместный рисунок.

Деятельность учащихся
Радиотеатр; озвучивают сказку (дует ветер, жужжат
насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Участвуют в обсуждении стихотворения, отвечают на
вопросы, выполняют образно - игровые упражнения под
музыку (скачут на лошадке).

Запоминают и выразительно читают стихи.

Отрабатывают интонационную выразительность.

Называют овощи, ягоды. Отгадывают загадки.

Отгадывают на вкус, рисуют.

7.

8.

9.

10.
11.

12.

С/р игра «В гостях у
петушка».

Отгадайте, кто это? Раньше всех встаёт,
Отгадывают загадку. Рассказывают сказку «Курочка
Ку-ка-ре-ку! Поёт.
Ряба» и выполняют все необходимые действия.
Заучивание песенки «Петушок, петушок».
Игра «Петущок».
Чтение и драматизация Отгадайте, кто это? Квохчет, квохчет, детей созывает, Повторяет песенку, отвечают на вопросы, поставленные в
р. н. песенки
Всех под крылья подбирает.
стихотворении.
«Курочка - Рябушка». Показ слайды с изображением курочек разной окраски.
Пальчиковая игра "Вышла курочка гулять "
Чтение р. н. песенки «Курочка - рябушечка»
Драматизация песенки.
Аппликация «Курочка - рябушечка».
Чтение сказки «Курочка Д/и «Где цыплята?»
Узнают по иллюстрации сказку «Курочка Ряба» и
Ряба».
Д/и «Путаница».
рассказывают её.
Сюж. картинки к сказке «Курочка Ряба» дарит Курочка. Уточняют героев сказки и их действия.
Пересказ сказки по картинкам.
Подвижная игра «Курочка и цыплята».
Драматизация р. н. сказки Упражнение «Изобрази эмоции».
Превращаются в актёров. Слушают сказку в
«Курочка Ряба».
Приём «вхождения» в образ, драматизация текста.
инсценированном варианте.
Игровое занятие
Что за сказочка такая ты попробуй, угадай:
Отгадывают героев сказки.
«Волшебная корзина». Кошка, внучка, мышка и собака Жучка.
Слушают и обыгрывают сказку.
Обыгрывание сказки: Деду с бабой помогали,
Рассматривают иллюстрации к сказке.
«Репка».
Корнеплоды собирали.
Игра «Кто за кем?»
Чтение и рассказывание сказки «Репка».
Показ сказки при помощи настольного театра.
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Расскажи сказку «Репка».
Показ настольного театра «Репка».
Задание: Обведи и раскрась «Репку» по образцу.
Путешествие в сказку «Волшебный сундучок».
Выполняют упражнение у зеркала.
«Репка».
Чтение сказки «Репка».
Отгадывают загадки.
Беседа: «Кто тянул репку?»
Отвечают на вопросы по сказке.
Знакомство через этюды со всеми персонажами сказки.
Практическое усвоение понятия «ряд».
Упражнение «Кто пришел? Кто ушел? Кто
следующий».
Игра «Покажи и назови героев сказки «Репка»

ласково», «Посчитай».
Рисование на тему «Репка».
13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Игра – инсценировка по Знакомство с театром.
Инсценируют сказку.
сказке «Репка».
Погружение в сказочную ситуацию.
Инсценировка отрывок из сказки.
Творческая игра «Что это за сказка?»
Путешествие по сказке Песенка колобка звука запись.
Узнают сказку по песенке, рисуют отгадку. Находят по
«Колобок».
Рассказывание сказки «Колобок».
контуру животных, называют их, рассказывают.
Д/игра «Где находиться зайчик», «Найди домик»
классификация животных.
Работа с геометрическими фигурами.
Задание: Обведи рисунок по точкам, чтобы получился
колобок.
Театрализованное
Чтение отрывков из сказки.
Собирают портрет героя. Разыгрывают фрагмент сказки.
представление сказки Игры на звукоподражание.
«Колобок».
Игры-пантомимы.
Заучивание отрывков из сказки.
Театрализованное представление сказки «Колобок».
«Экскурсия
Беседа, просмотр картинок и видео - роликов.
Произносят скороговорки. Просматривают электронную
в кукольный театр». С/ролевая игра «Театр».
презентация «Правила поведения в театре».
(Как вести себя в театре, правила поведения).
Сценическая пластика Артикуляционная гимнастика.
Выполняют артикуляционную гимнастику, пальчиковые
«Не вы ли «Мяу – Мяу» Пальчиковые игры «Котята».
игры и передают через движения характер животных.
говорили?»»
Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал: «Мяу».
«Щенок спал около
Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал: «Мяу» Слушают сказку, участвуют в беседе, обсуждают
дивана, вдруг услышал детьми с помощью педагога.
проблему. Отвечают на вопросы по содержанию сказки.
Пантомимическая игра «Мяу».
рядом «Мяу»».
Пантомимические этюды.
Просмотр иллюстраций и мультфильма по сказке.
«Только «Мяу» где
Работа с загадками.
Делают простейшие обобщения, сравнения,
сыскать?»
Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?» классифицируют на наглядном материале. Внимательно
Упражнение в интонирование диалогов «Угадай, кто
следят за развитием действия в кукольном спектакле.
сказал?»

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Сказка «Теремок».

Чтение и обсуждение русской народной сказки
Слушают внимательно сказку, отвечают на вопросы по
«Теремок».
содержанию сказки. Имитируют действия животных.
С/р игра «Кто в теремочке живет».
Рассказывают сказку с опорой по предметным картинкам.
Рассматривание репродукции к сказке.
Разучивание пальчиковой игры «Теремок».
Беседа о животных.
Герои сказки «Теремок» Просмотр мультфильма «Терем - теремок».
Передают образ и характер героев.
Драматизация сказки «Теремок».
Обыгрывают литературный текст.
Этюды на выразительность движения.
Показ сказки «Теремок» для мам.
Знакомые сказки.
Беседа по содержанию сказки.
Рассматривают иллюстрации с р. н. сказками, вспоминают
Игры: «Театральная разминка», «К нам гости пришли». персонажей из сказок.
Творческая игра «Угадай сказку:
Обыгрывают литературный текст.
Репка, Колобок, Теремок».
Сказка «Заюшкина
Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина
Подражают повадкам животных, их движениям и голосу.
избушка»
избушка».
Рассматривают картинки сказочных героев.
Какая беда случилась с зайчиком, как ему помочь?
Обыгрывают сказку.
Рассматривание иллюстрации Э. Рачева «Заюшкина
Применяют приёмы с целью передачи фактуры предмета.
избушка».
Пантомимические этюды.
Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».
Обогатить словарь: лубяная, ледяная.
Лепим персонажей сказки Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина
Передают движением образ животного, используя
избушка» детьми с помощью педагога.
шапочки -маски. Анализируют текс произведения.
Просмотр мультфильм «Заюшкина избушка».
Заучивают с голоса педагога.
Лепка персонажей сказки.
Скоро Новый год.

Беседа о празднике «Новый год», «Кто такой Дед
Мороз».
Отгадайте загадку, и вы узнаете, что же является
украшением праздника.
История о новогодней ёлке, традициях.
Показ презентации о новогодних героев.
Чтение стихов про Деда Мороза и новогодний
праздник.

Рассматривают презентацию по теме, разучивают
стихотворения, играют в игру «Собери снежки».

26.

27.

28.

29.

30.

Веселое представление. «Кукольный театр. Зрители и артисты».
Пальчиковая гимнастика «Утречко».
Концерт игрушек.
Игра «Назови ласково соседа».
Словесная игра «Театральная разминка».
Подвижная игра «Дедушка Молчок».
Раскрашивают иллюстрации к сказкам.
Знакомство с. н. сказкой Беседа о животных.
«Маша и медведь».
Речевая игра «Назови детёныша».
Сюрпризный момент - показ Мишки.
Слушание сказки в аудио исполнении.
Беседа по сказке.
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто».
Лепки «Пирожков».
Словарная работа: дремучий лес.
Праздник пап.
Грам запись песни Щаинского «Песенка про папу».
Рассматривание картин.
Беседа по содержанию картин.
Д/ игра «Расскажи о своём папе».
Игра «Что умеют наши папы», «Отгадай, чего здесь
нет».
Рассказ «Есть такая профессия Родину защищать».
Раскрашивают раскраски «Профессии военных».
Игра – драматизация Отгадай сказку (по схеме).
сказки
Просмотр мультфильма сказки «Маша и медведь».
«Маша и медведь».
Обсуждение, пересказ сказки «Маша и медведь».
Игра «У медведя во бору».
Игра - драматизация по отрывкам сказки.
Словарная работа: короб, пенек, дремучий лес.
Праздник мам.
Отгадайте загадку, и узнаете, о чём пойдёт речь.
Чтение рассказов и стихотворений о маме.
Беседы о маме, о празднике матери.
Дидактические игры по теме.
Рисуют портрет мамы.

Придумывают сказочного персонажа, надевают шапочки и
рассказывают, на кого они стали похожи. Соотносят
музыку с персонажами сказок имитируя движения.

Вспоминают сказки про мишку, рассматривают
иллюстраций к русской народной сказке «Маша и
медведь», лепят пирожки, складывают в короб и
отправляют медведю в лес.

Объясняют, что, изображенное на картине, вспоминают,
какие бывают праздники. Показывают фотографию
своего папы, рассказывают, как его зовут, какой он и что
любит делать.

Отвечают на вопросы по сюжету сказки, характеризуют
героев, показывают характер героев при помощи
интонации. Пересказывают сказку с помощью картинок.

Рассказывают, какая мама. Заучивают стихотворение для
поздравления мам.

31.

32.

33.

34.

Путешествие в сказку. Путешествие в сказочную страну, где герои оживают и
говорят – страна «Театр».
Загадка.
Вспоминаем сказку:
С чего же начинается сказка?
Какое главное условие в сказках?
Какие чудеса происходят в сказках?
Какую картинку можно положить?
«Масленица дорогая – Отгадайте загадку!
наша гостюшка годовая». Рассматривание иллюстраций о народных праздниках.
История о празднование Масленицы.
Игра «Что за чем, и перед чем?»
Лучи с названиями дня «Масленичной недели».
Игра с мячом «Назови ласково» (блин - блинчик).
Главное угощение.
Игрища и потехи.
Игра «Перезвон».
Знакомство со сказкой Звучит фонограмма с записью шума леса и пенья птиц.
«Три медведя».
Попытайтесь отгадать загадку.
Рассказывание сказки.
Беседа по тексту сказки.
Упражнение в интонационной выразительности.
Д/игра «Три медведя» (признаки величины).
Лепят мисочки разного размера.
Литературная игра.
Викторина по р. н. сказкам.

Разыгрывают сказку «Маша и медведь».

Знакомятся с традицией празднования старинного
праздника Масленицы.

Участвуют в беседе, правильно отвечают на вопросы по
сказке.

Угадывают сказки по презентации.

Тематическое планирование 2 класс.
№
п/п

Дата

Тема урока

Содержание учебного материала

Планируемые результаты

1.

Вводное занятие.

2.

«Этот удивительный мир Рассказ, беседа «Что такое театр». Рассматривание
театра» (знакомствос
альбома «Все о театре». Ряженье в костюмы.
понятием театр.).
Игра «Измени голос».
Хоровод - игра «Мышки на лугу». Чтение сказки в
ролях «Курочка ряба».

Рассматривают альбом презентацию «Все о театре».
Наряжаются в костюмы, принимают активное участие в
играх, учатся исполнять сказку по ролям.

3.

«В гостях у сказки»
Просмотр видео-слайдов с видами кукольноготеатра.
(знакомство с кукольным Практическая часть: «Поиграем в сказку». Игра
театром).
«Дождливо - солнечно».
Упражнение «Изобрази жестом».
Время года – Осень
Беседа «Что нам осень подарила». Игра –
инсценировка.
Игра – импровизация «Листочки в саду».
Музыкально – ритмическая композиция «Осенний
вальс»

Знакомятся с видами кукольного театра, принимают
активное участие в играх и обыгрывают любимые сказки
с плоскостными деревянными игрушками, бумажными.

Изготовление сказочных «Язык жестов».
героев из фруктов
Игра «Где мы были, мы не скажем».Отгадывание
загадок.
Хороводная игра «Есть у нас огород».
Изготовление сказочных героев из фруктов иовощей.
На бабушкином дворе
Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок
ищет и т.д./
Игра «Ай, дили, дили.»
Разминка для голоса «И-го-го!»
Игра – оркестр «Музыка для лошадки».

Выделяют главных действующих героев, дают
элементарную оценку их поступков.

4.

5.

6.

Беседа.
Участвуют в беседе, заслушивают стихотворение и
Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею». отвечают на вопросы.
Выполняют упражнения,участвуют в игре.
Игры и упражнения: «Диктор», «Глухая бабушка».
Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю».

Рассматривают картинки сказочных героев и участвуют в
игре.

Рассказывают сказки, посерии картинок соблюдая
последовательность.

7.

Хорошее настроение

8.

Путешествие в страну
«Чувств».

9.

Путешествие в страну
« Настроение».

10.

Когда зажигаются Ёлки.

11.

Рукавичка

Этюды на выражение основных эмоций:
«Чуть-чуть грустно»,
«Курица с цыплятами»,
«Гусь».
Письмо Короля.
Карта – схема «Страны чувств».
Фотографии какие чувства там живут?
Упражнение:
«Стена эмоций» (рисуют маски чувств),
«Пройти через тоннель» (Соединяют капельки – чтоб
туман рассеялся).
«Портреты героев» (угадывают по выражению лица,
что испытывают дети, и придумывают, в какой
ситуации это происходит),
«Следы» (трогают рукой следы и угадывают, какое
чувство прошло),
«Разрезные картинки» (собирают портрет Короля).
Упражнение «Колокольчик звоночек» (приглашает
детей в зрительский зал).
Рассказывание сказки, демонстрация «мультфильма».
«Сказка про улыбку и слезку».
Упражнение «мимическая гимнастика»:
«Покажем героя» (погрусти как, позлись как…., по
карточкам).
Подбери настроение к стихотворению.
Беседы о празднике – Новый год
Просмотр мультфильма «Когда зажигаются ёлки»
Заучивание стихов и песен к празднику
Загадывание загадок.
Беседа о подготовке зверей к зиме.
Показ кукольного спектакля «Рукавичка».
Устройство куклы.
Самостоятельная деятельность детей с куклами.
Разыгрывание сценок.
Характеристика героев сказки.

Участвуют в беседе, обсуждают проблему.

По карте отправляют в страну чувств, встречаются с
эмоциями и чувствами, рассказывают, их значение в
жизни человека.

Определяют эмоциональное состояние по схематическим
изображениям, описывать мимику окружающих при
изображении эмоций.

Заучивают стихотворение с голоса педагога и
проговаривают заданную фразу с определенной
интонацией в сочетании с жестами.
Заучивают стихотворение с голоса педагога, чётко
проговаривая звуки в словах.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Праздник пап.

Грам запись песни Щаинского «Песенка про папу».
Рассматривание картин.
Беседа по содержанию картин.
Д/ игра «Расскажи о своём папе».
Игра «Что умеют наши папы», «Отгадай, чего здесь
нет».
Рассказ «Есть такая профессия Родину защищать».
Раскрашивают раскраски «Профессии военных».
Мы актёры.
Загадки по сказке.
Работа надспектаклем
Прослушивание и прочтение сказки «Коза-дереза»,
«Коза - дереза».
Рассматривание иллюстраций к сказке.Распределение
и разучивание ролей.
Проигрывание отдельных эпизодов.
Композиция по мотивам С/р игра «Кто в теремочке живет».
сказки «Теремок» на
Разучивание сказки.
новый лад по ПДД.
Изготовление реквизита. Игра «Угадай героя сказки».
«Масленица дорогая –
Отгадайте загадку!
наша гостюшка годовая». Рассматривание иллюстраций о народных
праздниках.
История о празднование Масленицы.
Игра «Что за чем, и перед чем?»
Лучи с названиями дня «Масленичной недели».
Игра с мячом «Назови ласково» (блин - блинчик).
Главное угощение.
Игрища и потехи.
Игра «Перезвон».
Сказка «Лисичка со
Выставка книг: Сказки, где участвует лисичка –
скалочкой».
сестричка.
Беседа по содержанию выставки.
Коллективная работа: рисование иллюстрации к
сказке.
Сказка « Гуси лебеди»
Чтение сказки по ролям, проигрывание отрывков из
сказки.

Объясняют, что, изображенное на картине, вспоминают,
какие бывают праздники.
Рассказывают про своего папу.

Рисуем героев сказки
«Гуси лебеди»

Отгадывают, из какой сказки пришли в гости.
Читают диалоги по ролям.

Отгадывание загадок.
Упражнение у зеркала.
Разучивание сказки «Гуси лебеди», распределение

Анализируют текс произведения и читают диалоги по
ролям с использование атрибутов.

Определяют основную мысль сказки после
предварительного его анализа. По описанию и
характерным признакам догадываются о ком идёт речь.
Знакомятся с традицией празднования старинного
праздника Масленицы.

Последовательно и выразительно пересказывают сказку.
Участвуют в беседе, обсуждают проблему.

Выделяют главных действующих героев, дают
элементарную оценку их поступков.

19

Праздник мам.

20.

Сказка – миниатюра
(пантомимические
загадки и упражнения).
«Приглашение в театр».

21.
22.

23.

24.

25.

ролей.
Прослушивание сказки. Герои сказки.
Лепка персонажей.
Отгадайте загадку, и узнаете, о чём пойдёт речь.
Чтение рассказов и стихотворений о маме.
Беседы о маме, о празднике матери.
Дидактические игры по теме.
Рисуют портрет мамы.
Пантомимическая игра.
Творческая игра «Что это за сказка?»

Слушание, чтение по ролям сказки «Колобок».
Первичная инсценировка сказки.
Правила поведения в
Рассказ, беседа–диалог «Как вести себя в театре»,
театре.
игровой тренинг.
Места в театре.
Творческие задания, вопросы – ответы.
Просмотр спектакля.
Обсуждение.
Рассматривание характера персонажей.
Русской н. сказки
Чтение русской народной сказки «Заюшкина
«Заюшкинаизбушка».
избушка».
Беседа по сказке.
Рассматривание иллюстраций.
Н/печатная игра «Собери картинку», «Кто, где живёт».
Упражнение на развитие эмоций.
Конструирование «Домик для лисы».
Игра – драмматизация
Беседа: «Что такое сказка», «Какими бывают сказки и
по сказке
их герои».
«Заюшкина избушка».
Сюрпризный мешок с героями сказки.
Разгадывание загадок.
Игра «Посмотри и назови» (закончить начатые вами
фразы - зайчик маленький, а медведь какой?)
Инсценированние эпизода из сказки.
Давайте вспомним сказку Пересказ сказки, обыгрывание театральными
«Заюшкина избушка».
куклами.

Вспоминают, какая у всех мама.
Заучивают стихотворение для поздравления мам.

Выделяют главных действующих героев, давать
элементарную оценку их поступков.
Рассматривают иллюстрации и картины. Отвечают на
вопросы по содержанию сказки.
Отгадывают загадки.
Внимательно слушают и повторяют рассуждения
педагога.

Рассматривают яркие иллюстрации, отражая
эмоциональное состояние героев.
Пересказывают текст по частям с опорой на вопросы.

Рассматривают иллюстрации с р. н. сказками, вспоминают
персонажей из сказок.
Обыгрывают литературный текст.

Подражают повадкам животных, их движениям и голосу.
Обыгрывают сказку театральными куклами.

26.

27.

28.

29.

30.

Путешествие в
волшебную страну
«Театр».

Рассматривание иллюстраций театра г.
Екатеренбурга.
Посещение театра знакомятся с
профессий (костюмер, актер, гример).
Просмотр театрального представления «Заюшкина
избушка».
Рисование сказочных героев.
«Забавные стихи»
Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка».
Чтение стихотворений: А. Барто «Игрушки».
Чтение небольших текстов с разными типами
монолога: описательного («Моя любимая игрушка»,
Практическая часть известные стихи А. Барто.
Исполнение.
«Театральные
История театра.
волшебники»
Рассказ беседа сопровождается показом слайдов.
Разъяснение выражения: «зрительская культура»,
«театр начинается с вешалки».
Упражнение «Покажи мимикой», «Покажи жестами»,
«Произнеси скороговорку».
Покажи этюд из сказки.
Знакомство с
Отгадайте загадку, кто же это к нам пришел.
произведением
Выставка книг: «Репка», «Теремок», «Рукавичка»,
С. Маршака «Сказка о
«Курочка Ряба» (какая это сказка? какая мышка там
глупом мышонке».
была?)
Знакомство с новой сказкой про мышонка.
Рассказывание сказки с показом персонажей сказки
на фланелеграфе.
Беседа по содержанию.
Рисование сюжета из сказки.
Знакомство с р. н.
Знакомство с новой сказкой.
сказкой «Коза - дереза». Рассматривание иллюстраций по сказке.
Рассказ беседа сопровождается показом слайдов.
Чтение сказки.
Беседа по содержанию.
Игра «Назови и покажи»
Игра «Кто, где живет».
Рассказывают конец сказки с помощью символов.

Заучивают с голоса педагога.
Участвуют в играх - драматизациях.

Участвует в обсуждении стихотворения, отвечают на
вопросы, обыгрывают стихи.

Перевоплощаться в образ героя сказки.

Вспоминают, какая мышка была в сказках:
(маленькая, шустрая, трудолюбивая, сильная, мышканорушка, мышка-поскребушка).
Рассматривают иллюстрации к сказке, вспоминают
персонажей из сказки.

Отвечают на вопросы по сюжету сказки, характеризуют
героев, показывают характер героев при помощи
интонации.
Пересказывают сказку с помощью картинок.

31.

32.

33.

34.

Знакомство с р. н.
сказкой «Козлята и
волк».

Беседа с детьми, «Какие сказки вы знаете?»
Угадайте загадки.
Игровая ситуация: «Повторяй за мной».
Чтение сказки.
Беседа по её содержанию.
П/игра «Волк и козлята».
Поиграем в сказку.
Вспоминают - Что есть в театре? (Сцена, там
выступают артисты. Зрительный зал, там сидят
зрители и смотрят на представление).
Интегрированное занятие Беседа.
«Путешествие по сказке Художественное слово.
Маша и медведь»
Рассказывание сказки с показом кукольного театра.
С элементами
Беседа по содержанию.
драматизации и лепки.
Игра драматизация отрывка из сказки.
Подвижная игра.
Пальчиковая игра: «Пирожки».
Лепка: «Пирожки» (из солёного теста).

Пропивают песенку козы хором, индивидуально
(тоненьким, толстым) голосом.
Имитируют, как волк съел козлят.

Игра: «Пойми меня»

Орг. момент.
Стих – е Людмилы Румянцевой «Понять порой друг
друга сложно».
Анализ стих – я.
Сообщение темы.

Выполняют упражнения.

Орг. момент.
Игра: «Вспомним сказки» через задания.
Пальчиковая игра: «Колобок».
Лепка: «Колобок на поляне».
Загадки о временах года.
Д/игра: «Времена года».
Игра: «Наоборот».

Участвуют в коллективной работе, читают диалоги по
ролям.

Итоговое
интегрированное
занятие:
«Путешествие по
сказкам».

Рассказ - история про мишку и зайчика.
Дискуссия. «Мишка поссорился с зайчиком».
Упражнение: «Поймай мышку».
Упражнение: «У кого за спиной?»
Игра: «Шиворот - навыворот».

Вспоминают сказку через метод показа кукольного театра.
Разыгрывают отрывок из сказки.

Тематическое планирование 3 класс.
№
п/п

Дата

Тема урока

Содержание учебного материала

1.

Вводный урок.

2.

«Этот удивительный
Рассказ, беседа «Что такое театр».
мир театра» (знакомство Рассматривание альбома «Все о театре».
Ряженье в костюмы.
с понятием театр.).
Игра «Измени голос».
Хоровод - игра «Мышки на лугу».
Чтение сказки в ролях «Курочка ряба».
Просмотр видео-слайдов с видами кукольного
«В гостях у сказки»
театра:
(знакомство с
а) настольные: плоскостные фигуры, вязанные,
кукольным театром).
лепные, деревянные
Практическая часть: «Поиграем в сказку».
Игра «Дождливо - солнечно».
Упражнение «Изобрази жестом».
Мы расскажем сказку
«Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях
вам «Репка».
сказки).
Конкурс на лучшую
Слушание аудиозаписи сказки «Репка».
импровизацию к сказке Рассказывание сказки «Репка». Беседа по
«Репка».
содержанию.
Этюд – игра «Цветы на полянке».
Пальчиковые игры
Игровые упражнения с помощью пальчиков.
Игра - инсценировка с помощью пальчиков.

3.

4.

5.

Беседа.
Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я
умею».
Игры и упражнения: «Диктор», «Глухая бабушка».
Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю».

Планируемые результаты
Участвуют в беседе, заслушивают стихотворение и
отвечают на вопросы педагога.
Выполняют упражнения на дикцию речи участвуют в
игре - имитация.
«Догадайтесь, о ком я говорю».
Рассматривают альбом презентацию «Все о театре».
Наряжаются в костюмы, принимают активное участие в
играх, учатся исполнять сказку по ролям.

Знакомятся с видами кукольного театра, принимают
активное участие в играх. Делятся на группы и
обыгрывают любимые сказки с плоскостными
деревянными игрушками, бумажными.

Отгадывают героев сказок. Прослушивают аудиозаписи
сказки «Репка». Участвуют в беседе, отвечают на
вопросы. Определяют основную мысль текста после
предварительного его анализа. Инсценируют сказку.
Участие в ролевых играх, разыгрывание этюдов и
упражнений, требующих целенаправленного воздействия
словом.

Отвечают на вопросы.
6.

7.

8.

9.

10.

11.

Что такое сказка?

Орг. момент.
Составь слово из букв.
Чтение стих – я : «Сказки».
Беседа.
«Сказка» заглянем в словарь.
Загадки про сказки.
Сравнение сказок.
Устный диктант «Да» - «Нет».
Время года – Осень
Беседа «Что нам осень подарила». Игра –
инсценировка.
Игра – импровизация «Листочки в саду».
Музыкально – ритмическая композиция «Осенний
вальс»
Изготовление сказочных «Язык жестов».
героев из фруктов
Игра «Где мы были, мы не скажем».
Отгадывание загадок.
Хороводная игра «Есть у нас огород».
Изготовление сказочных героев из фруктов и
овощей.
Игра - загадка «Узнай, кто это?»
Знакомство со сказкой
Знакомство со сказкой «Теремок»
«Теремок».
Этюд на расслабление «Разговор с лесом».
Игра-конкурс «Попросись в теремок».
Лепка «Мишутка».
Знакомство со сказкой.
Моделирование сказки
Обсуждение персонажей.
«Теремок».
Объяснение, показ настольного театра «Теремок».
Игра «Узнай, кто попросился в теремок».
творческое задание, разучивание, исполнение.
Показ знакомой сказки
Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок
На бабушкином дворе
ищет и т.д./
Игра «Ай, дили, дили.»
Разминка для голоса «И-го-го!»
Игра – оркестр «Музыка для лошадки».

Слушают и учатся воспроизводить сказку,
объясняют смысл названия произведения, отвечают
на вопросы по содержанию.

Рассматривают картинки сказочных героев. Применяют
приёмы с целью передачи фактуры предмета.

Выделяют главных действующих героев, дают
элементарную оценку их поступков.

Читают диалоги по ролям с использованием некоторых
средств устной выразительности (после предварительного
разбора).
Пересказывают текст по частям с опорой на вопросы
педагога, картинный план или иллюстрацию.

Слушают сказку или рассказ. Рассказывают сказки, по
серии картинок соблюдая последовательность.

12.

Хорошее настроение

13.

Ах ты, зимушка, зима!

14.

Рукавичка

15.

Когда зажигаются Ёлки.

16.

«Азбука общения».

17.

Мы актёры.
Работа надспектаклем
«Коза - дереза».

18.

Чтение русской
народной сказки
«Маша и медведь».
Н/ печатная игра «В
гостях у Машеньки и
медведя».

19

Этюды на выражение основных эмоций:
«Чуть-чуть грустно»,
«Курица с цыплятами»,
«Гусь».
Игра – разминка «Холодок».
Имитационные этюды /Метель, ласка и т.д./,
игра – имитация «Догадайся, о ком я говорю».
Этюд – упражнение «Как воет ветер».
Показ кукольного спектакля «Рукавичка».
Устройство куклы.
Самостоятельная деятельность детей с куклами.
Разыгрывание сценок.
Характеристика героев сказки.
Беседы о празднике – Новый год
Просмотр мультфильма «Когда зажигаются ёлки»
Заучивание стихов и песен к празднику
Загадывание загадок.
Рассказ, беседа-диалог, объяснение, творческие
задания.
Рассказывание сказки «Лучшие друзья».
Игра «Скажи о друге ласковое слово».
Мультимедийная презентация «Будем вежливы»
Загадки по сказке.
Прослушивание и прочтение сказки «Коза-дереза»,
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Распределение и разучивание ролей.
Проигрывание отдельных эпизодов.
Чтение, беседа – диалог, игра.
Творческие задания, просмотр костюмов.
Игра – импровизация.
Объяснение, показ, театральные диалоги.
Упр. «Уж как Маша наша шла».
Репетиция сцен сказки.
Лепка «Машенькины пирожки».

Участвуют в беседе, обсуждают проблему.

Делают простейшие обобщения, сравнения,
классифицирют на наглядном материале.
Заучивают с голоса педагога. Чётко проговаривают звуки
в словах.

Заучиваю с голоса педагога. Проговаривают
заданную фразу с определенной интонацией в
сочетании с жестами.
Знакомятся с театральными профессиями. Составляют
рассказы по серии картинок.

Анализируют текс произведения. Заучивают текст с голоса
педагога. Читают диалоги по ролям с использование
атрибутов.
Определяют характер и содержание знакомых
музыкальных произведений.
Пересказывают текст по частям с опорой на вопросы
педагога, картинный план или иллюстрацию.

20.

21.

Рассказывание русской
народной сказки
«Колобок» (мимика и
жесты. Ритмопластика).
Показ настольного
театра «Колобок».

Слушание аудиозаписи «Колобок».
Инсценировка сказки «Колобок» без слов, используя
мимику и жесты.

Читают диалоги по ролям с использование средств устной
выразительности (после предварительного разбора).

Отгадывание загадок с изображением их героев.
Показ настольного театра.
Вопросы по содержанию.
Рисование. «Колобок»
Пантомимическая игра.
Творческая игра «Что это за сказка?»

Читают диалоги по ролям с использование атрибутов.

22.

Сказка – миниатюра
(пантомимические
загадки и упражнения).

23.

«Приглашение в театр». Этапы реализации:

24.

Правила поведения в
театре. Места в театре.

25.

Мамин день

1.Работа с детьми: чтение сказки «Колобок»,пересказ
сказки, придумывание нового окончание сказки,
настольный театр, проигрывание эпизодов сказки
«Колобок».
2. Беседа с целью определения для исполнения ролей,
подыскивание костюмов для сказки.
3. Творческо-поисковый этап:
-совместная работа с детьми по сочинению окончания к
сказке «Колобок»;
-Распределение ролей и репетиции;
-Обыгрывание различных ситуаций.
4. Действенно-практический этап:
-Инсценировка.

Рассказ, беседа–диалог «Как вести себя в театре»,
игровой тренинг.
Творческие задания, вопросы – ответы.
Просмотр спектакля.
Обсуждение.
Рассматривание характера персонажей.
Чтение стихотворения «Добрые слова».
Игра «Назови вежливое слово».
Чтение и обсуждение сценок к празднику.
Распределение ролей

Выделяют главных действующих героев, дают
элементарную оценку их поступков.
Знакомятся с театром через совместную театрализованную
деятельность.

Отгадывают загадки.
Внимательно слушают, задают вопросы и повторяют
рассуждения педагога.

Читают диалоги по ролям с использование атрибутов.

26.

27.

Путешествие в
волшебную страну
«Театр».
Масленица дорогая –
наша гостьюшка годовая.

Театральная культура. Посещение театра.
Просмотр спектакля.

Заучивают с голоса педагога. Участвуют в
играх - драматизациях.

Заучивание заклички на блины.
Загадки на Масленицу.
Разучивание поговорок на Масленицу.
П/игра «Кто быстрее на метле», «Игра с солнцем».
Закличка «Весна – красна»
Этюд «Подснежник», «Медвежонок».
Музыкально –ритмические импровизации.
Н/печатная игра «Собери картинку».
Чтение «Заюшкина избушка».
Аппликация из бумажных салфеток. «Украшение
заюшкиной избушки».
Практическая часть.
Речевые упражнения, показ, разучивание,
исполнение.
«Фыркающая лошадка».
Беседа-диалог
Разъяснение выражения: «зрительская культура»,
«театр начинается с вешалки»

Знакомятся с Маслинецей.

28.

«Весна – красна»

29.

Русской народной
сказки «Заюшкина
избушка».

30.

«Забавные стихи»

31.

«Театральные
волшебники»

32.

Интегрированное занятие
«Путешествие по сказке
Маша и медведь»
С элементами
драматизации и лепки.

Беседа.
Художественное слово.
Рассказывание сказки с показом кукольного театра.
Беседа по содержанию.
Игра драматизация отрывка из сказки.
Подвижная игра.
Пальчиковая игра: «Пирожки».
Лепка: «Пирожки» (из солёного теста).

33.

Игра: «Пойми меня»

Орг. момент.
Стих – е Людмилы Румянцевой «Понять порой друг
друга сложно».
Анализ стих – я.
Сообщение темы.

Рассказ - история про мишку и зайчика.

Участвуют в коллективной работе, по оценке поступков
героев и событий. Четко, проговаривают слова, сочетая
движения и речь.
Рассматривают яркие иллюстрации к книгам; отражают
эмоциональное состояние героев. Пересказывают текст
почастям с опорой на вопросы педагога, картинный
план или иллюстрацию.
Пересказывают текст по частям с опорой на вопросы
педагога, картинный план или иллюстрацию.
Отвечают на вопросы, следят за развитием
действия. Активно участвуют в играх со
стихотворным сопровождением,
перевоплощаться в какой-либо образ.
Вспоминают сказку через метод показа кукольного театра.
Разыгрывают отрывок из сказки.

Выполняют упражнения.

34.

Итоговое
интегрированное
занятие:
«Путешествие по
сказкам».

Дискуссия. «Мишка поссорился с зайчиком».
Упражнение: «Поймай мышку».
Упражнение: «У кого за спиной?»
Игра: «Шиворот - навыворот».

Орг. момент.
Игра: «Вспомним сказки» через задания.
Пальчиковая игра: «Теремок».
Лепка: «Зайка на поляне».
Загадки о временах года.
Д/игра: «Времена года».
Игра: «Наоборот».

Участвуют в коллективной работе, читают диалоги по
ролям.

Тематическое планирование 4 класс.
№
п/п
1.

2.

3.

4.

Дата

Тема урока

Здравствуй сказка!

Дружные ребята.

Что я знаю о
сказках.

Злые персонажи
сказок.

Содержание учебного материала

Планируемые результаты

1. Введение в предмет: «По дорогам сказок».
Делают простейшие обобщения, сравнения. Классифицируют
2. Что такое сказка, её характеристика.
сказки на наглядном материале.
3. Происхождение сказки.
4. Виды сказок.
5. Игра «Назови свое имя ласково.
6. Назови ласково соседа».
7. Игра – спектакль «Теремок».
1. Слушание песни В. Шаинского «Если с другом вышел Знакомятся с секретами (правилами) дружеских отношений на
в путь».
конкретных примерах. Повторяют танцевальные движения.
2. Понятия: «Друг», «Дружба».
3. Беседа о друге.
4. Знакомство с пословицами о дружбе.
5.Рассказ из личного опыта.
6. Музыкально-ритмическая композиция «Как положено
друзьям».
7. Мультфильм «Помощь друзей».
1.Вступительная беседа.
Выделяют главную мысль сказки.
2. Подберём однокоренные слова: сказка, сказывать,
рассказывать.
3. Чем же отличается рассказ от сказки и всякий ли рассказ
является сказкой?
4. Почему же мы любим, читать и слушать сказки?
5. В чем секрет долголетия сказки?
6. Работа с пословицей “Сказка ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок ”.
7. Презентация:
1 слайд: Возникли сказки в глубокой древности.
2 слайд: Виды сказок.
3. слайд: Сказочные существа.
4. слайд: Скатерть самобранка.
8. Песенки из р. н. сказок.
1.Орг. момент.
Выполняют задание по картинному плану.
2. Вступительная беседа по теме.
3. Обращение с вопросом, кого из злых героев сказок

5.

6.

«Золушка»
русская народная
бытовая сказка.

«Морозко»
русская народная
бытовая сказка.

Волшебные народные сказки.

знаете?
4. Обсуждение того, надо ли бояться чудовищ.
5. Д/ игра «Придумай необычное существо»
по плану:
- какая внешность;
- какой голос;
- во что он одет.
6. Нарисуй для своей сказки злое чудовище.
7. Рассказы детей по рисунку.
8. Рассматривание, обсуждение: «Чей вариант лучше?».
Бытовые сказки.
1.Спро двух сказок:
а) Рассказ о себе «Волшебной сказки».
2. Задание: «Назовите волшебные предметы».
б) Рассказ о себе «Бытовой сказки».
3. Физминутка: «Три медведя».
4. Задание: К как сказке принадлежит картинка.
5. Рассматривание книг с бытовыми сказками: «Морозко»,
«Золушка», «Каша из топора» и т.д.
6. Мультфильм «Золушка».
7. Вопросы по содержанию сказки.
8. Характеристика главных героев.
9. Ритмический танец: полька. «Старый жук».
1. Орг. момент.
2. Речевая разминка: Разучивание скороговорки.
3. Давайте вспомним: Какие виды сказок знаете.
4. Рассказ:
а) О чём рассказывают бытовые сказки.
б) Что такое бытовая сказка.
в) Какие герои встречаются в бытовых сказках.
г) Какие существуют особенности у бытовых сказок.
5. Знакомство с новой сказкой.
6. Знакомство с новыми словами.
7. Слушание сказки.
8. Проверка понимания текста (через вопросы).
9. Работа с иллюстрациями.
- Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?

Разбираются и делают выводы в сказочной ситуации.

Пересказывают, называют главных героев по направляющим
вопросам педагога.
Составляют характеристики героев.

1. Рассказ о волшебных сказках.
Знакомство с волшебными 2. Рассматривание иллюстраций, репродукций с картин
сказками:
художников – иллюстраторов.
«Гуси лебеди».
3. Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди».
4. Обсуждение характеров сказочных персонажей. Кто
добрый? Кто злой? Кто хитрый? Кто коварный? «Что
общего в этих сказках?»
5. Дидактическая игра «Бывает – не бывает».
6. Ведут диалог с печкой из сказки «Гуси лебеди».
7. Выполняют задание по просьбе печки: Слепите
пирожки.
8. Упражнение на мимические эмоции.
9. Пересказ сказки по иллюстрациям.
10. Показ музыкального клипа на песню – сказку в
исполнении группы «Кукутики» «Гуси-лебеди.
8.
1. Орг. момент: «Волшебная сказка» явилась!»
Знакомство с волшебными а) Приветствие.
сказками:
б) Беседа о сказках.
«Лягушка царевна».
2. Сюрпризный момент: «Путешествие в волшебную
страну».
3. Задание: «Узнай сказку по героям».
4. Загадки.
5. Чтение сказки с презентацией.
6. Физминутка «Две лягушки».
8. Просмотр презентации (вопросы).
Русские народные сказки.
9.
1. Орг. момент.
Пузырь, Соломенка и
2. Постановка цели: Игра: «Вспомни р. н. сказку»
Лапоть.
(передай колобка и назови сказку).
3. Загадки отгадаете, названье сказки вы узнаете.
4. Просмотр презентации сказки «Пузырь, Соломинка и
Лапоть».
5. Ответ – вопрос по сказке.
6. Игра « Пузырь» (раздувайся пузыр…)
7. Д/ упражнение «Придумай другой конец сказки».
10.
1.Орг. момент.
«Рукодельница и ленивица». 2. Знакомство со сказкой. Беседа.
3. Работа над сюжетом сказки.
4. Совместный пересказ.
5. Артикуляционная гимнастика.
6. Игра: «Подбери словечко».
7.

Знакомятся с волшебной сказкой на примере р. н. сказке: «Гуси
лебеди». Находят объекты по словесной инструкции педагога.
Ведут диалог со сказочным героем.

Находят их отличительные особенности от бытовых сказок и
сказок о животных. Знакомятся с сюжетом сказки, выделяют
героев, определяют их поступки.

Знакомятся с новым произведением, учатся понимать
содержание, сопереживать героям.

Учатся отгадывать загадки, находить выход из проблемной
ситуации.

11.

«Морозко».

Сказки народов мира.
12. .
В гостях у сказки.

13.

14.

15.

Мир книг.
Экскурсия в школьную
библиотеку.

Книга, здравствуй!

Мир книг.
Экскурсия в городскую
библиотеку

7. Разучивание ролей с применением голосовых
модуляций.
8. Лепка из пластилина колодца и ведерка.
9. Инсценирование сказки.
1.Упражнение под музыку «Вьюга и вальс снежинок».
Слушают художественное произведение, отвечают на вопросы
2. Знакомство с зимней сказкой, угадайте загадку (Мороз). по содержанию распространёнными предложениями.
3. Рассматривание иллюстрации падчерицы и старухиной
дочери.
4. Слушание сказки.
5. Анализ сказки.
6. Расскажите, что случилось с падчерицей в лесу.
7. Ролевая игра: Разговор падчерицы с Морозко.
8. Обыгрывание сказки по ролям.
9. Раскрашивание: «Морозко».
1. Орг. момент: «Сказка по лесу идёт…»
Учимся четко говорить.
2. Введение понятия «Скороговорка».
3. Игра-упражнение «Едем на паровозе»
4. Игры: «Театральная разминка», «К нам гости пришли».
5.Творческая игра «Угадай сказку.
1. Беседа: «Откуда пришла книга».
2. Отгадывание загадок.
3. Понятие «Книга».
4. Правила поведение в библиотеке.
5. Правила поведения в библиотеке.
6. Знакомство с профессией «Библиотекарь».
7. Рассматривание книг: «Книжный уголок».
1. Роль книги в жизни человека.
2. Иллюстрации в книге и их роль.
3. Правила работы с книгой.
4. Викторина «Что вы знаете о книге?»
5. С/р игра: «Я - библиотекарь».
1.Орг. момент.
2. Сообщение темы: «Экскурсия в библиотеку».
3. Правила поведения пешеходов по улице, в
общественных местах.
4. Знакомство:
- С городской библиотекой.
- Библиотечный формуляр.
- Поиск книги по каталогам.

Знакомятся с истоками сказки и её основными видами.

Знакомятся с профессией библиотекаря.

Узнают о создании книги, о профессиях кто создаёт книгу.

Записываются в библиотеку, узнают как можно найти нужную
книгу.

Авторские сказки.
16.

В.П. Катаев:
«Двенадцать месяцев»

17.

18.

19.

20.

21.

- Алфавитный каталог.
- Назначение библиотечного каталога.
- Работа с каталожной карточкой.
- Читательский зал и т. д.
1.Слушание.
2. Пересказ.
3. Рисование по шаблону.
4.Вырезание.

1.Беседа.
2. Выставка книг.
3. Чтение сказки.
4. Анализ сказки.
5. Рисунки.
1. Чтение и беседы по сказкам П.П. Бажова.
П.П.Бажов
2.Рассматривание иллюстраций по сказам.
«Малахитовая шкатулка». 3.Рисунки по сказке «Серебряное копытце» П.П. Бажова.
4. Просмотр м/ф.
5. Выборочный пересказ.
6. Инсценирование.
1. Прослушивание и чтение сказки.
В. Катаев
2. Анализ содержания.
«Цветик семицветик».
3. Выявление отличительных признаков народной и
авторской сказки.
4. Иллюстрирование.
5. Я нарисую сказку.
1. Орг. момент.
Беседа о театре.
2. Игра «Кто дальше загонит мяч», упр-е «Насос».
3. Презентация: «Как выглядит театр».
1 слайд: «Сцена».
2 слайд: «Занавес».
3 слайд: «Зрительный зал».
4 слайд: «Закулисье».
4. Беседа: «Как вести себя в театре».
5. Сюжетно-ролевая игра «Театр».
1.Беседа.
Знакомство
2. Отгадывание загадок (театр).
с перчаточным театром. 3. Этюд «Вьюга».
4. Рассказ о театре, которые можно играть дома.
5. Выставка, на которой представлены различные
Е.Л.Шварц
« Сказка о потерянном
времени».

Через сказки и истории усваивают общественный опыт, нормы и
правила поведения, ответственность за свои поступки.

Через героев сказки учатся, видит добрые и плохие поступки и
оценивает их последствия и составляет своё мнение.

Знакомятся с писателем, с книгами который писал сказы о
нашем городе Полевском.

Оценивают ситуацию, стараются выразить своё мнение.

Повторяют правилами поведения в театре.

Через театрализованные сказки и образов персонажей учатся
любознательности. Учатся управлять своим телом.

22.

23.

24.

виды театров: пальчиковый, настольный, перчаточный
(бибабо), театр игрушек, плоскостной, театр масок.
6. Театр: «Пальчиковый».
- Как, вы думаете, почему?
7. Надевают на пальчики героев сказки «Теремок» и
показывают спектакль.
- Из какой сказки эти герои?
- Этот театр какой? (варежковый или перчаточный).
- Почему варежковый?
8. Беседа – театр «Перчаточный».
- Героев, какой сказки вы видите?
9. Найди пару.
10. Игра в сказку.
1. Беседа, продолжаем знакомство с театр.
Через персонажей сказок узнают, как взаимодействуют друг с
Продолжаем знакомство 2. Волшебный сундучок (маски шапочки).
другом члены семьи.
с театрами.
3. Ответь:
- Какой герой достался тебе?
- Что это за сказка? (Репка)
4. Изобрази того персонажа, который достался.
5. Инсценировка сказки «Репка».
6. Игра «Что мы знаем про театр?» (ответы на вопросы)
7. Физкультминутка: «Наш весёлый теремок…)
8. Лепка персонажей сказки: «Теремок».
9. Распределение ролей,
10. Игра сказки «Теремок» в настольном театре.
1. Беседа.
Учатся понимать язык мимики и жестов других людей;
«Мимика и жесты. Понять 2. Игра «Необычное приветствие» (головой, глазами,
передавать настроение и информацию невербальными
друга».
плечами, руками).
сигналами.
3.Задание: Посмотреть на изображения человечков и
ответить, что обозначает тот или иной жест.
4. Задание: удивиться, испугаться, рассердиться.
5. «Можно ли понять состояние человека без слов?».
6. Просмотр презентации.
4. П/игра «Собрались мы все в кружок» (идут врассыпную,
изображая персонажа, которого придумали).
5. Озвучивание м/ф.
Беседа.
Управляют игрушками и имитируют характерные движения
Мы поставим сказку сами. Игра «Покажи без слов» ( «мне холодно», «я хочу спать», персогнажей.
«я хочу есть», «мне жарко», «который час?» и т. д.)
Презентация: Театр кукол, которые надеваются на руку называется «би-ба-бо».

Мастер - класс по постановке сказки.
Репетиции выбранной сказки, постановка её детьми. Показ
сказки первоклассникам.
25.

26.

27.

28.

29.

Такие разные эмоции.

Игра: «Обмен приветствиями».
Изображают соответствующую эмоцию у себя на лице
Рассматривание сюжетных картинок.
3. Упражнение «Изобрази эмоцию».
4. Этюды на изображение этих эмоций.
5. Рассматривание графических карточек.
6. Беседа.
7. Игра «Угадай эмоцию».
8. Упражнения на различные эмоции.
9. Игра «Испорченный телефон».
1. Сюрпризный момент.
Играют за главного или второстепенного персонажа.
«Постучимся в теремок!» 2. Интонационные упражнения.
Проникаются духом своего героя, передают его эмоции через
3. Игра-загадка «Узнай, кто это?»
голос и движение.
4. Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом».
5. Беседа.
6. Игры «Одно и то же по-разному».
7. «Превращение предмета».
1. Выставка рисунков к любимым русским народным
Узнают о новом празднике, готовятся к празднику, рисуют
6 апреля - Праздник
сказкам.
рисунок любимой сказки к празднику.
русской народной сказки. 2. Д/ игры – «Путешествие по русским народным сказкам», Принимают активное участие в обсуждение сказки.
«Составим и расскажем сказку вместе», «Назови сказку».
«Коллаж известных сказок».
3. Выставка: «По дорогам сказок».
4. Знакомство с новой сказкой: «Трубка и медведь».
5. Обсуждение сказки.
6. Обыгрывание сценки.
1. Беседа.
Развивают силу голоса, работаю над активизацией мышц губ.
«Учимся
2. Упражнения.
говорить по разному».
3. Игры на отработку интонационной выразительности.
4. Игра «Руки-ноги».
5. Повторение скороговорок.
6. Разучивание сказки: «Трубка и медведь».
1.Беседа.
Развивают творческую самостоятельность в передаче образа: как
«Учимся
2. Игра «Скажи быстро медленно».
персонаж двигается, каким голосом говорит, какие чувства
четко говорить».
3. « Скажи громко, тихо».
испытывает.
4. Сюрпризный момент.
5. Игра - упражнение «Едем на паровозе».
физкультминутка «Буратино».
6. Обрабатывания скороговорок.

30.

31.

32.

33.

34.

7. Разучивание сказки: «Трубка и медведь».
«Культура и техника речи. 1.Артикуляционная гимнастика.
Скороговорки».
2. Игра «Перебежки».
3. Скороговорки.
4. Пальчиковые игры
5. Игра «Веселый бубен».
6. Игра: «Эхо».
Этапы реализации:
Мы актёры.
1.Работа с детьми: чтение сказки «Трубка и медведь»,
пересказ сказки, придумывание нового окончание сказки,
настольный театр, проигрывание эпизодов сказки «Трубка
и медведь».
2. Беседа с целью определения для исполнения ролей,
подыскивание костюмов для сказки.
3. Творческо-поисковый этап:
-совместная работа с детьми по сочинению окончания к
сказке «Трубка и медведь»;
-Распределение ролей и репетиции;
-Обыгрывание различных ситуаций.
4. Действенно-практический этап:
-Инсценировка.
Показ сказки «Трубка и медведь» 2, 3 классу.
Показ спектакля сказки «Трубка и медведь» детей 2 - 3
Приглашение в театр.
класса.
Проект: «Книжка малышка».

Игровая программа:
«В мире сказок».

1. Выставка работ «Книжки – малышки своими руками».
2. Фотоотчет.
3. Выставка детского творчества по теме проекта.
4. Беседы о правилах обращения с книгой «Правила
обращения с книгой».
5. Беседа «Кто пишет книги?» - о произведениях К.
Чуковского.
1. Ор. момент: Я герой из сказки, принес вам подсказки
Хотите узнать, что в чемоданчике, скорее помогите мне!
Вот вам задания – пройдите испытания (достает
конверты с заданиями).
2. Викторина по сказкам.
3. Загадки.
4. Пантомимы.
5. Сценки.

Самостоятельно придумывают небольшую сценку.

Готовятся к показу театрального спектакля для детей 2 - 3
класса. Через сказку «Трубка и медведь» негативно поступают
по отношению к курению.

Материально-технические условия реализации программы:

- ноутбук;
- проектор;
- раздаточный материал;
- маски;
- мнемотаблицы;
- куклы настолько театра;
- иллюстрации к сказкам;
- загадки;
- настольные игры по сказкам;
- Сборник программ внеурочной деятельности 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. —
М. : Вентана- Граф, 2011.

Список литературы
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. / Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова,
И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Былины/ Сост.Ю.Г.Круглов.-М:Просвещение.1985.
4. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников.- М:Просвещение, 2005.
5. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
6. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 2010.
7. Всё наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах./ Сост.Г.Кружков.-М: просвещение, 1992.
8. Незнайка, Хоттабыч,Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для
детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.
9. Т.В.Городкова, Н.В.Ёлкина Детские кроссворды.-Ярославль, Академия развития, 1999


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».