Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Фантазеры» разработана для учащихся 7 класса
на основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» и приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1576 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования»;
Программа разработана на основе программно – методических материалов: Примерные
программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А.
Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.];под редакцией В.А. Горского. – М. : Просвещение, 2013 (Стандарты
второго поколения).
На занятиях прикладного творчества у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства,
художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного
творчества.
Декоративно – прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы
школьников, позволяет детям удовлетворить свои познавательные влечения, расширить
информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести
умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы, развить трудовые
умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи
детей.
Актуальность данной программы заключается в предоставлении возможности самим
обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно
– прикладного искусства, развивать свои креативные способности.
Цель: социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам
декоративно - прикладного искусства; развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
•
Формирование знаний, умений, навыков в видах декоративно – прикладного творчества;
•
приобретение общих представлений о материалах;
•
усвоение элементарных знаний в области материаловедения;
•
изготовление поделок, сувениров из различных материалов;
•
правильное использование цветовой гаммы;
•
формирование умения к планированию.
Воспитательные:
•
воспитание качеств: аккуратности, трудолюбия, терпения, усидчивости, умение довести
начатое дело до конца; силы воли, уверенности в себе и своих возможностях; бережливости
(экономичного подхода к материалу, рациональному его использованию);
•
воспитание творческого отношение к труду, стремление к красоте и желания её создавать,
социально – психологического чувства удовлетворения от изделия, сделанного своими руками;
•
приобщение к общечеловеческим ценностям;
•
воспитание уважения к людям труда;
•
бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом.
Развивающие:
•
развитие моторных навыков, глазомера, точности движений;
•
совершенствование интеллектуального потенциала личности;
Личностны и предметные результаты.
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета «Прикладное творчество»
включают следующие умения:
• выполнять отдельные трудовые операции, понимать смысл выполняемых действий;
• узнавать материалы по названию, внешнему виду, на ощупь;
• использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности;
• соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами,
материалами;
• действовать по подражанию, образцу, инструкции;
• ориентироваться в трудовой деятельности, планировать свою работу;
• самостоятельно выполнить изделие;
• экономно и рационально расходовать материалы;
• правильно подбирать цветовую гамму;
• осуществлять совместную деятельность;
• умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности;
• умение сопереживать, проявлять внимание.
Возможные личностные результаты освоения учебного предмета «Прикладное творчество»
включают:
• интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
• получение удовольствия, радости от выполненной работы;
• стремление к собственной творческой деятельности;
• интерес к взаимодействию с другими детьми и взрослыми в трудовой деятельности;
• получение удовольствия от неформального общения с детьми, педагогом,
увлеченных общим делом;
• самореализация и самовыражение;
• развитие памяти, внимания, эстетического вкуса через выполнение трудовых
заданий;
• всестороннее развитие.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Занятия проводятся после уроков основного расписания, продолжительность - 35 минут. Занятия
проводятся в специально оборудованном учебном кабинете технологии.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие
формы организации учебной деятельности:
-индивидуальная,
-фронтальная,
-коллективное творчество.
Для реализации программы рекомендуемы образовательные технологии:
-информационно-коммуникационные технологии;
-исследовательские методы обучения;
-здоровьесберегающие технологии;
-игровые технологии;
-технология уровневой дифференциации.
Средства и формы контроля
В конце каждого занятия организуется выставка работ. Это дает возможность удовлетворить
потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует
возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку
осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него
получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и
самооценки обучающегося.
Дети занимаются 1 раз в неделю, 34 учебные недели.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Вводное занятие (1 час). Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.
Инструктаж по технике безопасности
при работе
на
занятиях.
Организация рабочего места. Рациональное расположение инструментов и материалов на рабочем
месте. Правильное положение рук и туловища во время работы.
Раздел 1. РАБОТА С БУМАГОЙ 10ч.
Изготовление блокнота 1ч. Материалы и инструменты при выполнении блокнота. Правила техники
безопасности при работе с шилом, иглами, ножницами. Знакомство с безопасными приемами работы.
Разметка блокнота. Составление эскиза. Выполнение работы.
Совушка.1ч. Изготовление игрушки из втулки от туалетной бумаги. Разметка. Оформление изделия
мелкими деталями (клюв, лапы, крылья). Сборка изделия.
Изготовление открыток с объёмными элементами ко дню учителя 2ч. Открытка. Виды открыток.
Способы и материалы изготовления. Разметка, сборка изделия. Оформление.
Изготовление объемных цветов для оформления интерьера 3 ч. Тематика и разнообразие цветов.
Демонстрация разных видов оформления. Подготовка заготовок по размерам. Собирание цветов.
Оформление. Роза, гиацинт, крокусы. Особенности изготовления.
Изготовление фигурок из гофрированного картона в технике квиллинг 3ч. Знакомство с техникой.
разнообразие фигурок, выполненных в данной технике. Способы и материалы изготовления
Разметка, сборка изделия. Оформление.
Раздел 2. РАБОТА С ФЕТРОМ 6ч.
Игрушки из фетра. Разнообразие игрушек, виды тканей из которых изготавливают игрушки. Способы
изготовление. Изготовление игрушки по выбранному образцу, подбор цвета, выкраивание основных
деталей с припуском на швы. Пошив игрушки. Окончательное оформление игрушки.
Раздел 3. РАБОТА С БИСЕРОМ 4ч.
Знакомство с техникой плетения бисером. Т/б при работе. Материалы для работы. Разнообразие схем
для плетения. Выбор схемы, выполнение плетения.
Раздел 3. РАБОТА С ТКАНЬЮ 2ч
Кукла-малютка. Знакомство с традициями и значением кукол оберегов, в жизни народов, в быту и в
повседневной жизни. Знакомство с традиционной тряпичной народной куклой оберегом
«Подорожницей» и технологией ее изготовления. Виды тканей из которых изготавливают кукол.
Изготовление игрушки по выбранному образцу, подбор цвета, выкраивание основных деталей.
Сборка изделия. Оформление.
Раздел 4 ТЕХНИКА «ИЗОНИТЬ» 3ч.
Материалы и инструменты при выполнении изделий в технике «изонить». Правила техники
безопасности при работе с шилом, иглами, ножницами. Знакомство с безопасными приемами работы.
Разметка угла, круга. Составление эскиза. Подбор ниток по цвету. Выполнение работы.
Раздел 5 СОЛЕНОЕ ТЕСТО 4ч.
Материалы и инструменты при выполнении изделий в технике «соленое тесто». Правила техники
безопасности при работе. Знакомство с безопасными приемами работы. Составление эскиза.
Выполнение работы.
Раздел 6 РОСПИСЬ МОРСКИХ КАМЕШКОВ 8ч.
Тематика и разнообразие росписи гальки. Демонстрация разных видов оформления. Подбор
материалов для росписи. Набросок. Оформление.
Планируемые результаты внеурочной деятельности.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление,
творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика
со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает)
первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом
социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно
становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным
человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество,
та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского
общества.
Достижения трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивают вероятность
появления эффектов воспитания и социального обучения. У обучающихся могут быть сформированы
коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная
идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от
индивидуальных возможностей и особенностей, обучающихся с умственной отсталостью.
По общекультурному направлению внеурочной деятельности обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) могут быть достигнуты определённые
результаты.
Базовые учебные действия (БУД):
Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при
выполнении ряда заданий в ограниченное время;
- познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников,
делать логические выводы;
- коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за
счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои
выводы;
- личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным
решениям.
Формирование этих БУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться
и подготовиться к жизни в современном обществе.
Основные личностные результаты воспитательных уровней:
-ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, к своему городу,
народу, России;
-ценностное отношение к труду, творчеству, человеку труда, трудолюбие;
-осознание себя как члена общества, гражданина РФ, жителя конкретного региона:
-элементарное представление об эстетических и художественных ценностях отечества;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям;
-готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
-понимание красоты в искусстве и в окружающей действительности;
-потребность и начальные умения выражать себя в художественно -эстетической
деятельности;
-расширение круга общения, навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных
социальных ситуациях;
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты;
-мотивация к самореализации в социальном творчестве.
1.
Техника и тема
Вводное занятие
Т/б на занятии.
Кол-во
часов
№
п/
п
Календарно-тематический план работы
8 класс
Оборудование
Характеристика деятельности
Дата
учащихся
Узнают
материалы
и
инструменты,
технику
безопасности,
санитарногигиенические требования
при работе на занятии.
Умеют различать и называть
материалы и инструменты по
внешнему виду.
1
РАБОТА С БУМАГОЙ 10ч.
2.
Блокнот
"Карандаш"
1
3.
"Совушка"
1
4.
Изготовление
открыток с
объёмными
элементами ко дню
учителя.
2
5.
Цветы из бумаги.
Гиацинты
Роза
1
Корзина с
крокусами
1
6.
7.
Фигурки из
гофрированного
картона в технике
квиллинг. Т/б при
работе.
9- Выполнение
10. фигурок из картона.
8.
1
1
2
Бумага белая,
цветная,
ножницы,
сцеплер,
линейка,
карандаш,
фломастеры
Втулка от туал.
бумаги, краски,
клей, ножницы,
простой
карандаш,
ластик, баночка
с водой.
Бумага белая,
цветная, клей,
ножницы,
линейка,
карандаш,
фломастеры
Бумага, клей,
ножницы,
шпажки
Гофрированный
картон, клей
Выполняют изделия в данной
технике. Осуществляют текущий
самоконтроль выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход практической
работы.
Выполняют изделия в данной
технике. Осуществляют текущий
самоконтроль выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход практической
работы
Выполняют изделия в данной
технике. Осуществляют текущий
самоконтроль выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход практической
работы
Выполняют изделия в данной
технике. Осуществляют текущий
самоконтроль выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход практической
работы
Выполняют изделия в данной
технике. Осуществляют текущий
самоконтроль выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход практической
работы
РАБОТА С ФЕТРОМ 6ч.
11. Игрушки из фетра.
Т/б при работе
1
Фетр, нитки,
иглы для шитья
Выполняют изделия в данной
технике. Осуществляют текущий
самоконтроль выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход практической
работы
Основные приемы
работы с фетром.
13, Выполнение
14, игрушек из фетра.
15,
16
РАБОТА С БИСЕРОМ 4ч.
1
17. История плетения
бисером. Плетение
объемных фигур.
Т/б при работе с
бисером.
18. Плетение мышки
по схеме
1
Бисер,
проволока,
леска, схемы
Просмотр
презентации
«Скульптуры из бисера»
1
19. Плетение брелока
«Заинька» по схеме.
1
Бисер,
проволока,
леска, схемы
20. Плетение брелока
«Лягушонок» по
схеме.
1
Выполняют изделия в данной
технике. Осуществляют текущий
самоконтроль выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход практической
работы
2
Ткань, синтепон,
нитки, бусины,
ленты.
Выполняют изделия в данной
технике. Осуществляют текущий
самоконтроль выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход практической
работы
2
Картон,
иглы
Выполняют изделия в данной
технике. Осуществляют текущий
самоконтроль выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход практической
работы
2
Мука, соль,
масло раст,
чашка, краски,
клей.
12
4
РАБОТА С ТКАНЬЮ 2ч.
21. Кукла-малютка.
22
ТЕХНИКА «ИЗОНИТЬ» 2ч.
23
24
Вышивка в технике
«Изонить». Т/б при
работе.
нитки,
СОЛЕНОЕ ТЕСТО 4ч.
25. Оберег для дома из
соленого теста
26.
Выполняют изделия в данной
технике. Осуществляют текущий
самоконтроль выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход практической
работы
27 Пасхальный
сувенир
28.
2
Разные
материалы
.
Выполняют изделия в данной
технике. Осуществляют текущий
самоконтроль выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход практической
работы
РОСПИСЬ МОРСКИХ КАМЕШКОВ 5 ч.
29. Роспись камней. Т/б
при работе. Техника
выполнения.
30 Выполнение
рисунка на гальке.
31
32. Выполнение
точечного рисунка
на плоской гальке.
33. Рисунки животных,
растений,
человечков на
гальке.
34. Покрытие лаком
изготовленных
поделок.
1
1
1
1
1
Галька гладкая,
гуашь, акрил,
клей ПВА М,
кисточки,
салфетки
Выполняют изделия в данной
технике. Осуществляют текущий
самоконтроль выполняемых
практических
действий
и
корректируют ход практической
работы.
Материально-техническое обеспечение
1.
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2.
2.1
Набор муляжей «Овощи»
Набор муляжей «Фрукты»
Набор муляжей «Грибы»
Набор геометрических тел
Шаблоны геометрических фигур
Пальчиковые краски
Акварельные краски
Непроливайки
Кисти
Гуашь
Восковые мелки
Цветные карандаши
Демонстрационные материалы:
Времена года
коробка
коробка
коробка
коробка
папка
набор
шт
шт
шт
коробка
упаковка
упаковка
1
1
папка
1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
«Клетка, точки и штрихи».
«Анализ форм и создание образа».
«Графические орнаменты».
«Дымковская игрушка»
«Городецкая роспись»
«Жостовская роспись»
«Гжель»
папка
папка
папка
папка
папка
папка
папка
1
1
1
1
1
1
1
2.9.
«Матрешки»
папка
1
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
Трафареты:
«Домашние животные»
«Животные Африки»
«Овощи»
«Рыбы»
«Гардероб»
Пластилин
Доска для лепки
Ножницы
Клей ПВА
Клей-карандаш
Цветная бумага
Цветной картон
Белый картон
Линейка
Шишки
Опил
Конструктор «Строитель»
Природный материал
Демонстрационный материал:
шт
шт
шт
шт
шт
упаковка
шт
шт
шт
шт
упаковка
упаковка
упаковка
шт
коробка
упаковка
шт
коробка
1
1
1
1
1
12
12
12
12
12
12
12
12
12
1
1
1
1
1
1
1
12
12
50
3
6
12
4.15
«Грибы», «Овощи», «Фрукты»
папка
3
4.16
4.17
4.18
4.19
4.20
4.21
4.22
4.23
4.24
4.25
«Оригамми»
Скорлупа грецкого ореха
Игольницы
Иголки
Ткань
Пуговицы
Комплект дорожных знаков
Металлоконструктор
Набор образцов видов проволоки
Пирамидка
папка
коробка
шт
шт
коробка
набор
коплект
набор
набор
шт
25
1
6
12
1
1
1
5
1
2
Список литературы
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А.
Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.111с. – (Стандарты второго поколения).
2.Баширова Т.В.,Соколова С.М. Программа «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной
отсталостью 1- 9 классов» в 2-х частях (часть 2). Иркутский институт повышения квалификации
работников образования. Иркутск, 2011 г.
3. Браницкий Г. А. Картины из цветных ниток и гвоздей.- Минск, 1992.
4. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
5. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпром-бытиздат, 1993.
6. Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2000.
7. Леонова О.В. Рисуем нитью. Ажурные картинки.- СПб.: Литера, 2005.
8. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: Академия развития, 1997.
9. Сапрыкина Г.А. Современный электронный учебник//Школьные технологии, 2004, №6.
10. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд С.-Петербург «Просвещение», 2011г.
11. Электронная версия учебника Технология в схемах, таблицах, рисунках. Обслуживающий труд
5-9 классы С.Э.Маркуцкая. Издательство Экзамен 2009г. -96с.
12. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
13. Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru
https://infourok.ru
http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library
https://docviewer.yandex.ru
http://ru.wikipedia.org
http://stranamasterov.ru
http://allforchildren.ru
http://www.formula-rukodeliya
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-izgotovlenija-oberezhnoi-kukolki-malyshki-travnicy.html
https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/biseropletenie/osnovy-biseropleteniya-dlya-detejetapy-sozdaniya-pervyh-podelok.html
https://stranamasterov.ru/node/1240466
https://stranamasterov.ru/node/448158