Краевед Мал пров 9А

Пояснительная записка
Краеведческо-туристкая деятельность является источником обогащения учащихся
знаниями об истории родного края, воспитания любви к нему и формирования
гражданственных понятий и навыков. Позволяет обучающимся, совершая тематические
прогулки и экскурсии, знакомиться со своим краем, изучать свою страну начиная с «малой
Родины», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции своих
земляков. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств
школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого
потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом,
школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры,
промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Данная программа нацелена на использование потенциальных возможностей краеведческотуристкой деятельности для интеллектуального и эстетического развития обучающихся, их
патриотического воспитания.
За основу данной программы взято эколого-нравственное направление, которое
изложено в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни краеведческих направлений в структуре АООП нашей ОО. Нормативноправовое обеспечение данной программы соответствует действующему закону РФ и
локальным актам образовательной организации. Рабочая программа курса внеурочной
деятельности «Малахитовая провинция» для обучающихся 9А классов составлена на
основании следующей литературы:
1. «Полевской край»: вып.1 и 2. - Екатеринбург.ИПП «Уральский рабочий»
19982001г.; А.Горюн «Полевской» - Свердловск: Сред. -Урал. Кн. Изд-во, -1989г.; 2.
А.Кожевников «О Полевском и полевчанах»: Записки краеведа/ предисл. А.Азовского.Свердловск: РИО Упринформпечати,- 1991г.;
3. Л.М. Слобожанинова «Малахитовая Шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30-40-х годов/
пособие для учителя.- Екатеринбург: «Сократ».1998г.;
4. «Родина моя»- коллективный сборник стихов авторв-школьников из города Полевского.Екатеринбург.-1999г.;
5. «Малахитовая провинция»: Культурно-исторические очерки - Екатеринбург: ИД
«Сократ»- 2001 г.
6. П. Бажов «Малахитовая шкатулка» - любое издание.;
7. Б.Куликов «Азбука камней-самоцветов»: Поверья о самоцветах - М.:Тера,1996.;
Г.А.Кулагина «История родного края» - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во,1983.;
8. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведотуристкой деятельности: пособие по реализации Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ под ред.
Г.Н.Абросимовой.М.Е.Трубачевой. - М.: АРКТИ,2004. 11.;
9. С. О. Карпов «Destination: Полевской» -«Изд-во Карпова», 2013. -306 с.
10. С.А. Лазарева «Удивительный Урал» - Издательство «Сократ», 2012г.
11. И. С. Огановская «Полевской и его окрестности XVIII-XXI века» Екатеринбург:
печатный дом «Формат» 2020 г.
Значимость данного направления краеведения состоит в том, что оно, расширяя и
обогащая знания обучающихся о родных местах, прививает им любовь и уважение к
истории и культуре родного края, помогает ощутить и осознать связь истории своего города
с историей Родины, воспитывает чувство гордости за прошлое своего края.
Цель программы:
- Показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить ребенка в
активное познание своей «малой Родины».
-Приблизить учащихся к миру искусства, воспитывать способность к творчеству.
- Развивать и корректировать личности обучающихся.

Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить детей с историей заселения и развития нашего города и окрестностей;
- Повысить интерес к экологическим знаниям;
- Формировать у обучающихся эколого-краеведческие умения и навыки;
- Вовлечь обучающихся в природоохранную деятельность.
2. Развивающие:
- Корригировать нарушения психофизических функций у обучающихся;
-Развивать творческие возможности учащихся.
3. Воспитательные:
-Воспитывать уважительное и бережное отношение и к природе, и к творениям рук и
таланта наших земляков;
- Формировать личностные качества воспитанников;
- Формировать трудолюбие, ответственность коммуникабельность;
- Воспитывать чувства любви к Родине, родному краю и бережное отношение к ним.
Содержание программы 4-го года обучения (9а класс)
На реализацию программы отведено 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Введение «Полевской – моя родина» 1 час
1. «Культурная жизнь поселка» 4 часа
2. «Литература о Полевском» 4 часа
3. «Мастеровые и работные люди» 5 часов
4. «Полевской во время ВОВ» 3 часа
5. «П.П.Бажов – певец «Малахитового» края» 6 часов
6. «Сокровища малахитовой шкатулки» 5 часов
7. «Легенды и сказы Урала» 3 часа
8. «Полевской вчера, сегодня, завтра» 3 часа
Основные принципы, положенные в основу программы:
·принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
· принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
·научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных
практикой;
·систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной
системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее
культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, интерактивных коллекций, иллюстраций,
онлайн-презентаций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, лэпбука, проектные и исследовательские
работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса
краеведческого кружка «Малахитовая провинция» необходимо использовать такие формы
проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии,
виртуальные путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы,

выставки, походы с осмотром краеведческих объектов, сбор информации, защита проектов,
и т.д. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному
наследию своих земляков.
В разделах четвертого года обучения:
1. «Культурная жизнь поселка». У учащихся формируется представление об Урале как
части России, о деятельности человека и природы, о природе Свердловской области.
Развивается чувство любви к своему, краю, уважение к его традициям и обычаям.
2. «Литература о Полевском». Больше узнают о городе и его окрестностях, о
благоустройстве родного края. Знакомятся с книгами и литературой о городе, с социальноэкономической обстановкой Полевского.
3. «Мастеровые и работные люди». Дети узнают о жизни первых и нынешних
металлургах. О разных видах промыслов (камнерезное искусство, ковроделие, резьба по
дереву, ювелирно – гранильное дело и др). Работают с картой города, овладевают приёмами
исследовательской деятельности.
4. «Полевской во время ВОВ». Продолжают знакомятся с мемориалами,
увековечившими память наших земляков. Формируется чувства патриотизма и уважения к
памяти защитников отечества, расширяются знания учащихся о Великой Отечественной
войне. Всё это содействует развитию патриотизма у обучающихся.
5. «П.П.Бажов – певец «Малахитового» края». Продолжают знакомиться с интересными
фактами из жизни и творчества П.П.Бажова, его пребывании в Полевском, истории
создания сказов. Выполняют творческие работы: иллюстрации к сказам, поделки из
различных материалов.
6. «Сокровища малахитовой шкатулки». Читают сказы П.П.Бажова, действие которых
происходит в Полевском. С произведениями П. П. Бажова учащиеся продолжают
знакомиться как на занятиях, так и дома. Изготавливают поделку на свое усмотрение по
сказам на выставки (школьные, городские).
7. «Легенды и сказы Урала». Развивают гражданские качества личности на основе
приобщения к духовно - нравственным ценностям, культурным традициям уральского края.
Выполняют творческие работы – рисунки, поделки, пробуют сами сочинить сказ о своей
малой родине.
8. «Полевской – вчера, сегодня, завтра». Учатся владеть системой ценностей и
идеалов, реализовывать себя в обществе и быть полезным своей стране, читают научнопопулярную и художественную литературу по теме.
Программа предусматривает изучение теоретического и практического
материала, который раскрывается в ходе занятий. Основные задачи теоретических знаний
– дать необходимые знания по истории родного края, города. На практических занятиях
учащиеся приобретут умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о
деятельности людей, учреждений. Составлять рассказ, проводить исследовательские и
поисковые работы, применять полученные знания на практике.
Учащиеся должны знать и уметь:
- Правила техники безопасности на практических занятиях;
- Правила поведения в общественных местах;
- Уметь доносить информацию;
- Находить и использовать дополнительную информацию о родном крае.
Результативность деятельности курса внеурочной деятельности по краеведению
«Малахитовая провинция»
В ходе реализации программы, учащиеся приобретают ряд умений и навыков, которые
служат показателем результативности внеурочной деятельности. Наглядным результатом
является устойчивый интерес учащихся школы к деятельности краеведческого кружка. Это
могут стать итоги участия обучающихся в конкурсах, конференциях. Повышается уровень
воспитанности учащихся и уровень социальной активности, происходит утверждение

нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека. На занятиях кружка
учащиеся приобретают нравственные качества, дисциплинированность, инициативность,
любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность. Программа
разработана для того, чтобы воспитанники почувствовали себя частью народа огромной и
богатой страны, что они – граждане России, россияне.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные

Коммуникативные

- способность к организации своей жизни в
соответствии с представлениями о здоровом образе жизни,
правах и обязанностях гражданина, нормах социального
взаимодействия;
- способность ориентироваться в окружающем мире,
выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках, принимать элементарные
решения;
- способность организовывать свою деятельность,
определять ее цели и задачи, выбирать средства
реализации цели применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты;
- целостный, социально ориентированный взгляд на
мир в единстве его природной и социальной частей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в
природе и обществе;
- активно включатся в общеполезную социальную
деятельность;
- бережно относится к культурно-историческому
наследию родного края и страны;
- соблюдать правила безопасного и бережного
поведения в природе и обществе;
- основы экологической культуры: принятие ценности
природного мира, готовность следовать в своей
деятельности
нормам
природоохранного,
нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
- ценностное отношение и любовь к близким, к городу,
к народу, России;
- эмоционально- ценностное отношение к окружающей
среде, необходимости ее охраны;
- уважение к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов;
- развитие представлений об окружающем мире в
совокупности его природных и социальных компонентов.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учительученик, ученик-ученик, ученик - класс, учитель-класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию
в разных видах деятельности;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с людьми;
- уметь задавать вопросы, строить для партнера

высказывания,
необходимые
для
организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Регулятивные

Познавательные

работать
с
учебными
принадлежностями,
организовывать свое рабочее место;
- активно участвовать в деятельности, контролировать
и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- принимать и сохранять цели и задачи, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления;
- уметь планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане.
- делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
- дифференцированно воспринимать окружающий мир,
его временно-пространственную организацию;
- применять начальные сведения о сущности и
особенностях
объектов,
процессов
и
явлений
действительности (природных, культурных, социальных и
др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета и для решения познавательных и практических
задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
доступные
существенные связи и отношения между объектами и
процессами.

Воспитательные
результаты
внеурочной
деятельности
обучающихся
распределяются по трем уровням:
Первый уровень - приобретение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о родине, о ближайшем
окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально
одобряемых и не неодобряемых формах поведения и т.п.), первичного понимания
социальной реальности повседневной жизни.
Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями
(в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой
на уровне класса, общеобразовательной организации, т.е. в защищенной дружественной
просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить
(или отвергают).
Третий
уровень-получение
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного
действия, формирования социально-приемлемых моделей поведения.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами
общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.

Способы контроля знаний: обучающихся происходит с помощью следующих
методов:
- наблюдение – оценка и текущий анализ работ учащихся;
- защита проектов;
- тестовые задания;
- викторины.
Данная программа имеет оценочно-результативный блок, который включает в себя
авторскую разработку тестовых заданий и позволяет определить уровень освоения
знаний, умений, навыков обучающегося, его творческую активность. Подведение итогов
по теме предусмотрено в виде опроса (в тестовой форме) с последующим проведением
игры-викторины; творческих занятий; разбор и объяснение ошибок, допущенных при
выполнении задания.
1. Первый уровень - обучающийся может приобрести опыт исследовательской
деятельности; опыт публичного выступления при защите проекта; опыт охраны
памятников истории и культуры; приобретение школьником опыта самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими школьниками; опыт общения с людьми
разного возраста, заботы о них.
2. Второй уровень - приобретение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) знаний о принятых в обществе нормах отношения к
памятникам природы, истории и культуры; о нормах отношения к людям других
поколений; о действенных способах изучения своего края, об источниках информации;
способах сбора и обработки собранной информации; об истории и культуре родного
края; об основах организации коллективной творческой деятельности.
3. Третий уровень - приобретение обучающимися (элементарных) знаний об истории
и географии своего края, через изучение достопримечательностей ближайшего
окружения и школы, в которой они учатся; развитие элементарных краеведческих
понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором
природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Малахитовая провинция» для 9 «а» класса
№
п/п
1

2

3
4

5

Тема
Ведение «Полевской – моя
родина»

Дата

Характеристика деятельности учащихся

Слушают педагога, участвуют в беседе.
обсуждают изученное проявляют желание
рассказать
о
предмете
изучения,
заинтересовавшем объекте. Работают с
географической
картой.
Вспоминают
символику города.
1. «Культурная жизнь поселка» 4 часа
Географическое
Слушают педагога, вступают в диалог,
положение города
интегрируются в своей группе сверстников.
Полевской
В работе с проектом самостоятельно находят
нужную
информацию
в
различных
Достопримечательности
источниках. Вспоминают значение новых
города
слов, осознанно и произвольно строят
Встреча с научным
речевые высказывания в устной форме;
сотрудником городского
устанавливают причинно - следственные
музея
связи. Рассказывают о культуре о обычаях в
Проектно-исследовательская
своём доме, в стране
работа «Уральский дом и все,
что в нем»

6
7
8
9

10
11
12
13
14

15

16
17

18
19
20
21

22

23

2. «Литература о Полевском» 4 часа
Просмотр фильма про Урал
Слушают педагога, делают простейшие
(Ураловед)
обобщения, сравнивают, классифицируют на
наглядном материале. Знакомятся с
Средства массовой информации
литературой о городе и местных СМИ
нашего города
Вспоминают значение новых слов, осознанно
Обзор книг о городе
и произвольно строят речевые высказывания
Викторина «Полевской-край
в устной форме; устанавливают причинно Уральский»
следственные связи. Узнают о хронике
событий в родном городе. Записывают и
запоминают важные даты происходящих
событий. Участвуют в викторине
«Полевской-край Уральский».
3. «Мастеровые и работные люди» 5 часов
Беседа «Древние металлурги»
Слушают педагога об истории древних
металлургов. Вступают в контакт, работают в
Начало промышленной истории
коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик,
Урала
ученик - класс, учитель-класс).
Первые рудники и заводы
Излагают свое мнение и аргументируют свою
Полевского края
точку зрения и оценку событий.
Экскурсия в краеведческий
Устно отвечают на вопросы по ходу
музей
экскурсии.
Учатся
работать
по
Виртуальная экскурсия по
предложенному учителем плану; отвечают на
городу «Полевской
вопросы педагога; осознанно и произвольно
туристический»
строят речевые высказывания в устной
форме. Учатся находить изменения в
сегодняшнем
городе.
Знакомятся
с
Полевским
туристско-краеведческим
порталом – первым сайтом о нашем городе
4. «Полевской во время Великой Отечественной войны » 3 часа
Защитники Родины: полевские
Слушают рассказ педагога о полевских
Герои Советского Союза
героях в военные годы, о памятниках. При
просмотре презентаций отвечают на вопросы,
осознанно и произвольно строят речевые
Полевчанки-фронтовички
высказывания в устной форме.
Каменная летопись войны
Возвращаясь к страницам этой памяти,
«Подвигу жить вечно»
воспитывают в себе чувство патриотизма,
любви к родине, понятие того, что есть
«хорошо», а что «плохо»
5. «П.П.Бажов – певец «Малахитового» края» 6 часов
П.П.Бажов-писатель, историк,
Слушают рассказ педагога о жизни и
краевед
творчестве П.П.Бажова, пребывании в
Полевском, истории создания сказов.
Знакомство со сказами
Отвечают на вопросы. Вспоминают названия
Рисование иллюстраций
сказов.
ИнформационноСлушают чтение сказов П.П.Бажова, действие
познавательный проект «В краю
которых происходит в Полевском.
П.П. Бажова»
Рисуют иллюстрации к одному из сказов
ИнформационноП.П.Бажова.
познавательный проект «В краю
Развивают культуру речи и поведения в музее,
П.П. Бажова»
задают вопросы в ходе экскурсии
Экскурсия в музей ДК СТЗ
«Малахитовая шкатулка»

24
25
26
27
28

29
30
31

32
33

34

6. «Сокровища малахитовой шкатулки» 5 часов
Беседа «Уральские самоцветы»
Слушают педагога о полезных ископаемых,
разрабатываемых на территории Полевского
Игра «Путешествие Паши
района, истории их открытия и разработки.
Колдункова»
Изучают коллекцию образцов минералов и
Интеллектуальная квест – игра
изделий
из
них.
Закрепляют
и
по сказам
систематизируют
полученные
знания.
Изготовление поделки
Выполняют
творческую
работу
Оформление выставки «Как
(изготавливают
шкатулку).
Участвуют
Данила-мастер»
выставке «Как Данила-мастер»
7. «Легенды и сказы Урала» 3 часа
Подземные тайны Полевского
Слушают педагога, смотрят презентации,
высказывают
свое
мнение.
Изучают
Легенды Думной горы
традиции, уклад жизни и культуру жителей
Каменный народ Урала
Уральских гор.
Рисуют персонажей из легенд на свое
усмотрение
8. «Полевской – вчера, сегодня, завтра» 3 часа
Храмы Полевского
Слушают
педагога,
вспоминают.
Вспоминают значение новых слов, осознанно
Выставка рисунков «Выставка
и произвольно строят речевые высказывания
рисунков «Любимый уголок
в устной форме; устанавливают причинно моего города »
следственные связи. Рисуют по своему
Краеведческая викторина
воображению на тему «Выставка рисунков
«Знаешь ли ты свой край?»
«Любимый уголок моего города».
Участвуют в викторине, закрепляют и
систематизируют знания о своем крае.

Ресурсное обеспечение:
Географическая карта Свердловской области
Наглядные пособия:
Коллекция полезных ископаемых
Коллекция минералов и горных пород

Список литературы
1. «Полевской край»: вып.1 и 2.- Екатеринбург.ИПП «Уральский рабочий»
2001гг.

1998-

2. А.Горюн «Полевской» - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, -1989г.
3. А.Кожевников «О Полевском и полевчанах»: Записки краеведа/ предисл. А.Азовского.Свердловск: РИО Упринформпечати,- 1991г.
4. Л.М. Слобожанинова «Малахитовая Шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30-40-х годов/
пособие для учителя. - Екатеринбург: «Сократ».1998.
5. «Родина моя»- коллективный сборник стихов авторв-школьников из города Полевского.
-Екатеринбург. -1999 г.
6. «Малахитовая провинция»: Культурно-исторические очерки. - Екатеринбург: ИД
«Сократ»- 2001 г.
7. П. Бажов «Малахитовая шкатулка» - любое издание.
8. Б.Куликов «Азбука камней-самоцветов»: Поверья о самоцветах. - М.: Тера,1996.
9. Г.А.Кулагина «История родного края» - Свердловск: Сред. -Урал. Кн. Изд-во,1983.
10. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведотуристкой деятельности: пособие по реализации Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ под
ред. Г.Н.Абросимовой.М.Е.Трубачевой.- М.:АРКТИ,2004.
11. С. О. Карпов «Destination: Полевской» -«Изд-во Карпова», 2013.-306 с.
Использованные сайты:
1. http://wikipedia.org.ru
2. http://gerd rossel.ru
3. http://sovet. geraldika.ru
4. http://www. mojgorod.ru/sverdlov-obl.
5. http://www. midural.ru/midural-new.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».