ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» является
адаптированной
для
(интеллектуальными
обучения
нарушениями),
обучающихся
с
составлена
с
умственной
учетом
отсталостью
особенностей
их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» составлена на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); методического пособия
«Учусь создавать проект. Методическое пособие», Сизова Р. И., Селимова Р. Ф.,
«РОСТкнига», Москва, 2018г., в соответствии с действующим законодательством и
локальными актами образовательной организации.
Целью данного курса внеурочной деятельности является обеспечение освоения
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новых
способов учебной деятельности, формирования опыта самоорганизации собственных
возможностей и способностей.
Задачи курса:
1.
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
•
Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров
по совместной деятельности;
•
Способности доброжелательно и чутко относится к людям, сопереживать;
•
Формирование социально приемлемых способов поведения.
3.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
•
Воспитание целеустремленности и настойчивости;
•
Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
•
Формирование
умения
совместно
и
самостоятельно
планировать
деятельность и сотрудничество;
•
Формирование умения совместно и самостоятельно принимать решения.
4.
Формирование умения решать творческие задачи.
5.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование).
Программа
психофизических
«Я
-
исследователь»
особенностей,
составлена
обучающихся
с
с
возрастных
учётом
умственной
и
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В процессе реализации проектной деятельности
осуществляется дифференцированный подход. На индивидуальном уровне для детей
практикуется подбор дозированных заданий различного объёма и сложности, сокращение
времени для выполнения заданий.
Основной формой работы по освоению курса внеурочной деятельности «Я исследователь» является урок.
Формы организации внеурочной деятельности обучающихся: индивидуальные,
групповые, коллективные (фронтальные).
Технологии
обучения:
коррекционно-развивающие,
здоровьесберегающие,
информационно-коммуникационные, игровые, личностно-ориентированные; технологии
разноуровневого и дифференцированного обучения, проблемного обучения.
Основные методы, используемые при реализации программы: словеснопрактические, проектные, наглядные, репродуктивные, эвристические, исследовательские.
Приемы работы: рассказ, инструктаж, объяснение, упражнение, работа в группе
рефлексия и др.
Виды деятельности: дидактические игры, загадки, тренинги, практические
упражнения, беседа, составление рассказа, составление описания изучаемого объекта,
наблюдение, раскрашивание.
Способы контроля: устный опрос, индивидуальные задания, презентация готового
проекта.
Текущий и итоговый контроль успеваемости безотметочный, то есть используется
только качественная оценка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Я – исследователь» это дополнительное
образование,
связанное,
прежде
всего,
с
удовлетворением
индивидуальных
образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося. Для
развития интеллектуального и творческого потенциала школьника нужно использовать
новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым
вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям
относится проектная технология.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе
которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического
и
творческого
мышления.
Данная
учебная
программа,
которая
последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов,
вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение
координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Проектная деятельность – это не просто набор приемов и действий, подобранных
педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая
побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов
коммуникативной деятельности с целью её разрешения. Именно проблемная ситуация
является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач
потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в
которой
стимулируется
практическая
деятельность
обучающегося.
Ситуация
необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение
учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации
собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год
9б
1
34
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому в курсе «Я исследователь» реализуется формирование личностных умений и навыков. Для детей с
интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В
данном
курсе
внеурочной
деятельности
представлены
многообразные
задания,
направленные на достижение следующих личностных результатов:
•
осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
•
адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
•
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам
сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в
школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
•
способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам
помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
•
владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и
повседневной жизни;
•
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
•
осмысление
и
дифференциация
картины
мира,
ее
временно-
пространственной организации;
•
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•
овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Предметные результаты делятся на два уровня: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень
•
Достаточный уровень
сравнивать предметы по различным
•
признакам (цвет, размер, форма), на
проблему; анализировать сделанное
основе
– почему получилось, почему не
этого
делать
вывод
о
сходстве и различии;
•
организовывать
получилось, видеть трудности,
•
называть
свои
•
действия
выполнении задания.
по наводящим вопросам ставить и
удерживать цели;
использовать метод проб в своей
деятельности;
•
ошибки;
собственную
деятельность с опорой на образец;
•
с помощью учителя видеть
составлять план своей деятельности
с опорой на визуальные схемы;
при
•
проявлять инициативу при поиске
способа (способов) решения задачи;
•
взаимодействовать при решении
задачи.
СОСТАВ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Базовые учебные действия, формируемые у старших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных
действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые
• осознание
учебные действия
посещением школы;
себя
как
ученика,
заинтересованного
• способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
• самостоятельность в выполнении учебных заданий;
• самостоятельность в выполнении поручений;
• понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
• стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
Регулятивные
базовые учебные
действия
• входить и выходить из школьного здания, учебного
помещения по условному сигналу (школьный звонок,
разрешение учителя);
• самостоятельно ориентироваться в пространстве
школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения,
столовой);
• организовывать свою деятельность вне учебного
занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время,
в ожидании выполнения задания другими обучающимися);
• использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в
учебное время;
• самостоятельно работать с учебными
принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
• корректировать свои действия по выполнению задания
в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
• принимать
включаться в
цели и
инструкции, произвольно
деятельность,следовать
плану и работать в общем темпе.
предложенному
Познавательные
базовые учебные
действия
• выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов, явлений окружающей действительности,
• характеризовать предметы и явления по их основным
свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
• находить задания, предложения, тексты в учебнике или
другом предлагаемом материале; использовать условные
знаки, символические средства с помощью учителя;
• работать с несложной по содержанию и структуре
информацией
(понимать
изображение,
текст,
устное
высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях);
• называть и характеризовать предметы, сравнивать два
предмета, делать элементарные обобщения;
• знать и употреблять названия и свойства изученных
предметов и явлений, их частей; знать и применять
обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Коммуникативные
базовые учебные
действия
• умение вступать в контакт и работать в группах;
• умение использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия
с
одноклассниками,
сверстниками,
учителями;
• умение обращаться за помощью и принимать помощь;
• умение слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать
с взрослыми и
сверстниками
социальных ситуациях;
в
доброжелательно
разных
относиться,
сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
• договариваться
соответствии
с
конфликтных
или
окружающими.
и
изменять
объективным
иных
свое
поведение
в
большинства
в
взаимодействия
с
мнением
ситуациях
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по
развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать
самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).
Практические задания, использование методов исследования в ходе изучения доступных
объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом
наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли,
микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования)»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных
экспериментов, выполненных в нашей группе(классе). Практическое занятие «Проведение
экспериментов».
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как
интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы.
Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое
занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Классифицирование. Определение понятий.
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по
структурированию текстов.
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке
умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и
отвечать на него.
Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и
провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов.
Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка
текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков,
чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов
выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика
правила выбора темыподробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных
исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я – исследователь». В ней
последовательно изложено, какие задачион должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических
рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный
сценарий.
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и
провести предварительную защиту собственных работ.
Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных
исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную
работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное
консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме
того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных
изысканий
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работи творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований
и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков,
рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах
проведенных исследований выполненных проектах, а также вопросы авторам.
№
п/п
1
Кол-во
уроков
1
2
3
4
5
6
1
1
1
1
1
7
1
8
1
9
1
10
1
11
12
13
14
15
16
17
18
1
1
1
1
1
1
1
1
19
1
Календарно – тематическое планирование 9 класс
Дата
Тема урока
Характеристика
деятельности учеников
Наблюдение и эксперимент.
Работают в группах, парах.
Обсуждают данные проекты.
Наблюдение и эксперимент.
Наблюдают за выбранными
Методы исследования.
объектами. Выполняют
Методы исследования.
практические задания.
Методы исследования.
Наблюдение и
наблюдательность.
Наблюдение и
наблюдательность.
Совершенствование техники
экспериментирования.
Совершенствование техники
экспериментирования.
Совершенствование техники
экспериментирования.
Интуиция и создания гипотез.
Интуиция и создания гипотез.
Интуиция и создания гипотез.
Правильное мышление и логика.
Правильное мышление и логика.
Правильное мышление и логика.
Искусство делать сообщение.
Искусство задавать вопросы и
отвечать на них.
Искусство задавать вопросы и
отвечать на них.
20
1
21
22
1
1
23
24
1
1
25
1
26
1
27
1
28
1
29
1
30
1
31
32
1
1
33
1
34
1
Искусство задавать вопросы и
отвечать на них.
Как подготовиться к защите.
Как подготовиться к защите.
Выбирают тему проекта.
Обсуждают. Анализируют.
Задают вопросы. Отвечают
полными ответами по
заданной теме.
Как подготовиться к защите.
Определение проблемы и выбор
темы собственного исследования.
Определение проблемы и выбор
темы собственного исследования.
Определение проблемы и выбор
темы собственного исследования.
Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.
Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.
Коллективная игра –
исследования.
Индивидуальная
Выбирают тему доклада.
консультационная работа по
Обсуждают.
проведению самостоятельных
исследований.
Семинар.
Участие в защите
исследовательских работ.
Игровое занятие «Мы –
исследователи».
Защита собственных
исследовательских работ.
Список литературы
1.
Савенков А.И.Яисследователь: рабочая тетрадь длямладших школьников.– Самара:
Издательство «Учебная литература», 2010.
2.
Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7–8 лет.–Самара: Издательский дом
«Федоров», 2010.
3.
Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7–8 лет.– Самара: Издательский дом
«Федоров», 2011.
4.
Савенков А.И. Методика исследовательскогообучениямладших
школьников.– Самара: Издательство «Учебная литература», 2011.
5.
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.
6.
Детские энциклопедии, справочники и другаяаналогичнаялитература.
7. Программа внеурочной деятельности «Я-исследователь» А.И. Савенкова Самара:
Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2