2024 р.пр я исследователь

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» является
адаптированной

для

(интеллектуальными

обучения
нарушениями),

обучающихся

с

составлена

с

умственной
учетом

отсталостью

особенностей

их

психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» составлена на
основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); методического пособия
«Учусь создавать проект. Методическое пособие», Сизова Р. И., Селимова Р. Ф.,
«РОСТкнига», Москва, 2018г., в соответствии с действующим законодательством и
локальными актами образовательной организации.
Целью данного курса внеурочной деятельности является обеспечение освоения
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новых
способов учебной деятельности, формирования опыта самоорганизации собственных
возможностей и способностей.
Задачи курса:
1.

Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

•

Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров

по совместной деятельности;
•

Способности доброжелательно и чутко относится к людям, сопереживать;

•

Формирование социально приемлемых способов поведения.

3.

Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

•

Воспитание целеустремленности и настойчивости;

•

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального

использования рабочего времени;
•

Формирование

умения

совместно

и

самостоятельно

планировать

деятельность и сотрудничество;
•

Формирование умения совместно и самостоятельно принимать решения.

4.

Формирование умения решать творческие задачи.

5.

Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,

хранение, использование).
Программа
психофизических

«Я

-

исследователь»

особенностей,

составлена

обучающихся

с

с

возрастных

учётом
умственной

и

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). В процессе реализации проектной деятельности
осуществляется дифференцированный подход. На индивидуальном уровне для детей
практикуется подбор дозированных заданий различного объёма и сложности, сокращение
времени для выполнения заданий.
Основной формой работы по освоению курса внеурочной деятельности «Я исследователь» является урок.
Формы организации внеурочной деятельности обучающихся: индивидуальные,
групповые, коллективные (фронтальные).
Технологии

обучения:

коррекционно-развивающие,

здоровьесберегающие,

информационно-коммуникационные, игровые, личностно-ориентированные; технологии
разноуровневого и дифференцированного обучения, проблемного обучения.
Основные методы, используемые при реализации программы: словеснопрактические, проектные, наглядные, репродуктивные, эвристические, исследовательские.
Приемы работы: рассказ, инструктаж, объяснение, упражнение, работа в группе
рефлексия и др.
Виды деятельности: дидактические игры, загадки, тренинги, практические
упражнения, беседа, составление рассказа, составление описания изучаемого объекта,
наблюдение, раскрашивание.
Способы контроля: устный опрос, индивидуальные задания, презентация готового
проекта.
Текущий и итоговый контроль успеваемости безотметочный, то есть используется
только качественная оценка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Я – исследователь» это дополнительное
образование,

связанное,

прежде

всего,

с

удовлетворением

индивидуальных

образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося. Для
развития интеллектуального и творческого потенциала школьника нужно использовать
новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым
вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям
относится проектная технология.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе
которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического

и

творческого

мышления.

Данная

учебная

программа,

которая

последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов,
вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение
координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Проектная деятельность – это не просто набор приемов и действий, подобранных
педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая
побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов
коммуникативной деятельности с целью её разрешения. Именно проблемная ситуация
является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач
потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в
которой

стимулируется

практическая

деятельность

обучающегося.

Ситуация

необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение
учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации
собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

9б

1

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому в курсе «Я исследователь» реализуется формирование личностных умений и навыков. Для детей с
интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В
данном

курсе

внеурочной

деятельности

представлены

многообразные

задания,

направленные на достижение следующих личностных результатов:
•

осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

•

адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении;

•

способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам

сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в
школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
•

способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам

помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
•

владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и

повседневной жизни;
•

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
•

осмысление

и

дифференциация

картины

мира,

ее

временно-

пространственной организации;
•

осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•

овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Предметные результаты делятся на два уровня: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень
•

Достаточный уровень

сравнивать предметы по различным

•

признакам (цвет, размер, форма), на

проблему; анализировать сделанное

основе

– почему получилось, почему не

этого

делать

вывод

о

сходстве и различии;
•

организовывать

получилось, видеть трудности,
•

называть

свои

•
действия

выполнении задания.

по наводящим вопросам ставить и
удерживать цели;

использовать метод проб в своей
деятельности;

•

ошибки;

собственную

деятельность с опорой на образец;
•

с помощью учителя видеть

составлять план своей деятельности
с опорой на визуальные схемы;

при
•

проявлять инициативу при поиске
способа (способов) решения задачи;

•

взаимодействовать при решении
задачи.

СОСТАВ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Базовые учебные действия, формируемые у старших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных

действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые

• осознание

учебные действия

посещением школы;

себя

как

ученика,

заинтересованного

• способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
• самостоятельность в выполнении учебных заданий;
• самостоятельность в выполнении поручений;
• понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
• стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
Регулятивные
базовые учебные
действия

• входить и выходить из школьного здания, учебного
помещения по условному сигналу (школьный звонок,
разрешение учителя);
• самостоятельно ориентироваться в пространстве
школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения,
столовой);
• организовывать свою деятельность вне учебного
занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время,
в ожидании выполнения задания другими обучающимися);
• использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в
учебное время;
• самостоятельно работать с учебными
принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
• корректировать свои действия по выполнению задания
в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
• принимать
включаться в

цели и

инструкции, произвольно

деятельность,следовать

плану и работать в общем темпе.

предложенному

Познавательные
базовые учебные
действия

• выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов, явлений окружающей действительности,
• характеризовать предметы и явления по их основным
свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
• находить задания, предложения, тексты в учебнике или
другом предлагаемом материале; использовать условные
знаки, символические средства с помощью учителя;
• работать с несложной по содержанию и структуре
информацией

(понимать

изображение,

текст,

устное

высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях);
• называть и характеризовать предметы, сравнивать два
предмета, делать элементарные обобщения;
• знать и употреблять названия и свойства изученных
предметов и явлений, их частей; знать и применять
обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Коммуникативные
базовые учебные
действия

• умение вступать в контакт и работать в группах;
• умение использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия

с

одноклассниками,

сверстниками,

учителями;
• умение обращаться за помощью и принимать помощь;
• умение слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать
с взрослыми и

сверстниками

социальных ситуациях;

в

доброжелательно

разных
относиться,

сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
• договариваться
соответствии

с

конфликтных

или

окружающими.

и

изменять

объективным
иных

свое

поведение

в

большинства

в

взаимодействия

с

мнением

ситуациях

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по
развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать
самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).
Практические задания, использование методов исследования в ходе изучения доступных
объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом
наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли,
микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования)»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных
экспериментов, выполненных в нашей группе(классе). Практическое занятие «Проведение
экспериментов».
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как
интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы.
Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое
занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Классифицирование. Определение понятий.
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по
структурированию текстов.
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке
умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и
отвечать на него.
Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и
провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов.
Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка
текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков,
чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов
выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика
правила выбора темыподробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных
исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я – исследователь». В ней
последовательно изложено, какие задачион должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических
рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный
сценарий.

Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и
провести предварительную защиту собственных работ.
Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных
исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную
работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное
консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме
того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных
изысканий
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работи творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований
и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков,
рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах
проведенных исследований выполненных проектах, а также вопросы авторам.

№
п/п
1

Кол-во
уроков
1

2
3
4
5
6

1
1
1
1
1

7

1

8

1

9

1

10

1

11
12
13
14
15
16
17
18

1
1
1
1
1
1
1
1

19

1

Календарно – тематическое планирование 9 класс
Дата
Тема урока
Характеристика
деятельности учеников
Наблюдение и эксперимент.
Работают в группах, парах.
Обсуждают данные проекты.
Наблюдение и эксперимент.
Наблюдают за выбранными
Методы исследования.
объектами. Выполняют
Методы исследования.
практические задания.
Методы исследования.
Наблюдение и
наблюдательность.
Наблюдение и
наблюдательность.
Совершенствование техники
экспериментирования.
Совершенствование техники
экспериментирования.
Совершенствование техники
экспериментирования.
Интуиция и создания гипотез.
Интуиция и создания гипотез.
Интуиция и создания гипотез.
Правильное мышление и логика.
Правильное мышление и логика.
Правильное мышление и логика.
Искусство делать сообщение.
Искусство задавать вопросы и
отвечать на них.
Искусство задавать вопросы и
отвечать на них.

20

1

21
22

1
1

23
24

1
1

25

1

26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

31
32

1
1

33

1

34

1

Искусство задавать вопросы и
отвечать на них.
Как подготовиться к защите.
Как подготовиться к защите.

Выбирают тему проекта.
Обсуждают. Анализируют.
Задают вопросы. Отвечают
полными ответами по
заданной теме.

Как подготовиться к защите.
Определение проблемы и выбор
темы собственного исследования.
Определение проблемы и выбор
темы собственного исследования.
Определение проблемы и выбор
темы собственного исследования.
Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.
Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.
Коллективная игра –
исследования.
Индивидуальная
Выбирают тему доклада.
консультационная работа по
Обсуждают.
проведению самостоятельных
исследований.
Семинар.
Участие в защите
исследовательских работ.
Игровое занятие «Мы –
исследователи».
Защита собственных
исследовательских работ.

Список литературы
1.
Савенков А.И.Яисследователь: рабочая тетрадь длямладших школьников.– Самара:
Издательство «Учебная литература», 2010.
2.
Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7–8 лет.–Самара: Издательский дом
«Федоров», 2010.
3.
Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7–8 лет.– Самара: Издательский дом
«Федоров», 2011.
4.
Савенков А.И. Методика исследовательскогообучениямладших
школьников.– Самара: Издательство «Учебная литература», 2011.
5.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.

6.

Детские энциклопедии, справочники и другаяаналогичнаялитература.

7. Программа внеурочной деятельности «Я-исследователь» А.И. Савенкова Самара:
Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».