ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» является
адаптированной
для
обучения
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); методические рекомендации
для учителей начальной школы к учебно-методическому комплексу «Введение в
финансовую грамотность», Е.Л. Рутковской, Москва: издательство «Интеллект-Центр»,
2020 г., «Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.» 5-7 классы.
М.: Корлюгова Ю.Н. ВИТА-ПРЕСС, 2016, в соответствии с действующим
законодательством и локальными актами образовательной организации.
Целью данного курса внеурочной деятельности является способствовать развитию
основ экономического образа мышления; воспитание ответственного и грамотного
финансового поведения; развитие учебно-познавательного интереса в области
экономических отношений в семье. Формирование опыта применения полученных знаний
и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для
выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи курса:
Формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности.
Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего
мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с
помощью экономических категорий и понятий.
Научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоциональноволевую сферу.
Развивать культуру экономического мышления.
Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических
отношений в семье.
Программа «Финансовая грамотность» составлена с учётом возрастных и
психофизических
особенностей,
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В процессе реализации курса внеурочной
деятельности осуществляется дифференцированный подход. На индивидуальном уровне
для детей практикуется подбор дозированных заданий различного объёма и сложности,
сокращение времени для выполнения заданий.
Основной формой работы по освоению курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность» является урок.
Формы организации внеурочной деятельности обучающихся: индивидуальные,
групповые, коллективные (фронтальные).
Технологии обучения: коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие,
информационно-коммуникационные, игровые, личностно-ориентированные; технологии
разноуровневого и дифференцированного обучения, проблемного обучения.
Основные методы, используемые при реализации программы: словеснопрактические, проектные, наглядные, репродуктивные, эвристические, исследовательские.
Приемы работы: рассказ, инструктаж, объяснение, упражнение, работа в группе
рефлексия и др.
Виды деятельности: дидактические игры, загадки, тренинги, практические
упражнения, беседа, составление рассказа, составление описания изучаемого объекта,
наблюдение, раскрашивание.
Способы контроля: устный опрос, индивидуальные задания, презентация готового
проекта.
Текущий и итоговый контроль успеваемости безотметочный, то есть используется
только качественная оценка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс финансовой грамоты помогает детям превратить свои повседневные
финансовые поступки и решения в предмет собственного внимания, анализа и улучшения
на основе усвоения новых установок, знаний, развития навыков грамотного финансового
поведения. Дети учатся замечать финансовые задачи вокруг себя, за пределами школьных
занятий, определять суть проблемы, находить и обосновывать различные варианты
решения. При этом важно сочетать поиск детьми рациональных финансовых решений с
обсуждением вопросов ценностно-смыслового характера: как согласовывать свои личные
финансовые интересы с интересами других людей? Как учитывать потребности близких
людей, если это ограничивает собственные желания? Как совместить стремление к личному
благосостоянию и милосердие, благотворительную помощь? Как быть бережливым и
экономным, но не превратиться в человека, игнорирующего нужды других людей?
Внеурочные занятия по финансовой грамотности инициируют поисковую
активность детей, предусматривают сочетание командной, индивидуальной и
коллективной работы, обеспечивая максимальную свободу выбора и самостоятельность
детских действий.
Логика построения занятий соответствует структуре учебной деятельности и
включает следующие основные этапы:
1 — мотивационно-целевой (привлечение внимания детей необычным вопросом в
названии Секрета, диалогом героев-помощников; определение учебной цели: чему
научимся, разгадывая этот Секрет, зачем нам это нужно, где пригодится; согласование
критериев оценки достижения учебной цели: что и как будем оценивать);
2 — поисковый (открытие нового содержания финансовой грамоты в различных
формах детской активности: финансовые игры с последующей рефлексией детьми нового
опыта; исследование внешних наблюдаемых признаков нового объекта, процесса, их
внутренних связей, причин, последствий, построение предварительных версий и их
проверка; построение простых алгоритмов обмена, покупки, накопления, экономии;
выделение новой информации в нескольких текстах; перенос в новые ситуации известных
финансовых знаний и действий);
3 — практический (использование новых знаний для решения финансовых задач и
детских кейсов, выполнения учебных проектов, участия в финансовых турнирах и
конкурсах; соотнесение личного опыта с новыми знаниями и способами действия; поиск
оригинальных и необычных решений на основе новых знаний; расширение примеров
повседневных ситуаций, в которых востребованы новые финансовые знания);
4 — контрольно-оценочный (определение меры достижения учебной цели на
основе установленных критериев, позитивное эмоциональное подкрепление).
Результаты творчества детей на занятиях, их озарения и открытия формируются в
простые и удобные для практического использования форматы: детские авторские задачи
и финансовые загадки, сборники советов и правил, финансовые кейсы из личного опыта
детей, рисунки персонажей из любимых произведений, чьё финансовое поведение помогает
детям разобраться в собственных ошибках, перестроить и улучшить свои финансовые
действия.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год
9 «Б»
1
34
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому в курсе
«Финансовая грамотность» реализуется формирование личностных умений и навыков. Для
детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных
компетенций. В данном курсе внеурочной деятельности представлены многообразные
задания, направленные на достижение следующих личностных результатов:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки:
планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового
положения семьи;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях.
Предметные результаты делятся на два уровня: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
• сравнивать предметы по различным
• с помощью учителя видеть
признакам (цвет, размер, форма), на
проблему; анализировать сделанное
основе этого делать вывод о
– почему получилось, почему не
сходстве и различии;
получилось, видеть трудности,
ошибки;
• организовывать
собственную
деятельность с опорой на образец;
• по наводящим вопросам ставить и
удерживать цели;
• использовать метод проб в своей
деятельности;
•
называть свои действия
выполнении задания.
при
•
•
•
составлять план своей деятельности
с опорой на визуальные схемы;
проявлять инициативу при поиске
способа (способов) решения задачи;
взаимодействовать при решении
задачи.
СОСТАВ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают,
с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных
действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые
учебные действия
Регулятивные
базовые учебные
действия
• осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы;
• способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
• самостоятельность в выполнении учебных заданий;
• самостоятельность в выполнении поручений;
• понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
• стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
• входить и выходить из школьного здания, учебного
помещения по условному сигналу (школьный звонок,
разрешение учителя);
• самостоятельно ориентироваться в пространстве
школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения,
столовой);
• организовывать свою деятельность вне учебного
занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время,
в ожидании выполнения задания другими обучающимися);
• использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в
учебное время;
• самостоятельно работать с учебными
принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
• корректировать свои действия по выполнению задания
в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
Познавательные
базовые учебные
действия
Коммуникативные
базовые учебные
действия
• принимать цели и
инструкции, произвольно
включаться в
деятельность,следовать предложенному
плану и работать в общем темпе.
• выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов, явлений окружающей действительности,
• характеризовать предметы и явления по их основным
свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
• находить задания, предложения, тексты в учебнике или
другом предлагаемом материале; использовать условные
знаки, символические средства с помощью учителя;
• работать с несложной по содержанию и структуре
информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях);
• называть и характеризовать предметы, сравнивать два
предмета, делать элементарные обобщения;
• знать и употреблять названия и свойства изученных
предметов и явлений, их частей; знать и применять
обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
• умение вступать в контакт и работать в группах;
• умение использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия
с
одноклассниками,
сверстниками,
учителями;
• умение обращаться за помощью и принимать помощь;
• умение слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать
с взрослыми и
сверстниками
в
разных
социальных ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
• договариваться и изменять свое поведение в
соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В программе предусматривается определенная последовательность прохождения
тем. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Формы организации занятий
внеурочной деятельности при реализации программы «Финансовая грамотность» основаны
на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. При организации занятий по
программе внеурочной деятельности используются: рассказы, беседы (в том числе с
приглашенными специалистами), экскурсии, просмотр и обсуждение видеосюжетов,
моделирование и разбор социально-экономических ситуаций, решение различных
простейших задач и с экономическим содержанием. Также широко применяются игры и их
модификации, творческие работы (проекты, конкурсы, коллажи), ИКТ-технологии.
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают (17ч)
Обучающийся получит возможность научиться умению переводить одну валюту в
другую с помощью валютных курсов.
Базовые понятия и знания: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные
деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта,
валюта.
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье (4 ч)
Обучающийся получит возможность научиться умению сравнивать разные
источники доходов семьи; умению объяснять на примерах, от чего зависит величина
доходов семьи; умению объяснять способы увеличения доходов семьи.
Базовые понятия и знания: доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная
плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции,
предпринимательская деятельность, бизнес.
Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (4 ч)
Обучающийся получит возможность научиться умению сравнивать разные
направления расходов семьи; умению объяснять на примерах, от чего зависит величина
расходов семьи; умению объяснять способы сокращения расходов семьи.
Базовые понятия и знания: необходимые расходы: расходы на питание, одежду,
жильё, оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы;
желательные расходы.
Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он
не пустовал (9 ч)
Обучающийся получит возможность умению объяснять возможные способы
сокращения расходов семьи и увеличения сбережений.
Базовые понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета,
планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Дата
Кол- Тема урока
Характеристика видов деятельности обучающихся
проведения во
часов
МОДУЛЬ 1. КАК ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ (17 ч)
1
Что такое финансовая грамотность? Знакомятся с новым уроком. Инструктаж по ТБ на уроке. Игра
«Отгадай по описанию» (из предложенных предметов).
Знакомятся с понятием финансовая грамотность – это умение
правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок.
Знакомятся с понятием денег.
Читают рассказ «Что такое деньги?», автор Петр Кошель.
Знакомятся с историей возникновения первых монет.
Изготавливают монеты.
Знакомятся с появлением первых монет в разных государствах.
Решают кроссворд. Интерактивная викторина, направленная на
закрепление и обобщение полученных ранее знаний о деньгах и
истории их возникновения.
1
Как появились деньги.
Знакомятся с понятием «семейный бюджет»
Знакомятся с мерами защиты денег от подделок в старину и в
1
История российских денег.
современном мире.
1
Решение практических задач.
1
Наш семейный бюджет: учимся Составляют семейный бюджет.
Сказка «Домашнее хозяйство».
экономить
Знакомятся с историей появления таких слов, как «деньги»,
1
Что нужно семье?
1
Мини-исследование «Расходы моей «рубль», «копейка».
семьи».
Знакомятся с пословицами и поговорками.
1
Какими бывают деньги
Знакомятся с понятиями "экономия", "бережливость",
1
Банки, банкоматы и банковские "скупость". Именно в семье формируются правильное отношение
карты.
к труду и деньгам, впоследствии эти жизненные установки
1
Понятия "экономия",
передаются последующим поколениям.
"бережливость", "скупость".
Участвуют в организации коллективного проекта «Дети и
1
Безналичные деньги и платежи.
экономия».
1
Как я умею пользоваться деньгами.
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Карманные деньги.
Сказка «Кот Васька и пес Барбос»
Знакомится с понятиями "карманные деньги", зачем они нужны.
Умные покупки.
Детские накопления.
Составляют список покупок.
Что такое валюта.
Читают сказку «Хранители бюджета»
Проверим, что мы узнали о том, как Участвуют в викторине по финансовой грамотности
изменялись деньги.
«Путешествие с Буратино»
Объясняют причины обмена.
Различают виды денег.
Объясняют, чем удобны в использовании наличные и
безналичные деньги.
Объясняют роль банков, а также для чего нужны вклады и
кредиты.
Учатся считать наличные деньги (купюры и монеты).
Учатся правильно считать сдачу.
Учатся производить безналичный платёж с помощью
платёжного терминала.
Учатся решать и составлять задачи с простыми денежными
расчётами.
МОДУЛЬ 2. ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ (4 ч)
1
Откуда в семье берутся деньги
Сравнивают автомобиле по цене, от чего она зависит.
1
Подсчитаем все доходы семьи.
Рассуждают об обслуживание покупки.
1
Затраты, деньги, обслуживание Участвуют в викторине «Путешествие с Буратино по стране
покупки.
экономики»
1
Мини-исследование «Необходимые Учатся сравнивать разные источники доходов семьи.
Учатся объяснять на примерах, от чего зависит величина
затраты»
доходов семьи.
Учатся объяснять способы увеличения доходов семьи.
МОДУЛЬ 3. ПОЧЕМУ СЕМЬЕ ИНОГДА НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ НА ЖИЗНЬ И КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ (4 Ч)
1
1
1
1
1
22
23
1
1
Товар и продукция.
На что семья тратит деньги.
24
1
Подсчитаем все расходы семьи.
Учатся сравнивать разные направления расходов семьи.
Объясняют на примерах, от чего зависит величина
расходов семьи
25
26
27
28
29
30
31
32
1
Как
распорядиться
доходами?
личными Объясняют способы сокращения расходов семьи. Учатся
распределять личные доходы.
Учат пословицы и поговорки.
Участвуют в викторине «Знакомимся с финансами»
Сказка «Мишин магазин».
Участвуют в ролевой игре «Идём за покупками».
МОДУЛЬ 4. ДЕНЬГИ СЧЁТ ЛЮБЯТ, ИЛИ КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМ КОШЕЛЬКОМ, ЧТОБЫ ОН НЕ
ПУСТОВАЛ (9 Ч)
1
Как планировать семейный бюджет. Учатся правильно использовать термины: семейный бюджет,
структура семейного бюджета, планирование семейного
1
Ролевая игра «Идём за покупками». бюджета, сбережения, дефицит, долги.
1
Правила составления семейного Учатся составлять семейный бюджет на условных примерах.
Учатся сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать
бюджета.
финансовые решения.
1
Как с умом управлять своими Учатся решать задачи по избеганию дефицита семейного
бюджета.
деньгами
Учатся считать доходы и расходы семьи.
1
Учимся делать сбережения.
1
Учимся считать доходы и расходы Называют способы сокращения расходов и экономии.
Называют способы увеличения доходов семьи.
семьи.
1
Учимся
составлять
семейный
бюджет.
33
1
34
1
Что мы узнали о доходах и расходах
семьи?
Итоговая проверочная работа
Технические средства:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Ноутбук.
Учебно-лабораторное оборудование:
Игровые монеты;
Игровые бумажные купюры;
Игровые банковские карты;
Калькулятор;
Ручка;
Цветные карандаши или фломастеры;
Ножницы школьные со скруглёнными концами;
Линейка обычная, циркуль, ластик;
Бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций);
Картон (обычный, цветной);
Карточки для игр (с описанием игровых ситуаций
Список литературы
1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы. М.: ВИТАПРЕСС, 2016.
2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5-7
классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 57 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
5. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы. М.: ВИТАПРЕСС, 2016