ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курса «Мы и мир вокруг нас» и тематическое планирование деятельности
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основано на
методические пособия под авторством Е.В. Фешиной «Лего-конструирование в детском саду» М.: Сфера, 2019.
В современной парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего
поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования
социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурнообразовательном пространстве.
Этот непростой акцент, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения.
Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с
нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира и
способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную
деятельность. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной
формой работы во внеурочное время.
Цель программы: научить детей ставить задачи, выдвигать идеи, планировать ход
решения, конструировать модели и механизмы, испытывать их в работе.
Задачи: развивать у учащихся интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
—
обучать конструированию по образцу, заданной схеме, по замыслу;
—
формировать учебную деятельность: умение и желание трудиться, выполнять
задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца,
планировать будущую работу;
—
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
—
развивать мелкую моторику рук, общее речевое развитие и умственные способности.
Программа кружка «Мы и мир вокруг нас» реализуется в рамках социального
направления во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальной
недостаточностью).
В
процессе
воспитательной деятельности осуществляется дифференцированный подход. На индивидуальном
уровне для детей практикуется подбор дозированных заданий различного объёма сложности,
сокращение времени для выполнения заданий.
Структура занятий:
Первая часть занятия – это упражнение на развитие мышления (длительность – 5-8 минут).
Вторая часть – конструирование.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Для обучения детей LEGO-конструированию используются разнообразные методы и
приемы.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с
использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать
эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым
формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за
шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует
желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
На занятиях предусмотрены динамические паузы и смена видов деятельности,
упражнения для глаз, физминутки, применение здоровьесберегающих технологий.
Форма организации внеурочной деятельности: групповая.
Способы контроля знаний:
—
индивидуальны, фронтальный и комбинированный опрос;
—
тестирование;
—
представление моделей перед коллективом класса (самостоятельное описание
модели, способа её постройки, функционального назначения).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЫ И МИР ВОКРУГ НАС»
Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных
областей: ручного труда, мир природы и человека, речевой практики, изобразительного искусства.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что
похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину,
высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное
мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В
процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости),
творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного
запаса. Особое внимание уделяется развитию пространственного мышления. Ребята учатся
работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным
условиям, образцу.
Работа с обучающимися начинается с самых простых построек: учиться правильно
соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с
конкретным образцом постройки.
При создании конструкций учащиеся сначала анализируют образец либо схему постройки
находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части
предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ученик,
участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к
проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяется вместе с детьми
правильность соединения деталей, сравнивается с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут
быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует
приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в
коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год
1
1
33
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «МЫ И МИР ВОКРУГ НАС»
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение
носило практический характер. Поэтому в курсе «Мы и мир вокруг нас» реализуется
формирование личностных умений и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти
действия носят характер жизненных компетенций. В данном курсе внеурочной деятельности
представлены многообразные задания, направленные на достижение следующих личностных
результатов:
—
осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
—
адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
—
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения
учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и
правах в организации обучения;
способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
—
взаимодействии в совместной деятельности;
—
владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной
—
владение
жизни;
навыками
коммуникации
и
принятыми
ритуалами
социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
—
организации;
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
—
возрасту ценностей и социальных ролей;
овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
—
Предметные результаты освоения курса «Мы и мир вокруг нас»
К концу 1 класса
Минимальный уровень
—
знать
Достаточный уровень
названия
деталей
конструктора, виды соединений;
—
уметь
выполнять
несколько
простых способов соединения деталей;
—
знать
и
называть
правила
по
соблюдать правила поведения на
с опорой на схему выбирать нужные
соединять
детали
простыми
с помощью учителя планировать
свои действия;
—
объединять детали по образцу,
схеме;
—
—
знать,
называть
и
самостоятельно
работе с конструктором, уметь использовать
деятельности;
самостоятельно выбирать необходимые
детали для конструирования в соответствии со
схемой;
способами;
—
виды соединений и их характеристики;
—
детали для конструирования;
—
—
безопасные приемы работы в практической
занятиях;
—
знать названия деталей конструктора;
соблюдать правила техники безопасности при
технике безопасности труда;
—
—
—
уметь соединять детали несколькими
способами;
—
самостоятельно
характеризовать
различные соединения;
—
объединять
детали
в
различную
композицию в соответствии с заданием;
работать в коллективе.
—
самостоятельно
конструировать
простейшие модели по замыслу;
—
уметь
простую схему
самостоятельно
прочитать
находить сильные и слабые стороны
—
конструкций.
Состав базовых учебных действий
1. Личностные
базовые учебные
действия
—
осознанию ребенком таких социальных ролей, как ученик,
член семьи, одноклассник, друг;
—
умению
ориентироваться
в
ближайшем
к
соответствующих
социальном
—
окружении;
—
готовности
принятию
возрасту
—
ценностей и социальных ролей;
—
положительному
отношению к
окружающей
действительности и готовности взаимодействия с ней.
2. Регулятивные
—
соблюдать
ритуалы
школьного
поведения
базовые учебные
действия
адекватно
—
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
—
слушать указания и инструкции учителя по выполнению
учебного задания, следовать им при организации
—
практической деятельности (с помощью учителя);
—
умение выполнять под руководством учителя учебные
действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по
выполнению математической операции;
—
проговаривать
вслух
последовательность
производимых
действий, опираясь на вопросы учителя;
—
умение с помощью учителя соотносить свои действия и их
результаты с заданными образцами выполнения учебного
—
задания;
—
прислушиваться
к
мнению
учителя,
сверстников
и
корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении
учебного задания (с помощью учителя);
—
принимать оказываемую помощь в выполнении учебного
задания; умение составить с помощью учителя и высказать фразу с
использованием математической терминологии.
3. Познавательные
базовые учебные
действия
—
выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства хорошо знакомых предметов;
—
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
—
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать
на наглядном материале;
—
пользоваться знаками,
символами, предметами-
—
заместителями; наблюдать под руководством взрослого за
предметами и явлениями окружающей действительности;
—
работать
с
несложной
информацией
(понимать
элементарное
схематическое
по
устное
содержанию
высказывание,
изображение,
и
структуре
иллюстрацию,
предъявленных
на
бумажных и электронных носителях).
4.
—
соблюдать правила общения с учителем и сверстниками;
Коммуникативные
—
умение вслушиваться в слова учителя и сверстников,
базовые учебные
действия
повторять их;
—
воспринимать обращение учителя и реагировать на него;
—
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
—
отвечать на вопросы учителя (на доступном уровне);
—
начальные
навыки
сотрудничества
(конструктивного
взаимодействия) с учителем и сверстниками (с помощью учителя) на
уроках математики;
—
доброжелательно относиться к учителю и сверстникам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Программа предусматривает 33 часа (одно занятие в неделю). В 1 классе происходит
закрепление пройденного материала (1 дополнительный класс). Работа по проекту «Мой город»
позволяет детям узнать подробнее о городе, в котором они живут. Учитель воспитывает в детях
уважительное отношение к родному городу, людям труда, интерес к истории и архитектуре
родного города. На уроках ребята знакомятся со многими строительными профессиями.
Расширение данной темы – проект «Экологически чистый город» даёт возможность
задуматься в этом возрасте о безопасности проживания и сохранении своего города чистым.
Примерное распределение программного материала
1.
Способы соединения деталей -2 часа.
2.
Строительство сказочных объектов -2 часа.
3.
Строительство городских объектов -8 часов.
4.
Городской транспорт -5 часов.
5.
Строительство сельских объектов -4 часа.
6.
Сельскохозяйственные машины -2 часа.
7.
Воздушный и водный транспорт -2 часа.
8.
Космические объекты -2 часа.
9.
Железная дорога -1 час.
10.
Свободное конструирование -5 часов.
Календарно - тематическое планирование 1 класс
№ Дата
п/п
1
Тема занятия
Знакомство с конструктором.
Кол-во часов
1
Характеристика деятельности учащихся
Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами, и
инструментами.
Соблюдать технику безопасности при работе с мелкими деталями.
Выполнять работу по несложному алгоритму.индивидуально или
совместно (всем классом).
2
Что нас окружает?
1
3
Дикие животные.
1
4
Домашние животные.
1
Определять на ощупь величины деталей.
5
Жизнь города.
1
Выполнять работу по несложному алгоритму.
6
Наш двор.
1
7
Наша школа.
1
Соотносить разметки деталей с шаблоном.
Определять виды деталей их назначение и применение в конструкции.
8
Наша улица.
1
9
«Город будущего».
1
10
Какой бывает транспорт.
1
11
«Сказочный замок».
1
12
По дорогам сказок.
1
13
Жизнь села.
1
Копировать фигуры из 2-4 элементов (зеркальное и прямое).
Определять последовательность действий. Доводить начатую работу до
конца.
Классифицировать материал, уметь планировать свою работу при решении
задач.
Классифицировать правила соединения деталей.
Осуществлять подбор деталей в зависимости от назначения изделия.
Определять последовательность изготовления изделия.
Анализировать форму и цвет реальных объектов, соблюдать их при
изготовлении конструкций.
14
Готовимся к Новому году. Новогодние
игрушки.
1
Определять последовательность изготовления изделия.
15
Геометрические фигуры.
1
16
«Воздушный транспорт».
1
17
«Автомобиль».
1
18
«Полеты в космос».
1
19
«Корабли».
1
20
Улица полна неожиданностей.
1
21
«Узоры».
1
22
«Пожарная часть».
1
23
Игры на развитие логического
мышления
1
Анализировать форму и цвет реальных объектов, соблюдать их при
изготовлении конструкций.
Находить и различать детали.
24
«Полицейский участок».
1
Определять последовательность изготовления изделия.
25
Игра «Найди деталь такую же, как на
карточке».
1
26
«LEGO- театр».
1
27
«Военная техника».
1
28
Игра «Выложи вторую половину узора,
постройки».
1
Выполнять симметричную аппликацию по заданному образцу.
Моделировать по образцу.
Анализировать форму и цвет реальных объектов, соблюдать их при
изготовлении конструкций.
Классифицировать правила соединения деталей.
Осуществлять подбор деталей в зависимости от назначения изделия.
Определять последовательность действий. Доводить начатую работу до
конца.
Отбирать детали для изготовления изделия по тематике, цвету, размеру,
самостоятельно составлять композицию.
Классифицировать материал, умение планировать свою работу при решении
задач.
Классифицировать материал, уметь планировать свою работу.
Осуществлять подбор деталей в зависимости от назначения изделия.
Выполнять симметричную композицию по заданному образцу.
Отбирать детали для изготовления изделия по тематике, цвету, размеру,
самостоятельно составлять композицию.
29
Игра «Змейка».
1
30
Игра «Запомни расположение»
Конструирование по замыслу.
1
31
Конструирование по схеме.
1
Моделировать по образцу.
32
Игра «Чья команда быстрее построит».
1
Анализировать общие итоги работы.
33
Заключительное занятие. Выставка
моделей.
1
Оценивать свою деятельность и деятельность других.
34 Итого:
33 часа
Осуществлять подбор деталей в зависимости от назначения изделия.
1
Материально-техническое обеспечение:
Конструктор Ферма «Фермерский домик»
шт
1
2
Конструктор из кирпичиков «Домик»
шт
1
3
Конструктор Ферма «Домик в деревне»
шт
2
4
Конструктор «Фиксики» «Горка Нолика
шт
1
5
Конструктор «Школьный класс» с фигурками
шт
1
6
Конструктор «Остановка с автобусом»
шт
1
7
Конструктор «Кафе на улице» с фигуркой
шт
1
8
Конструктор «Наш дом»
шт
1
9
Конструктор «Школа» с фигуркой
шт
2
10
Конструктор «Городской транспорт» 4 вида
шт
6
11
Конструктор «Железная дорога» 120 дет.
шт
1
12
Конструктор Ферма «Рынок»
шт
1
13
Конструктор «Девчонка»
шт
20
14
Конструктор «Чемоданчик для творчества и конструирования»
шт
1
15
Конструктор «Кубики и механизмы»
шт
1
16
Конструктор Bauermini в ассортименте
шт
4
17
Конструктор «Детская площадка» 120 дет.
шт
1
18
Конструктор «Оранжевый набор для творчества»
шт
3
19
Конструктор «Пляжный набор»
шт
2
20
Конструктор «Механик»
шт
1
21
Конструктор «Глубоководный скутер»
шт
1
22
Конструктор «Замок Принцессы»
шт
1
23
Конструктор «Пожарная техника»
шт
4
24
Конструктор «Полицейская техника»
шт
4
25
Конструктор Армия «Военный транспорт»
шт
10
26
Конструктор «Качель» (на батарейках)
шт
2
27
Конструктор Город «Мусороуборочная служба»
шт
1
28
Конструктор Космическая битва «Боевые корабли»
шт
10
29
Конструктор Городская серия «Автосервис»
шт
1
30
Конструктор Розовая мечта «Концертная сцена»
шт
2
31
Конструктор Розовая мечта «Собачка»
шт
3
32
Конструктор Розовая мечта «Мини автозаправочная станция»
шт
2
33
Конструктор «Весёлые выходные: Девочка с компьютером»
шт
3
34
Конструктор «Городская больница»
шт
1
35
Конструктор «Зоопарк»
шт
1
36
Конструктор «Цирковое представление»
шт
1
37
Конструктор «Магазин»
шт
1
38
Конструктор «Прогулка Кота Леопольда»
шт
1
39
Конструктор «Дупло» строительная пластина
шт
2
40
Конструктор «Мой первый гоночный автомобиль»
шт
1
41
Конструктор «Синяя базовая пластина» -2шт;
шт
2
42
Мягкий конструктор «Сортер»
шт
2
43
Набор «Фаворит» и конструктор «Строитель»
шт
1
Список литературы
1. Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с
помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
2.А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего – конструирования в школе».
Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011.
3.«Использование Лего – технологий в образовательной деятельности». Методическое
пособие Министерства образования и науки Челябинской области. Региональный
координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.
4.«Сборник лучших творческих Лего – проектов»». Министерство образования и науки
Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области
(РКЦ), Челябинск, 2011.
5.«Современные технологии в образовательном процессе». Сборник статей. Министерство
образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр
Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.
6.С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2010 . 10. Г.А. Селезнева
7.Д.В. Григорьев, П.В. Степанов « Внеурочная деятельность школьников»- М.,
Просвещение, 2010
8. Фешина Е.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012
9.В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Педагогическое сопровождение сюжетноролевых
игр детей 4-5 лет» - М., Центр педагогического образования, 2012
10.В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и коммуникационные игры для
детей старшего дошкольного возраста» - М., Центр педагогического образования,
2012
11.В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» - М., Центр педагогического
образования, 2012
12.Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные группы) - М.,
Просвещение, 2012
13.Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М., Просвещение, 2012