Я - исследователь Рожкова 4 класс (1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» является
адаптированной

для

(интеллектуальными

обучения
нарушениями),

обучающихся

с

составлена

с

умственной
учетом

отсталостью

особенностей

их

психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» составлена на
основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); методического пособия
«Учусь создавать проект. Методическое пособие», Сизова Р. И., Селимова Р. Ф.,
«РОСТкнига», Москва, 2018г., в соответствии с действующим законодательством и
локальными актами образовательной организации.
Целью данного курса внеурочной деятельности является обеспечение освоения
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новых
способов учебной деятельности, формирования опыта самоорганизации собственных
возможностей и способностей.
Задачи курса:
1.

Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

•

Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров

по совместной деятельности;
•

Способности доброжелательно и чутко относится к людям, сопереживать;

•

Формирование социально приемлемых способов поведения.

3.

Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

•

Воспитание целеустремленности и настойчивости;

•

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального

использования рабочего времени;
•

Формирование

умения

совместно

и

самостоятельно

планировать

деятельность и сотрудничество;
•

Формирование умения совместно и самостоятельно принимать решения.

4.

Формирование умения решать творческие задачи.

5.

Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,

хранение, использование).
Программа
психофизических

«Я

-

исследователь»

особенностей,

составлена

обучающихся

с

с

возрастных

учётом
умственной

и

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). В процессе реализации проектной деятельности
осуществляется дифференцированный подход. На индивидуальном уровне для детей
практикуется подбор дозированных заданий различного объёма и сложности, сокращение
времени для выполнения заданий.
Основной формой работы по освоению курса внеурочной деятельности «Я исследователь» является урок.
Формы организации внеурочной деятельности обучающихся: индивидуальные,
групповые, коллективные (фронтальные).
Технологии

обучения:

коррекционно-развивающие,

здоровьесберегающие,

информационно-коммуникационные, игровые, личностно-ориентированные; технологии
разноуровневого и дифференцированного обучения, проблемного обучения.
Основные методы, используемые при реализации программы: словеснопрактические, проектные, наглядные, репродуктивные, эвристические, исследовательские.
Приемы работы: рассказ, инструктаж, объяснение, упражнение, работа в группе
рефлексия и др.
Виды деятельности: дидактические игры, загадки, тренинги, практические
упражнения, беседа, составление рассказа, составление описания изучаемого объекта,
наблюдение, раскрашивание.
Способы контроля: устный опрос, индивидуальные задания, презентация готового
проекта.
Текущий и итоговый контроль успеваемости безотметочный, то есть используется
только качественная оценка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Я – исследователь» - это дополнительное
образование,

связанное,

прежде

всего,

с

удовлетворением

индивидуальных

образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося. Для
развития интеллектуального и творческого потенциала школьника нужно использовать
новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым
вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям
относится проектная технология.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе
которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического

и

творческого

мышления.

Данная

учебная

программа,

которая

последовательно применяет этот метод, стоится как серия взаимосвязанных проектов,
вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение
координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Проектная деятельность – это не просто набор приемов и действий, подобранных
педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая
побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов
коммуникативной деятельности с целью её разрешения. Именно проблемная ситуация
является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач
потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в
которой

стимулируется

практическая

деятельность

обучающегося.

Ситуация

необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение
учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации
собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

4

1

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому в курсе «Я исследователь» реализуется формирование личностных умений и навыков. Для детей с
интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В
данном

курсе

внеурочной

деятельности

представлены

многообразные

задания,

направленные на достижение следующих личностных результатов:
•

осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

•

адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении;

•

способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам

сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в
школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
•

способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам

помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
•

владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и

повседневной жизни;
•

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
•

осмысление

и

дифференциация

картины

мира,

ее

временно-

пространственной организации;
•

осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•

овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Предметные результаты делятся на два уровня: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень
•

Достаточный уровень

сравнивать предметы по различным

•

признакам (цвет, размер, форма), на

проблему; анализировать сделанное

основе

– почему получилось, почему не

этого

делать

вывод

о

сходстве и различии;
•

организовывать

получилось, видеть трудности,
•

называть

свои

•
действия

выполнении задания.

по наводящим вопросам ставить и
удерживать цели;

использовать метод проб в своей
деятельности;

•

ошибки;

собственную

деятельность с опорой на образец;
•

с помощью учителя видеть

составлять план своей деятельности
с опорой на визуальные схемы;

при
•

проявлять инициативу при поиске
способа (способов) решения задачи;

•

взаимодействовать при решении
задачи.

СОСТАВ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают,
с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных

действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые

• осознание

учебные действия

посещением школы;

себя

как

ученика,

заинтересованного

• способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
• самостоятельность в выполнении учебных заданий;
• самостоятельность в выполнении поручений;
• понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
• стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
Регулятивные
базовые учебные
действия

• входить и выходить из школьного здания, учебного
помещения по условному сигналу (школьный звонок,
разрешение учителя);
• самостоятельно ориентироваться в пространстве
школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения,
столовой);
• организовывать свою деятельность вне учебного
занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время,
в ожидании выполнения задания другими обучающимися);
• использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в
учебное время;
• самостоятельно работать с учебными
принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
• корректировать свои действия по выполнению задания
в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
• принимать
включаться в

цели и

инструкции, произвольно

деятельность,следовать

плану и работать в общем темпе.

предложенному

Познавательные
базовые учебные
действия

• выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов, явлений окружающей действительности,
• характеризовать предметы и явления по их основным
свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
• находить задания, предложения, тексты в учебнике или
другом предлагаемом материале; использовать условные
знаки, символические средства с помощью учителя;
• работать с несложной по содержанию и структуре
информацией

(понимать

изображение,

текст,

устное

высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях);
• называть и характеризовать предметы, сравнивать два
предмета, делать элементарные обобщения;
• знать и употреблять названия и свойства изученных
предметов и явлений, их частей; знать и применять
обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Коммуникативные
базовые учебные
действия

• умение вступать в контакт и работать в группах;
• умение использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия

с

одноклассниками,

сверстниками,

учителями;
• умение обращаться за помощью и принимать помощь;
• умение слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать
с взрослыми и

сверстниками

социальных ситуациях;

в

доброжелательно

разных
относиться,

сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
• договариваться
соответствии

с

конфликтных

или

окружающими.

и

изменять

объективным
иных

свое

поведение

в

большинства

в

взаимодействия

с

мнением

ситуациях

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация

курса

«Я

–

исследователь»

осуществляется

по

принципу

«концентрических кругов». Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания
собственного проета, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения
проекта и научит правильно представлять результат своего исследования. Основное
содержание работы – проведение обучающимися исследований. Этот этап выступает в
качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень
самостоятельности

ребенка

в

процессе

проектно-исследовательской

деятельности

постепенно возрастает.
Введение (1 час). Слушание, восприятие и усвоение учебного материала.
Учимся делать проекты (16 часов). Слушание, восприятие и усвоение учебного
материала. Постановка проблемы, обсуждение коллективное. Поиск информации, её
выбор. Практическое выполнение продукта проекта. Знакомство с понятием «проблема».
Наблюдение и поиск предметов по их описанию, назначению и др. знакомство со
способами

познания

окружающего

мира,

с

наблюдениями

и

экспериментами.

Тренировочные упражнения в постановке вопросов по теме исследования. Упражнения в
прогнозировании результата. Знакомство с источниками получения информации:
библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернет и др.
Мы – исследователи (14 часов). Постановка проблемы, выдвижение собственных
предположений. Объяснение и доказательство. Определение понятий, классификация
изучаемых объектов, наблюдение. Эксперименты. описание хода работы, выявленных
особенностей и закономерностей. Практическое выполнение продукта проекта. Мотивация
своего выбора.
Анализ исследовательской деятельности (2 часа). Слушание, восприятие и
усвоение учебного материала. Обсуждение в группах, поиск решения проблем.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Дата

Кол-во

Тема урока

Характеристика видов деятельности обучающихся

Введение.

Знакомятся с новым уроком. Инструктаж по ТБ на уроке. Игра

урока проведения часов
1

1

«Отгадай по описанию» (из предложенных предметов).
2

1

Результаты

летних

исследований Знать структуру и содержание исследовательской работы.
Уметь составлять план работы над исследованием.
учащихся за объектами природы

3

1

Научные исследования и наша жизнь.

4

1

Что можно исследовать? Кто такие
исследователи?

5

1

Как выбрать тему исследования.
Какими могут быть темы
исследования.

6

1

7

1

8

1

9

1

Осенние изменения в природе. Жизнь
растений осенью. Экскурсия
Осенние изменения в природе. Жизнь
насекомых осенью
Осенние изменения в природе. Жизнь
птиц осенью
Удивительное в мире природы зимой.

10

1

Природа зимой. Урок – экскурсия.

Учат правила техники безопасности: правила поведения в лесу, в
парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила
поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)
Умеют определять названия деревьев по опавшим листьям, плодам,
шишкам.
Узнают о жизни насекомых и птиц осенью.

11

1

Следы зверей.

12

1

Снег, снежинки.

13

1

Свойства снега и льда.

14

1

15

1

Коллективный проект.
«Конструирование игровой
площадки».
История названия города Полевской.

16

1

Памятники моего города.

17

1

История моей улицы.

18

1

История моей школы.

19

1

История моей семьи.

20

1

История возникновения символов
Свердловской области (герб, флаг,
гимн).
Выдающиеся землепроходцы и
исследователи земли Урала.
Погода Свердловской области.

21

1

22

1

23

1

24

1

25

1

Горы и равнины Свердловской
области
Полезные ископаемые Свердловской
области.
Реки и озера Урала.

26

1

История в названиях рек, озер Урала.

Узнают правила техники безопасности: правила поведения в лесу, в
парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила
поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)
Учатся определять названия деревьев зимой.
Узнают о жизни насекомых и птиц зимой.
Узнают свойства снега и льда.
Узнают историю своего города, памятники.
Находят информацию об истории своей улицы, школы, семьи.

Узнают историю своей области, ее богатства, почвы, растительный и
животный мир.

27

1

28

1

Почвы и природные зоны
Свердловской области.
Растительный мир родного края.

29

1

Дикорастущие растения нашего
региона.

30

1

Культурные растения нашего региона.

31

1

Грибы Свердловской области.

32

1

Влияние факторов среды на рост и
развитие растений.

33

1

Животный мир нашего края.

34

1

Редкие и исчезающие виды растений и
животных нашего края

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наглядные пособия
1) натуральные живые пособия — комнатные растения;
2) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
3) изобразительные наглядные пособия — таблицы;
4) географические карты;
5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи;
6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые
линейки, мензурки;
7) лупы;
8) глобус;
9) компьютер;
10) проектор.

Список литературы
1. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших
школьников: программа, занятия, работы учащихся [Текст] / Е. В. Кривобок.
– Волгоград: Изд-во Учитель, 2011. – 138 с.
2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. [Текст] / А. И. Савенков. - Самара: Изд-во Учебная литература,
2007. – 156 с.
3.Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. [Текст] / А.
И. Савенков. - Самара: Изд-во Учебная литература, 2007. - 173 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».