ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» является
адаптированной
для
(интеллектуальными
обучения
нарушениями),
обучающихся
с
составлена
с
умственной
учетом
отсталостью
особенностей
их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» составлена на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); методического пособия
«Учусь создавать проект. Методическое пособие», Сизова Р. И., Селимова Р. Ф.,
«РОСТкнига», Москва, 2018г., в соответствии с действующим законодательством и
локальными актами образовательной организации.
Целью данного курса внеурочной деятельности является обеспечение освоения
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новых
способов учебной деятельности, формирования опыта самоорганизации собственных
возможностей и способностей.
Задачи курса:
1.
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
•
Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров
по совместной деятельности;
•
Способности доброжелательно и чутко относится к людям, сопереживать;
•
Формирование социально приемлемых способов поведения.
3.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
•
Воспитание целеустремленности и настойчивости;
•
Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
•
Формирование
умения
совместно
и
самостоятельно
планировать
деятельность и сотрудничество;
•
Формирование умения совместно и самостоятельно принимать решения.
4.
Формирование умения решать творческие задачи.
5.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование).
Программа
психофизических
«Я
-
исследователь»
особенностей,
составлена
обучающихся
с
с
возрастных
учётом
умственной
и
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В процессе реализации проектной деятельности
осуществляется дифференцированный подход. На индивидуальном уровне для детей
практикуется подбор дозированных заданий различного объёма и сложности, сокращение
времени для выполнения заданий.
Основной формой работы по освоению курса внеурочной деятельности «Я исследователь» является урок.
Формы организации внеурочной деятельности обучающихся: индивидуальные,
групповые, коллективные (фронтальные).
Технологии
обучения:
коррекционно-развивающие,
здоровьесберегающие,
информационно-коммуникационные, игровые, личностно-ориентированные; технологии
разноуровневого и дифференцированного обучения, проблемного обучения.
Основные методы, используемые при реализации программы: словеснопрактические, проектные, наглядные, репродуктивные, эвристические, исследовательские.
Приемы работы: рассказ, инструктаж, объяснение, упражнение, работа в группе
рефлексия и др.
Виды деятельности: дидактические игры, загадки, тренинги, практические
упражнения, беседа, составление рассказа, составление описания изучаемого объекта,
наблюдение, раскрашивание.
Способы контроля: устный опрос, индивидуальные задания, презентация готового
проекта.
Текущий и итоговый контроль успеваемости безотметочный, то есть используется
только качественная оценка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Я – исследователь» - это дополнительное
образование,
связанное,
прежде
всего,
с
удовлетворением
индивидуальных
образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося. Для
развития интеллектуального и творческого потенциала школьника нужно использовать
новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым
вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям
относится проектная технология.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе
которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического
и
творческого
мышления.
Данная
учебная
программа,
которая
последовательно применяет этот метод, стоится как серия взаимосвязанных проектов,
вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение
координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Проектная деятельность – это не просто набор приемов и действий, подобранных
педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая
побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов
коммуникативной деятельности с целью её разрешения. Именно проблемная ситуация
является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач
потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в
которой
стимулируется
практическая
деятельность
обучающегося.
Ситуация
необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение
учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации
собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год
4
1
34
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому в курсе «Я исследователь» реализуется формирование личностных умений и навыков. Для детей с
интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В
данном
курсе
внеурочной
деятельности
представлены
многообразные
задания,
направленные на достижение следующих личностных результатов:
•
осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
•
адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
•
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам
сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в
школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
•
способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам
помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
•
владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и
повседневной жизни;
•
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
•
осмысление
и
дифференциация
картины
мира,
ее
временно-
пространственной организации;
•
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•
овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Предметные результаты делятся на два уровня: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень
•
Достаточный уровень
сравнивать предметы по различным
•
признакам (цвет, размер, форма), на
проблему; анализировать сделанное
основе
– почему получилось, почему не
этого
делать
вывод
о
сходстве и различии;
•
организовывать
получилось, видеть трудности,
•
называть
свои
•
действия
выполнении задания.
по наводящим вопросам ставить и
удерживать цели;
использовать метод проб в своей
деятельности;
•
ошибки;
собственную
деятельность с опорой на образец;
•
с помощью учителя видеть
составлять план своей деятельности
с опорой на визуальные схемы;
при
•
проявлять инициативу при поиске
способа (способов) решения задачи;
•
взаимодействовать при решении
задачи.
СОСТАВ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают,
с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных
действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые
• осознание
учебные действия
посещением школы;
себя
как
ученика,
заинтересованного
• способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
• самостоятельность в выполнении учебных заданий;
• самостоятельность в выполнении поручений;
• понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
• стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
Регулятивные
базовые учебные
действия
• входить и выходить из школьного здания, учебного
помещения по условному сигналу (школьный звонок,
разрешение учителя);
• самостоятельно ориентироваться в пространстве
школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения,
столовой);
• организовывать свою деятельность вне учебного
занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время,
в ожидании выполнения задания другими обучающимися);
• использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в
учебное время;
• самостоятельно работать с учебными
принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
• корректировать свои действия по выполнению задания
в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
• принимать
включаться в
цели и
инструкции, произвольно
деятельность,следовать
плану и работать в общем темпе.
предложенному
Познавательные
базовые учебные
действия
• выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов, явлений окружающей действительности,
• характеризовать предметы и явления по их основным
свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
• находить задания, предложения, тексты в учебнике или
другом предлагаемом материале; использовать условные
знаки, символические средства с помощью учителя;
• работать с несложной по содержанию и структуре
информацией
(понимать
изображение,
текст,
устное
высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях);
• называть и характеризовать предметы, сравнивать два
предмета, делать элементарные обобщения;
• знать и употреблять названия и свойства изученных
предметов и явлений, их частей; знать и применять
обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Коммуникативные
базовые учебные
действия
• умение вступать в контакт и работать в группах;
• умение использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия
с
одноклассниками,
сверстниками,
учителями;
• умение обращаться за помощью и принимать помощь;
• умение слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать
с взрослыми и
сверстниками
социальных ситуациях;
в
доброжелательно
разных
относиться,
сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
• договариваться
соответствии
с
конфликтных
или
окружающими.
и
изменять
объективным
иных
свое
поведение
в
большинства
в
взаимодействия
с
мнением
ситуациях
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация
курса
«Я
–
исследователь»
осуществляется
по
принципу
«концентрических кругов». Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания
собственного проета, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения
проекта и научит правильно представлять результат своего исследования. Основное
содержание работы – проведение обучающимися исследований. Этот этап выступает в
качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень
самостоятельности
ребенка
в
процессе
проектно-исследовательской
деятельности
постепенно возрастает.
Введение (1 час). Слушание, восприятие и усвоение учебного материала.
Учимся делать проекты (16 часов). Слушание, восприятие и усвоение учебного
материала. Постановка проблемы, обсуждение коллективное. Поиск информации, её
выбор. Практическое выполнение продукта проекта. Знакомство с понятием «проблема».
Наблюдение и поиск предметов по их описанию, назначению и др. знакомство со
способами
познания
окружающего
мира,
с
наблюдениями
и
экспериментами.
Тренировочные упражнения в постановке вопросов по теме исследования. Упражнения в
прогнозировании результата. Знакомство с источниками получения информации:
библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернет и др.
Мы – исследователи (14 часов). Постановка проблемы, выдвижение собственных
предположений. Объяснение и доказательство. Определение понятий, классификация
изучаемых объектов, наблюдение. Эксперименты. описание хода работы, выявленных
особенностей и закономерностей. Практическое выполнение продукта проекта. Мотивация
своего выбора.
Анализ исследовательской деятельности (2 часа). Слушание, восприятие и
усвоение учебного материала. Обсуждение в группах, поиск решения проблем.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Кол-во
Тема урока
Характеристика видов деятельности обучающихся
Введение.
Знакомятся с новым уроком. Инструктаж по ТБ на уроке. Игра
урока проведения часов
1
1
«Отгадай по описанию» (из предложенных предметов).
2
1
Результаты
летних
исследований Знать структуру и содержание исследовательской работы.
Уметь составлять план работы над исследованием.
учащихся за объектами природы
3
1
Научные исследования и наша жизнь.
4
1
Что можно исследовать? Кто такие
исследователи?
5
1
Как выбрать тему исследования.
Какими могут быть темы
исследования.
6
1
7
1
8
1
9
1
Осенние изменения в природе. Жизнь
растений осенью. Экскурсия
Осенние изменения в природе. Жизнь
насекомых осенью
Осенние изменения в природе. Жизнь
птиц осенью
Удивительное в мире природы зимой.
10
1
Природа зимой. Урок – экскурсия.
Учат правила техники безопасности: правила поведения в лесу, в
парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила
поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)
Умеют определять названия деревьев по опавшим листьям, плодам,
шишкам.
Узнают о жизни насекомых и птиц осенью.
11
1
Следы зверей.
12
1
Снег, снежинки.
13
1
Свойства снега и льда.
14
1
15
1
Коллективный проект.
«Конструирование игровой
площадки».
История названия города Полевской.
16
1
Памятники моего города.
17
1
История моей улицы.
18
1
История моей школы.
19
1
История моей семьи.
20
1
История возникновения символов
Свердловской области (герб, флаг,
гимн).
Выдающиеся землепроходцы и
исследователи земли Урала.
Погода Свердловской области.
21
1
22
1
23
1
24
1
25
1
Горы и равнины Свердловской
области
Полезные ископаемые Свердловской
области.
Реки и озера Урала.
26
1
История в названиях рек, озер Урала.
Узнают правила техники безопасности: правила поведения в лесу, в
парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила
поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)
Учатся определять названия деревьев зимой.
Узнают о жизни насекомых и птиц зимой.
Узнают свойства снега и льда.
Узнают историю своего города, памятники.
Находят информацию об истории своей улицы, школы, семьи.
Узнают историю своей области, ее богатства, почвы, растительный и
животный мир.
27
1
28
1
Почвы и природные зоны
Свердловской области.
Растительный мир родного края.
29
1
Дикорастущие растения нашего
региона.
30
1
Культурные растения нашего региона.
31
1
Грибы Свердловской области.
32
1
Влияние факторов среды на рост и
развитие растений.
33
1
Животный мир нашего края.
34
1
Редкие и исчезающие виды растений и
животных нашего края
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наглядные пособия
1) натуральные живые пособия — комнатные растения;
2) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
3) изобразительные наглядные пособия — таблицы;
4) географические карты;
5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи;
6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые
линейки, мензурки;
7) лупы;
8) глобус;
9) компьютер;
10) проектор.
Список литературы
1. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших
школьников: программа, занятия, работы учащихся [Текст] / Е. В. Кривобок.
– Волгоград: Изд-во Учитель, 2011. – 138 с.
2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. [Текст] / А. И. Савенков. - Самара: Изд-во Учебная литература,
2007. – 156 с.
3.Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. [Текст] / А.
И. Савенков. - Самара: Изд-во Учебная литература, 2007. - 173 с.