РП по предмету биология для 7,8,9 классов

Пояснительная записка
Настоящая программа составлена с учётом требований ФГОС образования детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании Федеральной
адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г.
N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы» 18.01.2023.), АООП ОО и с учетом особенностей интеллектуального,
психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой
сферы.
В основу программы по предмету «Биология» для учащихся 7,8,9 классов положена
Программа специальных (коррекционных) образовательныхучреждений 8 вида для 5-9
классов. Издательство: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2010. Составители:
В.И. Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронкова.
Нормативно-правовое обеспечение данной программы соответствует
действующему законодательству РФ и локальным актам образовательной организации.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у
детей чувство любви к природе и ответственность за ее сохранность. Учащиеся должны
понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека.
Школьники должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и
поэтому охранять природу для себя и последующих поколений.
Цель изучения предмета:
•
Уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы
•
Расширять и углублять знания учащихся о внутреннем строении человека
Основными задачами курса являются:
•
формирование у учащихся целостного представления о природе, месте и
роли человекав ней;
•
воспитание бережного отношения к собственному здоровью и своих близких
людей;
•
формирование практических навыков активной заботы о природе;
•
формирование осознанного принятия ценностей здорового образа жизни и
регуляциясвоего поведения в соответствии с ним;
•
иметь основные представления о строении организма.
Программный материал построен с учетом индивидуальных психологопедагогических особенностей учащихся и предусматривает разную степень усвоения
программного материала: минимальный и достаточный. В связи с некоторыми
особенностями усвоения учебного материала у обучающихся, объем предлагаемых
заданий на уроке, при выполнении снижен. Это в 7 классе – Денис С.; Ярослав Ш. В 8
классе – Никита Х.; Галя Н. В 9Б классе - Егор Г.; Саша Н.; Матвей Б. При выполнении
контрольных и проверочных работ этим обучающимся предоставляется дополнительный
справочный материал.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных
и практических работ, демонстрацию опытов, проведение экскурсий. Так же на уроках
используются игровые и информационные технологии, учебные технологии (доклад,
реферат). Все - это дает возможность более целенаправленно способствовать развитию
любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно
осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и любознательность, корригировать
мышление и речь (например: в 7классе демонстрация опыта по теме «Образование
органических веществ в листьях и растениях», в 9 классе практическаяработа по теме
«Первая помощь при переломах костей» и др.). Также данная программа учитывает
преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые
опираются ученики при изучении биологии. Это такие предметы как: чтение, русский
язык, математика, география, физическая культура, профильный труд, рисование

(например: зарисовываем растения, животных, считаем пульс, трудимся на пришкольном
участке и др.).
Способы контроля знаний учащихся:
Проверка знаний учащихся проводится в форме тестирования, практических,
лабораторных и проверочных работ.

Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Биология» входит в образовательную область «Естествознание». На изучение
предмета отводится:
Класс
Часов в неделю
Год
7

2 часа в неделю

68 часов

8

2 часа в неделю

68 часов

9

2 часа в неделю

68 часов

Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования —
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурнымопытом:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимомжизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемсямире;
5) владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социальноговзаимодействия;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
9) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Программный материал построен с учетом индивидуальных психолого-педагогических
особенностей учащихся и предусматривает разную степень усвоения программного
материала: минимальный и достаточный.

Предметные результаты
по учебному предмету «Биология» на конец обучения в 9 классе
Минимальный уровень
Достаточный уровень
представления об объектах и явлениях представления об объектах неживой и живой
неживой и живой природы, организма природы, организме человека;
человека;
осознание основных взаимосвязей между
знание
особенностей
внешнего
вида природными компонентами, природой и
изученных растений и животных, узнавание и человеком, органами и системами органов у
различение
изученных
объектов
в человека;
окружающем мире, моделях, фотографиях,
установление
взаимосвязи
между
рисунках;
средой
знание общих признаков изученных групп обитания и внешним видом объекта (единство
формы и функции);
растений и животных, правил поведения в
природе, техники безопасности, здорового знание признаков сходства и различия между
образа жизни в объеме программы;
группами растений и животных; выполнение
классификаций на основе выделения общих
выполнение
совместно
с
учителем
признаков;
практических
работ,
предусмотренных
программой;
узнавание изученных природных объектов по
внешнему виду (натуральные объекты, муляжи,
описание особенностей состояния своего
слайды, рисунки, схемы);
организма;
знание названий, элементарных функций и
расположения основных органов в организме
применение
полученных
знаний
и человека
сформированных
умений
в
бытовых
ситуациях (уход за растениями, животными в
доме, измерение температуры тела, правила
первой доврачебной помощи).
знание названий специализации врачей;

Состав базовых учебных действий
Коммуникативные - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
учебные действия: социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач;
- использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные.
- умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего
речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая
его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе, средства и инструментыИКТ и
дистанционного общения;

- умение использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
- умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра
высказывания, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивные
учебные действия:

- принимать и сохранять цели и задачи, осуществлять коллективный
поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность;
- умение принимать и сохранять учебную задачу; умение в
сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- умение проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- умение выполнять учебные действия в материализованной,
громкоречевой и умственной форме;

Познавательные
учебные действия:

- умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу
его реализации, так и в конце действия.
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно- следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных,

культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета и для решения познавательных и
практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в
открытом
информационном
пространстве,
в
том
числе
контролируемом пространстве Интернета; умение осуществлять
запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий;
- умение строить сообщения в устной и письменной форме;
- умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом
круге явлений; умение строить рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

умение обобщать, т, е. осуществлять генерализацию и выведение
общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи; умение устанавливать аналогии.

Содержание учебного курса
Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при
изучении которого учащиеся в 5 - 6 классах, получат элементарную естественно-научную
подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность
биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению
обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными
ценностями. Изучение биологического материала в 7- 9 классах позволяет решать задачи
экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового
воспитания детей и подростков. Знакомство с разнообразием растительного и животного
мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за
ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано
с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и
поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений. Курс
«Биология» состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек».
«Растения. Бактерии. Грибы» (7 класс). Этот курс начинает изучение живой
природы в системе естествоведческой (биологической) подготовки учащихся с
нарушениями интеллектуального развития. Раздел «Растения вокруг нас» знакомит
учащихся с дикорастущими, культурными, различными формами растений, а также со
значением растений для человека и их охраной. В следующем разделе «Общее
знакомство с цветковыми растениями» представлены сведения о внешнем строении
цветкового растения, его органах и их функциях. Здесь же представлены описания
лабораторных работ. «Растения – целостный организм» предполагает в процессе
актуализации и систематизации изученных знаний о строениях и функциях органов
цветкового растения раскрытие взаимосвязи органов растения между собой и самого
растения с окружающей средой.
Следующий раздел «Многообразие растительного мира» содержит сведения о
делении растений на группы и рассматривает представителей из групп: мхи,
папоротники, голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения. Он также
включает описание осенних и весенних работ на учебно-опытном участке, а также
основные мероприятия по уходу за комнатными растениями. Вся информация о строении
и жизнедеятельности растений обобщается в разделе «Растения – живой организм».
Знакомству с бактериями и грибами, их распространением, образу жизни,
значению в природе и жизни человека посвящены следующие два раздела программы –
«Грибы» и «Бактерии».
«Животные» (8 класс). Программой данного курса предусмотрено не только
знакомство учащихся с элементарным зоологическим материалом, но и со значительным
объемом информации прикладного характера: профилактика заражения паразитическими
червями, основные сведения об уходе и выращивании сельскохозяйственных животных,
о содержании кошек и собак и т. д. В данном курсе выделяются 2 раздела:
«Беспозвоночные животные» и «Позвоночные животные».
В раздел «Беспозвоночные животные» включены темы: «Черви» и «Насекомые», а
также материал, характеризующий общие признаки беспозвоночных животных. Этот
раздел знакомит учащихся с дождевым червем и некоторыми червями-паразитами, а
также с основными представителями насекомых: бабочка-капустница, яблонная

плодожорка, майский жук, медоносная пчела, тутовый шелкопряд.
Раздел «Позвоночные животные» предполагает знакомство с общими признаками
позвоночных животных, а также с группами этих животных: рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Отдельно выделен материал о
сельскохозяйственных млекопитающих, а также экскурсии и практические работы по
курсу «Животные».
«Человек» (9 класс). Курс завершает биологическое образование учащихся с
нарушениями интеллектуального развития. Его усвоение особенно важно для подготовки
умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни в социуме, поэтому кроме
анатомо-физиологических и морфологических сведений курс содержит информацию
санитарно-гигиенического характера, сведения о медицинских организациях,
специализации врачей и т. п.
Введение предусматривает знакомство обучающихся с науками, изучающими
организм человека: анатомией, физиологией и гигиеной.
В разделе «Общий обзор организма человека» на элементарном уровне
раскрываются понятия: «клетка», «ткани», «органы» и «системы органов».
Следующие разделы посвящены рассмотрению систем организма человека:
опорно-двигательной,
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
пищеварительной,
мочевыделительной, нервной, а также коже и органам чувств.
Раздел «Охрана здоровья человека в Российской Федерации» знакомит учащихся с
охраной здоровья граждан в РФ, их социальным обеспечением, с основными факторами,
сохраняющими здоровье.
Содержание программы по курсу «Биология» включает базовые биологические
представления и понятия и направлено на овладение ключевыми предметными
компетенциями,
коррекцию
и
развитие
памяти,
мышления,
воображения,
наблюдательности и речи учащихся, выявление причинно-следственных отношений и
взаимосвязи живых организмов между собой и со средой обитания; определение
взаимосвязей человека с живой и неживой природой; формирование здорового образа
жизни.
Содержание курса предусматривает реализацию воспитательного потенциала
уроков биологии: биологическая информация представлена с позиции биоцентризма и
гуманного отношения ко всему живому, а также содержит сведения о рациональном
использовании природы – все это будет способствовать социализации учащихся и
становлению их личности в целом.
Кроме основных текстов в учебниках содержится информация, которая их дополняет,
способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету, помогает
устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи. Эта дополнительная информация
представлена в рубриках: «Материал для дополнительного чтения» (Биология. 7–8 классы),
«Доктор рассказывает», «Доктор предупреждает», «Доктор советует» (Биология. 9 класс).

Тематическое планирование
7 класс. Растения. Бактерии. Грибы (68 ч)
№

Дата

Тема

Тип

п/п

урока

Характеристика

Опорные знания

Проверка знаний

деятельности учащегося

Учеб-

Тет-

Практические

Демонстр.

ник

радь

работы

опыты

Введение (1 ч)
О чем расскажет
учебник. Как
работать с
учебником

Вводн.
урок

2.

Разнообразие
растений

Комб.
урок

Слушают педагога, узнают о
разнообразии растений

«Мир и человек»,
«Природоведение».
Растения

3.

Значение растений

Комб.
урок

«Мир и человек»,
«Природоведение».
Растения

4.

Охрана растений

Комб.
урок

Знакомятся с разнообразием
растений, узнают как
человек использует ткани и
для чего нужны лекарства
Слушают педагога, читают
параграф, доказывают
разнообразие мира растений

1.

Знакомятся с учебником

С. 3–
4

Растения вокруг нас (3 ч)
О чем расскажет
учебник. Как
работать с
учебником. Что
изучает курс
«Растения.
Бактерии. Грибы»
Разнообразие
растений

С. 5–
8

Значение
растений

С.
10–13

С. 8–
10

Общее знакомство с цветковыми растениями (22 ч)
5.

Строение растения

Цветок (3 ч)
6.

Строение цветка

Урок
изучения
новых
знаний

Слушают педагога,
выполняют задание в
рабочей тетради, узнают
отличия стеблей

Комб.
урок

Выполняют лабораторную
работу, узнают главные
части цветка, выполняют
задания в рабочей тетради

С.
14–16

Части растения

Строение
растения

С.
16–19

Лабораторная
работа
«Строение
цветка»

7.

Виды соцветий

8.

Опыление цветков

Комб.
урок
Комб.
урок

Знакомятся с соцветиями:
корзинка, зонтик, колос
Читают параграф,
знакомятся со способами
опыления
Знакомятся с группами
плодов (сочные, сухие),
выполняют задание в
рабочей тетради
Слушают педагога, узнают о
саморазбрасывании,
выполняют задания в
тетради

Части растения

Части растения

Плоды (2 ч)

Строение цветка

С.
19–21
С.
21–24

№ 15

Опыление
цветков

С.
24–28

№ 20,
21, 22

Разнообразие
плодов

С.
28–31

№ 26,
27

Размножение
растений
семенами.
Распространение
плодов и семян
Внешний вид и
строение семян
фасоли.

С.
32–34

№ 29,
30, 31

Лабораторная
работа
«Внешний вид
фасоли»

С.
35–37

№ 32,
33

Лабораторная
работа
«Строение
зерновки
пшеницы»

С.
37–44

№ 3437

Лабораторная
работа
«Определение
всхожести
семян»
Опыт «Глубина
заделки семян»

Виды соцветий

9.

Разнообразие
плодов

Комб.
урок

10.

Размножение
растений
семенами.
Распространение
плодов и семян
Семя (4 ч)

Комб.
урок

11.

Внешний вид и
строение семени
фасоли.

Комб.
урок

Читают параграф,
выполняют лабораторную
работу, запоминают
словарные слова

12.

Строение семени
пшеницы

Комб.
урок

Знакомятся с понятием
зерновки, выполняют
лабораторную работу

13.

Условия
прорастания
семян.
Определение
всхожести семян.
Правила заделки
семян в почву
Контрольная
работа за 1
четверть

Комб.
урок

Выполняют опыт по теме
«Условия, необходимые для
прорастания семян»

Строение семени
пшеницы Условия
прорастания
семян.

Выполняют контрольные
задания

Проверка
усвоения
полученных
знаний

14.

Корень (3 ч)

№ 17,
18

Опыт
«Условия,
необходимые
для
произрастания
семян» —

15.

Виды корней

Комб.
урок

16.

Корневые системы

Комб.
урок

17.

Видоизменения
корней

Комб.
урок

Лист (5 ч)

Выполняют специальный
опыт для наблюдения
развития корней. Изучают
три вида корней
Слушают педагога,
различают стержневую и
мочковатую корневые
системы, выполняют задание
в рабочей тетради
Знакомятся с понятиями
корнеплод и корнеклубень,
запоминают словарные слова

Части растения.
«Природоведение».
Почва

Слушают педагога, отвечают
на вопросы по теме
параграфа, выполняют
задания в рабочей тетради
Выполняют опыты,
знакомятся с понятиями:
хлорофилл, хлоропласт,
крахмал

Части растения

Определение
всхожести семян.
Правила заделки
семян в почву
Виды корней

С.
44–47

№ 39,
40

С.
47–51

№ 43,
44, 46

Корневые
системы

С.
51–53

№ 45

Видоизменения
корней

С.
54–57

№ 48,
49, 50,
52, 53

Внешнее строение
листа

С.
57–62

№ 54,
55

18.

Внешнее строение
листа

Комб.
урок

19.

Из каких веществ
состоит растение

Комб.
урок

20.

Испарение воды
листьями

Комб.
урок

Слушают педагога,
выполняют опыт, делают
выводы

«Природоведение».
Вода

Из каких веществ
состоит

С.
62–65

№ 57,
59

21.

Дыхание растений

Комб.
урок

Выполняют опыт,
сравнивают дыхание листа и
образования органических
веществ, запоминают
словарные слова

«Природоведение».
Воздух

Испарение воды
листьями

С.
65–68

№ 60,
61

«Обнаружение
крахмала в
клубнях
картофеля».
Опыт
«Образование
крахмала в
листьях
растений на
свету».
Опыт «Листья
растен.
выделяют кислд»

Опыт
«Испарение
воды
листьями»
Опыт «Дыхание
растений
(поглощение
листьями
кислорода
и

выделение
углекислого
газа в темноте)»
22.

Листопад и его
значение

Комб.
урок

Слушают педагога, узнают
что такое листопад,
выполняют задания в
рабочей тетради
Узнают: слои стебля,
строение, значение
сердцевины стебля;
запоминают словарные слова
Выполняют опыт, изучают
опорную роль стебля

Стебель (3 ч)
23.

Строение стебля

Комб.
урок

24.

Значение стебля в
жизни растений

Комб.
урок

25.

Разнообразие
стеблей

Комб.
урок

26.

Взаимосвязь
частей растения.
Связь растения со
средой обитания

Обобщ.
урок

Дыхание растений

С.
68–70

№ 62,
63, 66

Части растения

Листопад и его
значение

С.
71–73

№ 68,
69, 70

«Природоведение».
Почва. Воздух

Строение стебля

С.
73–76

№ 71,
73

Значение стебля в
жизни растений

С.
76–79

№ 74

№
75, 76,
78, 79

Узнают по каким признакам
различаются стебли
растений, отвечают на
вопросы в конце параграфа
Растение – целостный организм (1 ч)
Знакомятся с понятием
«растения», из каких частей
оно состоит;
выполняют задания в
рабочей тетради

«Природоведение».
Растения

С.
79–83

Слушают педагога, узнают
на какие группы делятся
растения

«Мир и человек»,
«Природоведение».
Растения

С.
84–85

Многообразие растительного мира (5 ч)
27.

Деление растений
на группы

28.

Мхи. Папоротники

29.

Контрольная

Урок
изучен.
новых
знаний
Комб.
урок

Знакомятся с понятием
«мхи», «папоротники»
выполняют задание в
рабочей тетради,
запоминают словарные слова
Выполняют контрольные

Деление растений
на группы

Проверка

С.
86–90

№
80,82,
83

«Кольцевание
ветки»

Опыт
«Обнаружение
жира в
семенах
подсолнечника»

Опыт
«Передвижение
воды и
минеральных
солей»

работа за 2
четверть

задания

30.

Голосеменные.
Хвойные растения

Изучают особенности
хвойных и лиственных
растений
Читают параграф, отвечают
на вопросы в конце
параграфа, запоминают
словарные слова

Строение
растений. Органы
растений
Строение
растений. Органы
растений

31.

Покрытосеменные Комб.
или цветковые.
урок
Деление
цветковых на
классы
Однодольные покрытосеменные растения (8 ч)

32.

Злаковые. Общие
признаки
злаковых

Комб.
урок

Слушают педагога, узнают
признаки злаковых,
выполняют задание в
рабочей тетради

Строение
растений. Органы
растений

33.

Хлебные злаковые
культуры

Комб.
урок

Злаковые

34.

Выращивание
зерновых

Комб.
урок

35.

Использование
злаков в народном
хозяйстве
Лилейные. Общие
признаки
лилейных
Цветочнодекоративные
лилейные
Овощные
лилейные.

Комб.
урок

Записывают определения:
пшеницы, ржи, овса, ячменя,
кукурузы;
запоминают словарные слова
Узнают поэтапно процесс
выращивания зерновых,
отвечают на вопросы в конце
параграфа
Слушают педагога, читают
параграф, подводят итоги
Знакомятся с признаками
лилейных, запоминают
словарные слова
Слушают педагога, Читают
параграф, отвечают на
вопросы в конце параграфа
Делают лабораторную
работу, знакомятся с
понятием лук и чеснок

Строение
растений. Органы
растений
Признаки
лилейных

Дикорастущие
лилейные.

Комб.
урок

Слушают педагога, Читают
параграф, отвечают на

Признаки овощных

36.

37.

38.

39.

Комб.
урок

Комб.
урок
Комб.
урок
Комб.
урок

Злаковые.
«Неживая
природа». Почва

Признаки
лилейных

усвоения
полученных
знаний
Папоротники.
Мхи

С.
90–94

№ 84,
85, 86

Голосемен-ные.
Хвойные растения

С.
94–96

№ 88,
90, 91

Покрытосеменные
или цветковые.
Деление
цветковых на
классы
Злаковые. Общие
признаки
злаковых

С.
96–97

№ 92

С.
98–
103

№ 93,
94

Хлебные
злаковые
культуры

С.
103–
106

№ 95,
97, 98

Выращивание
зерновых

№ 99

Использова-ние
злаков в народном
хозяйстве
Лилейные. Общие
признаки
лилейных
Цветочнодекоративные
лилейные

С.
107–
109
С.
110–
111
С.
111–
116
С.
116–
119

Овощные
лилейные

С.
119–

№ 102
№ 103,
104
№
104
106,
107, 108
№ 107,
108

Лабораторная
работа «Стро-е
луковицы»

Ландыш

вопросы в конце параграфа

122

Двудольные. Покрытосеменные растения (21 ч)
Пасленовые.
Общие признаки
пасленовых.
Дикорастущие
пасленовые.
Паслен

Урок
изучен.
новых
знаний

Изучают признаки
паслёновых, запоминают
словарные слова

41.

Овощные и
технические
пасленовые.
Картофель

Комб.
урок

Знакомятся с понятием
«картофель», выполняют
лабораторную работу,

Признаки пасленовых

Пасленовые.
Общие признаки
пасленовых

42.

Овощные
пасленовые. Томат

Комб.
урок

Признаки пасленовых

№ 121,
122

Овощные
пасленовые.
Баклажан и перец

Комб.
урок

Овощные и
технические
пасленовые.
Картофель
Овощные
пасленовые.
Томат

С.
131–
134

43.

С.
134–
138

№ 124,
126,
129,
130, 133

44.

Цветочнодекоративные
пасленовые

Комб.
урок

Признаки пасленовых

Овощные
пасленовые.
Баклажан и перец

С.
138–
141

№ 128,
133

45.

Бобовые. Общие
признаки бобовых.
Пищевые бобовые
растения

Комб.
урок

Признаки бобовых

Цветочнодекоративные
пасленовые

С.
141–
145

№
134,137,
138,141

46.

Контрольная
работа за 3
четверть

Слушают педагога,
ознакамливаются с понятием
томат (помидор), выполняют
задание в рабочей тетради
Узнают для чего
выращивают баклажан и
перец, что общего в их
строении;
запоминают словарные слова
Знакомятся с понятиями
«петунии и душистого
табака», выполняют задание
в рабочей тетради
Изучают признаки бобовых,
отвечают на вопросы в конце
параграфа. Слушают
педагога, изучают
определение «бобов и
гороха», подводят итоги
урока
Выполняют контрольные
задания

47.

Фасоль и соя –
южные бобовые

Знакомятся с понятиями
«фасоль и соя», читают

Признаки бобовых

Проверка
усвоения
полученных
знаний
Пищевые бобовые
растения

С.
145–

№ 135,
136, 141

40.

Комб.
урок

Строение
растений. Органы
растений

Признаки пасленовых

С.
122–
123
С.
123–
124
С.
124–
130

№ 111

№ 112,
116, 117

Лабораторная
работа
«Строение
клубня
картофеля»

культуры
48.

Кормовые
бобовые растения

Комб.
урок

49.

Розоцветные.
Общие признаки
розоцветных
Шиповник –
растение группы
розоцветных

Комб.
урок

51.

Плодово-ягодные
розоцветные.
Яблоня

Комб.
урок

52.

Плодово-ягодные
розоцветные.
Груша

Комб.
урок

53.

Плодово-ягодные
розоцветные.
Вишня

Комб.
урок

54.

Плодово-ягодные
розоцветные.
Малина

Комб.
урок

55.

Плодово-ягодные
розоцветные.
Земляника

Комб.
урок

56.

Персик и абрикос
– южные
плодовые
розоцветные
культуры
Сложноцветные.
Общие признаки

Комб.
урок

50.

57.

Комб.
урок

Комб.
урок

параграф, выполняют
задание в рабочей тетради
Слушают педагога, отвечают
на вопросы в конце
параграфа
Узнают признаки
розоцветных, выполняют
задание в рабочей тетради
Слушают педагога,
знакомятся с понятием
«шиповник», отвечают на
вопросы в конце параграфа
Изучают параграф,
обсуждают почему люди
выращивают яблони
Слушают педагога, узнают
как размножают груши,
думают что общего у яблони
и груши
Изучают параграф, отвечают
на вопросы в конце
параграфа, обсуждают
почему люди выращивают
вишню
Знакомятся с понятием
«малина», читают параграф

Слушают педагога, отвечают
на вопросы в конце
параграфа, запоминают
словарные слова
Читают параграф,
обсуждают почему
выращивают персик и
абрикос, делают задание в
рабочей тетради
Изучают признаки
сложноцветных, называют

148
Признаки бобовых

Фасоль и соя –
южные бобовые
культуры
Кормовые
бобовые растения

Признаки
розоцвет-ных

Розоцветные.
Общие признаки
розоцветных

С.
148–
150
С.
150–
151
С.
152–
153

№ 140,
141

Признаки
розоцвет-ных.
Плодово-ягодные
розоцвет-ные
Признаки
розоцвет-ных.
Плодово-ягодные
розоцвет-ные
Признаки
розоцвет-ных.
Плодово-ягодные
розоцвет-ные

Шиповник –
растение группы
розоцветных

С.
153–
156

№ 143,
144,
145,
146, 147

Плодово-ягодные
розоцветные.
Яблоня

С.
156–
158

Плодово-ягодные
розоцветные.
Груша

С.
158–
160

Признаки
розоцвет-ных.
Плодово-ягодные
розоцвет-ные.
Кустар-ники
Признаки
розоцвет-ных

Плодово-ягодные
розоцветные.
Вишня

С.
160–
163

№ 148

Плодово-ягодные
розоцветные.
Малина

С.
163–
166

№ 149

Признаки
розоцвет-ных

Плодово-ягодные
розоцветные.
Земляника

С.
166–
169

Признаки
травянис-тых

Персик и абрикос
– южные

С.
169–

№ 142
№ 146,
147

№ 152,
157

сложноцветных

растения которые относятся
к сложноцветковым

растений

плодовые
розоцветные
культуры
Сложноцвет-ные.
Общие признаки
сложноцвет-ных

171
С.
171–
173

№ 153

Сложно-цветные
растения.
Травянис-тые
растения

Пищевые
сложноцвет-ные
растения.
Подсолнеч-ник

С.
174 –
176

№ 157

Пищевые
Комб.
Слушают педагога, отвечают
сложноцветные
урок
на вопросы в конце
растения.
параграфа, подводят итоги
Подсолнечник
Календула и
Комб.
Знакомятся с понятиями
бархатцы –
урок
«календулы и бархатцев»,
однолетние
делают задание в рабочей
цветочнотетради
декоративные
сложноцветные
Маргаритка и
Комб.
Слушают педагога,
георгин –
урок
называют особенности
многолетние
маргаритки и георгина,
цветочнозапоминают словарные слова
декоративные
сложноцветные
Уход за комнатными растениями (5 ч)

Сложно-цветные
растения

Сложно-цветные
растения

Календула и
бархатцы –
однолетние
цветочнодекоративные
сложноцвет-ные

С.
177–
180

№ 154,
155, 157

61.

Перевалка
комнатных
растений

Практический
урок

Выполняют практическую
работу, отвечают на вопросы
в конце параграфа

Условия, необходимые для жизни
растений

С.
180–
183

№ 159

Практическая
работа
«Перевалка
комнатных
растений»

62.

Пересадка
комнатных
растений

Практический
урок

Выполняют практическую
работу, подводят итоги

Маргаритка и
геогргин –
многолетные
цветочнодекоративные
сложноцвет-ные
Перевалка
комнатных
растений

С.
183–
184

№ 159

63.

Осенние работы
на пришкольном
участке Весенние
работы на
пришкольном
участке

Комб.
урок

Слушают педагога, изучают
значение осенней и весенней
обработки почвы,
выполняют практическую
работу

Сезонные работы
на пришкольном
участке

С.
185–
201

Практическая
работа
«Пересадка
комнатных
растений»
Практическая
работа
«Сезонная.
перекопка
почвы».

64.

Контрольная
работа за учебный
год

58.

59.

60.

Выполняют контрольные
задания

«Природоведение».
Почва

Проверка
усвоения
полученных

знаний
65.

Растения – живой
организм

Обобщ.
урок

Бактерии (1 ч)
66.

Бактерии

Грибы (2 ч)
67.

Строение грибов

68.

Съедобные и
несъедобные
грибы. Ядовитые
грибы

Выполняют самостоятельно
вопросы которые находятся
в параграфе

«Природоведение».
Почва

Урок
изучен.
новых
знаний

Слушают педагога,
знакомятся с понятием
«бактерии», делают задание
в рабочей тетради

С.
204–
208

№ 163,
165

Урок
изучен.
новых
знаний
Комб.
урок

Изучают строение
шляпочных грибов, как
питаются грибы,
запоминают словарные слова
Ознакамливаются с таблицей
«Отличительные признаки
грибов-двойников»,
отвечают на вопросы в конце
параграфа, подводят итоги

С.
209–
212

№ 166

Строение грибов.
Съедобные и
несъедобные
грибы. Ядовитые
грибы

С.
212–
216

Календарно-тематическое планирование для 8 класса
№

Тема урока

Кол.
час.

1

Многообразие животного мира.
Значение животных и ихохрана.

2

Общие признаки беспозвоночных 1
животных.
Общие признаки червей.
Дождевой червь.
1

3

4
5

Круглые черви-паразиты
человека.
Экскурсия в природу для
наблюдения за насекомыми.

1

1
1

6

Общие признаки насекомых.

1

7

Бабочка- капустница.
Яблонная-плодожорка.

1

Дата

Содержание урока
1. Введение 1 час.
Крупные животные; дикие,
домашние животные; Значение
диких и домашних животных;
Редкие виды животных;
2. Беспозвоночные животные 4 часа.
Беспозвоночные: улитки, черви,
пауки, мухи; Типы червей;

Словарная
работа

Оборудова
ние

Стр. в
уч

Характеристика
деятельности учащихся

Животный
мир
Зоология

Красная
книга

3-9

Слушают объяснения
учителя. Участвуют в
беседе

11-12

Слушают объяснения
учителя. Находят
информацию (в
рисунках, таблицах) для
ответа на поставленный
вопрос. Работают с
раздаточным материалом.
Планируют
последовательность
действий в речевой
форме при выполнении
задания. Находят
признаки, по которым
изменяется каждый
следующий объект.

Беспозвоночные

Внешний вид; питание, дыхание,
дождевой червь в природе.
Демонстрация дождевого червя;
Типы паразитов; Предупрежден.
заражения.
Инструктаж по правилам
дорожного движения

3.Насекомые 7 часов
Внешнее строение; Образ жизни;
Питание, дыхание, способ
передвижения.
Внешнее строение, питание,
размножение.

Т. «Живые
черви»
«Внутрен.
строение
червя»
Паразит

Дыхальца

13-15

15-16

Таблицы:
«Насекомы
е»
Коллекция:
«Вредител
и сада»

21-23

23-26

Слушают объяснения
учителя. Находят
информацию (в
рисунках, таблицах) для
ответа на поставленный
вопрос. Работают с

8

Майский жук.

1

Внешнее строение, питание;
Размножение; Борьба с
вредителями.
Внешнее строение; Размножение;
Борьба с вредителями;

9

Комнатная муха

1

10

Медоносная пчела.

1

11

Тутовый шелкопряд.

1

12

Обобщающий урок по теме
«Беспозвоночные
животные», «Насекомые»

1

13

Общие признаки
позвоночных животных.
Общие признаки рыб.
Внешнее строение и скелет
рыб.

1

4. Позвоночные животные 8 часов.
Среда обитания; Строение тела;
Роль в природе; Чешуя; Голова;
Туловище; хвост;

14
15

Контрольная работа за 1
четверть
Внутреннее строение
рыб. Органы дыхания и
кровообращения рыб.
Нервная система рыб.

1

Контроль за усвоением знаний
учащихся
Органы пищеварения;
органы дыхания; кровообращения;
нервная система

16

Размножение рыб.

1

Содержание икринки; зародыш;

Внешнее строение; Размножение;
Значение и польза медоносной
пчелы;
Внешнее строение; Размножение;
Значение и польза для человека;

Соты
Трутни

Коллекция:
«Вредител
и сада»
Коллекция:
«Вредител
и сада»

27-29

29

31-34
Коллекция:
«Вредител
и сада»

35-37

Таблица:
«Виды
рыб»
Таблица:
модель
«Скелет
костной
рыбы»

45-48

Модель
рельефная
«Внутр.
строение
рыбы».
Влажный
препарат

50-52

раздаточным
материалом. Планируют
последовательность
действий в речевой
форме при выполнении
задания. Находят
признаки, по которым
изменяется каждый
следующий объект.

Тестовый материал

Рыбы

Икринки

Слушают объяснения
учителя. Находят
информацию (в
рисунках, таблицах) для
ответа на поставленный
вопрос. Работают с
раздаточным материалом.
Планируют
последовательность
действий в речевой
форме при выполнении
задания. Находят
признаки, по которым
изменяется каждый
следующий объект.

личинка
Повторение правил дорожного
движения и правил поведения во время
экскурсии
Работа над ошибками по
контрольной работе
Значение речных и морских рыб

17

Экскурсия к водоему

1

18

Речные рыбы.
Морские рыбы.
Практическая работа:
черчение таблицы (сходство
и различие)

1

19

Рыболовство и рыбоводство.
Рациональное использованиеи
охрана рыб.
Обобщающий урок по теме:
«Позвоночные животные»

1

Разведение рыб; добыча рыб;
правила рыболовства

1

Тестовый материал

21

Общие признаки
земноводных.
Среда обитания и внешнее
строение лягушки.

1

5. Земноводные 3 часа.
Органы пищеварения, дыхания,
кровообращения; нервная система

22

Внутреннее строение
земноводных.

1

Строение тела;
внутренние органы
Демонстрация влажного
препарата лягушки

23

Размножение и развитие
лягушки.

1

Этапы развития лягушки

1

6. Пресмыкающиеся 4 часа.
Внешнее строение: ящериц,
черепах, змей;

20

24

25

Общие признаки. Среда
обитания внешнее строение
пресмыкающихся.
Внутреннее строение
пресмыкающихся.

1

Органы дыхания,
кровообращения, нервная система;

Рыбный
промысел

Таблица
«Породы
карпа»

55-59

59-60

Земноводные

Модель
«Скелет
лягушки»
Вл. препар.
тритона
Табл.
«Земновод
ные», Мод.
рельефная
«Внутренн
ее строение
лягушки»

72-74

75-76

77-78

Влажный
препарат
«Ящерица»
Модель
рельефная

82-84

85-86

Слушают объяснения
учителя. Находят
информацию (в
рисунках, таблицах) для
ответа на поставленный
вопрос. Работают с
раздаточным материалом.
Планируют
последовательность
действий в речевой
форме при выполнении
задания. Находят
признаки, по которым
изменяется каждый
следующий объект.
Слушают объяснения
учителя. Находят
информацию (в
рисунках, таблицах) для
ответа на поставленный

26
27

28

29

Размножение и развитие
пресмыкающихся.
Обобщающий урок по теме
«Земноводные»,
«Пресмыкающиеся».

1
1

Общие признаки.
1
Особенности внешнегостроения
птиц.
1
Контрольная работа
за 2 четверть.

Размножение ящериц;
Размножение гадюки;
Черчение таблицы (сходство и
различие)

94-96

Контроль за усвоением знаний
учащихся

Особенности скелета птиц.

1

31

Особенности внутреннего
строения птиц.
Размножение и развитие
птиц.

1

33

Птицы, кормящиеся в
воздухе.

1

Перелетные птицы. Насекомоядные
птицы

34

Птицы леса.

1

Большой пестрый дятел. Синица.

35

Хищные птицы.

1

Отличительные признаки хищных
птиц; Внешнее строение совы, орла

36

Птицы пресных водоемов и
болот.

1

Внешнее строение тела утки, цапли.
Питание. Гнездование. Перелетные

1

87-89

7. Птицы 14 ч.
Внешнее строение тела птицы.
Виды и значение перьев

30

32

«Внутренн.
строение
ящерицы»

Череп. Позвоночник. Скелет
конечностей
Органы пищеварения,
кровообращения, дыхания
Строение яйца птицы. Строениегнезда.
Кормление птенцов

97-98

Гнездо

Таблица «
Яйцо
курицы»
Таблица
«Перелетн
ые птицы»
Таблица
«Птицы
леса»
Таблица
«Птицы
леса»
Таблица
«Птицы»

99101
101104
105106
107109
110112
113116

вопрос. Работают с
раздаточным материалом.
Планируют
последовательность
действий в речевой
форме при выполнении
задания. Находят
признаки, по которым
изменяется каждый
следующий объект.
Слушают объяснения
учителя. Находят
информацию (в
рисунках, таблицах) для
ответа на поставленный
вопрос. Работают с
раздаточным материалом.
Планируют
последовательность
действий в речевой
форме при выполнении
задания. Находят
признаки, по которым
изменяется каждый
следующий объект.
Самостоятельно
выполняют
контрольнуюработу

птицы
37

Птицы, обитающие вблизи
жилья человека.

1

Зимующие птицы; Питание;
Гнездование;

38

Домашние куры, гуси, утки.

1

39

Птицеводство.

1

История разведения породы;
Размножения домашних птиц
Разведение домашних птиц

40

Обобщающий урок по теме
«Птицы»
Экскурсия для наблюдения
за поведением птиц в природе.

1

42

Общие признаки
млекопитающих. Внешнее
строение млекопитающих.

1

43

Особенности скелета и
нервной системы
млекопитающих.
Внутренние строение
млекопитающих.

1

Череп. Позвоночник. Скелет
конечностей. Нервная система

1

Органы пищеварения, дыхания,
выделения
9. Грызуны 2 ч.
Мелкие грызуны. Растительноядные
млекопитающие:белка, бобер;
Особенности размножения. Полевые
мыши. Ценные пушные звери
Контроль за усвоением знаний
учащихся

41

44

1

45

Грызуны. Общие признаки
1
грызунов. Значение грызунов в
природе и в жизни человека.

46

Контрольная работа
за 3 четверть.

1

Черчение таблицы (сходство и
различие)
Инструктаж по правилам дорожного
движения
8. Млекопитающие животные 3 ч.
Работа над ошибками по
контрольной работе;
Внешнее строение;
Местообитание; значение
волосяного покрова и ушных
раковин млекопитающих

Таблица
«Птицы»
Инкубатор
Таблица
«Домашние
птицы»

Млекопитаю
щие

117118
127131
131134

Таблица
«
Животные
леса»

136139

Таблица
«Скелет
кролика»

140142

Слушают рассказ
учителя. Отвечают на
вопросы. Принимают
участие в обсуждении.
Выполняют задание в
тетради.
Повторяют пройденный
материал. Выполняют
проверочную работу

143145
Таблица
«Грызуны»

146151

Слушают рассказ
учителя. Отвечают на
вопросы. Принимают
участие в обсуждении.
Выполняют задание в
тетради.
Повторяют пройденный

47
48

Зайцеобразные. Общие
признаки зайцеобразных.
Разведение домашнихкроликов. 1
Значение кролиководства в
народном хозяйстве.
1

10.Зайцеобразные 2ч.
Растительноядные животные. Заяцрусак. Дикие кролики
История разведения кроликов. Уход
за кроликами. Породы кроликов

49

Хищные звери. Общие
признаки хищных зверей.

1

11. Хищные звери 4 ч.
Отличительные признаки хищных
животных

50

Дикие пушные хищные
звери.

1

Соболь. Лесная куница. Лисица.
Европейская норка

51

Распространение хищных
зверей. Значение этих
животных и их охрана.
Домашние хищные звери.

1

Виды хищных животных

1

Содержание домашних животных.

52

53

54

Общие признаки
ластоногих.
Значение этих животных и
их охрана.
Общие признаки
китообразных. Значение этих
животных и их охрана.

12. Ластоногие морские животные. Китообразные. 2 ч.
Внешнее строение. Виды ластоногих.
1
Среда обитания, способ
передвижения
1

Строение тела. Среда обитания.
Виды

13.Парнокопытные животные. Непарнокопытные животные 2 ч.

материал.
Таблица
«Заяц»
Таблица
«Кролики»

151153
153155

Слушают рассказ
учителя. Отвечают на
вопросы. Принимают
участие в обсуждении.
Выполняют задание в
тетради.
Повторяют пройденный
материал.

Таблица
«Хищные
животные»
Таблица
«Пушные
звери»

159164

Слушают рассказ
учителя. Отвечают на
вопросы. Принимают
участие в обсуждении.
Выполняют задание в
тетради.
Повторяют пройденный
материал.

Таблица
«Породы
кошек».
«Собаки»

172176

Таблица
«Морской
котик»

176178

165167

178180

Слушают рассказ
учителя. Отвечают на
вопросы. Принимают
участие в обсуждении.
Выполняют задание в
тетради.
Повторяют пройденный
материал.

55

Парнокопытные .

1

56

Непарнокопытные.

1

57

Общая характеристика.
Внешний вид, образ жизни.

58

Корова. Содержание коров
на фермах.

59

Выращивание телят.

60

Содержание овец и
выращивание ягнят.

61

Верблюды.

62

Северные олени.

63

Домашние свиньи.

1

Общие признаки. Отличительные
особенности. Размножение.
Значение для человека
Общие признаки. Отличительные
особенности. Размножение.
Значение для человека

Таблица
«Лось»

186188

14. Приматы 1 ч.
Особенности животных: видыприматов,
питание;

15. Сельскохозяйственные млекопитающие 11 ч.
1
Предки коровы. Польза. Корма для
коров. Коровники. Кормление,
доение. Содержание коров
1
Телятник. Кормление телят
молоком
1
Особенности внешнего вида.
Питание. Породы овец. Содержание
овец в летний и зимний периоды
Внешний вид. Предки верблюда.
1
Образ жизни. Питание. Значение
для человека
1
Внешний вид. Среда обитания.
Питание. Польза
Предки свиньи. Внешний вид.
1
Польза. Породы

181182

Коровник

Пастбище

Таблица
«Породы
коров»
Таблица
«Телята»
Таблица
«Овцы»

190192

Слушают рассказ
учителя. Отвечают на
вопросы. Принимают
участие в обсуждении.
Выполняют задание в
тетради.
Повторяют пройденный
материал.

194200

Слушают рассказ
учителя. Отвечают на
вопросы. Принимают
участие в обсуждении.
Выполняют задание в
тетради. Рассматривают
рисунки, фотографии
животных.
Повторяют пройденный
материал. Работают с
тематическими
таблицами

200202
202207
207209

Таблица
«Породы
свиней»

Слушают рассказ
учителя. Отвечают на
вопросы. Принимают
участие в обсуждении.
Выполняют задание в
тетради.
Повторяют пройденный
материал. Выполняют
контрольную работу

209211
211213

1

67

Содержание свиней на
свиноводческих фермах.
Выращивание поросят.
Домашние лошади.
Содержание лошадей и
выращивание жеребят.
Обобщающий урок по теме:
«Млекопитающие»
Контрольная работа за год.

68

Экскурсия.

1

64

65

66

1

1
1

Уход за новорождёнными
поросятами. Свинарник.
Свиноматка
Внешний вид. Предки лошадей
Породы. Значение в народном
хозяйстве
Тестовые задания
Контроль за усвоением знаний
учащихся
Инструктаж по правилам
дорожного движения

Свиноводческие
фермы

Таблица
«Породы
свиней»
Таблица
«Породы
лошадей»

213216
217219

Вспоминают пройденный
материал.
Выполняют
контрольную работу

Календарно-тематическое планирование для 9 класса
№

Тема урока

Кол.
час.

1

Место человека
среди
млекопитающих.

1

2

Строение клеток и тканей.

1

3

Органы и системы
органовчеловека.

1

4

Скелет человека. Его
значение. Основные
частискелета.

1

5

Состав и строение костей.

1

6

Соединение костей.

1

7

Череп.

1

8

Скелет позвоночника.

1

9

Скелет верхних
конечностей.

1

Дата

Содержание урока
1.Введение 1 ч.
Человек и другие
позвоночные

Словарная
работа

Стр.в
учебн
.

Характеристика
деятельности учащихся

6-8

Слушают объяснения
учителя. Разбирают, что
изучает новый курс.

Таблица
«Клетка»
Таблица
«Органы»

9-12

Слушают объяснения
учителя. Задают вопросы.
Участвуют в беседе.
Работают с таблицами:
«Клетка», «Органы»

Скелет
человека

17-20

Скелет
человека
Скелет
человека

22-24

Скелет
человека
Скелет
человека
Скелет
человека

29-30

Анатомия
Физиология
Гигиена

2. Общий обзор организма человека 2 ч.
Строение клетки, функция
Клетка
клетки
Органы, системы органов,
Орган
согласованная работа систем
Системы
органов
органов
3. Опора тела и движение 15 ч.
Значение опорно –
Скелет
двигательной системы,
МышцыЧереп
скелет человека. Состав
костей
Демонстрация скелета
человека, позвонков.
Строение костей (трубчатые,
губчатые, плоские)
Соединение костей
(неподвижное, подвижное,
полуподвижное)
Строение черепа. Мозговой
отдел
Отделы позвоночника,
грудная клетка
Соединение верхних
конечностей

Оборудование

Череп
Позвоночник
Грудина

13-16

25-28

31-35
36-38

Слушают объяснения
учителя. Задают вопросы.
Участвуют в беседе.
Самостоятельно оценивают
правильность выполняемых
действий, вносят
коррективы; выполняют
учебные действия в устной
и письменной форме; учатся
работать по предложенному
учителем плану;
ориентируются в учебнике,
словаре; отвечают на
вопросы по тексту,
иллюстрациям; осознанно и
произвольно строят речевые
высказывания в устной
форме; устанавливают
причинно- следственные
связи;

10

Скелет нижних конечностей.

1

11

Первая помощь при
растяжении связок, переломах
костей, вывихах суставов.

1

12

Значение и строение мышц.

1

13

Основные группы мышц
человека.
Работа мышц. Физическое
утомление.

1

15

Контрольная работа за 1
четверть

1

16

Предупреждение искривления
позвоночника. Плоскостопие.

17

Значение опорнодвигательной системы. Роль
физических упражнений в ее
формировании.
Обобщающий урок по теме:
«Опора тела и движение»

1

Значение крови и
кровообращения.

1

14

18

19

1

1

Соединение нижних
конечностей
Переломы костей (закрытый,
открытый), первая помощь
при переломах костей
конечностей; плечевого
пояса и ребер, черепа и
позвоночника
Виды мышечной ткани и
типы мышц (скелетные,
гладкие, сердечная);
строение скелетной мышцы
Мышцы головы, туловища,
конечностей
Работа мышц (сгибатели,
разгибатели). Подготовка к
контрольной работе
Контроль за усвоением
знаний учащихся

39-41
Перелом

Утомление

42-44

Таблица
« Мышцы»

46-50

Таблица
« Мышцы»

51-53
53-56

Профилактика искривления
позвоночника, плоскостопия

Плоскостопие

Профилактика опорнодвигательной системы

Осанка

62-63

Плазма
Кровообращени

66-67

Повторяют пройденный
материал
4. Кровь и кровообращение 7ч.
Работа над ошибками по
контрольной работе;

Таблица
«Правильная
осанка»

аргументируют
свою
позицию,
выслушивают
мнение
партнёра,
вырабатывают
общую
позицию;
получают
нужную
информацию,
задавая вопросы старшим,
сопоставляя
полученные
ответы.
Работают
с
тематическими таблицами
«Мышцы»,
«Правильная
осанка».
Повторяют
пройденный
Выполняют
материал.
контрольную работу

57-60

Слушают объяснения
учителя. Задают вопросы.

Значение крови в организме
человека

е
Иммунитет

20

Состав крови.

1

Красные кровяные клетки,
белые кровяные клетки

21

Органы кровообращения.
Сосуды.

1

Виды кровеносных сосудов

Артерии
Капилляры
ВеныАорта

22

Органы кровообращения.
Сердце и его работа. Лаб.
работа. «Подсчет частоты
пульса в спокойном состоянии
и после физических
упражнений»

1

Строение сердца, работа
сердца, значение сердца для
человека

Пульс

23

Большой и малый круги
кровообращения.

1

Круги кровообращения

24

Сердечно-сосудистые
заболевания и их
предупреждение.
Первая помощь при
кровотечениях.

1

Профилактика сердечнососудистых заболеваний

1

Типы кровотечений. Первая
помощь

25

Таблица
«Состав
крови»
Таблица
«Кровеносные
сосуды»

69-71

73-76

77-80

Таблица
«Круги
кровообращения»

82-84

85-87

89-91

Участвуют в беседе.
Самостоятельно оценивают
правильность выполняемых
действий, вносят
коррективы; выполняют
учебные действия в устной
и письменной форме; учатся
работать по предложенному
учителем плану;
ориентируются в учебнике,
словаре; отвечают на
вопросы по тексту,
иллюстрациям; осознанно и
произвольно строят речевые
высказывания в устной
форме; устанавливают
причинно- следственные
связи;
аргументируют
свою
позицию,
выслушивают
мнение
партнёра,
вырабатывают
общую
позицию;
получают
нужную
информацию,
задавая вопросы старшим,
сопоставляя
полученные
ответы.
Работают
с
тематическими таблицами
«Состав крови», «Круги
кровообращения»
Повторяют пройденный
материал. Выполняют
контрольную работу

26

27

Дыхание. Значение дыхания.
Органы дыхания. Их строение
и функции.
Газообмен в легких и тканях.

1

1

28

Гигиена дыхания.
1
Болезни дыхательной системы и
их предупреждение.

29

Контрольная работа за 2
четверть

1

5. Дыхание 5 ч .
Значение дыхания, органы
дыхательной системы

Гортань
Бронхи

Дыхательные движения,
Легкие
регуляция дыхания,
жизненная емкость легких,
влияние физического труда
и спорта на дыхание
Флюорография
Необходимость свежего
воздуха для здоровья,
борьба с пылью, охрана
воздушной среды,
искусственное дыхание
Болезни, передающиеся через
воздух, вредное
влияние курения на органы
дыхания
Контроль за усвоением
знаний учащихся

Т.«Дыхательн.
система»

94-98

Т. «Строение
легких»

99101

Т. «Строение
легких»

102109

Слушают объяснения
учителя. Задают вопросы.
Участвуют в беседе.
Самостоятельно оценивают
правильность выполняемых
действий, вносят
коррективы; выполняют
учебные действия в устной
и письменной форме; учатся
работать по предложенному
учителем плану;
ориентируются в учебнике,
словаре; отвечают на
вопросы по тексту,
иллюстрациям; осознанно и
произвольно строят речевые
высказывания в устной
форме; устанавливают
причинно- следственные
связи;
аргументируют
свою

30

Обобщающий урок по разделу
«Дыхание», «Кровь и
кровообращение».

1

Тестовый материал

позицию,
выслушивают
мнение
партнёра,
вырабатывают
общую
позицию;
получают
нужную
информацию,
задавая вопросы старшим,
сопоставляя
полученные
ответы.
Работают
с
тематическими таблицами
«Дыхательная система»,
«Строение легких»
Повторяют пройденный
материал. Выполняют
проверочную работу

6. Пищеварение 12 ч.
Значение пищи, состав пищи

Значение питания. Пищевые
продукты. Питательные
вещества.
Питательные вещества.
Витамины.

1

33

Органы пищеварения.

1

Значение белков, жиров,
минеральных солей,
витаминов для человека
Пищеварительная система

34

Ротовая полость. Зубы.

1

Строение ротовой полости

35

Изменение пищи в желудке.

1

36

Изменение пищи в
кишечнике. Печень.

1

37

Гигиена питания.

1

38

Уход за зубами и ротовой
полостью.

1

39

Предупреждение желудочнокишечных заболеваний.

1

40

Предупреждение
инфекционных заболеваний и
глистных заражений.

1

Строение желудка,
переваривание пищи в
желудке
Строение кишечника,
переваривание пищи в
кишечнике
Правила приема пищи,
режим питания, нормы
питания
Пищеварение в ротовой
полости и в желудке,
заболевание зубов
Болезни желудочнокишечного тракта,
профилактика
Первая помощь при
отравлениях, причины
пищевых отравлений.

31

32

1

113118
Витамины
Питание

115122

Модель
ротовой
полости
Желудок

124127
128130
131133
134136
137140

Т. «Строение
зуба», модель
«Гигиена зубов

141143
145147
148151

Слушают объяснения
учителя. Задают вопросы.
Участвуют в беседе.
Самостоятельно оценивают
правильность выполняемых
действий, вносят
коррективы; выполняют
учебные действия в устной
и письменной форме; учатся
работать по предложенному
учителем плану;
ориентируются в учебнике,
словаре; отвечают на
вопросы по тексту,
иллюстрациям; осознанно и
произвольно строят речевые
высказывания в устной
форме; устанавливают
причинно- следственные
связи; аргументируют
свою позицию,
выслушивают мнение
партнёра,вырабатывают
общуюпозицию;
получают нужную
информацию, задавая
вопросы старшим,
сопоставляя полученные
ответы. Работают с
тематическими
таблицами
«Дыхательная
система»,

«Строение легких»
Повторяют пройденный
материал.Выполняют
проверочную работу
41

Пищевые отравления. Причины
пищевых отравлений

42

Обобщающий урок по теме:
« Пищеварение»

1

43

Почки-органы выделения.

1

44

Предупреждение почечных
заболеваний.

1

45

Кожа и ее роль в жизни
человека. Уход за кожей.

1

46

Контрольная работа за 3
четверть

1

47

Волосы и ногти. Уход за
волосами и ногтями.
Закаливание организма.

1

Первая помощь при тепловыхи
солнечных ударах.

1

48

49

1

Желудочно –кишечные болезни,
глистные заболевания; меры
предупреждения Признаки
пищевого отравления
Повторяют пройденный
материал
7. Почки 2 ч.
Работа над ошибками.
Значение выделения, работа
почек
Причины почечных
заболеваний,
предупреждение
заболеваний
8. Кожа 7 ч.
Значение и строение кожи.
Соблюдение личной
гигиены
Контроль за усвоением
знаний учащихся
Уход за кожей, волосами,
ногтями; гигиена обуви;
Кожа- орган
терморегуляции; орган
теплоотдачи; закаливание
организма;
Кожа - орган терморегуляции,
орган теплоотдачи,
закаливание
организма

154-155

Почки

Таблица
«Выделительн.
система»

158161
162163

Кожа

Закаливание

Т. «Строение
кожи»

165170

171174
176178

179180

Слушают
объяснения
учителя. Задают вопросы.
Участвуют
в
беседе.
Работают по таблице
«Выделительная система».
Выполняют упражнения из
учебника
Слушают объяснения
учителя. Задают вопросы.
Участвуют в беседе.
Работают по таблице
«Строение кожи».
Выполняют упражнения из
учебника

50

Первая помощь при
перегревании, ожогах и
обморожении.

1

Тепловой и солнечный удар,
первая помощь при ожогах,
обморожениях

181183

Обобщающий урок «Почки»,
«Кожа»

1

Тестовый материал

52

Головной и спинной мозг.

1

9.Нервная система 6 ч.
Строение спинного и
головного мозга, значение

53

Нервы.

1

54

Значение нервной системы.

1

55

Режим дня, гигиена труда.

1

56

Сон и его значение.

1

57

Вредное влияние спиртных
напитков и курения на
нервную систему.

1

51

Состав нервной системы,
строение нервной клетки
Значение нервной системы,
строение нервной системы
Режим дня, нарушения
работы нервной
деятельности
Значение сна, сновидения,
гигиена сна, режим дня.
Влияние курения и
употребление спиртных
напитков на нервную
систему

Нервы
Головной мозг

Модель
«Спинной
мозг»,
«Отделы
головного
мозга»
Т. «Нервная
система»

186189

191192
193194
195197
198199
200202

Слушают объяснения
учителя. Задают вопросы.
Участвуют в беседе.
Самостоятельно оценивают
правильность выполняемых
действий, вносят
коррективы; выполняют
учебные действия в устной
и письменной форме; учатся
работать по предложенному
учителем плану;
ориентируются в учебнике,
словаре; отвечают на
вопросы по тексту,
иллюстрациям; осознанно и
произвольно строят речевые
высказывания в устной
форме; устанавливают
причинно- следственные
связи;
аргументируют свою
позицию, выслушивают
мнение партнёра,
вырабатывают общую
позицию; получают нужную
информацию, задавая
вопросы старшим,
сопоставляя полученные
ответы. Работают с
муляжами. Повторяют
пройденный материал.
Выполняют проверочную
работу

10.Органы чувств 7 ч.
Строение органа зрения

58

Орган зрения.

1

59

Гигиена зрения.

1

60

Орган слуха.

1

61

Гигиена слуха.

1

62

Орган обоняния.

1

63

Орган вкуса.

1

Профилактика заболеваний
ушей
Строение носовой полости,
заболевание и профилактика
Строение органа вкуса

64

Обобщающий урок: «Нервная
система», «Органы чувств».

1

Тестовый материал

Муляж «Глаз
человека»

Профилактика заболеваний
глаз
Строение уха

Муляж «Ухо»
Слизистая
оболочка

206208
210212
213215
216218
219220
221223

Слушают объяснения
учителя. Задают вопросы.
Участвуют в беседе.
Самостоятельно оценивают
правильность выполняемых
действий, вносят
коррективы; выполняют
учебные действия в устной
и письменной форме; учатся
работать по предложенному
учителем плану;
ориентируются в учебнике,
словаре; отвечают на
вопросы по тексту,
иллюстрациям; осознанно и
произвольно строят речевые
высказывания в устной
форме; устанавливают
причинно- следственные
связи;
аргументируют
свою
позицию,
выслушивают
мнение
партнёра,
вырабатывают
общую
позицию;
получают
нужную
информацию,
задавая вопросы старшим,
сопоставляя полученные
ответы.
Работают
с

65

66

67
68

11. Охрана здоровья человека в Российской Федерации 4 ч.
1
Профилактика различных
заболеваний; влияние вредных
привычек на
здоровье человека
Система учреждений
1
Значение медицинскихполисов,
здравоохранения в
больницы и
Российской Федерации.
санатории
Обобщающий урок
1
Подготовка к контрольной
работе
Контроль за усвоение
Контрольная работа за год
1
знаний учащихся за год
Охрана здоровья человека.

тематическими таблицами
«Дыхательная система»,
«Строение легких»
Повторяют пройденный
материал.Выполняют
проверочную работу.
225228

229231

Слушают
объяснения
учителя. Задают вопросы.
Участвуют
в
беседе.
Самостоятельно оценивают
правильность выполняемых
действий,вносят коррективы;
выполняют
учебные
действия
в
устной
и
письменной
форме.
пройденный
Повторяют
материал.
Выполняют
контрольную работу

Учебно- методическое обеспечение:

7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология.
Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс. З.А. Клепенина. М. «Просвещение»2022.; Рабочая тетрадь
«Биология. Растения. Бактерии. Грибы» З.А. Клепенина. Москва.
«Просвещение» 2010 г.
8 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология.
Животные. 8 класс А.И.Никишов. А.В. Теремов. М. «Просвещение» 2006.; Рабочая тетрадь «Биология.
Животные» 8 класс А.И. Никишов, Москва. Просвещение 2007г.
9 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
.Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. Биология. «Человек». М. «Просвещение» 2010г.; Рабочая тетрадь
«Биология. Человек» Москва. «Дрофа»2010г., Е.Н.Соломина, Т.В.Шеверева «Человек» Москва.
«Просвещение»2010 г
.
Ресурсное обеспечение находится на балансе школы и учтено в картотеке методического кабинета.
Находится в постоянном хранении в библиотеке (см.прил.)
Таблицы:
Схема зарастания озера (6 кл.)
Посадка дерева (7 кл.)
Размножение земляники (7 кл.)
Однолетние овощные культуры (7 кл.)
Насекомые-вредители (7 кл., 8 кл.)
Картофель (7 кл.)
Зернобобовые культуры (7 кл.)
Корнеплодные культуры (7 кл.)
Породы крупного рогатого скота (8 кл.)
Породы свиней (8 кл.)
Породы овец (8 кл.)
Породы кроликов (8 кл.)
Классификация удобрений (5,6,7 кл.)
Комнатные растения (5,6,7 кл.)
Ядовитые растения (5,6,7 кл.)
Декоративные растения (5,6,7 кл.)
Размножение растений (5,6,7 кл.)
Сорные растения (5,6,7 кл.)
Растения теневыносливые (5,6,7 кл.)
Грибы (5,6,7 кл.)
Грибы съедобные (5,6,7 кл.)
Полевые культуры (5,6,7 кл.)
Части растения (5,6,7 кл.)
Деревья, кустарники, травы (5,6,7 кл.)
Зерновые культуры (5,6,7 кл.)
Наглядные пособия:
Гербарий: деревья и кустарники
Хлебные злаки. Болезни хлебных злаков. Технические
культуры
Насекомые-вредители
Коллекция образцов древесины
Муляжи оврага
Муляжи холма
Растительность болот
Набор химической посуды
Муляж «Грибы»
Гербарий: растения тундры

Гербарий: растения степей
Гербарий: корень, стебель, лист
Гербарий: растения лиственных и смешанных лесов
Гербарий: Растения хвойных лесов. Дальневосточная тайга
Гербарий: растения пустынь и полупустынь
Гербарий: Хвойные, цветковые, водоросли
Набор муляжей овощей
Гербарий: деревья Кавказа и Крыма. Садовые растения
Гербарий: растения субтропиков Кавказа и Крыма
Гербарий: хвойные и лиственные деревья
Растения огорода (овощи)
Гербарий: травянистые растения
Муляж «Гортань»
Муляж «Ухо человека»
Муляж «Гигиена зубов»
Муляж «Глаз человека»
Муляж «Нос в разрезе»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».