Пояснительная записка
Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с
отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными
профессионально - трудовыми навыками.
Рабочая программа составлена на основе программы «Математика», автор
М.Н.Перова, Т.И.Бугаева, И.Г.Старкова, опубликованной в сборнике «Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под
ред. И.М. Бгажноковой - Москва «Просвещение», 2011 год.
Нормативно-правовое
обеспечение
данной
программы
соответствует
действующему законодательству
РФ и локальными актами образовательной
организации.
Цель учебного предмета: социальная реабилитация и адаптация обучающихся с
интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Задачи учебного предмета:
- формирование доступных обучающимся математических знаний и умений практически
применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов;
- подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
-максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета,
коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с
учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
-воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности,
терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
При организации учебного процесса учитываются психолого-педагогические
особенности учащихся.
1 группа учащихся (Шарова С., Черенков А., Сумбуров М., Муниров Р., Ольков
О.) в целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и
самостоятельны в усвоении программного материала. Поэтому при индивидуальной
работе им оказывается минимальная помощь.
2 группа учащихся (Дрягина С., Зырянова А., Гарифуллин С.) – характеризуется
более замедленным темпом продвижения. Даётся меньший объём задания, оказывается
помощь при выполнении рисунка, применяются приёмы стимулирования и повышения
мотивации.
3 группа учащихся (Чигвинцев Н., Петров Н., Пронькина Е.) отличается
пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями
внимания, зрительного восприятия, а также нарушениями мелкой моторики. Поэтому
данным учащимся требуется дополнительная помощь при выполнении рисунка
(прорисовывание осевых линий, соблюдение пропорций и т.д.), предварительное
проговаривание предстоящей работы, совместное планирование и анализ работы, помощь
в расположении рисунка на листе бумаги и т.д.
Основной формой организации процесса обучения математики является урок. Ведущей
формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при
осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
При изучении учебного материала применяется множество различных методов и
приемов, например: практические действия с предметами, демонстрация, наблюдение,
беседа, работа с учебником, самостоятельная работа.
Для того, чтобы пробудить интерес к математике на уроке используются
дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения, создание
увлекательных ситуаций.
Одной из задач обучения математики является формирование и развитие
математической речи учащихся. Поэтому на уроках используются словесные методы
обучения: хоровые, индивидуальные, комментирование предметно-практической
деятельности и действий с числами.
Особое внимание уделяется обогащению речи учащихся специальными
математическими терминами, выражениями.
Математика связана с рисованием, окружающим миром, ручным трудом.
Математические знания и умения оцениваются по результатам индивидуального и
фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных, самостоятельных и
контрольных работ. Самостоятельные работы запланированы в конце каждого раздела
программы. Контрольные работы проводятся в конце каждого триместра. Знания
оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой.
Общая характеристика учебного предмета
Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит
обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики
располагает необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности,
личностных качеств ребёнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою
деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению
профессионально-трудовыми
знаниями
и
навыками,
учить
использованию
математических знаний в нестандартных ситуациях.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика». На изучение
предмета отводится:
класс
Количество
часов
в год
неделю
3
4 часа
136 часов
Личностные и предметные результаты освоения предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
-осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как
одноклассника, друга;
-формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
-развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и
самостоятельно;
-способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за результатами
собственной работы;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения
задания, поручения;
-формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень:
-знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать, присчитывая,
отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4,в пределах 100;
откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
-знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
-понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
-умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два вида деления на
уровне практических действий, знать способы чтения и записи каждого вида деления;
-знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел
1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
-понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на
печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
-знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
-знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
-различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при
измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;
-знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь пользоваться
календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
-решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
-различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
-знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
-чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Минимальный уровень:
-знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя счетный
материал, любые числа в пределах 100;
-знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
-понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
-знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;
-понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на
печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
-знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
-знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
-выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
-пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в
месяцах;
-определять время по часам хотя бы одним способом;
-решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
-решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
-различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
-знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с
помощью учителя).
-различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов.
-чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Характеристика базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной
стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с
другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как члена
семьи, одноклассника, друга;
выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей с помощью учителя и
самостоятельно.
Регулятивные базовые учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями по предмету математика (учебник, тетрадь,
счеты, счетные палочки, линейка, чертежный треугольник и др.) и организовывать
рабочее место под руководством учителя;
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников самостоятельно и под руководством учителя;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под руководством
учителя.
Познавательные базовые учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью учителя;
наблюдать;
ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик –
класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту.
Содержание учебного предмета
Прямоугольник и квадрат.
Многоугольник.
Вершины, углы, стороны.
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков.
Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц.
Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.
Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5,
по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству
разрядов, по количеству десятков и единиц.
Понятие разряда. Разрядная таблица.
Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц.
Числа четные и нечетные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17;
61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим
действием умножения. Знак умножения (×).
Запись и чтение действия умножения.
Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
Таблица умножения числа 2.
Деление на равные части.
Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления
предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления.
Знак деления (:). Чтение действия деления.
Таблица деления на 2.
Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20.
Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Соотношение: 1 р. = 100 к.
Скобки. Действия I и II ступени.
Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками,
метры с сантиметрами).
Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год.
Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес.
Порядок месяцев. Календарь.
Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на
равные части и по содержанию).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения,
деления. Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного.
Пересечение линий.
Точка пересечения.
Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус.
Построение окружности с помощью циркуля.
Четырехугольник.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика»
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Дата
Кол-в Тема урока
Общая характеристика деятельности
часов
Повторение(12ч)
Второй десяток. Нумерация
1
Повторение. Нумерация в пределах 20.
Применяют состав числа в пределах 10, 20
записывают числовой ряд
1
Получение предыдущего и последующего числа.
складывают и вычитают числа в пределах 20
1
Решение примеров на сложение в пределах 20.
измеряют отрезки.
1
Решение примеров на вычитание в пределах 20.
Читают, сравнивают, записывают числа.
1
Присчитывание и отсчитывание по единице.
Записывают решение задач с наименованием,
1
Решение задач.
составляют задачи по краткой записи.
1
Практическая работа с часами.
Применяют знаки «+»
1
Линии.
и «-«, «<», «>», «=».
1
Сравнение чисел.
1
Контрольная работа на тему: Нумерация в пределах 20.
1
Работа над ошибками.
1
Пересечение линий.
Сложение и вычитание без перехода через 10 (7ч.)
1
Название компонентов при сложении
Записывают, читают, сравнивают, считают числа с
1 до 20.
1
Название компонентов при вычитании.
Учатся называть названия компонентов при
1
Решение задач по краткой записи
сложении и вычитании. Объясняют решение и
1
Решение примеров на сложение и вычитание с нулем.
записывают задачи.
1
Решение примеров с именованными числами
Слушают ответы одноклассников, принимают
1
Самостоятельная работа
участие в их обсуждении, корректируют неверные
1
Точка пересечения линий
ответы.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение (11ч.)
1
Повторение. Состав чисел 5,6,7
Используют в речи математические термины
«увеличить», «уменьшить», «меньше на», «больше
1
Повторение. Состав чисел 8.9,10
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
32
33
34
35
36
37
38
39
1
1
1
1
1
1
1
1
1
40
41
1
1
42
43
44
45
1
1
1
1
46
1
Прибавление числа 2,3,4
на»
Слушают ответы одноклассников, принимают
Прибавление числа 5,6
участие в их обсуждении, корректируют неверные
Прибавление числа 7
ответы.
Прибавление числа 8
Работают по предложенному учителем плану;
Прибавление числа 9
Таблица сложения
Решение примеров и задач
Самостоятельная работа
Углы
Вычитание с переходом через десяток (11ч)
Повторение. Вычитание однозначных чисел из 10
Проявляют самостоятельность в выполнении
учебных заданий;
Решение примеров вида: 12-2, 16-6
Записывают, читают, сравнивают, считают числа с
Решение задач
1 до 20.
Вычитание чисел 2,3,4
Читают, решают, записывают примеры в одно и два
Вычитание чисел 5,6
действия.
Вычитание чисел 7
Рассуждают, находят информацию в рисунках,
Вычитание чисел 8,9
решают задачи.
Решение примеров в два действия
Контрольная работа на тему: Вычитание и сложение с
переходом через десяток
Работа над ошибками
Четырехугольники
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) (4ч)
Решение примеров с пустыми окошечками
Записывают, решают, сравнивают
Принимают помощь учителя.
Решение примеров на сравнение чисел
Слушают ответы одноклассников
Решение и составление задач
Математический диктант
Скобки. Порядок действий в примерах со скобками (3ч.)
Решение примеров со скобками
Используют в речи математические термины.
47
48
1
1
Решение примеров и задач
Повторение
Рассуждают, решают задачи
Складываю, вычитают числа. Объясняют, делают
выводы.
Работают по предложенному учителем плану.
Меры времени – год, месяц (4ч)
49
50
51
52
1
1
1
1
53
54
55
56
57
58
1
1
1
1
1
1
59
60
1
1
61
62
63
1
1
1
64
65
66
67
1
1
1
1
Времена года
Знакомятся с часами, используют знания в
повседневной жизни и решают примеры и задачи.
Месяцы
Учат времена года, запоминают месяцы.
Решение задач и примеров с именованными числами
Чертят.
Треугольники
Умножение и деление чисел второго десятка. Умножение чисел (6ч)
Сложение одинаковых слагаемых
Записывают, знакомятся со знаком умножения.
Учатся правильно читать примеры.
Замена сложения – умножением
Проявляют самостоятельность в выполнении
Замена умножения – сложением
учебных заданий
Таблица умножения на 2
Название компонентов при умножении
Решение примеров разных видов
Деление чисел (5ч)
Деление на равные части
Название компонентов при делении. Таблица деления
на 2
Решение примеров и задач на деление
Многоугольники
Деление на равные части
Умножение и деление числа 3 (4ч)
Таблица умножения на 3
Решение задач и примеров
Деление на 3. Деление на три равные части.
Решение примеров и задач
Учатся записывать примеры на деление. Правильно
читают. Находят ответы в таблице. Рассуждают ,
находят информацию в рисунках
Правильно читают таблицу умножения и деления.
Обращаться за помощью и принимать её;
работают по предложенному учителем плану;
перерабатывают полученную информацию: делают
выводы о своей работе.
68
69
70
71
72
1
1
1
1
1
Умножение и деление числа 4 (5 ч.)
Умножение числа 4
Таблица умножения. Решение задач и примеров
Деление на 4. Деление на 4 равные части
Решение задач и примеров
Проверочная работа
73
1
74
75
76
77
78
79
80
1
1
1
1
1
1
1
Умножение и деление на 5,6 (8ч)
Умножение как сложение нескольких одинаковых
слагаемых на 5, на 6
Таблица умножения на 5
Таблица умножения на 6
Решение задач и примеров
Деление на 5
Деление на 6
Решение задач и примеров
Последовательность месяцев в году
81
82
1
1
Умножение и деление (все случаи) (6ч.)
Решение примеров на умножение и деление
Решение задач
83
1
Решение примеров со скобками
84
1
Шар, круг, окружность
85
1
Контрольная работа.
86
1
Работа над ошибками
Сотня. ( ч.)
Правильно читают таблицу умножения и деления.
Обращаться за помощью и принимать её;
работают по предложенному учителем плану;
перерабатывают полученную информацию:
делают выводы о своей
работе.
Читают, запоминают, записывают числа при
умножении и делении.
Работают по предложенному учителем плану;
Слушают ответы одноклассников, принимают
участие в их обсуждении.
Проявляют самостоятельность в выполнении
учебных заданий.
Записывают, читают, решают, объясняют примеры.
Чертят окружность с помощью циркуля.
Работают по предложенному учителем плану.
87
88
1
1
89
1
90
91
92
93
94
95
1
1
1
96
97
1
1
98
99
100
1
1
1
1
1
Круглые десятки (3ч.)
Нумерация. Круглые десятки
Решение примеров на вычитание и сложение круглых
десятков
Меры стоимости
Числа с 21 до 100 (6 ч)
Счет в пределах 100
Запись чисел в пределах 100
Разложение чисел на круглые десятки и единицы
Сравнение чисел
Таблица разрядов
Решение примеров и задач
Меры длины - метр ( 2 ч.)
Метр – мера длины
Решение примеров, задач с именованными числами
Проявляют самостоятельность при выполнении
учебных заданий; обращаются за помощью и
принимают помощь; используют принятые ритуалы
во взаимодействии одноклассников при
работе в группах; работают по предложенному
учителем плану;
Проявляют самостоятельность при выполнении
Задания.
Правильно читают, называют числа,
.решают примеры
Считают в пределах 100. Учатся записывать
числа в пределах 100.
Решают примеры и задачи, объясняют.
Используют знания в повседневной жизни.
Находят информацию в рисунках для ответа на
поставленный вопрос.
Проявляют самостоятельность при выполнении
учебных заданий. Принимают помощь учителя.
Меры времени - календарь (3ч)
Меры времени - сутки
Используют знания в повседневной жизни.
Решение задач о мерах времени
Находят информацию в рисунках для ответа на
Знакомство и работа с календарем. Дни недели и
расположение месяцев по руке
101
102
103
104
105
106
107
108
1
1
1
1
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
1
1
1
1
122
1
поставленный вопрос.
Сложение и вычитание круглых десятков
Сложение круглых десятков
Записывают, решают, читают примеры.
Вычитание круглых десятков
Знакомятся с новыми терминами: центр,
Решение примеров со скобками
радиус окружности , радиус круга.
Решение примеров с именованными числами
Работают по предложенному учителем плану;
Решение примеров вида: 34+2, 34+20
принимают оценку деятельности и корректируют её
Вычитание двузначных и однозначных чисел:
учетом выявленных недочётов.
45+2, 45+20
.
Решение примеров и задач
Центр, радиус, окружность и круг
Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков (3ч)
Сложение двузначных чисел и круглых десятков
Записывают, решают, читают примеры.
Принимают помощь учителя
Вычитание двузначных чисел и круглых десятков
Решение задач и примеров
Сложение и вычитание двузначных чисел (4ч)
Сложение двузначных чисел
Записывают, решают, читают примеры.
Проявляют самостоятельность при
Вычитание двузначных чисел
выполнении заданий
Повторение
Решение примеров вида: 35-25, 35-32
Числа, полученные при измерении двумя мерами (2ч)
Запись именованных чисел
Записывают, читают именованные числа.
Сравнение именованных чисел
Получение в сумме круглых десятков (4 ч)
Решение примеров вида: 24+6
Решают примеры и задачи, объясняют.
Решение примеров вида: 50+50
Решение примеров разных видов и задач
Самостоятельная работа
Вычитание чисел из круглых десятков и 100 (8ч)
Решение примеров вида: 30-4
Записывают, решают, читают, объясняют примеры.
123
124
125
126
127
128
129
1
1
1
1
1
1
1
130
131
132
133
134
135
136
1
1
1
1
1
1
1
Решение примеров вида: 50-23
Решение примеров вида: 100-3
Решение примеров вида: 100-24
Решение примеров и задач
Годовая контрольная работа
Работа над ошибками
Меры времени – сутки, минута
Повторение (7 ч.)
Умножение и деление чисел
Решение примеров разных видов
Деление по содержанию. Деление на 2 равные части
Деление по содержанию. Деление на 3 равные части
Деление на 4. Деление на 4 равные части
Порядок действий в примерах без скобок
Порядок действий в примерах со скобками
Используют знания в повседневной жизни.
Находят информацию в рисунках для ответа на
поставленный вопрос.
Проявляют самостоятельность при
выполнении учебных заданий,
помощью и принимают помощь.
Работают в группах.
обращаются
Учебно-методическое обеспечение
Обучение осуществляется на основе учебника «Математика»
3 класс
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы. Автор Т. В. Алышева. М.: «Просвещение» 2018г.(в двух
частях).
Обучение осуществляется на основе тетрадей в 2-х частях для 3 класса специальных
(коррекционных) образовательных организаций реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы «Математика», автор Т.Л. Алышева,
Москва
«Просвещение», 2018г.
Ресурсное обеспечение
Таблицы: название компонентов при вычитании, название компонентов при сложении,
сравнение чисел, время суток, дни недели, времена года, таблица сложения, увеличить,
уменьшить на несколько единиц, с числовым рядом от «1» до «10», от «1» до «20».
Счетные палочки, карточки с математическими терминами, счетный материал, магнитн
счетный материал, цифры с «1» до «10», цифры с «1» до «20», набор цифр, букв и знак
геометрические фигуры (деревянные), шаблоны геометрических фигур на линейке, линей
треугольники, круги, сигнальные карточки с цифрами, образец написания цифр с «1» до «
состав чисел, комплект наглядных пособий «Сказочный счет» с «1» до «7», карточки
математическими терминами, игры: «Знай время», «Считалочка», домино «Решение пример
на вычитание», «Цвета и фигуры».