Логопедические занятия 4 24-25

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .............................................................. 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия» и являются обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 4 классе рассчитана на 102 часа
(34 учебные недели) и составляет 3 часа в неделю в форме групповых
занятий.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи коррекционного курса «Логопедические
занятия».
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой
практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
− повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
3

− закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
− вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного
усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в
развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и
расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его
в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического
строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений
и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, –
предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых
письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком
уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода,
жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
− практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
− наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;

5

− словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной
способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных
для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
− упражнения для развития артикуляционной моторики;
− упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
− дыхательная гимнастика;
− коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
− формирование фонематических процессов;
− работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
− работа над предложением, текстом;
− обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является уточнение артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).

6

Содержание разделов
№

Название раздела

Количество

п/п

часов

1.

Обследование устной и письменной речи

10

2.

Гласные и согласные

2

3.

Предложение

6

4.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда

18

5.

Мягкий знак на конце в середине слова

4

6.

Сочетание гласных с шипящими

4

7.

Дифференциация согласных по звонкости-

32

глухости
8.

Слово

4

9.

Ударение. Безударные гласные

8

10.

Предлоги. Дифференциация предлогов

14
Итого:

102

7

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
− осознание себя как ученика, заинтересованного посещением коррекционных занятий;
− умение слушать и понимать речь окружающих;
− умение вступать в контакт и работать в коллективе, используя принятые ритуалы
− социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик,
ученики);
− овладение запасом фраз и определений для обозначения возникшей
проблемы, развитие умения сформулировать запрос о помощи;
− умение начинать и поддерживать разговор, задать вопрос, выразить
свои намерения, просьбу, пожелание; завершить разговор;
− умение оценивать совместно с учителем-логопедом результат своих
действий и действий одноклассников.
Предметные:
Минимальный уровень:
− четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке.
− производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
− дифференцировать

звуки,

имеющие

тонкие

акустико-

артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
− определять место ударения в слове;
− с помощью педагога составлять и распространять предложения,
устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
− списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
8

− писать под диктовку предложения;
− связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
− с помощью педагога составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
Достаточный уровень:
− систематизировать обобщенные представления о звуковой стороне
речи.
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику, активно
использовать программную терминологию.
− владеть способами словообразования и словоизменения;
− интонационно правильно произносить предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения;
− выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия,
признаки;
− составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов
в предложении;
− составлять небольшие рассказы на предложенную тему;
− списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
− писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов);
− определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст;
− делить текст на части, устанавливать связь между частями текста,
выделять ключевые слова;
− составлять план текста;
− пересказывать текст по плану.

9

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учительлогопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые
способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в
форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга
устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
10

Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является
учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
− высокий – 100 - 80%;
− выше среднего – 79,9 -65%;
− средний – 64,9 - 45%;
− низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и
наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий
отследить динамику его речевого развития.

11

Тема курса
Дата

№

Кол-во
часов

IV.

1.

Обследование звукопроизносительной
стороны речи

1

2.

Обследование экспрессивной стороны
речи и импрессивной
стороны речи

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Обследование устной и письменной речи – 6 часов
Выявление умения ребенка
Произносят звуки, слова (где
произносить тот иной звук
звук находится в разных позиизолированно, в слове, в пред- циях). Подбирают картинки на
ложении.
заданный звук с помощью
Придумывание короткой фра- учителя – логопеда
зы с заданным словом

Понимание обращенной речи.
Выполнение предъявляемых
на слух словесных инструкций
различной сложности

Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно.
Составляют фразы по предметным картинкам с помощью
учителя-логопеда

Минимальный уровень

Произносят звуки, слова
(где звук находится в разных позициях), предложения. Придумывают короткие фразы с заданным словом.
Подбирают картинки на заданный звук
Отвечают на вопросы учителя-логопеда.
Произносят, воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных логикограмматических конструкций, грамматических связей
согласования, управления.
Составляют фразы по сюжетным картинкам

3.

Обследование связной
речи, словарного запаса

1

Выявление степени уровня
сформированности развернутого самостоятельного высказывания

4.

Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слова

1

5.

Обследование навыка
чтения

1

Выявление правильности построения грамматической
структуры предложения; использования падежных форм
существительных; правильное
употребление рода различных
частей речи; форм единственного и множественного числа.
Произнесение звуков в слове,
определение их количества и
последовательность
Чтение предложений, простых
текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного (прослушанного) текста.

6.

Обследование навыка
письма

1

7-8

Гласные и согласные

2

Написание диктанта

Восстанавливают последовательность сюжета с опорой на
инструкцию. Составляют фразы по сюжетным картинкам с
помощью учителя-логопеда
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно

Восстанавливают последовательность сюжета.
Составляют фразы по сюжетным картинкам

Читают предложения по смешанному типу.
Отвечают на вопросы с опорой на картинку

Читают доступный текст
правильно, целыми словами, осознанно, соблюдая
паузы на знаках препинания

Списывают с печатного
шрифта доступный текст,
вставляя пропущенные буквы.
Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора
Гласные и согласные звуки – 2 часа
Закрепление связи между зву- Умеют слышать и выделять

Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных логикограмматических конструкций, грамматических связей
согласования, управления

Умеют писать под диктовку
текст

Знают и различают гласные
13

звуки.
Их различение

ком и буквой.
Произношение гласных и согласных звуков, их различие.
Выделение в словах гласных и
согласных звуков.
Деление слов на слоги, выделение гласных и согласных

9-10

Уточнение и закрепление понятия "предложение"

2

11-12

Интонационное

2

гласные и согласные звуки из
ряда звуков и букв с помощью
учителя-логопеда.
Делят слова на слоги, определяют звук (гласный или
согласный).
Осуществляют звукобуквенный анализ с помощью
учителя –логопеда

Предложение – 6 часов
Определение понятия «ПредС помощью учителя-логопеда
ложение».
составляют распространенное
Составление и запись предло- предложение с опорой на каржений по картинкам.
тинку.
Составление графической
Умеют составлять и записысхемы предложения.
вать предложения по картинОпределение количества слов кам.
Составляют графические схев предложении.
мы предложений.
Формирование навыков зрительного и слухового вербаль- Определяют количество слов в
ного анализа
предложении с помощью учителя-логопеда
Слушание, чувствование и по-

Умеют произносить простые

и согласные звуки.
Выявляют особенности
звуков при произношении.
Умеют изображать с помощью условных символов
гласные и согласные звуки.
Находят заданную букву,
обозначающие гласный
или согласный звук из ряда
букв.
Подбирают слова на гласные и согласные звуки.
Делят слова на слоги,
Умеют проводить звукобуквенный анализ и синтез
слова
Умеют чувствовать синтаксическую основу предложения.
Составляют распространенное предложение; следят
за правильностью произнесения фразы.
Составляют и записывают
предложения по картинкам,
графическим схемам, предложений.
Определяют количество
слов в предложении
Умеют слышать, чувство14

оформление предложений

13-14

Предложение.
Составление предложений по вопросу, по
началу, из набора
слов, "деформированные предложения"

15-16

Гласные звуки. Арти-

2

нимание интонационной законченности предложения.
Понимание видов предложения по цели высказывания.
Функции предложения.
Развитие слухового восприятия

предложения, делая остановку
в конце предложения.
По образцу учителя-логопеда
правильно произносят предложения по цели высказывания.
Ставят знаки в конце предложения с помощью учителялогопеда и в соответствии с
целью высказывания

Составление предложений из
разрозненных слов, по началу
предложения, вопросу учителя-логопеда.
Составляют из слов, данных в
правильной и неправильной
грамматической форме, предложение.
Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа

Отвечают на вопрос учителялогопеда полным ответом.
Составляют предложения по
его началу с помощью наводящих вопросов учителялогопеда.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной
грамматической форме с помощью учителя-логопеда

Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда – 18 часов
2
Уточнение и закрепление арПравильно произносят глас-

вать, понимать интонационную законченность предложения по цели высказывания;
правильно передавать
тембровую окраску предложения в соответствии с
заданием учителя-логопеда,
опираясь на слуховое восприятие.
Ставят правильный знак в
конце предложения в соответствии с целью высказывания
Отвечают на вопрос учителя-логопеда полным ответом.
Составляют предложения
по его началу.
Составляют предложения
из слов, данных в правильной и неправильной грамматической форме.
Составляют предложения
из данных слов так, чтобы
выделенные слова были
первыми в предложении.
Составляют предложения,
поставив слова в нужном
порядке и падеже
Знают характеристику и
15

куляция гласных, способы образования.
Слогообразующая
роль гласных

17-18

Выделение (узнавание) звука из ряда
гласных, слогов, на
фоне слова.
Определение места
звука и буквы в слове.
Выделение гласных
под ударением в начале, середине, конце
слова

2

19-20

Дифференциация звуков и букв
И-Й

2

тикуляции гласных звуков.
Произношение гласных звуков.
Закрепление понятия о слогообразующей роли гласных
звуков.
Определение гласных звуков
по беззвучной артикуляции.
Графическое изображение
гласных звуков в словах
Выделение гласных звуков в
начальной позиции, под ударением в начале, середине,
конце слова.
Определение места гласного
звука в слове.
Выделение первого и последнего звука в слове с опорой на
предметную картинку и без
нее.
Формирование навыков анализа и синтеза слов.
Развитие слухового восприятия
Произнесение звуков и называние букв
Сравнение звуков по артикуляции, букв – по написанию и
цветовым символам (Икрасный, Й-зеленый)
Выделение звуков в словах,
определение места звука в

ные звуки и соотносят их с
соответствующей буквой.
Умеют вычленять гласный
звук в слове в ударной позиции в начале и конце слова,
под ударением на слух.
Называют первый звук в слове
с помощью учителя-логопеда

нормы произношения гласных звуков.
Умеют записать серию
гласных букв по беззвучной
артикуляции учителя- логопеда.
Соотносят звук с буквой и
цветовым символом.
Называют гласный звук в
слове в ударной позиции: в
начале, середине, конце
слова по картинному материалу и на слух.
Выделяют первый и последний звук в слове

Правильно произносят звуки и
соотносят их с буквами.
Сравнивают звуки по артикуляции и произношению.
Вставляют пропущенные буквы в слова с опорой на предметные картинки.
Изменяют слова по образцу с

Правильно произносят звуки и соотносят их с буквами.
Сравнивают звуки по артикуляции и произношению.
Умеют правильно подобрать цветовой символ к
звукам.
16

21-22

Образование гласных
звуков 2 ряда

2

словах и называние соответствующей буквы.
Написание пропущенных букв
в словах.
Дифференциация предметных
картинок
Упражнения в словоизменении слов.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза

помощью учителя-логопеда

Выделяют и определяют
место звуков в словах.
Вставляют пропущенные
буквы в слова, словосочетания, простые предложения.
Изменяют слова по образцу

Прослушивание сказки об образовании гласных 2 ряда.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Выделение голосом гласной в
начале и конце слова и запись
соответствующей буквы на
слух и по предметным картинкам.
Развитие фонематического
слуха и восприятия

Слушают сказку об образовании гласных звуков второго
ряда.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно.
Выделяют голосом начальную
гласную в слове и записывают
соответствующую букву (на
слух)

Слушают сказку об образовании гласных звуков второго ряда.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным
предложением.
Выделяют голосом гласную в начале и конце слова
и записывают соответствующую букву (на слух и по
предметным картинкам)

17

23-24

Дифференциация
гласных 1 и 2 ряда: ЫИ в слогах, словах и
словосочетаниях, в
предложениях и тексте

2

Различение букв в слогах,
словах и словосочетаниях.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных
гласных в словах.
Составление словосочетаний.
Развитие слухопроизносительной дифференциации
твердых и мягких согласных.
Формирование навыков анализа и синтеза слов.
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания
Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными
И-Ы.
Дифференцированная запись
слов из предложений.
Написание пропущенных
гласных букв в словах, предложениях и тексте.
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по
смыслу.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического
слуха
Формирование навыков анализа и синтеза слов.

Повторяют слоговую цепочку
за учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по
смыслу слово с помощью учителя-логопеда
Читают предложения и тексты.
Записывают простые предложения.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя логопеда

Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют
ряды слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное
по смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую Читают предложения и
тексты.
Умеют выбрать и записать
из предложений (текстов)
слова с дифференцируемыми гласными.
Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу.
Читают и записывают
предложение (текст), вставляя дифференцируемые
буквыбукву

18

25-26

Дифференциация
гласных звуков 1 и 2
ряда: У-Ю в слогах,
словах и словосочетаниях, в предложениях
и тексте

2

27-28

Дифференциация
гласных звуков 1 и 2

2

Различение звуков изолированно, в слогах и словах, словосочетаниях.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных
гласных звуков в словах.
Составление словосочетаний.
Развитие навыков звукового
анализа и синтеза.
Развитие слухопроизносительной дифференциации
твердых и мягких согласных.
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания
Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными
У-Ю.
Дифференцированная запись
слов из предложений
Написание пропущенных
гласных в предложениях и
тексте.
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по
смыслу.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического
слуха
Различение букв в слогах,
словах и словосочетаниях.

Повторяют слоговую цепочку
за учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по
смыслу слово с помощью учителя-логопеда Читают предложения и тексты.
Записывают простые предложения.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда

Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют
ряды слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное
по смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую Читают предложения и
тексты.
Умеют выбрать и записать
из предложений (текстов)
слова с дифференцируемыми гласными.
Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу.
Читают и записывают
предложение (текст), вставляя дифференцируемые
буквы букву

Повторяют слоговую цепочку
за учителем-логопедом.

Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной бук19

ряда: А-Я в слогах,
словах и словосочетаниях, в предложениях
и тексте

29-30

Дифференциация
гласных звуков 1 и 2
ряда: О-Ё в слогах,
словах и словосочетаниях, в предложениях
и тексте

2

Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных
гласных в словах.
Составление словосочетаний.
Развитие слухопроизносительной дифференциации
твердых и мягких согласных
звуков.
Формирование навыков анализа и синтеза слов
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания

Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в словах нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по
смыслу слово с помощью учителя-логопеда
Читают предложения и тексты.
Записывают простые предложения.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда

Различение букв в слогах,
словах и словосочетаниях.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных
гласных звуков в словах.
Составление словосочетаний.

Повторяют слоговую цепочку
за учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную
букву с опорой на картинный
материал.

вой по смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют
ряды слогов.
Вставляют в словах нужную букву.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное
по смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую букву
Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать
из предложений (текстов)
слова с дифференцируемыми гласными звуками .
Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу.
Читают и записывают
предложение (текст), вставляя дифференцируемые
буквы
Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют
ряды слогов.
Вставляют в слова нужную
20

31-32

Дифференциация
гласных: Ё-Ю в слогах, словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте

2

Развитие навыков звукового
анализа и синтеза.
Развитие слухопроизносительной дифференциации
твердых и мягких согласных.
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания

Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по
смыслу слово с помощью учителя-логопеда Читают предложения и тексты.
Записывают простые предложения.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда

Различение букв в слогах и
словах.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных
гласных звуков
в словах.
Формирование навыков анализа и синтеза слов.
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания

Называют начальные буквы в
словах.
Повторяют слоговую цепочку
за учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда
Читают предложения и тексты.

букву.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное
по смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую буквуЧитают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать
из предложений (текстов)
слова с дифференцируемыми гласными.
Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу.
Читают и записывают
предложение (текст), вставляя дифференцируемые
буквы
Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию.
Называют буквы в словах
(в начале, середине, конце)
и записывают их.
Запоминают и повторяют
ряды слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируе21

Записывают простые предложения.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда

33-34

Мягкий знак для обозначения мягкости
согласных на письме
(на конце слова)

35-36

Мягкий знак для обозначения мягкости
согласных (в середине
слов)

Мягкий знак на конце в середине слова – 4 часа
2
Различение твердых и мягких Умеют определять в слове посогласных.
следний согласный по твердоНазывание мягкого согласно- сти-мягкости с помощью учиго.
теля-логопеда.
Называют мягкий согласный
Чтение слов парами.
звук.
Сравнение пар слов по смыслу, звучанию и написанию.
Читают слова парами
Изменение слов с помощью
мягкого знака.
Развитие умения писать слова
с мягким знаком на конце.
Развитие фонематического
слуха
2
Различение твердых и мягких Умеют определять в слове посогласных звуков в середине
следний согласный по твердослова.
сти-мягкости с помощью учиНазывание мягкого согласного теля-логопеда.
в середине слова.
Называют мягкий согласный
Чтение слов парами.
звук.
Сравнение пар слов по смысЧитают слова парами.

мую букву
Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать
из предложений (текстов)
слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают
предложение (текст), вставляя дифференцируемые
буквы
Умеют определять в
слове последний согласный
по твердости-мягкости.
Называют мягкий согласный звук.
Читают слова парами.
Различают слова по смыслу, звучанию и написанию.
Умеют писать слова с мягким знаком и без него на
конце слов под диктовку
Умеют определять в слове
последний согласный по
твердости-мягкости.
Называют мягкий согласный.
Читают слова парами.
Различают слова по смыс22

37-38

39-40

41-42

лу, звучанию и написанию.
Записывают слова по предлу, звучанию и написанию.
Изменение слов с помощью
метным картинкам
Выделяют произношением
мягкого знака.
мягкие согласные звуки и
Развитие умения писать слова
обозначают их на письме.
с мягким знаком в середине.
Пишут слова под диктовку
Развитие фонематического
слуха
Сочетание гласных с шипящими – 4 часа
Работа над преодоле2
Различение звуков по акусти- Закрепляют правописание
Закрепляют правописание
нием ошибок на праческим признакам.
слов с сочетаниями гласных
слов с сочетаниями гласных
Дифференциация звуков и
вописание: чу-щу, чазвуков с шипящими.
звуков с шипящими.
букв для обозначения на
Изменяют слова по образцу.
Умеют объяснить орфоща
письме после шипящих.
Пишут слова на изучаемое
грамму.
Закрепление правописания
правило с помощью учителяОтгадывают загадки, записывают слова-отгадки.
слов с сочетаниями шипящих логопеда.
Работа над преодоле2
и гласных звуков.
Отгадывают загадки
Накапливают слова с изунием ошибок на праЧтение
и
написание
слов
с
сочаемой орфограммой
вописание: жи-ши
четаниями ча-ща, чу-щу; шижи.
Изменение слов по образцу.
Развитие умения находить в
словах данные сочетания.
Образование слов из предложенных слогов.
Отгадывание загадок, закрепление правописания словотгадок
Дифференциация согласных по глухости-звонкости -32 часа
(дифференциация согласных звуков должна базироваться на результатах первичного обследования письменной речи обучающихся,
различаемые пары могут ежегодно варьироваться)
Звук и буква К.
2
Упражнения в правильном
Правильно произносят звук.
Знают характеристику и
Артикуляция, звучапроизнесении звука.
Называют слова, в которых
норму произношения звука.
23

ние, выделение звука
в слове, определение
места звука в слове.
Слоги, слова, предложения со звуком и
буквой К
43-44

Звук и буква Г.
Артикуляция, звучание, выделение звука
из слов, определение
места звука в слове.
Слоги, слова, предложения со звуком и
буквой Г

2

45-46

Дифференциация звука и буквы Г- К.
Сравнение звуков по

2

Соотнесение звука с буквой и
символами для его обозначения.
Выделение звука из слогов,
слов.
Определение наличие
/отсутствие звука в словах.
Определение места звука в
слове.
Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый
звук.
Изменение и словообразование слов по образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Развитие звукового анализа и
синтеза

есть изучаемый звук.
Выбирают (называют) предметные картинки, в которых
есть изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую букву с опорой на
картинный материал.
Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно

Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторно-

Произносят звуки изолированно, в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в

Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву. Выделяют
звук из слогов и слов, записывают соответствующую
букву.
Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Знают характеристику и
нормативное произношение
различаемых звуков.
24

артикуляции, звучанию, букв – по написанию

47-48

Различение звука и
буквы Г - К в слогах,
словах, в предложениях, связных текстах

моторной координации.
Развитие умения соотносить
звук с графемой.
Выделение начальных звуков
в слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно

2

Выделение звуков из слогов,
слов.
Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок.
Определение места звука в
словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Подбор подходящих по
смыслу пар слов в предложения.
Развитие умения находить со-

слогах и словах.
Читают слоги хором

Сопоставляют звуки по месту и способу образования.
Умеют соотносить звук с
графемой.
Выделяют начальный звук
в слогах и словах, записывают соответствующую
букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в
Выделяют начальный звук
слогах и словах.
в слогах и словах, записыПовторяют за учителемвают соответствующую
логопедом слоговые цепочки, букву.
чистоговорки.
Проговаривают слоговые
Произносят слова парами соцепочки, пары слов и чипряженно, выделяя изучаемый стоговорки.
звук голосом.
Определяют место звука в
Изменяют слова по образцу
словах, записывают соотучителя-логопеда.
ветствующую букву.
Читают и записывают слова и Образуют новые слова разпредложения с изучаемой
личными способами.
буквой.
Вставляют пропущенные
Отвечают на вопросы учителя- буквы в слова и предложелогопеда односложно
ния.
Подбирают подходящие по
Отвечают на вопросы учисмыслу слова-пары в предлотеля-логопеда полным отжение с опорой на картинку.
ветом
Умеют составить из словосоПодбирают подходящие по
четаний простое предложение. смыслу слова-пары в предЗаписывают предложения,
ложение.
вставляя пропущенные буквы Умеют составить из слово25

49-50

Звук и буква Ж.
Артикуляция, звучание, выделение звука
из слов, определение
места звука в слове.

2

51-52

Звук и буква Ш.
Артикуляция, звучание, выделение звука
из слов, определение
места звука в слове.

2

ставлять предложения из словосочетаний.
Запись предложений с пропущенными буквами в словах,
подбор к ним проверочных
слов.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического
слуха и восприятия

в слова с помощью учителялогопеда.
Отвечают простым предложением на вопрос учителялогопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителемлогопедом

сочетаний распространенное предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные
буквы в слова.
Умеют подобрать проверочное слово.
Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и
символами для его обозначения.
Выделение звука из слогов,
слов.
Определение наличие
/отсутствие звука в словах.
Определение места звука в
слове.
Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый
звук.
Изменение и словообразование слов по образцу.
Составление и чтение слов из

Правильно произносят звук.
Называют слова, в которых
есть изучаемый звук.
Выбирают (называют) предметные картинки, в которых
есть изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую букву с опорой на
картинный материал.
Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и

Знают характеристику и
норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву. Выделяют
звук из слогов и слов, записывают соответствующую
букву.
Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук
26

слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Формирование навыков анализа и синтеза слов.

предложения с изучаемой
буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно

53-54

Дифференциация звуков и букв Ж - Ш.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию, букв – по написанию

2

Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторномоторной координации.
Развитие умения соотносить
звук с графемой.
Выделение начальных звуков
в слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно

Произносят звуки изолированно, в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Читают слоги хором

55-56

Различение звуков и
букв Ж - Ш в слогах,
словах, в предложениях, связных текстах

2

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Выделение звуков из слогов,
слов.
Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок.
Определение места звука в

Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Повторяют за учителемлогопедом слоговые цепочкии
чистоговорки.
Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый

голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Знают характеристику и
нормативное произношение
различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту и способу образования.
Умеют соотносить звук с
графемой.
Выделяют начальный звук
в слогах и словах, записывают соответствующую
букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук
в слогах и словах, записывают соответствующую
букву.
Проговаривают слоговые
цепочки, пары слов и чистоговорки.
27

57-58

Звук и буква В.
Артикуляция, звуча-

2

словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Подбор подходящих по
смыслу пар слов в предложения.
Развитие умения составлять
предложения из словосочетаний.
Запись предложений с пропущенными буквами в словах,
подбор к ним проверочных
слов.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического
слуха и восприятия

звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно
Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку.
Умеют составить из словосочетаний простое предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные буквы
в слова с помощью учителялогопеда.
Отвечают простым предложением на вопрос учителялогопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителемлогопедом

Определяют место звука в
словах, записывают соответствующую букву.
Образуют новые слова различными способами.
Вставляют пропущенные
буквы в слова и предложения.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение.
Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные
буквы в слова.
Умеют подобрать проверочное слово.
Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.

Правильно произносят звук.
Называют слова, в которых

Знают характеристику и
норму произношения звука.
28

ние, выделение звука
из слов, определение
места звука в слове.
59-60

Звук и буква Ф.
Артикуляция, звучание, выделение звука
из слов, определение
места звука в слове.

2

61-62

Дифференциация звуков и букв В - Ф.
Сравнение звуков по

2

Соотнесение звука с буквой и
символами для его обозначения.
Выделение звука из слогов,
слов.
Определение наличие
/отсутствие звука в словах.
Определение места звука в
слове.
Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый
звук.
Изменение и словообразование слов по образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Развитие звукового анализа и
синтеза

есть изучаемый звук.
Выбирают (называют) предметные картинки, в которых
есть изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую
букву с опорой на картинный
материал.
Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно

Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторно-

Произносят звуки изолированно, в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в

Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву.
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую букву.
Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Знают характеристику и
нормативное произношение
различаемых звуков.
29

артикуляции, звучанию, букв – по написанию

63-64

Различение звуков и
букв В - Ф в слогах,
словах, в предложениях, связных текстах

моторной координации.
Развитие умения соотносить
звук с графемой.
Выделение начальных звуков
в слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно

2

Выделение звуков из слогов,
слов.
Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок.
Определение места звука в
словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Подбор подходящих по
смыслу пар слов в предложения.
Развитие умения находить со-

слогах и словах.
Читают слоги хором

Сопоставляют звуки по месту и способу образования.
Умеют соотносить звук с
графемой.
Выделяют начальный звук
в слогах и словах, записывают соответствующую
букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в
Выделяют начальный звук
слогах и словах.
в слогах и словах, записыПовторяют за учителемвают соответствующую
логопедом слоговые цепочки, букву.
чистоговорки.
Проговаривают слоговые
Произносят слова парами соцепочки, пары слов и чипряженно, выделяя изучаемый стоговорки.
звук голосом.
Определяют место звука в
Изменяют слова по образцу
словах, записывают соотучителя-логопеда.
ветствующую букву.
Читают и записывают слова и Образуют новые слова разпредложения с изучаемой
личными способами.
буквой.
Вставляют пропущенные
Отвечают на вопросы учителя- буквы в слова и предложелогопеда односложноПодбиния.
рают подходящие по смыслу
Отвечают на вопросы учислова-пары в предложение с
теля-логопеда полным отопорой на картинку.
ветомПодбирают подходяУмеют составить из словосощие по смыслу слова-пары
четаний простое предложение. в предложение.
Записывают предложения,
Умеют составить из слововставляя пропущенные буквы сочетаний распространен30

65-66

Звук и буква З.
Артикуляция, звучание, выделение звука
из слов, определение
места звука в слове.
Слоги, слова, предложения со звуком и
буквой З

2

ставлять предложения из словосочетаний.
Запись предложений с пропущенными буквами в словах,
подбор к ним проверочных
слов.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического
слуха и восприятия

в слова с помощью учителялогопеда.
Отвечают простым предложением на вопрос учителялогопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителемлогопедом

ное предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные
буквы в слова.
Умеют подобрать проверочное слово.
Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и
символами для его обозначения.
Выделение звука из слогов,
слов.
Определение наличие
/отсутствие звука в словах.
Определение места звука в
слове.
Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый
звук.
Изменение и словообразование слов по образцу.
Составление и чтение слов из

Правильно произносят звук.
Называют слова, в которых
есть изучаемый звук.
Выбирают (называют) предметные картинки, в которых
есть изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую букву с опорой на
картинный материал.
Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и

Знают характеристику и
норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву. Выделяют
звук из слогов и слов, записывают соответствующую
букву.
Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук
31

67-68

69-70

71-72

Звук и буква С.
Артикуляция, звучание, выделение звука
из слов, определение
места звука в слове.
Слоги, слова, предложения со звуком и
буквой С
Дифференциация звуков и букв З - С.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию, букв – по написанию
Различение З - С в
слогах, словах, предложениях, связных
текстах

2

2

2

слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.

предложения с изучаемой
буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно

Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторномоторной координации.
Развитие умения соотносить
звук с графемой.
Выделение начальных звуков
в слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно.

Произносят звуки изолированно, в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Читают слоги хором

Выделение звуков из слогов,
слов.
Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок.
Определение места звука в
словах.

Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Повторяют за учителемлогопедом слоговые цепочки,
чистоговорки.
Произносят слова парами со-

голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Знают характеристику и
нормативное произношение
различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту и способу образования.
Умеют соотносить звук с
графемой.
Выделяют начальный звук
в слогах и словах, записывают соответствующую
букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук
в слогах и словах, записывают соответствующую
букву.
Проговаривают слоговые
цепочки, пары слов и чи32

Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Подбор подходящих по
смыслу пар слов в предложения.
Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний.
Запись предложений с пропущенными буквами в словах,
подбор к ним проверочных
слов.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического
слуха и восприятия

пряженно, выделяя изучаемый
звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложноПодбирают подходящие по смыслу
слова-пары в предложение с
опорой на картинку.
Умеют составить из словосочетаний простое предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные буквы
в слова с помощью учителялогопеда.
Отвечают простым предложением на вопрос учителялогопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителемлогопедом

стоговорки.
Определяют место звука в
словах, записывают соответствующую букву.
Образуют новые слова различными способами.
Вставляют пропущенные
буквы в слова и предложения.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответомПодбирают подходящие по смыслу слова-пары
в предложение.
Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные
буквы в слова.
Умеют подобрать проверочное слово.
Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки

Слово - 4 часа

33

73-74

Родственные слова

2

75-76

Состав слова.
Образование слов

2

77-78

Ударение (фонетическая и смыслоразличительная роль)

Умение находить и выделять
группы родственных слов.
Подбор родственных слов к
данным словам.
Выделение общей части в
родственных словах.
Выделение из ряда слов неподходящего по смыслу слово.
Развитие навыка словообразования и подбора родственных
слов
Выделение в словах корня,
приставки и суффикса.
Словообразование слов с помощью приставки и суффикса.
Развитие слухового восприятия и внимания

Находят и выделяют родственные слова, ориентируясь
на цветовые символы.
Выделяют общую часть в родственных словах с помощью
учителя-логопеда

Читают слова находят корень,
выделяют его; суффикс и приставку – с помощью учителялогопеда.
Изменяют слова по образцу

Ударение. Безударные гласные в слове– 8 часов
2
Выделение голосом ударного
Умеют отхлопывать ритмичеслога.
ский рисунок слова.
Определение сильной позиции Воспроизводят ритм слова с
гласного звука в слове.
выделением ударного гласноПостановка ударения в словах. го путём отстукивания, отхлоПодбор к слову соответствупывания с помощью учителяющей картинки.
логопеда
Выбор слова с одинаковым
написанием, но разным значением.
Расширение и активизация

Находят и выделяют родственные слова.
Выделяют общую часть в
родственных словах.
Умеют подобрать родственные слова по главному слову «гнезда» родственных слов.
Выделяют на слух родственные слова.
Образовывают новые родственные слова
Умеют образовывать новые
слова от корня с помощью
приставки и суффикса.
Изменяют слова по образцу.
Умеют подобрать подходящее по смыслу слово в
предложении
Умеют отхлопывать ритмический рисунок слова.
Воспроизводят ритм слова
с выделением ударного
гласного путём отстукивания, отхлопывания.
Умеют слышать ударный
гласный в слове.
Умеют понимать значение
слова, когда ударение перемещается
34

словарного запаса
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Чтение предложений парами.
Развитие умения находить
слова с одинаковым написанием.
Постановка ударения.
Грамматическое значение слов

79-80

Форморазличительная
роль ударения

2

81-82

Ударные и безударные гласные в слове.

2

Прослушивание стихотворения про ударение.
Постановка ударения в словах.
Выделение безударных гласных звуков в словах.
Словоизменение и словообразование слов.
Запись слов с пропущенными
буквами

83-84

Подбор проверочных
слов к словам с безударным гласным
звуков

2

Выделение безударного слога
и безударной гласной.
Подбор проверочных слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Расширение и активизация
словарного запаса.
Развитие фонематического
слуха и восприятия

Читают предложения парами.
Находят слова с одинаковым
написанием.
Ставят ударение в выделенных словах с помощью учителя-логопеда

Слушают стихотворение про
ударение.
Ставят ударение в словах с
помощью учителя-логопеда.
Выделяют безударные гласные с помощью учителялогопеда.
Вставляют в слова пропущенные безударные гласные, используя слова для справок
Выделяют безударный слог и
безударную гласную в словах.
С помощью учителя –
логопеда
подбирают проверочные слова
и называют нужную гласную
букву

Читают предложения парами.
Находят слова с одинаковым написанием.
Умеют поставить ударение
в словах в соответствии со
смысловым значением.
Объясняют грамматическое
значение слов в предложении
Слушают стихотворение
про ударение.
Умеют поставить ударение
в словах.
Выделяют безударные
гласные и подбирают проверочные слова.
Вставляют в слова пропущенные безударные гласные
Выделяют в слове безударный слог и безударную
гласную.
Умеют подобрать проверочные слова к слову с безударной гласной.
Расширяют словарный запас через накопление гнезд
родственных слов.
35

85-86

Предлог, как самостоятельное слово

2

87-88

Дифференциация
предлогов.
На – в
Дифференциация
предлогов.
С – из
Дифференциация
предлогов.
По – к
Дифференциация
предлогов.
За - из-за
Дифференциация
предлогов.
Над – под
Употребление предлогов в связной речи

2

89-90

91-92

93-94

95-96

97-98

2

2

2

Предлоги. Дифференциация предлогов – 14 часов
Закрепление знаний о предло- Повторяют предлоги и нахоге как слове и его роли в речи. дят их в словосочетании и
Отработка пространственного предложении с помощью учизначения предлогов.
теля-логопеда
Развитие умения находить
предлоги в предложении.
Правильное использование
предлогов в речи
Различение предлогов между
Отвечают на вопросы учителясобой.
логопеда односложно с исОтветы на вопросы учителяпользованием предлогов.
логопеда.
Выбирают нужный предлог с
Чтение словосочетаний (пред- опорой на картинку.
ложений), выбор нужного
Записывают предложения с
предлога.
использованием предлога с
Запись предложений с исполь- помощью учителя-логопеда
зованием предлогов.
Развитие пространственных
представлений

Записывают под диктовку
слова разной степени сложности и подбирают к ним
проверочные слова
Повторяют предлоги, их
значение и роль в словосочетаниях и предложениях.
Находят предлоги в предложении
Правильно используют
предлоги в речи
Различают предлоги.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с
соблюдением предложнопадежных конструкций.
Вставляют нужный пропущенный предлог в словосочетание
(предложение)

2

2

Различение предлогов между
собой.
Ответы на вопросы учителялогопеда.

Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно с использованием предлогов.
Составляют предложения из

Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с
соблюдением предложно36

Чтение словосочетаний (предложений), выбор нужного
предлога.
Составление предложений из
слов с использованием нужных предлогов.
Развитие пространственных
представлений

99.

Обследование импрессивной стороны
речи

1

100.

Обследование экспрессивной речи

1

данных слов, правильно выбирая нужный предлог с помощью учителя-логопеда

Обследование устной и письменной речи – 4 часа
Понимание обращенной речи. Умеют отвечать на вопросы
Выполнение предъявляемых
учителя-логопеда.
на слух словесных инструкций Умеют воспроизводить слогоразличной сложности
вые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно.
Составляют фразы по предметным картинкам с помощью
учителя-логопеда

Понимание обращенной речи.
Выполнение предъявляемых
на слух словесных инструкций
различной сложности

Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно.

падежных конструкций.
Составляют предложения
из данных слов, правильно
выбирая нужный предлог.
Вставляют нужные пропущенные предлоги в предложения.
Составляют предложении
из данных слов, изменяя
слова по смыслу
Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда.
Произносят, воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных логикограмматических конструкций, грамматических связей
согласования, управления.
Составляют фразы по сюжетным картинкам
Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда.
Произносят, воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
37

101.

Обследование устной
речи

1

Чтение слов, предложений,
простых текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного (прослушанного) текста

102.

Обследование письменной речи

1

Написание диктанта.
Работа над ошибками

Составляют фразы по предсловосочетания, предложеметным картинкам с помощью ния.
учителя-логопеда
Понимают смысл различных логикограмматических конструкций, грамматических связей
согласования, управления.
Составляют фразы по сюжетным картинкам
Читают предложения по смеЧитают доступный текст
шанному типу.
правильно, целыми словаОтвечают на вопросы с опоми, осознано, соблюдая парой на картинку
узы на знаках препинания.
Пересказывают прочитанный материал
Умеют списывать предложенный текст с печатного варианта.
Умеют написать слова или
простую фразу с помощью
учителя-логопеда

Умеют писать под диктовку
текст.
Умеют находить допущенные ошибки и исправлять
их после предварительного
анализа и разбора учителем-логопедом

38

Учебно-методическое обеспечение программы:

-Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы , авторы: Э.
В. Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский язык. 4 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г.

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.18.
1.19.
1.20
1.23.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.6.
3.7.
3.8.
4.
5.

Материально-техническое обеспечение программы
Гласные звуки и буквы
Согласные звуки и буквы
Правописание безударных гласных в корне
Правописание согласных в корне
Гласные после шипящих
Члены предложения
Однородные члены предложения
Состав слова
Ь после шипящих
Приставки пиши слитно
Правописание предлогов
Суффиксы
Окончания имен существительных
Три склонения имен существительных
Падежи
Изменение глаголов по числам
«НЕ» с глаголами
Изменение глаголов по временам
Части речи
Раздаточный дидактический материал по разделам:
«Слово»
«Состав слова»
«Предложение»
«Части речи: глаголы в предложении»
Ребусы
Кроссворды
Раздаточный материал по темам:
«Словарные слова»
«Предложение»
«Гласные и согласные в корне слова»
«Приставка и предлог»
«Падежи»
Диктанты (5-9 классы)
Орфографический словарик. П.А.Грушников.
Демонстрационный материал «Звери»
Магнитные цифры

А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

папка
папка
папка
папка
папка
папка

1
1
1
1
1
1

набор
набор
набор
набор
набор
набор
шт
А4
набор

1
1
1
1
2
1
10
1
1

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».