Логопедические занятия 9 24-25

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» (далее Коррекционный

курс)

Федеральной

адаптированной

основной

программы

обучающихся

с

составлена

на основе

общеобразовательной

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022
г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционный

курс

относится

к

коррекционно-развивающей

области «коррекционные занятия» и являются обязательной частью
учебного плана.
В

соответствии

с

учебным

планом

рабочая

программа

по

коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 9 классе рассчитана
на 68 часов (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме
групповых занятий.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» в 9 классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика,
коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение
речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский
язык».
Задачи коррекционного курса:
− повышать уровень речевого и общего психического развития
обучающихся;

3

− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих
(графических, орфографических) ошибок;
− закреплять

практические

навыки

правильного

использования

языковых средств в речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в
ближнем и дальнем окружении;
− вырабатывать

навыки

правильного,

сознательного

чтения

и

аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи,
профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.

4

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

II.

Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению
речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая
программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного
усвоения и правильного применения обучающимися грамматических
правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в
развитии психологических предпосылок к полноценному овладению
чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее
совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и
расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его
в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического
строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений
и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, –
предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых
письменных текстов. Данная программа построена по цикличному
принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более
высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа
и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного
подхода,

жизненными

компетенциями,

поэтапного

формирования

умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании
различных методов:
− практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
− наглядные

–

наблюдения,

работа

с

картинками,

аудио-

и

видеоматериалами;

5

− словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной
способности

обучающихся,

формирования

навыков

четкого

произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте
интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные

методы

используются

при

построении

высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения
творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может
варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения
программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
− упражнения для развития артикуляционной моторики;
− упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
− дыхательная гимнастика;
− коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
− формирование фонематических процессов;
− работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
− работа над предложением, текстом;
− обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим

и

очень

важным

структурным

компонентом

логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения.

6

Содержание разделов
№

Название раздела

Количество

п/п

часов

1.

Обследование устной и письменной речи

6

2.

Предложение. Текст.

6

3.

Состав слова

16

4.

Части речи. Текст.

32

6.

Связная устная речь

2

7.

Связная письменная речь

4

8.

Работа над выразительностью чтения

2
Итого:

68

7

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
− принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
− развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
− развитие

желания

вступать

в

устную

коммуникацию

для

межличностного
− взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах
− деятельности;
− умение выражать собственные мысли и чувства в простых по форме
устных

высказываниях

в

соответствии

с

грамматическими

и

синтаксическими нормами русского языка;
− формирование

установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
− наличие мотивации к овладению устной речью.
Предметные:
Минимальный уровень:
− производить звуко-буквенный анализ и синтез слов;
− дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме;
− различать гласные и согласные в слове на слух;
− образовывать новые слова разными способами;

8

− правильно изменять существительные, прилагательные в роде, числе
и падеже, глаголы в роде и числе;
− употреблять личные местоимения в нужной форме;
− грамматически правильно связывать слова в предложении;
− грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в
письменной и устной речи;
− интонационно оформлять высказывание;
− читать правильно, осознанно, целыми словами;
− писать под диктовку простой текст;
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Достаточный уровень:
− быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
− подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их
лексическую сочетаемость;
− знать способы проверки написания согласных и безударных гласных
в корне слова;
− пользоваться

различными

способами

словообразования

и

словоизменения;
− осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
− различать и уметь употреблять различные части речи (имя
существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения);
− пользоваться

различными

частями

речи

при

составлении

предложения;
− анализировать речь (на уровне текста, предложения);
− конструировать предложения разных видов и использовать в речи
предложения сложных синтаксических конструкций;
− работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и
главную мысль;

9

− писать изложения и сочинения;

− читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами,
используя логические ударения, читать «про себя»;
− владеть различными видами пересказа;
− писать под диктовку тексты (60-65 слов);
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
оцениваться

только

нарушениями)
строго

результативность

индивидуально

с

обучения

учетом

может

особенностей

психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учительлогопед

постоянно

отслеживает

и

контролирует

достижения

обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации
оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения
для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в
форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных

10

работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания,
диктанта.
Учитель-логопед

анализирует

специфические

ошибки

и

строит

дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых
ошибок.

Заполняется

речевая

карта

обучающегося,

карта

результатов

мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи:
первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной
речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет
степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти
градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть
допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает
возможность получения более дифференцированного результата. Процентное
выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из
уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
− высокий – 100 - 80%;
− выше среднего – 79,9 -65%;
− средний – 64,9 - 45%;
− низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой
профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее
сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить
динамику его речевого развития.

11

Тема курса

Кол-во
часов

№

Дата

IV.

1.

Обследование
грамматического
строя речи

1

2.

Обследование
словарного запаса
и связной речи

1

3.

Обследование
навыка чтения

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Обследование устной и письменной речи – 4 часа
Выявление понимания и
Умеют воспроизводить слова,
правильности построения
словосочетания, предложения
грамматической структуры
сопряженно и отраженно с
предложения; использования
опорой на наглядный материал
падежных форм
существительных; правильное
употребление рода различных
частей речи; форм единственного
и множественного числа
Выявление уровня
Восстанавливают
сформированности развернутого последовательность сюжета с
самостоятельного высказывания опорой на инструкцию.
и объема словарного запаса
Составляют предложения по
серии сюжетных картинок
(сюжетной картинке) с
помощью учителя-логопеда
Чтение текстов.
Читают простой текст целыми
Ответы на вопросы учителясловами.
логопеда.
Пересказывают текст с
Пересказ прочитанного текста
помощью наводящих вопросов

Понимают смысл различных
логико-грамматических
конструкций, грамматических
связей согласования,
управления

Восстанавливают
последовательность сюжета.
Составляют развернутый
рассказ по серии сюжетных
картинок (сюжетной картинке)
Читают текст правильно,
целыми словами, осознанно,
соблюдая интонационное и
логическое ударение.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
или сложным предложением.
Пересказывают прочитанный
текст

4.

Обследование
навыка письма

1

5-6

Простые и
сложные
предложения

2

Написание диктанта

Пишут под диктовку доступный
текст после предварительного
разбора
Предложение. Текст – 6 часов
Формирование умения отличать Читают по карточке
простые и сложные предложения определение «простые с
в тексте.
сложные предложения».
Выделение признаков простого и Различают предложения с
сложного предложения.
помощью учителя-логопеда.
Развитие умения выделять
Определяют основную мысль
средства связи слов в
предложений помощью
предложении.
наводящих вопросов учителяРазвитие чувства языка
логопеда.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной
грамматической форме.
Читают предложения

Умеют писать под
диктовку текст
Дают определение простых и
сложных предложений.
Различают простые и сложные
предложения.
Умеют определить основную
мысль текста.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной
грамматической форме.
Выразительно читают
предложения.
Делают вывод о связи слов в
предложениях.

13

7-8

Правописание
сложных
предложений с
союзами и, а, но и
без них

2

Составление отдельных
предложений.
Закрепление умения составлять
предложения, соблюдая
правильный порядок слов.
Развитие ориентировки в
языковом материале

С помощью учителя-логопеда и
наводящих вопросов
устанавливают причинноследственные связи.
Отвечают на вопрос учителялогопеда простым
предложением.
Составляют предложения из
данных слов с помощью
опорных схем

Умеют устанавливать
причинно-следственные связи
между явлениями и событиями.
Выделяют признаки сложных
предложений.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
грамматически правильно
оформленным предложением.
Составляют предложения из
данных слов.

9-10

Работа с
деформированны
ми
предложениями
текста.
Грамматическое
оформление
предложений с
однородными
членами

2

Формирование умения находить
и исправлять речевые и
неречевые (логические) ошибки
в предложениях.
Развитие умения составлять
сложноподчиненные
предложения из простых.
Развитие умения грамотно
выражать свои мысли.
Развитие чувства языка.

Умеют находить допущенные в
тексте речевые ошибки с
помощью учителя-логопеда.
Находят повторяющиеся
однокоренные слова в
предложении.
Подбирают и заменяют
повторяющиеся слова, словами
близкими по значению,
используя слова для справок.
Составляют по образцу из двух
предложений одно.
Списывают предложения,
соблюдая знаки препинания с
карточки

Находят допущенные в тексте
орфографические,
синтаксические ошибки.
Находят повторяющиеся
однокоренные слова в
предложении.
Подбирают и заменяют
повторяющиеся слова словами
близкими по значению.
Составляют из двух
предложений одно (по
образцу).
Конструируют
сложноподчиненные
предложения, используя
данные союзные слова и
помощь учителя-логопеда.
Записывают предложения,
соблюдая знаки препинания

14

11-12

Состав слова.
Анализ слова по
морфемам.

2

13-14

Словообразовани
е слов с помощью
приставок и
суффиксов

2

15-16

Сложные слова.
Правописание
сложных слов с
помощью
соединительных
гласных звуков

2

Состав слова –16 часов
Составляют родственные слова с Составляют родственные слова
опорой на схему
с опорой на схему
(приставка, корень, суффикс,
(приставка, корень, суффикс,
окончание).
окончание).
Образуют от основ
Выполняют морфемный анализ
существительных однокоренные слов.
слова с удвоенными согласными Образуют от основ
с помощью учителя-логопеда.
существительных
Упражняются в написании слов с однокоренные слова с
двойными согласными
удвоенными согласными.
Находят слова с удвоенными
согласными.
Записывают слова с
удвоенными согласными под
диктовку
Закрепление знаний и
Образовывают слова
практических способов
приставочно-суффиксальным
словообразования слов
способом с опорой на
различных частей речи.
картинный материал.
Формирование умения
Выделяют приставки и
определять способ
суффиксы с помощью учителясловообразования.
логопеда.
Обогащение словарного запаса.
Составляют словосочетания с
Развитие слухового внимания и
образованными
логического мышления
словами
Закрепление умения
Образовывают сложные слова,
образовывать сложные слова
отвечая на
путем слияния двух основ.
вопрос учителя-логопеда.
Определение корней в сложных
Составляют словосочетания с
словах.
образованными
Правильное написание
словами

Составляют родственные слова
с опорой на схему
(приставка, корень, суффикс,
окончание). Образуют от основ
существительных
однокоренные слова с
удвоенными согласными с
помощью учителя-логопеда.
Находят слова с удвоенными
согласными.
Упражняются в написании слов
с двойными согласными

Образовывают слова
приставочно-суффиксальным
способом.
Находят и обозначают
графически приставки и
суффиксы.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами
Знают понятие сложного слова.
Образовывают сложные слова
из двух основ, выделяют
соединительные гласные.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
15

соединительной гласной в
сложных словах.
Развитие умения составлять
словосочетания и предложения
со словами.
Обогащение словарного запаса.
Развитие слухового внимания и
логического мышления

Находят сложные слова в
словосочетаниях и выделяют
корни с помощью учителялогопеда, выделяют
соединительные гласные

17-18

Безударные
гласные звуки.
Правописание и
способы проверки
одной и двух
безударных
звуков в словах

2

Закрепление правописания одной
или двух безударных гласных в
корне слова, проверяемых
ударением.
Подбор проверочных слов.
Постановка ударения в
проверочных словах.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Запись слов с безударными
гласными под диктовку.
Расширение и активизация
словарного запаса.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

Выделяют безударные гласные
звуки в словах (одну или
несколько).
Подбирают проверочные слова
к слову с одной безударной
гласной.
С помощью учителя –логопеда
подбирают проверочные слова
к словам с двумя безударными
гласными, называют нужные
гласные буквы. Расширяют
словарный запас через
накопление «гнезд»
родственных слов

19-20

Парные звонкие и
глухие согласные.
Правописание и
способы проверки
в словах

2

Закрепление умения объяснять
правописание слов со звонкими
глухими согласными звуками на
конце и в середине слов.
Отработка способов проверки

Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда.
Вставляют пропущенные буквы
с опорой на наглядность.
Умеют закончить предложение

словами.
Находят сложные слова в
словосочетаниях и
предложениях, объясняют свой
выбор.
Выделяют корни в сложных
словах, объясняют
правописание соединительных
гласных.
Пишут сложные слова под
диктовку
Выделяют в слове безударные
гласные (одну или несколько).
Умеют подобрать проверочные
слова к слову с одной или
двумя безударными гласными.
Расширяют словарный запас
через накопление «гнезд»
родственных слов.
Записывают под диктовку слова
разной степени сложности и
подбирают к ним проверочные
слова

Сравнивают произношение и
написание согласных на конце
и в середине слова.
Изменяют слова по образцу,
подбирая проверочные слова.
16

21-22

Правописание
непроизносимых
согласных в
корне

2

23-24

Правописание
гласных и
согласных в
приставках

2

25-26

Сложные и
сложносокращенн
ые слова

2

написания слов с помощью
словоизменения и
словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Развитие фонематического слуха
и восприятия
Закрепление умения объяснять
правописание непроизносимых
согласных в корне.
Отработка способов проверки
написания слов с помощью
словоизменения и
словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Развитие фонематического слуха
и восприятия
Закрепление умения объяснять
правописание гласных и
согласных в приставках.
Отработка способов проверки
написания слов с помощью
словоизменения и
словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Развитие фонематического слуха
и восприятия
Развитие умения находить в
предложениях и тексте сложные
и сложносокращенные слова.
Упражнения в правильном
употреблении сложных и
сложносокращенных слов в

по картинке

Вставляют пропущенные
буквы, подбирая проверочные
слова.
Умеют закончить предложение,
выбрав подходящее слово по
смыслу
Изменяют слова по образцу с
Сравнивают произношение и
помощью учителя-логопеда.
написание слов.
Вставляют пропущенные буквы Изменяют слова по образцу,
с опорой на наглядность.
подбирая проверочные слова.
Умеют закончить предложение Вставляют пропущенные
по картинке
буквы, подбирая проверочные
слова.
Умеют закончить предложение,
выбрав подходящее слово по
смыслу
Изменяют слова по образцу с
Сравнивают произношение и
помощью учителя-логопеда.
написание слов.
Вставляют пропущенные буквы Изменяют слова по образцу,
с опорой на наглядность.
подбирая проверочные слова.
Умеют закончить предложение Вставляют пропущенные
по картинке
буквы, подбирая проверочные
слова.
Умеют закончить предложение,
выбрав подходящее слово по
смыслу
Находят в предложении и
Находят в предложении и
тексте сложные и
тексте сложные и
сложносокращенные слова.
сложносокращенные слова.
Подбирают подходящие по
Исправляют ошибки в
смыслу сложные и
словосочетаниях и
сложносокращенные слова для
предложениях, подбирая
17

предложении.
Развитие чувства языка

27-28

Имя
существительное.
Значение
существительного
в речи.

2

29-30

Склонение имен
существительных

2

составления словосочетаний с
помощью учителя-логопеда

Части речи. Текст - 32 часов
Закрепление понятия о словах,
Классифицируют и называют
обозначающих предмет.
с помощью учителя-логопеда
Совершенствование навыка
имена существительные и
дифференциации одушевленного ставят к ним правильный
и неодушевленного предмета.
вопрос.
Развитие умения ставить вопрос
Дифференцируют
к имени существительному.
одушевленные и
Употребление в речи в
неодушевленные предметы с
различных формах в зависимости опорой на картинный
от связи с другими словами.
материал, собственные и
Обогащение и расширение
нарицательные с помощью
словарного запаса.
наводящих вопросов.
Развитие зрительного внимания
Изменяют слова по образцу.
и памяти
Находят в предложении
имена существительные с
помощью учителя-логопеда
Развитие умения ставить вопрос
Классифицируют и называют
к имени существительному.
с помощью учителя-логопеда
Употребление в речи в
падежи имен
различных формах в зависимости существительных и ставят к
от падежа.
ним правильный вопрос.
Обогащение и расширение
Дифференцируют
словарного запаса.
существительные по падежам
Развитие зрительного внимания
с опорой на картинный
и памяти
материал с помощью
наводящих вопросов.
Изменяют слова по образцу.

сложные и
сложносокращенные слова,
правильно согласовывая его с
другими словами
Имеют представление об
именах существительных,
ставят к ним правильный
вопрос.
Выделяют имена
существительные среди других
слов.
Дифференцируют
одушевленные и
неодушевленные предметы,
собственные и нарицательные.
Знают правописанием имен
собственных.
Изменяют слова по числам.
Находят в предложении имена
существительные
Имеют представление об
именах существительных, об их
изменении по падежам.
Выделяют имена
существительные среди других
слов.
Дифференцируют
одушевленные и
неодушевленные предметы,
собственные и нарицательные.
Знают правописанием
18

Находят в предложении имена
существительные с помощью
учителя-логопеда
31-32

Несклоняемые
существительные

2

Развитие умения находить в
предложениях и тексте
несклоняемые имена
существительные.
Упражнения в правильном
употреблении несклоняемых
существительных в
предложении.
Развитие чувства языка

Находят в предложении и
тексте несклоняемые имена
существительные.
Подбирают несклоняемые
существительные в
предложениях и тексте с
помощью учителя-логопеда

33-34

Имя
прилагательное.
Значение
прилагательных в
речи.

2

Определение синтаксической
роли имени прилагательного в
речи.
Умение находить словапризнаки в предложении и
тексте по вопросам.
Закрепление умения
образовывать прилагательные
от существительных,
сравнительной степени
прилагательных.
Развитие практического навыка
в подборе имен
прилагательных
Развитие слухового внимания и
памяти

Умеют классифицировать и
называть с помощью учителялогопеда слова,
обозначающие признак
предмета и ставить к ним
правильный вопрос.
Выделяют имена
прилагательные из
предложения с помощью
учителя-логопеда.
Умеют закончить
предложения, подбирая по
смыслу подходящие слова
признаки

35-36

Склонение

2

Определение рода имен

Соотносят имена

падежных окончаний
Изменяют слова по падежам.
Находят в предложении имена
существительные
Находят в предложении и
тексте несклоняемые имена
существительные.
Исправляют ошибки в
словосочетаниях и
предложениях, подбирая
несклоняемые имена
существительные, правильно
согласовывая его с другими
словами
Подбирают к именам
существительным подходящие
по смыслу слова,
обозначающие признаки.
Ставят вопрос к именам
прилагательным.
Выделяют имена
прилагательные из
предложения и текста,
обозначают его графически.
Умеют закончить предложения,
подбирая по смыслу
подходящие слова признаки,
образуя прилагательные от
существительных и, используя
сравнительную степень
прилагательных
Согласовывают имена
19

прилагательных.
Прилагательные
на –ий; - ье; - ья; ьи

37-38

Местоимении.
Значение
местоимений в
речи.

2

прилагательных с помощью
вопросов.
Закрепление синтаксической
функции падежей при
согласовании имен
существительных с именами
прилагательными.
Развитие умения находить в
предложении сочетания имени
существительного с именем
прилагательным.
Правильное употребление
предлогов при составлении
словосочетаний имен
прилагательных с именем
существительным в
предложении и тексте.
Развитие орфографической
зоркости и чувства

существительные с
соответствующими именами
прилагательными с опорой на
картинный материал,
записывают словосочетания и
предложения
Согласовывают имена
существительные с именами
прилагательными в роде,
числе и падеже с помощью
наводящих вопросов.
Умеют выделить из
предложения сочетания
существительного с
прилагательным и поставить
правильный вопрос от имени
существительного с помощью
учителя-логопеда

существительные с именами
прилагательными в роде, числе
и падеже.
Умеют выделить из
предложения сочетания
существительного с
прилагательным и поставить
правильный вопрос от имени
существительного.
Выделяют окончания имен
прилагательных.
Вставляют пропущенные
окончания прилагательных в
предложении и тексте.
Вставляют пропущенные имена
прилагательные в предложение
и текст, соблюдая предложнопадежные конструкции

Развитие умения находить в
предложениях и тексте личные
местоимения.
Закрепление умения
согласовывать имена
существительные единственного
и множественного числа с
местоимениями.
Упражнения в правильном
употреблении местоимений в
предложении.
Развитие чувства языка

Находят в предложении и
тексте личные местоимения и
называют, на кого они
указывают.
Заменяют имя
существительное на
местоимение в предложениях
и тексте во избежание
повтора слов с помощью
учителя-логопеда

Находят в предложении и
тексте личные местоимения и
называют, на кого они
указывают.
Заменяют имя существительное
на местоимение в
предложениях и тексте во
избежание повтора слов.
Исправляют ошибки в
словосочетаниях и
предложениях, заменяя
местоимение и правильно
согласовывая его с
существительным
20

39-40

Склонение
местоимений

2

Развитие умения находить в
предложениях и тексте личные
местоимения.
Закрепление умения
согласовывать имена
существительные единственного
и множественного числа с
местоимениями.
Упражнения в правильном
употреблении местоимений в
предложении.
Развитие чувства языка
Практическое усвоение навыка
согласования глагола с личными
местоимениями.
Изменение словосочетаний
глаголов с местоимениями.
Развитие чувства языка и
укрепление речевого внимания

Находят в предложении и
тексте личные местоимения и
называют, на кого они
указывают.
Заменяют имя
существительное на
местоимение в предложениях
и тексте во избежание повтора
слов с помощью учителялогопеда
Образуют словосочетания
глаголов с местоимениями по
образцу, акцентируя
произнесение окончания
вопроса и ответа.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда простым
предложением

41-42

Глагол. Значение
глаголов в речи.

2

Определение синтаксической
роли глагола в речи.
Закрепление умения ставить к
глаголу вопрос.
Развитие практического
навыка в подборе глаголов к
именам существительным
Развитие слухового внимания и
памяти

Умеют классифицировать и
называть с помощью учителялогопеда слова,
обозначающие действие
предмета и ставить к ним
правильный вопрос.
Выделяют глаголы из ряда
слов с помощью учителялогопеда.

Находят в предложении и
тексте личные местоимения и
называют, на кого они
указывают.
Заменяют имя существительное
на местоимение в
предложениях и тексте во
избежание повтора слов.
Исправляют ошибки в
словосочетаниях и
предложениях, заменяя
местоимение и правильно
согласовывая его с
существительным
Образуют словосочетания
глаголов с местоимениями.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда распространенным
предложением.
Составляют сложные
предложения, согласуя глагол
с местоимением с опорой на
сюжетную картинку
Подбирают к именам
существительным глаголы,
подходящие по смыслу.
Ставят вопрос к глаголу от
имени существительного.
Выделяют глаголы из ряда
слов.
Умеют закончить
предложения, подбирая по
21

Находят в предложении
глаголы

43-44

Употребление
глаголов в
прямом и
переносном
значении

2

Формирование умения
определять прямое и
переносное значение слов.
Развитие правильного
употребления образных слов и
выражений
Расширение пассивного и
активного словарного запаса.
Развитие чувства языка

Подбирают подходящее по
смыслу имя прилагательное,
используя слова для справок

45-46

Употребление
глаголов со
значением
отрицания

2

Подбирают подходящее по
смыслу глаголы с
отрицательным значением,
используя слова для справок

47-48

Изменение
глаголов по
лицам и числам

2

Формирование умения
определять глаголы с
отрицательным значением.
Развитие правильного
употребления глаголов с
отрицательным значением.
Расширение пассивного и
активного словарного запаса.
Развитие чувства языка
Практическое усвоение навыка
изменения глаголов по лицам и
числам.
Изменение словосочетаний с
глаголами.
Развитие чувства языка и
укрепление речевого внимания

Образуют словосочетания
глаголов с существительными
по образцу, акцентируя
произнесение окончания в
соответствии с лицом и числом
глагола.
Отвечают на вопросы учителя

смыслу подходящие слова,
обозначающие действие
предмета.
Находят в предложении
глаголы, обозначают его
графически
Умеют подбирать
прилагательные к именам
существительным,
основанные на сходстве и
сравнении.
Подбирают подходящее по
смыслу имя прилагательное.
Находят в связном тексте
образные сравнения имен
прилагательных
Умеют подбирать глаголы к
именам существительным,
основанные на значении
отрицания.
Подбирают подходящее по
смыслу глаголы.
Находят в связном тексте
глаголы со значением
отрицания
Образуют словосочетания
глаголов с существительными.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда распространенным
предложением.
Составляют сложные
предложения, согласуя глагол с
22

логопеда простым
предложением
49-50

Повелительная
форма глагола

2

Знакомство с понятием
«повелительная форма глагола».
Образование повелительной
формы глагола.
Развитие чувства языка и
укрепление речевого внимания

51-52

Наречие.
Значение наречий
в речи.

2

Определение синтаксической
роли наречия в речи.
Закрепление умения ставить к
наречию вопрос.
Развитие практического навыка в
подборе наречий к глаголам.
Развитие слухового внимания и
памяти

53-54

Правописание
наречий.

2

Закрепление правописания
наречий на –а, - о.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Запись наречий под диктовку.

существительным в лице и
числе

Образуют словосочетания
глаголов с существительными
по образцу, акцентируя на
вопросе глагола.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда простым
предложением

Образуют словосочетания
глаголов с существительными.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда распространенным
предложением.
Составляют сложные
предложения, согласуя глагол с
существительным во времени и
числе
Умеют классифицировать и
Подбирают наречия к
называть с помощью учителяглаголам, подходящие по
логопеда слова,
смыслу.
Ставят вопрос к наречиям от
обозначающие признак
действия предмета и ставить к
глагола.
ним правильный вопрос.
Выделяют наречия из ряда
Выделяют наречия из ряда
слов.
слов с помощью учителяУмеют закончить
логопеда.
предложения, подбирая по
Находят в предложении
смыслу подходящие слова,
наречия
обозначающие признак
действия предмета.
Находят в предложении
наречия, обозначают его
графически
Выделяют гласную в конце
Выделяют в слове последнюю
наречий.
гласную.
С помощью учителя –логопеда Умеют подобрать
подбирают называют окончание соответствующую гласную в
наречий
окончание наречий.
23

55-56

Числительное.
Значение
числительного в
речи.

2

57-58

Правописание
числительных.

2

Расширение и активизация
словарного запаса.
Развитие фонематического слуха
и восприятия
Определение синтаксической
роли числительного в речи.
Закрепление умения ставить к
числительному вопрос.
Развитие практического навыка
в подборе числительных к
именам существительным
Развитие слухового внимания и
памяти

Закрепление правописания
числительных от 5 до 20 и 30;
от 50 до 80;
от 500 до 900;
90, 200, 300, 400.
Подбор подходящих по смыслу
слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Запись слов под диктовку.
Расширение и активизация
словарного запаса.

Записывают под диктовку
наречия разной степени
сложности на –а; на – о.
Умеют классифицировать и
называть с помощью учителялогопеда слова,
обозначающие количество
предметов и ставить к ним
правильный вопрос.
Выделяют числительные из
ряда слов с помощью учителялогопеда.
Находят в предложении
числительные.

Выделяют гласную в конце
числительных.
С помощью учителя –логопеда
подбирают нужные окончания
числительных и называют
нужную гласную букву.

Подбирают к числительным
существительные,
подходящие по смыслу.
Ставят вопрос к
числительному от имени
существительного.
Выделяют числительные из
ряда слов.
Умеют закончить
предложения, подбирая по
смыслу подходящие слова,
обозначающие признак
действия предмета.
Находят в предложении
числительные, обозначают его
графически
Выделяют в числительных
гласную в окончании.
Записывают под диктовку
числительные разной степени
сложности.

24

59-60

Устное
сочинение.
Работа над
составлением
рассказа.
Придумывание
окончания
рассказа

2

61-62

Сочинение –
описание
предмета

2

Развитие фонематического слуха
и восприятия
Связная устная речь – 2 часа
Развитие умения заканчивать
Прослушивают (прочитывают)
рассказ.
рассказ.
Беседа по рассказу.
Определяют главную мысль и
Установление причиннотему рассказа.
следственных связей в
Предлагают название рассказа.
содержании рассказа.
Составляют план рассказа с
Соблюдение последовательности помощью учителя-логопеда.
Придумывают окончание
действий при составлении
рассказа, используя простые
рассказа.
Развитие образного мышления и распространенные предложения
воображения.
Развитие навыков устной связной
речи
Связная письменная речь – 4 часов
Закрепление умения писать
Прослушивают план рассказасочинение по плану.
описания.
Повторение признаков и
Определяют основную мысль.
строения текста-описания.
Предлагают заголовок.
Формирование умения строить
Определяют количество частей
собственное описание по
в рассказе.
аналогии с образцом.
Отвечают на вопросы учителялогопеда, опираясь на опорную
Обогащение и развитие
таблицу.
словарного запаса.
Развитие навыков письменной
Составляют устный рассказсвязной речи
описание. с помощью учителялогопеда.
Записывают план сочинения в
тетрадь.
Записывают составленное

Прослушивают (прочитывают)
рассказ.
Определяют главную мысль и
тему рассказа.
Озаглавливают рассказ.
Составляют план рассказа.
Придумывают окончание
рассказа, используя
сложносочиненные и
сложноподчиненные
предложения.
Пересказывают рассказ
Прослушивают план рассказаописания.
Определяют основную мысль.
Предлагают заголовок.
Определяют количество частей
в рассказе.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
распространенным
предложением, опираясь на
опорную таблицу.
Составляют устный рассказописание.
Записывают план сочинения в
тетрадь.
25

сочинение по образцу
63-64

Сочинение по
наблюдениям за
сезонными
изменениями
весной

2

65.

Работа над
техникой чтениявыразительность
ю прочитанного
Работа над
техникой чтения.
Ударение –
компонент

1

66.

1

Развитие умение замечать
основные признаки времени года
«Весна».
Закрепление умения писать
сочинение по плану, опорным
словам.
Использование средств
выразительности для описания
наблюдений.
Обогащение и развитие
словарного запаса.
Развитие навыков письменной
связной речи

Прослушивают музыкальное
произведение П.И.Чайковского
из цикла произведений
«Времена года».
Описывают картину, которую
они представили в процессе
прослушивания.
Указывают приметы ранней
весны.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
распространенным
предложением.
Определяют основную мысль и
тему сочинения.
Записывают составленное
сочинение по образцу

Работа над выразительностью чтения – 2 часа
Развитие навыков
Читают текст выразительно
выразительного чтения.
после предварительного
Развитие умения правильной
разбора.
постановки логического и
Слушают и выделяют слово, на
интонационного ударения.
котором сделано логическое
Работа над интонационной
ударение.
выразительностью речи.
Читают предложения с
Развитие навыков связной
правильной интонацией
устной речи

Пишут сочинение-описание по
плану
Прослушивают музыкальное
произведение П.И.Чайковского
из цикла произведений
«Времена года».
Описывают картину, которую
они представили в процессе
прослушивания.
Указывают приметы ранней
весны.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
распространенным
предложением.
Определяют основную мысль и
тему сочинения.
Составляют план сочинения,
называют опорные слова.
Пишут сочинение, опираясь на
наблюдения, план и опорные
слова.
Записывают сочинение
Читают текст выразительно.
Умеют выделять
логическим ударением главное
во фразе в зависимости от ее
смысла.
Соблюдают паузу, интонацию в
вопросах, ответах, при чтении и
пересказе связных текстов
26

интонации
67.

Обследование
устной речи

1

68.

Обследование
письменной
речи

1

Обследование устной и письменной речи – 2 часа
Чтение слов, предложений,
Читают доступный текст.
простых текстов.
Отвечают на вопросы с
Ответы на вопросы учителяпомощью наводящих вопросов
логопеда.
учителя-логопеда
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста
Написание диктанта.
Работа над ошибками

Пишут под диктовку текст
после предварительного
разбора

Читают текст правильно,
правильно, целыми словами,
осознано, соблюдая паузы на
знаках препинания.
Пересказывают прочитанный
материал
Умеют писать под диктовку
текст.
Умеют находить допущенные
ошибки и исправлять их после
предварительного анализа и
разбора учителем-логопедом

27

Учебно-методическое обеспечение программы:
Учебная литература:
-Учебник «Русский язык», 9 класс: для образовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
под ред. Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской, 2018г.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 1. «Состав слова» 5-9 классы. Учебное пособие
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные
общеобразовательные
программы,
7-е
издание,
Москва:
«Просвещение», 2018 г. 2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 2. «Имя существительное» 5-9 классы. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные
общеобразовательные
программы,
7-е
издание,
Москва:
«Просвещение», 2018 г. 2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 3. «Имя прилагательное» 5-9 классы. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные
общеобразовательные
программы,
7-е
издание,
Москва:
«Просвещение», 2018 г. 2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В.
-Русский язык. Рабочая тетрадь 1. «Глагол» 5-9 классы. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы, 7-е издание, Москва: «Просвещение», 2018 г.
2010 год. Составители: Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
Методическая литература:

- Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое

пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений. Москва, «Владос», 2003
год. Составитель: А.Г.Зикеев.
-Диктанты по русскому языку для специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Москва, «Владос» 2003 год. Составитель: E .Я. Кудрявцева.

-Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение. Издательство
«Учитель». Составитель: Т.П. Шабалкова.
- обучающие изложения: 5-9 классы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1993г.
Составитель: П.Ф. Ивченков.

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.18.
1.19.
1.20
1.23.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.6.
3.7.
3.8.
4.
5.

Материально-техническое обеспечение программы
Демонстрационные таблицы:
Гласные звуки и буквы
Согласные звуки и буквы
Правописание безударных гласных в корне
Правописание согласных в корне
Гласные после шипящих
Члены предложения
Однородные члены предложения
Состав слова
Ь после шипящих
Приставки пиши слитно
Правописание предлогов
Суффиксы
Окончания имен существительных
Три склонения имен существительных
Падежи
Изменение глаголов по числам
«НЕ» с глаголами
Изменение глаголов по временам
Части речи
Раздаточный дидактический материал по разделам:
«Слово»
«Состав слова»
«Предложение»
«Части речи: глаголы в предложении»
Ребусы
Кроссворды
Раздаточный материал по темам:
«Словарные слова»
«Предложение»
«Гласные и согласные в корне слова»
«Приставка и предлог»
«Падежи»
Диктанты (5-9 классы)
Орфографический словарик. П.А.Грушников.
Демонстрационный материал «Звери»
Магнитные цифры

А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1
А1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

папка
папка
папка
папка
папка
папка

1
1
1
1
1
1

набор
набор
набор
набор
набор
набор
шт
А4
набор

1
1
1
1
2
1
10
1
1

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».