География
Аннотация к рабочей программе предмета «География»
Программа предмета «География» составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ
МИНОБРНАУКИ России № 1599 от 19.12.2014г., зарегистрировано Министерством юстиции РФ 03.02.2015г.),
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 (Одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
Основными целями рабочей программы являются:
-
подготовка учащихся к
усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих
этапах обучения;
-
формирование понимания
причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;
-
формирование у
обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных,
регулятивных, познавательных) средствами предмета;
-
воспитание патриотизма,
толерантности к другим народам и культур
Основные задачи курса географии:
-
дать элементарные, но
научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края,
России и зарубежных стран,
-
показать особенности
взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных
народов, помочь усвоить правила поведения в природе,
-обучить
правилам поведения в природе,
-
развивать и
коррегировать познавательную деятельность: учить анализировать, сравнивать
изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости,
развивать воображение обучающихся.
-расширять лексический запас детей.
География дает благодатный материал для патриотического,
интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
География как учебный предмет в школе
имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной
мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет
кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и
социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Познание мира предполагает изучение системы
взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс
географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком,
чтением (литературным чтением), математикой, изобразительным искусством,
черчением, основами социальной жизни и другими предметами, а также
предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Мир природы и человека» и
«Природоведение», входящих в предметную область «Естествознание». Учитывая общие и специальные задачи
коррекционной школы, программа географии предусматривают повторяемость
материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что
способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний
учащимися с интеллектуальными нарушениями.
Рабочей программой предусматриваются
экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт
учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на
уроках.
Рабочая программа учитывает
преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на
которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир,
чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе
знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство,
физическая культура, профильный труд).
В рабочей программе заложен принцип
коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на
коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного
воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом
психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными
нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти,
воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать,
обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и
зависимости.
В 6 классе («Начальный курс физической
географии») учащиеся учатся ориентироваться на местности, знакомятся с формами
земной поверхности, водоемами, планом и картой. В программу введены темы
«Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение
вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение
космоса».
7 класс полностью посвящен знакомству с
природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов
экономической и социальной географии страны должно рассматриваться в тесной
взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей,
как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно
быть уделено экологическим проблемам.
В содержании учебного материала выделены
два основных блока:
I. Особенности природы и хозяйства России (общая
характеристика) — 11 часов. II.
Природные зоны России (57 ч).
Задача первого блока этого раздела —
создать целостное представление о нашей Родине, раскрыть разнообразие ее
природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.
Во втором блоке, дается комплексная
характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы,
условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические,
социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей
Родины.
Курс «Географии материков и океанов»
рассчитан на 2 года обучения. В 8 классе много времени отводится на изучение
Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк.
Обучающиеся знакомятся не только с природой различных континентов, но и с
населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей,
отдельными государствами. С четвертой четверти 8 класса учащиеся начинают
изучать физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие
представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате,
водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии.
Изучение этого материка продолжается в
9 классе. Такое расположение материала позволяет больше времени выделить на
знакомство с государствами Евразии. Изучаемые страны сгруппированы по типу
географической смежности. Современные названия государств даются в
скобках.
При объяснении материала учителю
целесообразно больше внимания уделять страноведческим и общекультурным
аспектам: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обычаи),
на ценности духовной культуры (архитектура, музыка, танцы, театр,
религия).
Завершается курс «География материков и
океанов» темами, посвященными России как крупнейшему государству Евразии. На
этих уроках учитель повторяет и обобщает знания учащихся о своей стране
(государстве), полученные в 6 и 7 классах, и подготавливает их к знакомству со
своим краем (областью, районом, городом).
Изучению своей местности отводится
четвертая четверть 9 класса. Обучающиеся знакомятся с местными экономическими
проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе.
Описание места учебного
предмета в учебном плане.
Учебный предмет «География» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание». Программа по курсу «География» составлена из расчета 2 часа в неделю в 6-9 классах и составляет 68 часов в год